Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЖ-практика как инструмент духовного производства



Ранее мы определили, что формула духовного производства на общефилософском уровне выглядит как «вразумление-одухотворение-вразумление*», где в основе лежит понятие «разум». Данная формула отражает процесс его наполнения. На общепсихологическом уровне понятие «разум» наиболее полно раскрывается через понятие «смысл», а при определенных допущениях является его синонимом. Тогда «вра-зумление» конкретизируется как смыслопостижение, «одухотворение» - поступковое действие, «вразумление*» - смыслообразование. Здесь клю-чевым является содержание и наполнение момента перехода от смысло-постижения к смыслообразованию благодаря поступку, активизирую-щему душу человека. Далее, с учетом структуры поступка, данная фор-мула конкретизируется следующим образом: смыслопостижение – пос - тупковое действие-смыслообразование (поступковое последействие). Здесь и включается суть ДЖ-подхода как состоящего из соответствую-щей теории, методологии и практики, который основывается на катего-рии пступка, где «дело жизни» одновременно выступает и как функцио-нальная сущность духовного производства (в широком понимании), и как суть «поступковое действие» как одухотворение (в узкоспециализи-рованном понимании).

Тогда, исходя из базового христианского постулата о Триединстве (Отца-Сына-Святого Духа), ДЖ-подход, предусматривающий единство теории, методологии и практики, трактуется следующим образом. На уровне теории речь идет о главной идее как Идеальной Личности, пред-ставленной «сыном», символизирующим личность Христа, реализуемой в человеке в ДЖ-личности. На уровне методологии речь идет о все-ленском методе достижения такого идеала как Творце, символизируе-мым «отцом» и реализуемым в ДЖ-методологии. На уровне практики речь идет о непосредственном человеческом бытии, призванном привес-ти человека к его высшей цели, высшему предназначению, Идеальной богоподобной личности, способной наполнять Мир и Вселенную разу-мом как главным и единственным продуктом своего предназначенного существования и соответствующего производства, символизируемом «святым духом» и реализуемым в ДЖ-практике.

Как уже отмечалось, поступковый психологический механизм выг-лядит как: мотивация – ситуация – действие – последействие. Здесь мо-тивация и действие детерминированы человеком (постижением смысла содеянного), а ситуация и последействие – Другим (творение духовного продукта как образование новых смыслов). Последействие (рефлексия) как формирование смыслообразующих установок выглядит как: инте-риоризация – катарсис – преображение. В ДЖ-практике это может выг-лядеть следующим образом. Сначала в процессе психологической прак-тики человек, обретая жизненные смыслы, формирует мотивацию для их реализации. После этого, когда возможности традиционной психоло-гической практики исчерпываются, человек уходит в жизнь, где попада-ет в условия «ожидания ситуации», детерминированной Другим. Возни-кают переживания этического и эстетического характера, сопровождаю-щиеся критическими ситуациями, в определенный момент перерастаю-щими в духовный кризис. Появляется интенциональная направленность на психологическую работу более высокого, духовного уровня, требую-щую обращения к духовнику и священнику, что во многих случаях для постсоветского человека сопряжено с поступком и необходимостью «отдаться» Другому, чтобы трансцендироваться и выйти на предел или за предел собственной личности. Это сопровождается состоянием катар-сиса и оформляется в понятиях символической духовной феноминологии характерного содержания, позволяющего идентифицировать и переос-мыслить искаженные жизненные смыслы, которые отразились в психике человека как «содеянное». После этого появляется состояние преображе-ния (одухотворения). И здесь в работу должен включаться психолог как духовник, поскольку иденти-фикация и уровень такого преображения оценивается только в реальной жизни. Суть и содержание психологи-ческой работы заключается в рефлексировании и осмыслении результа-тов катарсиса. Только после адекватного понимания и осознания завер-шается работа поступкового механизма творением духовного продукта в виде новых смыслов и наполнения разума, что и является формиро-ванием ДЖ-личности.

Можно сказать, что основным «героем» психологического анализа как осмысления «содеянного» является «деформированная» личность как продукт прошлых жизненных деяний. Поэтому профессиональная подготовка практического психолога должна предусматривать прохож-дение этих этапов и окончательным продуктом может быть его преоб-ражение в новой ипостаси уже как психолога-духовника. После этого необходимо пройти еще и практическую апробацию в виде стажировки непосредственно в работе с клиентами, когда уже сама жизнь раскрывает истину.

Л.С. Выготский прогнозировал, что краеугольным камнем психоло-гической науки станет социальная практика. Согласно Ф.Е. Василюку, психологическая практика представляется как практическая психология, предусматривающая опосредованное участие психологии в социальной жизни через социальные институты медицины, образования, спорта и прочие социокультурные сферы, и как психологическая практика, пре-дусматривающая непосредственное участие психологии в решении жиз-ненно значимых задач. Деятельностью врача, учителя, воспитателя, мудреца-наставника, священника как субъектов «смежных» практик, целенаправленно создающих жизненные ценности в виде здоровья, зна-ния, воспитанности, мудрости, святости сопоставляется с деятельностью психолога-практика, основывающейся на осмысляемости всего предыду-щего как специфической цели и ценности. Для этого предлагаемая пси-хотехническая система должна стать по своей форме синтезом психо-логической теории, практики и образования (Василюк, 2007). Принимая эту идею, можно представить ДЖ-практику также двояко и системно: как индивидуальную личностно-ориентированную, предусмат-ривающую не-посредственное участие психологии в решении жизненно значимых задач личности, назовем ее «индивидуальной деложизненной практи-кой» (индивидуальная ДЖ-практика) и как социальную, предусматри-вающую опосредованное участие психологии в общественной жизни через различные социальные институты, назовем ее «социальной дело-жизненной практикой» (социальная ДЖ-практика).

В целом ДЖ-практика нами определяется как помощь человеку: а) в обретении смыслов и «производстве» духовного продукта «для себя» путем применения известного инструментария психологической и акме-ологической практик с целью достижения «акме» (высшего уровня психологического развития «взрослости» и «зрелости») ради надлежа-щего развития собственной души, и б) в продуцировании смыслов и «производстве» духовного продукта «для другого» на основе творчества в самых разных направлениях и отраслях, наполняя жизнь, Мировую душу, Вселенную. Мы рассматриваем такую практику как одновремен-ное функционирование практической, исследовательской и образова-тельной психологической работы, субъектом которой является клиент, исследуемый, учащийся и сам психолог - как практик, исследователь, преподаватель (учитель). Все эти субъекты могут быть как в разных, так и в одном лице. В отдельных случаях, когда речь идет о продуцировании новых, еще не известных смыслов и производстве духовного продукта для Другого, психолог должен выступать как Его полномочный предста-витель. Это означает, что каждый акт психологической практики нельзя считать завершенным, пока он до конца не проработан практически, не исследован с соответствующими валидными выводами, не осмыслен и отрефлексирован самим психологом и не изучен в процессе профес-сиональной подготовки. В ДЖ-формате для психолога это также озна-чает четкое осознание и рефлексию «деловой» и «деложизненной» составляющих такой практики. Согласно нашей концепции, за «дело-вую» составляющую психолог получает конкретное фиксированное воз-награждение (обычно в виде денежного гонорара за услугу или оклада) непосредственно от «заказчика» (клиента или организации). «Деложиз-ненная» составляющая оценивается уже самой жизнью в виде случайных жизненных событий, которые происходят (или не происхо-дят) у самого психолога. Здесь материальный фактор уходит на задний план. «Дело жизни» нельзя купить, вполне достаточно простого участия в его выпол-нении. Это то, за что человек не получает денежного или другого мате-риального вознаграждения, но к чему всегда безудержно стремится, творя, переживая, преодолевая страдания.  В. Франкл отмечал, что чело-век ваяет свою жизнь в творчестве, переживаниях или страдании из материала, данного ему судьбой, созидая соответствующие ценности. Быть человеком, значит быть обращенным к смыслу, требующему осу-ществления, и ценностям, требующим реализации. Для этого необходи-мо жить в поле напряжения, возникающего между полюсами реальности и идеалов, требующего материализации. Жизнь всегда тем более осмыс-ленна, чем труднее она дается. Под конец жизнь во многом состоит из того опыта поступков и переживаний, которые накопил человек на своем жизненном пути (Франкл, 1990) .

В авторском концептуальном понимании современную социальную психологическую практику, как альтернативу идеологической, можно рас-сматривать в виде сочетания соответствующей формы и содержания. По содержанию это психологический анализ „ содеянного” и „дел”, по форме - психосоциальная технология деложизненного самоопределения. Этот метод вытекает из психологического анализа по единицам, предложенного еще Л.С. Выготским. «Под единицами мы понимаем такой продукт анализа, который в отличие от элементов владеет всеми основными свойствами, свойственными целому и которые являются неразложимыми живыми частями этого единства» (Выготский, 1982б: 15). Принимая во внимание мнение А. Ф. Бондаренко (Бондаренко, 2007), что выбор предельной единицы анализа определяется исключи-тельно научными симпатиями или индивидуальными склонностями исследователя, мы эти единицы называем деяниями, которые скрыва-ются за «содеянным» и «делами». Это минимальные целостные структу-ры (форматы) осуществления дела жизни. По своей сущности такая практика направлена на поиск реальности бытия за счет создания психо-практического «поля правды», способствующего развитию челове-ка и общества, единению с Миром и в известной мере со Вселенной.

Некоторые признаки такого «психологического анализа» проявились в процессе исследования явления «духовно-природной психотерапии» и последующих нескольких лет авторской индивидуальной и групповой психологической работы. Это в свою очередь позволило отметить в виде основного ориентира ДЖ-самоопределения и соответствующую психо-социальную технологию. Такой «психологический анализ» простирался далеко за рамки актуального жизненного времени человека в феномено-логические, духовные пространства и был обусловлен связями с другими людьми, обычно родителями и родственниками, подобно тому, как это представлено в контексте так называемого «синдрома предков» (Шутценбергер, 2001). Можно с достаточной уверенностью допустить, что это касается гипотезы А.Н.Леонтьева, изложенной в его роботе «Образ мира» (Леонтьев, 1983) относительно проявления дополнитель-ного, так называемого «пятого квазиизмерения», основанного на чувст-венном восприятии и смысловых связях предметного мира.

Посредством такой практики отрабатывался культурно-истори-ческий психологический материал, накопленный отдельными людьми и обществом в целом, большей частью в советский период. Во время работы с глубинными психологическими образованиями этот материал проявлялся, как правило, двояко. В одном случае это была своеобразная «масса содеянного», когда речь шла об аморальных поступковых деяни-ях относительно других людей, что можно сравнить с «дефектностью» жизни. Сюда следует отнести тяжелые психологические проблемы, по-рожденные наиболее яркими событиями недавнего тоталитарного прош-лого: голодоморами, репрессиями, социальной несправедливостью и т. п. В психологической работе с «содеянным» это большей частью прояв-лялось в психологии потомков непосредственных исполнителей, в чем и заключались основные трудности. Нужно было через чувственное и сверхчувственное восприятие «попасть» в «пятое квазиизмерение», что-бы добраться до соответствующего деяния как реального предмета («ядра») «содеянного», которое обычно располагалось далеко за преде-лами актуального жизненного времени человека. В другом случае это была «масса не содеянного», когда речь шла о деле жизни, которое не выполняется. В обоих случаях имели место переживания страданий, одинаково касающихся как «содеянного», так и «не содеянного».

Таким образом, психологическая работа сводилась к отработке соответствующей «массы страданий» путем их осмысления и распре-деления на условно названные «содеянную» и «не содеянную» состав-ляющие, где первая была направлена на внутренний психологический мир человека, осмысление и осознание негативных деяний, а вторая на активизацию внешнего социального бытийного мира человека, ДЖ-самоопределение и образование новых жизненных смыслов. Следует отметить, что по результатам практической работы в обоих случаях человек приходил к более высокому уровню духовности. Можно даже допустить, что при «попадании» в уже упомянутое «пятое квазиизме-рение», к чему побуждала накопившаяся «масса страданий», происходил духовный рост личности. А сама «масса страданий», независимо от ее качественного содержания, определяла духовный потенциал человека и общества.

Тогда содержательной методической сферой функционирования правды в предлагаемой психологической практике следует считать психологический анализ «содеянного» как смыслообретение и «дел» как смыслообразование. Психологическая работа с «содеянным» представ-ляла собой понимание и осознание деятельностно-смыслового наполне-ния соответствующего деяния, порождающего «дефицитность» (в пони-мании А.Маслоу (Маслоу, 1997) как невротический «след» в виде «дефектов» жизненного мира человека, которые имели место в прошлом. В. Франкл отмечал, что жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается и под конец жизнь во многом состоит из того опыта пос-тупков и пере-живаний, который накопил человек на своем жизненном пути (Франкл, 1990). Психологическая работа с «делами» заключалась в создании определенных смысловых установок, соответствующих основ-ным бытийным ценностям и необходимой интенциональности относи-тельно выполнения «дела жизни». В. Франкл в этом отношении отмечал, что человек ваяет свою жизнь из того материала, который дан ему судь-бой: в творчестве, в переживаниях или страдании, создавая ценности твор-чества, переживания и отношения (Франкл, 1990).

А. Ф. Бондаренко рассматривает в качестве предмета отечест-венной психотерапевтической практики субъектность личности в этичес-ком измерении, когда психолог работает с единицами в виде атитюдов из ценност-ных ориентаций, системы мотивов, личностных или конфликт-ных смыслов, когнитивных или аффективных образований, «Я-образов». В этом случае переживание является предпосылкой и условием развер-тывания психического бытия, общим коррелятом которого выступает чистая экзистенция.

В качестве направляющих здесь выступают идеологемы, состоящие из идеономий, выступающих как индивидуально присвоенная и транс-формированная идеология индивида. Общую основу психотехники сос-тавляет значение как соотношение того, что означает, с означаемым (предметом, нормой, идеей), где означивающим является «Я» индивида, а означаемым – его индивидуальные идеологемы.

В психологической практике выделяются смыслогенез и идеогенез. Смыслогенез выступает как центральный и вершинный момент сущест-вования личности, условием которого является персонализированный социальный индивид, выросший в проектировании своего социального бытия в личностный неповторимый, уникальный способ бытия «Я». Такой личностный уровень конституирует смысл как само личностное бытие человека и его сознание. Идеогенез является порождением новых, лич-ностно и экзистенциально ценных смыслов (в нашем понимании это рассматривается как «смыслообретение» и «смыслотворение»).

В этой практике используются следующие психотехнические прин-ципы. Принцип «событийности», который «запускает» переживания, ма-териализует идеальное (субъективное), в самом общем плане является основой психологического воздействия в отечественной психотерапии в направлении этического персонализма. Принцип «квантования психи-ческой активности», позволяющий достичь преобразования коммуника-тивных актов в психологические события как аспект психической дея-тельности, приобретающей другую субъективно представленную вре-менную реальность, создающую эффект замедления времени, что позво-ляет за астрономически короткое время пережить важные эмоциональ-ные потрясения, связанные с идеогенезисом, когда происходят трансфор-мации сознания, необходимые для дальнейшего личностного развития. Вместе с принципом онтологизации они составляют психо-технический базис предлагаемой практики. При этом решаются такие основные зада-чи: развитие субъектности «Я» (обеспечение условий для самопони-мания и повышения осмысленности жизни, персонализации личности и «возвращение человека к самому себе», осознания ценности своего «Я» и самоопределения, запускается идеогенез и смыслогенез); обеспечение принятия «Я-перцепции» (проекция образа или концепта человека на систему идеономии других людей); рефлексия «Я», где центральной пе-ременной выступает смысл и особой значимостью обладают ценностные смысловые переживания, рационалистически понимаемые как суждения, иррационально умопостигаемые как символы; создание условий для ка-тарсического переживания, представляемого через такие основные науч-ные метафоры, как энергетическую (предос-тавление, порождение, отня-тие и разрядка энергии), пространственную, отражающую сознательно-бессознательное, интерперсональное–интра-персональное пространство с замещением структурных компонентов или формы деятельности, рас-ширение психологического пространства лич-ности и направление пере-живания на другой объект, размыкание-замыкание психологического пространства, дистанцирование как психологи-ческий вектор пережива-ния; временную (временное контрастирование, расположение события в долгодействующей перспективе или фиксация на каком-то моменте вре-мени), генетическую (регрессия, катарсис осознания, интроекция, субли-

мация), информационно-когнитивную (оценивание, интерпретация в ин-

теллектуальной или перцептивной формах).

При выборе психотехнической парадигмы следует учитывать, что в этическом сознании отечественного культурного ареала не представлены понятия и логика выгоды (утилитарности), а архетипической чертой ментальности выступает созерцательность и эсхатологизм, отсутствие стремления к какой-то ситуативной прагматической цели, когда высшую этическую ценность составляет категория любви, а не свободы, катего-рия долга, коллективного, а не индивидуального, что формирует стойкие контуры личностного бытия. Поэтому более существенной представ-ляется проблематика, касающаяся воздействия на высшие уровни субъ-ектности личности, ее этические смыслы, именуемые духовностью (Бондаренко, 2007).

В соответствии с рассмотренной ранее методологией, функциони-рование индивидуальной ДЖ-практики будем рассматривать на психоло-гическом, жизненном и духовном уровнях. При этом предполагается, что на психологическом уровне происходит работа с «содеянным», выра-женным в искаженных смыслах, тогда основным результатом является «смыслопостижение»; на жизненном уровне происходит одухотворение на основе совершения поступкового действия; на духовном - «смысло-образование» на основе поступкового последействия. В индивидуальной ДЖ-практике это оформлено в виде психосоциальной технологии дело - жизненного самоопределения, предусматривающей такие концептуаль-ные элементы – конструкты: 1) индивидуальная психологическая ДЖ-практика, включающая экспертизу самоопределения, индивидуальную психологическую работу, групповую психологическую работу; 2) ин-дивидуальная образовательная ДЖ-практика, включающая обучение на уровне профессионально-ориентированных дисциплин и специальную профессиональную подготовку; 3) индивидуальная ДЖ-практика взаимо-действия психолога и священника.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь