Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГОРДОСТЬ, ЧРЕВОБЕСИЕ, ДУХ РЕВНОСТИ



 

Что такое гордость? Это рабство дьяволу. Вот вам пер­вое понятие о психологии греха, понимаете? Всякое проявление гордости - это родственные чувства к дьяволу.

Дух сокрушенный и смиренный порождает все добродете­ли. Он воспринимает Законы Христа, то есть смирение, кро­тость, плач, чистоту, потребность богоугождения.

-Батюшка, чем благоугождаем Богу?

-Смирением, смирением. Смирение, Божие смирение порождает любовь. Это Божия любовь, а не человеческая любовь. Человеческая любовь - это уже чувства. А Божия любовь от Духа, от духа сокрушенна и смиренна. От веры. Вера как самостоятельная рождаемая сила. Две единицы: вера и дух сокрушенный и смиренный - это две основы, на которых держится все спасение. Вот почему атеист, сознательно не желающий, не признающий две эти основы, - он слуга сатаны. Вот почему так страшно мы оплакиваем Русскую Землю, которая потеряла Бога и поставила вместо Бога сатану - гордость. Сатана - это физически живая сила, она в себе носит закон свой гордость, во всех его проявлениях. Вот почему мир сейчас стал совершенно другим, тем, который боится смирения и боится веры, и ненавидит веру, ненавидит смирение.

Во-вторых, само по себе сердце человека дает право этой физической силе, имеющей образ. Это сатана, это бес. Он излучает из себя эту силу, черную силу, насилие.

-Батюшка, у меня в больнице было такое состояние: я почувствовала, что у меня рука онемела, я крестное знамение не могу сделать, рука как в цепи скована. Языком сказать не могу, и губы онемели, и мысль не работала.

-Это попускается Богом, но это есть милость Божия по отношению к тебе, что Он попускает тебе переживать такой ужас.

-А потом зов, когда отпустило: "у-у-у!" Как будто ракета запустилась!

-Вот ужас какой! Значит, он при тебе был. Был бес около тебя, физически, только невидимо. Такая же жалоба была со стороны покойницы Дуси. Только она осязала его лапу – и рукой, и ногами. Поэтому она пришла ко мне в ужасе, что ей делать? И когда она покрылась мантией, она перестала ощущать его лапу, которая была на ее теле. Это было попущение Божие - ей дать просвещение в вере и смирить ее.

Представьте себе душу после разлучения с телом; душа будет в окружении этой черной силы, понимаешь? Малень­кий ребеночек, да? Бессильный ребеночек, если он жил вне веры и вне покаяния, Какой же ужас душа переживает!

-Батюшка, что надо делать, чтобы бес не мог повредить?

-Ему этого не дано. "От" и "до" только. Но бывает так, что Бог попускает проучить человека. Тогда Он дает на истязание до изнеможения дьяволу, чтобы наказать, проучить, довести его до смысла жизни. Смысла жизни некоторые не понимают, смысл жизни у них - наслаждение.

-А наш смысл жизни - покаяние?

-Путь, смысл жизни есть - вечное спасение.

-А как он выражается, путь?

-Каждому свое: кающемуся - покаяние, а погрешившему - осознание. Покаяние разное бывает. Плач, стон, так? Оплакивание. Или грех оставить! Оставить грех или оплакивать. Два пути, И не беспокоиться о своем спасении, то есть не желать бросить грех, но раскаиваться в нем, потому что страшно его при себе иметь. Но расстаться с ним никак не хочется.

Надо трудиться, заставлять себя через "не хочу" оплаки­вать, по канону. Вот эти каноны покаянные, которые у нас есть, и являются канвой. По этой канве надо расписывать свой плач, свое покаяние, свое раскаяние, т.е. между строк и между букв вставлять свои словечки, переделывать этот канон по-своему. И каждый раз этот канон читается по-разному, а канва - одна, понимаешь? Расписывать свой плач своими нитками по этой канве - это есть молитва. А когда мы не расписываем по этой канве свой плач, мы вычитываем. Сознавая "чердаком" своим каждый смысл каждого слова, да? "Чердаком", сознанием, без участия сердца. Поэтому мы никогда не исправляемся. Мы даем свое согласие и осознание своей виновности, но не выпрашиваем: "прости". И почему - "про­сти"?

-Батюшка, а почему - "прости"?

-А потому, что это мерзость, это подлежит вечному осуждению. А степень понимания осуждения тоже надо понимать. Каждому дается свое - своя степень осуждения. Мне - в десять раз больше, а вам - в три раза больше, потому что вы знали и не хотели; а какой-нибудь Феодосии Ивановне только один раз вменяется, потому что она не знала, ее не обучали, она слышала только холодные проповеди протоиереев, да? И Господь с нее не спросит. Он - Праведный Судия.

-Почему Святейший Патриарх Алексий всегда кричал, что "с нас спросят в 88 раз больше, чем с вас!". С Патриарха даже! Мы управляем, а вы у нас только учитесь.

-Батюшка, чем определяется грубость нравов?

-Грубость нрава - богообщением. При упражнении себя в насилии. Вот возьмем грубый пример. Работник бойни, он убивает животное, и ему не больно, и не жалко, и не страшно. И он настолько грубеет, что он лишается способности богообщения. Вряд ли он способен молиться, когда он насилует животное насильственной смертью. И вот это животное в образе человека и есть грубость нравов. Мне кажется, мне думается так. Я думаю, что Святые Отцы со мной согласны.

Грубость нравов может быть у блудника, у блудницы, ко­торая не кается и не плачет, и не желает исправиться, и не желает исправить свой грех. Такой грубеет, он делается бес­стыдный и бессовестный, и он умирает прежде смерти. Но имеет право, возможность восстать, как преподобная Мария Египетская; грубый человек, оставивший смысл жизни - веч­ное спасение и условия для вечного спасения, - не лишается права обратиться к Богу, обратиться и вспомнить свою участь для Вечной Вечности. Значит, оставить грех или оставить тот промысл, которым он занят (скажем, убийство животных), или блуд, или скупость - тоже смертный грех, смертная страсть, которая лишает богообщения; или жадность, или грех чревобесия, который лишает способности молиться и оплакивать свою участь. Предаваясь этой грубой страсти, человек грубеет, да?

Я не имею представления, к сожалению, о том, каков был Крылов - баснописец. Он был заражен чревобесием.

-А как выражается чревобесие?

-Ненасытностью. Он ел не в меру. И он ведь умер от этого. У него желудок лопнул. Он так насыщался, потому что он отдал себя гортанобесию, чревобесию (эти две страсти очень близкие друг к другу), ему некогда было молиться, ему не хотелось молиться, так что он забыл молитву. Он был гениально умен, гениально умен!

-Батюшка, а как бороться с этим?

-Молиться надо. Покаянием, покаянием можно избавиться от этой смертной страсти.

-Вот хочется есть и есть.

-Да. И как бы ни поел вкусно, все есть хочется. Это называется гортанобесие. Да. Надо вовремя каяться в этом, и приносить плоды покаяния.

-Плоды как приносить, Батюшка?

-А значит, оплакивая, убавлять порции. Да. У меня было такое чадо, которое болело чревобесием от гортанобесия. Она была не в меру жирная от скопления еды. Эта еда, конечно, не переваривалась. По-видимому, и кишечник не справлялся. Все эти отложения, на сахар и на жир, отлагались в теле. И по милости Божией, это был такой прелестный человек. Она пришла ко мне: что мне делать?

-Батюшка, можно это объяснить физическим расстройством?

-Нет, этому не доверять. Ни в коем случае. Это брань духовная, которая переходит иногда в физическую брань. Нам дана воля, воля, освящаемая верой и озаряемая верой, которая дает нам силы и способности от Духа Святого и с помощью Божией лишиться и отказываться от этих страстей, которые дают только вечное осуждение.

Вот страсть гордости, которая порождает гнев, ярость. И люди предаются им, потому что они не могут удержаться, яко­бы, и потому что им нравится предаваться этой страсти гнева и ярости. Они этим упиваются. Вот с этой страстью труднее справляться, потому что это связано с гордыней. Тут нужно длительное покаяние, чтобы отучиться от этой страсти.

-Батюшка, вот, например, брань помысла. Святые Отцы говорят, кратчайший путь - не принимать. А страсть гортанобесия какой кратчайший путь - не принимать?

-Кратчайший путь - всякое возникновение хотения отсекать, то есть отказывать себе. Мне хочется пить два стакана чаю: налили, принесли - пожалуйста, возьми. И на глазах отнять от себя. Мне принесли два куска хлеба, каждый кусок хлеба 200 грамм, (200 грамм, вы подумайте, неужели мало)? А я хочу еще 200 грамм, я не наелся. Гортань моя горит, потому что вкусно. Это свойство гортани - вкусно. Принесите. Тут же, собственными руками, отдать! И так во всем. Все половинное отдать. Принесли четыре блина: два блина съел - два отдать своими собственными руками. И так постоянно, до победного конца, когда уже не будет этого борения, хотения, да? И скажешь: зачем мне? Мне принесите 200 грамм хлеба, мне довольно. А эти 200 грамм хлеба будешь постепенно отдавать: половину съем, половину - возьмите. Они будут лежать перед носом - и не возьмешь, не тронешь. Вот тогда будет война, брань, это будет брань, да? Война. Но победа будет тогда, когда будет лежать - и ты не тронешь. Если будет даже хотение, как воспоминание. Лучше быть голодной, чем я поем, возьму.

-Батюшка, а если головные боли начались от истощения.

-Если на этой почве, то надо есть досыта, но знать границы, не переедать. Если только мы знаем себя. Голова болит, потому что давно не ела, а если бы ела, голова бы не болела. Тут надо рассуждать: голова болит не потому, что ты переела, так не бывает, а голова болела, потому что ты давно не ела. Только так. А если объелась, ну, конечно, тогда и в животе плохо, и голова плохая, и уже музыка в кишках и т.д. Без брани жизни не бывает. У кого брани нет - у того жизнь пустая. И чем больше брани, тем интереснее жизнь, духовная, конечно, с самим собой.

-Батюшка, а малодушие? Страх одолевает перед неприятностями.

-От маловерия. Исток всему - маловерие.

-А вот так вообще, как-то устал терпеть?

-Мы слишком доверчивы. Надо всегда провести грань между усталостью и ленью. А если усталость - давать себе отдых Богу не нужна наша переутомленносгь.

 

ПРИСТРАСТИЕ И ЛЮБОВЬ

 

Очень обидная и оскорбительная путаница: смешение любви с пристрастием. Пристрастие к человеку - это не чувство любви, а чувство эгоиста, который любит себя, любуется собой, жалеет себя и приносит в жертву своему эгоизму человека. К этому душевному пристрастию еще пристраивается похоть, влечение полов. А кощунственно это пристрастие, человеческое чувство, животное, оно оскор­бительно называется любовью. Это святое слово "любить, "любы" - не имеет никакого отношения к пристрастию. Вот очень жалко, что мы, православные люди, дерзаем оскорблять это чувство - святое слово "любить", "любы" - и применяем это в жизни, когда это никакого отношения к любви, к этому святому слову и понятию, и состоянию не имеет. А только - человеческое пристрастие, связанное с животными инстинк­тами.

 

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

 

Когда мы лишаем себя богообщения от духа сокрушенна и смиренна, тогда никакое вычитывание нас не делает другими. Пусть это будет во славу Божию, во славу Церкви. Пусть люди будут читать просто, а мы будем читать с тобой - как единственная надежда нам принести какие-то малюсенькие плоды покаяния.

-Батюшка, я не расту, не расту. Чувствую, что очень мало во мне умения.

-Это тебе кажется! Когда меня рукоположили в иеродиакона, я служил ежедневно литургии, три года подряд. Я плакал и ужасался, что я не расту, что я не умею служить, что я противно служу, что я только смущаю людей своей манерой служить. Правда, спасибо великой Елене. Она никогда меня не хвалила. И я не просил ее похвалы. Но меня мучило, что я служить не умею, что мне это не дано, А потом, оказалось, все наоборот. Епископ Григории (Лебедев), настоятель лавры, в то время когда обновленцы, захватили лавру и нам дали одну Исидоровскую церковь, он только со мной служил. Моя мане­ра была петь ектинию на диезах и бемолях. Смиренномудрие рост дает.

-Нет, Батюшка, а у меня нерадение еще.

-Отсеки! Отсеки беспощадно! Придирайся! Придирчиво относись к малейшей ошибке. Как мы на ходу учились врачевать людей, буквально на ходу! Я заведовал отделением больницы в 300 человек. Один врач. Это немыслимая штука была. Я делал четыре обхода в день. Всех знал наизусть, как самого себя. Работал бесконечно кропотливо. А ночами - справочники, выписки и учебники. Так же и в духовной жизни.

Здоровье - это молитва, да? Какая молитва? Молиться от духа сокрушенна и смиренна: надоедающе, вопиюще. Тогда сердце расслабляется и воспринимает свойства смирения, кротости, долготерпения, благости к людям. Только этот фон богообщения - от духа сокрушенна и смиренна. Причем, не иногда, а постоянно. Оно переворачивает, переделывает, пе­рестраивает грубое, жесткое, жестокое, неверующее сердце. Чем проще, тем лучше, да? Теперь тебе мудрости, сложности не нужны. А ты только сама имей мужество так сказать: "Я это не воспринимаю. Мне это непонятно, я это не могу усво­ить!".

У вас очень много многопопечительности, которой вы от­даете все свое сердце, весь свой интерес, да? Надо стремиться к восприятию условий и законов духовной жизни, жизни о Господе, которую мы возьмем с собой в Вечную Вечность. Между прочим, по мере накопления этого багажа здесь, мы унесем свой багаж в Вечную Вечность. Вот такое сердце, оно как раз и путается между многопопечительностью и желани­ем духовного восприятия, богообщения.

-Батюшка, я какая-то нерадивая. У людей как-то все есть, и праздники они встречают...

-Потому что у тебя никакого богообщения нет! У тебя нет никакой системы самовоспитания. Даже если ты читаешь ежедневно молитвы на сон или утренние, то читаешь только ради того, чтобы прочесть. Так ты никогда ничему не научишься.

-Батюшка, а систему вы должны мне подсказать?

-Плачущая и рыдающая душа сама подыскивает себе удобную систему переродиться. А подсказчик, он только поможет. Он прекрасно знает, что нужно, что ненужно! Вся беда в том, что основы нет! Воли нет в вас.

 

КЛИРОСНОЕ ПОСЛУШАНИЕ

Клиросное послушание и очень ответственное, и очень большое, равное достоинству священника. От тебя зависит настрой всего Богослужения. Священник Богу предстоит и молится (если он молится и Богу предстоит). Но ему надо помочь, ему надо создать обстановку пением и чтением, которое зависит от тебя. И всякая халатность, всякое искажение, оно вменится тебе в грех.

Ты не имеешь права священнику делать замечания, по­правлять. Но со смирением подсказать можно. Или попро­сить: "Батюшка, не смущайте народ, не вводите в соблазн народ. По уставу полагается то-то и то-то. А мы не будем пропускать, чтобы народ не нес Богу грех осуждения вас, священника". Потому что народ знает, что сегодня то-то и то-то поется или не поется, да? Так же и при чтении часов, канона и другого - это зависит от тебя. Если ты не уберешь псаломщика-тараторщика, то будет твоя вина.

Преподобный Серафим Саровский был в брани, но был преподобный. Потому что бесы, они не унимаются никогда! И телесные страсти наши, такие как лень, как гортанобесие, себяжаление телесное (спать, отдыхать), - они нас будут то­мить до смерти.

-Я очень много сплю. Как с этим бороться?

-Это - немощь, это не привычка! Это необходимость и потребность законная и не грешная. Наоборот, когда ты себя томишь при таком слабом здоровье, как у тебя, ты - преступник.

-Батюшка, Вы сказали: у преподобного брань. Что, она, значит, не греховная?

-Нет. Брань будет нам до смерти! Если преподобный достиг бесстрастия, то есть смирил свое сердце, украсил себя кротостью, долготерпением, милосердием, абсолютной чисто­той, абсолютным доверием ко всем и ненавистью к себе, и недоверием к себе, милосердием - до предела нищеты. Это все страсти, а брань будет от демонов, от плоти, от мира! Мир тоже искушает, правда? И мир искушает жестоко по своему лукавству, своим злом. На зло отвечается смирением, и долго­терпением, и упованием, и воплями. А брань: мир искушает нас своим лукавством и своими хитростями зла.

-И встречая их, разве не будешь согрешать?

-Будешь согрешать, будешь каяться, будешь больше смиряться! Преподобный Серафим Саровский стяжавший бесстрастие, прятался от людей в кустах, как мальчишка, убегал, ложился на брюхо и выжидал, когда вся эта вереница людей пройдет. А был святой!

Усвоить смирение - это не уметь оправдываться и не уметь поправляться. А кто поправляется - тот гордый человек. Зна­чит, этот секрет смирения сердцем не усвоен. Потому что гордый боится быть дураком, чтобы о нем подумали или ска­зали плохо. Он инстинктивно поправляется. Это первое свой­ство смирения. Второе свойство смирения - это не уметь осуж­дать.

ТРИ ФАЗЫ ЖИЗНИ

Есть три фазы жизни. Первая фаза - момент со дня рождения до разлучения- с телом. Вторая фаза - момент разлучения с телом, прохождение мытарств и определение места до Второго Пришествия.

Третья фаза - Второе Пришествие, окончательное получе­ние места на Вечную Вечность. Причем, этого удостаиваются только православные люди, а жиды, татары, магометане и прочие некрещеные этого не удостаиваются. Они не воскрес­нут и Царствия Божия не увидят. А в момент разлучения с телом они получают определение - вечное осуждение. Нам предоставляется высшая милость Воскресения Христова: ис­купление Голгофы, грехов бывших и будущего века, челове­чества и общее воскресение, только православных христиан и христиан вообще - они будут судимы по Евангелию и по совести.

Настолько Он Велик для нас, почему даже и "солнце игра­ет", как народ говорит, природа ликует. И посмотрите, как странно; природа подчиняется церковному календарю, а не гражданскому. Посмотрите, эти морозы: рождественские, кре­щенские, сретенские - они только по календарю церковному, а гражданский календарь остается на 13 дней раньше, там ни морозов, там ничего нет, так, да?

Значит, природа подчинена Господу Богу - Творцу. А Свя­тые Отцы Первого Вселенского Собора установили Пасху. И согласно Пасхи и бывают явления природы. Вот иногда быва­ет Пасха поздняя - значит, календарь другой, да?

Пасха ранняя - все меняется, Поразительно! В полном соответствии с Церковными Законами Первого Вселенского Собора, которыми установили Пасху. Первое воскресенье - после четвертого лунного. Вот почему римские императоры, они помнили даже эту деталь; что Христос был распят после первого воскресенья, после четвертого воскресенья лунного - полнолуния. И не раньше и не позже, да?

А гражданские, новые, католические, еретические календари - они понимают распятие позже еврейской Пасхи. Получается небылица, так? У евреев "маца", а у нас Христос еще не распят. Они хотя бы этого устыдились! Нет, им и в голову не придет...

А вообще, если вы знаете очень много дополнительного, то вам невольно будет и скорбно, и страшно, и тяжко и т.д.

-Батюшка, как бы нам хотя бы часть вашего перешла к нам?

-Наблюдайте, запоминайте и подражайте. Только плохого не замечайте. Внимательно вслушивайтесь, запоминайте и нудите себя. И помните все указания, какие вам даны. Потому что мы очень богатые, и у нас все доспехи для победы, для брани есть - то есть молитва, самоосуждение и подражание тому, что требуют преподобные отцы.

 

НЕ ОСУДИ МЕНЯ ПО ДЕЯНИЯМ МОИМ

 

-Батюшка, объясните, пожалуйста: "Не осуди меня по деяниям моим, не осуди меня по делом моим" - какая разница?

-Златоуст, автор этих прошений, он имел в виду твердую волю или хотение. "По делом моим" - это совершенный акт греха. А деяния, они связаны с нерешимостью воли, с хотениями. А за хотения мы будем тоже отвечать. Вы удивились, когда я сказал, что надо носить в себе Голгофу, да? Которая выражается в Иисусовой молитве. Голгофская Иисусова, да? "Не осуди меня по делом моим, не осуди мя по деяниям моим". Вот надоедливо в пятницу она читается с утра до вечера. И в среду советуется читать, в день предания.

-А что значит - "хождение на Голгофу"?

-Мы имеем в виду целование Распятого Господа, его пальцев ног. Как я посмею прикоснуться к Распятому Живому Христу? Кто Его однажды видел, тот никогда не забудет. Живого, Распятаго на Кресте и величиною вот с эту дверь. Святые Отцы очень часто советуют ходить на Голгофу в пятницу и поклоняться Распятому на Голгофе, да? И поцеловать хотя бы кончик пальца Его ноги. Больше никто не посмеет поцеловать, ногу нельзя - это дерзость, хотя бы пальцы. Вот это внутреннее состояние благоговеинства и мольбы: "помилуй меня", "не осуди меня по деяниям моим", - как раз оно очень сильно бывает в пятницу.

Поэтому надо удивляться, зачем мы так увлекаемся на­коплением икон, лампадочек и т.д. Когда это есть внешняя обстановка в комнате, которая не может нас настроить на молитву. А молитва есть - она носится в нас самих. И кто не трудится над молитвой ежедневно, тот никогда ее не поймет. И иконы - они совершенно ни к чему, они только напоминают о Боге Вездесущем и Всевидящем, и Всеведящем. Это православное исповедание веры. И наоборот: кто особенно увлекается зрением на иконы, когда он молится, - он теряет богопредстояние, он теряет собранность. И угодники Божии ни­когда на иконы не молились. Кто молится на иконы - тот, значит, не богомольник, он еще не научился молиться. Он только читает молитву.

-Что значит "молиться на икону"?

-Стараться всматриваться в икону и видеть в ней отображенного Господа или Богоматерь. А мы молимся Духом, "безобразно", так? "Без образно". Только вот в пятницу (по пятницам мы ходим на Голгофу) мы часто вспоминаем отображение Живого Господа на кресте. Почему, вы понимаете, как грешно и странно нарушать святость поста (в среду и пятницу). Это глумление, с утра, над страшным событием Искупления рода человеческого и, между прочим, меня, каждого – от вечного проклятия, потому что каждый из нас, мы участники этой милости, этого торжества.

Вот почему Святые Отцы считают и постановили: "Кто посты не соблюдает, того не допускать до чаши". А сейчас, мы слышим, очень часто, что допускают. Потому что он объясня­ет разными предлогами: что не принято поститься, и в семье не знаем постов, и болезни всякие, и причины всякие. Но это все не извинительно.

Благоговеинство и благодарение, они не допускают нару­шение святости поста. А кто этого не знает, тот, значит, неве­рующий.

-Батюшка, а в понедельник?

-В понедельник не обязательно, но если соблюдать, то это большая сила, имеющая власть над демонами. Демоны боятся, когда мы соблюдаем посты в честь Архангелов и Ангелов; тогда демоны имеют особую заботу нас тормошить, как это было показано у мученика Трифона.

Бесноватый боится человека, постящегося в понедельник, и подчиняется ему целиком - только потому, что это постник, он находится под особым покровом Архангелов и Ангелов. И демоны его боятся. Нет, не как благодетельного человека, нет! Как имеющего особый покров Архангелов и Ангелов. В мона­стырях обязателен пост в понедельник.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь