Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последовательность освоения дошкольниками пространственных ориентировок



При освоении пространственных ориентировок педагогу необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться сначала в линейном пространстве (одномерном), затем в плоскостном (двумерном), а затем в объемном (трехмерном пространстве). Обучение ориентировке в разных видах пространства имеет свои специфические особенности.

Освоение линейного (одномерного) пространства

Цель

· Развитие умения сужать поле поиска объекта на линии.

· Обучение умению ориентироваться в линейном пространстве.

· Обогащение словаря терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние».

Игровая задача

В линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

Условия

Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево», «между», «крайние».

Оборудование

Демонстрационная лента с картинками.

Описание хода игры

Воспитатель выставляет в ряд на демонстрационной ленте семь карточек с изображением насекомых (стрекоза, бабочка, божья коровка, муравей, майский жук, таракан, кузнечик). Загадана стрекоза.

Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»:

· Это слева от муравья?

· Это слева от бабочки?

· Это стрекоза?

Усложнения

1. В роли ведущего может выступать ребенок, который самостоятельно подбирает объекты для игры.

2. Линейный ряд можно составить из геометрических фигур разного размера (до 4 видов) или цвета. Можно использовать картинки с изображением частей суток, времен года.

3. Допускается увеличение линейного ряда до 25 предметов.

4. Возможна игра по памяти без зрительного восприятия объектов.

5. Педагог может предложить детям для игры предметы, расположенные в вертикальную линию. Тогда при отгадывании дети используют такие термины, как «выше – ниже», «на уровне глаз».

6. Организуется игра, при которой ведущие и играющие стоят друг против друга, а линейный ряд находится между ними. Играющие задают вопросы по сужению поля поиска с точки зрения ведущего. Используя речевые обороты типа: «Этот предмет находится справа от вас? ».

Освоение плоскостного (двумерного) пространства

Двухмерное пространство осваивается детьми на основе объектов, расположенных на горизонтальной и вертикальной плоскости.

Цель

· Развитие умения детей сужать поле поиска объекта на плоскости.

· Обучение умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.

· Обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть плоскости», «верхняя – нижняя часть плоскости», «дальняя – ближняя часть плоскости», «угол», «сторона» плоскости.

Игровая задача

Отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве. Использовать слова, связанные с ориентировкой на плоскости.

Условия

Не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в двумерном пространстве.

Оборудование

Горизонтальная или вертикальная плоскости с расположенными на них объектами.

Описание хода игры

На плоскости стола располагаются геометрические фигуры, разные по цвету и размеру (до 15 штук). Ведущий предлагает отгадать играющим фигуру, которую он загадал.

Вопросы, на которые ведущий ответил «да»:

Это в ближней части стола?

Это в правой ближней части стола?

Это ближе к правому углу стола?

Это зеленый куб?

За четыре вопроса играющие нашли загаданный объект.

Примечание

На начальном этапе фигуры, не участвующие в поиске, постепенно убираются с плоскости.

 Ведущий и играющие находятся с одной точки зрения по отношению к горизонтальной поверхности.

Усложнения

Игра разворачивается на вертикально расположенной плоскости. При этом вводятся новые ориентировочные обозначения (верх – низ доски).

Производится изменение места нахождения играющих по отношению к горизонтальной плоскости:

· ведущий и ребенок находятся напротив друг друга, то есть в " зеркальном" положении,

· ведущий и ребенок находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом вводятся правила: играющие должны задавать вопросы с точки зрения ведущего. Используются фразы типа: «Эта фигура находится в правой части стола по отношению к вам? ", " Эта фигура расположена в ближней правой части стола по отношению к вам? »

Освоение объемного (трехмерного) пространства

Цель

· Развитие умений сужать поле поиска в объемном пространстве.

· Обучение умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.

· Обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол», «правая – левая сторона», «задняя – передняя часть комнаты», «выше – ниже уровня глаз».

Игровая задача

Отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.

Условия

Не допускается перечисление объектов, находящихся в комнате. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.

Описание хода игры

Ведущий загадывает какой – либо объект в комнате (цветок на подоконнике). Играющие задают вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска.

Вопросы, на которые ведущий ответил «да»:

· Это в ближней части комнаты?

· Это в правой ближней части комнаты?

· Это ближе к правому углу комнаты?

· Это связано с окном?

· Это в нижней части окна?

· Это цветок на подоконнике?

Играющие, задав 6 вопросов, отгадывают объект.

Примечание

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск. Ведущий и играющие занимают одинаковую позицию по отношению к загаданному объекту.

Усложнения

 Производится изменение позиций играющих и ведущего:

· ведущий и ребенок находятся напротив друг друга, то есть в " зеркальном" положении относительно друг друга,

· ведущий и ребенок находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом вводятся правила: играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции ведущего. Используются фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас? ", " Этот объект расположен впереди вас? »

Можно предложить игру «Черный ящик». Ведущий внутри какой – либо коробки прикрепляет предмет и предлагает играющим с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве отгадать, где он находится.

Примерные вопросы:

· Это в ближней части коробки?,

· Это в верхней части коробки?,

· Это в правой части коробки?

· Это с правой стороны коробки и в ближнем верхнем углу? ".

На заключительных этапах освоения трехмерного пространства можно использовать игру «Робот». Ведущий выбирает робота – ребенка и ставит задачу перемещения в пространстве.

ПР : роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды роботу типа: «Сделай пять шагов влево от себя! ", " Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.

Игры и творческие задания в разных предметных областях – поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд.

Все игры описаны по следующей схеме:

· Название игры.

· Целеполагание.(цель игры)

· Игры с признаками, значений которых упорядочены в ряд.

Целеполагание определяется во всех случаях исходя, прежде всего, из требований базисной образовательной программы дошкольного учреждения. Кроме задач, связанных с познанием признаков объектов и их значений, в играх решается проблема активизации в речи детей сравнительных степеней этих значений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь