Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реконструкция древнеегипетской мистерииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Глава 1 Древнеегипетская мифология и повесть Пола Гэллико "Томасина" Введение Предлагаемый нами путь изучения культуры Древнего Египта не претендует на универсализм. Это только один из вариантов. Один из основных принципов, который мы предлагаем - исследование далекой культуры с помощью современных художественных произведений неомифологического направления. Этот принцип может быть применен для изучения любой, не только египетской, культуры. Второй предлагаемый нами метод - глубокое погружение - хорошо известен современной педагогической науке и практике. Третий - игра в театр, знаком педагогами, вероятно, менее всего. Ибо мы предлагаем не создание театральной иллюстрации к теме, а подходы более сложные и глубокие. Работая над темой, ученики окажутся историками-исследователями, драматургами, художниками, музыкантами, а уж только потом - актерами. И при том актерами не совсем обычного театра, не только сегодняшнего, но того, далекого, храмового, мистериального, который бытовал в Древнем Египте. Вполне возможно, что кому-то из учителей покажется не возможным и не целесообразным пройти по предложенной нами дороге от начала до конца. Ведь школьный курс МХК рассчитан на очень ограниченное количество часов, а наша программа требует и урочной и внеурочной деятельности. Но какие-то отрезки пути могут показаться интересными. Можно ведь использовать не всю предлагаемую разработку, а ее фрагменты: отдельные подходы, методики, мысли, упражнения. Чужая мысль подталкивает к рождению и развитию своей, новой. Этим и прекрасен диалог. Именно на такой диалог с читателем и рассчитана эта работа.
Рождение идеи Древний Египет отделен от нас не столько веками и пространством, сколько содержанием и символами культуры. Египетская роспись с неестественно вывернутыми плечами и бедрами человеческих фигур, тайна имен, гигантские пирамиды и равнодушные сфинксы могут пугать, восхищать, но вряд ли покажутся многим родными и близкими. Однако живой диалог культур не возможен вне ощущения близости тем, созвучия современным духовным запросам и поискам. Как перекинуть мостик из таинственного Египта в наше время? Как заинтересовать детей той далекой и загадочной культурой? Вот те вопросы, которые неминуемо встают перед вдумчивым учителем. Один из вариантов предлагает нам современный американский писатель Пол Гэллико, написавший мудрую повесть - сказку "Томасина". Героиня этой истории - рыжая кошка, которая, очнувшись после тяжелой болезни, вспоминает о том, как была когда-то богиней Баст в Древнем Египте. Философская притча Пола Гэллико рассказывает о том, как неразделимо все живое, как тесно связаны между собой человек и природа, как необходимо милосердие. Он ищет и находит зачатки идеи милосердия в сумрачной восточной религии, он показывает, как духовные искания язычества венчаются открытием христианства. На уроках, посвященных египетской культуре, мы прошли вместе с героями "Томасины" путь вглубь веков и обратно, соединив для себя с помощью американского писателя два таких разных мира. Задача, которую мы поставили перед собой в начале пути казалась фантастической и невыполнимой. Мы будем ставить спектакль по повести Пола Гэллико. Мы сами напишем инсценировку, сами сделаем костюмы и декорации. Сами подберем подходящее музыкальное оформление. Педагогический расчет был прост. Во-первых, невероятная задача рождает азарт. А во-вторых, создание спектакля позволит провести детей через разнообразные виды работы, которые актуализируют и закрепят полученные знания. Много места будет уделено самостоятельной научной работе. Выяснить и усвоить сведения из истории египетской культуры прийдется не "вообще", а для того, чтобы применить в практической работе. Усвоить структуру, образную систему и проблематику египетского мифа нужно будет для грамотного построения инсценировки. Особенности египетского изобразительного искусства пройдут непосредственно через наши собственные руки, когда мы будем изготавливать костюмы и декорации. А участниками египетских обрядов и праздников станем мы сами.
Знакомство с текстом Повесть Пола Гэллико “Томасина” мы читали, в основном, дома. Но были отрывки, с текстом которых работали в классе. Часть 1, главка 2; часть 2, главки 11 и 14; часть третья, главки 17 и 19, часть 4, главка 23 и 25; часть 5, главка 27. Это те главки, где Томасина вспоминает и рассказывает о своем египетском происхождении и божественном могуществе. Читая эти главы, мы прежде всего выписали имена всех египетских Богов, которые там встречаются, а так же непонятные слова и названия, и еще даты, которые называет Томасина. Получилось следующее: Баст, Ра, Хатхор, Нут, Исида, Осирис, Птах, Анубис, Хонсу, Гор, Апоп, Атум, Амон-Ра. Кимвалы, Книга Мертвых, Река Тьмы, Ка. 1957 год до нашей эры. Мы узнали, что в храме Баст служили 12 жриц. Баст - владычица небес, воплощение веселья и силы. Ее глаза - звезды и молнии, ее рычание - гром небесный, ее хвост - лестница на небо. Она умеет ткать человеческие судьбы и воплощается в своего отца Ра. Она повелевает стихиями. Она бессмертна: временами загадочное "Ка" покидает ее тело, а потом снова возвращается в него. Теперь на наших столах появились мифологические словари. Разбившись на рабочие пары или тройки, ученики искали в них сведения о богах и явлениях, которые упоминает Томасина. Результаты изысканий докладывались всему классу. При этом всплывали новые непонятные слова и явления, объяснения которых снова приходилось искать в мифологическом словаре или в других источниках. Так, например, выяснилось, что центром культа Баст был город Бубаст (или Бубастис), где проходили ежегодные праздники, посвященные богине. Но что это были за праздники? Оказалось, что описание их есть у Геродота. А отрывок из этого описания приводится в книге И. В. Рака "Мифы древнего Египта". Однако Геродот описывает только то, что происходит в первой части праздника, на берегу Нила и на храмовой площади. Что происходит внутри храма, ему, разумеется, не известно. Ведь туда путь чужестранцу закрыт. И тут нам на помощи приходят исследования М. Э. Матье и П. Монте, в которых подробно описывается структура древнеегипетской мистерии и приводятся красочные примеры. Из этих книг мы узнаем очень важную вещь: текст гимна, посвященного божеству, храмовая роспись и мистериальные действия идентичны. Слова, рисунки и действия являются параллельными текстами повествования. Каждый из этих текстов магичен. И магия одного усиливает магию другого. Наиболее магично произнесение текста, соединенное с действием. Но люди не могут совершать мистериальный обряд беспрерывно. Поэтому настенный рисунок и настенный текст - постоянно действующий эквивалент живого обряда. Что дает нам это открытие? Ключ к реконструкции обряда. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы