Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии «Красным девицам урок». Носкова Светлана Николаевна, МБОУ города Ульяновска «Гимназия №13»



Цели занятия :

Образовательные

§  Способствовать формированию и развитию умений и навыков по защите творческих проектов.

§  Способствовать формированию представления об особенностях материальной и духовной культуры русского народа как одного из представителей народов Среднего Поволжья.   

Развивающие

§ Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков).

§ Развивать у детей интерес к изучению материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.

Воспитательные

w Способствовать формированию и развитию социокультурной идентичности и поликультурной компетентности учащихся;

w Способствовать воспитанию этнотолерантного отношения к народам Среднего Поволжья.

Вид занятия: театрализованная презентация проектной деятельности

Ход занятия:

Орг. момент: (Кабинет оформляется в стиле русской избы).

Учитель: Здравствуйте, друзья. Сегодня у нас - защита творческих проектов. Мы пригласили гостей, чтобы они оценили результаты вашей работы. Замечу, что костюмы, декорации и реквизит для сказки сделаны нашими девочками.

А в сказке может все случиться. Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится. Скажем гостье – заходи!

Домовой: Эй, привет, друзья-ребятки! Чай, узнали вы меня?

              Эдак лет уже с десяток с этой печкой дружен я.

              Поселился здесь с пеленок. Кто я? Кузька-домовенок!

              Тяжело мне жить, ребятки, убежал бы без оглядки

              От моей хозяйки новой! Как Егориха сурова!

              Настю, неродную дочь бьет, корит, смотреть невмочь!

              А с родной то дочки Дуни и пылинки даже сдует.

              Но мы вот что здесь учудим! Дуньку с мачехой проучим.

              Пустим слух, что едут сваты, а потом-то... тс, ребята!

              Вы за окна, я — за печку, слышь, шаги… (убегает)

Мачеха:  Мое сердечко! Сладко ль нынче почивала?

              Сладки ль, Дуня, сны видала?

Дуня:    Нынче видела я сон, а какой не помню он, (повторяет за Кузей)                                                                                                      

              Помню, колокольцев звон, черный ус … и голос томный.

Мачеха: Батюшки! Да то ж видать нынче сватов надо ждать!

              Дуня, глянь, на что похожа! Вон со сна опухла рожа!

              Поглядись-ка в самовар! Ну - невеста, ну - товар!

              И без пояса рубаха! Распоясалась деваха!

              Стыд и срам! Ой, лихо мне!

Дуня:    Да ведь дома мы одне!

Мачеха: Где ж одне? Разуй глаза-то! Глянь-ка: в окнах всех — ребята!

             А иные уж в избе.

Дуня:   Ишь, расселись! Я тебе... (машет на гостей)

Мачеха: Лучше поясок найди, распустехой не ходи!
             Вон, в лукошке пояски...

Дуня:   Ой, на каждом узелки...

Мачеха: Кто ж запутал их, Дуняха?

Домовой: Это я, назло неряхе...

Дуня:  Не распутать, хоть ори... Глянь, уж вздулись пузыри!

      И зачем мне эти, мама! Не пойдут для сарафана!

Мачеха: Ладно, Дунюшка, бросай, рук напрасно не ломай.

            Это горе - не беда! Настька, где ты? Марш сюда!

Настя: Здесь я, матушка!

Мачеха: Смотри - вот в лукошке пояски. Развяжи и дай ответ –

      Что подходит, а что – нет! (уходят, Настя и дети выбирают пояс)

Домовой: Глянь, свалили вновь на Настю всю работу — вот несчастье!

Мачеха: Как они хитро решили, чтобы Настьке помогать!

             Ну да ладно, ведь сегодня к Дуне сватов надо ждать!

 Домовой:Да к Дуняшке ль? Может к Насте?

Мачеха: (пугается) От нее одни несчастья! Вдруг увидят, что пригожа?

Домовой:На боярышню похожа!

Мачеха: Нет, Дуняша будет краше, лучше всех, голубка наша!

Дуня:  Стать хочу я всех милее, всех румяней и белее.

            Настька, вон! Ишь как румяна... Не мозоль глаза!

            Маманя, мне б лицо как у нее!..

Мачеха: Ну-ка, Настя, подойди-ка, нам с Дуняшей расскажи-ка,

            Отчего ты так пригожа?

Домовой:На боярышню похожа!

Настя: Да не знаю! Рано встану, с родника воды достану...

            Родниковою водицей по утрам люблю умыться.

            Летним утречком, бывало, на Ивана на Купалу,

            Это праздник есть такой, умывалася росой.

Дуня:  Нет, по сырости ночной я бродить во тьме ночной

            Со скатеркой не согласна!

Мачеха: И не надо, свет мой ясный!

           Ты, Дуняша, не сердись! Перед зеркалом садись! (пудрит дочь)

            Ишь какие щечки, шея - снега первого белее!

            Только с бледностью такой девка кажется больной.

            Ну, да здесь рецепт простой! Быстро, Настька, за свеклой! (красит свеклой щеки Дуне и всем желающим)

Дуня:   Ну, а где ж, маманя, бровь?

Мачеха: Будет бровь, моя любовь! (рисует углем Дуне брови)

Дуня:   Говорят, мамань, коса - это девичья краса.

             Я хочу косу погуще, как у Настьки, только лучше!

Мачеха: Да сейчас таку косищу мы ребят заставим свить!

            Настька, живо за щипцами - кудри Дунюшке завить! (вьют косы)

Мачеха: Да на кой нам сразу две- то, чай не баба, а невеста.

            Девице коса одна полагается по чину. Так закон гласит старинный.

Домовой: Дак и этакой косице не за что здесь прицепиться! (Мачеха гонит его) Мачеха: А к кокошнику сейчас мы пришпилим

           — в самый раз! (достают разные головные уборы)

Мачеха: Ну, вот этот! Так хорош, краше в мире не найдешь!

Мачеха: (Насте) Сарафан погладишь новый, белый с кромкой кумачовой!

Мачеха: Вот теперь, моя душа, ты отменно хороша!

            Отдохни в своей светелке - не размажь румяна только!

           Настька, ну и ты иди, в сенях чисто прибери (берет белье у Насти)

Настя: Кузя мне сказал, ребята, нужно крикнуть: «Едут сваты!»

            В колокольчики звенеть, громко топать и шуметь!

Мачеха: Батюшки, да это сваты! Вот проспали б жениха-то! 

Сваха: Здравствуйте, хозяева добрые! У вас товар — у нас купец,

            Собою добрый молодец!

Мачеха: Глянь, какой товар имеем! Холим дочку и лилеем!

            И румяна, и пригожа...

Дуня:  (басом) На боярышню похожа!

Сваха: Дай, поглажу по щеке... А пошто рука в муке!

Мачеха: Это, сваха, пустяки! Ведь не убыло с руки!

            Но зато моя девица нравом - чисто голубица.

            Уж кротка...

Дуня:  У всех в чести!

Мачеха: (тихо) Дунька, очи опусти!

Дуня:  Я не Настька, чтоб стоять, очи долу опускать!

Сваха: Что за Настя есть у вас? Уж позвольте напоказ!

Мачеха: Кормим мы сиротку Настю. Нам она одно несчастье!

            Ни работать — лишь бы спать! А Дуняша — чистый клад!

            Все - по дому, все - в избе! Ткет приданое себе!

Сваха: Посмотреть бы, что напряла, наткала, навышивала. (Настя приносит сундук Дуни)

Сваха: Чудеса — нашлась Настенка! И девица — краше нет!

Дуня: (свахе) Глянь, такой работы тонкой не видал еще бел свет!               

           Вот подзоры кружевные, полотенца вышитые,

           С петухами и цветами...

Мачеха: Все Дуняшеньки руками!

Сваха: Да, богатая невеста! И битком сундук набит!

           А под лавкой в темном месте, что за сундучок стоит?

Дуня: Это Настькин, ну его! Тьфу он против моего! (пинает сундук)

Сваха: Ну-ка, Настя, ставь на стол! Батюшки, да он пустой!

Мачеха: Ночь гуляет напролет, кто же за нее наткет?

Настя: Матушка, да я... Да мне же...

Дуня:  Неумеха и невежа!

Сваха: В сундучке осталось что-то, ну, искусная работа! (вынимает платочек)

Дуня:  Ну уж за семь лет одно чай расшить немудрено!

Сваха: Глянь, узоры больно схожи! (сравнивает белье девушек)

            Тут и тут — одно и то же! Ясно, здесь рука одна!

Мачеха: Так Дуняшина! Она - всех научит, всем поможет!

Сваха: Может быть и так, но все же, чтоб в сумлении не быть

            Мне позволь девиц спросить.

            Ну-ка, Дунюшка, мой свет старой свахе дай ответ!

            Прежде чем ты лен соткала, что с ним делала?

Дуня:  Кидала!

Сваха: (Насте) Ну а ты?

Настя: В снопы вязала, молотила, расстилала,

            И трепала, и чесала, ну а после - нитку пряла.

Сваха: А теперь возьму подзор и хочу, чтоб вы сказали

            Чем искусный сей узор на подзоре вы сплетали?

Дуня:  Я... Щипцами выжигала (хватает щипцы)

            Холст вот эдак протыкала, получились кружева!

Мачеха: Боже, я едва жива!

Настя: Этот вот крючком вязала, тут коклюшками плела (показывает)

Сваха: Что ж, невесту присмотрела я младому молодцу.

            Свадьбе быть на той неделе! С женихом пойдет к венцу...

Мачеха: (гордо) Дуня!

Сваха: Настя!

Мачеха: Дуня!

Сваха: Настя!

Дуня:  Да за что ей это счастье?

Мачеха: Сваха-матушка, прости. Видит Бог, не доглядела,

            Дунюшка росла без дела, и теперь мы не в чести! (падает шаль)

Мачеха: Батюшки! Никак Кузьма! Или я схожу с ума!

Дуня:  Сходишь! Неча сумлеваться! Глянь, рубаху порвала!

            Я сама зашью прореху, где там нитка да игла?

Домовой: Коли есть задор трудиться - будет Дуня мастерицей!

Дуня:  Научусь я прясть и ткать...

Настя: Буду Дуне помогать!

Мачеха: Пусть приходят свахи в дом - две невесты будут в нем!

Учитель спрашивает гостей о впечатлении от спектакля, благодарит учащихся за проделанную работу и приглашает всех присутствующих принять участие в обсуждении результатов творческой деятельности учащихся  (костюмов, декораций, национальных атрибутов, реквизита и т. д.).

В дальнейшем ученикам предлагается выбрать темы следующих творческих проектов, продолжающих изучение культуры народов Среднего Поволжья.

 


Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через изучение модуля «Основы православной культуры» предметной области « Основы религиозных культур и светской этики. Клевогин Сергей Викторович МОУ СШ с.Астрадамовка Сурский район

Современное российское общество переживает период сложных изменений в жизни страны: нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера. Все это пагубно влияет на воспитание детей, их нравственное развитие. В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям. Один из модулей нового курс ОРКСЭ – «Основы православной культуры» призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, знакомит их с системой нравственных ценностей, а также способствует их духовно-нравственному развитию.

Условиями оптимального влияния православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников, на мой взгляд, выступают: систематическое преподавание учебного курса; включение материалов православной культуры в другие школьные предметы; разработка системы воспитательной работы; организация совместной деятельности педагогов; создание оптимального психологического микроклимата в школе, основанного на православной этике; объединение усилий педагогов и родителей. Практика показывает, что приобщение детей к православной культуре несёт в себе воздействие на семью. Ребята приобщают своих домашних к данному процессу через рассказы и обсуждение происходящего в классе.

Критериями успешного воспитания средствами православной культуры является сформированность нравственных качеств. Эффективность осуществления процесса формирования нравственных качеств в ходе изучения православной культуры обеспечивается ее использованием в контексте общей системы нравственного воспитания. Считаю , что для достижения поставленной воспитательной цели необходимо принять во внимание психологические механизмы духовно-нравственного воспитания, его внутреннюю и внешнюю стороны, где личность школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания. А деятельность учителя направлена на организацию детей, стимулирование их активности в освоении новой системы ценностей. В то же время , решая задачи нравственного воспитания, необходимо учитывать такой важный компонент, как преобладание чувств. В этом возрасте рациональные компоненты сознания не играют ещё ведущей роли, в значительной степени ребёнок руководствуется в отношении к действительности эмоциями. При этом яркость эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком.

Педагогический аспект православной культуры понимается как возрождение традиций православия, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Именно история православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Произведения православного искусства рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы: идет формирование мировоззрения человека, воздействие на его эмоциональную сферу. Книгой, способной возродить внутренний строй души человека, является Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, ученые прямо или косвенно обращались и обращаются к темам этой великой книги. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Русское духовное (православное) искусство, как часть православной культуры, также обладает богатым потенциалом для воспитания. Под русским духовным искусством следует понимать не только искусство церковное, связанное с верой, но и все творчество, воплотившее в себе дух народности. Русское искусство невозможно отделить от православия Для русского человека символизм и образность всегда были понятны и близки. Например, на уроках основ православной культуры дети узнают, что в архитектуре и убранстве русских храмов не было ничего случайного, любая из деталей имела символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви.

    Курс «Основы православной культуры» предполагает посещение православных храмов, так дети могут познакомиться с лучшими архитектурными произведениями. В Ульяновской области для этого есть большой культурный потенциал: много православных храмов и других памятников русского искусства. 

На уроках, при изучении основ православной культуры, учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятными в сознании ребенка. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию. Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Русское православное искусство развивает душу. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком системы нравственных ценностей. Учитывая это, свою работу по преподаванию основ православной культуры я нацеливаю на формирование у учащихся нравственных качеств. Православная этика выделяет такие нравственные качества, которые следует воспитывать у ребенка: смирение, доброту, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, веру, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др. При планировании каждого урока я определяю, над какими нравственными качествами будет вестись работа, какие черты нравственности буду стремиться формировать на уроке на основе изучаемого материала с учетом его конкретного содержания.

Помимо уроков продолжением формирования нравственных качеств средствами православной культуры является проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий: классных часов, праздников: «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», музейных уроков, конкурсов чтецов, театральных постановок духовно-нравственного содержания, проведение предметной тематической недели по «Основам православной культуры», предметной олимпиады по ОПК ,организация выставок рисунков и поделок, выполненных учащимися и их родителями к праздникам «Светлое Христово Воскресение», «Рождество Христово» и другие формы познавательной активности детей.

 Особое внимание на уроках обращаю на воспитание трудолюбия. Воспитание трудолюбия, согласно православному учению, – это формирование в человеке созидательного начала. Трудолюбие облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Господа и ближнего. Это труд по самообслуживанию, труд по интересам (дежурство по классу, цветоводство), изготовление подарков к празднику, всевозможная помощь родителям - как добровольная так и через послушание. Воспитывая послушание, мы воспитываем в детях умение подчиняться. В социуме всё держится на подчинении и на соподчинении. Надо уметь подчиняться родителям, преподавателям, воспитателям. Послушание предполагает очень высокую духовную жизнь и того, кто слушается, и того, кого слушаются, так как взрослые, которым дети обязаны послушанием, должны показывать пример нравственного поведения.

Мною были определены следующие средства воспитания - произведения музыкального искусства: классическая музыка зарубежных и российских композиторов, народные песни, фольклорные материалы; медиа - ресурсы и электронные пособия по православной культуре: цикл фильмов «Православного кинозала», стенды-справочники. Они представляют собой большие настенные книги «Храмы Посурья», «Библейские заповеди»; выставочные стенды «Красота рукотворная», на которых выставляются работы детей и их родителей; книги по православной тематике «Увлекательное чтение»; коллекции детских творческих работ; коллекции исследовательских и проектных работ учащихся.

Глубоко убежден в том, что духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

 Таким образом, духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе, на мой взгляд, – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества.

 

 

101. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии» (из опыта работы). Мулендеева Наталья Геннадиевна, учитель географии и биологии МОУ Цильнинская средняя школа (с.Телешовка) МО «Цильнинский район» Ульяновской области

География — дисциплина, создающая целостное представление о Земле как планете людей. Значима роль географии и в формировании патриотизма и нравственно-духовной сферы учащихся. С древности особое место занимало в народе воспитание у детей любви к Родине, патриотического чувства и национального сознания. При этом география является единственным школьным предметом не только изучающим природу и общество в их взаимодействии, но и формирующим пространственное и образное мышление школьника, тесно связана с другими областями знаний, что обеспечивает формирование у школьников широкого взгляда на мир.

На своих уроках географии я создаю условия для духовно-нравственного воспитания ребенка и формирования духовно-нравственной личности. Этот результат можно достичь различными направлениями обучения:

2. Эстетическое направление:

Развитие у учащихся умения видеть, чувствовать, понимать и беречь красоту природы. Эмоционально окрашенная информация вызывает у подростка эмоции, чувства, помогает глубже воспринимать учебный материал, делая его более живым. Сделать урок живым и эмоциональным можно различными способами,

w Через эпитеты:

Например, к уроку в 6 классе по теме «карта» эпиграфом является

Держу в руках простую карту мира,
Планеты, на которой мы живем.
На ней есть все, от грозных гор Памира,
До Арктики под вековечным льдом.

Довгань А.

· Через образное описание природы, где четкие зарисовки помогают вообразить и запечатлеть услышанное.

Образы родной природы занимают особое место в творчестве различных поэтов.. В стихах они передают различные чувства (А. Пушкин, В Высоцкий, А. Фет, С. Есенин), показывают взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев,). Через поэтические образы учащихся делают выводы о закономерностях и лучше понимают причинно-следственные связи в природе.

Например, при изучении темы «Реки», цитирую стихи М.Ю. Лермонтова «Дары Терека» на фоне музыки шума и спокойного течения воды. Затем задаю детям вопрос: «Какие по характеру течения бывают реки?»

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит

§ Через художественную литературу

В 6 классе при изучении темы «Гидросфера» читаю строки французского писателя А.Сент-Экзюпери «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». Задаю вопросы: «Какими свойствами обладает вода?». «Каково значение воды в природе?»

Эмоционально окрасить урок также помогаем музыка, звуки природы; шум дождя, грома, шум воды в реке, водопада, пение птиц, репродукция картин и фото природных объектов.

§ Патриотическое направление через уроки краеведения.

Воспитание и любовь к Родине начинается с любви и познания родного края. «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» Д. С. Лихачев. Уроки я проектируются от большого к маленькому, от изучения России к изучению своего края от «России» к «Ульяновской области», «Цильнинскому району», «Селу Телешовка».

Приведу некоторые примеры построения уроков например тема «Население России» начинаю с таких слов «Наша страна – самая большая по площади в мире, разнообразна ее природа, население и хозяйство. Россия –это многонациональна страна , в ней проживают разные народы, все они трудятся для Родины и едины в любви к ней» в конце урока на дом учащимся предлагаю выполнить исследовательскую работу по изучению быта, культуры, традиций, национальной кухни, национальной одежды. Ученики выполняют такие исследовательские работы как «Русская изба», «Русская печь – ее значение в жизни селян».

При изучении темы «Внутренние воды России» обращаю внимание подростков на то, что речушки нашей малой родины являются большой часть могучих рек. Урок начинаем с изучения реки Волга, говорим о том, что великая русская река - символ и любимица русского народа. Ученики с удовольствием описывают приток Волги: Свияга.

При изучении темы «Растительный и животный мир» предлагаю обучающимся выполнить творческую работу по многообразию видового состава лекарственных растений, нашей лесной зоны.

При изучении темы «Хозяйство России» провожу урок – конференцию «Народные промыслы России и Ульяновской области». Урок поможет понять дух и культуру народов России, показать важность семейных традиций , т.к. промысел зародился от передачи мастерства от старого поколения молодому. В конце урока знакомимся с ремеслом нашего села, говорим о земляках- умельцах с использования материала школьного уголка.

Для лучшего изучения своего края организую экскурсию в лес, по берегам реки Свияга, прудов с.Телешовка. Посещаем краеведческий музей г.Ульяновска, музеи в с.Покровское, Большое Нагаткино. Посещаем предприятия, расположенные в р.п. Цильна (Ульяновский сахарный завод). Впечатления увиденного оформляем стенгазетой, фотоальбомом, презентацией.

3. Экологическое направление.

Работу по экологическому воспитанию планирую в следующей последовательности:

На уроке по теме «Этапы и методы географического изучения территории» происходит знакомство с нормами экологической морали (составление памяток, буклетов);

На уроке по теме «Человек и литосфера» ученики выполняют исследовательскую работу «Природные ресурсы России - путь к богатству или бедности ».

На уроке по теме «Водные ресурсы и человек» проводится конференция «Экологические проблемы малых рек», «Озеро Байкал – жемчужина природы»;

На уроке «Почвенные ресурсы» проводим исследовательскую работу «Загрязнение почвы транспортом (по химическим анализам)»;

На уроке по теме «Биологические ресурсы» - интегрированный урок по географии и биологии «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Русской равнины»урок проводится в виде игры с распределением ролей в группе (геолог, климатолог, ботаник, почвовед, зоолог, эколог).

Вывод:

На уроке географии закладываются прочные основы духовно-нравственного воспитания. Воспитательная работа на уроке поможет осмыслить роль учащегося в обществе, позволит эффективно осуществлять процесс социального становления личности подростка, чувствовать сопричастность к социально значимым событиям, явлениям, возможность самосовершенствоваться, саморазвитию. Каждый учитель должен знать: чтобы воспитать духовно – нравственную личность, он должен сам соответствовать нормам духовности, работать над совершенствованием своего внутреннего мира.

 

 

102. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы "И ляжет на душу добро…" Макарова Марина Александровна МОУ Бекетовская СОШ Вешкаймский район

Нравственная сила, как и мысль, безгранична.

 О. Бальзак

След, который должны оставлять учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. Недаром великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я».
     В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

За постперестроечные годы выросло новое поколение молодых людей. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах и сказках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой

Цель учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Перед филологами проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А. Герцен писал: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Именно учителя-словесники могут «проникнуть» в душу ребенка и добраться до самого потаенного уголка.

    Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию.

На уроках русского языка мы работаем с языковым материалом с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать духовные нравственные и позиции.
     Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся: сочинения, изложения, сочинения-миниатюры, эссе. Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Духовные ценности моей семьи», «Что такое доброта?», «О сострадании и милосердии», «Что значит порядочный человек?»

Небольшие предложения для синтаксического разбора по русскому языку (Жизнь дана на добрые дела. Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало.) позволяют провести беседу на нравственную тему, развивать духовность. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы и крылатые выражения. Их знание обогащает словарный запас учеников, помогает противостоять нравственному распаду.

При подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса по русскому языку я работаю с пособием И.П. Цыбулько. В нем все тексты подобраны таким образом, чтобы действительно воспитывать в ребятах нравственность, духовность, чтобы подростки задумались, а, возможно, и поставили себя на место героев.

Большую помощь по формированию духовности и нравственности дают сочинения-рассуждения 15.3 по темам: «Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?», «Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?», «Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?», «Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА?», «Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?»

В процессе подготовки к сочинениям обучающиеся начинают задумываться над вопросами, которые раньше не волновали их, или они думали иначе..

Велика роль уроков и литературы в духовно-нравственном развитии школьников, ведь «Книга — это открытие мира».
  Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовного и нравственного понимания.
   Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Нашим детям сейчас широко рекламируют День святого Валентина, но ведь в России у православных, есть свой День всех влюбленных – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских, причисленных к лику святых.
   Например, в 7 классе мы знакомим ребятам с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это произведение вызывает массу различных чувств у учеников: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждают проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остается равнодушным. Они искренне сочувствуют несчастной собаке. Это доказательство того, что наши дети способны сочувствовать не только людям, но и животным.

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Раздумья над страницами рассказа К.Г.Паустовского "Телеграмма" начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом "мама". Этот прием - "индуктор" способствует пробуждению эмоциональной памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства ("Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М.Сергеева).

Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой - то год,
Им отмечаем шумно дни рождения,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Эти поэтические строки М.Сергеева - отправная точка в решении проблемы истинной человечности в рассказе "Телеграмма".

Анализируя последние сцены покаяния героини рассказа, обращаемся к пятой заповеди из Библии: «Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». Знакомство с этой заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это произведение.

Изучая повесть А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:

Права ли Дуня, что уехала из дома?

Как отреагировал отец (С. Вырин) на отъезд Дуни?

Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?

Как вела себя Дуня на кладбище? (необходимо обратить внимание учащихся на глаголы легла и лежала)

Изучая в 8 классе повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», находим хороший пример для рассмотрения таких духовно-нравственных понятий, как честь, достоинство, самоуважение, совесть и благородство. Не случайно эпиграфом к произведению писатель взял слова пословицы: «Береги честь смолоду». Человеком чести можно назвать главного героя Петра Гринева. Он вступается за честь любимой девушки, когда Швабрин оскорбляет её. И ещё много раз в повести остается верным чести и своему слову, долгу. Устарело ли понятие чести сегодня? Что означает оно для современного человека? Чувство чести - это чувство собственного достоинства. Оно не может устареть, так как это нравственный стержень человека.

Л.Н. Толстой писал: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «духовно-нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

 

 

103. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме «Что такое ответственность». Леонтьева Анжелика Евгеньевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 57» г. Ульяновска

Уроки русского языка и литературы в школе- это прежде всего уроки нравственности и доброты, работая с текстами духовной направленности, учитель стремится к формированию не только узко предметных знаний, умений и навыков, но и к развитию личности. Данный урок предполагает работу над текстами духовно-нравственной тематики, и итогом размышлений учащихся должно стать написание сочинения, в котором они смогут поразмышлять над такой важнейшей нравственной категорией, как ответственность. Занятие может быть проведено в 8-11 классах.

Учитель: определите ключевое слово нашей темы – «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

Д: сочинение-рассуждение.

У: что такое рассуждение?

Д: это размышление, то есть обдумывание какого-либо вопроса, попытка определить, верность размышлений. А ещё это термин стилистики: тип речи, словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

 У: какова структурная схема сочинения-рассуждения?

Д: Тезис, комментарий, аргументы, доказательства.
-Что такое тезис?

 Д: Утверждение, которое требуется доказать.
-Дайте определение слова комментарий.

Д: Рассуждения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту.
-Что называем аргументами?

Д: Доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
-Что понимаем под выводом?

Д: Заключение, итог проведённого рассуждения.

У: есть ли у вас вопросы по структуре работы? Тогда предлагаю от общего повторения перейти к работе. Сегодня вам предстоит самостоятельно сформулировать тему сочинения после просмотра небольшого мультипликационного фильма.

Просмотр мультфильма «LIGHTHOUSE» (в переводе маяк).

Предложите возможные формулировки задания.

Д. что такое сплочённость, что такое отзывчивость, что такое ответственность.

У: спасибо, вы верно определили идею данного фильма, которая определяется словом ответственность. Запишем тему сочинения «Что такое ответственность?». Как вы полагаете, чем обусловлен выбор подобной темы?

Д: нужно быть ответственным, ведь мы вступаем во взрослую жизнь, и нужно учиться принимать решения и отвечать за них.

У: что же такое ответственность? Прежде чем мы будем формулировать определение, я предлагаю вам обратиться к карточкам, которые помогут записать тезис.

 Карточки.

1. Отвечай за то, что сам совершил. (казахская пословица)

2. Мы сами в ответе и за свои слова, и за своё молчание. (Гарри Симанович).

3. Моя хата с краю - ничего не знаю. (русская пословица).

4. Только там, где мы несём ответственность за свои действия и где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными. ( Фридрих фон Хаейк).

У: по какому принципу подобраны высказывания?

Д: что такое ответственность. Но одно лишнее, русская пословица «Моя хата с краю - ничего не знаю» отражает иную позицию - безответственность.

У: представленные пословицы и афоризмы отражают две абсолютно разные жизненные позиции. Обозначим их.

Д: ответственность и безответственность. Одна позиция - правильная, другая- позиция слабых людей, эгоистов. Это позиция премудрого пискаря из сказки Салтыкова -Щедрина, который «жил- дрожал, и умирал- дрожал».

У: какие ассоциации вызывает у вас слово «ответственность»? Выберем путь работы (индивидуальный, парный или групповой)

Д : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Сила, воля, человечность, доброта, милосердие, бесстрашие, надёжность, поручительство, способность принимать решение, нравственный выбор, достоинство.

Послушает ответственных по словарям.

Д: толковый словарь под редакцией Ожегова даёт следующее определение понятию ответственности




















Серьёзность, важность

2. Необходимость, обязанность отдавать кому-н . отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности.

В словаре синонимов записаны следующие синонимы к слову ответственность


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь