Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Система тренингов по обучению классификационным умениям
Обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3, 5 лет через систему творческих заданий. Форма организации работы с детьми – тренинги с малыми подгруппами дошкольников. Деятельность мотивируется с помощью проведения соревнований, раскрытия тайн, восстановление порядка и справедливости в мире. 1." Природный и рукотворный мир" Цель: Учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления Оборудование Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую - природного. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира (не менее 100). Содержание Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний: “Все в мире перепуталось” (воспитатель перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают); “Раз, два, три, ко мне беги” (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему). соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику». 2. " В гостях у Королевы Природы" Цель Учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления. Оборудование Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов живой природы, во вторую – неживой природы. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного мира (не менее 50). Содержание Ведущий объясняет, что все объекты природного мира разные. К представителям живой природы относятся объекты, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться и др. К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии. В процессе работы с объектами неживой природы вводятся обозначения состояния вещества: · твердое изображает человечек с вытянутыми руками; таким образом моделируется камень, лед и др.; · жидкое изображает человечек с опущенными руками (вода); · газообразное изображает «бегущий» человечек, который дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах. Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний: “Природный мир бывает разный”, ”В природном мире все перепуталось”, ”Что изменилось у Королевы Природы”, соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет Королеве Природе». 3. " В гостях у Живой Природы" Цель Учить детей делить объекты живой природы на классы и группы по заданным признакам и объяснять основания такого деления. Оборудование Задания проводятся на большом круге, разделенном на три сектора: 1. первый сектор обозначает царство грибов; 2. второй сектор – класс растений; 3. третий сектор – класс животных. Количество картинок с изображением представителей этих классов не ограничено. Содержание Ведущий объясняет, что все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов. В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики растений, находит общее для них (стебель, листья, цветы и плоды). Сообщает детям, что класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все природные объект, у которых есть живот. Царство грибов немного похоже и на класс растений, и на класс животных. Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний: · “Природный мир перепутался ”; · “Раз, два, три, ко мне все животные (растения) беги” (к ведущему подбегают дети, на картинках которых изображены представители данного класса), · соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто найдет домик для цветка (птицы)». 4." В гостях у Королевы Изобретений" Цель Учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления. Оборудование Задания проводятся на большом круге, разделенном на несколько секторов. Каждый сектор обозначает какую-либо классификационную группу (мебель, транспорт, здания, посуда и др.). Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено. Содержание Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком – изобретателем с какой-либо целью: · транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздухе и др.); · посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления; · одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него; · печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д. В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики рукотворных объектов, вводит новые классификационные группы на основе функции объектов. При этом задается вопрос: «Чем этот объект помогает человеку? ». Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе. Одновременно ведется работа по обучению детей определению характерных признаков объектов. Деление объектов идет по цвету, форме, размеру, материалу, составляющим частям и др. Это можно проводить в форме игр: “ Чудесный мешочек “, ” Магазин игрушек “, “ Про какой предмет я сказала”. 5. Играем в " Да – Нет" Серия игр “Да – Нет” на загаданное или неизвестное слово проводится, когда дети научатся определять характерные признаки объектов. Цель Закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и значений признаков неизвестного объекта. Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира по самостоятельно выбранным основаниям. Содержание Ведущий загадывает объект или неизвестное слово, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают. Вопросы можно задавать, опираясь на таблицу: Таблица классификации объектов окружающего мира
Природный мир | ||||||||
Принадлежность к классификационной группе | Живая природа | Неживая природа | ||||||
Функция объекта, его дело | Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек). | Вещество | ||||||
Материал | Твердое | |||||||
Форма | Жидкое | |||||||
Цвет | Газообразное | |||||||
Размер (по отношению к чему-либо) | Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. | |||||||
Наличие частей | ||||||||
Местонахождения | Грибы (ядовитые и съедобные) | |||||||
Время создания | Растительный мир (культурные и дикорастущие) | |||||||
Количество и др. | Микробы | |||||||
Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. |
ПР: ведущим загадан молодой мухомор в лесу.
Вопросы, на которые был дан утвердительный ответ:
· Этот объект относится к природному миру?
· Это живая природа?
· Это царство грибов?
· Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).
· У него длинная ножка? (вопрос по признаку " размер" и признаку " часть" ).
· У него красная шляпка? (вопрос по признаку " цвет" и признаку " часть" ).
· У него на шляпке есть точки? (признак " часть" ).
· Он находится в лесу? (признак " места" ).
· Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак " времени" )
· Вы загадали один мухомор? (признак " количества" )
Задания можно проводить как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром или в режимных процессах.
Игры и творческие задания
по закреплению навыков осознанной классификации
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
" Отвечай быстро" Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам. | Играющие становятся в круг. Ведущий выбирает какой-либо признак (цвет) и называет его значение (желтый). Играющие по очереди называют предметы в соответствии с названной характеристикой. Вариант игры: игрок, назвавший предмет с заданным значением признака, выбирает другое значение признака (например, другой цвет). |
" Кому что нужно? " Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий | Называется профессия, дети называют предметы, необходимые человеку этой профессии. Вариант игры: называется предметы, орудия труда, а играющие определяют, человеку какой профессии они необходимы. |
" Все в мире перепуталось" Учить объединять объекты окружающего мира группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре | Игра проводится на основе " модели мира", которая разделена на сектора (количество секторов и их содержание устанавливаются в соответствии с возрастом детей и целью занятия). Каждый сектор объединяет объекты определенной классификационной группы. Ведущий располагает карточки на " модели мира" произвольно. Детям предлагается распределить карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной структуре. |
" Я еду на Север" Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения. | Дети сидят полукругом перед ведущим. Он называет какой-либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Ведущий берет с собой на Север только тех детей, которые называют объекты данной классификационной группы. ПР: ведущий говорит: " Я еду на Север и беру с собой ботинки". Предполагается, что дети должны назвать предметы, относящиеся к группе “Обувь". Дети определяют (но не называют) классификационную группу, к которой относится названный объект, и по очереди называют свои объекты (ответы не должны повторяться). Последний играющий ребенок должен назвать классификационную группу, к которой относятся все объекты, взятые ведущим на Север (сандалии, кеды, сапоги и т.д. - обувь) |
" Что в круге" Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. | Детям предлагаются наборы карточек с изображением различных объектов. Одна подгруппа подбирает карточки с изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (например, стул, табурет, диван, кровать...). Вторая – называет предметы в круге одним словом (" мебель" ). Далее – первая подгруппа обобщает, а вторая – подбирает картинки. |
" Черный ящик" Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения его признаков | Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в " черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по алгоритму сужения поля поиска. Варианты игры: Объект прячет ведущий – ребенок. Расположение коробки по отношению к ребенку и предмета в ней может быть разнообразным (ящик повернут углом к ребенку, находится над головой ребенка, предмет прикреплен к крышке с внутренней стороны коробки, и т.д.). Игра проводится после успешно выполненных заданий на ориентировку в трехмерном пространстве и тренингов, связанных с обучением классификации объектов. |
" Четвертый лишний" Упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку. | Ребенку предлагаются три карточки с изображениями объектов одного вида (стул, стол, шифоньер) и одну карточку с изображением объекта другого вида (телефон). Ребенок должен определить, какая картинка лишняя, и обосновать свой выбор. |
" Да – Нет" на неизвестное слово Учить детей сужать поле поиска с помощью выделения признаков и значений признаков объекта. | Ведущий называет слово, неизвестное детям, и просит угадать, что оно означает, задавая вопросы по алгоритму. ПР: ведущий объявил слово «ага»; дети с помощью вопросов отгадывают, что это «жаба». После того, как определено значение слова, можно предложить детям изобразить его в продуктивной деятельности, а затем рассмотреть картинки или фото данного объекта и дать словесное описание объекта. |
" Поможем Золушке" Упражнять детей в самостоятельном выборе основания для классификации множества объектов материального мира | Ведущий предлагает детям помочь Золушке справиться с заданием, которое дала мачеха: разложить по корзинам овощи и фрукты. Да не сказала, по какому признаку, а только велела спросить у «помощников» (какие признаки выделяются каждым из анализаторов). Дети самостоятельно вычленяют признаки и раскладывают овощи и фрукты по признакам цвета, формы, величины, запаха, звуков (хрустит, трещит и др.), плотности, температуре. |
" Рыбы – птицы – звери" | Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно. ПР: птица – «воробей», рыба – «карась» и т.д. Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира. |
" Что взять с собой" Учить составлять множество на основе заданного признака | Воспитатель рассказывает историю о том, что волшебница приглашает в волшебную страну разные объекты. Да не все подряд, а только те, у которых есть определённый признак. Дети называют объекты и объясняют наличие заданного признака (громкий, яркий, тёплый, тяжёлый, устойчивый и т.д.) |
" Соты" Упражнять в назывании объектов рукотворного мира в соответствии с заданной классификационной группой | Ведущий начинает рассказывать сказку: гуляли предметы по лесу и заблудились. Темно стало страшно. Пошёл дождь. Вышли они на опушку и увидели вдруг пчелиные соты. На встречу вылетает пчёлка-часовой. Попросились скитальцы на ночлег: " Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти пчела". А пчеле не хочется их пускать. Решила она хитростью не пустить их: -" Под дождём держать не буду, В соты я пущу посуду". Дети придумывают себе образ в соответствии с названным классом. -" Не теряйте вы надежду. В соты я пущу одежду". … -" Холод, грех вас здесь держать. Кто умеет рисовать? " … -" Заходите все игрушки для моей дочурки Мушки". … |
Игры и творческие задания в разных предметных областях – поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд (с 4, 5 - 5 лет)
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы