Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отсутствие склонности к конфликтам
Хотя Гоур-Говинда Свами никогда не шел на компромисс, в то же время он стремился не создавать конфликтов, говоря о сиддханте. В 1994 году один из его последователей напечатал брошюру о квалификации гуру, в которой подчеркивалось, что занимать это положение может только преданный высочайшего уровня, — и привез брошюру на майяпурский фестиваль. Некоторые ученики Гоур-Говинды Махараджи, считая, что это вдохновит преданных, стали с энтузиазмом распространять эту брошюру. Хотя Махараджа не имел отношения к данному изданию, узнав о том, что некоторые преданные в Майяпуре обеспокоены ее распространением, и в особенности тем, как это делалось, Гоур Говинда Свами собрал всех своих учеников и последователей и приказал им немедленно покинуть Майяпур и вернуться в Бхуванешвар. И хотя в лекциях Гоур-Говинда Свами всегда говорил о гуру самой высокой квалификации, в личном общении он иногда вдохновлял духовных братьев принимать учеников, даже если те колебались. Акинчана дас: Что касается преданных, которые после ухода Шрилы Прабхупады стали выполнять функции Джаядвайта Свами: В последние годы его проповеди на Западе он говорил о том, какой высокой квалификацией должен обладать преданный, чтобы быть духовным учителем; это были сверхвысокие нормы по сравнению с тем, о чем мы обычно слышали в ИСККОН. Я помню, как сказал ему, что, несомненно, не соответствую этому положению, поскольку не обладаю такой квалификацией. Но он сказал мне, что нет, я обладаю квалификацией и должен выполнять это служение.
Слушать из уст садху Путешествуя по всему миру, Гоур-Говинда Свами обнаружил, что некоторые преданные — главным образом из-за негативного опыта — утратили веру в возможность найти истинного гуру. И вместо того, чтобы принимать гуру, который также может упасть, они решили принять прибежище Шрилы Прабхупады посредством его книг и записанных лекций. Гоур-Говинда Свами тоже говорил, что Шрила Прабхупада присутствует в своих книгах и наставлениях. В 1987 году в Париже, на программе в доме Харивиласы прабху, Махараджа утешил группу преданных, которые испытывали определенные беспокойства после ухода Шрилы Прабхупады: «Есть наставления, вани. Когда нет ничего другого, мы должны общаться с наставлениями и книгами, и благодаря нашим искренним молитвам мы достигнем Кришны. Придет день, когда вы встретите такую личность. Это невозможно для нас, но возможно для Кришны». Во время беседы в Бхуванешваре 22 августа 1995 года он сказал примерно то же: Преданный: Значит, слушать записи бесполезно? Гоур-Говинда Свами: Нельзя сказать, что в этом нет никакой пользы. Записи будут напоминать вам о лекторе. Слушая записи, вы будете черпать в них веру и вдохновение. Вам захочется узнать: кто этот человек? как мне встретиться с ним? Это поможет вам, поскольку в эпоху Кали у людей очень плохая память. В другие юги в книгах не было нужды.. Стоило человеку один раз что-либо услышать, и это навсегда оставалось в его памяти. В книгах не было необходимости, поэтому их не существовало. В наше время книги необходимы, поскольку иначе вы все забудете. Если после лекции я попрошу вас повторить услышанное,окажется, что девяносто или девяносто пять процентов вы уже забыли. Печатное слово освежит в памяти то, что вы уже слышали: «О да, припоминаю». Ученые создали аудио- и видеокассеты. Эти носители информации могут помочь нам, поэтому мы их используем. Однако Гоур-Говинда Свами подчеркивал важность взаимоотношений с гуру и слушания непосредственно из его уст. Эту тему он объяснил во время вопросов и ответов после одной из лекций в Бхуванешваре. 1-й преданный: Шабда-брахма — это Кришна в форме звука? Гоур-Говинда Свами: Да, необходимо слушать. Неверно думать: «Да ладно, есть записи, я послушаю кассе- 1-й преданный: Через кассету шабда-брахма не передается? Гоур-Говинда Свами: Нет. 2-й преданный: То есть вы должны находиться в присутствии чистого вайшнава? Гоур-Говинда Свами: Да. В наш век материальной науки есть множество технических средств. Люди говорят: «Учителя больше не нужны. Мы будем обучать по телевидению». Глупости. Шабда-брахма так не передается. Чтобы обосновать свои слова, он цитировал Шрилу Прабхупаду: «Трансцендентные наставления священных писаний нужно слушать из уст осознавших себя душ» (УШЧ, глава 28). «Мы должны слушать не телефон, а подлинного духовного наставника, ибо только он обладает истинным знанием» (Ч,-ч., Ади, 7.107). «До тех пор, пока человек не станет сванубхавой, осознавшей себя душой, пока он не будет строить свою жизнь в соответствии с «Бхагаватам», он не сможет проповедовать «Бхагаватам». Это не даст эффекта. Граммофон тут не поможет» (лекция по «Бхагаватам», Рим, 27 мая 1974 года). «Сварупа Дамодара говорит, что, если человек хочет понять смысл «Шримад-Бхагаватам», он должен учиться у осознавшей себя души. Не следует заносчиво думать, что можно постичь трансцендентное любовное служение Господу, просто читая книги. Для этого нужно стать слугой вайшнава. Как подтверждает Нароттама дас Тхакур, чхадийа ваишнава-сева нистара пейечхе кеба — «не служа с верой чистому преданному, невозможно достичь трансцендентного положения». Нужно принять своим гуру вайшнава ( адау гурв-ашрайам ) и, задавая ему вопросы, надо постепенно выяснить, что представляет собой чистое преданное служение Кришне. Эго называется системой парампары » (Ч.-ч.,Антья, 7.53, комм.). Беспокоясь о миссии и Обществе Шрилы Прабхупады, большинство проповедников ИСККОН подчеркивали, что Шрила Прабхупада присутствует в своих книгах и лекциях и что таким образом с ним можно общаться напрямую. Однако Гоур-Говинда Свами не шел на компромиссы и не придавал значения тому, что его проповедь может вызвать чье-то неудовольствие или что его подвергнут критике и гонениям. Опираясь на шастры и вайшнавскую традицию, Махараджа смело говорил, что одного чтения книг Шрилы Прабхупады недостаточно. У преданного должны быть личные взаимоотношения с гуру. Преданный: Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал, что он вечно присутствует в своих книгах, наставлениях, магнитофонных записях и письмах. Вы говорите о важности общения с садху. Можно ли сделать это посредством книг Шрилы Прабхупады? Гоур-Говинда Свами: Если Прабхупада говорит, что он присутствует в своих книгах, то попытайтесь увидеть его там, услышать его, общаться с ним. Вы видите Прабхупаду? Вы слышите его? Он с вами говорит? Преданный: Через книги. Гоур-Говинда Свами: Да, через книги. Все садху говорят с нами со страниц своих книг: Джива Госвами, Рупа Преданный: Значит, нужен живой садху? Гоур-Говинда Свами: Конечно, такие садху есть всегда, но их мало, и распознать их не так-то просто. Чтобы
Большинство голосов Еще один спорный вопрос возник после того, как на собрании Джи-би-си 1995 года была принята резолюция, гласящая, что живые существа пали в материальный мир из духовного мира, где у них уже были взаимоотношения с Кришной. Не все согласились с этим решением, однако большинством голосов резолюция была принята. Гоур-Говинда Свами был одним из тех, кто голосовал против. Он был очень расстроен этой резолюцией, поскольку считал, что нельзя определять голосованием, что является сиддхантой, а что — нет. Целью создания Джи-би-си является разрешение философских споров. Прабхупада говорил, что такие вопросы нужно обсуждать с холодной головой, без спешки, а не с горячей головой. Что нужно делать, когда возникает философский спор? Если мы встречаем утверждения, которые кажутся противоречивыми, как привести их в согласие? Это не так-то легко. Нужно учесть обстоятельства, место и время, когда они были сделаны. Господь Будда пришел в тот период, когда люди без необходимости убивали животных. Садайа-хридайа-даршита-пашу-гхатам — Будда испытывал жестокую боль, видя, как убивают невинных животных, и пришел, чтобы остановить это. Однако те, кто убивал невинных животных, сказали: «Зачем ты нам мешаешь? Веды предписывают приносить животных в жертву». Эти люди не понимали Вед, поскольку находились на очень низком уровне сознания. Их сознание было покрыто гунами невежества и страсти. У них вообще не было саттва-гуны. Как они могли понять Веды? Поэтому, действуя согласно времени и обстоятельствам, Буддадева, воплощение Господа Вишну, от которого произошли Веды, сказал: «Выбросьте ваши Веды». Почему Тот, от кого изошли Веды, говорит такие вещи? Веда — это мать, авторитет. Некоторые виды деятельности называются тат-калика, предназначенные для определенного времени, а некоторые — сарва-калика, вечные. Посредством тат-калики ачарьи дают указания, учитывая время, место и обстоятельства. Тат-калика не всегда является сиддхантой, а сарва-калика — это сиддханта, вечные наставления. Есть множество примеров того, как наши ачарьи проповедовали тат-калику. Однако находятся люди, которые заявляют: «Мы не хотим во всем этом разбираться. Мы знаем сиддханту». И все решается большинством голосов. Большинство считает, что козел — это собака. И козел становится собакой. Никаких обсуждений, точка. В книгах Шрилы Прабхупады есть множество мест, где говорится, что никто никогда не падает с Вайкунтхи. Что делать с этими утверждениями? Я сказал им, что Шрила Прабхупада дал нам указание, как поступать в таких случаях: нужно обратиться к предшествующим ачарьям, к Ведам. Если вы не следуете указанию Шрилы Прабхупады, не обращаетесь к предыдущим ачарьям и шастрам, как вы сможете решить эту проблему? Поэт Уильям Блейк сказал: «Мы оба читаем Библию день и ночь; ты видишь черное, а я — белое». Точно так же мы все читаем книги Прабхупады день и ночь, я вижу белое, а ты — черное. И поэтому мы будем сражаться, а прав будет тот, кто сильнее. Все решается на основе голосования. Наконец, я процитировал махаджана-вани Бхактивиноды: кено ар коро двеша видеши-джана-бхаджане «Почему вы продолжаете ненавидеть тех, кто поклоняется Господу в других странах? Существуют различные авторитетные способы поклонения Богу, соответствующие традициям людей, живущих в разных странах». кехо мукти-каччхе бхадже, кехо хату гади’ пудже «Некоторые поклоняются Господу недобросовестно и небрежно; некоторые поклоняются Ему, становясь перед ним на колени, а другие, закрыв глаза, поклоняются безличному Брахману», кехо йогасане пудже, кехо санкиртане мадже «Некоторые люди поклоняются Ему, практикуя различные позы йоги, а некоторые вместе воспевают святые имена Господа; однако все эти люди поклоняются одной-единственной высшей драгоценности — Господу Шри Кришне». атаева бхратр-бхаве, тхако сабе су-садбхаве «Поэтому вы все должны относиться к другим, как к братьям, и жить вместе в трансцендентной дружбе. Всегда преданно служите Господу Хари и при жизни, и после смерти». Хари-бхакти садхо сада, э джйване ва маране. Я процитировал эти слова как заключение и сказал: «Мы не Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада говорил: «глас народа — не всегда глас Божий». Это означает, что решение вопросов голосованием неприменимо в духовной сфере, парамартхика-кшетре. Этот метод может применяться в материальной сфере, бхаутика-кшетре, однако не в духовной сфере. Однажды некий царь решил выкопать пруд, но наполнить его не водой, а молоком. Царь приказал всем пастухам в своем царстве: «Каждый должен принести по ведру молока и вылить в пруд». Пастухи подумали: «Ничего не поделаешь, придется выполнять, иначе царь отрубит нам головы». Однако одному пастуху пришла на ум идея: «Все
Сунанда Гандхарва Продолжая свою речь, Гоур-Говинда Свами рассказал еще одну историю. У человека, который занимался стиркой одежды, был осел, которого звали Сунанда Гандхарва. Этот осел много лет верно служил хозяину, но в итоге состарился и умер. Стиральщик подумал: «Сегодня умер Сунанда Гандхарва. Как же мне поступить? Наверное, нужно обрить голову и совершить омовение в священных водах». Этот человек стирал одежду царя. Когда он в очередной раз пришел во дворец за грязной одеждой, священник царя спросил его: — Эй, почему ты обрил голову? — Как, ты не знаешь? Сегодня умер Сунанда Гандхарва. Это очень, очень благоприятный день. — О! Так, может, и мне обрить голову? — Да, конечно. И священник обрил голову. Затем премьер-министр увидел, что священник обрил голову, и спросил его: — Почему ты обрил голову? — А ты не знаешь? Сегодня умер Сунанда Гандхарва. Сегодня очень, очень благоприятный день. — Да? Очень благоприятный? Мне обрить голову? — Да, конечно. И премьер-министр тоже обрил голову. Когда царь увидел премьер-министра с обритой головой, он спросил его: — Почему ты обрил голову? — Как, царь, ты не знаешь? Сегодня умер Сунанда Гандхарва. Это очень, очень благоприятный день. — Так что, и мне обрить голову? — Да, конечно. И царь тоже обрил голову. Затем царица увидела царя с обритой головой и спросила: — Почему ты обрил голову? — Как, дорогая царица, ты не знаешь? Сегодня умер Сунанда Гандхарва. Это очень, очень благоприятный день. Царица обладала некоторым разумом: — Сунанда Гандхарва? Кто это такой? От кого ты об этом узнал? — Мне сказал премьер-министр. Царица позвала премьер-министра: — Кто этот Сунанда Гандхарва, в честь которого вы обрили голову? — Мне рассказал о нем священник. — Позовите священника. Позвали священника. Царица спросила: — Кто такой Сунанда Гандхарва, в честь которого вы обрили головы? Кто рассказал вам о нем? Вы обрили голову, и затем все остальные тоже обрили головы, в том числе премьер-министр и царь. — Я узнал об этом от стиральщика. — От человека, который стирает грязные вещи? Он принадлежит к низкой касте, у него низкий уровень сознания! И ты без колебаний принял то, что он сказал? Ладно, зовите стиральщика. Позвали стиральщика, и царица спросила его: — Кто такой этот Сунанда Гандхарва? — Дорогая царица, начал тот, — у меня был осел, и сегодня он умер». Итак, у стиральщика умер осел, и, решив, что это очень благоприятный день, все обрили головы. Вот что происходит в материальном мире. Поэтому в духовной сфере, парамартхика-кшетре, нужно слушать истинного ачарью, махаджана, садху — того, кто знает истину. Махаджано йена гатах са пантхах — путь указан махаджанами, и мы должны следовать этим путем. Тогда не будет никаких проблем, никаких споров. Тогда вы сможете продвигаться по пути преданного служения. А иначе как вы сможете прогрессировать?
«Оставайтесь друзьями, оставайтесь братьями» В заключение своей речи Гоур-Говинда Свами еще раз процитировал прославленного отца Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: Поэтому Бхактивинода Тхакур сказал: «Не надо сражаться. Оставайтесь друзьями, оставайтесь братьями».
Глава 15 Уход «Я могу уйти»
Услышав речь Гоур-Говинды Свами, посвященную заседанию Джи-би-си, двое его учеников пришли к Выслушав их предложение, Гоур-Говинда Свами стал очень серьезным. Покачав головой, он сказал: «Единственный способ заставить меня покинуть ИСККОН — отрубить мне голову». Гоур-Говинда Свами много раз повторял преданным наставление, данное ему Шрилой Прабхупадой в Бхуванешваре: «Терпи, терпи, терпи и сотрудничай». В конце января 1996 года Гоур-Говинда Свами как-то заметил: «Шрила Бхактисиддханта сказал, что материальный мир — не место для джентльмена. Поэтому, исполненный отвращения, он покинул этот мир раньше времени. Я тоже могу уйти. Не знаю, я хочу спросить у Гопала. Я поступлю так, как хочет Он». На следующий день Махараджа отправился в Гадайгири.
Посещение Гадайгири Гханашьям вспоминает беседу с Гоур-Говиндой Свами во время его последнего посещения Гадайгири: Гханашьям Гири: Мы говорили о новом храме Гопала и об установлении больших Божеств Радхи-Гопала дополнительно к маленьким. Неожиданно Гурудева сказал мне: Я не увижу этой церемонии установления. Ты увидишь, а я нет». «Как это так? — удивился я. — Ты на десять лет моложе меня. Если ты не увидишь, как ее увижу я?» «Нет, — ответил Гурудева, — ты увидишь открытие храма, потому что замечательно служишь Гопалу. Дядя (Гопинатх Гири — примеч. Ред.) умер тридцать лет назад, и ты прошел через столько трудностей, заботясь о Гопале. Ты продолжал проводить фестивали, шарат-расу, васанта-расу и прочее, поэтому Гопал очень добр к тебе. Так что ты увидишь новый храм Гопала». Это был наш последний разговор с Гурудевой. После этого он на несколько дней заехал в Бхуванешвар, а затем отправился в Майяпур, где остался навечно. Вернувшись из Гадайгири в Бхуванешвар, Гоур-Говинда Свами на протяжении следующих четырех дней проповедовал тысячам людей во время фестиваля, посвященного столетию Прабхупады. На праздник Махараджа пригласил многих высокопоставленных людей, включая царя Пури. Фестиваль имел грандиозный успех; его посетили тысячи людей и получили прасад. Преданным, присутствовавшим на вечерних лекциях, проповедь Махараджи показалась еще более живой и могущественной, чем обычно. После завершения фестиваля Гоур-Говинда Свами отправился на ежегодное заседание руководителей ИСККОН в Шридхаме Майяпуре.
Последние дни Гоур-Говинда Махараджа б февраля 1996 года вылетел в Калькутту, где его ждала машина, которую преданные перегнали из Бхуванешвара. Поговорив с ними несколько минут, Гоур-Говинда Свами поехал ночевать в гостиницу при аэропорте. Прибыв следующим утром в Майяпур, он поднялся в комнату №80 на четвертом этаже, где обычно останавливался. В этот день он принял участие в работе подкомитета Джи-би-си по образованию. Около шести часов вечера он вернулся в свою комнату и до половины десятого работал над переводом «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Прабхупады на орию. После этого он принял немного легкого прасада. На следующий день распорядок Махараджи был таким же. Последняя запись в его дневнике датирована этим днем — пятницей, 8 февраля 1996 года: По милости Прабху Гопала я провел этот день в Майяпуре. Прабху Гопал знает и видит, что сделал сегодня этот слуга в служении Шри Шри Гуру и Гауранге. Это был шестой день заседания Джи-би-си. Весь день мы участвовали в работе комитета по разработке конституции ИСККОН. Заседание состояло из двух частей. Главная цель была отвергнута, и акцент был сделан на второстепенных вопросах, поскольку для членов ИСККОН необходима практика косвенного бхакти, а не высшего. Постепенно они поднимутся от косвенного до высшего. Они будут говорить о том, в чем нуждаются. Мы должны сидеть и молчать — больше тут ничего не сделать. Прабху Гопал, пожалуйста, даруй Свою милость этому слуге, чтобы к нему пришли кришна-према и бхакти. Пожалуйста, пошли мне хороших преданных, друзей и единомышленников. Позволь этому слуге достичь успеха в служении Шри Шри Гуру и Гауранге. Утром следующего дня секретарь Махараджи Атмарама сообщил ему, что сегодня День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, пост до полудня, и примерно в половине первого будет пир. Затем Махараджа отправился на заседание Джи-би-си и вернулся около четверти первого. Во второй половине дня Расикананда дас принес маха-прасад Джаганнатхи. Кроме того, Анупама дас и его супруга Маданалаласа, а также Шашила, супруга Расикананды, приготовили еще несколько блюд. Приняв прасад, Махараджа завершил повторение джапы и провел короткую встречу с несколькими преданными, которая завершилась около двадцати минут пятого. Атмарама вспоминает, что Махараджа выглядел серьезным. Он сидел в кресле и молча смотрел в потолок.
Почему Махапрабху жил в Пури? Вскоре Бхактарупа дас привел двух старших матаджи, преподавателей вриндаванской гурукулы. Бхактарупа дас: Эти две старшие преданные попросили меня устроить им встречу с нашим возлюбленным Гуру Махараджей. Они уже читали книги и журналы Шрилы Гурудевы и были очень вдохновлены его сладостной кришна-катхой. Одна из женщин в течение часа составляла список вопросов, которые хотела задать. В полседьмого вечера мы вошли в комнату Шрилы Гуру девы. Там уже были Расикананда прабху, Атмарама прабху и еще двое или трое преданных. Я представил гостей Гуру Махарадже, и он узнал их. Затем одна из матаджи задала вопрос о значении Джаганнатха Пури-дхамы. В особенности ей хотелось узнать, почему Чайтанья Махапрабху избрал Джаганнатха-Пури-дхаму местом Своих завершающих игр. Поскольку у Гурудевы в течение нескольких дней не было возможности рассказывать хари-катху, его вдохновил этот замечательный вопрос. Несколькими днями раньше мы просили Гурудеву дать даршан преданным, которые хотели бы встретиться с ним, но он ответил, что не хочет привлекать к себе внимания. Итак, услышав этот замечательный вопрос, Гурудева с энтузиазмом стал рассказывать кришна-катху. Он начал рассказывать историю о том, как Рохини-мата в Двараке попросила жен Кришны поведать ей об играх во Врадже. Махараджа сидел на кровати, а мы — на полу. Гурудева говорил с таким энтузиазмом! Он попросил слугу достать из чемодана пачку тетрадей, однако той тетради, которая была ему нужна, в первой пачке не оказалось, и он попросил достать вторую пачку. Аккуратно развернув ее, он нашел нужную тетрадь и сразу открыл ее на определенной странице, где находились записи малоизвестной традиционного истории из Пури. Гурудева стал рассказывать, как однажды в Двараке Кришна неожиданно потерял сознание от разлуки со Шримати Радхарани. Гуру Махараджа сказал, что Народа Муни, Уддхава и Баларама собрались там, раздумывая, что делать. Наконец было решено, что Народа Муни начнет играть на вине, воспевая игры во Врадже, и тогда Кришна вернется во внешнее сознание. Говоря об этом, Гурудева изображал, как Народа Муни перебирает пальцами струны вины. Он также рассказывал, как были приготовлены три колесницы — для Баладевы, Субхадры и Кришны. На этих колесницах Они отправились во Врадж, причем Баладева и Субхадра поехали вперед, чтобы подготовить жителей Враджа к приезду Кришны; Они не хотели, чтобы Кришна увидел жителей Вриндавана в состоянии разлуки. Однако Балараме и Субхадре не удалось этого сделать. Когда Они увидели состояние жителей Вриндавана, в Их телах сразу появились экстатические признаки махабхавы: глаза их расширились, а ноги и руки втянулись в тело. Таким образом они приняли форму Божеств Баладевы и Субхадры в Пури. В ходе повествования Гурудева с огромным энтузиазмом жестикулировал, иллюстрируя эту историю. Затем Когда Гурудева дошел до момента встречи Радхи и Кришны во Врадже, он сложил ладони и сказал: «Сейчас я больше не могу говорить. Извините, пожалуйста». Мы поклонились и вышли из комнаты. Я оглянулся и увидел: Гурудева стоит и пытается расстегнуть курту, чтобы было больше воздуха. Я подумал, что он приляжет ненадолго и затем все будет в порядке; мы вышли. Мы стояли на веранде рядом с его комнатой, и матаджи радостно говорили, как они счастливы, что смогли услышать эту катху. Однако через несколько минут из комнаты выбежал Расикананда и крикнул: «Нужно срочно найти врача!» Расикананда дас: После того как Бхактарупа прабху вышел из комнаты, Гуру Махараджа сказал нам: «Киртан! Киртан!» Преданные начали петь, а Гуру Махараджа лег на кровать, дыша медленно и глубоко. Он попросил фотографию Гопала, и слуга дал ее ему в руки. С любовью глядя на Божество, которому он поклонялся всю жизнь, Гуру Махараджа произнес: «Гопал!». После этого он закрыл глаза и утратил внешнее сознание. Никаких признаков болезни. Узнав о случившемся, Бхактарупа и Расикананда бросились за врачом. Кавирадж доктор Д.К.Брахма (Дамодара Сварупа дас): Прямо перед началом сандхья-арати ко мне домой Если бы его отвезли в государственную больницу, ему бы начали делать искусственное дыхание, полагая, что После второй или третьей проверки пульса я понял, что Махараджа покинул тело. Некоторые считают, что Локанатха Свами: Когда я узнал об уходе Махараджи, я тотчас поднялся к нему в комнату. Войдя, я поклонился и сел. Просидев там некоторое время, я почувствовал, что Махараджа еще здесь. Я не видел никаких признаков того, что он ушел. Мне потребовалось долгое время, чтобы осознать: его больше нет с нами. У него на лице была улыбка, и в его теле были видны все остальные признаки жизни. Его уход был удивительным; я никогда раньше не слышал, чтобы кто-то так оставлял этот мир. Деваки-Прана дас: Я находился в комнате Харивиласы прабху. Вдруг в дверь постучал какой-то преданный и воскликнул: «Только что ушел Гоур-Говинда Махараджа!» Мы тотчас побежали в комнату Махараджи. Когда мы вошли, там находилось всего несколько преданных. Один из них массировал Махарадже сердце, другой плакал навзрыд, а двое или трое воспевали святые имена. Шрила Гоур-Говинда Свами выглядел как мирно спящий ребенок. Мы даже не были уверены, действительно ли он ушел, Ниранджана Свами: Я был в доме рядом с самадхи-мандиром Прабхупады, где общался с Дханурдхарой Свами и Бхуриджаной прабху. Мой слуга, Ведасара дас, постучал в дверь и сообщил, что около получаса назад ушел из этого мира Его Святейшество Гоур-Говинда Махараджа. Я был потрясен. Голова у меня шла кругом, и я думал только об одном: почему Кришна забрал его у нас именно сейчас'? Я не мог в это поверить. Я вскочил, быстро обулся и побежал. Я никогда не бегал так быстро с тех пор, как два года назад сломал правую ногу здесь, в Навадвипе. Мы втроем быстро подошли к зданию «Раковина», где всегда останавливался Махараджа. Мне пришлось проталкиваться через толпу преданных, собравшихся у входа в его комнату. Из комнаты доносилось пение «Харе Кришна», снаружи тоже пели. В комнате было множество преданных. Там присутствовали многие старшие преданные, Джи-би-си и саннъяси. Там также присутствовало около двадцати пяти учеников Гоур-Говинды Махараджи. Я посмотрел на кровать и увидел, что тело Махараджи прислонили к спинке кровати, В этот момент я все еще не мог поверить в то, что он ушел. Возможно, он в самадхи, подумал я. Шесть или восемь учеников лихорадочно массировали ему стопы. Один ученик держал перед его глазами изображение. Другой поддерживал ему голову, чтобы она не упала вперед. Я внимательно посмотрел ему в лицо. Его рот был слегка приоткрыт, глаза закрыты, от лица исходило сияние и умиротворение. На нем были десят- Вскоре я понял, что тоже плачу, хотя и не так горько, как некоторые из его учеников. Однако этого было достаточно, чтобы осознать: я испытываю разлуку с личностью, которая была очень дорога мне. Я вспомнил скорбь, которую ощутил, узнав, что Шрила Прабхупада покинул этот мир. И хотя тогда моя боль была сильнее, тем не менее я скорбел о том, что не воспользовался общением с Гоур-Говиндой Махараджей, пока он был с нами, и теперь я сознавал (хотя и не до конца), что больше такая возможность мне не представится. Маданалаласа деви даси: Когда я вошла в комнату и увидела, что Гуру Махараджа сидит на кровати в окру- Ниранджана Свами: Все, что я мог сделать, — это стоять в благоговении, петь и молиться в уме, чтобы К этому времени я начал размышлять о значимости ухода Гоур-Говинды Махараджи. Это произошло в День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в год столетия Шрилы Прабхупады. Он оставил тело в Майяпур-дхаме, в присутствии множества преданных, как духовных братьев, так и учеников, которые громко воспевали святые имена. За несколько минут до ухода он рассказывал о Господе Джаганнатхе. Существует ли более благоприятный уход из этого мира? Об этом можно еще многое сказать, и я уверен, что со временем это будет сказано. Однако в моем уме не было ни тени сомнения, что Гоур-Говинда Махараджа вошел в вечную лилу Господа Кришны и сейчас мир переживает утрату необычайно возвышенной души и близкого спутника Господа Кришны.
Парикрама в Майяпуре Ниранджана Свами: Примерно к одиннадцати часам вечера ученики Махараджи подготовили его тело к парикраме. Не менее ста пятидесяти преданных присоединились к процессии, направляющейся к самадхи Прабхупады. Когда мы вошли в самадхи-мандир, кто-то затрубил в раковину. Двери были открыты, и Нрухари дас, один из учеников Махараджи, запел сладостный киртан: эи баро каруна коро ваишнава госаи. В конце все мы громко подхватили: джая Гоур-Говинда Свами, вайшнава тхакур! Никого, даже духовных братьев Махараджи, не смущало, что мы громко поем его имя; это происходило совершенно естественно и спонтанно. Видя, какая преданность исходит от всех присутствующих, я снова заплакал. Продолжая петь, мы три раза обошли вокруг самадхи, а затем направились к хижине Шрилы Прабхупады, чтобы получить даршан Шри Шри Гауры-Нитая. Нрухари продолжал петь, теперь «Охе вайшнава тхакура». И снова в конце мы пели имя Гоур-Говинды Махараджи. Джаяпатака Свами преподнес Гоур-Говинде Махарадже еще одну гирлянду, и затем процессия направилась в храм. В храме тело Махараджи поместили перед большим изображением Шрилы Бхактисиддханты и мурти Шрилы Прабхупады, которые находились на вьясасанах в конце храма. Некоторое время шел киртан, а затем процессия двинулась к алтарю Господа Нрисимхадевы. Двери открылись, и Господь Нрисимхадева бросил на нас свой милостивый взгляд. Джананиваса прабху принес туласи с лотосных стоп Господа Нрисимхадевы и поместил на голову Махараджи. Затем открылся занавес, и нашему взору предстали Их Светлости Шри Шри Радха-Мадхава, Шриман Махапрабху и агита-сакхи. Тело Махараджи поместили на верхней ступеньке алтаря Радхи-Мадхавы. Мы провели пушпанджали, затем Джаяпатака Махараджа предложил полное арати, а мы в это время пели «Гурваштаку» и предлагали лепестки стопам Гоур-Говинды Свами. Предложив лепестки, я еще раз простерся у его стоп. Киртан продолжался еще примерно двадцать минут, процессия вышла из алтарной, и тело Махараджи поместили в машину. Его ученики решили отвезти тело Махараджи в Бхуванешвар и там поместили его в самадхи в соответствии со всеми вайшнавскими обрядами.
Самадхи в Бхуванешваре После некоторого обсуждения группа учеников решила, что Махараджа предпочел бы, чтобы его самадхи было в Бхуванешваре. По случайному совпадению именно в этом году преданные пригнали в Майяпур машину Махараджи. Поместив его тело в машину, они тронулись в долгий, тягостный путь в Бхуванешвар. Маниманджари деви даси: Мы находились в Бхува нешваре, когда узнали, что Гуру Махараджа ушел из этого мира. Мы все стояли и ждали, когда прибудет машина с телом. Когда преданные выносили тело из машины, его голова упала набок, и в этот момент что-то надломилось внутри меня. Киртан был слабым, словно доносился издалека. Я попыталась прославить его, но мой голос застрял где-то внутри, и вместо него раздался странный звук: «Джая Гурудева!..» Тело обнесли четыре раза вокруг храма и затем поместили в ресторане, чтобы провести арати. В этот момент его «школа плача» в каком-то смысле достигла успеха. Этим утром преданные начали копать яму в его комнате для самадхи. Я не осмеливалась заглянуть туда. Позже, когда его поместили в самадхи, я в конце концов вошла внутрь, чтобы вернуться в реальность, и бросила немного песка. Затем я вышла и стала повторять мантру; в голове было пусто, и я не знала, что делать. Наследующее утро я вновь? гришла к самадхи. Было около половины десятого утра, преданные пели киртан. На этот раз меня охватил гнев: мы хотели, чтобы вы занимали положение ачаръи, но остальные считали, что вы не представляете собой ничего особенного! Мы утратили самый ценный дар, который обрели в этой жизни. Когда тело Гоур-Говинды Свами начали опускать вниз, преданные были поражены тем, что, хотя с момента его ухода прошли уже сутки, не было никаких признаков окоченения. Его тело было податливым, как тряпичная кукла.
Резолюция Джи-би-си После ухода Гоур-Говинды Свами Руководящий Совет ИСККОН выпустил следующую резолюцию: Резолюция Джи-би-си по поводу кончины Его Божественной Милости Гоур-Говинды Госвами Махараджи Мы, нижеподписавшиеся члены и слуги Руководящего Совета Международного общества сознания Кришны, сегодня, 11 февраля 1996 года, в Шридхама-Майяпур-Чандродая-мандире выражаем глубокую скорбь по поводу ухода нашего дорогого духовного брата и члена Руководящего Совета, Его Божественной Милости Ом Вишнупады Шри Шримад Гоур-Говинды Госвами Махараджи, возлюбленного ученика ачаръи-основателя ИСККОН, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шри Шримад Гоур-Говинда Госвами Махараджа посвятил свою жизнь исполнению указания Шрилы Прабхупады распространять сознание Кришны по всему миру, и особенно среди жителей Ориссы. Он перевел многие трансцендентные книги Шрилы Прабхупады и осуществил желание Шрилы Прабхупады, построив Кришна-Баларама-мандир в Бхуванешваре. Шри Шримад Гоур-Говинда Госвами Махараджа был не только преданным высочайшего уровня, но и выдающимся знатоком ведических писаний. Мы торжественно обещаем служить его ученикам и последователям, которые охвачены горем, но полны решимости продолжать его великое служение миссии Шрилы Прабхупады. Испытывая чувство разлуки, сообщаем, что Шри Шримад Гоур-Говинда Госвами Махараджа ушел из этого мира 9 февраля 1996 года, в благословенный День явления Ом Вишнупады Парамахамсы Паривраджакачаръи Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Шри Шримад Гоур-Говинда Госвами Махараджа покинул этот мир, повествуя об играх Господа Шри Кришны, находясь в духовной штаб-квартире ИСК КОН, после целого дня беспримесного преданного служения своему духовному учителю, Шриле Прабхупаде. Его уход был отмечен всеми благоприятными признаками, и его успех наполняет наши сердца восхищением. Его славные жизнь и уход всегда будут источником огромного вдохновения для всех членов ИСККОН.
Эпилог Последняя встреча Группа учеников 15 августа 1995 года провожала Гоур-Говинду Свами в лондонском аэропорту Хитроу. Хотя тогда они не осознавали этого, большинство из них видели своего духовного учителя в последний раз. По иронии судьбы темой беседы была разлука с гуру. 1-й преданный: В разлуке с вами трудно оставаться в сознании Кришны. Как нам всегда видеть гуру? Гоур-Говинда Свами: Разлука помогает. Она заставляет вас все больше и больше думать о духовном учителе, и тогда вы увидите, что он находится в вашем сердце. 2-й преданный: Гурудева, вы сейчас улетаете, и это так тяжело, так печально... Гоур-Говинда Свами (улыбаясь): Я должен лететь. 3-й преданный: Иногда мы начинаем понимать: столько милости вы нам даете, а вам уже пора уезжать. В какой форме гуру может проявиться в сердце? Можем ли мы видеть гуру в других проявлениях, в других людях? Гоур-Говинда Свами: Подобно тому, как у Кришны есть множество проявлений, гуру-таттва, хоть и едина, тоже проявляется во многих формах. У вас есть эта книга, «Гуру-вандана»? Там рассказывается о самасти-гуру и вьясти-гуру. Если вы сможете понять эти два аспекта, тогда у вас будет ясное понимание гуру-таттвы. 3-й преданный: Что делать ученику, если ему кажется, что гуру так далеко и что очень трудно иметь с ним взаимоотношения? Гоур-Говинда Свами: Плакать! Если вы не будете плакать, как вы обретете эти отношения? В этом про-
«Если ты хочешь пойти глубже...» Дханурдхара Свами: У меня не было близких отношений с Гоур-Говиндой Махараджей. Я только лишь слышал о нем и о его проповеди. Случай, который произвел на меня глубокое впечатление, произошел уже после его ухода. В моей жизни был период, когда я чувствовал крайне негативное отношение к себе и подвергался сильному давлению. Это был чрезвычайно трудный этап моих отношений с ИСККОН, и мне нужно было принять несколько очень важных решений. Я даже задавался вопросом, не сказываются ли мои отношения с Обществом Прабхупады на моих отношениях с Прабхупадой. На самом пике этого кризиса в течение двух трех дней мне приснилось два удивительных сна. В обоих снах я видел одно и то же место — маленькую кунду из красного песчаника, окруженную красивым лесом, а на ее берегу — белое самадхи, похожее на самадхи Вишванатхи Чакраварти Тхакура. В первом сне перед самадхи сидел Шрила Бхактисиддханта, который сказал: «Не беспокойся, я принимаю тебя». Через два дня мне приснился точно такой же сон, в котором на том же месте перед самадхи сидел Гоур-Говинда Махараджа. Он с любовью погладил меня по лицу и сказал: «Если ты хочешь пойти глубже, я помогу тебе». Вскоре после этого я встретил одного вриндаванского пандита, который стал мне рассказывать о природе снов, хотя я ему ничего не говорил. Он сказал, что, когда Кришна видит, что преданного нужно поддержать, но уровень этого преданного не позволяет ему приблизиться к духовной реальности, духовная реальность нисходит в его подсознание в форме снов. С тех пор пранама-мантра Гоур-Говинде Махарадже является частью моих ежедневных молитв, в особенности что касается гаура-бхакти. Некоторые мои духовные братья, являющиеся серьезными садхаками в настроении вриндавана-бхакти, считают, что для обретения милости Махапрабху им в их бхаджане необходима помощь определенных вайшнавов. Они поклоняются Гоур-Говинде Махарадже, считая его представителем Прабхупады, гуру-парампары и Шри Чайтаньи Махапрабху. Конечно, Прабхупада является корнем их духовной жизни, но некоторые из них считают, что для более глубокого понимания Шри Чайтаньи Махапрабху и обретения гаура-бхакти необходимы особые отношения с Гоур-Говиндой Махараджей посредством молитвы.
Разлука и руководство Шачинандана Свами: После того как я пообщался с Гоур-Говиндой Махараджей в Германии, я регулярно
Встретимся вновь Маханидхи Свами: Мы должны включить Гоур-Говинду Свами в список великих освобожденных дуги, которые приходили, чтобы благословить этот мир. Он наш вечный доброжелатель и друг. Шрила Гоур-Говинда Свами является другом (бандху) каждого, кто хочет стать враджаваси, обитателем Вриндавана, и служить Радхарани в качестве манджари, — особенно в качестве тех манджари, которые помогают Радхарани в Ее випраламбхе, настроении разлуки, и питают это настроение. Каждый должен обрести такого друга, как Гоур-Говинда Свами, изучая его святое послание, слушая записи его лекций и читая его удивительные книги. Если мы возьмем его за руку и последуем его наставлениям, то, несомненно, вновь встретимся с ним во Врадже и так возобновим свою дружбу с Гоур-Говиндой Свами, Браджабандху.
Смиренная просьба Бхактарупа дас: Я надеюсь, что преданные ИСККОН поймут миссию Гоур-Говинды Свами. Я уверен, что это произойдет, поскольку преданные ИСККОН очень дороги Шриле Прабхупаде, а Шрила Прабхупада хочет, чтобы преданные ИСККОН осознали величие Шрилы Гоур-Говинды Свами. Всякий, кто помогает в этом Шриле Прабхупаде, несомненно, обретет его милость. Некоторые из нас полны энтузиазма продолжать миссию нашего возлюбленного Гурудевы, Гоур-Говинды Свами, однако, возможно, мы недостаточно совершенны. Поэтому, если лидеры ИСККОН отнесутся к своим племянникам и племянницам с любовью, как это обычно бывает среди родственников, и будут терпеть их служение и проявления эмоций, ИСККОН будет очень счастливой семьей.
Он живет в своих наставлениях Аиндра дас: Я считаю, что обязательно должен поделиться своими мыслями с теми, кто хочет сохранить на- Кришна хочет, чтобы мы ощущали разлуку. Вся Мадхва-Гаудия-сампрадая возникла с целью постепенного Все происходит по милости гуру. Гуру не ограничен материальными обстоятельствами. Неверно думать, что, если физически гуру больше с нами нет, он оставил нас. Особенно это касается Враджа-дхамы, ибо все ачарьи нашей линии вечно пребывают во Врадже. Не следует думать, что мы лишились общения с ачаръей, что он не видит нас. Наша задача — действовать так, чтобы ему было приятно наблюдать за нами. Не надо пытаться увидеть гуру; когда он заметит, что мы выполняем его наставления, он переведет средства со своего собственного трансцендентного банковского счета на счет ученика. Именно таким образом ученик прогрессирует; это происходит не благодаря его собственным усилиям, а исключительно по милости гуру. Без милости гуру никакой прогресс невозможен. Однако мы должны показать, что хотим обрести милость гуру, и для этого необходимо выполнять его наставления. Радха-Говинда Госвами: Книги Гоур-Говинды Махараджи чрезвычайно важны для нашего Общества. В форме своих книг он будет жить вечно. Траи дас: Я стал больше ценить и понимать личность Гоур-Говинды Махараджи благодаря чтению его
Милость и вклад Партха-Саратхи дас Госвами: Любой объективный, чистый сердцем вайшнав, услышав о жизни Гоур-Говинды Махараджи, его детстве, его поисках гуру и о его встрече со Шрилой Прабхупадой, а также о его последующих деяниях, несомненно, придет к заключению, что Гоур-Говинда Махараджа — дживан мукта махапуруша. Так Шрила Бхактисиддханта Сарасвати называл великих личностей, которые, хоть и живут в материальном мире, полностью свободны от его влияния. Миссия Шри Шримад Гоур-Говинды Махараджи такова: 1) Поддерживать целостность и чистоту ИСККОН. 2) Доказать, что все необходимое для духовной жизни содержится в книгах Шрилы Прабхупады. 3) Показать, что нет необходимости искать духовного руководства за пределами ИСККОН. Шри Шримад Гоур-Говинда Махараджа также ввел новую мантру, которая особенно актуальна в Кали-югу: Рождение, семейная жизнь и санньяса Шри Шримад Гоур-Говинды Махараджи является конкретным, образцовым примером деяний освобожденной души. Очень важно, чтобы в нашей вайшнавской организации были примеры учеников и последователей Шрилы Прабхупады, действительно достигших совершенства. Я уверен, что Шри Шримад Гоур-Говинда Свами является одним из таких примеров. Как призвать милость такой освобожденной души? В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 1.20) сказано: грантхера арамбхе кари ‘мангалачарана’ «Начиная свое повествование, я вспомнил о духовном учителе, о преданных и о Верховной Личности Бога и тем самым испросил их благословений». Общение со Шри Шримад Гоур Говиндой Свами посредством чтения его книг и вознесения ему молитв спо- В заключение Шрила Прабхупада пишет в комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 17.1): «Мы очень гор- Я уверен, что Шрила Прабхупада всегда гордился и гордится духовными качествами и поведением своего возлюбленного ученика, Шри Шримад Гоур-Говинды Махараджи.
Когда я уйду Джагадатма дас: Однажды я спросил Гуру Махараджу: «Вы часто говорите, что мы должны плакать по Целью создания Джи-би-си является разрешение философских споров. Прабхупада говорил, что такие вопросы нужно обсуждать с холодной головой, без спешки, а не с горячей головой. Что нужно делать, когда возникает философский спор? Если мы встречаем утверждения, которые кажутся противоречивыми, как привести их в согласие? Это не так-то легко. Нужно учесть обстоятельства, место и время, когда они были сделаны. Господь Будда пришел в тот период, когда люди без необходимости убивали животных. Садайа-хридайа-даршита-пашу-гхатам — Будда испытывал жестокую боль, видя, как убивают невинных животных, и пришел, чтобы остановить это. Однако те, кто убивал невинных животных, сказали: «Зачем ты нам мешаешь? Веды предписывают приносить животных в жертву». Эти люди не понимали Вед, поскольку находились на очень низком уровне сознания. Их сознание было покрыто гунами невежества
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы