Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ученики и миссия Прабхупады



Пчелы вокруг лотоса

Постепенно в Бхуванешвар стало приезжать все больше преданных, желающих послушать лекции Гоур-Говинды Свами. Существовало неписаное правило: когда кто-то из учеников приезжал издалека, он сразу же отправлялся к Махарадже в хижину, и Махараджа всегда с радостью приветствовал его.

Маханидхи Свами: Весна и лето 1995 года были золотым временем для проповеди Гоур-Говинды Махараджи, особенно в западном мире. В этот период Бхуванешвар посетили сотни преданных; одни приезжали, другие уезжали. Гоур-Говинда Свами стал шикша-гуру для множества преданных ИСККОН, которые приезжали в Бхуванешвар и принимали у него прибежище. Он каждый день читал трехчасовую лекцию по «Бхагаватам». Это было удивительное время, и Махараджа был центром всего происходящего.

Он был подобен золотому лотосу, вокруг которого роились пчелы-преданные. Они садились на лотос, пили мед до полного удовлетворения и затем улетали, жужжа от радости и удовлетворения. Приезжие преданные, у которых не было другого служения, после лекции расходились по близлежащим домам и кутирам, чтобы на следующий день прийти за новым нектаром.

Что касается проповеди в Бхуванешваре, Гоур-Говинда Свами говорил: «Я открыл здесь школу плача. Если мы не будем плакать по Кришне, мы не обретем Его милости». Маханидхи Свами: Мне захотелось послушать катху непосредственно из его уст, поэтому я приехал в Бхуванешвар, снял комнату в храмовой гостинице и стал посещать лекции, которые обычно начинались в восемь утра и продолжались до половины двенадцатого. Он говорил и говорил, а также пел много бхаджанов. Это было незабываемо. Я сидел и смотрел на него, а он смотрел на меня. Он был отцом в окружении детей.

 

Терпение и сотрудничество

Хотя обычно Гоур-Говинда Свами, как член ИСККОН и Джи-би-си, вел себя очень сдержано, он мог не колеблясь подвергнуть критике любого, даже лидера, если считал его поведение неприемлемым или обнаруживал в его взглядах ошибочную сиддханту. Тем не менее он всегда был исключительно верен ИСККОН и Джи-би-си, считая ИСККОН сева-сангой своего духовного учителя.

Радханатха Свами: Я заметил, что во время заседаний Джи-би-си Гоур-Говинда Свами обычно был очень спокойным. Он говорил только в тех случаях, когда у него были на то веские основания. Часто я замечал, как во время жарких дискуссий он сидел в стороне и что-то читал.

Шиварама Свами: Был один санньяси, на которого серьезно жаловались в связи с неправильным отношением к женщинам. Я тогда был председателем Джи-би-си. Когда этого санньяси вызвали на заседание и попросили объясниться, он повел себя крайне оскорбительно по отношению к присутствующим. После окончания заседания я направился к выходу, а Гоур-Говинда Махараджа все еще сидел в комнате. Когда я проходил мимо него, он остановил меня, взяв за руку, и сказал: «Человек, который так ведет себя по отношению к Джи-би-си, должен быть исключен из ИСККОН». Он сделал решительный жест рукой: «Исключите его из ИСККОН». Махараджа был крайне обеспокоен поведением этого санньяси. Он сказал, что такое поведение непростительно.

Во время даршана, проходившего в Майяпуре в 1994 году, Гоур-Говинда Свами говорил о важности сотрудничества с Обществом, основанным духовным учителем. В тот день Махараджа присутствовал на заседании Джи-би-си, а вечером беседовал с группой учеников и последователей: Это ежегодное собрание, посвященное управлению Обществом и планированию его деятельности. С одной стороны — это санга, общество. Девиз движения Махапрабху — экаки амара, нахи пайа бала, хари-нама-санкиртане: «У меня самого нет сил петь святое имя Господа Хари».

В одиночку вы ничего не сделаете, поэтому необходимо сотрудничество. Мы должны сформировать Общество. Сотрудничество дает силу и единство. Тогда вы сможете сражаться с майей и ложными философиями, сможете утвердить философию Махапрабху. В движении Махапрабху есть всё — в форме кришна-катхи, — но у нас в любом случае должна быть организация. Нужно исправлять недостатки, воспитывать людей. Мы находимся в материальном мире, и к тому же сейчас Кали-юга. Майя пытается всеми способами помешать этому Движению. Возвышенные вайшнавы создали организацию, чтобы помочь вам обрести силу для распространения миссии Махапрабху. Они собираются вместе, обсуждают всевозможные вопросы и принимают решения. Обусловленной душе в материальном мире очень трудно понять парамартхику, высшую цель жизни. Только особо удачливые, те, кто накопил в прошлой жизни сукрити и обрел милость святых вайшнавов, смогут понять это. Остальным сделать это очень трудно. Кроме того, если вы попытаетесь утвердить истину, вы столкнетесь с ложью и противодействием. Нужно понять, что такова воля Господа. Когда собирается много народа, то появляется уйма разных мнений, и, как естественное следствие, — противостояние, ссоры и разногласия, но сатйа эва джайате — в конце концов Истина восторжествует. Однако на это потребуется время. Это не так просто. Если бы не существовало тьмы, как бы мы могли прославлять свет? Нужно терпеть. Должно быть терпение и сотрудничество, таково наставление садху и ачаръев. Махапрабху сказал в «Шикшаштаке» (3):

тринад апи су-нйчена тарор ива сахишнуна
аманина мана-дена кйртанийах сада харих

«Тому, кто смиреннее травинки, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почтения к себе, но всегда готов оказать почтение другим, не составит труда постоянно воспевать святое имя Господа».

Это — самый важный стих. Не поняв и не придерживаясь его на практике, невозможно совершать хари-бхаджану.

 

Следовать миссии гуру

Гоур-Говинда Свами был очень категоричен в вопросе верности Обществу Шрилы Прабхупады. В августе 1992 года, вернувшись из проповеднической поездки по Европе, он сказал: Шачинандана Свами спросил меня в Гейдельберге (Германия): «Махараджа, почему вы приехали? У вас столько проблем со здоровьем, а вы все равно путешествуете и проповедуете. Почему?» Я ответил: «Я посвятил свою жизнь, тело, ум и речь служению гуру и Гауранге. Мой высокочтимый духовный учитель, Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада Махараджа, основал Международное общество сознания Кришны. Это общество — его жизнь, его тело. Я чувствую, что сейчас он испытывает жесточайшую боль. После его ухода многие так называемые санньяси и лидеры ушли, примкнув к другому лагерю, и теперь критикуют ИСККОН, критикуют Шрилу Прабхупаду, совершая тем самым огромные оскорбления. Они, несомненно, будут наказаны за это. Мне невыносимо слышать, что они говорят. В Риме мне показали брошюру, которую они издали, и там было напечатано имя моего Гуру Махараджи «Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами», а рядом — имя одного из его духовных братьев. Я спросил: «Зачем они напечатали здесь имя моего Гуру Махараджи? Это обман! Почему они поместили фото моего Гуру Махараджи и напечатали его статьи?» А потом они говорят преданным ИСККОН, что Бхактиведанта Свами дал только начальные знания, «азбуку», и не дал высших аспектов вайшнавской философии. Они хитростью воруют людей у ИСККОН. Для меня невыносимо больно видеть это. Это удар прямо в сердце. Те, кто уходят, глупцы. Они глупцы! Я буду ругать их: «Почему вы такие глупцы? Как вы могли им поверить? Вы не верите Прабхупаде, который исполнил желание Гауранги Махапрабху?!»

пртхивй-парйанта йата ачхе деша-грама
сарватра санчара ха-ибека мора нама

[Махапрабху сказал:] «Мое имя будут проповедовать в каждой деревне и в каждой стране».

Еще до приезда моего Гуру Махараджи Шримад Бхактисиддханта Прабхупада Махараджа посылал на Запад Тиртху Махараджу, Бхакти Хридая Бона Махараджу и других. Почему они не добились успеха? Ведь они были санньяси, жили в матхе вместе со Шрилой Бхактисиддхантой. Мой Гуру Махараджа был грихастхой и жил дома. Однако он обрел всю милость Шрилы Бхактисиддханты и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Я спрошу их: «Кто приехал на Запад? Кто посадил семя? Кто заложил фундамент сознания Кришны? Кто исполнил желание Шри Гауранги Махапрабху? Шрила Прабхупада получил особые полномочия. А теперь вы хотите куда-то уйти, оставив лагерь ИСККОН? Вы глупцы! Тем самым вы совершаете оскорбление. Вы говорите, что Прабхупада дал только азы, начальные знания; просто вы
не понимаете его слов!»

Я сказал преданным в Европе: «Семечко баньяна очень маленькое, но содержит в себе огромный баньян. Для меня невыносимо слушать подобные обвинения. Мой долг как ученика моего Гуру Махараджи и члена ИСККОН защищать их честь. Ради этого я и приехал, ради этого я езжу повсюду. Я хочу заставить их замолчать».

Порой нам не удается поесть и даже поспать. Бы вают девятичасовые перелеты и восьмичасовые поездки на автомобиле, когда мы вынуждены обходиться без еды и сна. Такова наша жизнь. Единственная причина, по которой я приезжаю и проповедую, состоит в том, чтобы заставить их замолчать. Я хочу добиться, чтобы они замолчали. Я хочу показать, что в ИСККОН существует более высокая доктрина. Пришло время, чтобы люди узнали: мой Гуру Махараджа дал всё, но дал в форме семени. И теперь это селя приносит плоды. Вы должны понять, что оно содержит в себё всё. Каждое предложение, каждое слово, произнесенное моим Гуру Махараджей, требует дальнейших разъяснений. Именно для этого я и приехал. У меня нет других целей. Я делаю это не для себя, а для удовольствия гуру и Гауранги. Мы — вечные слуги гуру и Гауранги. Наша жизнь предназначена для их удовлетворения, а не своего собственного.

 

Садху из других традиций

Хотя Гоур-Говинда Свами был непреклонен в преданности миссии Шрилы Прабхупады, он не был сектантом. Он вырос в культуре, где существовало множество садху, относящихся к самым разным религиозным традициям. Получить даршан Гоур-Говинды Свами часто приходили преданные и святые, принадлежащие к древу Чайтаньи, и всех их Махараджа принимал с любовью и почтением. Он ценил всех преданных и в то же время был верен своему духовному учителю. Как-то лекции Гоур-Говинды Свами в Бхуванешваре стал посещать ученик одного из известных духовных братьев Шрилы Прабхупады. Вдохновленный лекциями Махараджи, он через несколько дней попросил принять его в шикша-ученики. Гоур-Говинда Свами спросил, получил ли он уже посвящение. Молодой человек ответил, что получил, и назвал имя своего гуру. Тогда Махараджа сказал ему: «Я не приму тебя, пока ты не принесешь письменное разрешение от своего гуру». Это несколько обеспокоило преданного: «Не думаю, что мой Гуру Махараджа даст такое разрешение». Гоур-Говинда Свами на это ответил: «Если у тебя нет письменного разрешения от своего гуру, ты не можешь здесь оставаться». С неохотой юноша написал письмо и через несколько дней получил ответ от гуру, который просил ученика вернуться в ашрам. Молодой человек снова попытался уговорить Гоур-Говинду Свами разрешить ему остаться и служить в ИСККОН. Однако когда Махараджа узнал о письме, он твердо попросил юношу вернуться к своему гуру. «Таков вайшнавский этикет», — сказал он.

«Это все равно, что испражняться на меня»

По мере того как Гоур-Говинда Свами продолжал проповедовать на Западе, некоторые из его юных учеников начали делиться восторженным восприятием своего гуру с другими преданными. И как это уже было в Австралии, сочетание энтузиазма учеников с бескомпромиссной проповедью Гоур-Говинды Свами вызвало волнение в умах некоторых преданных.

Гуру-Чарана дас: В Италии до меня дошли слухи по поводу Гоур-Говинды Махараджи. Некоторые лидеры говорили преданным, чтобы те были осторожны с ним, поскольку он находится в умонастроении ачарьи и не следует принципу Джи-би-си. Они говорили так потому, что во время его поездок за ним следовало множество преданных, которые сказывали ему величайшее почтение. Поэтому общее отношение было таково: «Будьте осторожны, эти преданные могут стать источником беспокойств». Поскольку ученики Махараджи считали его маха-6хагаватой, все их внимание было направлено на него, а не на организацию,
Джи-би-си и всевозможные правила. Однако, встретившись с Гоур Говиндой Свами, я обнаружил, что он — само смирение. Мы пригласили его, и он на несколько дней приехал в Прабхупададеш. В то время его физическое самочувствие было не очень хорошим. Он выглядел болезненно, и преданные даже помогали ему спускаться по лестнице. Но когда Махараджа начинал говорить, он полностью преображался: из мягкого человека превращался во льва.

Он читал потрясающие лекции. Я запомнил одну лекцию на воскресной программе; несмотря на присутствие множества новых людей, он открыто говорил о летающих горах, которые Индра разбивал своими молниями. Я переживал: что подумают люди? Однако в конце лекции все аплодировали, впечатленные его убежденностью и чистотой.

Траи дас: Когда в 1995 году Гоур-Говинда Махарадж приехал в Италию, некоторые храмы не стали его приглашать, поскольку опасались проблем. Был один французский преданный, который вел пропаганду, что все должны принимать посвящение у Гоур-Говинды Махараджи, поскольку он — уттама-адхикари.

Когда некоторые из последователей Гоур-Говинды Свами стали утверждать, что он является следующим ачаръей после Шрилы Прабхупады, это породило еще больше споров и конфликтов. Дело дошло до того, что в 1993 году Гоур-Говинду Свами официально известили о происходящем на заседании Джи-би-си. Махараджа был сильно расстроен, узнав об этом. Посоветовавшись с членами Джи-би-си, Гоур-Говинда Свами сделал официальное заявление, в котором категорически опроверг подобные идеи. Позже, вернувшись в Бхуванешвар, он собрал всех своих учеников и сказал: «Под видом прославления вы испражняетесь и мочитесь на меня. Если в будущем кто-то будет проповедовать подобные взгляды, я отвергну его».

 

«Если вы действительно меня любите»

Миссия Гоур-Говинды Свами заключалась в том, чтобы давать сиддханту в форме кришна-катхи, а не в том, чтобы заниматься самовозвеличиванием. Преданным, которые издавали его лекции в форме книг, он сказал: «Не надо прославлять меня; прославляйте мое учение». Он многократно цитировал стих из «Чайтанья-бхагаваты» (Мадхья, 8.27), произнесенный Шри Чайтаньей Махапрабху:

йади ама прати снеха тхаке сабакара
табе кришна-вйатирикта на гаибе ара

«Если вы действительно любите меня, полюбите и мои наставления. Не думайте ни о чем, кроме Кришны. Не произносите никаких других имен, кроме имени Кришны».

Он учил, что истинная любовь проявляется в служении, а не в показной преданности. В этой связи он несколько раз строго наказывал ученикам не поклоняться ему в храме и не петь его имя во время киртанов.

Анурадха деви даси: В начале лета 1994 года я пела киртан в храме. За месяц до этого я стала свидетелем того, как Гуру Махараджа отругал группу брахмачари во время домашней программы за то, что, встречая его, они начали петь его имя. Я поняла, что ему может не понравиться, если я буду петь его имя в храме. И тем не менее однажды я так увлеклась, что, желая прославить его, забыла об этом запрете. Гурудева в это время был у себя в хижине. Услышав мое пение, он немедленно попросил одного брахмачари передать мне, чтобы я не пела его имя в храме. «Только имя Прабхупады», — сказал он.

Джагадатма дас: Я помню, как моя жена, Анурадха деви даси, пела в храме пранама-мантру Гуру Махараджи. Было около четырех часов дня. Гуру Махараджа услышал и послал одного преданного остановить ее. Позже, когда она пришла в храм, Гурудева строго поговорил с ней и велел больше этого не делать. Когда я услышал об этом, я решил поговорить с ним.

Я сказал: «Гуру Махараджа, в будущем у преданных появится желание петь вашу пранама-мантру». «Нет, они не должны этого делать», — ответил он. «Почему?» - удивился я. «Если они будут петь мою пранама-мантру, ответил Гурудева, — ученики других гуру тоже могут хотеть петь мантры своих гуру, и возникнет конфликт. Поэтому не делайте этого. Просто пойте пранаму Прабхупады, тогда не будет разногласий, и между преданными воцарится мир. Вы можете петь имя своего гуру дома, но не надо этого делать в храме Прабхупады.

Через несколько месяцев мы принимали Гуру Махараджу у себя дома. Помня его наставление, мы смело пели пранама-мантру во время киртана. Гуру Махараджа не возражал. Он спокойно сидел и не проронил ни слова.

Как-то раз, после утренней лекции в Бхуванешваре, когда Гоур-Говинда Свами спускался по ступенькам храма в окружении учеников, один из них спросил его: «Гуру Махараджа, мы не знаем Кришну, но мы знаем гуру. Так не лучше ли петь имя гуру?» Гоур-Говинда Свами резко остановился и сильно ударил тростью по ступенькам: «Нет! Гуру сказал вам воспевать имя Кришны!»

Во время празднования вьяса-пуджи в 1995 году Гоур-Говинда Свами обратился к преданным со следующими словами: «По этому особому случаю вы организовали гуру-пуджу. На самом деле поклоняться гуру нужно ежедневно, таков долг ученика. Однако в нашем обществе, ИСККОН, Международном обществе сознания Кришны, мы каждый день поклоняемся Прабхупаде, а ученики учеников Прабхупады поклоняются своим гуру дома или в каком-то другом месте. Таково правило, установленное в нашем обществе».

Чайтанья-чандра дас: Иногда преданные обращались к Гурудеве «Ваша Божественная Милость Шрила Гоур Говинда Свами». По этому поводу возникли споры. Один из иностранных учеников написал Гурудеве: «Как мы должны к вам обращаться?» Гурудева ответил: «Вы можете говорить: «Шри Шримад Гоур-Говинда Свами». Вот и всё. Нет необходимости писать «Его Божественная Милость» или что-то вроде этого. «Шри Шримад» достаточно».






Глава 11

Друг жителей Вриндавана

От имени Шрилы Прабхупады

 

Проповедь Гоур-Говинды Свами вселяла в преданных новую жизнь. Не только ученики и последователи, но и некоторые старшие преданные стали черпать вдохновение в общении с ним. Когда ученик Шрилы Прабхупады Гудакеша дас в 1989 году приехал в Бхуванешвар, он передал Махарадже через секретаря, Джанешвару даса, записку с вопросом: «Чего хочет от меня Прабхупада?»

Джанешвара дас: Ответ Гуру Махараджи был очень простым и естественным: «Как я могу ответить ему сейчас? Я должен вначале спросить Шрилу Прабхупаду. Скажи, пусть придет завтра утром, и тогда я ему отвечу».
Когда Гудакеша прабху пришел на следующий день, Гуру Махараджа сказал, что Прабхупада хочет, чтобы он боролся с проявлениями зависти в Обществе.

Маханидхи Свами: Впервые я встретился с Гоур-Говиндой Свами в Филадельфии где-то между 1985 и 1987 годом. Тогда я только принял санньясу. Ко мне подошел преданный и сказал, что Гоур-Говинда Свами хочет встретиться со мной и просит, чтобы я зашел к нему. Когда я вошел к нему в комнату, Махараджа был один; может быть, с ним был еще слуга. Я поклонился ему и, будучи младшим, представился: «Я такой-то и такой-то, вы звали меня. Чем я могу служить вам, Махараджа?» «Итак, ты — санньяси?» — спросил он. «Ну, я новичок,ответил я.Пытаюсь стать санньяси». «А ты знаешь, что означает быть санньяси?» — спросил он. Он спрашивал очень строго, как школьный учитель, которым он собственно и был в грихастха-ашраме. Затем на протяжении полутора часов он объяснял мне, что значит быть санньяси. Я понял, что передо мной старший вайшнав и старший духовный брат, который определенно гораздо более продвинут, чем я. Я чувствовал, что он — очень близкий и доверенный слуга нашего Шрилы
Прабхупады. Пз сострадания он позвал меня, совершенно незнакомого и неквалифицированного человека, чтобы дать наставления по
санньясе. Выходя из его комнаты, я уже знал, что быть санньяси — серьезная ответственность. Я чувствовал, что он говорил со мной от имени Шрилы Прабхупады, передавая то, что хотел мне сказать Прабхупада. Я продолжал слушать Гоур-Говинду Свами в форме лекций и книг на
протяжении следующих десяти лет — с 1985 по 1995 год — и всегда чувствовал, что он говорит мне и всем остальным членам ИСККОН то, что сказал бы нам Прабхупада, то, что хочет нам сказать Прабхупада. В 1993 году с Гоур-Говиндой Свами в США встретился Ниранджана Свами.

Ниранджана Свами: Хотя я обрел вечные благословения, будучи принятым в ученики моим возлюбленным духовным учителем, Шрилой Прабхупадой, мне никогда не выпадала удача сидеть у его лотосных стоп и получать от него личные наставления. До тех пор, пока я не встретился в 1993 году в маленьком номере мотеля в Ист-Харгпворде с Гоур-Говиндой Махараджей, я не сознавал, какая великая удача — находиться у стоп гуру и получать от него трансцендентные наставления. Пока я жив, я никогда не забуду этот день. Я убежден, что через него со мной говорил Шрила Прабхупада.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь