Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ, СОБСТВЕННОСТИ, РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РЕСУРСОВ. ПРИНЦИП №4.



Очень важный вопрос, который мог бы быть вынесен первым, так в нем видно основное противоречие современной капиталистической системы и христианских заповедей. Основной целью существования современного предприятия является прибыль. Стремление к прибыли не оспаривается и является так сказать аксиомой западной системы управления. А с другой стороны христианское: «не можете служить Богу и мамоне». Как ответить на этот вопрос и снять это противоречие? Разберемся в этом вопросе обстоятельно. Предлагаю разбить вопрос на несколько: Отношение к стремлению получения прибыли, и к богатству? Отношение к богатству и бедности? Отношение к собственности? Отношение к принципу распределения прибыли и вообще благ?

Отношение к стремлению получения прибыли, к богатству?

Не случайно вопрос состоит из двух частей. Первая часть, отношение к стремлению получения прибыли или другими словами любостяжание и сребролюбие. Данное стремление безусловно порицается и здесь рассуждать не о чем. А возможно ли иметь богатство, быть богатым и не впасть в грех сребролюбия? Можно ответить, да, возможно, только очень и очень сложно и только очень сильные духом люди могут выдержать испытание богатством. Т.е. другими словами Богатство как таковое нейтрально и не может автоматически привести к сребролюбие и другим, связанным с этим, грехам. Но действие богатства настолько сильно, что мало кто может выдержать его пьянящее действие. Сравним действие богатства с действием алкоголя или наркотиков. По аналогии с алкоголем (который является наркотическим средством) само по себе вино или водка не являются запрещенными продуктами и их умеренное употребление не запрещается и не относится к греху. Но одновременно осуждается грех — пристрастие к винопитию, последствия которого мы хорошо видим у нас в стране. Но вопрос, если человек употребляет, например, водку в течение 3-х месяцев, может ли он избежать этого пристрастия? Наверное, не может, таково действие алкоголя, или можно сформулировать так, большинство людей получат пристрастие к алкоголю в эти 3 месяца, но некоторые немногие люди всё-таки смогут избежать этого пристрастия. Можно задачу усложнить, если употреблять водку 6 месяцев, 12 месяцев, или же заменить водку на другой наркотик – марихуану или героин. Ответ будет тогда такой — очень и очень сложно не получить пристрастие к наркотику в этом случае, можно даже сказать, что этого избежать практически невозможно. И здесь можно привести такие высказывания например, Серафима Саровского насчет винопития «кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина — чтобы и запаха его у меня в обители не было!» Ведь Серафим Саровский знал, что само по себе употребление вина не является греховным, но видя его силу воздействия а людей призывал держаться от этой заразы подальше. Так же и с богатством, само по себе оно нейтрально, но его действие, особенно на протяжении многих месяцев практически со 100% вероятностью приведет к греховной наклонности – сребролюбию, о чем неоднократно говорил в своих работах Иоанн Златоуст (2) что подробно разобрано на сайте chri-soc.narod.ru , Так мы приходим к очень простому выводу: сребролюбие – грех, а богатство – зло, которое неминуемо (как сильнодействующий наркотик) приводит к сребролюбию и прочим сопутствующим грехам. В этой части хочу заметить, что получив такой ответ можно заметить, насколько различается подход современной западной экономики, в которой стремление к богатству ставится как непререкаемая цель , как аксиома деятельности любого предприятия, любого человека. Так как же быть? Неужто надо всё раздать? Ответ ниже в вопросе о бедности.

Отношение к бедности?

Да, в случае если у тебя есть богатство, его надо раздать. Ответ однозначный. Тогда получается, что наилучшее состояние людей — бедность? Да, добровольная бедность- наилучшее состояние людей, но в случае, если бы все люди раздали свои богатств, то бедных просто не было, а не происходит этого, т.к. люди пока еще не достигли того совершенства, о котором говорится с этой части о богатстве и бедности. К тому же надо отметить, что бедность также автоматически не приводит к отсутствию греха сребролюбия, т.е. человек может быть вынужденно бедным и быть сребролюбивым, что , безусловно, порицается. Так как же быть? С одной стороны богатство – зло, а с другой из-за несовершенства людей невозможно достичь идеального состояния общего благополучия. Так на этот вопрос на русской земле был дан такой ответ «не богатство, не бедность, а достаток». (20) Т.е. Достаток – это срединное состояние, которое позволяет наиболее легко примерить реалии несовершенной жизни и высокие заповеди о раздаче богатства. И данная заповедь о раздаче богатства этим не отменяется, к ней исполнению её нужно стремиться и достаток является той ступенькой по пути к желаемому состоянию человека в отдельности и человечества в частности. К тому же богатство необходимо разделить на личное ( вещи для личного употребления), в личном богатстве нужно стремиться к вышеуказанному достатку; и частное ( средства производства, земля и пр.), в частном же богатстве необходимо однозначно всё раздать и управлять им на общественных началах, о чём пойдет речь ниже.

Отношение к собственности?

Западная цивилизация ввела понятие о «священной частной собственности». Так является ли частная собственность священной и является ли данное состояние для людей благоприятным? С точки зрения посягания на собственность других людей, то ответ — да, посягать на собственность другого человека нельзя, это противоречит любовному отношению к другому человеку, даже если он не любит тебя. Но тут надо понимать следующие вещи.

§ Самое главное, Собственником всего в мире является Бог, а мы всего лишь являемся временными распорядители земных благ и мы должны управлять этим богатством в соответствии с Его заповедям, в том числе руководствуясь прямым указанием на раздачу богатства. И любой человек, заявивший «моё!» является нарушителем божественного миропорядка.

§ Собственность является следствием падшей натуры человека, его безверия, его упование на собранные богатства и на свои силы, а не на Бога. Поэтому это состояние должно исправляться.

§ Собственность необходимо делить на личную, и частную. И постепенное исправление людей в части распоряжения собственностью должно идти постепенно, через достаток в личной собственности и через обобществление в частной собственности.

§ Частная собственность сложилась исторически и не является догмой для людей всех времен. Закрепление частной собственности за отдельными людьми породило и порождает такое количество несправедливости, перечисление которых можно было бы оформить в отдельную книгу.

Итак, короткий вывод: Личная собственность возможна и в ней нужно стремиться к достатку ( причем этот достаток является источником милостыни, которую каждый может и должен творить), Частная собственность в артели отрицается, собственность на средства производства — коллективная (общественная).

Отношение к принципу распределения прибыли и вообще благ?

В этом вопросе вернемся к рассмотрению 6 различным хозяйственным формам сосуществования людей, о которых мы говорили выше: банда/фирма/народное предприятие/ артель/братство/коммуна. Помимо разных целей существования этих предприятий на этих примерах можно рассмотреть различные принципы распределения богатств и общественных благ (а мы выше рассмотрели, что все блага по сути есть общественные):

Форма Название строя Принцип распределения богатств Видимые проявления принципа
Банда Криминализм По силе Криминальные разборки, Рейдерство.
Фирма ЗАО Капитализм По капиталу Акции, Инвестиции, Дивиденды на акцию. Поглощение и слияние.
Народное предпр. Развитой капитализм По выгоде Вовлечение трудящихся в состав акционеров.
Артель Социализм По труду Паи, Выплата дивидендов по результатам деятельности по трудовому вкладу, Участие в управлении артелью трудящегося по принципу 1 трудящийся = 1 голос (независимость количество голосов при управлении от суммы капитала)
Братство Развитой социализм Поровну. Общественные больницы, столовые, школы, и пр.объекты, элементы инфраструктуры. Полная социальная защищенность неимущих, больных, слабых.
Коммуна Коммунизм По потребностям Хозяйственная жизнь монастырей и коммун.

Рассмотрим распределение разных форм на графике. На горизонтальной оси отметим степень обобществления средств производства (частной собственности) а на вертикальной – степень следования принципам «брать» или «отдавать».

Артель качественно отличается от акционерных (западных) обществ уже по той причине, что в ней принцип «отдавать» уже превышает принцип «брать», мы попадаем в «положительную» область значений.

Также на этом графике видно, что степень обобществления средств производства возрастает от ЗАО к Коммуне. Причем стоит отметить, что цели существования всех этих форм тоже видоизменяются. Т.к. цели существования должны сочетаться со средствами их достижения.

Или даже, точнее сказать, исходя из целей предприятия, выбирается форма ей соответствующая. Поэтому далее в этой части, чуть ниже, мы опишем цель артели и дадим артельный принцип распределения прибыли.

Рис.№7.

Более полное описание данного подхода можно посмотреть в статье (33)

Отношение к собственнику (при капиталистическом строе) можно сравнить с посетителем театра, который пришел первым и на этом праве выгоняет или взымает плату за вход тех, кто пришел позже. Тоже самое мы видим сейчас, когда новые хозяева предприятий и земель в России после приватизации никак не могут получить легитимность (признание народа) на право обладания этими богатствами, и эта легитимность в принципе невозможна, даже если власти примут законодательно данное право собственности. Причем власть при этом встанет на сторону новых хозяев и тут же потеряет легитимность всего народа, т.к. защищает несправедливое, как показано выше, распределение богатств. К этому же примешивается такой еще факт, что часто новыми хозяевами становятся инородцы или зарубежные граждане или банки, что вообще приводит к вопиющей несправедливости. Эта земля, на которой мы родились и жили, Этот завод, построенный нашими дедами и отцами, оказывается в руках новых, чаще чужих нам, хозяев!? Это полный беспредел, который никогда не будет оправдан. Никогда, особенно после приватизации 90-х капиталистический строй не будет легитимным, вопрос только о времени его искусственного существования. Именно поэтому для снятия такого противоречия необходимо применять артельный принцип хозяйствования в России.

Итак, Принцип №4 (цели артели, отношение к собственности, к распределению прибыли):

Цель артели — достаток артельщиков и всего окружения артели. Личное богатство осуждается. Средства производства формируются вскладчину и принадлежат артели на общественных началах. Распределение доходов происходит по результатам года по трудовому участию каждого артельщика. Трудовое участие оценивается количественными и качественными критериями, исходящими от обязанностей трудящегося.

Вернемся к списку различных хозяйственных форм см.рис.7. Из него видно, что любой человек может выбрать ту или иную форму хозяйствования от банды до коммуны, причем он может а) её организовать б) в ней участвовать. Поэтому в нашем случае, мы никого не принуждаем и ничего не запрещаем, мы говорим: артель – самая подходящая форма хозяйствования для людей, желающих выполнять (пусть не в полной мере) христианские заповеди. Для современной России эта форма наиболее подходит как раз потому, что любому русскому близки рассуждения о справедливости и близки те принципы и заповеди, о которых говорилось выше. Но также видно, что из рассуждений и схемы, все формы от банды до монастыря возможны и все существуют одновременно. И мы выбираем – артель! Также напомню здесь, что нашей конечной целью является организация артели в этом году и, напомню, данные вышеуказанные рассуждения и выводы являются только, так сказать, необходимым теоретическим обоснованием.

Перейдем к вопросу управления артелью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь