Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четыре важных наставления



Траи дас: Когда Гоур-Говинда Махараджа в 1993 году посетил Прабхупададеш в Италии, мы с еще одним учеником Прабхупады пришли к нему. Когда мы вошли в комнату, Махараджа повторял джапу. Обернувшись к нам, он сказал: «В нашем Движении есть большая проблема — лидеры не имеют вкуса к этому». И он показал мешочек с четками.

Во время встречи он дал мне несколько советов: «Если хочешь обрести сознание Кришны, тебе нужно следовать четырем правилам: 1) сторониться завистливых, критически настроенных преданных и тех, кому нравится заниматься политикой; 2) в первую очередь позаботиться о собственной духовной жизни, потому что все остальное в этом мире тебе придется покинуть; 3) проповедовать, ибо это доставляет величайшее удовольствие Шриле Прабхупаде и 4) вставать в три часа и без оскорблений повторять все свои круги перед мурти Радхи и Кришны».

Затем он сказал нам: «А теперь мне нужно читать джапу». И мы ушли. Гоур-Говинда Махараджа был потрясающей личностью. Он казался нам то великим мудрецом, то невинным ребенком.

 

Ужаленный осой

Шачинандана Свами: В 1992 году нам позвонил Джаянтакрид, организовывающий турне Махараджи по Франции и Германии. В то время я был ведущим проповедником в Гейдельберге, и Джаянтакрид спросил меня, смогу ли организоватъ программы для Махараджи в Гейдельберге и близлежащих областях. Я сразу очень обрадовался. О Махарадже я знал только то, что он — индийский саннъяси.

Его первая лекция в Гейдельберге поразила меня. Можно сказать, что с нее началась новая глава в моем духовном поиске и в моем понимании сознания Кришны. Его стиль был для меня чем-то совершенно новым. Я привык к философскому изложению, основанному на чтении текста и объяснении прочитанного, без большого количества стихов. Но тут я увидел, как очень смиренный на первый взгляд человек, сев на вьясасану, превратился во льва. Казалось, что к вьясасане подключили высокое напряжение: Махараджа заговорил о Господе Балараме, и речь его была подобна урагану. Лекция произвела на меня такое впечатление, что я до сих пор помню многие ее фрагменты. Махараджа говорил, что сначала Баларама очищает наше сердце при помощи плуга, чтобы мы могли услышать прекрасную флейту Кришны. Он объяснил, что вначале Баларама появляется в лоне Деваки, чтобы очистить его от шести врагов и подготовить к приходу Кришны. Баларама, которого я всегда считал просто старшим братом Кришны, неожиданно предстал в моем сознании совершенно по-другому. Он
пришел, чтобы очистить сердце, а его экспансией является гуру -таттва. Я осознал, что, когда в своих лекциях Шрила Прабхупада стремился разрушить наши материальные представления, это было проявлением плуга Баларамы. Гоур-Говинда Свами, казалось, вдыхал в текст новую жизнь. Текст начинал двигаться, он говорил с вами, бросал вам вызов. И Гоур-Говинда Свами тоже бросал нам вызов. Он спросил, знал ли я об этих моментах: «Махараджа, вы слышали об этом?» Не готовый к таким глубоким вопросам, я только пожал плечами. К концу лекции я решил: «Пора узнать больше о нашей философии». На следующий день я присутствовал на его утренней лекции, и снова для меня было много нового. Посреди лекции он вдруг неожиданно запел. Я не знал слов, но в конце он стал петь «Харе Кришна». Все хлопали в такт совершенно особым образом. Я подумал: «Господи, вот она, эта традиция, с которой я хочу познакомиться поближе!» Я был очень и очень удивлен, ведь он делал все совершенно не так, как мы. Однако мне это сразу понравилось. Я видел, что он говорит с очень твердой убежденностью. Мне вспомнились слова Уинстона Черчилля о хорошем ораторе: хороший оратор говорит так, словно его ужалила оса. Если человека ужалила оса, он будет вопить, взывая о помощи. Однако не Махараджа нуждался в нашей помощи; наоборот, он хотел помочь нам. Он был ужален осой сострадания.

 

Санньяси иного рода

Шачинандана Свами: Я решил: «Мне нужно поближе узнать этого человека». Я отменил? Гроповедническую встречу, чтобы вместе с ним принять прасад. Я думал, что он такой же, как другие санньяси, которых я знал: вы встречаетесь во время прасада и беседуете за едой. Однако, как только я сел рядом с ним, мне стало ясно, что он другой; Махараджа не хотел говорить во время прасада. Было ясно: он намерен сначала оказать почтение прасаду, но из вежливости и мягкосердечия не сказал мне этого прямо. Я лишь отметил, что ответы были короткими. Через некоторое время я понял, что во время прасада не говорят, а почитают милость Господа. Поэтому я тоже замолчал. Я был счастлив находиться в обществе истинного бхакты. Как только Махараджа. почтил прасад, стало ясно, что он готов говорить со мной и отвечать на вопросы. По его серьезности я понял, что он не тот человек, который отделывается общими фразами. Обычно мы задаем санньяси такие вопросы: «Как вы доехали? У вас было достаточно прасада?». Но он хотел обсуждать гораздо более важные темы. Итак, я спросил его: «Махараджа, ваши лекции отличаются от лекций других преданных. Почему? Есть какая-то причина?»

Похоже, что Махарадже понравился вопрос. Он стал объяснять, что мы должны преподносить философию во всех подробностях. Мы должны говорить лично о Радхе-Кришне или, как это было вчера, о Балараме и Его развлечениях. Мы должны делать это так, чтобы показать, что в книгах Шрилы Прабхупады есть всё. Махараджа сказал, что хочет продемонстрировать: вся представленная им информация подтверждает слова Шрилы Прабхупады, и учение Прабхупады — это кладезь очень глубоких и обширных знаний. Махараджа сказал мне: «Когда ты ныряешь неглубоко, то видишь только зеленый планктон, который плавает на поверхности, но, если нырнуть поглубже, можно найти жемчуг». Он стремился исследовать океан учения Прабхупады и доказать, что Прабхупада осветил все вопросы.

 

Наставления проповедникам

Шачинандана Свами: Гоур Говинда Махараджа так-же сказал мне, что хочет обучать проповедников. Позже, начав слушать записи его лекций, я узнал о трех целях его проповеди, которые он сформулировал в одной из нью-йоркских лекций. Во-первых, он хотел показать, что все есть в книгах Прабхупады; во-вторых, он хотел обучать проповедников; и, в-третьих, он хотел, чтобы преданные не покидали ИСККОН. Когда я услышал это, я сразу почувствовал полную солидарность с ним: «О, это истинный слуга Шрилы Прабхупады. У него действительно есть миссия. Он думает о ней».

Я с удовольствием отправился вместе с Махараджей в Висбаден, следующий пункт назначения в девяноста километрах к северу от Гейдельберга. Это была публичная программа, куда пришло множество новых людей, поэтому лекция Махараджи несколько отличалась от предыдущих.

На этот раз он практически не касался нектарных развлечений Кришны-Баларамы и природы этих развлечений. Он прочитал очень грамотно выстроенную проповедническую лекцию для немецкой аудитории, состоящей в большинстве своем из совершенно новых людей. Хотя тема была более простой, по тому, как Махараджа время от времени смеялся, было видно, что он наслаждается проповедью. И хотя эти люди мало что знали о сознании Кришны, насколько я помню, Махараджа говорил о пяти ступенях развития сознания на основе «Джайва-дхармы» Бхактивиноды Тхакура о скрытом сознании, сжатом сознании, сознании, подобном бутону, расцветшем сознании и полностью расцветшем сознании. Когда Махараджа уезжал из Германии, я пошел попрощаться с ним. Один преданный должен был отвезти его во Францию на машине. Я провожал его к магиине и увидел, что это была не машина, а настоящая развалюха. Если бы у Кхолавечи Шридхары была машина, она бы выглядела именно так. Однако Гоур-Говинда Махараджа был счастлив и просто лучился экстазом. Он сказал мне: «Когда я проповедую, я живу». Это все, чего он хотел.

 

Глава 12
От орисских деревень до Африки

Локанатха Свами: В 1985 году в честь пятисотлетия явления Махапрабху мы начали падаятру из Двараки в Майяпур. Гоур-Говинда Свами был одним из гостей на церемонии открытия падаятры в Двараке. Пройдя несколько штатов, мы к концу года прибыли в Ориссу. Гоур-Говинда Махараджа присоединился к нам в Андхра-Прадеше и оставался с нами до самой Ориссы. Он был нашим главным лектором в Ориссе, поскольку ория — его родной язык. Гоур-Говинда Махараджа был могущественным, энергичным проповедником. Я слышал его лекции в Майяпуре и других местах, но во время падаятры я впервые услышал, как он проповедует на родном языке. Он производил на аудиторию неизгладимое впечатление. Он то пел, то говорил, то просто рычал как лев. Глядя на него, я вспоминал описания Шрилы Бхактисиддханты, которого называли гуру-львом. Гоур-Говинда Махараджа тоже рычал как лев. Иногда я приходил послушать его проповедь на ории. Хотя я не знаю этого языка, кое-что я понимал. Классический язык
ория похож на санскрит. Я немного знал санскрит и потому мог понять, что его слог очень изысканный и поэтичный. Понимал я не все, но мне все равно нравилось его слушать. Он очень помог нам в проповеди. Параллельно с публичными выступлениями Махараджа продолжал переводитъ книги Прабхупады на орию. Меня поразило, насколько серьезно он относится к этому служению. Он дал обет не принимать пищу до тех пор, пока не переведет определенное количество страниц. Мы очень плотно занимали его проповедью,
и, поскольку у него не оставалось времени на переводы, он иногда пропускал прасад. Я приносил ему что-то поесть, но он возражал: «Нет, нет, я не могу. Я еще не выполнил свой обет ежедневного перевода книг Шрилы Прабхупады». Также у него было правило не есть после захода солнца. Во время падаятры мы иногда приходили в следующий населенный пункт поздно и могли принять прасад только там. Все преданные ужинали, но Гоур-Говинда Махараджа отказывался. Его строгость и преданность миссии произвели на меня глубокое впечатление.

Следуя указанию Шрилы Прабхупады проповедовать в Ориссе, Гоур-Говинда Свами организовал там ежегодную падаятру. Он организовал ее по примеру всеиндийской падаятры Локанатхи Свами. Во время месяца Карттика преданные шли с киртаном от деревни к деревне в сопровождении телеги, запряженной волами, на которой ехали мурти Шри Шри Гауры-Нитая и Шрилы Прабхупады. В конце дня они проводили программы, обычно в здании школы, на которые собирались сотни деревенских жителей. Гоур-Говинда Махараджа очень любил падаятру и часами проповедовал во время вечерних программ. Он также часто давал слово западным ученикам, которые могли говорить на ории. Это была очень аскетичная программа. Зачастую преданные даже не знали, где будут ночевать. Как правило, они останавливались на ночлег в школах, а утром принимали омовение у колонок в две смены: отдельно мужчины, отдельно женщины. Тем не менее преданные чувствовали, что участие в падаятре дарует особую милость. Несмотря на аскезу, они испытывали огромное блаженство.

Гуначуда даси: Мне выпала удача участвовать в орисской падаятре со Шрилой Гурудевой в 1993-м, 1994-м и 1995 годах. Меня всегда поражало, что Гурудева понимал уровень аудитории и проповедовал соответственно. Особенно это было заметно в деревнях. Перед лекцией он проводил короткий киртан, призывая крестьян петь громко. Вначале многие пели тихо или вообще не пели. Гурудева объяснял им, что у Ямараджи есть министр по имени Чандрагупта, который записывает благочестивые и греховные поступки каждого человека. И если кто-то хотя бы раз чисто произнесет «Харе Кришна», его страница будет удалена и такому человеку не придется иметь дело с Ямараджей. Поскольку Гурудева говорил это с полной верой, его слова производили на крестьян удивительный эффект, и все начинали петь с большим энтузиазмом.

Иногда Гурудева приводил пример лягушки, которая своим кваканьем привлекает змею, которая приползает и съедает лягушку. Он говорил, что если мы говорим о всякой ерунде, то мы подобны этой лягушке. Поэтому нужно петь «Харе Кришна». Гурудева изображал лягушачье кваканье, а затем руками изображал, как змея проглатывает лягушку.

Гурудева призывал крестьян не уходить от ведической культуры. Например, он рассказывал историю Аджамилы, который произнес намабхасу, когда звал своего сына, Нараяну, и ямадуты не смогли забрать его. Гурудева говорил, что раньше люди в Ориссе давали детям имена Господа и Его преданных, но теперь называют своих сыновей Пинки, Ту ни и т.п. Такие имена не помогут им думать о Господе.

Затем Гурудева просил кого-то из западных преданных сказать несколько слов. Он был очень рад, что Джаганнатха Мишра прабху из Англии научился хорошо говорить на ории. Гурудева и меня вдохновлял говорить на ории, хотя у меня получалось неважно. После того как мы выступали, он снимал с себя гирлянду и давал нам. По-видимому, Гурудева хотел показать местным жителям, что движение Чайтаньи Махапрабху настолько привлекательно, что распространилось по всему миру, и теперь люди Запада, незнакомые с ведической культурой, воспевают святые имена и чувствуют счастье. Так почему же жители Ориссы отказываются от своей культуры?

Гурудева всегда прославлял Шрилу Прабхупаду, который исполнил желание Шри Чайтаньи Махапрабху. В 1995 году мы в течение двух месяцев шли с падаятрой и распространяли маленькие книжечки на ории о жизни Шрилы Прабхупады. Гурудева был очень доволен и упомянул в одной из лекций, что преданные, распространявшие эту книжечку о дорогом преданном Господа, обретут милость Господа.

Послушать Гурудеву собирались сотни сельских жителей, многие стали повторять святые имена и открыли нама-хатты. Вплоть до сегодняшнего дня люди вспоминают о том, как он посещал их деревни.





Сломанный мост

Анаита дас: В 1994 году во время падаятры, которая проходила каждый год во время Карттики, мне поручили возить Гуру Махараджу на вечерние программы. Однажды он остановился в бунгало, неподалеку от деревни, где должна была проходить следующая программа. Утром пришел преданный и сообщил, что мост, по которому можно добраться до деревни, сломан, и поэтому придется ехать в объезд. Сидя на кровати, Махараджа спросил этого преданного, какая глубина реки в районе моста. Взяв себя за лодыжку, он спросил: «Такая?» Ожидая ответа, он взял себя за голень: «Такая?» Затем за колено: «Такая?» Он стал весело смеяться, как ребенок. Затем, обернувшись ко мне, он спросил: «А что ты думаешь?» «Давайте попробуем, — ответил я. — Иначе нам придется далеко объезжать». Остальные преданные тоже согласились, что можно попробовать. Мы выехали около шести часов вечера, когда было еще светло, и вскоре подъехали к реке. Я остановил машину на берегу, прямо у сломанного моста. В машине кроме Гуру Махараджи сидел его повар, Садху прабху, и его слуга, Самехан прабху. Я размышлял, удастся ли нам проехать. А вдруг тут слишком глубоко? Я не хотел испытывать судьбу, когда в машине Гуру Махараджа. Неожиданно, откуда ни возьмись, появился большой автобус, битком набитый пассажирами. Не останавливаясь, он с разгону врезался в воду и устремился к другому берегу. Именно это нам и нужно было знать — переехать реку можно! Я завел машину и последовал по стопам автобуса. Когда мы въехали в воду на полном ходу, Гуру Махараджа крикнул: «Нрисимхадева ки - джая!» Затем, пока мы пересекали реку, он смеялся. Он был в восторге от этого рискованного и смелого поступка ради проповеди послания Махапрабху. Программа закончилась около девяти вечера, и мы поехали назад. Уже стемнело, и мы не видели, где проехали в прошлый раз. Нам также показалось, что вода в реке поднялась. Я попросил преданных встать с фонариками в разных местах реки, чтобы посмотреть, где мельче. И снова Гуру Махараджа крикнул: «Нрисимхадева ки джая!» И снова мы начали пересекать реку в стиле десанта. Нам опять удалось переправиться на другой берег, и эти приключения очень развлекли Гуру Махараджу. Всю дорогу до бунгало он весело смеялся.

«Не будьте мертвецами»

Гоур-Говинда Свами 30 декабря 1995 года вернулся в Бхуванешвар после месяца интенсивной проповеди на падаятре. Полный энтузиазма, Махараджа прочитал очень живую и мощную лекцию, посвященную завершению падаятры: Сколько вы будете спать на коленях у этой уродливой ведьмы Майи? Сколько? Вы спите уже так долго, лакхи и лакхи жизней! Вы хотите продолжать спать на коленях у этой уродливой ведьмы Майи?

Махапрабху — ваш единственный друг и доброжелатель. Он любит вас так сильно, что пришел сюда:

томаре лоите ами хоину аватара
ами вина бандху ара ке ачхе томара

«Я пришел ради вас. Есть ли у вас иной друг, кроме Меня?» Он так любит вас, а у вас нет даже проблеска любви к Нему.

энечхи аущадхи майа нашибйро лаги’
хари-нама маха-мантра лао ту ми маги’

«Я принес вам лекарство, способное уничтожить майю, уничтожить невежество, авидью. Это лекарство — харинама маха-мантра».

харе кршна харе кршна кршна кршна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе




Если вы с полной верой, с сильной, непоколебимой верой будете принимать это лекарство, оно, несомненно, излечит вас. Ваше невежество будет уничтожено, и проявится чистое сознание. Ваше сердце тотчас очистится от всей материальной скверны, и вы сможете воспевать чистое имя.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Санкиртанаика питарау : Гауранга Махапрабху — отец движения санкиртаны. Аватара Гауранги является према-пурушоттамой, тем, кто дарует кришна-прему; Он - махаваданья-аватара, самое милостивое воплощение, ибо он свободно раздает кришна-прему с помощью движения санкиртаны. Махапрабху совершал санкиртану, пел и танцевал в окружении Своих спутников. Именно Он является основателем санкиртана-падаятры. Это единственное лекарство для людей Кали-юги. Оно принесет вам удачу во всех отношениях. Чего еще можно желать? Господь — наш друг и доброжелатель. Он пел и танцевал на улице:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

адхане джатана кари дхана теджагинх
гаура-киртана-расе магхана на ха-ину

Нароттама дас Тхакур говорит: «Тебя интересует накопление адханы, ложного богатства, и ты пренебрегаешь истинной дханой, истинным богатством, према-дханой, которую Гауранга Махапрабху дает тебе посредством санкиртаны. Там, где происходит гаура-киртан, присутствует Сам Гауранга Махапрабху. Во время такого гаура-киртана множество гаура бхакт собираются вместе и громко поют:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Сможет ли человек оставаться дома после того, как его слуха коснется этот трансцендентный звук?

В этот момент Гоур-Говинда Махараджа стал громко бить кулаком по подиуму: Если этот звук коснется слуха человека, разве сможет он оставаться дома? Только нирдживы, мертвая материя, камни, смогут оставаться дома! Только камни могут оставаться дома, когда идет такой киртан'. Гаура-киртан единственный источник вдохновения, единственный источник жизненной силы для джив Кали-юги.

Поэтому ради спасения душ, погибающих в невежестве, лишенных жизни, мы проводим санкиртана падаятру. Нет Кришны значит нет жизни. Кришна это жизнь. Кришна говорит: дживанам сарва-бхутешу — «Я — жизнь всех живых существ». Если вы не носите в своем сердце Кришну, разве в вас есть жизнь? В вас нет жизни. Вы умираете каждое мгновение, вы мертвец. Вы живете, но вы мертвы. Вы дышите, но это подобно мехам кузнеца. Если в сердце человека нет Кришны, какова ценность его жизни? Мужчины и женщины, у которых нет Кришны, мертвы. Какой смысл украшать мертвую женщину? Для чего Гауранга Махапрабху и гаура-прия-джаны, дорогие преданные Махапрабху, проводят эту падаятру, проходят босиком десятки и сотни километров? Для чего они это делают? Они никогда не чувствуют усталости; напротив, они наполняются жизненной энергией. В этом столько ананды, трансцендентного наслаждения, па-ибе парамананда, ананда апар — безграничная ананда, безграничное счастье. Совершая падаятру, вы получаете трансцендентное на слаждение. Когда вы повторяете «Харе Кришна», вы забываете обо всех телесных недугах. Вы испытываете такое трансцендентное наслаждение! Это жизнь, это — жизнь!
Именно по этой причине мы проводим падаятру. Начало этому положил дорогой преданный Махапрабху, Его прия-джана, наш высокочтимый духовный учитель Шрила Прабхупада. Махапрабху учил этому, а Шрила Прабхупада начал это делать. Падаятра это лила Махапрабху, которая происходит сегодня. Тот, кто не признаёт ее, останется млеччхой, яваной, и в конце Кали-юги придет Калки и уничтожит их. Однако удачливые живые существа, которые примут участие в гаура-киртане, которые будут выходить и петь [Махараджа громко кричит]:

 

харе кришна харе кришца кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Такие люди имеют жизнь. Они не будут уничтожены. Мы выражаем огромную благодарность преданным, принимавшим участие в этой падаятре по Западной Ориссе. Они пели, идя по горным дорогам и проходя через джунгли, наполняя пространство трансцендентным звуком и давая многим дживам возможность достичь успеха в жизни. Мы просим всех тех, кто разумен, кто не является камнем, принимать участие в падаятре. Большое спасибо. Когда Надии деви даси было девять лет, ее родители, Джагадатма дас и Анурадха деви даси переехали из Австралии в Бхуванешвар, а когда ей было двенадцать, она участвовала в орисской падаятре вместе с Гоур-Говиндой Свами и другими преданными.

Надия деви даси: Я прошла всю падаятру 1994 года. Когда мы вернулись в Бхуванешвар, где нас встречали
остальные преданные, Гурудева прочитал потрясающую лекцию. Затем он стал вызывать преданных, участвовав-
ших в падаятре, даже тех, кто участвовал в течение одного дня, и каждому говорил что-то приятное. Он также на-
девал на каждого гирлянду. Когда настала моя очередь, он воскликнул: «Надия! Надия-Бихари! Ты знаешь, кто такой Надия-Бихари? Это Господь Чайтанья. Ты должна обрести милость Господа Чайтаньи, воспевая Его святое имя».

 










Черный континент

Гоур-Говинда Свами посетил Африку и Маврикий дважды: в январе 1994 года и в январе 1995 года. Оба раза его сопровождал Джанешвара дас, который путешествовал с Махараджей в качестве слуги. В 1991 году Гоур-Говинду Свами попросили занять пост представителя Джи-би-си в Африке, однако он отнесся к этому без энтузиазма, поскольку не хотел брать на себя новые административные обязанности.

Джанешвара дас: Получив это предложение, он ответил, что согласился стать представителем Джи-би-си
в Бхуванешваре только потому, что Шрила Прабхупада попросил его возглавить проект в Бхуванешваре. Он принял это как служение своему Гуру Махарадже. Гоур-Говинда Свами добавил, что, если они хотят поручить ему новое служение, он должен вначале сам поехать в Африку и посмотреть. В 1991 году он пытался полететь туда из Англии, но это не удалось. В 1992 году снова велась подготовка к поездке и были куплены билеты на рейс из Бомбея. Однако прямо перед вылетом поступила информация, что террорист заложил бомбу, и рейс был отменен.

Гирираджа Свами: Впервые я узнал о Гоур-Говинде Махарадже от моего друга, Бхагаваты даса прабху, с которым мы вместе занимались служением в Бомбее. Он какое-то время прожил в Бхуванешваре и рассказывал мне о святом, который живет в соломенной хижине и переводит книги Шрилы Прабхупады на орию. Так что даже до того, как я встретил Его Святейшество, благодаря Бхагавате у меня уже сложилось очень благоприятное впечатление о нем. Но по-настоящему я познакомился с ним, когда приехал на Маврикий. В то время Махараджа был полностью поглощен переводом «Шримад-Бхагаватам» на орию, стараясь успеть к столетий) Шрилы Прабхупады. И тем не менее нам удалось достаточно хорошо пообщаться. В частности, мы вместе ехали на машине из Феникса на ферму в Бон-Аквей и обсуждали многие темы. Он читал очень длинные лекции, а затем я задавал вопросы. В Бон-Аквей я как-то упомянул стихи из «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 22.128-129), в которых говорится о пяти самых могущественных формах преданного служения:

садху-санга, нама-кйртана, бхагавата-шравана
матхура-васа, шрй-муртира шраддхайа Севана

Человек должен общаться с преданными, петь святое имя Господа, слушать «Шримад-Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой и благоговением.

сакала-садхана-шрещтха ей панна анга
крщна-према джанмайа ей панчера алпа сайга

Эти пять видов преданного служения лучшие из всех. Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне. Я сказал Махарадже, насколько дорога мне матхура-
васа, жизнь в Матхуре (или Вриндаване), на что Махараджа ответил: «Камса тоже жил в Матхуре, но тем не менее был демоном». Он сказал мне эти слова с огромной любовью и состраданием. И я почувствовал, что он смотрит прямо в мое оскверненное сердце и хочет очистить его. Он объяснил, что наша цель состоит не в том, чтобы жить в Матхуре, а в том, чтобы по-настоящему развить сознание преданного.

Мы говорили об очень многих вещах. Даже перед вылетом в аэропорту мы проговорили еще полтора часа на очень сокровенные темы. Он также рассказывал мне о себе, о том, как впервые встретился со Шрилой Прабхупадой, о том, как Шрила Прабхупада поручил ему служение и как позже Шрила Прабхупада посетил Ориссу. Он также рассказывал мне о своих тетрадях, которыми пользовался во время лекций. Он рассказал мне много всего. Я запомнил его глаза они всегда казались влажными от слез любви, слез радости. А его голос всегда был исполнен любви, энтузиазма и экстаза. Я до сих пор мысленно вижу его глаза и улыбку, как он слегка кивает головой и, моргая, смотрит на меня. Остальные наши встречи проходили в основном в Джуху. Махараджа часто улетал за рубеж из Бомбея и возвращался тоже через Бомбей, и в ходе этих поездок останавливался в гостинице в Джуху. Там у нас тоже было много удивительных бесед. Однажды вечером, перед тем, как ехать на проповедническую программу, я решил зайти к нему, просто чтобы выразить почтение. Неожиданно он начал рассказывать о совершенно удивительных играх Радхи и Кришны и о роли Вриндадеви в этих играх. Я слышал и читал о многих играх, но об этой никогда не слышал. Махараджа рассказывал очень живо, и я сидел как зачарованный. Однако время шло, и я все сильнее опаздывал на программу. И все равно я не мог оторваться от этого повествования. Наконец он закончил свой рассказ, и я сказал, что должен ехать на проповедническую программу. Вдохновленный кришна-катхой, которой он любезно поделился со мной, я отправился на программу.

 

Лев сиддханты

22 января 1994 года Гоур-Говинду Свами попросили выступить перед Индийским Советом Кении с темой «Бхагавад-гита» для современного человека». Перед этим его предупредили, что во время таких мероприятий часто разгораются жаркие споры, поскольку аудитория состояла из последователей Арья Самаджа, Свами Нараяны, Саи Бабы и других. Махараджу попросили говорить не более часа, поскольку после лекции будет множество острых вопросов.

Джанешвара дас: Его Божественная Милость очень мощно говорил в течение часа о том, что «Гита» предназначена для всех и на все времена. Он сказал, что пет такой вещи, как «Гита» для современного человека. Как всегда, проповедь его была сильной и бескомпромиссной. В конце он сказал, что должен остановиться, чтобы оставить время на вопросы, но все молчали. Он снова спросил: «Мне сказали, что у вас будет много вопросов. Итак, какие будут вопросы?» И снова полная тишина. Никто не осмелился бросить вызов этому рычащему льву Гаудия-сиддханты! Махараджа сошел с кафедры и вышел. Позже преданные отметили, что такое произошло впервые — обычно лектору всегда бросали вызов.





Жемчужины в океане

Партха-Саратхи Свами: В январе 1996 года Его Святейшество Гоур-Говинда Махараджа совершил поездку по Африке. Я уже был знаком с Джанешварой прабху, поскольку он проповедовал в Южной Африке и женился на индийской девушке из нашей общины, а я тоже находился в Африке с 1978 года. Я несколько колебался, стоит ли мне встречаться со Шрилой Гоур-Говиндой Махараджей, но Джанешвара прабху вдохновил меня и договорился о встрече. Гоур-Говинда Махараджа остановился в комнате для почетных гостей в дурбанском храме Радхи-Радханатхи. Одним прекрасным утром я вошел к нему в комнату и поклонился. Он обнял меня. Махараджа сел на кровать, а я — в кресло, и мы заговорили о бхакти. Тема беседы была настолько глубокой, что я сразу понял: Гоур-Говинда Махараджа не обычный вайшиав; его уровень сознания Кришны намного превосходил то, к чему я привык в обычном общении. Я был очень рад, что говорил в основном, он, но, к сожалению, я не захватил магнитофон и поздно понял, что совершил ошибку. После этой беседы мы встречались еще несколько раз, и я решил проводить его в аэропорт, когда он улетал. Мы с Махараджей сидели сзади, а Джанешвара сел впереди. Во время поездки Махараджа процитировал несколько стихов из «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатхи даса Госвами на санскрите с переводом на английский язык. Я как раз учил эти самые стихи и был вдохновлен тем, что старший вайшнав цитирует их. Это увеличило мою веру в Гоур Говинду Махараджу, и я пожалел, что мало общался с ним во время его визита в Южную Африку. Более того, мне
хотелось открыть ему свое сердце, но я слишком стеснялся, боясь раскрывать свои внутренние устремления. Мы приехали в аэропорт за два часа до вылета, и я был немного удивлен этим. Гоур-Говинда Махараджа любил приезжать заранее. Он сидел в зале ожидания в величественной позе с тростью. Пока мы ждали рейса, он сказал мне, что бхакти, преданное служение, подобно океану: на поверхности мы не найдем жемчуга. За жемчугом нужно нырять поглубже.

Глава 13
Храмы и Божества



Чандана-ятра

Утром 16 мая 1991 года Гоур-Говинда Свами встал с постели и позвал Чайтанья-Чандру даса, президента храма в Бхуванешваре. Он сказал ему: «Ночью мне приснился сон: Кришна и Баларама пришли ко мне и изъявили желание, что хотят устроить фестиваль Чандана-ятры». Этот день пришелся как раз на акшая-тритию, первый день трехнедельного фестиваля Чандана-ятры. Гоур-Говинда Свами спросил его: «Ты сможешь это устроить?» Чайтанья-Чандра позвал Патита-Павану даса и Гокулананду даса, и они быстро
соорудили простую лодку. Затем рабочие вырыли небольшой бассейн, который застелили полиэтиленом и наполнили водой. К вечеру все было готово к открытию фестиваля. Божества Гадайгири Перестав вести семейную жизнь, Гоур-Говинда Свами принял санньясу в ИСККОН и был целиком поглощен строительством храма в Бхуванешваре, а также проповедью по всему миру. Несмотря на это, он никогда не забывал о Божествах, которым поклонялся в детстве, — Шри Шри Радхе-Гопал-джиу. Этим Божествам поклонялись уже триста пятьдесят лег в семье Махараджи по материнской линии. Даже после принятия саннъясы Гоур-Говинда Свами часто обращался в своем дневнике к Гопалу с молитвой о том, чтобы построить для Него прекрасный храм. Перед каждым проповедническим турне Махараджа первым делом совершал трехчасовую поездку на машине из Бхуванешвара в Гадайгири, чтобы попросить благословений у Гопала. Куда бы он ни отправлялся, он всегда брал с собой фотографию Гопала. Если приехав в новое место, слуга забывал достать это изображение, Махараджа спрашивал: «Где Гопал?».


Гопал под арестом

Ананта дас: В 1995 году я путешествовал с Гуру Махараджей в качестве его слуги. Мы прилетели в Сингапур, и, когда мы проходили пограничный контроль, я отдал паспорта чиновнику. Посмотрев на меня, женщина попросила меня подойти к начальнику. Я понял, что возникла какая-то проблема. Начальник пропускного пункта спросил, являемся ли мы преданными «Харе Кришна». Я не знал, как лучше ответить, поскольку понимал, что у нас какие-то проблемы. Так или иначе, я ответил «да», и’нам сразу же сообщили, что во въезде в Сингапур нам отказано и до следующего рейса нас будут держать в тюрьме. Мы были шокированы. Я посмотрел на Гуру Махараджу, и он произнес: «Мы не преступники». Поскольку Гуру Махараджа был в инвалидном кресле, вместо тюрьмы нас поместили в гостиницу аэропорта, а у дверей поставили охранников. Никто не мог попасть к нам, и мы тоже не могли покинуть номер. Преданные, которые встречали Махараджу, вскоре узнали, что мы задержаны. Каким-то образом преданные один за другим проникали к нам в номер, принося прасад и получая даршан Махараджи. Казалось, что охранники неспособны их остановить. Даже портье кричал на охранников: «Вы что, с ума сошли?! Он — святой!» Еще несколько часов назад охранники действовали очень грубо, но тут вдруг они как-то съежились и стали тихими, как мышки. После того как посетители-преданные ушли, я начал распаковывать вещи Гуру Махараджи. Он принял души наносил тилаку. Куда бы Гуру Махараджа ни поехал, он всегда возил'с собой фотографию своего любимого Гопала, которому поклонялся с детства. Я подумал, что, поскольку мы «в тюрьме» и завтра улетаем, нет смысла доставать слишком много вещей. Поэтому я спросил Гуру Махараджу: «Доставать изображение Гопала?» Взглянув на меня, он многозначительно ответил: «Да! Он посадил нас в тюрьму, поэтому тоже должен сидеть в тюрьме!» Затем он рассмеялся: «Да, пусть тоже сидит в тюрьме!». Такими близкими были его отношения с Гопалом. Гопал был для него всем. Гуру Махараджа всегда считал, что все, что с ним происходит, устраивает Гопал.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь