Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И БУДУЩЕЕ АРТЕЛЕЙ. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Данная глава может быть очень и очень обширной, ведь этой теме посвящены многие работы. Причем рассматриваются артели и кооперативы (потребительские и производственные) в разных ситуациях: На Западе и в России, до революции и после, в сельском хозяйстве и городе, в разных отраслях, в годы войны, в ссылках и пр. и пр. Нет смысла в данной работе проводить детальный анализ всех ситуаций, т.к. если ухвачены основные особенности работы артелей и кооперативов и если видны основные принципиальные отличия их работы от капиталистических, то все вышеуказанные описания только являются доказательством, так сказать, практикой, подтверждающей основные различия в методе хозяйствования. Опыт других стран дает точно такие же выводы, к которым пришли мы , рассуждая от христианских ценностях, и они в целом выражаются в принципах кооперации. Существует даже Международный Кооперативных Союз, который четко формулирует те же вышеуказанные принципы. Причем, по большому счету, мы могли бы не рассуждая о христианских заповедях, просто взять эти принципы за основу хозяйствования, но, думаю, что тут полезно понять глубинное различие артелей, для чего приводились разнообразные аргументы и доказательства этого. Отметим только некоторые особенности, и тенденции, отмеченные авторами этих исторических исследований с объяснениями данных тенденций.
Коренные отличия капиталистической и артельной формы хозяйствования в вопросах и ответах. Данное сравнение двух форм уже проводилось выше, здесь же выделяются основные отличия. Взгляд на один и тот же вопрос с точки зрения артельщика и капиталиста, дается для пояснения тезиса о желательном недопущении смешивания разных форм ведения хозяйства (артельного и акционерного):
Вывод из таблицы: Разве возможно совмещение капиталистического и артельного принципа в одном предприятии? Нет, это ясно видно из ответов на поставленные вопросы. Основной вопрос, очень сложный для ответа: Почему артелей мало, они ведь настолько привлекательны и полностью соответствуют русской культуре? Ответ будет развернутый. Тут надо обратится снова к возможным формам хозяйствования людей. Перечислим эти формы и дадим комментарии к каждой форме, ответив на вопрос: почему этих предприятий много или мало в России? Ведь если нет артелей, так есть другие предприятия: 1. Банды. Распределение богатств — «по силе», находятся вне закона. Имеют свою уголовную философию. Количество было велико в 90-е годы, сейчас количество падает из-за перехода части бандитов в разряд капиталистов. 2. Капиталистические фирмы. Распределение богатств «по капиталу». Действуют в рамках писаного закона, формально заявляют о исполнении нравственных законов, что в целом не так. Имеют свою философию, основанную на политической экономии (Маркетинг/Менеджмент/Финансы). Все институты власти служат данному виду предприятий, поэтому они являются процветающими. Накоплены громадные капиталы, которые дают данным предприятиям преимущество «в весе». Характеризуются разделением людей на «хозяев» и наемных рабочих. Наибольшее количество таких предприятий. 3. Народные предприятия. Распределение богатств «по выгоде». Полный аналог капиталистических фирм, но в качестве акционеров привлекают активно сотрудников предприятия. Формально все — «хозяева», но разница в «весе» сохраняется и обширного доступа к результатам своего труда сотрудники не получают. В России таких предприятий практически нет. Причина в том, что нет побудительных поводов капиталисту делиться прибылью с сотрудниками, намного проще продолжать использовать безработицу для периодической смены персонала. 4. Артели (Кооперативы). Распределение богатств «по труду». Альтернатива капиталистическому предприятию. Средства производства – общественные. Своя идеология развита, но не имеет широкого распространения, из-за засилья идеологии «рыночного общества». Идеология арели, в целом опирается на Христианские заповеди, поэтому имеет прочное основание для развития. Равенство прав при распределении прибыли и при голосовании. В России в области производственных кооперативов таких предприятий практически нет и мало в области потребительских кооперативов. Причины малого количества: § Засилье идеологии рыночной экономики, искусственно поддерживаемые разнообразными институтами и СМИ , живущими на деньги капиталистов. § Писаные законы служат интересам капиталистов. § Накоплен громадный капитал, который используется для устранения любой попытки свержения рыночной (денежной) экономики. Как на локальном уровне (конкуренция в селе или городе) так и на глобальном (СССР и Запад). § Разрушение общинного типа жизни, крайний индивидуализм. Особенно это наблюдается в современной России, что связано с длительным принудительным и атеистическим общинным строем и соблазнившимся западными ценностями в том числе свободы и индивидуальности. Здесь надо сделать важное примечание, что артель не разрушает индивидуальности, она сочетает индивидуальные интересы с общественными и делает это очень и очень гармонично, отражая «соборную личность», как описание русского человека. А свобода – она присуща человеку и нисколько не нарушается общинной жизнью. На Западе же, повторюсь здесь, понятие свободы часто используют как таран (это называется либерализмом) , ломающий какие-либо попытки дать оценку добра и зла. § Разрушение религиозной духовной жизни общества и падение нравов людей. § Невозможность в полной мере использовать преимущества Научно-технического прогресса артелями в отличие от акционерных обществ, которые эти преимущества активно используют. Также можно ответить следующим коротким способом: Мало артелей, потому что мало потенциальных артельщиков. Ведь потенциальный артельщик должен тяготеть к: § Общинному выбирая в тандеме Индивидуальное-Общинное. § Божественное выбирая в тандеме Греховное-Божественное. § Душевное выбирая в тандеме Телесное-Душевное. § Творческое выбирая в тандеме Вынужденное-Творческое. § Практическое выбирая в тандеме Теоретическое-Практическое. 5. Общины. Распределение богатств «поровну». Дальнейшая ступень развития артелей. Средства производства – общественные. Отличаются степенью обобществления жизни, наличием не только средств производства в общинном пользовании, но и прочие объекты инфраструктуры (столовые, котельные, дет.сады, больницы, школы, дома для проживания и пр.) В России таких предприятий нет. Причина та же что и у артелей. 6. Коммуны. Распределение богатств «по потребностям». Наивысшая форма существования людей. Средства производства – общественные. Требуют совершенно иного (от рыночного) философского взгляда на мир. Реализованы коммунистические формы в России в православных монастырях. Отдельно надо рассмотреть государственные предприятия. Это по своей сути предприятия типа «братства», в которых объединяющую функцию берет на себя государство. Общественная собственность — это и есть государственная собственность, но прибыль забирается полностью государством, оплачивая только з/п, т.е. сотрудники гос.предприятия являются наемными рабочими и они являются «держателями акций» госпредприятия наряду со всеми остальными гражданами страны. Данные предприятия должны присутствовать в тех сферах, от функционирования которых зависит жизнь всех граждан России (РЖД, Газпром, Военные заводы и прочее). Мы считаем, что все формы предприятий, должны присутствовать в обществе, занимая подобающее место. Ниже приводим таблицу, в которой указывается место каждой из хозяйственной формы и прогноз её развития.
Резюмируя главу, можно увидеть, что существует много форм хозяйствования, а в самих артелях много артельных особенностей, которые необходимо учитывать при построении реального предприятия. ВЫВОДЫ. Хорошо понимая , что § философия рыночной экономики доминирует сейчас в России, § происходит дальнейшая глобализация рынка со всеми вытекающими отсюда последствиями, § отсутствует всякая поддержка государства развитию российской экономики в целом и производственных кооперативов в частности, существование предприятий с артельными принципами работы видится возможным и крайне перспективным. Причинами для оптимизма являются такие свойства (факторы) артели: § Соблюдение нормам человеческого общежития, данными христианскими заповедями. § Уход от поклонения деньгам и возможность ставить более благородные цели хозяйствования. § Близость по духу для русского человека. § Доступ к результатам своего труда и справедливое распределение полученной прибыли. § Демократия. § Переход к творческому труду от вынужденного. § Гармоничное сочетание индивидуального и общественного. § Стабильность и устойчивость. § Оптимизм и «уверенность в завтрашнем дне» у сотрудников. § Возможность духовного роста сотрудникам и возможность проявления таких чувств как взаимопомощь, доброта, милосердие и т.д. При реализации конкретного артельного предприятия стоит обратить внимание на следующие пессимистические факторы: § «Зараженность» большинства людей крайним индивидуализмом, духом конкуренции, либерализмом и прочими «ценностями» рыночной экономик. § Большая скорость изменений во внешнем мире, что следовательно разрушает стабильность как таковую и которая заставляет быстро меняться самой артели, что в свою очередь затруднено из-за принципиального тяготения к стабильности. § Давление со стороны идеологически чуждых капиталистических и бандитских предприятий. Но, в целом, видно, что оптимистичные факторы превышают пессимистичные и поэтому делается однозначный вывод о возможности существования артелей в современной России. В основание артели будут положены: 1. Идея о приоритете морально-нравственных (суть христианских) законов над законами рыночной экономики. 2. Пять артельных принципа существования артели. § Христианское отношение к человеку, § Взаимоотношения с человеком строятся на основании любви § В артели труд является единственным источником получения дохода. Труд в артели свободный, творческий, направленный на благие цели. § Цель артели — достаток артельщиков и всего окружения артели. Личное богатство осуждается. Средства производства формируются вскладчину и принадлежат артели на общественных началах. § Свобода артельщика, с возможным добровольным ограничением этой свободы интересами общины. Баланс (равенство) прав и обязанностей каждого артельщика. Распределение обязанностей в артели в зависимости от талантов артельщиков, выборность председателя. Демократия, 1 артельщик=1голос. 3. Опыт российских и зарубежных артелей, с имеющимися современными тенденциями и реалиями. В том числе активное использование инноваций и Научно-технического прогресса в своей работе. 4. Закон о кооперативах России. Артель-это не прошлое. Артель – это будущее, альтернативное рыночному настоящему! Начало – Сегодня! 20 апреля 2013г. Баринов А.В. 1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Москва 2008 Книжный клуб Терра. 2. Свт. Иоанн Златоуст. Наставление православному христианину. Киев 2011 Свято-Троицкий Ионинский Монастырь. 3. Митрополит Иоанн (Снычев) Русский Узел. Санкт Петербург 2008 Изд «Царское Дело». 4. Делягин М. Я-Русский. Москва 2010 Изд. Вече 5. Катасонов В.Ю. О проценте ссудном, подсудном, безрассудным. Москва 2011 НИИ Школьных технологий. 6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Москва 2005 Изд. Аст. 7. Социальная Концепция Церкви 8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Санкт-петербург 2012 Изд. «Азбука – классика». 9. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад. Москва 2011 Академический проект. 10. Николай Сомин. Леонтьев о социализме. Русская линия. 20,11,2012 11. Петров Владимир Россия и Запад: Два способа общественного бытия. Журнал Москва №11 2000 12. Николай Симаков Достоевский как православный мыслитель и пророк 20 века. Русская линия 11,11,2011 13. Петр Базунов. Почему у нас такой капитализм? Русская линия 26,10,2011 14. Белоновская А.М. Оценка значимости исторического опыта производственных кооперативов (артелей) в современной хозяйственной практике. Русский Экономический вестник Журнал №8 Екатеренбург 2010г. 15. Карамышев Сергей. Почему православие несовместимо с либерализмом? Русская линия 07,09,2012 16. Валентин Жирнов Соборность – идеал человеческого общежития. Русская линия 01,07,2011 17. Катасонов В.Ю. С.Ф.Шарапов: взгляд славянофила на экономику и экономическую науку. Русская линия 22,12,2011 18. Казин А. Размышления о конце света. Русская линия 17,09,2011 19. Канев Андрей. Страсть сребролюбия. Православна газета Екатеренбург 06,12,2011 20. Русская доктрина Неолиберальные мифы http://www.rusdoctrina.ru/page95503.html 21. Александр Цуканов, Выступление на Всемирном Русском Народном Соборе http://www.voskres.ru/economics/pr2.htm 22. Андрей Фурсов. Самый загадочный строй. Русская Линия 06,02,2013 23. Валентин Катасонов. «Философия хозяйства» Русская Линия. 02,08,2012 24. Геннадий Шиманов. Причины гибели Христианской Цивилизации. Русская Линия. 29,04,2013 25. Павел Гумеров. Нам не спастись по одиночке. Русская Линия 24,11,2011 26. Алексей Овчинников. Базовые ценности в идеологии государственности современной России. Русская Линия. 07,06,2012 27. Виктор Каменев Россия никогда не будет Европой. Русская Линия. 04,07,2011 28. Е.Троицкий. Благотворная роль общинности и артельности. http://www.rusobschina.ru/2010-08-25-18-51-29/507-2010-11-09-19-28-23 29. Владимир Сурин .Неореформация: день первый Труд умер.13,12,2008 30. О.Ю. Маслов Символы «химера» и «антисистема» в политике http://www.zlev.ru/index.php?p=article&nomer=9&article=382 31. Казин А.Л. «Культура и антикультура» Видео http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/18/video_kultura_i_antikultura/ 32. Валентин Катасонов: Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма 33. Николай Сомин. Выдающийся русский социальный мыслитель (о Неплюеве) Русская Линия 03,12,2010, Тип публикации: Статьи ТЕМА
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы