Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ключевые Слова и Кэтч-Фразы



 

Пшелянафиг!

— Родни Дэнжерфилд

 

Одной простой фразой Дэнжерфилд создал свой образ. Фраза, на которой сфокусированы и он, и зрители, и, по сути, через нее и воспринимается его комедия. Неважно, дошел ли ты до такой кэтч-фразы для себя, чтобы говорить её снова и снова, но стоит держать в уме пару слов, на которые можно ориентироваться. Это поможет тебе войти в образ еще до того, как ты выйдешь на сцену. Подумай о таких словах, которые могут быть основой твоего образа, или даже о таких, за которые тебя могут запомнить. Вспоминая некоторых комиков, на ум приходят слова напряженный, болтун, занудный, весёлый, депрессивный, эмоциональный. Найди такие слова, которые лучше всего отображают твой образ и следуй за ними, словно за светом фонаря в тумане.

 

Материал, Основанный на Образе

 

Есть много шуток, которые может рассказать каждый и получить свою порцию смеха. Обычно это происходит потому, что шутки: (1) простые, и (2) отсылаются на распространенный опыт и знания. В этих шутках нет ничего плохого. Вообще, они являются самыми надежными из всех. Но они отличаются от шуток из образа, которые в прямом смысле требуют видеть исполнителя под определенным углом. Например, Милтон Берл прославился тем, что носил платье на сцене. Это стало неотъемлемой частью его образа. Сейчас, если комик выходит на сцену в костюме, зрители либо не знают, что об этом подумать, либо будут думать, что сейчас будет что-то в стиле Берла.

Когда у тебя появится четкий образ, приложить остальные инструменты искусства стендапа станет проще. В идеале, твои шутки, твой стиль и даже твой промо-материал должны быть визитной карточкой твоего образа и твоего комедийного взгляда. И когда этот образ появится, ты заметишь, как начнешь писать материал специально для этого образа. Можешь представить, что твой персонаж - это рамка, а все, что ты делаешь и говоришь - это картина. Образ определяет, объясняет и буквально наполняет смыслом твой материал, особенно для твоих зрителей.

Если хочешь, можешь представить, что первые пару минут твоего выступления твой материал знакомит публику с взглядом на мир через призму твоего персонажа. Поэтому ты должен тщательно выбирать материал для начала, поскольку он будет определяющим. После этого зрители принимают этот взгляд и присоединяются к нему, и далее им будет комфортно воспринимать твою позицию в течение всего остального выступления.

С одной стороны, это может немного ограничивать тебя. После пяти минут шуток про то, как ты любишь детей, зрители могут растеряться от идеи, как неплохо было бы использовать ребенка в качестве раба на твоей работе. Они настроились на определенную позицию и могут сопротивляться ее резкой смене на противоположную. Но с другой стороны, после знакомства и сближения зрителей с твоим образом, ты можешь отправиться в настоящее путешествие, исследовать возможности и просто получить удовольствие.

 

Проверка на Воровство

 

Такая мысль. “Вероятность, с которой другой комик может рассказать твой материал и всё ещё получать отклик - это степень безличности и неоригинальности твоего материала”. Задумайся об этом на миг. Определенно, у каждого комика, которого ты видел, будут шутки, которые может рассказать кто-то другой. В целом, это признак хорошей шутки. Но в основном, шутки, за которые комик получает славу - это те шутки, которые не сможет рассказать никто, кроме него. Эти шутки или подходят только его/её образу, или именно этот образ хорошо подходит для подобных шуток. У множества популярных комиков есть биты, которые будучи рассказанные кем-то другим будут выглядеть неорганично или откровенно глупо. В этом и есть волшебство материала из образа.

 

Простота и Ясность

 

Не занимайся ничем, пока что-то не заставит тебя заниматься этим.

— Санфорд Мейзнер

 

В одной старой байке мужчина пришел в магазин, чтобы купить поварёшку. Их было множество, но он остановился на трех. На двух из них были причудливые узоры на ручках, третья же была совершенно простой и недекорированной. Затем, мужчина спросил, сколько они стоят. И был шокирован тем, что простая стоит почти вдвое дороже. Продавец сказал “Видите ли, простая поварёшка должна быть высочайшего качества и мастерской работы, потому что, в отличие от вычурных поварёшек, на ней негде спрятать её недостатки”.

Работая над своим образом, или над какой-либо другой важной штукой в стендапе, очень просто сделать вещи запутаннее, чем они есть. Оставаться простым - вот в чем сложность. Но мы там, где мы есть, и не стоит закрывать на это глаза. Как и в любом другом искусстве, новичкам свойственно запутывать вещи там, где это ни к чему. Между их эго и стеной непонимания сложные и запутанные метафоры - словно защитная стена, так как они, будучи новичками, часто и регулярно терпят провалы. Но если ознакомиться с трудами признанных мастеров, идея простоты почти всегда будет лежать на поверхности.

Простота - это нелегко. Делать все простым и понятным и делать все искусственным и глупым - это разные вещи. Упрощение требует большого объема работы и много ума. Очистить все от лишнего и ненужного. Но если посвящать этому время, у тебя может получиться. Просто задавай себе вопросы. Зачем я это сделал? Это действительно важно? Это необходимо? Зачем это? Помни, что если сомневаешься, то лучше избавиться от этого.

 

Вовлеченность

 

Вкладывайся сердцем, мыслями, умом и душой даже в самые мелкие свои дела. Это - секрет успеха.

— Свами Шивананда

 

Как писал Шекспир: “полумеры не стоят ни гроша”. Это так и в комедии. Ты получишь ровно такой отклик от своего образа и действий, сколько ты вложил в это. Очень простая правда. Делай то, что ты делаешь не всеми усилиями, и ровно столько же ты получишь в ответ от зрителей. Вообще, я считаю эту идею настолько важной, что часто задумываюсь, что неважно, что артист делает на сцене или как он делает то, что он делает, важно то, какую часть себя он в это вложил. Сходи на парочку комедийных шоу, и ты заметишь, что те, кто честно вкладывается всей душой почти всегда успешнее тех, кто ленится. Не стоит заблуждаться, материал очень важен. Но твои усердия так же важны. На сцене, будь сфокусирован на своём образе. Не думай ни о чём другом. И постарайся не беспокоиться и не испугаться. Бесстрашно отдайся целиком через свой образ своему зрителю. Будь в этом моменте для них и ни для кого другого, и твой зритель ответит тебе взаимностью.

 

Одежда

 

Несколько лет назад я разговаривал с одним начинающим комиком перед тем, как он должен был выступать. Он говорил о своих мыслях о том, как его одежда может поддерживать его образ. Потом он спросил, что я думаю о его ботинках, и я ответил: “Если они обратят на них внимание, ты несмешной”. Я всё ещё считаю истинным это несколько невежливое мнение, особенно если учесть, что 95% зала будет видеть тебя только выше пояса. Но также я согласен с высказыванием канадского комика Ронни Эдвадрдс “Внешность должна отражать содержание”.

Как музыка может настроить тон или передать какое-то сообщение, так и твой внешний вид может влиять на зрителя. Стив Мартин всегда носил белый костюм, Сэм Кинисон предпочитал пальто и большой берет. Теперь на момент представь, словно они поменялись одеждой. Понимаешь, к чему это? Одежда говорит о многом. Нравится тебе это или нет, но твой стиль будет выражать что-то, и тебе решать, будет ли твоя одежда работать на тебя, или против.

Как всегда, решение этого вопроса можно найти, подумав о своем образе. Каков он и на что он похож? Какие вещи он говорит со сцены? Он аккуратен? Неопрятен? Обычный? Чувственный? Иногда в ожидании посадки на поезд или самолет, я быстренько пролистываю журналы моды и, думая о своем образе, задаюсь вопросом, мог ли я позволить себе выступать в этих вещах.

 

Обувь

 

Как я уже упомянул, обувь практически не имеет значения, если учитывать, с какого ракурса зрители смотрят на сцену. Но обувь должна быть удобной. Я предпочитаю кроссовки.

 

Штаны

 

Опять же, они должны быть удобные и комфортные, но они также должны отображать твой образ. Мешковатые штаны? Джинсы? Дорогие брюки? Если мне предстоит ненадолго засветиться в шоу, я беру джинсы, но если я - хедлайнер, то предпочитаю избегать синих джинс и надеваю черные джинсы или обычные брюки.

 

Пиджак и галстук

 

Я никогда их не надеваю на сцену. Никогда. Мне некомфортно, жарко и этот наряд совсем не подходит моему образу. Но многие комики думают: “Я хедлайнер! Нужна бабочка/галстук!”, и, по-моему, это забавно. Если галстук идет твоему образу - здорово, если нет - лучше не надевать. Хороший костюм может дать некоторым зрителям сигнал профессионализма и успешности, но также он имеет ауру серьезности и официальности, что может сработать против тебя, особенно когда ты выступаешь на молодую аудиторию. Хотя опять же, может и есть доля истины в старой фразе “Одевайся, как хедлайнер и ты станешь им”.

 

Рубашка

 

Это - тот элемент одежды, на который зрители будут смотреть все время. Я считаю, что стоит потратить некоторое время на размышление об этом элементе одежды. С воротником или без? Закатать рукава или оставить? И, конечно, какой цвет и узор выбрать? Каждая мелочь посылает разные сигналы, особенно в нашей одержимой модой культуре.

Как правило, я предпочитаю яркие цвета для баров, потому что там плохое освещение, а я хочу быть уверен, что мое тело и лицо не сливается с комнатой. Я хочу, чтобы на меня было легко смотреть. В клубах я выбираю что-нибудь, что резко контрастирует со стеной за моей спиной. Если я не знаком с интерьером клуба, я беру две рубашки, чтобы иметь возможность выбора. Предпочитаю избегать крайне ярких цветов и узоров, а также рисунков и логотипов, чтобы они не отвлекали внимание от моего лица.

 

Одежда для Девушек

 

Поскольку мне никогда не приходилось носить платье, я не могу рассказать что-то особо интересное на эту тему, кроме того, что если ты мужчина и собираешься выйти в платье, будь готов к тому, что зрители растеряются и не смогут ожидать от тебя чего-либо (кроме Мильтона Берла). А если ты девушка, что ж, мои сопереживания, поскольку, по моим скромным представлениям, у девушек с этим все сложнее.

Ты можешь подумать, что быть во всеоружии точно не повредит, но я знаю некоторых девушек, которые целенаправленно занижают свою привлекательность, чтобы другие девушки в зале не обливались завистью, а парни не отвлекались оттого, что они говорят. Хотя опять же, от некоторых девушек я слышал, что если они одеваются слишком примитивно, к ним относятся, как к лесбиянкам (как бы забавно это ни звучало), и это тоже может быть серьезным отвлекающим фактором. Интересная закономерность - подозрительно мало девушек, которые выглядят “сногшибательно” в общепринятых рамках, выстреливают по-крупному в стендапе. Может быть потому, что их уносит в телевизор или кино, я не знаю.

 

Солнцезащитные Очки

 

Эта штука смотрится очень интересно на сцене. Загадочно, неформатно, сексуально, да по-всякому. Но они закрывают твои глаза. Ты не только выглядишь защищенным, но и теряешь один из важнейших каналов связи со зрителями. Ко всему прочему, очки выглядят ненатурально и наигранно. Так что если хочешь эксперимента - делай, но на свой страх и риск.

 

Чеклист: Одежда

 

Подводя итог, в одежде и стиле есть пять важных функции, которые я сейчас перечислю. По моему мнению, каждый из них очень важен и на него стоит обратить внимание.

 

Комфорт

Не жарко ли тебе? Ощущаешь ли ты себя круто? Ничего не жмёт или не болтается? Чувствуешь ли ты себя в своей тарелке? Чтобы выступить настолько хорошо, насколько ты можешь, критично важно ощущение комфорта и спокойствия. Все, что ограничивает это должно быть под вопросом.

 

Функциональность

У тебя есть карманы под все необходимые нужды? Твоя одежда выделяет тебя среди стен кафе или растворяют тебя в ней? Твоя одежда легко мнется, быстро приобретает поношенный вид или вовсе рвется (не очень здорово для жизни в дороге)? Наконец, где проходит вечер? В приемной дорогого отеля? В баре для байкеров? Я очень часто одеваюсь казуально, иногда даже слишком. Как и во всем относительно стендапа, не забывай о том, какова твоя аудитория.

 

Образ

Твоя одежда вызывает доверие? Она похожа на то, что твой персонаж мог бы носить? Глядя на твой стиль, можно ли сразу подумать о ключевых качествах твоего образа, или же он смотрится неестественно?

 

Привлекательность

Выглядишь ли ты относительно непривлекательно в своих вещах? Это достаточно странно, но, в конце концов, стендап - это про идеи, чувства, воображение и игру, а не про модельный вид, не правда ли? Да… но вообще не повредит выглядеть шикарно. Я не принимаю этот пункт настолько же серьезно, насколько остальные. Если я уверен, что так я выгляжу отлично, но это идет вразрез с образом, я просто не ношу это. Я ищу компромисс между адекватным внешним видом и вещами, которые стал бы носить мой персонаж в жизни.

Говоря о красивой внешности, многие комики считают, что чем лучше ты выглядишь, тем более грязные шутки ты можешь говорить со сцены. И опять же, я считаю, что в этом есть зерно истины. Я часто видел зал, воющий на человека в джинсовой жилетке, который немножко чернил, а через двадцать минут этот зал непринужденно смеялся над комиком в пиджаке и галстуке, исполняющего вещи на несколько порядков жёстче. Не могу сказать, что учить успешной подаче самого грязного материала является моей персональной целью, но это может помочь. Сила стиля.

 

Уникальность

Это еще один хитрый вопрос. Здесь я точно ищу компромиссов. Я помню, как читал книгу Ричарда Белцера, в которой он упоминал комиков, которые целенаправленно выбирают “мой-прикид-это-мои-шуточки” стиль. Я все еще не имею четкой позиции по этому поводу. Если твой внешний вид выглядит фальшиво, принужденно или “слишком старательно”, это не сработает. С другой стороны, если это идет твоему образу (выходить в фартуке, заляпанном кровью) и делает тебя запоминающимся, почему бы и нет?

 

 


 

ГЛАВА ЧЕТЫРЕ

 


ПОДАЧА

 

Прекрасное искусство - то, в котором рука, разум и сердце едины.

— Рёскин, “Два пути”

 

Простыми словами, подача комика - это то, каким способом он изъясняет мысли. Не только голосом, но и телодвижениями. И подача - это не только то, что он говорит или делает, но и то, чего он избегает говорить или делать. Начинает ли он предложение повышенным голосом, плавно затихая к концу предложения? Оставляет ли он большую паузу перед последним словом? Вопросительным или утвердительным тоном произносится фраза? Может, он ее шепчет? Или орет? Звучит ли его голос академично и высокопарно, или же как-то более приземленно?

Как бы уникальны и индивидуальны не были шутки, подача - штука еще более неповторимая. Но также это очень тонкая материя, анализировать которую гораздо сложнее, чем слова в отдельно взятой шутке.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь