Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архиепископы князья — правители г. Зальцбурга: Сигизмунд Шраттенбах (до 1770 г.), Иероним Колоредо (с 1770 г.).



Аллегри Грегорио (1582-1652)итальянский певец и композитор, автор 9-тиголосного хорового произведения «Miserere» (для двух хоров), которое Моцарт записал после прослушивания в Сикстинской капелле собора св. Петра в Риме. Сочинение это долгое время было едва ли не главным украшением репертуара папской капеллы. Доступ к этой рукописи строго охранялся. Копировать и исполнять это произведение в другом месте не разрешалось. После записи Моцарта с 1771 г. оно стало издаваться. (Miserere mei Deus — Помилуй меня, Боже.)

Бах Иоганн Христиан (1735-1782) — младший сын И.С. Баха. Юный Моцарт дружески общался с И.Х. Бахом и участвовал в совместных концертах в Лондоне (1764 г.).

Бомарше Пьер Огюст (1732-1799) — французский писатель, выдающийся комедиограф. Многие весёлые, изящные комедии его были в то же время остроумной сатирой по поводу безнравственности представителей высших сословий. Мировую славу принесли ему пьесы (трилогия) о Фигаро. Умный, деятельный, благородный в поступках слуга превосходил в достоинствах своего господина. Первая пьеса о Фигаро — «Севильский цирюльник» — в 1816 г. стала в творчестве итальянского композитора Дж. Россини оперой. Второй пьесе — «Женитьба (свадьба) Фигаро» повезло ещё раньше — в 1786 г. она стала основой оперы Моцарта (либретто Лоренцо да Понте), которая тогда же стала широко популярна, при том, что пьеса Бомарше нередко запрещалась к постановке.

Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787) — композитор, певец, капельмейстер, исполнитель на клавесине, органе, скрипке и виолончели. С 1779 по 1787 гг. был главным придворным композитором и капельмейстером у императора в Вене. На эту должность после его смерти претендовал Моцарт, но был назначен А. Сальери, любимый ученик Глюка и уже широко известный композитор.

Глюк — автор свыше 100 опер.(сохранилось около 15-ти). Он активный преобразователь (реформатор) оперного жанра. Его лучшие оперы: «Орфей и Эвредика» — 1762 г., «Альцеста» — 1767 г., «Ифигения в Авлиде» — 1774 г., «Ифигения в Тавриде» — 1779 г.

Лоренцо да Понте — придворный поэт-либреттист. Им написаны либретто к операм Моцарта: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все».

Падре Мартини — Мартини Джованни Баттиста (1706-1784) — итальянский теоретик и историк музыки, капельмейстер, педагог, певец, скрипач и клавесинист. С 1721 г. францисканский монах (отсюда прозвище — падре Мартини). Был членом и фактическим руководителем Филармонической академии в г. Болонье. 14-тилетний Моцарт занимался с ним и был им рекомендован в члены Филармонической академии.

Рамо Жан Филипп (1683-1764) — французский композитор и музыкальный теоретик. С 1745 г. был придворным композитором при короле Франции. Зимой 1763-64 гг. 7-летний Моцарт познакомился с ним в Париже. Одобрив первые сочинённые Моцартом сонаты, Рамо предложил услуги своего личного переписчика нот для издания сонат, что было знаком поддержки и одобрения.

Сальери Антонио (1750-1825) — итальянский композитор (автор 41 оперы, 4 ораторий, 3 симфоний, концертов, фортепианных пьес, церковной и светской музыки разных жанров), дирижёр и педагог (ученики: Л. Бетховен, Ф. Шуберт, сын Моцарта, Ф. Лист и т.д.) С 1767 г. служил клавесинистом — концертмейстером придворного оперного театра в Вене. С 1774 г., будучи автором уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижёром Итальянской оперной труппы в Вене. После смерти Глюка занял его место (см. Глюк). Сальери прожил очень разнообразную и очень активную музыкальную жизнь. Нервное расстройство (с 1823 г.), «служебная конкуренция» с Моцартом, странные обстоятельства смерти последнего стали причиной рождения легенды об отравлении Моцарта Сальери.

Шиканедер Эммануил (1751-1812) — немецкий певец, режиссёр, либреттист и театральный деятель. В 1791 г. написал либретто оперы «Волшебная флейта» и в первой постановке исполнил роль Папагено.

IV . Основные сочинения

Творчество Моцарта необычайно многогранно и обширно:

•     19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля»);

•     мессы, «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки;

•     49 симфоний;

•     множество произведений для оркестра (прежде всего серенады во главе с «Маленькой ночной серенадой» для струнных инструментов);

•     25 концертов для фортепиано (из них — один для двух фортепиано и один — для трёх фортепиано);

•     скрипичные концерты, концерты для других инструментов;

•     квартеты, разнообразные трио;

•     фортепианные и скрипичные сонаты;

•     более ста арий и песен;

•     Полное собрание сочинений Моцарта — 70 томов! (Вспомни — он прожил всего 36 лет!).

V . Выполни задания

Задание 1. Ответь на вопросы:

1. Что во времена Моцарта называли «академиями»? ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кому принадлежат слова, сказанные отцу Моцарта: «Я считаю вашего сына самым блестящим композитором из тех, о которых я когда-либо слышал»?     __________________

3. Что входило в обязанности Моцарта на службе у графа Колоредо? ________________

_____________________________________________________________________________

4. Кому композитор посвятил 6 струнных квартетов?______________________________

5. Для исполнения какого произведения Моцарта требуется смешанный хор, солисты и симфонический оркестр с органом? _________________________________________

6. Какая симфония композитора названа именем одного из богов римской мифологии?

_____________________________

 

Задание 2. Перед тобой фрагмент карты Европы. Отметь красным карандашом города, которые посетили отец и сын Моцарты во время первого большого концертного путешествия. Синим цветом обведи города, в которых Моцарты побывали в 1770-1773 годах.

 

Задание 3. В архиве найдено неизвестное письмо Моцарта Гайдну. Оно имеет огромную ценность для потомков, так как в нем описывается замысел одного очень известного и популярного сочинения композитора. От старости в письме стерлись многие слова. Помоги историкам их восстановить. Для этого воспользуйся словами-подсказками.

Изящный, светлый, прозрачный, спокойный, безмятежный, мелодичный, грациозный, танцевальный, деревенский, в турецком роде, остроумный, барабанный, праздничный, 3, 6.

Двухчастная, трехчастная, соната, тема, вариации, менуэт, репризная, трио, финал, alla turca , припев, форшлаг, пассаж, кода, рондо, классический, Menuetto da capo .

Вена, 1779

Дорогой коллега!

Я давно Вам не писал, так как полностью погрузился в творчество. Все началось с произведения для клавесина – это _____________________ № 11 Ля мажор.

Музыка получилась ______________________, __________________, ясная. Мне она настолько понравилась, что даже я решил отступить от некоторых классических правил.

Итак, моя ______________ состоит из ________ частей. Характер музыки I части _____________ и ___________. Я придал ей форму _______________________. Никакого вступления! Прелестная тема, одновременно _____________ и ________________! Указание на такое звучание _____________ я и выписал перед её началом.

Форма самой темы обычная – простая ___________________. За темой следуют _____ вариаций и _____________. Все они различны по характеру, ___________________________

____________________ и другим выразительным средствам, но сохраняют _______________________________ и гармонию. Такой тип вариаций называется _________________.

Ну вот, I часть у меня не в сонатной форме, а в ________________. Не ругайте меня за это «нарушение»: у Вас и самого такое встречается в сонатных циклах. Дальше тоже будет не все по правилам.

К примеру, II часть - ____________________. Здесь я, как и Вы в 103 симфонии, постарался соединить черты придворного танца с ___________________. И форма традиционная – сложная ____________________ репризная с серединой типа ____________. Я поленился выписывать повторение и написал после середины ____________________.

Но самое интересное - ___________ часть, финал. В нем есть изюминка. Я назвал его «________________________», что означает «_______________________». Мне кажется, что это очень ________________________ музыка, она должна понравиться публике. Форма этой части тоже с «заковыкой» ____________________ с _______________. Так как ___________ повторяется, возникает сходство с _________________________. А уж тема как до чего хороша! ______________________________ мелодия с __________________ запомнится всем, кто её услышит. И 2-я тема неплоха! Громкая, праздничная, с сопровождением, которое напоминает ________________________ бой. Есть в финале и 3-я тема, серединная, минорная. Она вся построена на быстрых, бегущих_______________. А заканчивается III часть ______________. В ней объединяются ____________ тема финала с ____________________. Все это звучит особенно __________________ и ______________________.

Посылаю с оказией ноты новой сонаты. Надеюсь, она Вам понравится.

С глубочайшим уверением в совершеннейшем к Вам почтением.

Ваш В. А. Моцарт.

 

Задание 5. Соедини стрелочками жанры и формы, выписанные в левой колонке, с нужными определениями в правой.  

 


Соната Произведение для симфонического оркестра в форме сонатно-симфонического цикла.
Симфония   Форма, построенная на чередовании рефрена с эпизодами.  
Сюита   Сложная полифоническая форма, построенная на поочередном проведении темы во всех голосах.
Сонатная форма Средний раздел менуэтов, маршей и других произведений, сложной трехчастной репризной формы
Трио Произведение для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла.
Рондо   Цикл, основанный на чередовании старинных танцев, расположенных по принципу контраста
Фуга     Форма, состоящая из темы и ее измененных повторений.  
Вариации Форма, состоящая из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы. Чаще всего встречается в первых частях сонатно-симфонического цикла

 

Задание 6. Реши филворд по ответам на вопросы. Из оставшихся букв составь слово.

Т Р К В С И М Ф О К
Ц И О А Я И Н О Т К
С Ю С Р Т Е Е Р П А
Т И О Н И Т Л Ю Д Т
А Г А А К Ц Е Р И А
Ф У А Т О Н К Т Я Л

 

       

 

1. Форма полифонического произведения, название ко торой переводится с латинского языка как «бег».________________

2. Ансамбль из трех исполнителей._____________

3. Слово, которое в переводе с французского означает «последовательность», «ряд», «вереница». ____________

4. Произведение для симфонического оркестра в форме сонатно-симфонического цикла. ______________________

5.Музыкальное произведение для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла. ___________________

6. Ансамбль из четырех исполнителей. __________________

7. Музыкальное произведение, основанное на соревновании солиста и оркестра. ________________

8. Пьеса-вступление к фуге, она же — небольшое самостоятельное инструментальное произведение. ________________

9. Быстрая, виртуозная инструментальная пьеса, название которой в переводе с итальянского означает «прикосновение», «удар». _________________

 

Задание 6. Выбери правильный ответ и подчеркни его.

1. «Свадьба Фигаро» —это: а) соната с программным содержанием; 6) балет; в) месса; г) опера.

2. Она написана: а) в Милане; б) в Зальцбурге; в) в Мюнхене; г) в Веке.

3. В основе сюжета произведение: а) австрийского; б) немецкого; в) французского; г) итальянского писателя.

4. Его фамилия — а) Гёте; б) Корнель; в) Расин; г) Бомарше.

5. Название пьесы: а) «Недоросль»; б) «Пир во время чумы»; в) «Севильский цирюльник»; г) «Безумный день, или женитьба Фигаро».

6. Жанр литературного произведения: а) драма; 0) комедия; в) трагедия: г) водевиль.

7. Действие пьесы происходит в течение: а) двух лет; б) трех месяцев; в) шести недель; г) одних суток.

8. Пьеса заканчивается: а) убийством; б) отъездом; в) похищением; г) свадьбой.

9. Либреттист оперы: а) поляк Адам Мицкевич; б) итальянец Лоренцо да Понте; в) англичанин Джордж Байрон; г) француз Проспер Мериме.

10. Опера начинается: а) интродукцией; б) прологом; в) увертюрой; г) эпилогом.

 

11. Форма вступления: а) свободная; б) период: в) сонатная без разработки; г) двойные вариации.

 

Задание 7. Впиши пропущенные буквы в имена основных персонажей оперы и заполни таблицу.

Имя Певческий голос Должность или титул Название номера № действия
Ф _ _ _ _ о        
С _ _ _ _ _ а        
Р _ _ _ _ а        
К _ _ _ _ _ _ о        
А _ _ _ _ _ _ _ а        
Б _ _ _ _ _ _ _ а        

 

 

Задание 8. Составь краткий оперный словарь из следующих терминов.

Ариетта - ________________________________________________________________

Ария - ___________________________________________________________________

Каватина - ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Либретто - ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Опера - ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Увертюра - ________________________________________________________________.

 

Задание 9. Ответь на вопросы.

1. Где и в каком году была написана симфония соль минор, № 40 ? ______________

2. Каков общий характер произведения? _______________________________________

3. Сколько в ней частей? _______________

4. Какая часть симфонии является драматическим центром, итогом развития всего произведения? ________

5. Что необычно в строении этого цикла? ______________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 10. Для разгадки этого ключворда вспомни биографию Моцарта.

8 6 11
22 11 13 19 13 2 9 15 13
25 4 10 2
1 п 2 р 3 а 4 г 3 а 3 6
19 2 17 3 19 20 9 2 22 23
20 13 19 24 22
23 20 5 ж 9 7
6 2 22 10 6 у 13
2 3 3 а
4 2 3 8 17 9 7 н 3
19 22
2 9 11 12 22 9 10
17 21 3 22 21
26 14 14 9 3 14 2 13
2 13 25 22 7 3 10 2 3 1
3 22 22 19 13 2 9 7 18 13
25 22 7 4 24 1 22 19 20 15 22 2
7 3 3 16 1 3 2 22 5
3 7 14

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
П Р А Г Ж У Н            
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
                         

 

 



Раздел четвертый.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь