Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В теоретико-методологическом ДЖ-формате



 

Концептуально-схематически это пространство функционирует так. Готовность к выполнению дела жизни появляется с овладением смысла жизни, что рефлексируется как заполнение «экзистенциального вакуума» (по В.Франклу), возникают неустойчивые динамические систе-мы как характерные состояния в жизни человека. В результате объекти-визируется высшее предназначение человека как рефлексирование «другого». Попадание в дело жизни происходит благодаря случайному возникновению соответствующей ситуации, которая инициируется объектом с позиций высшего предназначения и опредмечивается как смысл жизни. Удержание в деле жизни осуществляется благодаря воз-никновению мыследеятельностной динамики и соответствующей Моти - вации, которая определяет дело жизни как субъект высшего предназ-начения и активизирует пояс коллективно-группового мышления (мД). Идентификация дела жизни осуществляется благодаря возникновению необратимости в результате поступкового действия, которое опреде-ляет метод как поступковый психологический механизм и активизирует пояс мысли-коммуникации (М-К) как мысле-деятельностно-поступковой функциональной системы. Выполнение дела жизни осуществляется бла-годаря образованию диссипативных структур в результате поступково-го последействия, которое активизирует пояс чистого мышления (М) в мысле-поступковой функциональной системе и завершает методологи-ческий цикл творения духовного продукта соответственно требованиям объекта. Это наиболее важный этап функционирования поступкового механизма, потому что именно здесь происходит окончательная «оценка качества» духовного продукта благодаря полному разрушению старых и созданию новых жизненных систем, отвечающих обновленному одухо-творенному состоянию человека. Мы соглашаемся с В. В. Знаковым (Знаков, 1999) в том, что механизм творения духовного продукта осно-ван на соотношении текущего состояния осмысляемого субъекта (пони-маем как осуществление дела жизни), с тем, каким он должен быть в идеальном эталонном варианте (понимаем как высшее предназначение). Исходя из этого, творение духовного продукта может происходить: бла-годаря интеллектуальным и этическим усилиям человека, направленным на устранение противоречий между реальными социальными ситуа-циями и нормативно-идеальными; благодаря осознанию своего места и роли в универсуме в отношениях с другими людьми как постоянного движения личности к идеалу путем разрешения противоречий; в мораль-но-этических продуктах жизнедеятельности, памятниках старины, произ-ведениях науки и искусства как объективизации творчества высших проявлений человеческого духа; в ситуативных и личностных факторах, связанных с угрозой для жизни, что способствует возникновению у человека духовных состояний; в обращении к высшим ценностным инстанциям конструирования личности путем саморазвития и само-реализации и др.

Особенное место занимает наблюдатель, который олицетворяет Человека как субъекта общения с Природой и Духом благодаря поступ-ковому психологическому механизму.

Категориальное пространство самоопределения теоретико-методо-логической модели в ДЖ-формате находит себя в измерении «понимание – рефлексия» в виде трехсоставной трехуровневой «матрешко»-ступен-чатой структуры. Причем, понимание и рефлексия здесь существуют на всех уровнях и во всех составляющих как необходимая «рабочая суб-станция». Понимание рассматривается как производная смысла, а реф-лексия - как производная пайдейи и праксиса души. В избранной нами «расширенной» научно-психологической парадигме такое измерение простирается далеко за рамки научно-натуралистического формата. В этом контексте А.Н.Леонтьев, анализируя «образ мира», говорил о «пя-том квазиизмерении» (Леонтьев, 1983), Г.П. Щедровицкий предусмат-ривал максимальное развитие психологии при условии выхода на первый план творения нового мыследеятельностного мира через рефлексию (Щедровицький, 2004). В нашей парадигме понимаемо-рефлексивная субстанция создает необходимую среду творения духовного продукта для «другого», что созвучно с позицией В.А. Роменеца, который отме-чал, что производство для других придает поступковому действию ис-тинный смысл и является проявлением настоящего мастерства самого действия (Роменець, Маноха,1998).

Базовым методологическим ориентиром здесь выступает ДЖ-само-определение как реализация смысла жизни в виде дела жизни благодаря поступку, что является конструктивно-функциональной производной ме-тодологического принципа «единение несоединимого». Смысл жизни рассматривается как внутренняя, психологическая, субъектная инстан-ция, которая больше принадлежит человеку, а дело жизни как внешняя объектная субстанция, больше принадлежащая «другому». Критерием качества функциональной «единицы» выступает поступковое действие.

Категориальное пространство самоопределения теоретико-методо-логической модели в ДЖ-формате базируется на методологических ка-тегориальных парах «объект-субъект» и «предмет-метод», центрируе-мых благодаря деятельностному и поступковому механизмам (рис.6). Структурно он разделяется на три самостоятельных методологии: психо-логическую, направленную на «уклонение» от выполнения дела жизни; жизненную, направленную на выполнение дела жизни «для себя», и ду-ховную, направленную на выполнение дела жизни «для другого». Они функционируют на соответствующих трех уровнях, состоящих из теоре-тической, деложизненного самоопределения и функционально-практи-ческой составляющих.

В организации вектора понимания методологического пространства доминирует структура по типу «матрешки», которая образуется из сос-тавляющих: теоретической, деложизненного самоопределения и функ-ционально-практической. Теоретическая составляющая формируется на основе принципа «единения несоединимого» и базируется на категориях «смысл жизни», «поступок» и «дело жизни». В составляющей деложиз-ненного самоопределения происходит выбор между «уклонением» от осуществления дела жизни, осуществлением дела жизни «для себя» и осуществлением дела жизни «для другого», что в сущности сводится  к выбору пути «жизни-деятельности» или «жизни-поступка». Функцио - нально-практическая составляющая находит себя в формировании и использовании соответствующих методологий (методологических меха-низмов), а именно: психологической, жизненной и духовной, что пред-ставляет собой целостное функционально-методологическое прост-ранство, которое прорабатывается благодаря понимаемо-рефлексивной субстанции.

В организации рефлексивного вектора методологического прост-ранства доминирует ступенчатая структура на психологическом, жизнен-ном и духовном уровнях, функционирующая с помощью соответст-вующих методологий.

  РЕФЛЕКСИЯ

П Р И Н Ц И П С О В М Е Щ Е Н Н Я Н Е С О В М Е С Т И М О Г О

  СМЫСЛ ЖИЗНИ                                                             ПОСТУПОК                                                                ДЕЛО ЖИЗНИ

ДУХОВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (выполнение дела жизни „для другого”,

Праксис души)

   

Р          Е          Ф          Л          Е          К          С          И          Я

ПСИХО-ДУХОВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ  (выполнение дела жизни „для себя”, пайдейя души)

   

П       О       Н       И       М       А       Н       И       Е

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ М ЕТОДОЛОГИЯ (отстранение от выполнення дела жизни, „замирание” души)

 


Обще-тео-рети-ческо е


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь