Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. ПРИНЦИП №3.
Более того, что сказано об отношении к труду в Социальной концепции Церкви сказать сложно (7). По большому счету, всё чем мы можем руководствоваться там написано. Здесь отмечу, что эти пять принципов (пока сформулированы только два) являются как бы очевидными и доказывать очевидные вещи как бы и незачем, но напомню, что наиболее ценным в данной работе местом является не доказательство очевидных принципов, а: 1) Их формулировка и четкое указание на их основательность ( то что они как 5 китов являются основанием артели) и 2) Множество конкретных следствий вытекающих из этих принципов, которые ниже даются в виде таблицы. И если бы мы начали с этой таблицы, то не было бы ясно откуда эти множественные следствия берутся и как обосновываются. Поэтому мы пляшем «от печки», рассуждая от «общего к частному». Вернемся же к вопросу об отношении человека к труду. Только выделим несколько моментов. Все они основываются на общем понимании сущности человека, его свободы, сотворчеству Богу с одной стороны и заповеди «трудиться в поте лица» с другой. Отметим, что труд имеет двойственную структуру, он имеет одновременно две неразделимые составляющие: нужду и творчество:
Рис.№6 Западный человек воспринимает труд в основном как вынужденный и, главное, признает безысходность этого положения, отсюда тои рождается пессимизм западного человека, подмеченный многими авторами. Нисколько не отрицая эту сторону труда, можно и нужно смотреть на труд в том числе, как и на возможность творить, что качественно изменяет сам подход у труду и делает жизнь человека оптимистичной. Понимая дуализм труда, перейдем к формулировке тезисов в вопросах о труде: § Труд может быть только направлен на благие цели. Труд направленный на греховные цели и распространению греха, как у того кто трудиться (если целью трудящегося будут греховные интересы), так и у того, кто вовлечен в этот процесс (поощрение и распространение греховных желаний не одобряется). § Моральным побуждением труда является только: желание питаться самому и желание подавать нуждающемуся. § Труд изначально может быть только творческим, созидательным. Поэтому «Сизифов» труд не одобряется, а также не одобряется ростовщический процент и прочие модели по извлечению дохода без труда или путем перераспределения с отъемом части для себя. Но в силу грехопадения труд стал способом добывания средств к жизни и творческая составляющая ослабла, что также необходимо учитывать при построении предприятий. § Труд является деятельностью, которая развивает талант человека. Человек же не имеет право «зарывать свой талант» и обязан его развивать. Ведь этот талант дан человеку для того, чтобы этот человек мог приносить пользу всем людям и делать добрые дела на земле. «Зарывание таланта в землю» является преступлением перед людьми и перед Богом. § В связи с бурным развитием науки и техники возникает опасность обольщения этими достижениями и связанным с этим соблазн отказа от выполнения божественных заповедей. А с другой стороны Научно-технический прогресс, в случае такого непротиворечия морально-нравственным законам позволяет повысить эффективность труда и повысить благосостояние человека. § Трудящийся должен пользоваться плодами своего труда, поэтому работодатель не может удерживать плату за труд, а также платить мало, пользуясь бедственным положением трудящегося. В артели этот принцип реализован с предельной ясностью: прибыль за минусов всех расходов распределяется среди трудящихся поровну. После перечисления того, как надо относиться к труду, можно провести сравнение с тем, как это происходит сейчас и можно подметить такие факты, которые уже рассматриваются нашими современниками как нормальными, но которые на самом деле таковыми не являются. Приведу небольшие примеры в форме вопрос — ответ и оценкой с артельной точки зрения: § Человек ставит себе целью – заработать миллион долларов, чтобы жить в роскоши. Нормально ли это? Нет. § Человек открывает казино, вино-водочный магазин, букмекерскую контору, абортарий, запускает лотерею. Нормально ли это? Нет. § Ростовщичество. Игра на бирже. Выпуск акций на бирже и всякого рода биржевые и валютные спекуляции. Получение % от вложенных средств в банки и в акции предприятия. Нормально? Нет. § Оплата сотрудникам зарплаты на уровне «как можно ниже» даже в случае, когда деятельность этих сотрудников приносит обильные плоды, используя для этого любые средства. Нормально? Нет. Таких вопросов можно придумать много, но невооруженным глазом видно, что отношение в данных случаях к труду и к его плодам разительно отличается от нормального. В артелях же христианский подход к труду вводится как норма хозяйствования и 3-ий принцип может быть сформулирован так: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы