Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уточняй (Но Не Перебарщивай)



 

Когда я рассказываю шутки, я иногда представляю, как рисую картину в мыслях зрителей.

— Стивен Райт

 

В процессе работы над шуткой стоит избегать грубых обобщений. Не надо говорить “фрукт”, когда можно сказать “яблоко”. Крепкий, сильный, хороший текст вызывает один и только один образ у каждого. Вся аудитория по отдельности представляет себе одни и те же картины. Когда ты говоришь “фрукт”, часть будет думать о нескольких разных фруктах, часть не сможет надумать ничего особенного, и все это значительно уменьшает эмоциональную вовлеченность. Когда ты говоришь “яблоко”, у всех есть четкий и ясный образ.

Но слишком четко – тоже плохо. Если ты скажешь “одно из таких красных яблок со стебельком и все в пятнах”, возможно, ты не только перебрал с количеством слов, но и вместо вовлечения просто помешал воображению слушателя, тем что “раздразнил” его фантазию. Состояние и цвет яблока действительно были так необходимы? Серьезно? Идеально, если твой текст – ясное, простое и яркое приглашение пофантазировать на определенные вещи, но не на общие. Избегай использовать много уточнений, т.к. это лишь ограничивает фантазию, а не поощряет.

 

Экспромт против Подготовленного

 

Я видел много шоу, в которых у комиков был сильный и разный материал, но самый сильный смех вызвал комментарий о лысом парне из зала, или грубиянке из первого ряда. Не стоит этому удивляться. Не столько потому, что, по распространенному мнению, комедия – это про унижения. Скорее потому, что шутка произошла резко, внезапно, прямо здесь и сейчас. Скорее даже так: ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, и все были свидетелями этому чуду. Но абсолютное большинство материала, который пишут стендап-комики – не о том, что ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Даже наоборот, это про собаку, детство, походы в банк. Вещи, которые случились не здесь и не сейчас, которые ты пытаешься воссоздать. Но есть несколько советов, которые скрасят это и сделают это все более живым и настоящим.

 

Это Случилось с Тобой

 

Вместо того чтобы говорить о том, что случилось с твоими друзьями, соседями, кем-то из новостей, во всех возможных случаях пиши так, словно это произошло с тобой. В конце концов, ты стоишь на сцене, и они должны о тебе волноваться. И помнишь, если зрителям плевать – они не засмеются. Ты – главный посредник между твоими шутками и их вниманием, поэтому сделай все, что в твоих силах, чтобы шутить про себя.

 



Это Случилось Вчера

 

Гораздо проще сопереживать тому, что случилось совсем недавно, чем тому, что случилось шесть лет назад. Так что так же, как и я прошу писать про себя, я прошу писать о том, что “произошло буквально только что”. Помни, твоя задача, как комика – оживлять прошлое, говорить о произошедших вещах так, словно они произошли ТОЛЬКО ЧТО. Это сложно, даже не упоминая о том, как сложно рассказать о том, что произошло лет десять назад. Также, чтобы шутка сработала, она должна быть реальной для зрителей, а для этого сначала реальной для тебя самого. Тебе будет проще писать реалистичные шутки о всяком, если всякое произошло вчера, позавчера или на неделе.

 

Не Задавай Вопросы

 

У всех правил есть исключения, но, на мой взгляд, стоит избегать шуток в вопросительной форме. “Вы когда-нибудь замечали, что...?”, “Почему каждый раз, когда я иду в Ашан…?”. Одна или две в таком духе – это нормально. Я видел комиков, которые успешно делали очередь быстрых забавных вопросов. Но, в общем, вопросов стоит избегать, потому что, помимо того, что они часто риторические, они звучат так, словно ты о чем-то просишь зрителей. И как я уже обсуждал, комик должен стараться выглядеть так, словно ему ничего не нужно от зрителей (кроме разве что внимания). Так они смогут расслабиться, быть собой и посмеяться.

 

Избегай Списков

По какой-то непонятной причине, множество новичков пишут шутки в виде списка. Один сетап, сопровождающийся перечнем разных панчлайнов.

 

“Знаете, ребят, я тут заметил, есть только четыре вида людей, работающих в фаст-фуде.”

Может это происходит потому, что неопытным сложно выбрать лучшее, и они выбирают все сразу. Или они так дорожат затраченным трудом, что не могут не использовать все его результаты. Не знаю. Но знаю, что списков стоит избегать.

Все потому, что когда ты начинаешь что-то перечислять, зритель моментально обрубает идею того, что твоя речь спонтанна. Внезапно ты делаешь “шутку”, и это может настроить зрителей против тебя. Еще, когда ты даешь перечень, они не будут смеяться над этим так, словно это было последним словом, которое ты скажешь на эту тему. Ты явно даешь им знать, что впереди будет еще что-то, и они словно оставляют часть смеха на потом.

Один из способов избежать списка – это замаскировать его, чтобы не позволить публике предсказать дальнейшие пункты. Вместо того, чтобы использовать “Я понял, это или… или…”, что сигнализирует об отдельных частях шутки, ты можешь сказать “Я понял, это… .” и панчлайн. А потом “Или…” и другой панчлайн. Так ты спрятал второй панчлайн.

Хотя можно работать сразу с несколькими панчлайнами, но я считаю гораздо лучшей идеей выбрать поэкспериментировать и остановиться на одном из своих самых понравившихся. Как вариант, можно переписать остальные до тэгов, но потом лучше переходить к следующей шутке.

 

Жесты Вместо Слов

 

Текст – самый злой враг актера.

— Санфорд Мейзнер

 

Огромную роль в ремесле стендапа играют редактирование и оптимизирование, чтобы выжать как можно больше информации из как можно меньшего количества действий (слов, жестов, мимики и т.д.). Конечно же, ты должен сопровождать свои слова жестами, мимикой, вдыхая жизнь в свои слова настолько, насколько это возможно. Но иногда жестом можно заменять слова или даже целые предложения. Например, ты можешь сказать такой сетап:

 

“Я шел по улице и увидел рекламу пиццерии, на которой было написано “Пицца от Рико . ””

 

Но если заменить “на которой было написано” простым жестом руки, как бы указывая на надпись, ты можешь сказать так:

 

“Я шел по улице и увидел рекламу пиццерии <жест рукой> “Пицца от Рико . ””

Перевод: объекты в зеркале скрыты за этими словами

Одним жестом руки ты выиграл четыре слова. В стендапе это самое настоящее улучшение.

 

Магия Числа 3

 

Почти в каждой культуре, в каждой среде и источнике появляется конструкция из трех примеров. Три – это забавно потому что, предлагая две полярности одной ситуации, также выдается и третья, нестабильная и “неидеальная” грань. Это очень важное число. Одна из причин, по которой эта конструкция так распространена в шутках, заключается в том, что цель комедии – ломать стереотипы, но для начала стереотип нужно установить. Одного примера для этого недостаточно, два позволяют хотя бы предположить о наличии какой-то взаимосвязи. И, так как экономия превыше всего, комики обычно используют только два примера, чтобы разрушить эту взаимосвязь третьим.

Группировка информации, особенно средненьких панчлайнов, в группы из трех, является очень эффективным способом передачи информации. Например:

 

“Быть изгоем для ребенка порой не просто. Мне приходилось играть одному во многие игры. Когда все ребята играли в бейсбол, то я играл в “кинь мяч” (1) , / “прогуляйся” (2), / “подбери” (3)”

 

В выступлениях ритм из трех панчлайнов играет огромную роль в общем успехе шутки.

Проще – лучше

 

Никогда не используй сложное слово для описания того, что можно описать простым.

— Джордж Оруэлл.

 

В отличие от тебя, твои зрители не слышали твои шутки тысячи раз. Каждое слово для них – новое, и ещё, очень вероятно то, они уже накидались. Когда пишешь материал, не стоит забывать о том, что зрители могут быть из разных культур и иметь различное эмоциональное и интеллектуальное восприятие.

Как следствие, наиболее эффективный и понятный материал очень прост и четок и не претендует на интеллектуальность или чувственность. Твои шутки не должны иметь входного порога в виде научной степени или знания культурных мемов. Но опять же, материал, который понятен всем, очень отличается от материала, который туп и безвкусен. На практике, если твои шутки требуют объяснения, то ты обесцениваешь как себя, так и своих слушателей.

Почти от каждого комика я хоть раз слышал жалобы и негодования, о том, что зрители (кхм-кхм) непроницательны. Но, несмотря на сложности, которые я испытал на практике, я убежден, что зрители в комедийных клубах (барах, кальянных и т.д.) состоят из людей с самым разнообразным жизненным опытом, со своими мечтами, разочарованиями и страхами. И я сам такой же, как и они. Какими бы разными мы ни были, у нас все ещё есть много общего, как в жизненном опыте, так и в восприятии мира, и к этому общему есть отсылки в самых успешных стендап-выступлениях. Любые ограничения, которыми ты наделяешь своих слушателей, обычно являются ограничениями, которые ты построил в своей голове как мыслитель и оратор, и не являются чьим-то заговором.

Настоящее испытание, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы писать максимально глупо (это по силам всем!), а в том, чтобы передать абстрактное, необычное и невообразимое максимально понятным способом. Помни, что процесс упрощения может говорить об образованности и мудрости. Нет ничего сложного в том, чтобы описать сложное и непонятное сложными и непонятными словами. А вот богатое, красноречивое использование обыденного языка является самым настоящим испытанием на авторское мастерство. Красивое использование простых слов, а не просто использование вычурных терминов. Говори, как есть, и делай это доходчиво. Если шутка требует использования сложной терминологии, я умоляю тебя обдумать ее необходимость. Как я где-то слышал: “Если у тебя есть идея, которую нельзя написать на клочке бумаги, скорее всего это ненужная идея”.

 

Забавные Преувеличения

 

Комедия очень часто преувеличивает. Перегибы не только удивляют и вовлекают, но и крайне ясно описывают ситуацию. А вовлечение и простота понимания играют ключевую роль в стендапе. Описывая ситуацию или событие, преувеличивай настолько, насколько можешь. Не надо говорить “Я не мог слышать около часа”, когда можно сказать “Я на целый час оглох!”. Раздвигай пределы, растягивай вещи до точки слома.

 

Редактура

 

Если слово можно выбросить – выбрось.

— Джордж Оруэлл.

 

Жесткая редактура очень важна в труде писателя в целом, но особенно важна в редактуре панчлайнов. Затянешь взрыв шарика на несколько мгновений – и уже ничего интересного. Каждый миг между тем, как ты достаешь иголку и взрываешь ей шар, отдаляет каждый момент от элемента неожиданности.

И хотя зрители относятся снисходительно к ненужным словам в сетапе, ты все еще должен жестко проверять свои сетапы с учетом ожидания, которое испытают эти зрители. Возвращаясь к параллели с шариком, если ты долго надуваешь огромный шар, зрители будут ждать оглушительного хлопка от взрыва. Если вместо этого шар сдуется, все будут разочарованы. Запомни: чем длиннее сетап, тем сильнее должен быть панчлайн. Уилл Роджерс однажды описал шутку с затянутым сетапом фразой “крыльцо дома красивее самого дома”.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь