Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ключ к созданию инсценировки



       И тут мы наталкиваемся на интересное совпадение развития реконструированного нами обрядового сюжета и событий, происходящих в повести Пола Гэллико.

       Томасина, любимица Мери-Руа (дочки ветеринара), заболевает. Отец не хочет лечить кошку и пытается усыпить ее. Бездыханное тельце находит знахарка Лори. В ее домике кошка оживает и вспоминает о своем божественном происхождении. Мери, которая считает кошку мертвой, заболевает и чахнет на глазах. Девочка при смерти. Священник Энгус Педди пытается вернуть девочку к жизни. Он же подталкивает ветеринара к тому, чтобы тот пересмотрел свои взгляды на жизнь и научился милосердию. А кошка тем временем плетет нити, которые должны погубить ветеринара. Она больше не помнит своего дома, не помнит любви Мэри-Руа и не собирается возвращаться. Усилия священника и Лори разрушают планы Баст-Томасины. Она прощает ветеринара, вспоминает Мери и возвращается домой. Увидев живую Томасину, Мери возвращается к жизни.

       Как же, с точки зрения драматургического анализа, построены оба сюжета:

- Завязка или первое главное событие - Кошке наносят обиду (в мифе - Ра, в повести - ветеринар);

- Второе главное событие - Кошка удаляется из своего дома (в мифе из Египта, в повести - из дома Макдьюи), причем и в том и в другом случае сначала ее удаляют против ее воли (Ра посылает ее покарать людей, Эндрю Макдьюи усыпляет и выкидывает на свалку), а потом молят о возвращении, от которого гордая и разъяренная кошка отказывается (Ра взывает к ней, Макдьюи впервые в жизни обращается к Богу с просьбой вернуть кошку, чтобы не умерла Мери);

- Кульминация, третье, центральное главное событие - Кошка начинает мстить (в мифе решает истребить всех людей, созданных Ра, в повести - уничтожить Макдьюи);

- Четвертое главное событие - обидчик ищет посредников и способов для примирения с кошкой (в мифе таким посредником становится бог Тот, в повести - священник Энгус Педди и знахарка Лори);

- Развязка, пятое и последнее главное событие - посредник выполняет свою задачу, Кошка возвращается домой, жизнь возвращается в покинутый дом (в мифе Баст возвращается в Египет, перестает убивать людей, кончается засуха, Нил становится полноводным, зеленеют поля, поют жрицы в храмах, в повести Томасина возвращается к Мери, Мери выздоравливает, Эндрю Макдьюи вылечивается от жестокости, а кроме того от отчаяния и одиночества, которые охватили его после смерти жены, благодаря Энгусу Педди новую маму для Мери он находит в Лори, семья возрождается).

       Это неожиданное открытие послужило для нас ключом к созданию инсценировки, где повесть стала только обрамлением сюжета, а все основное действие разворачивалось на мифологическом уровне.

       Работая над реконструкцией, мы постоянно помним о том, что это лишь игра. Настоящую научную реконструкцию мы произвести не можем. Для этого нужно знать древнеегипетский язык, уметь читать иероглифы, обладать огромным количеством знаний и недоступной нам информации. Мы только играем в реконструкцию, постигая самые общие законы построения научного исследования. Мы учимся работать с разнообразными источниками, сравнивать вербальные и невербальные тексты, пользоваться методом сравнительной этнографии, вырабатывать рабочие гипотезы и проверять их в общем виде. Наша реконструкция, это не ответ на вопрос “Как было?”, а только на вопрос “Как могло бы быть?” - об этом важно помнить.

       И все таки опыт такой игрушечной реконструкции представляется нам очень важным. В ходе подобной работы дети приучаются самостоятельно мыслить, самостоятельно добывать знания. Обладая подобным опытом, они готовы к тому, чтобы самостоятельно изучать историю заинтересовавшей их культуры и цивилизации.

       Есть и другой, принципиально важный для нас, резон: поисковая работа формирует новую модель взаимодействия ученика и учителя. В поисковой работе нет и не может быть противостояния, где по одну сторону кафедры находится тот, кто-то все знает и должен научить; а по другую сторону те, кто не знают ничего и должны учиться. В предложенной нами модели работы, учитель знает чуть больше учеников. Он наметил путь. Но этот путь еще не проиден им самим. Он не знает заранее никаких результатов поисков. Поиск ведется совместно. И тут у всех участников научной работы есть свои преимущества. У учителя больше опыта. А у детей - свободы. Их сознание свободнее от штампов, они внимательнее к мелочам и деталям, их гипотезы и предложения неожиданнее и иногда намного интереснее и точнее, чем у взрослого. Взаимодействие различных начал делает работу творческой группы живой и плодотворной.

 

Историко-культурный фон


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь