Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III . Указатель имён к биографии И.С.Баха
Бах Иоганн Кристоф — 1641 г. рождения — брат И.С. В детстве обучался у отца (скрипка, клавесин). В юности занимался у знаменитого органиста Пахельбеля. С 19-ти лет занял самостоятельное место церковного органиста в г. Ордруффе. В 1695 г. принял в семью осиротевшего брата И.С. и обеспечивал его общее и музыкальное образование. Отношение его с Иоганном Себастьяном были сложными, т.к. он оказался не способным понять степень одарённости младшего брата и тормозил его развитие, что приводило к конфликтам (случай с тайным списыванием нот). Бах Вильгельм Фридеман (1710-1784) — старший сын и ученик И.С. Баха, композитор и органист, был широко известен уже при жизни. Бах Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) — второй сын и ученик И.С. Изучал юриспруденцию, был придворным музыкантом у короля Фридриха II (получил прозвище Баха «берлинского»). Был известен и как композитор, и как клавесинист. Бах Иоганн Кристоф Фридрих (1723-1795) — четвёртый сын и ученик Баха. Был клавесинистом и композитором, хотя в известности братьям уступал. Бах Иоганн Христиан (1735-1782) — младший сын и ученик И.С. Баха. Был известен как композитор и пианист. Принято было называть его «миланским» (т.к. он был на службе в Милане — органист Миланского собора с1760 по 1762 гг., занимался в Болонье с падре Мартини) и «лондонским» (т.к. был на придворной службе в Лондоне у короля Великобритании с 1762 по 1782 гг, именно там встречался и творчески общался с юным Моцартом). И.Х.Бах — автор 11 опер, 50 симфоний, 37 концертов, фортепианных сонат и т.д. Букстехуде (1637-9. V .1707, г. Любек) — известный немецкий органист. С 1668 г. служил в Любеке. С 1673 г. организовал регулярные вечерние концерты по воскресеньям. Прославился как эмоциональный, яркий импровизатор с богатой фантазией. В своём исполнении сочетал строгость полифонических приёмов с концертной яркостью. Ему в равной степени удавались образы и лирические, и драматические. Общение с ним молодого И.С. Баха было для последнего своеобразной школой мастерства. Пахелъбелъ (1653-1706) — известный немецкий органист. С 1677 по 1678 гг. жил в Эйзенахе, был дружен с отцом И.С. и учил его старшего брата Иоганна Кристофа. Луи Маршан (1669-1732) — известный французский музыкант: композитор, исполнитель-виртуоз на клавесине, органе. Был органистом в соборах Парижа, а с 1706 по 1716 гг. органистом королевской капеллы в Версале. В 1717 г. встречался с И.С. Бахом в Дрездене. IV . Основные сочинения: Бахом создано более 1000 произведений. Их можно разделить на три сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную, причем светские произведения, созданные композитором, мало отличаются по стилю от церковных. Произведения: • «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат»; • Месса си минор («Высокая месса»); • 199 кантат, среди них: «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»; • Бранденбургские концерты; • увертюры-сюиты; • концерты для инструментов с оркестром: для скрипки, для клавесина; • камерные ансамбли; • сочинения для органа; • концерты; • прелюдии, фуги; • фантазии, токкаты с фугами; • хоралы, хоральные вариации; • сочинения для клавесина: двухголосные инвенции, трёхголосные симфонии-инвенции, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», Хроматическая фантазия и фуга, французские сюиты, английские сюиты, «Хорошо темперированный клавир», партиты; • «Итальянский концерт»; • Две нотные тетради Анны Магдалены Бах; • «Искусство фуги» (1749-1750); • сонаты и партиты для скрипки соло, сонаты для виолончели соло; • арии, каноны. V . Выполни задания: Задание 1. Заполни пропуски в предложениях. 1. И. С. Бах — великий _________________ композитор 1-й половины______ века. 2. Он является одним из ярчайших представителей стиля ______________________ в музыке. 3. Его творчество — это вершина развития_______________________ многоголосия. 4. И. С. Бах всю жизнь прожил в_________________________ и никогда не выезжал за пределы своей страны. 5. Большая часть жизни композитора была неразрывно связана с________________ , где он служил церковным ___________________________. 6. Он писал музыку во всех существовавших тогда жанрах, кроме ______________.
Задание 2. Из расшифрованного ключворда выпиши названия музыкальных произведений, представленные в творчестве И. С. Баха. Составь слово из выделенных букв, и ты узнаешь, в каком жанре Бах никогда не сочинял музыку.
Задание 3. Вооружись цветными карандашами и соверши путешествие по городам Германии, связанным с именем И. С. Баха. Для этого закрась одинаковым цветом кружок с названием города на карте и кружок с соответствующим утверждением в задании. О — Город, и котором родился великий композитор. О — Город, в котором служил органистом старший брат Баха. О — В этом городе 16-летний Иоганн начал самостоятельную жизнь. О — Сюда Бах несколько раз совершал путешествия, чтобы послушать знаменитого органиста Рейнкена, побывать на оперных спектаклях. О — Город, где Бах заслушивался игрой прославленного органиста Букстехуде. О — Города, в которых молодой Иоганн Себастьян служил церковным органистом после окончания школы Св. Михаила. О — Здесь Бах создал свои лучшие произведения для органа. О — Сюда композитор переехал в 1717 голу. В этом городе были написаны многие известные сочинения для клавира. О — Город, в котором не состоялось состязание Баха с французским клавесинистом и органистом Луи Маршаном. О — Здесь Бах прожил до конца своих дней.
Задание 4. Отгадай филворд и из оставшихся букв составь слово. Веймар, евангелист, жига, мануал, менуэт, орган, ручей, Скарлатти, фуга, хорал, цитра, Эйзенах, опера.
_____________________________
Задание 5. Заполни пропуски в предложениях. 1. Прелюдия и фуга — это ______________________ цикл. 2. Прелюдия играет роль ___________________________ к фуге. 3. Слово «фуга» в переводе с латинского языка означает 4. Прелюдию и фугу объединяет общая _________________________________. 5. Прелюдия пишется в________________ форме, а фуга — но строгим правилам. 6. Фуга всегда начинается с одноголосного проведения___________ ___________. 7. Противосложение — это мелодия, которая _______________________________________________________________________. 8.Имитация темы в тональности доминанты или субдоминанты называется _________________________________. 9. Построение между проведениями темы называется ________________________. 10. Обычно фуга состоит из трех разделов: __________________________, ________________________ и ___________________________. 11. Музыкальный строй, в котором октава делится на двенадцать равных полутонов, называется_______________________________ ______________________________. 12. Бах сочинил_ тома из_______ прелюдий и фуг и назвал их «_____________________________________________________________________». 13. Первый том из _____ прелюдий и фуг композитор написал в городе __________________, а второй том — в городе __________________________. 14. Прелюдии и фуги каждого тома расположены в определенном порядке — по _________________________________________.
Задание 6. Трубадуры сочинили куплеты-загадки, спрятав в них термины: канон, тема, противосложение, интермедия, имитация. Вставь подходящие по смыслу слова: И фугу, и инвенцию Роднит одна проблема: В основе каждой пьесы Лежит, конечно, ____________. А голос — продолжение — Есть _______________________. Если в разных голосах Тема повторяется, Это _________________________ Научно называется. Темы нет, она молчит — _____________________________ звучит. Первый голос запевает, А второй все повторяет И пытается догнать. Чтоб однажды первым стать. Этот странный марафон Называется _____________.
Задание 7. Закрась клеточки с номерами правильных утверждений красным цветом, а клеточки с номерами неправильных утверждений - синим, и ты получишь оценку за задание. 1. Слово «имитация» в переводе с латинского языка означает «подражание». 2. Инвенции и симфонии написаны в педагогических целях. 3. В основе развития инвенции лежит имитация. 4. Бах сочинил 15 двухголосных инвенций. 5. Симфонии Баха написаны для симфонического оркестра, в. Слово «инвенция» в переводе с латинского языка означает «созвучие, согласие». 7. Фуга начинается с одноголосного проведения темы. 8. Непрерывная имитация называется канонической или просто каноном. 9. Все инвенции обязательно начинаются с проведения темы. 10. Слово «канон» в переводе с латинского означает «бег». 11. В «Хорошо темперированном клавире» прелюдии и фуги расположены по квинтовому кругу. 12. В темперированном строе октава разделена на 12 равных полутонов. 13. Прелюдию и фугу объединяет одна тональность. 14. В интермедиях фуги пет полного проведения темы. 15. Мелодия, которая звучит одновременно с темой в другом голосе, называется противосложением.
Задание 8. Раскрась квадратики цветными карандашами так, чтобы получилось название танцев из Французской сюиты до минор И. С. Баха. Выпиши дополнительный танец, который звучит в сюите:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ - ________________________________.
Задание 9. В каждом предложении найди и вычеркни слово или название, которое является «третьим лишним»: 1. Композитор, органист, балетмейстер. 2. Веймар, Берлин, Лейпциг. 3. Токката, прелюдия, фуга. 4. Сюита, интермедия, противосложение. 5. Аллеманда, инвенция, сарабанда. 6. Пассионы, мессы, симфонии. 7. Кантата, менуэт, жига. 8. Пассакалья, хоральная прелюдия, Хроматическая фантазия.
Задание 10. Отметь правильные утверждения знаком «+», а неправильные – знаком «-». 1. Нетанцевальные части сюиты — инвенция» фуга, концерт. 2. Сарабанда — старинный испанский танец. 3. Последняя часть мессы называется «Credo» («Верую»). 4. Классическая сюита состоит из трех частей. 5. «Страсти по Матфею» написаны на латинский текст. 6. У каждой части сюиты есть своя тональность. 7. Мессу си минор исполняют солисты, хор, оркестр и орган. 8. Французские и Английские сюиты Бах сочинил для скрипки. 9. «Страсти по Матфею» состоят из пяти частей. 10. Куранта — второй танец сюиты. 11. Ария альта, передающая чувства раскаявшегося Петра, звучит в Мессе си минор. 12. Итальянский концерт предназначен для клавира solo. 13. Месса си минор написана на немецкий текст. 14. Бах никогда не сочинял музыку для виолончели. 15. Все части сюиты звучат в одном темпе. 16. Сыновья Баха — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан, Иоганн Кристоф Фридрих — стали известными композиторами. 17. Страсти, или пассионы, — ежедневное церковное богослужение. 18. Инвенция — виртуозная концертная пьеса. 19. Хроматическая фантазия и фуга написана для обучения игре на органе сыновей Баха. 20. Хоральная прелюдия — это учебная пьеса для клавира. 21. Бах писал много церковной музыки. 22. Композитор побывал с концертами в разных странах, исполняя свои произведения. 23. Бах сочинил много опер. 24. В наше время музыка композитора совсем не звучит на концертной эстраде.
Раздел второй Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы