Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сцена 12. Египет. Храм Баст



       Баст идет вокруг храмового зала. Вокруг нее возобновляется хоровод.

 

Хор:

Ведь ты владычица гимнов,

Повелительница книг,

Великая обладательница знаний,

Хозяйка дома писцов.

       (Следующая строфа сопровождается сольным танцем Баст.)

Хор:

Ты владычица венков, повелительница хороводов,

Владычица беспредельного опьянения,

Мы ликуем перед тобой, мы играем тебе,

И твое сердце радуется тому, что совершаем мы для тебя.

       (Во время последней строфы танец ускоряется до пределов возможного и в конце Баст кидается к ногам Ра.)

Хор:

Мы радуемся величеству твоему каждый день,

Сердце твое ликует, когда внимаешь ты нашим песням.

Мы радуемся, глядя на тебя каждый день, каждый день,

И наши сердца ликуют при виде тебя.

 

       Стоп-кадр. Все замерли на несколько секунд. А затем начинается превращение. Лори и Мери снимают жреческие маски. Танцоры исполняют тот же танец, который они танцевали в самой первой египетской сцене. На заднем плане мир преображается. Убранство храма исчезает и появляется комната Мери-Руа.

 

Сцена 13. Пробуждение второе. Шотландия. Комната Мери-Руа.

       На диванчике лежит Томасина. Около нее Мери-Руа. Рядом стоят Лори, Эндрю Макдьюи, Энгус Пэдди и мисс Маккензи. Все смотрят на кошку. Томасина чихает и вздрагивает, открывает глаза.

 

Мери: Томасина! Томасина!

       (Томасина оглядывается, трется о Мери, встает.)

Томасина: Неужели я не богиня?

       (Дети пожимают плечами.)

Томасина: Я не богиня?

       (Дети отрицательно качают головами.)

Томасина: Старые боги умерли или утратили силу? Что за голос шептал мне: “Томасина, Томасина, иди домой, иди к Мери-Руа”? Это ты? (Оборачивается к Энгусу Пэдди. Он отрицательно качает головой и кивает в сторону Лори. Эндрю Макдьюи перехватывает этот взгляд. Смотрит на Лори и целует ей руку.) Я, богиня, пришла служить рыжей веснушчатой девчонке. Я пришла домой!

Дети: Домой! Домой!

Мисс Маккензи: Кхе-кхе! Пора пить молоко. Всем пора пить молоко.

Дети: Ура! Молоко!

Мисс Маккензи: Мери-Руа! Томасина! Твое блюдце уже на столе.

 

Конец.

Приложения к первой части

 

Приложение 1

Фрагменты статей из Мифологического словаря[1]

 

БАСТ, в египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное Б.— кошка. Изображали Б. в виде женщины с головой кошки, атрибут Б.— музыкальный инструмент систр. Центр её культа, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) (10— 8 вв. до н. э.),— Бубастис. Сын Б.— Махес. Иногда Б. считали женой Птаха, Б. отождествляли с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Уто, Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с зтим Б. также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Б., сопровождавшихся пением в. плясками. Древние греки отождествляли Б. с Артемидой.[2]

 

МУТ (“мать”), в египетской мифологии богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась “владычицей озера Ашеру” около Фив, на берегу которого стоял её храм. Изображалась в виде женщины. Священное животное М.— корова. Имя М. писали иероглифом коршуна, который читался “мут”. Эпитет М.— “мать матерей”. М. сближалась с различными богинями-матерями — Нехбет, Уто, Нут и др. Так как Амон отождествлялся с Птахом, на М. были перенесены образ и функции жены Птаха богини-львицы Сехмет (много львиноголовых статуи Сехмет стояло в фивском храме М.). Отождествляли М. и с другими богинями-львицами — Хатор, Тефнут, Мехит, с кошкой Баст. Поскольку Амон был объединен в единый образ с Ра, М. иногда называли Райт (“жена Ра”). [3]                   

 

СЕХМЕТ, С а х м е т, С о х м е т (“могучая”), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца. Священное животное С. львица. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Центр культа С.— Мемфис, её почитание было распространено во всём Египте. С.— дочь Ра (его грозное Око), жена Птаха, мать Нефертума. С. уничтожает врагов Ра и Осириса (Сета, Апопа и др.), в мифе о наказании Ра человеческого рода за грехи она истребляет людей. Вместе с Уто и Нехбет (с которыми ее отождествляли) С. охраняет фараона. Находясь рядом с ним во время битвы, она повергает врагов к его ногам. Её вид наводит ужас на противника, а пламя её дыхания уничтожает всё. Обладая магической силой, С. может убить человека, напустить на него болезнь. Вместе с тем С.— богиня-целительница. Она покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. С. очень рано была отождествлена с Тефнут и Хатор, отождествлялась с Мут, Баст, а также со многими богинями-львицами (Менкерот, Мент, Менхит, Шесемтет и др.), иногда с Астартой (Иштар).   

 

СЕШАТ (женский род от “сеш”, “писец”), в египетской мифологии богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной звездой на голове. Почитание С. зародилось в Саисе, но центром её культа стал Гермополь. С.— глава “дома жизни”, т. е. собрания рукописей, архива, на листьях дерева “шед” (её фетиша) она записывает годы жизни и правления фараона, ведает искусством счёта (главным образом подсчёта военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствует строительным работам. Поскольку день рождения С. праздновался в один день с днём рождения Мафдет, возможно, С. считалась её сестрой-близнецом. С. нередко выступала как ипостась Мафдет, Тефнут, Рат-тауи, Нефтиды.[4]

 

ТЕФНУТ, в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Её земное воплощение— львица. Центр культа Т.— Гелиополь, согласно гелиопольскому мифу, Т. и ее муж Шу — первая пара богов-близнецов, порождённых Атумом (Ра-Атумом). Их дети — Геб и Нут. Иногда Т. называют женой Птаха. Т.— также дочь Ра, его любимое Око. Когда Ра утром всходит над горизонтом, Т. огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Т. отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Ипостасью Т. являлась богиня пламени Упес, Другой её ипостасью нередко выступает богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Т.— Око Ра, рассорившись со своим отцом, царствовавшим в Египте, удалилась в Нубию, в область Бугем (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе Ра, пославшего за ней Тота и Шу (в другом варианте — Онуриса), которые в образе павианов песнями и танцами завлекали её в Египет, вернулась обратно. Приход Т. из Нубии и последовавшее за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Т. отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет к и другими богинями-львицами (Менхит, Мент), почитавшимися в Египте.[5]

 

ХАТОР. X а т х о p (“дом Гора”, т. е. “небо”), в египетскои мифологии богиня неба. Â древнейший период почиталась как небесная корова, родившая солнце. В последствии изображалась женщиной с рогами и иногда ушами коровы, но в некоторых местностях сохранила облик коровы (ср. одну из ипостасей X.— корову Мехурет). Фетиши X.— столб, увенчанный двуликой головой X. с коровьими ушами (в ранний период - головой коровы), и малахит. Центр культа X. - город Дендера (ее эпитет — “владычица Дендеры”), но её почитание было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае. X. - жена Гора Бехдетского, мать Гора-Сематауи (в Мемфисе иногда ее мужем называли Птаха). С X. отождествляли Ихет, Мут, Нут.. С возвышением культа Ра X. стала считаться его дочерью, солнечным Оком, она отождествляется с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почитается и образяе львицы. В этом качестве X. занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор). Как и Гор, X. охраняет фараона, дарует плодородие, выступает как богиня-мать. С X. связан культ деревьев - финиковой пальмы, сикоморы (их образ она принимала). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, X. поит души умерших живительной влагой. С Х. отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат. X. почиталась также как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых ее эпитетов — “золотая”. В Дендере сыном X. и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи. Древние греки отождествляли X. с Афродитой. X. связана с заупокойным культом, она вместе с богиней Таурт встречает умерших на пороге подземного царства. Как “владычица прекрасного запада” в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период X. отождествлялась с Исидой. С X. также отождествлялись Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.[6]

Р. И. Рубинштейн.

 

Приложение 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь