Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗАРУБЕЖНОЙСтр 1 из 9Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Год обучения И. С. Бах Й. Гайдн В. А. Моцарт Л. ван Бетховен Ф. Шуберт Ф. Шопен ___________________________________________________________ Раздел 1 Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Иоганн Себастьян Бах — величайший представитель мировой музыкальной культуры. Философская глубина произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. «Не ручей! — Море должно быть ему имя». (Л. ван Бетховен)
I . Летопись жизни Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе (Германия) в семье музыканта, принадлежавший к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении XVII- XVIII веков несколько поколений музыкантов. В десять лет мальчик потерял родителей. Его приютил старший брат, органист в городе Ордруфе, у него же он брал и первые уроки музыки. Окончив гимназию св. Михаила в Люнебурге, юный Бах отправился в путешествие, во время которого побывал во многих церквях, где были самые совершенные органы, на которых ему удалось сыграть. С 1703 года Бах начинает самостоятельную музыкальную деятельность, сначала как скрипач в Веймаре, а затем — как органист в Арнштадте, Мюльхаузене и Веймаре. С 1717 по 1723 гг. Бах служил придворным капельмейстером при одном из княжеских дворов в Кётене. Спустя год после смерти первой жены Бах женился вторично. Его новая жена Анна Магдалена стала для композитора надежным другом и верным помощником. В 1723 году Бах занял вакантную должность кантора в Томаскирхе в Лейпциге, на которой он оставался пожизненно. Музыкант много времени уделял работе с хором и интенсивно занимался композицией. Вместе с женой они много путешествовали. В Потсдаме он провел несколько дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и дискутируя с королем по вопросам музыки. В конце жизни Бах полностью ослеп и был вынужден диктовать свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала «Приближаясь к трону Твоему». При жизни Баха его гениальное творчество не было оценено по достоинству. Подлинный интерес к творчеству музыканта возникает в 20-е годы XIX века — произведения Баха стали пользоваться невероятной популярностью.
II . Даты жизни и творчества
Раздел второй Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) Франц Йозеф Гайдн — первый представитель венской классической школы. Вошел в историю как основоположник классической симфонии и квартета. «Ни будь его, — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена». (П. И. Чайковский)
I . Летопись жизни Франц Йозеф Гайдн родился в Австрии в семье каретника. Музыкальные способности Гайдна обнаружились уже в начальной школе, и он был послан в Вену для участия в хоре мальчиков при соборе св. Стефана. Ему приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В 17 лет Гайдн потерял голос и был исключен из капеллы. Лишь через четыре года ему удается найти работу аккомпаниатора у известного итальянского оперного композитора и певца Николы Порпоры. Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию. За это будущему композитору приходилось не только аккомпанировать, но и чистить ему сапоги, убирать комнаты, быть лакеем. В 1755 году судьба, наконец, улыбнулась Гайдну: его пригласил помещик Фюрнберг, большой любитель квартетной музыки, исполнять партию скрипки в ансамбле. В 1759 году Гайдн получает приглашение на должность дирижёра оркестра в имении графа Морцина в Лукавце (Чехия). Судьбоносным для Гайдна стало полученное им в 1761 году приглашение на должность второго капельмейстера при дворе известного мецената князя Эстергази в Эйзенштадте. В 1766 году он становится первым капельмейстером. При дворе князя Эстергази он провел в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. Когда в 1790 году князь умер, его сын распустил оркестр, сохранив за Гайдном жалование и звание. К этому времени Йозеф Гайдн стал известен во многих странах Европы. Он дважды побывал в Лондоне, где исполнялись его новые симфонии, а Университет в Оксфорде присвоил ему звание профессора. В 1795 году Гайдн возглавил восстановленный оркестр Эстергази. Большую часть своей жизни композитор провел в Вене, где создал свои самые яркие произведения. В 1809 году, когда французские войска заняли Вену, Гайдн — автор австрийского императорского гимна — был при смерти. По приказу Наполеона у его дома был выставлен почётный караул. IV . Основные сочинения Композитор оставил богатое творческое наследие: • 24 оперы; • оратории: «Сотворение мира», «Времена года»; • 14 месс; • кантаты; • хоровые произведения; • 104 симфонии, в том числе: № 6 «Утро», № 7 «Полдень», № 22 «Философ», № 44 «Траурная», № 45 «Прощальная», № 82 «Медведь», № 83 «Курица», № 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз», № 100 «Военная», № 101 «Часы»; • 16 увертюр; • более 60 концертов для различных инструментов с оркестром; • 60 дивертисментов для разных составов; • 83 струнных квартета; • 21 трио; • более 50 сонат для клавира; • квартеты, терцеты (трио), дуэты, песни, обработки народных песен. V . Выполни задания Задание 1. Впиши слова в клеточки по горизонтали
1. Титул знатного вельможи, которому Гайдн прослужил более 30 лет. 2. Один из тех предметов, которые изготавливал отец Гайдна. 3. Жанр первой оперы молодого композитора. 4. Заключение всего произведения или его части, иногда имеет виртуозный характер. 5. Один из инструментов, которые Гайдн освоил за время пребывания в церковном хоре г. Вены. 6. Музыкальный стиль XVIII-X1X вв., представителем которого являлся Гайдн. 7. Служитель театра. 8. Католический собор, в котором богослужение совершает епископ с кафедры. 9. В XVIII веке — руководитель исполнительского коллектива певцов и инструменталистов. Задание 2. Разгадай чайнворд. 1. Ансамбль из трех исполнителей. 2. Город в Англии, где Гайдн стал почетным членом университета. 3. Название одной из симфоний композитора. 4. Место для оркестрантов в оперном театре. 5. Дополнительный инструмент симфонического оркестра (струнный щипковый), в. Начальное слово в названии первой оперы Гайдна. 7. Имя композитора. 8. Низкий деревянный духовой инструмент. 9. Высокий инструмент медной духовой группы. 10. Коллектив из нескольких исполнителей. 11. Ударный инструмент с определенной высотой звучания. 12. Страна, которую Гайдн посетил дважды в конце жизни.
Задание 3. Подчеркни правильные ответы: 1. Соната, симфония, квартет — жанры музыки: а) вокально-инструментальной; б) инструментальной; и) вокальной; г) театральной. 2. Количество частей классической сонаты: а) 1; 6)2; в)3; г) 7. 3. Коллектив исполнителей, дли которого пишется симфония: а) струнный квинтет; б) камерный хор; в) симфонический оркестр; г) джаз-ансамбль. 4. Форма сонаты, симфонии, квартета: а) простая двухчастная; б) сложная трехчастная; в) циклическая; г) полифоническая. 5. Й. Гайдн, В. Моцарт, JI. Бетховен — а) французские клавесинисты; б) немецкие полифонисты; в) американские саксофонисты; г) венские классики. 6. Часть сонатно-симфонического цикла, которая обычно пишется в сонатной форме: а) вторая; б) третья; в) ни одна из частей; г) первая. 7. Медленная часть сонатно-симфонического цикла: а) последняя; б) вторая; в) две части; г) отсутствует. 8. Финалом называется: а) первая часть цикла; б) все произведение целиком; в) последняя часть цикла; г) его вторая часть. 9. В классической симфонии менуэт встречается: а) в любой части; б) в третьей части; в) в первой части; г) в финале. 10. Менуэт пишется: а) в сонатной форме; б) в форме вариаций; в) в трехчастной форме с трио; г) в форме периода.
Задание 4. Ответь на вопросы, а затем соединительной линией точки на рисунке в том порядке, в котором выстроились цифры в ответах. Ответь на вопрос, что получилось на рисунке?_____________________________________________________________
Сколько групп инструментов в симфоническом оркестре? _________________ Какое круглое число близко к количеству симфоний, написанных Гайдном? ____________ Сколько сонат для фортепиано он написал? _______________ Сколько приблизительно им написано квартетов? ________________ Сколько тем во II части симфонии ми-бемоль мажор? _____________ Сколько частей в сонате ре мажор? _____________ Какая часть симфонии № 103 написана в сонатной форме? _________________ Сколько частей в симфонии ми-бемоль мажор? ______________ В каком веке сформировался жанр классической симфонии? ______________ Сколько «Лондонских» симфоний написал Гайдн? _______________ В каком году родился великий австрийский композитор? _______________ В каком году он поступил на службу к князю Эстергази? ______________ Когда были написаны «Парижские» симфонии? ________________ Сколько «Парижских» симфоний создал Гайдн? ________________ В каком году окончилась служба у князя Эстергази? _______________ В каком году скончался Гайдн? Сколько ораторий написано композитором? ____________
Вопрос 5. Заполни пропуски в предложениях и подчеркни правильные ответы: 1. Сонатная форма состоит из а) 7, б) 3, в) 5 разделов. 2. Их названия — ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________.
3. В первом разделе обычно звучат а) 1, б) 2, в) 4 темы. 4. Они называются ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. 5. Во втором разделе сонатной формы: а) темы буквально повторяются; б) темы звучат с изменениями в разных тональностях; в) все темы новые. 6. В третьем разделе сонатной формы: а) все темы первого раздела звучат в основной тональности; б) повторяется одна тема первого раздела; в) звучат только новые темы.
Задание 6. Нарисуй заново испорченную горе-теоретиком схему сонатной формы:
Задание 7. Составь вопросы к кроссворду:
По горизонтали: 2. _______________________________________________________________________. 4. _______________________________________________________________________. 10.______________________________________________________________________. 11. ______________________________________________________________________. 12.______________________________________________________________________. По вертикали: 1. ________________________________________________________________________. 3. _______________________________________________________________________. 5. _______________________________________________________________________. 6. _______________________________________________________________________. 7. _______________________________________________________________________. 8._______________________________________________________________________. 9. _______________________________________________________________________. 13. ______________________________________________________________________.
Задание 8. Реши филворд, используя ответы на вопросы. 1. Произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла. 2. Произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла. 3. Танец, который иногда вставляется между сарабандой и жигой. _ 4. Третья часть в классической симфонии. 5. Последняя часть сонаты или симфонии. 6. Тема в сонатной форме, звучит в экспозиции в основной тональности. 7. Тема экспозиции, в которой совершается модуляция. 8. Тема, которая звучит в экспозиции в тональности доминанты или параллельной тональности. 9. Тема, которая завершает экспозицию. 10. Дополнительный раздел, с которого может начаться сонатная форма. 11. Дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность. 12. Первый раздел сонатной формы. 13. Раздел сонатной формы, в котором происходит развитие основных тем экспозиции. _ 14. Заключительный раздел сонатной формы.
Задание 9. Вспомни, что общего между сонатой и симфонией и чем они отличаются. выпиши общие черты в левой колонке, а различия – в правой. Общее __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ Различное __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________
Задание 10. Исправь неправильные утверждения: 1. Финалом называется вторая часть сонаты или симфонии. _______________________ 2.Связующая тема находится между заключительной и побочной темами. ___________________________________________________________________________ 3.Сонатная форма состоит из экспозиции, разработки и рондо. __________________________________________________________________________ 4. Менуэтом называется I часть симфонии. _______________________________________ 5. Классическая соната — пятичастное произведение._______________________________ 6. Средний раздел сонатной формы называется «трио». _____________________________ 7.Финал классической сонаты пишется обычно в медленном темпе. __________________________________________________________________________ 8. I часть классической симфонии имеет куплетную форму.___________________________ 9.Главная тема сонатной формы пишется в тональности доминанты.___________________________________________________________________________ 10. В репризе сонатной формы главная и побочная темы излагаются в разных тональностях. _______________________________________________________________________ 11. II часть сонаты — самая быстрая. ___________________________________________
Раздел третий I . Летопись жизни Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия) в семье композитора Леопольда Моцарта. С самого раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке. В шесть лет Моцарт уже выступает в качестве пианиста, а в восемь — пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил, когда ему было 11 лет, а год спустя выступил в качестве дирижёра оркестра. В этот период он совершает многочисленные гастрольные поездки по Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии и Англии. В 1770 году в Болонье, перед лицом крупнейших музыкантов, Моцарт успешно выдержал необычайно трудный экзамен и получил звание члена Болонской филармонической академии. В Риме он поразил всех, записав по памяти «Мизерере» Аллегри, прослушанное им всего один раз. Это произведение запрещено было публиковать и исполнять где-либо вне Сикстинской часовни. В 1769 году Моцарт становится дирижёром при дворе Зальцбургского архиепископа. Частые и далекие гастрольные выезды не мешали его творческой работе. Когда в 1777 году архиепископ не разрешил ему поехать на гастроли, Моцарт бросил службу и отправился в путешествие по европейским городам. В 1779 году Моцарт возвратился в Зальцбург и стал придворным органистом. Однако два года спустя из-за конфликта с архиепископом он оставляет родной город и переезжает в Вену, где занимает должность придворного композитора камерной музыки. В 1782 году он женится на Констанции Вебер. В венский период Моцарт пишет свои самые выдающиеся произведения, которые, как ни удивительно, не всегда пользовались успехом у современников. Так, премьера его оперы «Свадьба Фигаро» в Вене закончилась провалом, но уже премьера «Дон Жуана» в Праге принесла ему славу. Материальные дела Моцарта были не очень хороши, поэтому, чтобы прокормить семью, ему приходилось много работать, и это, в конце концов, истощило силы композитора. Он скончался от ревматической воспалительной лихорадки (официальный диагноз) во время работы над «Реквиемом». Больная жена не пришла на похороны, а немногочисленные участники похоронной процессии из-за дождя разошлись у ворот кладбища. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедных, которую уже спустя несколько дней никто не мог найти. II. Даты жизни и творчества
IV . Основные сочинения Творчество Моцарта необычайно многогранно и обширно: • 19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля»); • мессы, «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки; • 49 симфоний; • множество произведений для оркестра (прежде всего серенады во главе с «Маленькой ночной серенадой» для струнных инструментов); • 25 концертов для фортепиано (из них — один для двух фортепиано и один — для трёх фортепиано); • скрипичные концерты, концерты для других инструментов; • квартеты, разнообразные трио; • фортепианные и скрипичные сонаты; • более ста арий и песен; • Полное собрание сочинений Моцарта — 70 томов! (Вспомни — он прожил всего 36 лет!). V . Выполни задания Задание 1. Ответь на вопросы: 1. Что во времена Моцарта называли «академиями»? ______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Кому принадлежат слова, сказанные отцу Моцарта: «Я считаю вашего сына самым блестящим композитором из тех, о которых я когда-либо слышал»? __________________ 3. Что входило в обязанности Моцарта на службе у графа Колоредо? ________________ _____________________________________________________________________________ 4. Кому композитор посвятил 6 струнных квартетов?______________________________ 5. Для исполнения какого произведения Моцарта требуется смешанный хор, солисты и симфонический оркестр с органом? _________________________________________ 6. Какая симфония композитора названа именем одного из богов римской мифологии? _____________________________
Задание 2. Перед тобой фрагмент карты Европы. Отметь красным карандашом города, которые посетили отец и сын Моцарты во время первого большого концертного путешествия. Синим цветом обведи города, в которых Моцарты побывали в 1770-1773 годах.
Задание 3. В архиве найдено неизвестное письмо Моцарта Гайдну. Оно имеет огромную ценность для потомков, так как в нем описывается замысел одного очень известного и популярного сочинения композитора. От старости в письме стерлись многие слова. Помоги историкам их восстановить. Для этого воспользуйся словами-подсказками. Изящный, светлый, прозрачный, спокойный, безмятежный, мелодичный, грациозный, танцевальный, деревенский, в турецком роде, остроумный, барабанный, праздничный, 3, 6. Двухчастная, трехчастная, соната, тема, вариации, менуэт, репризная, трио, финал, alla turca , припев, форшлаг, пассаж, кода, рондо, классический, Menuetto da capo . Вена, 1779 Дорогой коллега! Я давно Вам не писал, так как полностью погрузился в творчество. Все началось с произведения для клавесина – это _____________________ № 11 Ля мажор. Музыка получилась ______________________, __________________, ясная. Мне она настолько понравилась, что даже я решил отступить от некоторых классических правил. Итак, моя ______________ состоит из ________ частей. Характер музыки I части _____________ и ___________. Я придал ей форму _______________________. Никакого вступления! Прелестная тема, одновременно _____________ и ________________! Указание на такое звучание _____________ я и выписал перед её началом. Форма самой темы обычная – простая ___________________. За темой следуют _____ вариаций и _____________. Все они различны по характеру, ___________________________ ____________________ и другим выразительным средствам, но сохраняют _______________________________ и гармонию. Такой тип вариаций называется _________________. Ну вот, I часть у меня не в сонатной форме, а в ________________. Не ругайте меня за это «нарушение»: у Вас и самого такое встречается в сонатных циклах. Дальше тоже будет не все по правилам. К примеру, II часть - ____________________. Здесь я, как и Вы в 103 симфонии, постарался соединить черты придворного танца с ___________________. И форма традиционная – сложная ____________________ репризная с серединой типа ____________. Я поленился выписывать повторение и написал после середины ____________________. Но самое интересное - ___________ часть, финал. В нем есть изюминка. Я назвал его «________________________», что означает «_______________________». Мне кажется, что это очень ________________________ музыка, она должна понравиться публике. Форма этой части тоже с «заковыкой» ____________________ с _______________. Так как ___________ повторяется, возникает сходство с _________________________. А уж тема как до чего хороша! ______________________________ мелодия с __________________ запомнится всем, кто её услышит. И 2-я тема неплоха! Громкая, праздничная, с сопровождением, которое напоминает ________________________ бой. Есть в финале и 3-я тема, серединная, минорная. Она вся построена на быстрых, бегущих_______________. А заканчивается III часть ______________. В ней объединяются ____________ тема финала с ____________________. Все это звучит особенно __________________ и ______________________. Посылаю с оказией ноты новой сонаты. Надеюсь, она Вам понравится. С глубочайшим уверением в совершеннейшем к Вам почтением. Ваш В. А. Моцарт.
Задание 5. Соедини стрелочками жанры и формы, выписанные в левой колонке, с нужными определениями в правой.
Задание 6. Реши филворд по ответам на вопросы. Из оставшихся букв составь слово.
1. Форма полифонического произведения, название ко торой переводится с латинского языка как «бег».________________ 2. Ансамбль из трех исполнителей._____________ 3. Слово, которое в переводе с французского означает «последовательность», «ряд», «вереница». ____________ 4. Произведение для симфонического оркестра в форме сонатно-симфонического цикла. ______________________ 5.Музыкальное произведение для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла. ___________________ 6. Ансамбль из четырех исполнителей. __________________ 7. Музыкальное произведение, основанное на соревновании солиста и оркестра. ________________ 8. Пьеса-вступление к фуге, она же — небольшое самостоятельное инструментальное произведение. ________________ 9. Быстрая, виртуозная инструментальная пьеса, название которой в переводе с итальянского означает «прикосновение», «удар». _________________
Задание 6. Выбери правильный ответ и подчеркни его. 1. «Свадьба Фигаро» —это: а) соната с программным содержанием; 6) балет; в) месса; г) опера. 2. Она написана: а) в Милане; б) в Зальцбурге; в) в Мюнхене; г) в Веке. 3. В основе сюжета произведение: а) австрийского; б) немецкого; в) французского; г) итальянского писателя. 4. Его фамилия — а) Гёте; б) Корнель; в) Расин; г) Бомарше. 5. Название пьесы: а) «Недоросль»; б) «Пир во время чумы»; в) «Севильский цирюльник»; г) «Безумный день, или женитьба Фигаро». 6. Жанр литературного произведения: а) драма; 0) комедия; в) трагедия: г) водевиль. 7. Действие пьесы происходит в течение: а) двух лет; б) трех месяцев; в) шести недель; г) одних суток. 8. Пьеса заканчивается: а) убийством; б) отъездом; в) похищением; г) свадьбой. 9. Либреттист оперы: а) поляк Адам Мицкевич; б) итальянец Лоренцо да Понте; в) англичанин Джордж Байрон; г) француз Проспер Мериме. 10. Опера начинается: а) интродукцией; б) прологом; в) увертюрой; г) эпилогом.
11. Форма вступления: а) свободная; б) период: в) сонатная без разработки; г) двойные вариации.
Задание 7. Впиши пропущенные буквы в имена основных персонажей оперы и заполни таблицу.
Задание 8. Составь краткий оперный словарь из следующих терминов. Ариетта - ________________________________________________________________ Ария - ___________________________________________________________________ Каватина - ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Либретто - ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Опера - ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Увертюра - ________________________________________________________________.
Задание 9. Ответь на вопросы. 1. Где и в каком году была написана симфония соль минор, № 40 ? ______________ 2. Каков общий характер произведения? _______________________________________ 3. Сколько в ней частей? _______________ 4. Какая часть симфонии является драматическим центром, итогом развития всего произведения? ________ 5. Что необычно в строении этого цикла? ______________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 10. Для разгадки этого ключворда вспомни биографию Моцарта.
Раздел четвертый. I . Летопись жизни Родился в Бонне (Германия) в семье музыканта. Отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на клавесине. Однако он довольно жестоко расправлялся с маленьким учеником при малейших неудачах, чем чуть не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре занялись другие боннские музыканты. Серьезные занятия начались в 1782 году, когда Бетховен познакомился с известным музыкантом и композитором Готлибом Нефе, который и стал его первым настоящим учителем. В 1792 году, после смерти отца, Бетховена посылают в Вену, где он учится композиции у Гайдна и Сальери. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. С 1798 года у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Композитор вынужден был отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Однако он продолжает создавать собственные произведения, опираясь на музыкальное воображение и высокий уровень музыкальной культуры и знаний. В 1809 году Бетховен был приглашен на должность придворного дирижёра вестфальского королевства в Касселе, в это же время австрийский император назначил ему пожизненную пенсию, и Бетховен остался в Вене. Неприспособленный к жизни и беспомощный в практических делах, композитор, несмотря на пенсию, испытывал значительные материальные трудности. Бетховен был человеком бурного темперамента, часто впадал в крайности. Свою третью симфонию, названную «Героической», он вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но когда тот объявил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Он ненавидел тиранию, презирал аристократию — и посвящал свои произведения русскому царю. В последние годы жизни глухота сильно отразилась на характере композитора — он всё больше сторонился людей. Моральные страдания, связанные с глухотой, ухудшали состояние его здоровья. Бетховен умер от водянки и был похоронен при большом стечении народа. IV . Основные произведения Бетховен является автором: • одной оперы — «Фиделио»; • двух месс; • девяти симфоний; • нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.); • пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано; • шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета, квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и других камерных произведений; • 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен. V . Выполни задания Задание 1. Вставь пропущенные слова. 1. Бетховен — великий________________ композитор конца ______ — начала ____________ века. 2. Так же. как Гайдн и Моцарт, Бетховен принадлежит к________________ классикам. 3. Бетховен был современником важного исторического события — Великой ________________________ ________________________ 1789 года. 4. Демократические лозунги революции — ___________________, равенство и ________________ — были близки молодому композитору. 5. От музыки Гайдна и Моцарта музыку Бетховена отличает___________________ звучание, связанное с революцией. 6. Главный вид творчества Бетховена — не вокальная, не оперная, а ______________музыка. 7. Бетховен — один из__________________ симфонистов мира. В его творчестве жанр___________________ достигает величия, мощи и размаха. Композитор написал ______ симфоний и _______ симфонических увертюр.
Задание 2. Отгадай цифровой кроссворд – правильно расставь в клеточках цифры «1», «2», «7», «8», «9», чтобы получились даты следующих событий.
Задание 3. Допиши жанры и названия произведений. 1. «Патетическая»_______________ 2. «Героическая» ________________ 3. «Торжественная» ________________ 4. ______________________ «К далекой __________________ 5. «Лунная» ______________ 6. «Пасторальная» ________________ 7 ______________ «Ярость по _____________________ 8. «Крейцерова» ____________________
Задание 4. Ответь на вопросы. 1. Сколько сонат для фортепиано написал Бетховен? __________ 2. Какие из них имеют названия? __________________________________________ 3. Какая соната посвящена молодой красавице-аристократке, отвергшей любовь композитора? _____ 4. Какой подзаголовок она имеет?_____________________________________ 5. Что необычного в строении этого сонатного цикла? _______________________________ 6. Название какой сонаты переводится как «страстная»? ____________________________
Задание 5. Найди на корабликах ответы на данные вопросы и впиши последовательно буквы с парусов в клеточки. Правильно выполнив задание, ты полностью восстановишь высказывание известного русского музыкального критика В. В. Стасова о Бетховене. «Бетховен только и думал об истории и всем человечестве как об одной огромной массее. Это -
1. Тональность Пятой симфонии Бетховена. __________________________ 2. Ведущая тема, лейтмотив этого произведения.______________________ 3. В финале — это заключительный раздел праздничного, ликующего характера. _____________ 4. Форма II части. _________________ 5. Революционная песня — основа одной из тем II части.____________________ 6. III часть симфонии. ______________________ 7. Форма III части._______________________ 8. Способ изложения темы в середине III части. __________________ 9. Часть симфонии, главная тема которой близка «Гимну Свободе». _______________ 10. Тональность, в которой заканчивается симфония.____________________ 11. Часть, в которой мотив судьбы меняет свое звучание. ________________________
Задание 6. Впиши слова из списка в клеточки кроссворда и составь вопросы к ним (по желанию).
4 Бонн Нефе кода Вена Гёте 5 месса Кёльн рондо 6 рефрен Лунная Людвиг 7 Фиделио Леонора Вегелер реприза 8 Брунсвик Кореолан клавесин органист
Задание 7. Перед тобой портреты великих современников Бетховена – Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гёте. Что ты знаешь об этих людях? Какие сочинения написал композитор по их произведениям? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Подчеркни правильный ответ. 1. 1-й номер из музыки Бетховена к трагедии Гёте — это: а) прелюдия; б) увертюра; в) интродукции. 2. Ее содержание: а) никак не связано с основными событиями трагедии; б) частично связано с сюжетной линией трагедии; в) в сжатой форме повествует об основных событиях трагедии. 3. Ее название: а) имя писателя; б) имя героя; в) имя испанского короля. 4. Ее форма: а) двойные вариации с медленным заключением; б) рондо-соната с вступлением и дополнением; в) сонатное аллегро с медленным вступлением и быстрой кодой. 5. Ее окончание передает: а) праздничное ликование; б) философскую сосредоточенность; в) стремительную полетность.
Задание 9. Заполни пропуски в предложениях. 1. Бетховен — величайший ________ мира. 2. Он написал_______ симфоний и ________ симфонических _____________ . 3. Героическое начало ярче всего проявилось в его ___________ симфониях. 4. Кроме героических, у Бетховена есть и симфонии другого характера: ______________. 5. Третья симфония сначала была посвящена ______________ . Позже композитор убрал посвящение и назвал симфонию «______________________». 6. Тему борьбы человека с судьбой раскрывает ___________ симфония. 7. Содержание _________ симфонии связано с образами природы. Она получила название _____________________». 8. Бетховен обновил классическое строение симфонического цикла: 1) заменил танцевальный менуэт III части более энергичным и подвижным________; 2) увеличил количество частей в Шестой симфонии до_________ вместо традиционных четырех; 3) ввел хор в финал ________симфонии. 9. Чтобы придать звучанию величие и мощь, Бетховен значительно увеличил состав _________ оркестра по сравнению с оркестром Гайдна и Моцарта. Он добавил в него_________________, расширил группу ударных за счет_
Задание 10. Реши чайнворд. 1. Программная симфония Бетховена, посвященная образам природы. Состоит из пяти частей. 2. Первое слово в длинном названии популярного рондо для фортепиано Бетховена. 3. Отец композитора — певец ... в капелле Боннского архиепископа. 4. Имя женщины, на которой Бетховен собирался жениться. 5. Имя богини утренней зари в римской мифологии, ставшее названием одной из сонат композитора. 6. Название одной из самых остродраматичных фортепианных сонат, переводится с латинского как «Страстная». 7. Темп, характерный для первых частей сонатно-симфонического цикла, употребляется со словом «сонатное». 8. Жанр поэтического произведения Шиллера «К радости», которое композитор использовал в финале 9-й симфонии. 9. Название коллектива из нескольких исполнителей. 10. Фамилия князя — друга Бетховена. 11. Имя композитора — венского классика, у которого молодой Бетховен брал уроки в Вене. 12. Название единственной оперы Бетховена. 13. Должность, которую 13-летний мальчик занимал в Боннской придворной капелле. 14. Особые разговорные ..., ими приходилось пользоваться оглохшему композитору.
Раздел пятый Франц Шуберт (1797-1828) I . Летопись жизни Родился в предместье Вены Лихтентале (Австрия) в семье учителя. С одиннадцати лет Шуберт участвовал в императорском хоре. Его выдающиеся способности сразу были замечены крупнейшими венскими музыкантами и композиторами. Сальери занялся его образованием в области теории и игры на фортепиано. Но отец предполагал для Шуберта карьеру учителя и, как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Профессия учителя освобождала от военной службы, Шуберт уступил требованиям отца. Когда поэтому Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дома и даже не допустил сына к умирающей матери. И все же Шуберт продолжал заниматься исключительно композиторским творчеством. Не имея постоянного заработка, он постоянно испытывал нужду и лишения. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески пропагандировали произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения. 1827 год принес композитору большой успех. Друзьям удалось организовать концерт из его произведений. Это был единственный концерт в жизни композитора. Он принёс до-вольно большой доход и весьма лестные для Шуберта рецензии. Это событие произошло за год до смерти автора. Значительная часть произведений Шуберта была обнаружена лишь много лет спустя после смерти композитора, так как при жизни он не заботился о своих произведениях и ничего не предпринимал ни для их публичного исполнения, ни для издания. Слава и признание пришли к композитору посмертно. IV . Основные сочинения Огромное творческое наследие Шуберта охватывает около тысячи пятисот произведений в различных областях музыки: • 9 симфоний (одна пропала), самая известная — «Неоконченная симфония» № 8; • музыка к зингшпилю «Розамунда»; • «Немецкий реквием»; • около 600 песен; • вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»; «Лебединая песня»; • произведения для фортепиано; • трио, квартеты, квинтеты; • сонаты для фортепиано, скрипки; • мессы, кантаты; • оперы. V . Выполни задания Задание 1. Ответь на вопросы. 1. К какому музыкальному направлению относится творчество Шуберта? 2. Кто из композиторов Венской классической школы был современником Шуберта? 3. Чем отличается герой творчества Шуберта от героя произведений Бетховена? 4. В каких жанрах писал музыку композитор? 5. Какие черты характерны для шубертовского музыкального языка? 6. Как сложилась судьба произведений при жизни композитора?
Задание 2. Заполни пропуски в тексте. Песни Шуберта разнообразны по___________________. Многие его вокальные миниатюры напоминают_____________________ исповедь, например песня «Маргарита за ______________» на стихи великого немецкого поэта _________________. Шуберт сочинил ее в_________ году, когда ему было всего______ лет. Чувства_____________ и______________ передает напевная_______________. Музыка фортепианного сопровождения подражает_____________________________. Среди _________________сочинений Шуберта есть не только психологические зарисовки, но и_____________ сцены, например баллада «_____________ царь» на стихи __________. Баллада — это _______________________________________________________________. В балладе «______________ царь» три действующих лица: ______________, ___________________, __________________________. Музыка ярко передает смену общего настроения от ________________ к ___________. В партии фортепиано __________________ ритм изображает _______________.
Задание 3. Дорисуй недостающие детали в изображениях на картинках. Для этого вспомни названия песен Шуберта и их содержание. Подпиши названия песен, к которым эти картинки могут служить иллюстрациями.
Задание 4. Ответь на вопросы. 1. Сколько вокальных циклов сочинил Шуберт? ______________________________ 2. В каком году написан вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»? __________________ 3. Сколько в нем песен?__________________ 4. Кто автор стихов?________________________ 5. О чем рассказывается в этом цикле? ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Кто является верным спутником юного мельника?____________________ 7. Как меняется настроение произведения? ___________________________ 8. Как называется последняя песня цикла?__________________________ 9. Чем отличается характер музыки первой песни «__________________» от последней? 10. Какова роль партии фортепиано? _________________________________
Задание 5. Собери из разбросанных листьев названия песен и вокальных циклов. Для этого раскрась одинаковым цветом листки, соответствующие полному названию произведения.
Задание 5. В каждой строке найди и вычеркни слово, которое является «третьим лишним». Церковный хор, конвикт, университет. Шуберт, Фогль, Шиллер. Экспромты, этюды, «музыкальные моменты». «Лесной царь», «Колыбельная ручья», «Охотник». «Маргарита за прялкой», «Прекрасная мельничиха», «Форель». Замок, ручей, мельник. «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Серенада». «В путь», «Весенний сон», «Шарманщик».
Задание 6. Разгадай филворд по ответам на вопросы. Из оставшихся букв составь слово, которое означает жанр фортепианной музыки, не использованный Шубертом в его творчестве.
1. Бальный европейский танец в трехдольном размере с характерным сопровождением. ____________________ 2. Инструментальные произведения импровизационного характера. У Шуберта —____________ виртуозная фортепианная пьеса в трехчастной форме с ярко контрастной серединой. 3. Поэтическое повествование с драматическим сюжетом и элементами фантастики. 4. Лирическая песня, которая исполнялась на открытом воздухе вечером, ночью или ранним утром.______________ 5. Произведение для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла. _______________________ 6. Жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия.__________________ 7. Лирическое вокальное произведение в размере | с монотонным ритмическим рисунком, известно как «песня на воде».__________ 8. Веселый, быстрый двухдольный танец шотландского происхождения. __________ 9. Народный танец в трехдольном размере и умеренном темпе, был распространен в Германии и Австрии. _______________
Задание 7. Подчеркни правильный ответ. 1. Страна, в которой родился Шуберт: Австрия, Германия, Италия. 2. Профессия отца композитора: музыкант, учитель, художник. 3. Название учебного заведения, в котором учился Шуберт: университет, конвикт, колледж. 4. Направление в искусстве, представителем которого был композитор: классицизм, романтизм, символизм. 5. Самый популярный музыкальный жанр в творчестве Шуберта: опера, песня, кантата. 6. Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах: Ференц, Иоганн, Михаэль. 7. «Зимний путь» — название: оперы, симфонии, цикла песен. 8. Автор слов песен «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь»: Шиллер, Гете, Гейне. 9. Жанр фортепианной музыки, который Шуберт ввел одним из первых: ноктюрн, этюд, экспромт.
10. Число концертов из произведений Шуберта, состоявшихся при его жизни: 1, 3, 5.
Задание 8. Ответь на вопросы. 1. Сколько симфоний написал Шуберт? ______________________ 2. Когда была написана симфония си минор?_______________________ 3. У кого она хранилась?_______________________ 4. Почему симфония си минор получила название «Неоконченная»? ___________________ 5. Исполнялась ли музыка этой симфонии при жизни композитора?____________________ 6. Когда и кем впервые была исполнена «Неоконченная» симфония си минор? __________ __________________________
Задание 10. Впиши слова в клеточки кроссворда и составь к ним вопросы:
3 моя 4 Вена марш царь куда Гете 5 песня певец вальс 6 момент зимний лесной форель экосез 7 Мельник охотник Сальери учитель квартет конвикт 8 экспромт Бетховен Серенада 9 Маргарита шарманщик 10 шубертиады Лихтенталь 11 колыбельная 12 неоконченная
Раздел шестой Фридерик Шопен (1810-1849) I . Летопись жизни Родился в Желязовой Воле, под Варшавой (Польша) в семье учителя. В 1810 году семья переезжает в столицу Польши. Здесь и проходят детство и юность Фридерика. Играть на фортепиано Шопен начинает с семи лет, а одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. В 1826 году юноша оканчивает лицей и поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер, уже после одного года обучения Шопена даёт ему весьма лестную характеристику, а ещё два года спустя пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях по Европе — сначала по родной Польше, а в дальнейшем — Берлин, Вена. После окончания консерватории в 1830 году Шопен отправляется в путешествие — через Вену в Париж. В Вене, узнав о вспыхнувшем в это время в Польше «ноябрьском» восстании, он решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. До конца жизни Шопен не увидит родину. В Париже он знакомится с многочисленными представителями польской эмиграции, встречается с выдающимися личностями музыкального мира — с Листом, Шуманом, Мендельсоном. Слава Шопена как пианиста, композитора и педагога неуклонно растет. В одной из своих статей о музыке Шуман назвал его новым гением. Не отличавшийся крепким здоровьем, Шопен заболевает туберкулезом. Прогрессирующая болезнь постепенно ослабляет его организм, отнимая силы и мешая ему работать. Турне по Англии и Шотландии сделало Шопена еще более популярным в Европе, но одновременно привело к значительному ухудшению здоровья композитора. В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. IV . Основные сочинения В творческое наследие Шопена входят: • для фортепиано: 3 сонаты, фантазия; • 4 баллады; • 4 скерцо; • 4 экспромта, фантазия-экспромт; • 21 ноктюрн; • 4 рондо; • 27 этюдов; • 17 вальсов; • 44 мазурки; • 15 полонезов; • 2 контрданса; • 19 песен для голоса и фортепиано. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Год обучения И. С. Бах Й. Гайдн В. А. Моцарт Л. ван Бетховен Ф. Шуберт Ф. Шопен ___________________________________________________________ Раздел 1 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 2210; Нарушение авторского права страницы