Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III . Указатель имён к биографии И. Гайдна



Гендель Георг Фридрих (1685 Галле — 1759 Лондон) — немецкий композитор, большую часть (около 50-ти лет) прожил в Англии. Тяготел к светской музыке. С 1703 по 1706 гг. был связан с оперным театром в Гамбурге. С 1706 по 1710 гг. в известных оперных театрах Италии (в Риме, Неаполе, Флоренции) завоевал славу первоклассного оперного композитора. С 1710 по 1759 гг. жизнь и творчество связано с Лондоном, где он был придворным композитором, возглавлял Королевскую музыкальную академию (оперное предприятие). Известность Генделю, кроме опер и концертов, принесли оратории, в частности, «Иуда Маккавей», «Мессия», «Самсон». Они сделали его национальным композитором и национальным героем Англии.

Морцина — чешский граф, в имении которого около 2-х лет работал Гайдн. Он руководил капеллой и создал первые свои симфонии.

Порпора Никола Лнтонио (1686-1768) — итальянский композитор, капельмейстер и вокальный педагог. Родился и умер в Неаполе. С 1726 по 1760 гг. жил и работал в Венеции, Вене, Лондоне, Дрездене. С 1753 по 1756 гг. у него лакеем и аккомпаниатором служил Гайдн. Истинная цель службы Гайдна — возможность получать уроки композиции. Литературный портрет П. дан в романе Ж.Санд «Консуэло». Порпора — автор около 50-ти опер, 9-ти ораторий, кантат, концертов, арий, сольфеджио.

Эстергази (Эстерхази) — семья венгерских меценатов и музыкантов.

Пал Э. (1635-1713) — композитор и вирджиналист (разновидность клавишного инструмента). Содержал вокально-инструментальную капеллу. При нём дворец в Эйзенштадте стал культурным центром Австро-Венгрии.

Пал Антал Э. (1711-1762) — скрипач и виолончелист. В 1761 г. он пригласил на службу Гайдна.

Миклош Э. (1714-1790) — владелец имения и капеллы с 1762 г. С 1762 по 1777 гг. было построено новое имение: дворец по типу Версальского с театром на 400 мест. В 1766 г. капелла переехала в имение «Эстерхаза». С 1777 г. капелла получила европейскую известность.

Антал, сын Миклоша Э. (1738-1794) — распустил капеллу и оперную труппу, назначив Гайдну пожизненную пенсию.

Миклош, сын Антала Э. (1765-1833) — восстановил капеллу в Эй-зенштадте. Для него Гайдн написал 6 месс, Бетховен — мессу C-dur. У него в разное время работали: Гуммель (ф-но), Шуберт, отец Ф. Листа Адам Лист (он служил смотрителем овчарни у Э., играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял. Лучше других инструментов владел виолончелью).

IV . Основные сочинения

Композитор оставил богатое творческое наследие:

•     24 оперы;

•     оратории: «Сотворение мира», «Времена года»;

•     14 месс;

•     кантаты;

•     хоровые произведения;

•     104 симфонии, в том числе: № 6 «Утро», № 7 «Полдень», № 22 «Философ», № 44 «Траурная», № 45 «Прощальная», № 82 «Медведь», № 83 «Курица», № 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз», № 100 «Военная», № 101 «Часы»;

•     16 увертюр;

•     более 60 концертов для различных инструментов с оркестром;

•     60 дивертисментов для разных составов;

•     83 струнных квартета;

•     21 трио;

•     более 50 сонат для клавира;

•     квартеты, терцеты (трио), дуэты, песни, обработки народных песен.

V . Выполни задания

Задание 1. Впиши слова в клеточки по горизонтали

1 К        

2 К          

3 К            

4 К              

5 К                

6 К                  

7 К                    

8 К                        
9 К                        

 

1. Титул знатного вельможи, которому Гайдн прослужил более 30 лет.

2. Один из тех предметов, которые изготавливал отец Гайдна.

3. Жанр первой оперы молодого композитора.

4. Заключение всего произведения или его части, иногда имеет виртуозный характер.

5. Один из инструментов, которые Гайдн освоил за время пребывания в церковном хоре г. Вены.

6. Музыкальный стиль XVIII-X1X вв., представителем которого являлся Гайдн.

7. Служитель театра.

8. Католический собор, в котором богослужение совершает епископ с кафедры.

9. В XVIII веке — руководитель исполнительского коллектива певцов и инструменталистов.

Задание 2. Разгадай чайнворд.

1. Ансамбль из трех исполнителей. 2. Город в Англии, где Гайдн стал почетным членом университета. 3. Название одной из симфоний композитора. 4. Место для оркестрантов в оперном театре. 5. Дополнительный инструмент симфонического оркестра (струнный щипковый), в. Начальное слово в названии первой оперы Гайдна. 7. Имя композитора. 8. Низкий деревянный духовой инструмент. 9. Высокий инструмент медной духовой группы. 10. Коллектив из нескольких исполнителей. 11. Ударный инструмент с определенной высотой звучания. 12. Страна, которую Гайдн посетил дважды в конце жизни.

 

Задание 3. Подчеркни правильные ответы:

1. Соната, симфония, квартет — жанры музыки: а) вокально-инструментальной; б) инструментальной; и) вокальной; г) театральной.

2. Количество частей классической сонаты: а) 1; 6)2; в)3; г) 7.

3. Коллектив исполнителей, дли которого пишется симфония: а) струнный квинтет; б) камерный хор; в) симфонический оркестр; г) джаз-ансамбль.

4. Форма сонаты, симфонии, квартета: а) простая двухчастная; б) сложная трехчастная; в) циклическая; г) полифоническая.

5. Й. Гайдн, В. Моцарт, JI. Бетховен — а) французские клавесинисты; б) немецкие полифонисты; в) американские саксофонисты; г) венские классики.

6. Часть сонатно-симфонического цикла, которая обычно пишется в сонатной форме: а) вторая; б) третья; в) ни одна из частей; г) первая.

7. Медленная часть сонатно-симфонического цикла: а) последняя; б) вторая; в) две части; г) отсутствует.

8. Финалом называется: а) первая часть цикла; б) все произведение целиком; в) последняя часть цикла; г) его вторая часть.

9. В классической симфонии менуэт встречается: а) в любой части; б) в третьей части; в) в первой части; г) в финале.

10. Менуэт пишется: а) в сонатной форме; б) в форме вариаций; в) в трехчастной форме с трио; г) в форме периода.

 

Задание 4. Ответь на вопросы, а затем соединительной линией точки на рисунке в том порядке, в котором выстроились цифры в ответах. Ответь на вопрос, что получилось на рисунке?_____________________________________________________________

 

 

Сколько групп инструментов в симфоническом оркестре? _________________

Какое круглое число близко к количеству симфоний, написанных Гайдном? ____________

Сколько сонат для фортепиано он написал? _______________

Сколько приблизительно им написано квартетов? ________________

Сколько тем во II части симфонии ми-бемоль мажор? _____________

Сколько частей в сонате ре мажор? _____________

Какая часть симфонии № 103 написана в сонатной форме? _________________

Сколько частей в симфонии ми-бемоль мажор? ______________

В каком веке сформировался жанр классической симфонии? ______________

Сколько «Лондонских» симфоний написал Гайдн? _______________

В каком году родился великий австрийский композитор? _______________

В каком году он поступил на службу к князю Эстергази? ______________

Когда были написаны «Парижские» симфонии? ________________

Сколько «Парижских» симфоний создал Гайдн? ________________

В каком году окончилась служба у князя Эстергази? _______________

В каком году скончался Гайдн? Сколько ораторий написано композитором? ____________

 

Вопрос 5. Заполни пропуски в предложениях и подчеркни правильные ответы:

1.    Сонатная форма состоит из а) 7, б) 3, в) 5 разделов.

2.    Их названия — ________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

 

3.    В первом разделе обычно звучат а) 1, б) 2, в) 4 темы.

4.    Они называются ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5.    Во втором разделе сонатной формы: а) темы буквально повторяются; б) темы звучат с изменениями в разных тональностях; в) все темы новые.

6.    В третьем разделе сонатной формы: а) все темы первого раздела звучат в основной тональности; б) повторяется одна тема первого раздела; в) звучат только новые темы.

 

Задание 6. Нарисуй заново испорченную горе-теоретиком схему сонатной формы:

Кода

Разработка

Реприза

Экспозиция Вступление
Самост. тема Поб. тема Св. тема Закл. тема Гл. тема Поб. тема Св. тема Закл. тема Гл. тема Все темы беспорядочно звучат в различных тональностях Все темы развива­ются
                     

 

 
 

 

Задание 7. Составь вопросы к кроссворду:

                        8д   9э    
                    6р   о   к    
                5м   е   м   с    
                е   п   и   п    
    1с           н   10р о н д о    
    о   3п   7п   у   и   а   з    
    н   а   о   э   з   н   и    
  2р а з р а б о т к а   т   ц    
    т   а   о           а   и    
4ф и н а л   ч               я    
    а   л   н   13г                
    я   е   12а л л е г р о        
        л   я   а                
        ь       в                
        н       н                
  11к о д а       а                
        я       я                

 

По горизонтали:

2. _______________________________________________________________________.

4. _______________________________________________________________________.

10.______________________________________________________________________.

11. ______________________________________________________________________.

12.______________________________________________________________________.      

По вертикали:

1. ________________________________________________________________________.

3. _______________________________________________________________________.

5. _______________________________________________________________________.

6. _______________________________________________________________________.

7. _______________________________________________________________________.

8._______________________________________________________________________.

9. _______________________________________________________________________.

13. ______________________________________________________________________.

Задание 8. Реши филворд, используя ответы на вопросы.

1. Произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

2. Произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

3. Танец, который иногда вставляется между сарабандой и жигой. _

4. Третья часть в классической симфонии.

5. Последняя часть сонаты или симфонии.

6. Тема в сонатной форме, звучит в экспозиции в основной тональности.

7. Тема экспозиции, в которой совершается модуляция.

8. Тема, которая звучит в экспозиции в тональности доминанты или параллельной тональности.

9. Тема, которая завершает экспозицию.

10. Дополнительный раздел, с которого может начаться сонатная форма.

11. Дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность.

12. Первый раздел сонатной формы.

13. Раздел сонатной формы, в котором происходит развитие основных тем экспозиции. _ 14. Заключительный раздел сонатной формы.

Р А С К Е Р З А К Л Ю
В З С О Н Ц Л Е Т И Ч
С Р А Б А О Ь С В Я З
Т У П О Т Г Н П Я А У
Э К Л Т А Л А О Р Щ Ю
Я С Е К А А Я Б Е И З
И П Н М Е В К О П Р А
Ц О И У Н Н О Ч Н А Я
И З Е Э Т А Д С И М Ф
Ф И Н А Л Я А Я И Н О

 

Задание 9. Вспомни, что общего между сонатой и симфонией и чем они отличаются. выпиши общие черты в левой колонке, а различия – в правой.



Общее

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Различное

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________


 

Задание 10. Исправь неправильные утверждения:

1. Финалом называется вторая часть сонаты или симфонии. _______________________

2.Связующая тема находится между заключительной и побочной темами. ___________________________________________________________________________

3.Сонатная форма состоит из экспозиции, разработки и рондо. __________________________________________________________________________

4. Менуэтом называется I часть симфонии. _______________________________________

5. Классическая соната — пятичастное произведение._______________________________

6. Средний раздел сонатной формы называется «трио». _____________________________

7.Финал классической сонаты пишется обычно в медленном темпе.  __________________________________________________________________________

8. I часть классической симфонии имеет куплетную форму.___________________________

9.Главная тема сонатной формы пишется в тональности доминанты.___________________________________________________________________________

10. В репризе сонатной формы главная и побочная темы излагаются в разных тональностях. _______________________________________________________________________

11. II часть сонаты — самая быстрая. ___________________________________________

 

 


Раздел третий


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1378; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь