Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сценарии театрализованных маршрутов по древнему Египту ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Маршруты проектной деятельности (словарь, виртуальный музей, Египетский зал ГМИИ)
Шкурлятьева Марина Леонидовна
Тема “Древний Египет” неисчерпаема, как, впрочем, любая тема по мировой художественной культуре. Стоит начать “копать” в заданном направлении, как понимаешь, что углубляться можно бесконечно: море книг, энциклопедий, не говоря уже об огромном количестве новых учебных пособий. А есть еще публикации в журналах (“Гео”, “Огонек”, “Юный художник” и т.д.), учебные видеофильмы, CD-ROM, сайты в Internet, в конце концов. И как все это вместить в урок? В 45 минут? Может быть, учителю переработать все, всю эту гору материала, самому, “сделать выжимки” и “в клюве” принести ученику? Не оценит… Ученик, выросший на компьютерных играх, на TV-клипах, 45-минутную лекцию не воспримет как подарок. От такой лекции больше всего проку будет, пожалуй, для самого учителя, который в процессе ее подготовки развивается, самосовершенствуется. Чтобы реально заинтересовать ученика, нужно подвигнуть его самостоятельно добывать информацию. Именно в этом основная задача. Проектные формы работы, метод проектной деятельности – лучшее, на мой взгляд, из имеющихся на сегодняшний день педагогических средств для развития коммуникативных и медиаобразовательных навыков учащихся. Что же такое проект? Это самостоятельная творческая работа, обязательно практически значимая. В данном конкретном случае – работа, связанная с поиском и обработкой информации по теме “Древний Египет”. Проектную деятельность можно разбить на следующие этапы: - выбор темы - поиск информации - обработка информации - представление информации в определенном виде (например, в виде текста, фоторепортажа, любительского видеофильма, компьютерного продукта (презентации, гипертекста, Web-странички) - защита проекта (в классе, на конференции и т.д.)
Проект – это коллективное творческое дело. Принципиальное его отличие от обычного урока заключается в том, что ученики здесь играют активную роль, а учитель выступает в качестве координатора. Приведу примеры некоторых опробованных проектов. 1. “Создаем словарь” Учитель заготавливает 25-30 карточек со словами по теме “Древний Египет”. Каждому участнику проекта выдается слово из будущего словаря. Задание: подготовить страницу (формат А-4) информации. Страница может быть представлена как в печатном, так и в рукописном виде, могут быть использованы рисунки. Единственный запрет – нельзя просто сделать копию с готового издания (коллаж – можно). Момент творчества обязателен! И, конечно, обязательны ссылки на использованные источники информации.
На уроке каждый делает презентацию своей статьи. Затем все статьи складываются в алфавитном порядке. Кому-то поручается сделать обложку. Можно воспользоваться готовой папкой-скоросшивателем с файлами для того, чтобы придать вашему “экспресс-словарю” эстетичный вид. Защиту проекта лучше всего организовать в виде игры (с присутствием “писцов”, “жрецов” и т. д.). На презентацию каждой страницы отводится по 1 минуте. Полученный глоссарий можно затем оформить в виде компьютерной базы данных. То есть продолжением может стать новый компьютерный проект: малая группа берется за создание словаря в формате гипертекста. Вот примеры слов для словаря: “Аида”, Аменемхет, Аменхотеп, Амон, Амон-Ра, Анубис, Атон, бальзамирование, Баст, Джосер, животные священные, жрец, иероглифы, Исида, Ка, Клеопатра, мумия, Нефертити, Нил, Осирис, папирус, пирамида, Ра, саркофаг, Сетх, скарабей, Тот, Тутанхамон, фараон, Хемиуп, Хеопс, Шампольон, Эхнатон.
Виртуальный музей” Экспонатом в нашем музее может быть все, что угодно, любая вешь, связанная с темой “Древний Египет”. У каждого ученика дома найдется что-то интересное, особенно сейчас, когда поездки в страну пирамид стали частым явлением. Дети приносят очень интересные фотографии, марки, статуэтки, сувениры… Конечно, ученику трудно расстаться со всем этим навсегда. Да это и не нужно, ведь задуманный нами музей – виртуальный. Задача учителя – организовать фотосъемку и сканирование графических материалов. Таким образом, в “музей” попадают файлы “экспонатов”, а сами экспонаты остаются у своих хозяев. Итак, нам необходим компьютер, сканер и цифровая фотокамера. Без последней вполне можно обойтись. Можно фотографировать на обычный фотоаппарат, а фотографии сканировать. Совсем не обязательно, чтобы учитель сам сидел за компьютером. Выявите детей, у который дома есть необходимая техника. Вовлеките в проект учителя информатики, родителей. Иными словами, организуйте и координируйте. Готовый компьютерный продукт можно демонстрировать и хранить на любом школьном компьютере. Уж один-то компьютер найдется практически в любой школе. В конце концов, для демонстрации готового проекта можно организовать поход “в гости” к компьютеру (например, в кабинет информатики) или организовать “конференцию” в классе с надлежащей техникой. Можно воспользоваться ноутбуком.
Работа по проектам помогает “погрузиться”, “окунуться” в тему. Однако ничто не способно заменить общения с “живым” искусством. Если вы живете в Москве – нельзя изучать культуру Древнего Египта, не посетив египетский зал ГМИИ им.Пушкина, где собрана уникальная коллекция подлинников. В музее можно заказать экскурсию (заранее!), но гораздо более эффективным представляется самостоятельное прохождение учащимися маршрута, разработанного для них учителем.[24] По правилам музея, в египетском зале экскурсию могут проводить только штатные сотрудники. Поэтому учитель опять оказывается в роли координатора. Первая задача – организовать выездное занятие в музее. Для этого необходимо войти в контакт с классным руководителем, родителями. Учитель должен заранее выяснить, нет ли каких-либо изменений в работе музея (например, в связи с концертами), открыты ли в намеченный день нужные вам залы (там могут проходить целевые экскурсии, временные экспозиции, ремонт). Перед посещением музея каждому ученику выдается распечатанный маршрутный лист с творческими заданиями. По окончании занятия листы сдаются учителю для проверки. В качестве примера приведу один из маршрутных листов:
Маршрутный лист (самостоятельная работа в ГМИИ им.Пушкина по теме “Древний Египет”)
1. На ступеньках музея - чьи имена мы видим на мемориальных досках у входа в музей? - к какому архитектурному ордеру относятся колонны при входе? 2. Вестибюль Обратите внимание на росписи и витражи “в древнеегипетском стиле”, колонны с капителями в виде распустившихся папирусов. Опишите или зарисуйте орнамент потолка. 3. Зал истории музея Рассмотрите стенд со старыми фотографиями “собрание египетских древностей”. Какой выдающийся русский ученый-востоковед собрал уникальную коллекцию древнеегипетских подлинников, ставших главными экспонатами музея? 4. Зал №1 “ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА” Подойдите к карте и стенду в глубине зала. Из аннотации выпишите периодизацию древнеегипетского искусства, имя фараона-реформаора. 5. Вопросы и задания по экспозиции зала - в виде каких животных сделаны старинные палетки? (витрина №1) - Где (в витрине №1 или №2) находятся сосуды, сделанные до изобретения гончарного круга? Как вы догадались? 6. Обязательно посмотрите следующие экспонаты, поставьте плюс или галочку в знак выполнения задания. Вставляйте, где надо, пропущенные имена и названия. Отметьте особым значком (звездочкой, восклицательным знаком) те экспонаты, которые произвели на вас самое сильное впечатление. Дополните, если надо, список. - глиняный сосуд с окаменевшей хлебной лепешкой - блюдо с изображением охотника - мумия жреца Хорха - мумии священных животных – сокола и кошки - папирус из “Книги мертвых” - сосуды-канопы с крышками в виде голов человека, павиана, шаала и сокола - саркофаги - рельеф из гробницы вельможи Иси - базальтовая статуя фараона Аменемхета III - деревянная скульптура (модель лодки, статуэтки писцов, фигурки ушебти) - статуэтки из черного эбонитового дерева (жреца Аменхотепа, жрицы Раннаи) - рельеф из гробницы с изображением плакальщиков - подголовники - бронзовое зеркало - ученические работы, формы для отливки иероглифов - туалетная ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках - скарабеи 7. Зал №3 “ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ И КОПТСКИЕ ТКАНИ” - рассмотрите внимательно погребальную пелену молодого мужчины. Трафаретом набит рисунок. Определите, какое божество сопровождает душу усопшего в зал судилища. - найдите и рассмотрите небольшой тканый медальон с изображением бога Нила. Как по-вашему, что символизирует рог изобилия в его руке? 1. Зал №25 (на втором этаже) “ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА” - найдите скульптуру Нила. Опишите ее.
А теперь – еще несколько рекомендаций учителю. Перед посещением музея, особенно если не Вы сами везете группу, проведите подробный инструктаж для детей и родителей, как найти музей. Семейное посещение музея может стать хорошей традицией, поскольку формирует базу для творческого общения в семье, сближает детей и родителей. Обязательно скажите полное название музея: Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина. Иначе может возникнуть путаница, так как в Москве несколько “Пушкинских музеев”. Желательно показать открытку или фотографию с видом музея. В противном случае дети, не бывавшие там прежде могут попасть в филиал музея – в раздел частных коллекций, который находится совсем рядом с основным зданием. Рекомендуйте детям взять на прокат плеер с записью экскурсии по египетскому залу. Обратите внимание детей на правила поведения в музее, особенно на то, что в залах нельзя пользоваться ручками – только карандашами. Пусть возьмут с собой пару карандашей для заполнения маршрутных листов. Выдайте каждому маршрутный лист и информацию о местоположении музея: Проезд: м. “Кропоткинская”, выход к Храму Христа Спасителя, далее через дорогу направо, здание с колоннами за большими елями. Часы работы: с 10-00 до 18-00 Выходной день – понедельник Стоимость билета – 20 рублей.
После посещения учащимися музея, целесообразно провести урок, посвященный разбору маршрута. Это и повторение, и рефлексия. На этом уроке можно использовать CD-ROM “Пушкинский музей”, что позволяет как бы вновь пройти весь маршрут, озвучить и прокомментировать то, что покажется нужным. Также можно использовать фрагменты фильма “Фараон” (реж. Ежи Ковалерович, Польша) или других фильмов с натурными съемками Египта. Теперь мы можем обсуждать с детьми тему “Древний Египет” на качественно новом уровне. Кроме того, у учителя появляется замечательная возможность делать связки с другими темами (ведь дети прошли по многим залам: путь в Зал истории музея лежит через Греческий зал, аллегорическая скульптура Нила находится среди римских статуй…). Дети своими ногами прошли по музею, у них в голове отложилась его структура, задуманная Цветаевым, отложилась идея многомерности искусства. И теперь каждый Ваш комментарий ложится на благоприятную почву – эмоциональную, личностно мотивированную.
СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ” Камбурова Л. А.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Современные дети: Критик Сомневающийся Правильная девочка Правильный мальчик Толстяк Боги: Атум Ра Осирис Исида Нефтида Сет Нут Нейт Тот Хапи Тефнут Шу Египтяне: Жрец Помощник жреца 1 -ый египтянин 2-ой египтянин 3-ий египтянин 4-египтянин Сети СЦЕНА 1 Входят современные детей, оживленно разговаривая между собой. Проходят на авансцену. Правильная девочка: Давайте в города поиграем! Правильный мальчик: А, что, если в египетские города? Наши-то города легко называть. Толстяк: Н, вот, ты и начинай, мне что-то ни один город на ум не приходит. Правильный мальчик: Ну, и пожалуйста. Гелиополь - по его имени названа девятка богов - гелиопольская. Теперь ты. ( Показывает на правильную девочку. ) Правильная девочка: Так, Гелиополь, - на "л". ( Подумав.) Луксор. Критик: Мне на "р". Розетта, там была найдена базальтовая плита, по которой Шампольон разгадал иероглифы. Правильный мальчик: На "а" - очень просто - Абидос. Правильная девочка: Абидос-с-с. ( Раздумывая.) Саккара. Критик: Аменхотеп. Правильная девочка ( смеется): Ну, и насмешил. Аменхотеп - это имя фараона, а не город. И его- то уже Эхнатоном называли, а город назывался Ахетатон. Критик: Как вы смеете спорить с великим Ра? Сомневающийся: Тоже мне Ра нашелся! Критик: Чем ты слушал в музее? Сомневающийся: Да, там об этом все было хорошо рассказано. Критик: Ничего хорошего я там не нашел! Все только причитают: "Ах, археологи, ах египтологи! Найдут какой - то черепок, сдуют с него пыль, поставят под стекло и радуются! Толстяк: В день экскурсии мама торт должна была испечь, а меня потащили в музей. Правильная девочка: Хорошо бы изучать Египет не в школе или музее, а попасть бы туда на самом деле и в древнее время. Правильный мальчик: Это вы все так говорите, пока до дела не дошло. А если бы вы взаправду туда попали. Критик: Ладно сказки рассказывать. Иди поищи других дураков. Сомневающийся: Может, это и на самом деле возможно? Правильная девочка: Я думаю, это действительно возможно. Правильный мальчик: Я где-то слышал, что есть дыра в земной коре и называется она "колодец времени". Критик: Да хватит ерунду придумывать. Правильный мальчик: Правда - правда. (Достает блокнот.) Согласно моим расчетам, это где-то поблизости. Тем более, по данным астрологов Юпитер сейчас находится в созвездии Льва. А лев - это сфинкс, а сфинкс - это фараон. Значит мы идем верным путем! Критик ( скептически ): Почему бы нам туда не отправиться? Правильный мальчик: А вот возмем и отправимся! Толстяк: А еда? Сомневающийся: А мне мама далеко от дома не разрешает отходить. Правильный мальчик: Да подожди ты. Я все рассчитал! Этот "колодец времени" находится прямо возле нашей школы. Правильная девочка: Побежали скорее. Сомневающийся: А в какой век мы попадем? Критик: Да ни в какой век мы не попадем. Провалимся, а там- лужа. Перепачкаемся только. Вот и все. Правильный мальчик: А вот поставим заслонку на нужной отметке, там века указаны, и окажемся в Египте, и где захотим. Правильная девочка ( мечтательно ): Хорошо бы в XIV веке до н.э., в эпоху Эхнатона и Нефертити. Правильный мальчик: Кто смелый? Шаг вперед. Сомневающийся: Я могу только до семи. Критик: Я не трус, пошли. Но мы ничего, кроме лягушек там не найдем. Толстяк: А там кормить будут? Правильный мальчик: А тебя мы и так не возмем, тебя не прокормишь. Правильная девочка: Мы тебе дадим важное задание. Держи заслонку на отметке XIV век до н.э. Тогда мы точно попадем в царство Эхнатона. Толстяк: Ну, ладно, чего ради друзей не сделаешь. Правильный мальчик. Только не уходи никуда, а то вместо Эхнатона попадем в лапы инквизиции. Критик: Давайте тогда скорее, ( глядя на часы ), а то мне еще на заседание совета лицея надо успеть. Сомневающийся: Ну, ладно, я пошел. Пока. (Уходит.) Дети подходят к колодцу. Правильный мальчик: Держи заслонку на отметке XIV век до н.э., только крепко. Дети спускаются в колодец. Из-за сцены слышен крик: "Илюша, иди ужинать!" Толстяк ( бросая заслонку ): Дружба дружбой, а свой живот ближе к телу. Да они, наверное, уже добрались до места. ( Убегает.) СЦЕНА 2 Ведущий: Давным - давно, много миллионов лет назад, на месте городов с их дворцами, храмами и оживленными рыночными площадями, где с утра до вечера не смолкали крики торговцев, наперебой расхваливающих свои товары, был Хаос - бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. Мрачное он представлял зрелище! Холодные воды Нуна были неподвижны. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царствовала тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун остававался неподивжным. Звучит музыка. Танцует группа девочек, изображая этот океан. Ведущий: Но однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась и на поверхности появился великий бог Атум. Атум ( громовым голосом ): Я существую! Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо моё могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов. Но кругом - одна вода, ни клочка суши. Горе мне! Внизу пенится водоворот. Он похож на разинутую пасть чудовища и хочет меня проглотить! (Приподнялся, воздел руки к небу и произнес заклинание. Раздался оглушительный грохот. Двое детей выносят стул, покрытый покрывалом, изображающий холм Бен-Бен.) Атум ( размышляя ): Конечно, сперва я создам других богов. Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет еще земли, на которой выросли бы трава и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай... Лучше я создам ветер! Без ветра океан снова замрет и останется навсегда неподвижным. И еще я создам богиню влаги - чтоб воды океана подчинились ей. Появляются Шу и Тефнут. Сгущается мрак, Шу и Тефнут уходят. Атум (в отчаянъи кричит): Шу ! Тефнут ! Где вы, дети мои ? Может быть, заблудились в океане, а может, еще хуже - погибли в бездне ? (Решительно) Я знаю, что мне делать: я пошлю свой глаз на поиски моих детей. (Вырвав глаз) Глаз мой ! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне. Глаз уходит. Атум садится на холм, горестно вздыхает. Атум (кричит ): О горе! Проходят дни за днями, а их все нет! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потярял своего сына Шу и дочь Тефнут, я вдобавок еще лишился глаза. Я создам новый глаз и помещу его еа место утерянного. Создает новый Глаз, прикрепляет его. Раздался шум шагов и голосов, все громче и громче.Входит Глаз, за ним - Шу и Тефнут. Атум (обнимает их, плача от радости): Шу! Тефнут! Как я счастлив, что вы вернулись! Глаз (в ярости, подскочив к Атуму): Что это значит ?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей ! Я сослужил тебе великую службу, а ты - и это благодарность! - ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне ! Атум: Не гневайся. Я помещу тебя на лоб. оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой. Глаз исчезает,вместо него змея - кобра, она раздула шею и шипит. Атум (взяв змею в руки): Я помещу тебя на лоб. Ты будешь называться урей. (Одевает корону) Смотри зорко вдаль, и если на моем пути. встретятся враги, испепели их своими лучами. Группа девочек изображает цветок лотоса, бутон раскрывается, оттуда выходит бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Стало светло. Шу: Я женился на Тефнут.У нас появилсь дети: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут(входят , обнявшись): Мы очень любили друг друга, поэтому сначала небо и земля были слиты воедино. Ра: Меня зовут Ра. Я - бог солнца. Как и другие солнечные божества, я воплощаюсь в образе сокола. Я участвую в загробном суде, даю тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробницы, чтобы увидеть меня. С возвышением V династии Древнего царства меня почитают как главного бога в эннеаде богов. Меня считают создателем мира и людей, отцом богов, отцом царя. Моя хранительница - огнедышащая змея Уто. Я правлю миром подобно царю. Со своей барки я вижу все, что делается на земле, разбираю жалобы. Исида: Меня зовут Исида. Я - богиня плодородия, воды и ветра, богиня мореплавания. В Греции и Риме меня называли "та, у которой тысяча имен". Мои родители Геб и Нут, мой муж - Осирис, сын - Гор. Нефтида: Меня зовут Нефтида. Я - младшая дочь Геба и Нут. У меня есть сестра, ее зовут Исида. Вместе с ней я участвую во всех заупокойных обрядах: мы встречаем умерших в загробном мире, оплакиваем Осириса, охраняем его мумию. Тот: Я бог Тот - бог мудрости, счета и письма. Я разделил время на месяцы и годы, создал письменность. Я знаю, кто и когда рождается и кто когда умирает. Я знаю, когда разливается Нил, и когда даёт дары. Я стою на суде Осириса у весов и записываю результаты взвешивания сердца. На небе я знаю, как расположены светила. Я знаю, с кого началось родство богов и кем оно заканчивается. Ра: Тот, как ты думаешь, кто из богов мог бы стать моим преемником? Тот: Мне кажется, что самый достойный - бог Осирис. Он многому научил людей. Ра: Я согласен с тобой. Осирис, будь главным среди богов! Осирис: Меня зовут Осирис. Я постараюь быть справедливым. Я - бог-производитель сил природы, царь загробного мира. Я - четвертый из богов, царствовавший на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу. Я отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять ячмень, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Я обучил людей врачебному искусству, строительству городов. Злой бог пустыни, мой младший брат Сет, желавший править вместо меня, погубил меня. Сет: Меня зовут Сет. Желая погубить Осириса, я устроил пир. Мои друзья принесли саркофаг. Я предложил всем попробовать лечь в него и посмотреть, кому он окажется впору. Саркофаг подошел лишь Осирису, ведь для него он и был предназначен. Мои друзья заколотили крышку саркофага и бросили его в Нил. Исида: Долго искала я своего мужа, нашла саркофаг в стволе дерева. Когда я отлучилась, Сет разрубил тело на куски. Бог Анубис собрал их, забальзамировал тело и запеленал его. Мы с сестрой Нефтидой нашли тело и стали оплакивать его. Приближается Исида, Приближается Нефтида, Одна справа, Другая слева. Одна в образе птицы Хат, Другая в образе соколицы, Нашли они Осириса, Когда убил его брат Сет в земле Недит. Приближается птица Хат, Приближается соколица, То- Исида и Нефтида. Пришли они, обнимая брата их, Осириса. Спеши, спеши! Плачь о брате твоем, Исида! Плачь о брате твоем, Нефтида! Плачь о брате твоем! Исида и Нефтида (вместе): О прекрасный юноша, приди в свой дом! Давно уже, давно мы не видим тебя! Исида: Я женщина, любезная брату своему, Жена твоя, сестра по матери твоей. Вернись ко мне быстрее! Исида и Нефтида (вместе): Плачем мы по владыке, Не исчезла любовь к тебе средь нас! О муж, владыка любви, О Севера царь, господь вечности, Взлети к жизни, о князь бесконечности!.. Осирис: После того, как я ожил, я не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Мой спутник и помощник - Анубис. С конца Нового царства меня связали с богом Ра, и у меня появился солнечный диск на голове. Но связь моя с природой сохраняется на протяжении всей истории Египта. Подобно всему растительному миру, я ежегодно умираю и возрождаюсь к новой жизни, жизненная сила всегда во мне сохраняется, даже в мертвом. Нефтида: Сущность твоя, Осирис, Непознаваема для разума простого смертного. Ты- луна, сияющая на небесах, Ты- великий Нил, орошающий поля, Твои благодатные разливы даруют жизни людям, Ты- вечно воскресающая после смерти природа, Твое величество, Осирис, - это царь Загробного Мира. Исида: Когда Сет, брат Осириса, злодейски убил моего мужа, я похоронила его и воспитывала сына, который должен был отомстить Сету. Когда Гор подрос, я явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета я была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда меня. Однако мне удалось перехитрить Сета. Приняв образ старухи, я подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил меня на заповедный остров. Там я превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну. Я добилась осуждения Сета и признания царем Египта своего сына.
Сцена 3 Входят современные дети. Правильный мальчик: Египтяне были хоть и древними, а здорово умными. Они изобрели прямой угол, прямоугольник, квадрат, а потом даже круг, и вообще всякую геометрию. Цифр у них не было ни римских, ни арабских, и все-таки египтяне уже очень давно сумели сосчитать, какой длины нужен обод для колеса, у которого спицы длиной в целый шаг. Правильная девочка: Да, учились, наверное, не то, что у нас. Вот хорошо бы посмотреть! Критик: Дома учимся, учимся, и тут вас на учебу потянуло. Нет, чтобы поразвлечься! Правильный мальчик: Сделал дело, гуляй смело. Сходим в школу, а потом уж и погуляем. Уходят. Входят египетские дети, раскладывают циновки и садятся. Вбегают современные дети, озираются по сторонам. Помощник жреца дает подзатыльник Критику и указывает на горку циновок. Дети разбирают их и садятся. Вносят кресло, входит жрец с плеткой и посохом и садится в кресло. Вбегает опоздавший. Жрец (указывая помощнику): Выведи его и накажи! (Помощник выводит мальчика. Слышен крик.) Правильный мальчик (спрашивает у соседа): Что с ним делают? 1-ый египтянин: А ты, что, сам не знаешь? Хочешь, чтоб и тебе досталось? Критик: Ну, и порядочки, тоже мне инквизиция. А все этот толстяк небось перепутал. Жрец: Начнем с урока геометрии. Решите задачу. При разливе Нила смываются границы участков крестьян. Чтобы восстановить эти границы, нужно построить прямой угол. Как это сделать? {Показывает на двух мальчиков.) Мальчики выходят и показывают построение с помощью веревки с узелками. Правильный мальчик: Что тут искать? Каждый уважающий себя школьник должен знать египетский треугольник. А по теореме Пифагора эта сторона равна ... (достает калькулятор) Жрец: Что это за фокусы? Наказать его. Помощник дает подзатыльник правильному мальчику. Жрец: Будь писцом, он освобожден от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. (Ученику) Говори! 1-ый египтянин: Писцы у ног владыки Египта и внимают словам его. 2-ой египтянин: Писец - язык его величества, он выполняет предначертанное им. 3-ий египтянин: Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча, чтобы не слышно было ни звука из уст твоих. 4-ый египтянин: Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Современные дети шепчутся между собой. Жрец (Критику): Встань! Обезьяна и та понимает слова, будучи доставлена с юга. Обучают даже львов и объезжают лошадей, но не тебя. Критик: Но я не обезьяна! И уж поумнее вашего зоопарка. Жрец (взяв мальчика за ухо): Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осел. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, - ты будешь избит плетью из кожи бегемота. (Помощнику). Принеси папирусы и раздай их. Сегодня мы переписываем Поучения мудреца Ахтоя. Помощник раздает папирусы. Дети разворачивают их и какое-то время тихо переписывают тексты. Критик: Какая-то абракадабра написана. Правильная девочка. Как ты можешь так говорить, ведь потом по этим папирусам узнают об истории египетского народа. Критик: Ну, так и быть, напишу. Но этой ерундой (показывает кисточку) вы меня писать не заставите! (Достает шариковую ручку) Жрец: Надоело мне повторять тебе наставления. (Замахивается рукой на Критика) Правильный мальчик: Ребята, наших бьют! (Хватает жреца за руку. Вместе с Критиком толкают жреца, тот падает в кресло) Критик: Видал я такое обучение в гробу! Правильный мальчик: Нет, не в гробу, а в саркофаге. Правильная девочка: Мальчишки, пойдемте скорее! Здесь за такие дела могут и казнить. Сбегают по лестнице на авансцену, видят плачущего египетского мальчика. Правильная девочка: Ну, и суровое у вас воспитание! Египтянин: А кто вы такие и что вы тут делаете? Правильный мальчик: Мы - путешественники, очень интересуемся египетскими достопримечательностями. Правильная девочка: Не можешь ли ты нам показать что-нибудь интересное? Египтянин: Мне сейчас некогда, я работаю в мастерской художника, и как раз иду туда. Правильная девочка: Можно нам с тобой? Египтянин: Пошли. Уходят. Правильная девочка: Слушай, а нарисуй мой портрет на память. Я дома всем буду показывать. Египтянин: Ну, давай, вставай, сейчас нарисую. (Рисует) Все, готово! Возгласы удивления и недоумения. Правильная девочка: А, ну, покажи, покажи, и это я? Критик: А что она такая кривая? Египтянин. Никакая не кривая. Правильная девочка: Как ты меня так нарисовал? ( Пытается встать эту позу и падает, остальные ее поднимают. ) Египтянин: Это я не нарочно. Это такие правила, называется канон. Критик: Ерунда какая-то! Канон - бульон. Неплохо бы и подкрепиться. Египтянин: Сейчас праздник Опета, и там всех кормят. Правильная девочка: Тогда пойдемте скорее туда. Чего же мы ждем? Правильный мальчик: Только не забывайте, времени у нас осталось мало. На праздник - и быстро домой. А то навсегда здесь останемся. Критик: Да, навсегда не хотелось бы. Конец.
[1] Мифологический словарь. Москва. Советская энциклопедия. 1991 [2] стр. 88 [3] стр. 380 [4] стр. 496 [5] стр. 539 [6] стр. 586 [7] Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнкго Египта. Москва. Восточная литература. 1996 [8] стр. 209 - 228 [9] стр. 232 - 236 [10] стр. 297 -298 [11] И. В. Рак “Мифы древнего Египта”, Санкт - Петербург, Петро-РИФ, 1993 [12] стр. 33 - 34 [13] стр. 47 - 49 [14] Термин “Золотой иск” введен греческими авторами и счал традиционным, хотя употребление его применительно к древнеегипетской мифологии неудачно: эллины в эпоху своего Золотого века жили без забот и горестей, а в египетском Золотом иске то и дело случались губительные засухи и кровавые побоища. (И. Р.)
[15] стр. 64 [16] стр. 68 - 76 [17] стр. 76 - 78 [18] стр. 81 - 89 [19] Образ гигантского змея, воплощающего силы зла, сложился к началу Древнего царства, когда, согласно верованиям, Дуат находился на небе: Апоп обитал в пучине небесного Нила, протекающего через потусторонний мир. Именно в этот период, очевидно, и возникло отразившееся в более поздних мифах представление, что бури, непогода, затмения и т. д., имеют своей причиной борьбу Апопа с Солнцем. В Среднем царстве сформировывается представление уже о подземном загробном мире, которое вытесняет древнейшие верования; Апоп становится обитателем подземного Нила и сражается с Ра во время ночного плавания Ладьи. (И. Р.)
[20] стр. 167 [21] стр. 252 - 253 (Текст времени Нового царства. Перевод А. Ахматовой. - И. Р.)
[22] стр. 260 [23] стр. 263 [24] Мы будем говорить здесь о ГМИИ им. Пушкина, однако аналогичную работу можно провести в залах Эрмитажа и любого другого музея. Разумеется, этот тип работы можно использовать при изучении любых тем, а не только в случае Египта. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы