Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методологического ДЖ-формата



Психологическая методология функционирует на основе деятель-ностного психологического механизма, где основным условием является создание «поля инструментальной правды» (Знаков, 1999).

Сюда относятся аморальные поступки, которые по характеру дей-ствия также можно считать деятельностными. Как указывал                 В.А. Роменец, они предусматривают наиболее адекватное понимание, предварительную подготовку к осуществлению и тщательный анализ по-ведения после этого, чтобы скрыть истинные мотивы (Роменець, Маноха, 1998). Происходит накопление определенного «массива страда-ний» как духовного потенциала, создающего необратимую интенцию от-носительно необходимости в будущем осуществлять уже высоконравст-венные поступки. Практически почти весь инструментарий этого мето-дологического формата построен на понимании, основная функция которого заключается в психологической проработке искаженных смыс-лов, которые А.Н. и Д.А. Леонтьевы называют «личностными» (Леонтьев, 1983; Леонтьев Д., 1999).

В функционировании психологической методологии цель векторно задается объективной необходимостью проработки «массива страданий» путем их осмысления как «содеянного» и опредмечивания соответст-вующих деяний. Это стимулирует возникновение мотивации относи-тельно субъективизации этих деяний на основе традиционной индиви-дуальной и групповой психологической практики. Способом реализации является соответствующее деятельностное действие, а методом – психо-логический анализ «содеянного». Как результат функционирования ме-тодологии, появляется понимание совершенных деяний и их осознание в виде негативного жизненного опыта. Это и является психологическим продуктом, который обнаруживает «массив страданий» и обеспечивает возможность перехода к жизненной методологии. На этом уровне может функционировать пояс социально-организованного и культурно закреп-

ленного индивидуального и коллективного мышления (мД)  (Щедровиц-

кий, 1995; Щедровицький, 2004; 2005).

Наша практика показывает, что психологическая методология обычно способствует уклонению от осуществления дела жизни. В совре-менной жизни и культуре украинского общества этот уровень понима-ется как «постмайданный синдром» (Ткаченко, 2006а).

Жизненная методология выполняет функцию связующего звена между психологическим и духовным уровнями благодаря ДЖ-самооп-ределению, интегрирует психологическую и духовную методологии, где основным условием является создание «поля этической правды» (Знаков, 1999). Следует отметить, что психологическая и жизненная методологии функционируют по разным принципам, что обусловлено разным харак-тером протекания поступкового и деятельностного психологических механизмов. Но они связаны через психологическую функцию понима - ния, благодаря которой человек осознает необратимость осуществления высоконравственных поступков как альтернативы уже осуществленным аморальным и безнравственным. Здесь определяется место витакультур-ного пространства, в котором теоретически строится соответствующая практика и методология в рамках концепции А. В. Фурмана (Фурман, 2005). В таком пространстве совмещаются витальное (жизненно-природ-ное) и культурное (общественно-духовное) психические содержания, куда уже не может полностью включаться психологическая плоскость как лишенная позитивной культурной функции в осуществлении дела жизни человека, а также еще не совсем достигается духовная плоскость, где выполняется высшее предназначение человека. В таком методоло-гическом формате уже предусмотрено осуществление дела жизни за счет «включения» поступкового психологического механизма благодаря не-обходимости «деложизненного» выбора и творения жизненного духов-ного продукта на основе поступкового последействия в форме интерио-ризации и катарсиса как субституции (замещения субъективно искажен-ных виртуальных психологических смыслов на объективные, отвечаю-щие жизненной реальности) (Роменець, Маноха, 1998).

Жизненная методология и ее категориальное пространство обра-зуются благодаря деятельностному и поступковому психологическим механизмам. Поступок, направленный на осуществление «дела жизни», функционирует вместе с деятельностью, которая направлена на «дело», одновременно обеспечивается и самосохранение как обеспечение физии-ческого существования и накопление «массива страданий», так и выпол-нение дела жизни «для себя». Такой характер сосуществования поступка и деятельности обусловливает соответствующее содержательное напол-нение методологического категориального пространства, где объектом выступает пайдейя индивидуальной души человека, субъектом является содеянное вследствие высоконравственных и аморальных поступков, предмет рассматривается как смысл содеянного, а методом избирается психо-духовный анализ содеянного. Начало функционирования методо-логии задается объективной необходимостью окультуривания (пайдейи) души благодаря осознанной цели и ситуации, которая возникает как «закономерная случайность». Это требует опредмечивания смысла со-деянного, в результате чего возникает мотивация к субъективизации пайдейи души. Для этого используется метод психо-духовного анализа содеянного, что одновременно может происходить и на поступковой, и на деятельностной основе. Результатом является последействие как глу-бинная интериоризация вплоть до уровня рефлексии индивидуальной души и катарсиса в виде субституции. Именно здесь происходит замеще-ние ранее накопленного и осознанного негативного опыта совершения аморальных и безнравственных поступков в виде «массива страданий» на позитивный опыт высоконравственных поступков в виде индивиду-ального «духовного продукта», который обеспечивает развитие и окуль-туривание (пайдейю) индивидуальной души до необходимого уровня взрослости как способности к последующей работе (праксису). Именно такой духовный продукт уже является осуществлением дела жизни и позволяет перейти к следующему духовному методологическому уровню.

С позиций концепции мыследеятельности Г. Щедровицкого здесь может существовать пояс мысли-коммуникации (М-К) (Щедровицкий, 1995; Щедровицький, 2004; 2005) благодаря функции понимания между изначально виртуальной психологической и искомо реальной жизненной плоскостями на основе деятельностного психологического механизма, который специфически функционирует на уровне аморальных и без-нравственных поступков и функции рефлексии между реальножизнен-ной и действительно духовной плоскостями на основе поступкового механизма, который специфически функционирует на уровне высоко-нравственных поступков. В современной жизни украинского социума и культуре эта сфера понимается и рефлексируется как «постмайданный эффект» (Ткаченко, 2006а).

Духовная методология является наиболее весомой в осуществ-лении дела жизни, поскольку предназначена «для другого». Здесь посту-пок, как основа функционирования методологии, приобретает наивыс-ший уровень, выходит за рамки индивидуальной психики и души, начи-нает работать на социальном, национальном, мировом и универсумном уровнях, где основным условием является создание «рефлексивного поля правды» (Знаков, 1999). Объектом здесь выступает «Другой», которым может быть Человек, Нация, Мир, Вселенная, а субъектом – индивиду-альная душа человека, успешно прошедшая этап пайдейи и начавшая праксировать. Тогда предметом становится «чистый» духовный продукт для «Другого», а методом избирается духовный анализ дел, направлен-ный на его творение. Эта методология полностью базируется на поступ-ковом деянии, которое включает последействие в форме катарсиса в виде очищения и преображения души. Она возвышается над первыми двумя и отрицает влияние с их стороны, предусматривает лишь использование созданной ими почвы в виде соответствующего психологического и жизненного продукта.

Функционирование такой методологии начинается с возникновения ситуации, полностью обусловленной «Другим», как «закономерной слу-чайности», без всяких признаков осознанной цели. Она задает вектор в сторону необходимости создания предмета в виде наилучшего духовного продукта. Это в свою очередь мотивирует работу (праксис) индивидуаль-ной души и побуждает к поступковому действию, которое прорабаты-вается на основе метода духовного анализа дел, приводящего к творению духовного продукта на основе катарсиса в виде очищения и преобра-жения души. Результатом методологии является кардинальное обновле-ние, одухотворение человека, он становится иным в соответствии с объ-ективными требованиями «Другого».

Качественно иной характер имеет соотношение жизненного и духовного методологического пространства. Их взаимосвязь существует лишь благодаря рефлексии. То есть, осознанное влияние происходит исключительно в направлении «от Другого», а духовный продукт также односторонне направлен «к Другому». Благодаря этому осуществляется значительная селекция при прохождении через такой рефлексивный «фильтр», определяющий эффективность функционирования жизненной методологии благодаря пайдейе индивидуальной души. Если пайдейя души оказывается недостаточной, рефлексии духовной методологии не происходит. По концепции мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, эта методология функционирует в поясе чистого мышления (М) в сфере объективной духовной действительности.

Наилучшей демонстрацией эффективной рефлексии и включения духовной методологии на наивысшем уровне можно считать феномен «истинного Майдана» (Ткаченко, 2006а).

Таким образом, теоретико-методологическая ДЖ-модель концеп-туально выглядит так. Общий формат определяется «деложизненной» теоретической концепцией, который образуется из психологической, жиз-ненной и духовной структурных составляющих, где реализуются соответственно «уклонение» от дела жизни, выполнения дела жизни «для себя» и выполнение дела жизни «для Другого». Базовым функци-ональным механизмом является поступковый. В психологической струк-туре функционирует негативный аморальный, безнравственный, в жиз-ненной - позитивный нравственно-этический, в духовной – духовный поступковый механизмы. Рабочей субстанцией является понимаемо-рефлексивная. В психологической структуре функционирует понимание, в жизненной - понимание и рефлексия, в духовной - только рефлексия. Основным условием является правда в виде создания ситуативного «поля правды», где инструментом выступает соответствующее слово правды. Условием функционирования психологической структуры является инст-рументальная правда, жизненной - этическая правда, духовной – рефлек-сивная правда.

Такая методология оказывается одновременно как функциональной составляющей высшего предназначения и как продуктом жизнетвор-чества человека, она имеет как общие объектные, так и индивидуальные субъектные характеристики. Поэтому основным условием ее полноцен-ного функционирования является сочетание в личности как общих объ-ективных идеальных характеристик высшего предназначения, так и реальных жизненных характеристик по принципу «единения несоеди-нимого».

Тогда, на основании ДЖ-методологии, определяющей «вчерпыва-ние» человека-разумного в духовный мир путем стремления его лич-ности к достижению своего идеала как высшего предназначения, становится возможной трансформация в человека-одухотворенного/вра-зумленного, что происходит благодаря соответствующей ДЖ-практики, которую мы разделяем на индивидуальную и групповую, а также соци-альную.  

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь