Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная значимость антропологического знания
В последние десятилетия XX в. в антропологии, как и в других социальных науках, произошел существенный сдвиг в отношении целей и стиля теоретических построений по сравнению не только с периодом их первоначального становления, но и с 1960-ми гг. Причины изменений были обусловлены совпадением во времени двух классов факторов. Во-первых, после Второй мировой войны начинается цепь серьезных геополитических изменений, для объяснения и прогнозирования которых имеющиеся социально-научные теории оказались недостаточными. Во-вторых, сомнению начали подвергаться наличные средства описания социальной и культурной реальности: новые научные факты перестали укладываться в рамки ранее сложившегося понятийного аппарата. Одновременное действие этих групп факторов побудило представителей социальных наук говорить об их кризисном состоянии и определять пути выхода из него. Был предпринят целый ряд попыток переориентировать предметную область в новом направлении, например перейти от макроуровня рассмотрения социальных и культурных феноменов к их микроанализу; от социетально-институциональных объектов к событиям повседневной жизни; от изучения общества и культуры по отдельности к теоретическому объединению социологических и антропологических познавательных стратегий. Стали меняться и исследовательские объекты: от общества, культуры «в целом», от отдельных институтов внимание переключается на социальные и культурные проблемы. Развитие современной антропологии обусловлено стремлением решить центральную проблему: какими должны быть адекватные репрезентации социокультурной реальности в подвижных условиях повседневной жизни. Причем речь идет не только о научном дискурсе. Обращение к социально значимым проблемам означает, что полученные в исследованиях результаты должны использоваться в прикладных целях, а также представляться широкой публике в ходе решения актуальной в эпоху интенсификации межкультурных коммуникаций задачи — массового просвещения. Соответственно речь идет о погружении антропологии в более широкий политический, исторический, философский контекст, помещение ее на пик дебатов в отношении актуальных социокультурных проблем с использованием современных дискурсивных практик. Центральным вопросом исследования становится: «Что происходит? » Движимые им работы представляют собой подробное описание совместного опыта исследователя и тех, кого он изучает как участии- ков различного рода типичных и экстраординарных социокультурных ситуаций. Это подразумевает процесс реконструирования уже существующих теорий от исходных допущений до проверки гипотез, выявления новых путей познания и репрезентации различных моделей адаптации людей в современном сложном и подвижном окружении. В широком социокультурном контексте такая работа связана с решением целого ряда просветительских и этических задач: критический анализ европейских обществ, пересмотр оснований существующих здесь традиционных культурных норм, ценностей, привычек, жизненных стандартов; демонстрация иных, чем европейский, способов организации совместного существования людей и того, что модели эффективной социокультурной адаптации многообразны; привлечение внимания к неосознаваемым глубинным основаниям, исходя из которых представители разных культур и субкультур воспринимают друг друга. Антропология уже давно перестала быть средством коллекционирования экзотичных обычаев и раритетов, поставщиком развлекательной информации. Сегодня, как никогда раньше, она открывает возможность использования мирового культурного богатства для саморефлексии и интеллектуального роста представителей всех народов. В то же время в современной глобальной ситуации, когда взаимодействие и взаимозависимость культур возрастают, нужны новые точки зрения на изменившуюся социокультурную реальность и новые стили ее репрезентации. Их суть сегодня заключается в том, чтобы перейти от наблюдения и описания иных культур к их рефлексивному критическому сопоставлению с европейскими образцами, чтобы лучше познать сходства и различия в способах организации совместного существования людей и понять их причины и последствия. Просветительский потенциал антропологии С момента зарождения социальной и культурной антропологии здесь существуют две основные просветительские тенденции. Одна из них связана со стремлением постоянно напоминать о существовании самобытных культур и форм социокультурной жизни и оберегать их от глобальной экспансии вестернизации. В этом смысле антропологию можно считать одной из самых гуманных социальных наук. Часто иронизируют по поводу ее романтической окраски, тем не менее антропологам до сих пор удается противостоять широко распространенным представлениям о неизбежности гомогенизации мировой культуры по западным образцам. Их работы также являются убедительными проводниками толерантного отношения к культурным меньшинствам, к инокультурным обычаям и нравам, сколь бы экстравагантными они ни казались носителям западных культур. Другая тенденция, возможно, менее заметная и непрерывная, чем первая, проявляется в критической позиции по отношению к собственной культуре. Сравнивая инокультурные типичные ситуации и паттерны поведения с присущими своей культуре, антрополог демонстрирует относительность ценно-! стей, стереотипов, норм, кажущихся естественными, побуждает чита- теля к размышлениям о повседневных событиях, принимаемых как нечто само собой разумеющееся. Антропология как культурная критика пока используется не так уж широко. Однако ее потенциал в этом отношении весьма велик. Во-первых, сегодня существует обширный эмпирический материал, представляющий самые разнообразные инокультурные сообщества с описанием и интерпретацией полевых наблюдений. Во-вторых, характерный для антропологии компаративный метод делает обязательными межкультурные сравнения. Все это предполагает рефлексивное отношение к ино-культурным феноменам и явное или неявное их сравнение с западными. Поэтому одна из отличительных черт антропологического исследования — «это утонченная рефлексия антрополога относительно себя и своего общества при описании чужой культуры. Она может быть вычленена из области экспериментального описания и перенаправлена во всей полноте на культурную критику в своем обществе. Идентичность современной культурной антропологии связана с объединением ее критической функции применительно к своему обществу и трансформацией ее традиционно описательной функции в отношении чужих обществ. Результатом может быть интеграция целей и практики этой науки, которая сможет ответить на вызовы новой среды, где ей приходится существовать»1. В то же время, как и любая социальная наука, антропология не свободна от априорных культурно-оценочных суждений, от идеологических коннотаций. Так, в период после Второй мировой войны в развитых странах сложилась общая идеологическая модель либерального государства благосостояния. Сопровождающие ее настроения уверенности и безопасности нашли отображение в социальных науках в приоритетном внимании к идеям системной целостности, общим моделям стабильности и «естественности» социального порядка. Последующие события глобального масштаба как в Европе и США, так и в странах «третьего мира», поколебали уверенность социологов и антропологов в универсальности общесистемной парадигмы. Уже в 1960-х гг., особенно к их концу, академическая культура отличалась политическим активизмом и направленностью на существенные общественные и культурные трансформации. В это время в рамках социальных наук и в более широких интеллектуальных кругах происходили серьезные дискуссии относительно смены познавательной и даже культурной парадигмы, доминировавшей в предыдущий период и утверждавшей идеи единства и целостности мира, в том числе социального. Повышенный интерес к динамике и многообразию процессов, активизировавшихся в этот период и нарастающих в дальнейшем, породил сомнения в отношении необходимости, а затем и возможности широкоохватных социально-научных построений, которые могли бы — как в период приверженности стилю «общей теории» — объяснить разнообразие локальных реакций на действие глобальных процессов. Разочарование в существующих субстанциональных теориях общества и куль- • Marcus СЕ. and Fisher M. M. J. Op. cit. P. 4. туры привело к тому, что наиболее интересные дебаты переместились на уровень методологии, эпистемологии, интерпретации, дискурсивных форм репрезентации микросоциальных процессов, в том числе отношений, складывающихся между антропологом и носителем изучаемой им культуры. Центральными в антропологии стали — и остаются до сих пор — вопросы: что именно изучается, когда речь идет об изучении общества и культуры; какого рода знание извлекается из данных о чужих культурах; каким образом можно репрезентировать это знание, чтобы оно стало социально полезным и интересным для читателей. Вначале о позитивистской парадигме. По-видимому, накопление данных, совершенствование методов, расширение сферы ad hoc допущений и т. п. с течением времени привели исследователей к пониманию того, что она не универсальна. Ее границы стали непосредственно ощутимыми на уровне как получения, так и интерпретации научной информации. В науках о человеке, обществе и культуре такое положение дел привело к возникновению ряда фундаментальных социально-философских проблем. Среди них особый интерес представляют следующие. Во-первых, в исследовательской практике обнаружилось, что далеко не все, что устойчиво и повторяется в социокультурной реальности — это Универсальные Законы, подобные законам природы. Многие устойчивые элементы общественной и культурной жизни людей порождаются ими самими и существуют в неизменном виде лишь ограниченное время. Сейчас исследователи все более осознают познавательную целесообразность отделить «законы» от «регулярностей» и придать им свой собственный эпистемологический статус. Во-вторых, в рамках этой парадигмы были выявлены универсальные формы социальности. Однако в ходе дальнейшей работы обнаружилось, что сведение к ним текущих социокультурных процессов не объясняет их генезиса, динамики и формы развития. Кроме того, стало очевидным, что не сами эти «универсалии», но их специфичные соотношения, место и смысл в этих конфигурациях имеют значимые последствия для социокультурной жизни людей. Таким образом, вновь возникла проблема, как следует строить объяснение в социальных науках. Тем не менее можно говорить, что в сфере изучения человека, общества и культуры эта парадигма сыграла известную положительную роль. По крайней мере теоретические и эмпирические данные, накопленные в ее рамках, позволяют подойти к постановке вопросов о видовых границах и специфике человека, о границах его экологической ниши. Ограниченность позитивистской парадигмы социально-научного познания еще более резко обнаружилась в контексте текущих социокультурных изменений. Расширение международных контактов в условиях сосуществования государств с различным социально-политическим строем; распространение идей о национальном и расовом равенстве как универсальной человеческой ценности; взаимодействие представителей различных культур в контексте глобализации — все это повысило значимость проблемы соотношения универсальных и специфичных характеристик социокультурного существования людей в мировом масштабе. На уровне отдельного общества эти проблемы приобрели особую значимость в связи с процессами модернизации. Профессиональная дифференциация и изменения процессов социализации; расширение информационного поля и сферы индивидуального выбора в культуре; увеличение меры многообразия субкультур в современных обществах — вот те факторы, которые повсеместно стимулировали интерес к социокультурному многообразию в новых условиях. Изменения в общественной практике отразились в концепциях общества и культуры как повышенное внимание к индивидуальной и локально-культурной специфике совместного существования людей. В рамках более гуманизированной по сравнению с позитивистской познавательной ориентацией исследовательский интерес фокусируется на иных проблемах. Во-первых, центральной темой здесь становится изменение социокультурной жизни, а не сохранение социальной системы. Соответственно внимание привлекается к тому, что социокультурные системы порождаются, «живут» и разрушаются, а не просто «поддерживаются». Во-вторых, первостепенное значение придается тому, что люди, человеческая активность составляют единственную движущую силу этой динамики. Поэтому прежде всего следует изучить и понять то, как они поддерживают или изменяют характеристики общества и культуры. В-третьих, ценностные и нормативные суждения признаются равноправными с логическими. Поэтому построение идеальных моделей общества и культуры считаются важным дополнением к дескриптивным и объясняющим. Наконец, в-четвертых, на методологическом уровне проблемой стало стремление объединить поиск социокультурных закономерностей (номотетическая позиция) с определением специфики значений, смыслов отдельных событий общественной жизни в их историческом и культурном контексте (идиографическая позиция). Иными словами, надо было интегрировать метод «понимания» в набор исследовательских инструментов социальных наук. Такие попытки, хотя и начали предприниматься с конца 1960-х гг., но их результаты до сих пор остаются весьма скромными. И отчасти потому, что провозглашаемые теоретические посылки, включающие в себя идеи семантической многомерности символической реальности и значимости социокультурной микродинамики, расходятся с применяемыми методами сбора информации, которые еще не приспособлены для улавливания изменчивости смыслов и значений культурных фактов в стандартных социокультурных ситуациях. Итак, антропология характеризуется стремлением соединить гуманистические ориентации с научными методами, и не только на уровне провозглашаемой идеологии. Само исследовательское внимание к повседневной социокультурной жизни людей, к ее процессам, а не только результатам, к содержательным, а не только структурным ее аспектам означают важные дополнения к некоторым фундаментальным представлениям о том, что на Западе традиционно считалось научным познанием. В таком контексте следует ожидать, что новые ориентации без особых затруднений отчасти дополнят, а отчасти заменят традиционные. Но для этого нужно время и тщательный анализ возможностей их взаимодействий и взаимовлияний. Поскольку для каждого из них характерен свой образ социального мира, свои цели и методы исследования, в настоящее время их сторонники постоянно дискутируют друг с другом и порой считают свои теоретические основания несовместимыми. Но уже сейчас можно видеть, что целый ряд данных, получаемых в рамках каждого из них, носит взаимодополнительный, «взаимоосве-щающий» характер. И это позволяет говорить о том, что их взаимодействие способствует расширению и углублению знаний людей об обществе и культуре. Значимость антропологического знания для других профессий В период, когда социальные изменения второй половины XX в. привлекли всеобщее внимание, стали все более заметными расхождения между процессами глобализации и этноцентризма. Соответственно организация межкультурных контактов в разных сферах общественных отношений все более опиралась на те возможности социальных наук, которые могли бы способствовать определению возникающих здесь проблемных ситуаций и поиску способов справиться с ними. В это время тщательно анализируются те области в системе общественного разделения труда, в рамках которых социально-научное знание могло бы стать полезным для решения профессиональных задач2. В ходе изучения этого вопроса были выявлены аспекты такого рода знания, которые оказались бы особенно необходимым для каждой из них, анализировались препятствия, мешающие его непосредственному практическому использованию, рассматривались возможности эффективной организации обучения общественным наукам соответствующих специалистов. Речь шла также о просветительстве в области знаний об обществе и культуре и возлагались надежды на то, что таким образом можно поднять уровень культурной компетентности в широких масштабах. Среди рассматриваемых категорий системы общественного разделения труда были так называемые «профессии» — право, медицина, инженерия, социальное консультирование, — менеджмент в сферах бизнеса и индустрии, работники учреждений федерального правительства, локального управления и служб. Из официальных документов, опубликованных в США в конце 1960-х — начале 1970-х гг., например, явствует, что целесообразность применения социально-научного знания во всех перечисленных случаях не вызывает сомнения. Так, обращаясь к сфере профессий, следует отметить, что это один из самых влиятельных институтов в современном обществе, поскольку его представители располагают и высоким статусом в рамках социаль- 2 См.: The Behavioral and Social Science: Outlook and Neede. The Behavioral and Social Scirnce Survey Committee. N. Y. 1969. A.D. Biderman, E.T. Crowtord. The Political Economics of Social Resoerch. The Case of Sociology. Washington DC. Bureau of Social Research, 1968. M. Random. The Social Scientict in American Industry. N.Y., 1970. A.M. Rivien Systematic Thinking for Social Action. Washington D.C. Broolyeis. N. Y., 1971. Knowledge into action. Improving the Nation's Use of the social Sciences. Report of the Special Commission on the Social sciences of the National Science Board. Washington DC, 1969. ной структуры, и высоким престижем. Все это делает их общественно значимым слоем, влиятельность которого такова, что специальные социально-научные знания для них совершенно необходимы, и их нельзя подменять техническими навыками3. Считается, что специалисты такого рода могут извлечь для себя пользу из знания и понимания социальных условий, культурных кодов, образа жизни, характерных для общностей, с которыми они имеют дело. Социология и антропология помогают им также в процессе принятия решений, входящих в сферу их компетенции. Это становится чрезвычайно важным сейчас, в частности, для представителей инженерных профессий. Изменение самой социальной ситуации такого рода деятельности в странах «третьего мира», ставит перед инженерами целый ряд новых проблем, решить которые помогает знание в области социальной антропологии. Среди них можно назвать следующие: — возросла необходимость в умении выбирать среди технологических альтернатив и оценивать их последствия в соотношении с локальным качеством трудовых ресурсов и образом жизни пользователей; — значительно расширилась традиционная сфера эргономики. Теперь речь идет о связи между человеком и физическим окружением вообще. А это, в свою очередь, требует от инженера не только хорошей технической подготовки, но и культурно-экологических знаний; — акцент на социальных последствиях технической модернизации в развивающихся странах требует, чтобы к экономическим подсчетам затрат и выгод прибавляется оценка социальной эффективности совершаемых технических выборов. Важность использования знания из области социологии и антропологии отмечается и для таких профессий, как право, журналистика, медицина. Причем наряду с социальной «полезностью» использования этого знания подчеркивается также и возможность вклада общественных наук в развитие самих профессий. Так, если говорить о журналистике, то считается, что антропология может оказать существенную помощь при репрезентации материала, освещающего текущие вопросы межкультурной значимости, придавая ему глубину и размещая в соответствующем социокультурном контексте. Что касается права, то здесь вопрос становится еще более важным, так как до сих пор недостаточно изученными остаются проблемы функционирования международного права и правовых институтов. Повышенное внимание к социальным и культурным проблемам в настоящее время делает чрезвычайно важным вопрос применения социально-научного знания при построении национальной политики в отношениях с другими странами. Это относится и к правительству в целом, и к локальным управлению и службам. Например, уже в конце 1960-х гг. в федеральном правительстве США происходят некоторые изменения, свидетельствующие о повышении внимания к социальным з Knowledge into Action: The Improving the Nation's Use of the social Sciences. Report of the Special Commission on the Social Sciences of the National Science Board. Washington DC, 1969. наукам. Так, если до 1968 г. The President's Science Advisory состоял главным образом из представителей естественных наук (при лидирующем положении физиков), то с 1968 г. в состав Комитета был включен представитель социальных наук, и в дальнейшем это представительство расширяется. Социальные науки представлены также и в Federal Council on Science and Technology. Возник вопрос о необходимости ввести в профессиональный штат Office of Science and Technology специалистов в этой области. Появилась даже заинтересованность в учреждении Council of Social Advisers при White House Office, выполняющего роль советника, подобную роли Council of Economic Advisers4. Сейчас и под давлением общественного мнения, и преследуя собственные цели, любое правительство вынуждено, разрабатывая свои внешнеполитические программы, опираться на результаты анализа социальных и культурных аспектов жизни в обществах-партнерах и оппонентах. В последнее время стала совершенно очевидной недостаточность изучения лишь экономических возможностей и последствий модернизации в развивающихся странах, решения вызванных ими проблем только в технических терминах. Правительства развитых стран столкнулись с необходимостью признать, что городское планирование, разработка новых проектов транспорта, связи, информационных технологий в модернизирующихся обществах при участии одних лишь технических специалистов часто не приводят к ожидаемым результатам. Здесь нужны эксперты, способные оценить эти решения с точки зрения социокультурных последствий. Например, размещение трудовых ресурсов — это не просто вопрос определения функционального соответствия специалистов рабочим местам. Речь идет о сложной проблеме формирования и поддержания организационной культуры. Уже накопленный опыт в разработке таких социальных программ, как Программа по борьбе с бедностью, появившаяся в США в начале 60-х гг. XX в., показала, что подобного рода деятельность «без тщательной консультации специалистов в области социальных наук может обойтись очень дорого. Штат, хорошо подготовленный в области социальных наук, — это существенные ресурсы в разработке и переформулировании политики, влияющей на общество... Знание из области социальных наук необходимо при планировании, исследованиях, разработке, применении, опосредовании и оценке такого рода деятельности»3. То же самое полностью относится и к органам местного управления и служб («community organization»), которые включают в себя и общественные, и частные агентства, осуществляющие решение проблем на уровне локальных сообществ. В их состав входят отделения местного управления, полиция, службы здравоохранения, социального обеспечения, пожарной безопасности, а также добровольные благотворительные организации. Естественно, что по сравнению с проблемами, входящими в крут компетенции правительства, здесь речь идет о меньшем объеме работ, но зато об обязательной локальной специфике принимаемых ■ • Knowledge into Action. P. 54. 5 Ibid. P. 55. решений. Следует отметить, что, например, в связи с особенностями американской культуры органы локального управления и служб не только оказались более тесно связанными с самими социальными проблемами, но и их взаимодействие с представителями социальных наук оказалось более успешным и имеет длительную историю. Например, еще в 1915 г. в Рочестере (штат Нью-Йорк) было организовано Bureau of Municipal Research, в котором работали профессиональные ученые — представители социальных наук. Целями их работы были оценка и улучшение местного управления в Рочестере и окружающих областях. Сотрудники бюро провели многочисленные исследования, связанные с локальной городской политикой — вопросы экономики, права, управления, образования и культурной неоднородности. Другой, более поздний пример — это исследования в области городской политики, проводимые совместно работниками местного управления Нью-Йорка и RAND Corporation. Это одно из самых больших исследовательских объединений подобного рода, штат которого включает около 40 профессионалов, в число которых наряду с математиками, программистами, инженерами входят также и специалисты социально-научного профиля. Эти и ряд других исследований подтверждают позитивные аспекты включения знания из области социологии и антропологии в разработку и оценку социальных программ, разрабатываемых органами местного управления. К 1960-м гг. уже имелось значительное количество работ, позволяющих делать заключения и о социальной дифференциации участия в добровольных организациях, и об их влиянии на локальную политику. Ряд социологических исследований, относящихся в основном к концу 1950-х гг., был посвящен изучению различий в доступе к органам локального управления и служб и связи этих различий с социальным статусом претендентов. Несколько более поздние исследования (середина — конец 1960-х гг.) предпринимались с целью понять, каким образом локальные организации управления адаптируются к социальным нормам, нравам и обычаям, принятым в американской жизни. Наконец, еще одна чрезвычайно важная социальная сфера, где обращение к социальным наукам имеет, пожалуй, самое широкое распространение — это деловые и промышленные круги. В настоящее время соответствующие знания применяются здесь не только при стратегическом планировании и прогнозировании, изучении социального воздействия отдельных компаний, стандартизации продукции, но и при решении проблем управления персоналом, при попытках определить соотношение организационной и корпоративной культуры, при разработке новых и улучшении уже существующих способов связей с общественностью. До сих пор остаются проблемой социокультурные аспекты управления персоналом в организациях разного рода. Попытки решить ее имеют длительную историю. В конце XIX в. попытки размещения рабочей силы и регулирования производственной деятельности исходили главным образом от инженеров. Достаточно вспомнить систему «научного управления» Ф. Тейлора, более чем скромный успех которой объяснялся ошибочными представлениями ее создателя о человеческих побуждениях и мотивах. Дальнейшие попытки относятся к периоду между двумя мировыми войнами и связаны с более сложными представлениями о человеческой природе и способах построения промышленной политики. Исследования были направлены на изучение «человеческих отношений в промышленности». Однако это снова привело к известной односторонности, ибо здесь чрезмерно большое значение стало придаваться уже внефункциональным аспектам трудовой деятельности. Следует отметить, что этому аспекту поведения приписывалось лишь негативное значение. А поскольку практически вся масса исследований адресовалась менеджерам, рекомендации были направлены на сокращение пространства такого поведения в соответствии с критериями рациональности. Хотя при изучении человеческих отношений акцент ставился на сокращении зоны неформальных отношений в структуре внутригрупповой и межгрутшо-вой коммуникации в формальных организациях и был явно односторонним, такая ориентация с тех пор вплоть до настоящего времени продолжает оказывать влияние на их восприятие, В 1960-е гг. именно в этой области были построены и проверены модели, связанные с системным и организационным анализом. Здесь интегративная идея о целостной природе организации объединялась с точным логико-математическим описанием ее функционирования как системы. Сейчас такого рода анализ давно уже вышел за рамки научных лабораторий и активно применяется при построении политики различных компаний. Одним из самых недавних (начиная с середины 1980-х гг.) применений социально-научного, в особенности антропологического знания в сфере организационных отношений является обращение к культурным и личностным различиям при отборе и размещении персонала. Широкое распространение получила практика деловых игр, коллективной выработки решений, межкультурных коммуникаций. Еще до сравнительно недавнего времени руководству деловых компаний приходилось, принимая решения, опираться лишь на собственные опыт и интуицию Современные учебные программы в университетах обязательно включают в себя технику и теорию решений, имитацию и моделирование, современные методы коммуникаций и связей с общественностью, другие достижения социальных наук, причем с широким использованием антропологических теорий и данных. Наконец, представителям деловых кругов приходится сталкиваться еще с одним типом проблем, требующим обязательного знакомства с социальными науками. Дело в том, что в начале 60-х гг. XX в. в мире усиливается процесс формирования транснациональных корпораций. Такого рода процесс порождает «наднациональные» объединения, и их лидеры ищут поддержку у социологов, антропологов, историков, лингвистов — у тех, кто имеет подготовку, необходимую для изучения различий и способов иметь дело с ними при необходимости функционирования культурно неоднородных коллективов. Особенно актуальной становится проблема построения внешней политики западных государств в отношениях со странами, имеющими разные ориентации в отношении процессов модернизации и глобализации. В этом случае акцентирование национально-культурной специфики сопровождается особенно настороженным отношением к тем процессам, которые нивелируют социокультурную самобытность целых регионов и отдельных этнических сообществ. Вот почему представители высших политических, деловых и финансовых кругов и развитых, и развивающихся стран сейчас, как никогда, заинтересованы в практическом применении антропологического знания и осуществлении сравнительно-культурных исследований. Сказанное выше относится к общемировой ситуации. В современных условиях, когда социальные проблемы начали привлекать внимание все более широких кругов общественности во всем мире, увеличилось поле возможностей применения социальных наук теми, кто заинтересован в повышении степени эффективности межкультурных взаимодействий и коммуникаций. Возможности антропологии в решении текущих социокультурных проблем При анализе состояния социальных наук в определенный период времени важным показателем является мнение тех, кто прямо заинтересован в использовании их результатов: правящие круги, представители деловых и внеправительственных организаций, органов местного самоуправления и т. п. Отношение их к социальным наукам складывается из оценок адекватности связей, существующих между научными организациями и заказчиками, внутренней оснащенности и готовности социальных наук к решению общественно значимых, с точки зрения заказчика, проблем, эффективности коммуникации между ним и исследователем. Положительные или отрицательные реакции потенциальных и реальных заказчиков в отношении результатов прикладного использования социальных наук, в том числе антропологии, становятся важным показателем наиболее вероятных тенденций изменений внутри них. Во-первых, такого рода реакции определяют степень оказываемой финансовой поддержки и распределения фондов между различными направлениями антропологических исследований. Во-вторых, оценка, даваемая заказчиками их результатам, является одним из определяющих факторов при формировании общественного мнения по отношению к социальной полезности антропологии как науки. В разное время антропология привлекала то большее, то меньшее внимание правящих и деловых кругов, и это имело для ее динамики существенные последствия. Однако ни признание ее важности при решении текущих проблем, ни, наоборот, сокращение объема финансирования исследований и разработок в этой области не могут служить признаками социального потенциала и культурной значимости их современного состояния. Выявление сфер возможного применения антропологических теорий и данных и анализ преимуществ, которые можно получить при их использовании, позволяет оценить, насколько сейчас эти преимущества реализуются, и каковы препятствия, мешающие такой реализации. Изучение возможностей использования социальных наук, в том числе антропологии, для разработки национальной государственной и локальной политики выявило целый ряд затруднений, которые следует преодолеть, прежде чем такое использование может принести значимые результаты. Препятствия, имеющиеся на пути применения социокультурного знания на практике, можно условно разделить на два типа. Часть из них зависит от политиков. За другие ответственны сами антропологи. Препятствия к использованию антропологического знания в политической практике Важный набор факторов, препятствующих эффективному применению результатов исследований в области антропологии непосредственно при разработке стратегических политических решений, связан с системой ее финансирования и институционализации. Очень часто, когда речь заходит о необходимости справиться с социально значимой проблемой и есть институты или агентства, где концентрируются соответствующие специалисты, способные найти для нее нетривиальное решение, осложнения возникают при необходимости действовать на основании имеющегося знания. Безусловно, ученые могут располагать необходимыми сведениями; знать соответствующие факты или закономерности, даже иметь теоретическое обоснование выходов из соответствующего класса ситуаций. Однако до сих пор в институциональной системе самых разных государств не существует конвенционально установленного проводника, обеспечивающего адекватную связь между содержанием социально значимых решений и теми, кто желает или вынужден участвовать в их реализации, особенно если речь идет о вопросах социетального масштаба. Сегодня правительства многих стран предпринимают шаги, направленные на поддержание связи с представителями социальных наук. Обычно она нужна для компетентной оценки социальных программ, которая по сравнению с другими типами исследований имеет, с точки зрения потребителей социокультурного знания, ряд преимуществ. Во-первых, речь идет о работе по контракту, а не о бюджетных ассигнованиях. Считается, что такая форма финансирования повышает конкуренцию среди претендентов и стимулирует поиск более эффективных результатов и рекомендаций. Во-вторых, оценка конкретных социальных программ непосредственно относится к текущим социальным проблемам в отличие от долгосрочных академических исследовательских стратегий. С этим связана также надежда на то, что вырабатываемые рекомендации могут вводиться непосредственно в практику и сразу же давать желаемые результаты. Сейчас количество таких исследований в мире возрастает с каждым годом. Хотя официальные крути возлагают большие надежды на их эффективность, об этом можно говорить весьма условно, поскольку пока не изучены те социокультурные последствия, которые может вызвать реализация предложений, кажущихся в данный момент целесообразными, и способы их контроля. Встречается и другой способ укрепить связь между социальными науками и решением проблем локального и глобального масштабов. Речь идет о новом типе институтов, имеющих своей непосредственной целью осуществлять прикладные социокультурные разработки, связанные |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы