Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Использование краеведческого материала в духовно-нравственном воспитании в условиях сельской школы. Зинин Михаил Юрьевич МОУ Ховринская ООШ Вешкаймского района  



 Краеведческий материал - важное средство, с помощью которого происходит духовно - нравственное воспитание школьников. Ведь духовно - нравственное воспитание подразумевает воспитание патриотизма, любви к Родине. Не может быть высоконравственным человек, не любящий свою Родину. А краеведение тем и значимо, что воспитывает эту любовь. Краеведение воспитывает любовь к обычаям, традициям, вере своих предков. Оно воспитывает любовь к своим ближним, родным людям, местам, где человек родился и вырос.

 (малой родине), местам, где он живет сейчас. Воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Родину.

Впервые идею важности использования «местного элемента» в воспитании и обучении высказал еще Я.А. Коменский. В своей « Материнской школе» он указывал : до 6 лет ребенок должен познать «место, где он родился и где живет».

Особенность сельской школы в том, что здесь ребята ближе к природе, они имеют более узкий круг общения со своими сверстниками, более тесное общение между собой. У них меньшая возможность внеклассных и внешкольных мероприятий, занятий по интересам. Поэтому краеведение в условиях сельской школы способно стать средством сплочения классного коллектива, средством объединения ребят разного возраста. Особенно работа краеведческого музея. Взять, например, сбор экспонатов для школьного краеведческого музея. В сельских домах, особенно заброшенных своими хозяевами, часто встречаются старинные вещи, предметы быта, орудия труда, старинная одежда, посуда, мебель, обувь, даже фотографии. Часто наследники заброшенных домов не берут в свои городские квартиры такие вещи. С каким интересом такие экспонаты ребята

(с разрешения хозяев) приносят в школьный краеведческий музей. Именно такая поисковая работа позволила значительно пополнить и обогатить фонды школьного музея.

       Основные разделы нашего музея посвящены важнейшим периодам или событиям в истории села: «Основание и первые века жизни села», «Село в 20-21 веках», «Село Ховрино - один из центров сапожного ремесла Симбирской губернии», «История Ховринской школы», «Великая Отечественная война в истории села», «Быт жителей села в прошлом», «Церковь в селе Ховрино - центр духовной жизни близлежащих сел в 18-19 веках»

Краеведческий материал – наиболее близкий, доступный, узнаваемый для школьника материал. Он открывает перед учащимися широкое поле исследовательской деятельности. А она способствует образованию у учащихся богатого запаса отчетливых и прочных представлений о сущности и явлениях окружающего мира. Краеведение содержит в себе огромный потенциал для формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.                                              

В окрестностях села трижды проводились археологические раскопки силами археологического отдела музея-заповедника «Родина В. И. Ленина». Археологи нашли следы поселения людей, живших здесь 4-4,5 тысяч лет назад. Здесь были найдены останки двух десятков жилищ, орудия труда, украшения, скелет женщины и др. Уже на примере жителей этого поселения мы убеждаемся, что древние люди стремились жить сообща, потому что иначе в то время было просто не выжить.

 История села позволяет иллюстрировать тесную связь с историей страны, ведь все важнейшие вехи в истории страны нашли здесь свое отражение.

В истории села отразилась связь обороны ее первых жителей от неожиданных нападений ногайцев и других кочевых народов и необходимостью строительства Симбирско-Карсунской засечной черты. Земли эти первый помещик Ховрин (его именем названо село) получил за службу государеву. А соседнее село Белый Ключ (ребята этого села учатся в нашей школе) возникло как слобода служилых людей. Ведь рядом была крепость Карсун. Защита государственных рубежей была задача этой крепости. На примере истории села мы видим, что жизнь крестьян в то нелегкое время тоже требовала сплочения, взаимовыручки, поддержки слабого, совместных усилий и совместных дел. Все это обеспечивала крестьянская община. Деревенский сход решал важнейшие вопросы жизни села: строительства моста через реку Барыш, распределение земельных наделов, найм пастуха деревенского стада, начало уборочной страды и др. Экспонаты музея: орудия труда и предметы быта ярко и доступно иллюстрируют этот период и более поздний период жизни села: серп ,коса, цеп, деревянная лопата для провеивания зерна, грабли, ступа с пестиком, маслобойка, прялка, части ткацкого станка, утюги, ухваты, печные затворы, чугуны и корчаги, сковородники, керосиновые лампы, домотканые рубахи и рушники, шали и полушалки, коромысла и другие рассказывают о том периоде истории. Стенды музея рассказывают об обычаях, традициях, обрядах, верованиях. На их основе школьниками выполнен проект «Быт, занятия, национальный состав жителей села Ховрино со времени его основания до настоящего времени». Стенд с фотографиями разрушенной в 1953 году церкви, Поклонного креста на месте ее нахождения и некоторые предметы быта иллюстрируют духовную жизнь села Ховрино и близлежащих сел, нравственные основы сельского уклада жизни. На основе этих материалов музея ребята выполнили проекты: «Церковь села Ховрино –центр духовной жизни сел Ховрино, Оборино, Белый Ключ, Кротовка, Федоровка, Никулино, Малое Оборино, поселка станции Вешкайма в начале 20 века», «Памятники и обелиски села Ховрино».

Кроме сельскохозяйственных орудий труда, прялки, ткацкого станка, маслобойки и других экспонатов необыкновенное трудолюбие наших предков иллюстрируют орудия труда сапожника: набор сапожных колодок, ножи для раскроя кожи, сапожные лапки, дырокол сапожника, сапожные шило и иглы. Ведь наше село было одним из крупнейших центров сапожного ремесла Симбирской губернии. Здесь даже школа для слепых детей с обучением сапожному ремеслу, которая существовала в 1906-1914 годах (сейчас это памятник регионального значения). И с каким мастерством и, я бы сказал любовью, изготовлены изделия ховринских мастеров. Сколько нужно было терпения, усидчивости, аккуратности, самоотдачи. Трудолюбия нашим предкам было не занимать!

Все это настроило учащихся на выполнение проекта «Традиции сапожного ремесла жителей села Ховрино», «Дырокол сапожника и другие сапожные инструменты нам рассказали», «Мое родное Ховрино». 

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играют материалы музея об участии земляков в Великой Отечественной войне .В музее есть портреты ветеранов, записи их воспоминаний, фотографии с посещением их для записи этих воспоминаний. И только теперь мы до конца поняли, насколько это ценный материал! Ведь в этом году ушел из жизни последний участник Великой Отечественной - Скудина Мария Васильевна… Сколько обаяния, душевного тепла, радости от общения излучали глаза этой женщины. Слушая ее, ребята действительно понимали, какой нравственный подвиг совершили наши солдаты и какой дорогой ценой достигнута наша победа. Мария Васильевна всегда радушно принимала ребят. Сначала напоит их чаем с конфетами. Обязательно… Ну, а потом начинались ее интересные рассказы. И с каким удовольствием готовили ребята ей праздничные открытки или свои нехитрые поделки! Радость общения с ней переполняла и их!

О периоде Великой Отечественной войны в жизни страны и села в музее рассказывают военная форма (пилотка, фуражки, китель, солдатские брюки, военный билет ,фотографии, награды, каска, фронтовые фляжки, портсигары, солдатские ремни и др.). Эти материалы музея помогли ребятам под руководством вожатой Н.В.Новиковой выполнить проект «Перенос памятника участникам Великой Отечественной войны в селе Ховрино» на новое место, более подходящее для таких целей. Когда ребята приходят сюда, я начинаю с просьбы к ребятам посчитать, сколько наших земляков из сравнительно небольшого села не вернулись с фронта. И, оказывается, что в наше сравнительно небольшое село не вернулись 156 человек… Не вернулся чей-то отец, чей-то муж, чей-то сын, чей-то брат, чей-то любимый… Не вернулись 11 Кирюхиных, 8 Никоновых, 7 Кулагиных, 5 Ежовых, 5 Ермошиных, 5 Козловых, 5 Федяевых, 4 Данилиных, 4 Зининых, 4 Загуменновых, 4 Марининых…и т.д. Масштабы людского горя трудно представить! Но знать и помнить об этом мы обязаны.

Важную роль в понимании своих исторических корней сыграли несколько проектов под общим названием «По следам географических названий», а именно, проекты: «По следам исчезнувших селений (история происхождения названий сельских поселений, примыкавших к селу Ховрино)», «Село Белый Ключ на карте Вешкаймского района», «Оборино - родина моих предков», «Село Ховрино: название, происхождение, смысловое значение», « Колюпановка. История происхождения названия улицы моего села», « Старинное русское село Ховрино-пример гармоничного развития межнациональных отношений», «Село Ховрино-родина молодого поколения турок - месхетинцев», проект « Музея истори и культуры турок - месхетинцев» (пока не осуществлен). Ведь сейчас более половины жителей села составляют турки - месхетицы, переселившиеся сюда в момент обострения межнациональных отношений в конце 80-х-начале 90-х гг.20 века, последние годы существования СССР. И очень важно, чтобы в нашем, теперь многонациональном селе, установились действительно дружеские отношения между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий. Ведь в этом залог развития и процветания нашей Родины, страны, в которой живет около двухсот наций и народностей. Горький опыт потери великого государства - Союза Советских Социалистических республик - просто кричит об этом. А ведь Россия в то время тоже была под угрозой распада… А межнациональные конфликты уносили и до сих пор уносят тысячи жизней на территории бывшего Союза. Сберечь страну - главный нравственный и гражданский долг каждого из нас. Без воспитания уважительного отношения к чужому языку, культуре, обычаям, традициям, вере это невозможно. Национализм является питательной средой экстремизма, терроризма, которые подрывают устои государства. Фашизм, от которого так пострадала наша страна, тоже ведь является крайней формой национализма.

У нашего народа всегда вызывали глубокое почитание и уважение защитники Родины, верные своему долгу. Борцам против терроризма и воинам-интернационалистам Д. Решетникову (Венгрия), А.Ладову, Г.Блинову (Афганистан), Б.Шафкатову (Чечня), А.Новикову (административная граница Чечни и Дагестана) тоже посвящён раздел нашего музея. А кавалеру ордена Мужества, выпускнику нашей школы А.Новикову посвящен отдельный стенд - «Ими гордится наша школа». Ведь не случайно служение Отечеству всегда было проявлением высочайшего нравственного и духовного долга. Защитники Отечества, совершившие подвиги во имя Родины, были для нас всегда святыми! Вспомним Александра Невского или Федора Ушакова…А вера в правоту своего дела и любовь к Родине помогали выдержать самые суровые испытания. Без их веры и верности не сохранилась бы Россия и ее народ. И эта вера и верность -величайшие духовные ценности!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь