Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы развития философии науки.



 В истории философии науки имело место два качественно различных этапа ее эволюции. Первый этап истории философии науки может быть назван трансценденталистским. На этом этапе проблематика философии науки разрабатывалась преимущественно в рамках гносеологии как одного из разделов философии. Предметом этого раздела философии был анализ сознания и познания: их природы, структуры и видов сознания и познания, отличия научного познания от других видов познания, проблема научного метода, возможности науки в достижении объективно истинного и доказательного знания, понятие научной истины, ее критерии и др. Главной целью философии науки считалась разработка методов открытия и обоснования научных истин с последующей рекомендацией этих методов ученым в качестве необходимого инструментария их деятельности. Не полностью доверяя существующей науке, трансценденталистская философия науки брала на себя миссию ответить на вопросы, какой должна быть наука и ее методы. Первый этап развития философии науки просуществовал в культуре вплоть до середины XIX века. Ему на смену пришел второй этап развития философии науки, по своим установкам радикально отличавшийся от предыдущего. Его начало было положено представителями первого позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль). Здесь предметом философии науки была объявлена не идеальная наука философов, не наука, какой она должна быть в представлениях различных философов, а реальная наука ученых, которая развивалась в течение многих веков своей истории и существует в данное время. При этом в отличие от прежнего, чисто философского подхода к решению таких действительно важных для понимания и функционирования науки проблем как например структура научного познания, научная картина мира, развитие научного знания, методы научного познания и др., в рамках нового этапа философии науки утверждается, что все указанные выше проблемы могут и должны быть решены эмпирическим способом, на основе изучения и обобщения истории реальной науки и ее современного функционирования, путем анализа и обобщения, как реального содержания науки, так и ее методов. Одним словом, новая философия науки должна быть построена методами самой науки, то есть на основе конкретно-научного эмпирического, исторического и логического анализа и обобщения функционирования реальной науки. С этого времени развитие философии науки стало осуществляться уже не по одному, а по трем различным направлениям или «парадигмам»: 1) традиционному «трансцеденталистскому» пониманию философии науки как одной из частей философской теории познания ( ее «эпистемологии»), 2) пониманию философии науки как одной из конкретных наук, которая отличается от других конкретных наук только своим предметом (реальная наука), а не методом( позитивизм), 3) пониманию философии науки как особой области междисциплинарного исследования, требующей для решения своих проблем привлечения как чисто философских, категориальных средств их анализа, так и эмпирического изучения содержания реальной науки и научного знания. Последнее направление философии науки развивалось в основном самими учеными ( как правило, классиками науки), свое же теоретическое оформление и философское обоснование это направление получило сначала под названием «диалектико- материалистическая философия науки», а в наше время как «позитивно-диалектическая парадигма философии науки». Рассмотрим вторую и третью парадигмы философии науки более подробно.  

Позитивистская парадигма философия науки возникла в 30-х годах XIX в. Ее предметом было онтологическое, гносеологическое и социальное содержание реальной науки и их исследование путем эмпирического, логического анализа и их обобщения. Целями позитивистской философии науки были следующие: 1) построение научной картины мира, 2) создание общей методологии научного познания, 3) исследование и описание социальной структуры и функций науки. Позитивистская философия науки прошла в своем развитии три этапа: 1) первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль); 2) второй позитивизм или эмпириокритицизм (Э. Мах, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др.); 3) третий позитивизм (или неопозитивизм) в двух его вариантах: логический позитивизм (М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.) и лингвистический анализ языка науки ( Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др.). Однако, история развития позитивистской философии науки показала, что ни на одном из этапов эволюции своих взглядов позитивистам так и не удалось предложить удовлетворительного решения ни одной из главных проблем философии науки в соответствии с заявленными позитивистами критериями: 1) возникновение и развитие научного знания, 2) обоснование научных законов и теорий, 3) соотношение эмпирического и теоретического знания, 4) взаимосвязь науки и культуры. Главной причиной этого оказались слишком узкие, чисто эмпиристские установки в понимании и истолковании природы науки, структуры научного знания и его динамики.

Одним из направлений философии науки второй половины XX века стал постпозитивизм. Он возник в качестве реакции, с одной стороны, на теоретическую несостоятельность логического позитивизма, а, с другой, как попытка сохранить эмпиризм в качестве эпистемологического кредо науки. Одним из создателей постпозитивизма был известный философ науки К. Поппер. Им была разработана фальсификационистская версия эмпиризма в науке. Это была принципиально новая по сравнению со всем прежним позитивизмом трактовка роли эмпирического знания в науке. Согласно Попперу, главное назначение эмпирических фактов состоит не в доказательстве и даже не в подтверждении истинности научных гипотез и теорий, а в возможности их фальсификации, установлении их ложности. Это имеет место в том случае, когда следствия научных концепций и теорий противоречат эмпирическим фактам. Наряду с фальсификационизмом Поппер создал также концепцию фаллибилизма, согласно которой все научные теории являются потенциально, в силу самой своей универсальной логической формы, ошибочными, и рано или поздно их ошибочность будет доказана. Смысл же реальной динамики науки состоит по Попперу лишь в увеличении информационной емкости сменяющих друг друга теорий. Это все, на что способен научный способ познания действительности. Другими известными вариантами постпозитивистской философии науки явились также такие концепции как: методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса; анархистская эпистемология науки П. Фейерабенда; парадигмальная теория развития научного знания Т. Куна; радикальный конструктивизм; когнитивная социология науки и др. Однако, в конце XX века была обстоятельно показана несостоятельность постпозитивизма в целом в его претензии быть философией современной науки, в силу обнаружения его несоответствия структуре и законам функционирования реальной науки. Главным основанием такого несоответствия было то, что постпозитивисты недооценили и абстрагировались от целого ряда важных особенностей реальной науки и ее структуры: 1) качественного отличия теоретического уровня знания в науке от эмпирического уровня знания и логической не выводимости одного вида знания из другого; б) качественного разнообразия различных областей науки и, в частности, нередуцируемости гуманитарных наук к естественнонаучным стандартам научного познания, как и обратно; в) диалектического характера единства науки и научного знания; г) тесной связи реальной науки с практикой и использованием ее результатов в развитии техники, технологий и инновационной экономики.

Наиболее обоснованной концепцией философии науки оказалась, на наш взгляд, третья ее парадигма, а именно понимание ее как междисциплинарной (философско-научной) области исследования науки, ее структуры, динамики и методов. Для идентификации и отличия этой концепции от других вариантов истории философии науки на втором этапе ее развития мы предложили назвать эту концепцию позитивно-диалектической философией науки. Такое ее название оправдано, с одной стороны, тем, что она исходит из идеи целостности и вместе с тем диалектически противоречивого характера единства качественно различных областей науки, видов научного знания и методов научного познания, образующих ее структуру как целого. Во -вторых, такое название данной парадигмы оправдано принятием в ее рамках установки, идущей от позитивистов, на эмпирическое изучение содержания реальной науки, на комплекс знания науковедческих дисциплин, изучающих эмпирическими и логическими методами различные аспекты бытия науки, ее структуры, методов и функций (история науки, психология науки, логика науки, экономика науки, социология науки, статистика науки, наукометрия и др.). Вместе с тем, согласно позитивно-диалектической концепции, структура современной философии науки в целом изоморфна общей структуре философского знания. Ее образуют такие разделы как онтология науки, гносеология науки, социология науки, праксиология науки, культурология науки, антропология науки, аксиология науки. Важным основанием структурирования современной философии науки является также специфика философской рефлексии, обусловленная качественным различием содержания различных областей научного знания. В соответствии с этим в структуре философии науки выделяют такие разделы как философию естествознания, философию социальных и гуманитарных наук, философию математики и логики, философию технических и технологических наук. Однако в философии науки имеются и сквозные проблемы, относящиеся ко всем ее разделам. Это такие проблемы как природа науки, специфика научного знания, структура и закономерности развития науки и научного знания, взаимосвязи науки и культуры, науки и общества, науки и практики и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь