Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отбор выразительных средств



       Занимаясь исторической реконструкцией, мы меньше всего думали о зрителе. Будет ли ему интересен наш спектакль? Будет ли он понятен тем, кто не углублялся подробно в изучение истории культуры Древнего Египта? Мы не задумывались о том, хватит ли наших актерских способностей для того, чтобы справиться с текстами, включенными в инсценировку, с задуманными нами картинами реальной и фантастической жизни.

       Теперь, когда мы работаем над созданием зрелища, адресованного другим людям, пришла пора задуматься об этом.

       Собранный нами по отрывкам из разных книг монолог Тота занимает две страницы. Никто из наших чтецов не может справиться с таким объемом текста. Говорить трудно, а слушать - скучно. И монолог безжалостно сокращается. Остается только суть, самое необходимое.

       Воспроизвести рисунок придуманного нами танца никто не в состоянии. И хореограф упрощает его, оставляя только основные знаковые позы и смысловые движения.

       Многие эпизоды оказываются совершенно непонятны не посвященному зрителю. Приходится перестраивать их, менять драматургический рисунок.

       Переделкам подвергаются практически все компоненты придуманного нами действа. Это очень трудно и жалко найденного. Но это очень нужная и полезная работа. Такая же нужная и полезная, как вся предыдущая. И вот почему: говорить о художественной культуре вне обращения к художественному образу - бессмысленно.

       Наша первоочередная задача заключается в том, чтобы научить детей воспринимать и создавать художественный образ. Мы ведь прежде всего хотим, чтобы они могли получать подлинное удовольствие от общения с искусством и от творчества. А все исторические сведения - только вспомогательный инструмент для реализации этой задачи. Поэтому очень важно, чтобы контакт с художественным образом не профанировался. Обладать культурологическими сведениями - не значит - понимать культуру и творить ее.

       Создавая спектакль, мы ищем художественный образ, который способен адекватно передать наше отношение к Древнеегипетской Культуре. Ключ к поиску и созданию этого образа нам, безусловно, подарил Пол Гэллико. Но книга это одно, а спектакль - другое. И нам предстоит проделать собственный творческий путь.

       Описывать спектакль - дело почти бесполезное. Да и зачем? Каждый коллектив пройдет свой путь и достигнет своего, неповторимого результата. Здесь же мы приведем примеры заданий и упражнений, которые давались детям во время работы и окончательный текст инсценировки.

       Все представленные нами материалы - не образец для копирования, а примеры, которыми можно воспользоваться, прокладывая собственную дорогу к постижению древней культуры.

 

Глава 2

Игры и задания к теме “Культура Древнего Египта”

Игра 1. Мы все когда-то проходили в четвертом или пятом классе историю Древних Цивилизаций и что-то знали о Древнем Египте. А еще мы, вероятно, смотрели какие-то фильмы, видели книги и рекламные альбомы, где изображен Египет. У всех у нас есть какой-то свой запас представлений о том, что это такое. И сейчас мы попытаемся его обнаружить.

1.1. Закройте на несколько секунд глаза и попытайтесь вызвать в своей памяти как можно больше образов, связанных с Древним Египтом. учитель медленно считает до 20, и после этого начинается игра. Нужно внимательно слушать команду.

       Упражнение рассчитано на актуализацию имеющихся у учеников знаний и пробуждение образной памяти.

1.2. Разминочное упражнение. Встаем в круг (или в квадрат вокруг парт всего класса). учитель кидает мячик. Поймавший называет свою ассоциацию и кидает мяч следующему. Тот называет свою и тоже кидает мяч. И так дальше. Повторяться нельзя. (Если дети привыкли к подобным упражнениям, можно сразу задать ритм, в котором летает мячик. Если нет, ритм можно ввести на новом этапе.) Тот, кто не может назвать ассоциацию выбывает из круга.

       Упражнение рассчитано на мобилизацию всей группы и каждого ученика.

 

Игра 2. Разбиваемся на рабочие группы по три человека. (Есть много разных способов разбить класс на рабочие группы. Самый простой - через расчет. Но в данном случае мы предлагаем это делать через складывание разрезанных картинок. Подробнее об этом, как и обо всех, применяемых нами педагогических технологиях можно прочесть в книге “Режиссура в творчестве учителя” А. П. Ершовой и В. М. Букатова.) Учитель заранее готовит открытки с видами Египта, репродукциями росписей или изображением скульптур и барельефов. Можно сделать ксерокопии с репродукций и наклеить их на картон. Каждая открытка разрезана на З части. Все кусочки перемешаны в одной шляпе или коробочке. Дети с закрытыми глазами тянут свой кусочек. А потом должны молча, не говоря друг другу ни слова, а только разглядывая то, что находится в руках у них и у их товарищей, найти своих партнеров - тех, у кого в руках остальные кусочки от этой картинки. Обладатели кусочков одной репродукции и составят творческую группу.

       Простая игра поможет детям сразу погрузиться в мир визуальных образов, изучаемой темы. И когда им нужно будет познакомиться с изображениями всерьез, отложившиеся знания и радость узнавания облегчат работу учителя и учеников. Кроме того, детям полезно работать в разных, произвольно собранных творческих группах - таким образом они учатся сотрудничать друг с другом. А первые - наиболее простые задания - лучшая почва для выработки навыков сотрудничества.

2.2. Каждая рабочая группа выбирает посланца, который идет вытягивать из шляпы задание. Предположим, в классе 30 человек. Значит - 10 рабочих групп. Для них приготовлено 10 карточек-заданий.

       Темы: 1. География Древнего Египта; 2. Основные периоды истории Древнего Египта; 3. Политическое устройство Древнего Египта; 4. Войско и вооружение Древнего Египта; 5. Устройство жилых зданий в древнем Египте; 6. Особенности земледелия в Древнем Египте; 7. Особенности мифологии Древнего Египта; 8. Гробницы и культ мертвых в Древнем Египте; 9. Знаменитые храмы Древнего Египта, их устройство и росписи; 10. Система образования в Древнем Египте.

       Задания:

2.2.1. В течении 5 минут, не пользуясь литературой, собрать максимальное количество сведений по предложенной теме: вспомнить, предположить, вычислить. Все придуманное тезисно записать на листочки в 2 экземплярах. Один экземпляр по истечении назначенного времени сдать педагогу, другой оставить у себя.

       Задание рассчитано на актуализацию ранее полученных знаний и на активизацию интеллектуальной работы.

2.2.2. После выполнения первого вида работы взять у педагога справочную литературу (желательно краткие тома энциклопедии из серии “Что есть что?” или “Иллюстрированная история в датах”, посвященные Египту в качестве основного источника и любую литературу по теме в дополнение). Следует отметить сведения, которые были правильно названы на рабочем листочке и сообщить педагогу число совпадений. Это - выигранные группой очки. Затем, пользуясь справочной литературой, следует дополнить рабочий листочек самыми главными из упущенных группой сведений. На всю работу отводится 15 - 20 минут.

       Работа рассчитана на самостоятельную работу с источниками и на формирование навыков отбора информации.

2.2.3. Далее каждая группа выбирает оратора и докладывает результаты своих изысканий. На выступление каждой группы отводится не более 2 минут.

       Работа рассчитана на формирование навыков компоновки материала и ясного донесения информации до слушателя.

2.3. Участники основных групп в это время должны сформулировать к каждой группе “коварные” вопросы, цель которых - проверить, действительно ли изложенные сведения имеют основополагающее значение. (Например: “Стоит ли рассказывать о культе Птаха, если он имел значение только в тот период, когда столицей Египта был Мемфис?” Или: “Важно ли знать об особенностях женского образования, если женщина не играла существенной роли в государственной жизни Египта?” и т. д. ) Вопросы не могут носить характер утверждения. (Например: “Нам кажется, что не стоило в главные сведения включать перечисление всех зерновых культур.”) Вопросы записываются в двух экзкмплярах. На страничке с вопросами указывается от какой группы и к какой группе задаются вопросы. (Например: “От группы “География” к группе “Войско”.) Один листочек сдается учителю, другой передается той группе, которой адресован вопрос. Продолжение работы ждет детей на следующем уроке. Участники рабочих групп могут подготовиться к ответам на вопросы дома. На следующем этапе игры специальная комиссия оценит качество вопросов и качество ответов. Команды получат новое число выигрышных баллов.

       Работа над вопросами имеет очень большое значение. Во-первых, она стимулирует группу к внимательному слушанию и активизирует восприятие информации. Во-вторых, необходимость ставить вопросы стимулирует к вычленению сути проблемы, оберегает от механического усвоения набора несистематизированной информации. В-третьих, умение поставить вопрос - основа научного мышления и научной деятельности. И наконец, умение ставить вопросы и отвечать на них - обязательное условие любого продуктивного общения. К сожалению, умение ставить вопросы - как правило - наименее развитый навык у школьников.

 

Игра 3. Разминочное упражнение. Все встают в круг. Мяч у учителя. Он называет слово или словосочетание (имя собственное или понятие), которое уже звучало на прошлом уроке в докладах рабочих групп. Называя слово, он кидает мяч. Тот, кто поймал его, должен дать короткое толкование слова и вернуть мяч учителю. (Например. Учитель: “Исида это...” Ученик: “Египетская богиня плодородия, жена Осириса.” Учитель: “Ном это...” Ученик: “Административная единица в Древнем Египте, что-то вроде нашей области.”) Тот, кто не может дать ответа на вопрос, выбывает из круга.

       Упражнение рассчитано на повторение и закрепление пройденного материала, на выработку привычки к внимательному слушанию, на рабочую мобилизацию.

 

Игра 4. Ученики разбиваются на прежние рабочие группы.

4.1. Каждая рабочая группа выбирает одного делегата в творческое жюри. Творческое жюри немедленно садится тесной группой и начинает работу по оценке заданных вопросов. Учитель предварительно уже выставил по одному баллу за наличие вопроса и вычеркнул “псевдо-вопросы”, являющиеся на самом деле утверждениями. Таким образом, группы, сформулировавшие 2 вопроса имеют 2 балла, 5 вопросов - 5 баллов и т. д. Члены творческого жюри оценивают качество вопросов по следующим критериям: точность и ясность формулировки - О баллов, 0,5 балла или 1 балл; уровень серьезности и уместности вопроса - 0 б, 0,5 б, 1 б; нестандартность, оригинальность вопроса - 0 б, 0,5 б, 1 б. Каждый участник жюри выставляет свои оценки, затем, возможно после урока, подсчитывается среднее арифметическое.

       Работа нужна для развития способности к объективной самооценке и объективной оценки работы другого. Кроме того, работа по взаимному оцениванию улучшает рабочий контакт между учениками, гарантирует объективность общей оценки работ, делает невозможным конфликты на этой почве учеников и учителя.

4.2. Во время счетных работ группы “жюри” оставшиеся пары сортируют и группируют вопросы, заданные им другими группами и готовят ответы. Отвечать на поставленные вопросы они должны по-очереди. Один на первый вопрос, другой на второй, первый на третий - и так далее.

4.3. Все остальные группы во время ответа одной составляют творческое жюри. Они оценивают ответы. Наличие ответа - 1 балл - отмечается педагогом. Остальное - членами жюри. Краткость ответа 0 - 0,5 - 1 балл. Внятность ответа 0 - 0,5 - 1 балл. Содержательность ответа 0 - 0,5 - 1 балл. Оригинальность ответа 0 - 0,5 - 1 балл. Среднеарифметическое подсчитывается учителем после урока.

       Вся работа рассчитана на повторение и углубление пройденного материала, на активизацию интеллектуальной деятельности.

       Группы-победительницы по итогам двух первых уроков объявляются в начале третьего урока. Все участники лидирующих групп могут получить пятерки. А те, кто заняли вторые места - четверки по желанию. Если выставление оценок в группе не принято, учитель может придумать другие формы поощрения.

       В дальнейшем мы не будем останавливаться на проблеме оценок. Основной принцип ясен из приведенного выше примера. Оценки зарабатываются в основном группой, а не отдельным учеником. Это делается для того, чтобы отстающие дети не унывали и не чувствовали себя изгоями, а имели реальный шанс на каждом этапе включиться в продуктивную творческую деятельность и успешно ее выполнить. Оцениваются не выученные знания, а продуктивность научной и творческой работы. Усвоение знаний обеспечивается не страхом оценки, а самой методикой работы.

 

Игра 5. Ученики делятся на 4 рабочие группы. Каждая рабочая группа получает географическую карту Древнего Египта и справочную литературу, рассказывающую о климатических особенностях, растительности и животном мире Египта. Кроме того каждая группа получает короткую справку об основных египетских божествах (удобно - в виде ксерокопии страниц 20 - 21 из книги “Ранние цивилизации”). Если класс глубоко не изучал историю культуры архаических обществ, дети получают так же справочные тексты, раскрывающие понятия “тотем” и “естественная религия”.

5.1. Каждая группа, работая с перечисленными выше материалами, должна попытаться определить: а) какие Египетские боги связаны с тотемными божествами племен додинастического периода (например, Себек - бог воды почитался в обличии крокодила, что явно указывает на его происхождение от тотема крокодила); б) какие свойства животных тотемов унаследовали боги Древнего Египта, и как эти свойства повлияли на то место и те функции, которые им отвели в общеегипетском пантеоне (например, Тауэрт, покровительница беременных, почиталась в виде самки гиппопотама, очевидно потому, что ее толстенький животик напоминал беременную, а детишки выглядели очень упитанными и здоровенькими); в) какие боги соединили в себе черты тотемов и богов естественной религии, и какова могла быть логика древнего человека, по которой он это слияние осуществил (например, Ра - бог Солнца с головой Сокола, соединил в себе тотем Сокола и бога Солнца естественной религии, произошло это, вероятно потому, что сокол выше других птиц поднимается в небе и часто его оперение светится в солнечных лучах, а контур виден на фоне солнечного диска); г) какие божества были общими и у всех народов Древнего Египта и наиболее почитаемыми (например, сама река Нил, поскольку она давала жизнь, жилье и пищу всем народам Египта). Время на работу 20 - 25 минут.

5.2. Когда все группы заканчивают первый этап работы, жеребьевкой определяется, кто из них первый отвечает на какую группу вопросов. Соответственно, одна группа первая дает ответ на вопрос А, вторая на вопрос Б, третья на вопрос В и четвертая на вопрос Г. Все группы дополняют ответы первой отвечающей группы.

5.3. На дом для желающих дается задание, сочинить тотемные мифы о Павианах, Крокодилах, Бегемотах, Ибисах, Гусях, Змеях и других обожествляемых животных, населявших долину Нила. Тотемный миф должен отражать реальные повадки и условия жизни тотемного животного, а так же его связь с божествами стихий, божествами естественной религии, его отношение к смене времен года, то хорошее, что он может принести людям и то, чего следует бояться в отношении с этим животным. Миф должен содержать версию истории о том, почему и как данный род произошел от данного тотемного животного.

       Работа направлена на то, чтобы сделать для детей очевидной и понятной связь между древними архаическими верованиями и пантеонами первых религии, задание рассчитано на то, чтобы обнаружить для детей механизм трансформации более древних верований в более поздние, показать, как менялась картина мира.

 

Игра 6. Разминочное упражнение. Все встают в круг. Каждый, поймавший мячик, называет имя божества из любой известной ему мифологии и кидает мяч следующему. Повторяться запрещено. Упражнение идет в ритме, заданном педагогом. Не успевший вспомнить и назвать новое имя, выбывает из круга.

 

Игра 7. В древнем Египте было несколько вариантов мифов, рассказывающих о сотворении мира. Один вариант рассказывал, что первое божество - Солнечный младенец - родилось из цветка лотоса. Другой миф рассказывал, что Небесная корова родила Золотого Теленка. Третий миф рассказывал, что Солнце и Мир появились из яйца, которое снесла огромная священная птица Гоготун. Четвертый, что бог Хнум вылепил мир и людей на гончарном круге из глины. Пятый, что весь мир сотворен богом Птахом, который сначала замыслил все в своем сердце, а потом воплотил при помощи произнесенного слова.

7.1. Пусть класс разобьется на рабочие группы по 5 человек. Основой для комплектования групп будут разрезанные тексты Египетских мифов о сотворении мира. Те, у кого окажутся отрывки одного и того же мифа составят одну рабочую группу.

7.2. Каждая группа должна выработать свою обоснованную версию о том, какие мифы возникли раньше, а какие позже и почему. Первый этап работы - совещание рабочей группы и выработка первой рабочей гипотезы - 2 минуты.

7.3. Второй этап - каждая группа оставляет на месте одного представителя с текстом, доставшегося группе мифа. Остальные путешествуют к местам работы других групп, знакомятся с имеющимися у них текстами и выработанными версиями. На эту работу отводится 2 минуты.

7.4. На третьем этапе работы члены каждой рабочей группы собираются и рассказывают друг другу все, что им удалось узнать. Затем они формулируют вопросы к учителю и членам других групп. Цель вопросов - уточнить имеющуюся информацию и получить недостающую информацию. (Например: “Где именно рос священный лотос, если мир еще не был создан?”; или: “Была ли мужская пара у священной небесной коровы, другими словами, был ли отец у Золотого солнечного теленка?”) Время работы - 5 минут.

7.5. На четвертом этапе работы все группы в порядке жеребьевки задают свои вопросы. Если у других групп есть такие же вопросы, они их вычеркивают. Если есть похожие, они задают их сразу. Ответы на вопросы сначала дают те ученики, у которых есть свои версии ответов, затем своей версией делится учитель. Безусловно, останутся неразрешенные вопросы. Этого не следует бояться, поскольку не на все вопросы возможно ответить в ходе научного исследования. Время на эту работу не может быть строго регламентировано, но желательно уложиться в 10-15 минут.

7.6. Пятый этап работы - выработка каждой из групп окончательной версии ответа на заданный вопрос. Время - 2 минуты.

7.7. Группа, которая оказалась первой в новой жеребьевке, докладывает свою версию и обосновывает ее. Группы с идентичными и схожими версиями дополняют сказанное в порядке номеров жеребьевки. Потом докладывает группа, имеющая иную точку зрения. Каждая группа получает один балл за каждый убедительный аргумент в защиту любой версии.

7.8. В конце урока учитель спрашивает учеников, хотят ли они услышать версии, принятые в науке. Если ученики хотят - учитель рассказывает.

       Такая форма окончания урока связана с несколькими причинами. Во-первых, в данной области ученые не пришли к согласию и единому мнению. С уверенностью можно сказать только о том, что “гончарная” версия появилась после версии Лотоса, Коровы и Гоготуна, поскольку она свидетельствует о наличии развитого ремесла. Все остальное - область спора. Некоторые ученые считают, что наиболее древней является легенда о птице Гоготун, потому что близкие ей легенды встречаются практически у всех индоевропейских народов. (Наша “Курочка-ряба”, снесшая золотое яичко - из этой же группы). Некоторые считают первичным миф о Небесной Корове, поскольку он отражает представления о родах матриархального общества. Некоторые считают миф о Птахе самым поздним, поскольку в нем отражена культура мысли высоко развитого сознания. Религиозные же философы, напротив, считают эту версию мифа наиболее древней, поскольку в ней запечатлено сознание человека еще не утратившего знания, приобретенные в раю, непосредственно от Бога.

       Весь урок нацелен на то, чтобы дети самостоятельно нашли путь к тем вопросам и противоречиям, которые стоят перед серьезной наукой, чтобы они обнаружили для себя те линии, по которым ведется научный спор. Такая работа активизирует познавательные способности, заставляет увидеть предмет изучения в целом и внимательно отнестись к отдельным его элементам.

       Кроме того, такая работа дает детям возможность наглядно убедиться, что не все вопросы могут иметь однозначный ответ и единственно верное решение, что взрослые люди и серьезные ученые идут тем же логическим путем, что и они сами. Это сближает позиции и в конечном счете создает позитивную установку на познавательную деятельность.

       Давая ученикам возможность выбрать: хотят они знать научные версии или нет, учитель ставит их в свободную позицию. Дети имеют право устать от решения конкретной проблемы. Имеют право самостоятельно исследовать ее дальше. Имеют право получит те знания, которые были накоплены до них.

 

Игра 8. Детям предлагается произвести сравнительный анализ различных версий Древнеегипетских и других Древневосточных мифов о сотворении людей по книгам Немеровский “Мифы древнего Востока” и Рак “Мифы Древнего Египта”. Что можно сказать об отношении к человеку в культурах, породивших эти мифы? Как можно представить себе разницу климатических условий в которых жили народы, создавшие эти мифы?

       Дело в том, что древнеегипетские мифы о сотворении людей резко отличаются от других древневосточных мифов. В Шумере, Ассирии и других странах древнего Востока человек мыслился как игрушка, слуга или орудие бога. Эти мифы очень жестоки по отношению к человеку, как жестока знойная земля, их породившая. В плодородной долине Нила все иначе. Здесь люди создаются из божественной слезы и из божественной радости. Для них создается весь остальной мир. Между людьми и богами просматриваются родовые и духовные взаимоотношения. Это очень важно для понимания культуры Древнего Египта. Очень часто, говоря о пирамидах и значении заупокойного ритуала, учителя забывают, что Египет был очень жизнелюбивой и жизнерадостной страной и сильно отличался этим от многих других мрачных Восточных культур.

 

Игра 9. Дома найти сказки и мифы других народов, в которых есть мотивы, похожие на те, что мы услышали в древнеегипетских космогонических мифах. Принести эти мифы и сказки с собой на урок. Желательно сделать ксерокопии этих сказок и мифов и поместить в специальный журнал или на специальный стенд, чтобы все желающие могли на переменах знакомиться с этими текстами.

 

Игра 10. Разминочное упражнение. Дети собираются в те рабочие группы, которыми они работали на прошлом уроке. Пока учитель будет считать до условленной цифры (например, до 20) дети должны создать живую неподвижную картину на тему того мифа, текст которого им достался в прошлый раз. Группы отмирают по одной и имеют возможность по-очереди посмотреть работы товарищей.

       Упражнение мобилизует класс, развивает быстроту реакции и фантазию, навыки композиционного решения, навыки переведения текста в области невербальных высказываний, способствует развитию образной памяти.

 

Игра 11. Ученики, сидящие за одной партой, получают два комплекта текстов. В один комплект входит текст мифа о сотворении мира Птахом и Библейская легенда о сотворении мира; в другой комплект - Миф о великом Гоготуне и Миф о Свароге и Серой Уточке.

11.1. Каждый из учеников выбирает, какую пару текстов он будет сравнивать и делает сравнительную таблицу. Справа название одного мифа, слева - другого. В верхней части таблицы все параметры сходства, в нижней - все расхождения. Время работы - 15 минут.

11.2. После окончания работы, дети обмениваются таблицами и дополняют работу партнера.

11.3. Затем каждый считает сколько параметров сходства и различия у него получилось и зачитывают результаты своей работы. Начинают читать те, у кого меньше всего. Остальные все названное в своих таблицах отмечают крестиками. Дальше читают только то, что крестиками не отмечено. Наибольшее число баллов получает тот, кто читает последним, то есть тот, у кого оказалось больше всего параметров, не замеченных другими детьми.

       Работа направлена на то, чтобы показать связь древнеегипетской культуры с мирвой и отечественной.

       Она, как и предыдущее задание, рассчитана так же на то, чтобы научить самостоятельному сравнительному анализу, развить внимание к деталировке и смысловым нюансам текста.

 

Игра 12. Мы, современные люди, привыкли общаться прежде всего при помощи слов: говорим слова, пишем слова. Но слова - не единственный способ общения. С равным успехом можно общаться, например, с помощью картинок, что успешно делали древние. Такой тип общения назывался рисуночным письмом. Если мы хотим выделить в нашем обычном письме какую-то мысль или слово, мы используем крупный шрифт, курсив или подчеркивание. Примерно то же делали и древние. Главный предмет рисунка они рисовали крупнее других или обводили в кружочек, если речь шла о царе. На уроке мы попробуем передать друг другу сообщения с помощью рисуночного письма.

12.1. Каждый ученик должен нарисовать картинки-сообщения, где бы у каждой фигуры и предмета размером и детальностью прорисовки были выделены главные для сообщения качества. Сообщения должны быть максимально простыми и конкретными. (Например: “Я подобрал на улице котенка”; “Около школы распустились цветы”.) Работу следует выполнять молча. Затем соседи по парте должны обменяться готовыми рисунками.

12.2. На полученном от товарища рисунке следует написать словесный перевод и показать его автору сообщения. Если перевод верен, и рабочая пара не проронила за время работы ни одного звука, она имеет право продемонстрировать свою работу всему классу.

 

Игра 13. Один из наиболее древних памятников Египта, который известен ученым - так называемая “палетка Нармера”. Это каменная плита, на которой содержится информация об очень важных для всего Египта событиях.

13.1. Класс разбивается на рабочие группы по 5 человек. Желательно производить разбивку при помощи складывания разрезанных изображений древнеегипетских иероглифических надписей.

13.2. Каждая рабочая группа должна перевести на язык слов плиту фараона Нармера. (Кн. “Искусство древнего египта”, стр 16 и 17.) В помощь дешифровщикам дается несколько ключей: подписанные изображения корон Верхнего и Нижнего Египта, подписанное изображение Сокола - воплощение солнечного божества Ра, Гора (и то и другое можно воспроизвести по книге “Ранние цивилизации”), а так же сообщение о том, что бык - тотем фараона. Группам рекомендуется так же вспомнить об общих законах рисуночного письма, которые детям уже известны по выполнению предыдущего задания. Группы работают 5-7 минут изолированно.

13.3. Через 5-7 минут после начала работы по хлопку педагога каждая группа оставляет на месте одного члена команды, а остальные идут к участникам других команд узнавать, что у кого получилось. На опрос отводится 2-3 минуты.

13.4. После опроса все возвращаются в свои команды. Обсуждаются версии, разработанные другими командами. Принимается окончательный вариант собственной версии. На работу отводится 2-3 минуты.

13.5. Педагог проводит жеребьевку, в результате которой выясняется, какая команда первой будет докладывать свою версию расшифровки. Команды, у которых версии совпадают или близки дополняют высказывание первой команды. Затем высказываются команды, версии которых резко отличаются от версии первой команды.

13.6. Затем педагог читает принятую в науке версию: “Плита сооружена в память победы Южного Египта над Северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Мы видим на одной стороне царя в короне Южного Египта, убивающего северянина, а внизу - убегающих северян... В главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из поросшей болотистыми растениями земли - дельты Нила... На другой стороне плиты наверху изображено торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу - царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага; на средней части этой стороны - символическая сцена культового, но неясного содержания. “ (“Искусство Древнего Египта”, стр. 21 - 22.).

13.7. Во время чтения каждая группа отмечает сколько верных догадок содержит ее версия. Соответственно, столько баллов получает группа.

 

Игра 14. Современные буквы получились в результате трансформации рисуночного письма. На пути между рисуночным письмом и алфавитом стоит клинопись. Она получилась в результате схематизации рисунка.

14.1. Двое соседей по парте сочиняют ребус - сообщение, где целые предметы заменены схематически изображенными фрагментами, несущими основную смысловую нагрузку (так, например, ходьба может быть обозначена не целой идущей человеческой фигурой, а только идущими палочками-ногами). Готовыми ребусами обмениваются ученики соседних парт.

14.2. Следует “прочитать” послания других групп и сделать письменный перевод подстрочник, затем вернуть листочек авторам, чтобы они подписали свой вариант расшифровки. Все листочки сдаются учителю. Наиболее интересные с точки зрения изобретенной письменности затем вывешиваются на стенд для всеобщего обозрения. Группы, верно дешифровавшие надписи партнеров, получают балл.

 

Игра 15. Следующий шаг в развитии письменности - переход к изображению звука.

15.1. Дома ученики готовят послания, где каждый символ (рисунок-буква) обозначает согласный звук, с которого начинается слово, обозначенное символом (например, идущие ноги - “ходьба” - обозначают звук “х”, а стоящие ноги - “ноги” - обозначают звук “н”).

15.2. Все послания при входе в класс складываются в шляпу, перемешиваются, а затем каждый вынимает то, что ему достанется.

15.3. Не выполнивший домашнее задание исключается из общей игры и получает индивидуальное задание. Например, - по литературе, предоставленной педагогом, подготовить краткий доклад об истории дешифровки иероглифов. Другой вариант - создать демонстрационное пособие - увеличенный рисунок таблицы трансформации рисуночного письма (по книге “Ранние цивилизации”, стр. 11). Такой способ борьбы с невыполненными домашними заданиями может применяться и во всех остальных случаях. Главных принципов два: не готов к игре и сотворчеству - не участвуешь; не сделал полезной для класса работы дома - сделай в классе.

15.4. Все участники основной работы дешифруют доставшиеся им послания. Первые пятеро, справившиеся с работой, получают право показать доставшееся им послание и прочитать свой вариант дешифровки.

       Все задания с 11 по 14 рассчитаны на знакомство с формированием алфавита и письменности на образном уровне. Они учат так же составлять и решать задачи, искать ключи к пониманию смысла непривычной знаковой системы.

 

Игра 16. Когда режиссер анализирует пьесу, которую собирается ставить, он, как правило, вычленяет в ней основные события. Некоторые считают, что их в каждой пьесе только три, некоторые считают, что их пять, а иногда их насчитывают и больше. Три события без которых пьесы не бывает, это завязка, кульминация и развязка.

       Завязка - это событие, которое происходит в начале пьесы. Оно очень важно для всех персонажей пьесы, оно что-то коренным образом меняет в жизни для каждого из них и заставляет их начать совершать какие-то действия. Именно это событие и определяет, что будет происходить в пьесе. Без этого события ничего бы дальше не случилось. (Например, если бы сказка “Волк и семеро козлят” была пьесой, то завязкой было бы событие “мама коза ушла, а козлята одни остались дома”. Без этого сказки нет.)   

       Второе, и самое главное событие - это кульминация. Кульминация - это событие, которое обычно находится где-то в середине пьесы, но может быть смещено и ближе к ее концу. Это тоже событие важное для всех персонажей пьесы без исключения. Оно коренным образом меняет поведение каждого персонажа и ход развития всего действия, всей истории. (В сказке ”Волк и семеро козлят” это событие - “волк ворвался в избушку и проглотил всех козлят”. До этого козлята баловались, ждали маму, волк голодал и придумывал способ найти добычу, мама-коза добывала еду козлятам. Теперь логика действий совершенно изменилась. Козлята уже вообще ничего не могут делать. Довольный волк уснул, чтобы переварить обед. А козе теперь некого кормить. Ей теперь нужно придумать, как спасти детей и отомстить волку.)

       Третье событие - развязка. Оно помещается ближе к концу пьесы или в самом его конце. Это событие, которое последний раз круто меняет все в жизни каждого персонажа. Это такое событие, которое исчерпывает сюжет, после которого в этой истории уже ничего произойти не может, а может начаться только новая, совсем другая история. (В сказке “Волк и семеро козлят” это операция, которую делают волку, в результате которой все козлята оказываются на свободе живыми и невредимыми. )

       Между этими тремя самыми главными событиями бывают еще промежуточные. Например, между завязкой и кульминацией в нашем примере один козленок спрятался за печку. Для его братьев в момент кульминации это ничего не изменило. Их проглотили. Зато потом он смог рассказать матери, что произошло. И поэтому случилось еще одно событие между кульминацией и развязкой. Коза пошла к волку и пригласила его в гости.

       Пьесы не бывает без борьбы. Там обязательно кто-то с кем-то за что-то борется. В завязке определяется, кто с кем и за что будет бороться. (В нашем примере волк и козы будут бороться за то, кто из них сумеет выжить в лесу, добыть себе пищу и обеспечить безопасность.) В кульминационной сцене кажется, что победа досталась одной из сторон. (Волку.) А в развязке выясняется, кто стал победителем в итоге. И чаще всего - это не тот герой, который казался победителем в кульминационной сцене. (Мама Коза.)

       Все это нам нужно знать, чтобы выполнить следующее задание.

16.1. Класс делится на малые рабочие группы. Каждая группа получает текст мифа об Осирисе, Исиде и Горе и приведенный выше текст, раскрывающий основной механизм драматургического анализа. Важно, чтобы оба текста были у детей в руках, а не только воспринимались на слух, потому что только возможность постоянного обращения к текстам сделает их работу плодотворной.

       Из трудов М. Э. Матье мы знаем, что миф об Осирисе дошел до нас прежде всего в качестве записи драматического представления. Такое представление, разыгрываемое, как правило, в храме во время праздников, посвященных божеству, называлось мистерией, то есть таинством.

       Каждая группа должна попытаться произвести драматургический анализ мифа об Осирисе. Определить завязку, кульминацию, развязку и, возможно, промежуточные события. Определить, кто здесь главные противоборствующие герои - противники, и кто входит в основные противоборствующие группы. За что идет борьба, и кто в ней побеждает.

       Можно подсказать детям, что для того, чтобы верно провести драматургический анализ, полезно вспомнить, или посмотреть в мифологическом словаре, кто из богов в этом мифе какие силы природы и жизненные явления олицетворяет.

       Работа требует значительного времени. В конце урока можно выслушать первоначальные версии, а окончательные варианты оставить на домашнее обдумывание и обсудить в начале следующего урока.

       Скорее всего мнения детей разойдутся. В качестве противоборствующих сил с одной стороны обязательно будет выступать Сетх. А с другой стороны окажутся разные персонажи: Осирис, Исида, Гор. Дети, скорее всего будут спрашивать, может ли быть сразу три главных персонажа. Или может ли быть так, что здесь не одна “пьеса”, а три. Ведь сначала Сет борется с Осирисом, потом с Исидой, потом с Гором. Нужно предложить детям попытаться самостоятельно ответить на эти вопросы, решить их так, как им кажется правильным. Нужно сказать им, что здесь нет единственно верного ответа. Все может быть. Важно аргументировать свою версию.

       И действительно, мы не знаем в точности, как именно разыгрывалась мистерия об Осирисе. И была ли она всегда одинакова? Скорее всего нет - она видоизменялась веками. И, скорее всего, первоначально главной героиней была Исида (а вернее древнее материнское божество, божество плодородия, функции которой позже перешли к Исиде). Она сражалась за жизнь против божества смерти и мрака. (Собственно говоря, Мама-Коза - славянский отголосок того же самого божества, и вся история - вариант того же самого мифа.)

       Позже женское божество плодородия стало вытесняться мужским. И тогда на первый план вышел Осирис. Он олицетворял уже не плодородие вообще, а растительность. И борьба Сета с Осирисом - уже не борьба жизни и смерти вообще, а борьба сезонов, борьба зимы и лета, сезона засухи и сезона разлива. Не случайно Сетх - бог знойной пустыни.    

       Как полагают некоторые ученые, и в том числе Матье, еще позже, когда патриархальное общество не только сменило матриархат, но и постаралось укрепить свои позиции в государственных законах, на первый план выдвинулась другая проблема, другой конфликт. Борьба Сетха и Гора за право престолонаследия. Сетх отстаивает древнее право передачи власти по материнской линии. Он говорит на суде богов, что должен наследовать Осирису потому, что рожден с ним одной матерью. А Гор отстаивает отцовское право: он претендует на престол, поскольку он сын Осириса.

       Может быть, три ипостаси развития конфликта наложились друг на друга в мистерии, а может быть, она имела трехчастную структуру, как это было, например, в древней Греции.

       Разумеется, дети, выстраивая свои версии драматургического анализа, скорее всего не доберутся до всех культурологических глубин и пластов текста. Но, безусловно, они подойдут к ним очень близко. И во время заключительной дискуссии учитель умелыми наводящими вопросами сможет легко вывести их на обнаружение всех основных проблем. Очень важно в таком виде работы хвалить детей за каждый шаг к истине, за каждый верно угаданный штрих, за каждый намек на разрешение проблемы.

       Этот вид работы дает детям в руки очень существенный инструмент исследования. Драматургический анализ и примыкающий к нему действенный анализ, с которым дети познакомятся ближе уже в репетиционном процессе, позволяет продуктивно разрешать многие проблемы как в области театра и искусства, так и в гораздо более широкой сфере. Психология, конфликтология, законы делового партнерства и политика во многом основаны на действенном анализе. Кто борется? За что идет борьба? Где завязка, кульминация и развязка? Это те вопросы, которые человек решает, пытаясь понять, почему “день не удался”. Это те вопросы, на которых основан “дедуктивный метод” Шерлока Холмса. И это те же вопросы, которые ставит история: какие общественные силы борются и за что - за власть, за экономические преобразования, за политические свободы? Действенный анализ - очень удобный аналитический инструмент. А в данном случае он позволит нам эффективно познакомиться с основным циклом египетских мифов и чуть позже - грамотно подойти к созданию нашего собственного драматического произведения.

 

Игра 17. Дети делятся на несколько рабочих групп по числу мифов о тайне имени, избранных учителем для работы. Мы рекомендуем миф об излечении Ра, ужаленного змеем, египетскую сказку о возвращении Ка, главу “Души” египтянина из книги И. Рака, заклинания дверей в царстве Осириса.

       Каждая рабочая группа получает какой-то из выбранных текстов и должна сделать короткое умозаключение о том, какое значение имело имя для древнего египтянина, а так же, как египтяне пользовались именами и прозвищами.

17.1. Сведения собранные всеми группами суммируются и в виде короткого текста вносятся в рабочие тетради.

17.2. Каждый ученик должен придумать прозвища всем своим товарищам по рабочей группе, стилизуя их под египетские. Варианты, признанные группой наиболее удачными сообщаются всему классу. Классу предлагается угадать, кому присвоено то или иное имя-прозвище.

       В ходе этой работы дети знакомятся с довольно сложными представлениями древних египтян о тайне имен, египетской магии, вере в загробное будущее. И во время этой же работы дети учатся законам литературной стилизации, которая потом поможет им в работе над созданием инсценировки.

 

Игра 18. С начала работы по теме “Культура Древнего Египта” мы читаем дома повесть Пола Гэллико “Томасина”. Чтобы стимулировать равномерное выполнение детьми домашнего задания, можно в начале урока проводить контрольные блиц опросы - устные или письменные. Тип таких опросов, которые должны выявить степень знакомства ребенка с текстом, хорошо знаком любому учителю литературы. (Как звали героя или героиню? Что случилось после того как...? В каком интерьере происходили такие-то события? И т. д.) В нашем случае разумно будет с определенного момента добавить и вопросы действенного анализа. (Как вы думаете, какое основное событие можно выделить в такой-то главе? Как вы думаете, кто является главными противоборствующими силами в такой-то главе, за что они борются и кто побеждает?) Кроме того на протяжении всей работы мы выписываем в словарь новые слова. Эти слова мы в классе сортируем на две группы: первая - слова, имеющие отношение к истории Древнего Египта; вторая - просто незнакомые слова. Слова второй группы учитель объясняет детям в рабочем порядке. Со словами первой группы идет особая работа.

18.2. Незнакомые слова из повести “Томасина”, которые имеют отношение к истории Древнего Египта равномерно распределяются между учениками. А те должны отыскать их значение в различных справочных, научных и художественных источниках. Над одним словом могут параллельно работать несколько человек. Один посмотрит значение слова в энциклопедическом словаре, другой в мифологическом, третий в книге “Ранние Цивилизации”, четвертый - в малой энциклопедии искусств, четвертый - в справочном аппарате и основном тексте сборника мифов, пятый - в книге, посвященной истории археологии и т. д.

18.3. В классе каждый ребенок делится плодами своих изысканий. Затем малые творческие группы работают над формулировкой наиболее точного и лаконичного определения, которое дети запишут в свой словарь. Наиболее удачные формулировки записываются.

18.4. Особая работа - с главным словом, с именем главной героини повести - Баст. С этим словом работают все дети. Нужно найти с помощью мифологического словаря все родственные ей божества: во-первых, всех тех, кто являлся ее вариантами - божественных кошачьих - львиц, самок леопарда и т. д. (Сохмет, Тефнут, Хатхор и др.); во-вторых, всех членов семей этих богинь - отцов, матерей, сестер, братьев, мужей и детей. А после этого нужно познакомиться со всеми мифами, которые рассказывают о кошачьих богинях. Все материалы исследования докладываются в классе и кратко фиксируются в тетрадях.

       Это самостоятельная научная работа с источниками. Она позволяет детям глубже и подробнее познакомиться с египетской мифологией, понять как формируются пантеоны богов, как меняется с веками мышление человека.

       Кроме того эта работа - подготовительный этап к реконструкции храмовой мистерии и созданию самостоятельной инсценировки.

       Работа со словарем помогает детей приучится к точности мышления, ясности и лаконичности высказывания.

 

Игра 19. Класс делится на малые творческие группы. Каждая группа загадывает какой-либо миф, относящийся к богине Баст и разыгрывает его в виде пантомимы. Остальные группы должны угадать о каком мифе идет речь. Каждая угадавшая группа получает очко. А группа, которая показывает получает столько очков, сколько насчитывается угадавших ее замысел групп.

19.1. После игры проводится свободное обсуждение работ: что больше всего запомнилось, понравилось, показалось наиболее выразительным, остроумным, удачным и почему.

       Упражнение преследует несколько целей. С одной стороны, это работа по повторению и закреплению пройденного материала. С другой стороны, это работа над точностью и выразительностью показа и отбором художественных средств. Но еще - это привыкание к выполнению актерских задач, снятие страхов перед сценической площадкой и подготовка к распределению ролей.

 

Игра 20. В повести “Томасина” названа дата царствования Баст - 1957 год до нашей эры. Все дети получают задание по разной научной литературе определить, что происходило около этого времени в политике, хозяйстве, науке и искусстве Древнего Египта. Своими открытиями дети делятся в классе. Сведения коротко фиксируются в рабочих тетрадях.

       Задание помогает глубже изучить время расцвета египетской цивилизации и помогает собрать материал, необходимый для постановки спектакля.

 

Игра 21. Учитель готовит копии репродукций статуи Ранофера, статуи зодчего Хемуна и статуи писца Каи (“Искусство Древнего Египта”, стр. 44 - 49) в таком количестве, чтобы всем детям было удобно с ними работать (лучше всего, если иллюстраций столько, сколько парт в классе). На копиях не должно быть видно подписей. Дети не должны знать ни к какому периоду египетского искусства относятся статуи, ни кого они изображают.

21.1. Ученики могут выбрать любую из трех предложенных иллюстраций и реконструировать психологический портрет и черты биографии изображенного человека, доказывая свою версию особенностями изображения. Во время работы они не сообщают ни учителю, ни другим ученикам, какой выбор они совершили. Время на работу - 20 минут.

21.2. После окончания первого этапа работы первый по жеребьевке читает вслух свою работу. Когда его чтение окончено, все, кто понял, что писали о той же статуе, пересаживаются на тот ряд, где сидел первый читавший, а остальные освобождают им места. Это делается молча. Никаких уточняющих вопросов. Уверен - пересел. Не уверен - остался. От ученика требуется максимальное внимание и умение принимать решения. Тот, кто задает вопросы в этом упражнении лишается права читать свою версию описания и участвовать в дискуссии.

21.3. Когда ряд сформирован, все, у кого есть существенные дополнения и несогласия, читают отдельные выдержки из своих работ. Когда работа по первому изображению закончена, читает свой текст тот, чей номер жеребьевки остается следующим. Авторы, писавшие о второй статуе, группируются вокруг него во втором ряду. И работа происходит по тому же плану. Затем так же - с третьим изображением.

21.4. В то время, когда происходят все чтения, каждый ученик отмечает у себя в тетрадке, чьи работы и почему ему больше понравились. Критерии оценки: точность описания, художественность языка, доказательность версии, целостность композиции работы. После окончания всех чтений каждый ряд получает возможность посовещаться в течении двух минут и определить наиболее интересные работы в двух других рядах.

21.5. На последнем этапе работы учитель выдает каждому ряду копии текста искусствоведческого анализа и атрибуции статуй, чтобы ребята могли сравнить свои версии с версией ученых.

       Работа развивает навыки искусствоведческого анализа, приучает внимательно всматриваться в произведение изобразительного искусства, черпать максимум возможной информации из немого изображения. Работа приучает так же грамотно выстраивать письменную работу, заботиться о стиле изложения и композиции.

 

Игра 22. Класс делится на 2 - 3 группы, в зависимости от количества учеников в классе. В данном случае, группы формируются с учетом взаимных симпатий детей, поскольку им предстоит работа в очень тесном психологическом и телесном контакте, и они должны чувствовать себя комфортно.

       Механизм деления может быть таким. Детям предлагается свободно перемещаться по классу, задавая друг другу разные вопросы и обмениваясь вещами, не прекращая движения. Затем по хлопку учителя все замирают. А пока он считает до условленной цифры, например, до 10, все должны разбиться на равные группы.

22.1. До начала формирования основных рабочих групп выделяется группа экспертов - 3 человека. Группу экспертов выбирает класс. В нее выдвигаются те дети, которые в процессе предыдущей работы обнаружили больше всего способностей к искусствоведческому анализу. 

22.2. Каждая из основных рабочих групп получает свою часть комнаты, где она вольна передвигать мебель и планировать пространство по своему усмотрению, группа получает так же копию репродукции “Охота на ниле. Рельеф гробницы Ти в Саккара” (“Искусство древнего Египта”, стр. 60).

22.3. Группа экспертов получает художественный альбом с большим количеством египетских фресок и барельефов и в том числе изображение, с которым работают основные группы.

22.4. Задача больших рабочих групп - создать из собственных тел максимально точную копию полученного изображения. Часть учеников превратится в “глину”, а часть в “скульпторов”. Каждая рабочая группа в течении 2 минут принимает решение о том, кто будет в игре скульптором, а кто глиной. Поскольку композиция многофигурная, разумно выбрать не одного скульптора, а двух или трех, чтобы работа шла быстрее и “глине” не было слишком тяжело долго стоять в неподвижной позе. Но в группе скульпторов один должен быть главным и следить за целостностью и соразмерностью всей композиции. В работе можно использовать парты, стулья, драпировки и любой реквизит, который попадется под руку. Основное условие - работа должна идти молча. Скульптор работает только руками. Он ничего не объясняет глине, а лепит из нее. Этот вид работы рассчитан во многом на внимание и чуткость к партнеру, поэтому важно учиться общаться без слов.

22.5. Пока основные группы создают свои композиции, эксперты знакомятся с особенностями изображений и пытаются сформулировать общие для них законы. Когда собственная версия готова (7-10 минут), учитель дает экспертам возможность познакомиться с искусствоведческим текстом (3-5 минут). После этого эксперты отправляются смотреть работы, созданные основными группами и указывают на допущенные ошибки. Выбирают наиболее удачную композицию и дают возможность внимательно изучить ее остальным группам, комментируя ее достоинства.

22.6. Затем все дети возвращаются на свои места и проводится рефлексия. Все желающие высказываются о том, что они чувствовали во время работы. Что им мешало, что помогало? Какие необычные ощущения они испытали, какие из них были приятными и неприятными. “Глина” может рассказать, как она понимала, чего хотят руки скульптора, как представляла себе свой образ. Скульпторы могут рассказать о том, как им казалось чему сопротивляется глина, и чего они хотели от нее добиться.

22.7. После рефлексии все желающие могут познакомиться с альбомами, с которыми работали искусствоведы.

       Работа дает возможность пропустить особенности и законы древнеегипетского изобразительного искусства через собственное тело, не только увидеть и понять, но и почувствовать.

 

Игра 23. Детям предлагается отыскать в библиотеках художественные альбомы, посвященные искусству Древнего Египта и схематично зарисовать позы танцовщиков и акробатов, изображенных на египетских фресках и барельефах.

23.1. В классе продолжается работа “скульптор и глина”. Дети разбиваются на пары по собственному желанию и лепят по очереди друг из друга разные варианты фигур танцовщиков и акробатов.

23.2. На следующем этапе работы пары должны придумать способ - соединить в движении три нарисованных позы. Первая поза фиксируется скульптором - движение-переход - вторая зафиксированная поза - движение-переход - третья зафиксированная поза.

23.3. Работы по оживлению фигур обсуждаются в свободной дискуссии.

23.4. Между авторами наиболее интересных композиций распределяются все ученики класса. Движение, придуманное и исполненное одной парой тренируется и исполняется синхронно всеми участниками группы.

       Работа позволяет приучить детей к самостоятельному посещению библиотеки, дает им возможность более широко, чем позволяют рамки урока, познакомиться с изобразительным искусством Древнего Египта. В ходе этой работы начинает формироваться будущий хореографический рисунок спектакля.

 

Игра 24. Итоговая работа по искусствоведческому анализу. На каждую парту выдается изображение фараона Хафра Древнего Царства и фараона Сенусерта 3 Среднего Царства (“Искусство Древнего Египта”, стр 55 и 80). Предлагается выполнить письменно сравнительный анализ изображений. Желающим можно предложит опорные вопросы, которые будут делиться на два основных блока: а) чем отличаются личности, изображенные на скульптурных портретах; б) чем отличается стиль исполнения портрета художником.

           

Игра 25. Итоговая творческая работа. Детям предлагается создать короткую повесть “История женщины” по различным изображениям царицы Нефертити : раскрашенный известняк, 50 см; песчаник, 19 см; известняк, 40 см; песчаник, 32,5 см и т. д. (по книге “Во времена Нефертити” М. Э. Матье). Лучшие работы могут быть помещены на стенд или в рукописный журнал и прочитаны в классе. После обсуждения работ учитель может рассказать историю Нефертити и Эхнатона. 

 

Игра 26. Свободная дискуссия. Для проведения свободной дискуссии желательно освободить центр класса от парт и сесть в большой круг, чтобы всем было одинаково хорошо видно и слышно друг друга, чтобы не было “первых рядов” и “галерки”.

26.1. Учитель пишет на доске или раздает всем детям в руки отрывок из поучения Аменхотепа 1 сыну - Сенусерту 1 (1980 - 1960) (“Искусство Древнего Египта” М. Э. Матье, стр 69). “Берегись подданных... не приближайся к ним и не оставайся один. Не доверяй брату, не знай друга, да не будет у тебя доверенного, ибо это бессмысленно. Когда ты спишь, охраняй сам свое сердце, ибо в день несчастья не имеет человек поддержки.” В тексте не указаны даты, автор и адресат текста.

26.2. В форме свободной дискуссии обсуждается ряд вопросов. Что можно сказать о времени, в которое писались такие строки? Какие события должны были происходить на глазах автора этого послания? Кто мог быть автором этих печальных строк? Каково его социальное положение и психологический облик? Кому могли быть написаны такие строки? Может ли ожидать успешная и счастливая жизнь человека, который буквально воспользуется такими советами?

26.3. Во время дискуссии учитель ни в коем случае не должен высказывать собственного мнения, поскольку это так или иначе повлияет на ход мысли и высказывания детей: не важно - в прямую или “от противного”. Важно, чтобы дети сами отработали все варианты исторических версии и нравственных оценок. Задача дискуссии состоит не только в том, чтобы познакомиться с историческим текстом и историческим временем, но и в том, чтобы дать возможность детям в косвенной форме высказаться о волнующих их проблемах, сбросить психологическое напряжение. А для этого, в том числе, необходимо дать им возможность открыто высказать весь накопившийся негатив и помочь справиться с ним самостоятельно. Для этого учителю нужно занять позицию активного слушания. Роль учителя - это роль организатора дискуссии. Он помогает детям двигать дискуссию вперед при помощи уточняющих вопросов, тактично гасит конфликтные ситуации. Важно, чтобы он помог каждому ребенку услышать самого себя и других детей, важно, чтобы он научил их видеть рациональное зерно в любой позиции и любом высказывании, очищая это высказывание от шелухи многословия и максималистского эпатажа. Если дети дружно просят учителя обнародовать его точку зрения на ту или иную проблему, он может пообещать им, что сделает это в конце дискуссии. Но и тогда его высказывание не должно носить категорического характера.

26.4. По окончании дискуссии, учитель сообщает детям, кто является автором и адресатом текста, и чем характеризуется исторический период, когда текст был создан.

 

Игра 27. Класс делится на восемь рабочих групп. Каждая группа получает текст гимна “Песнь семи Хатхор” (“Мифы Древнего Египта”, стр. 252-253). Песнь состоит из восьми строф. Каждая группа должна попытаться реконструировать действия, которые происходили в обряде во время пения. Приступая к реконструкции ученики должны помнить:

- Баст - одно из имен Хатхор, т.е. фактически это одна и та же богиня;

- текст гимна точно соответствует по смыслу и сюжету действиям жрецов-актеров;

- храмовая мистерия повествует о сюжетах, связанных с жизнью божества;

- мистерия, как правило состоит из нескольких сюжетных элементов: торжественный вынос статуи божества, облачение божества, восхваления и жертвы, разыгрывание сюжетов, восхваление и жертвы, финал.

27.1. Группы по порядку рассказывают, как они себе представляют действия и пытаются увязать строфы между собой, вырабатывают общий сюжет мистерии.

 

Игра 28. Дома детям предлагается подумать о том, на какие главные сюжетные линии можно разделить повесть Пола Гэллико “Томасина”. Эти сюжетные линии желательно зарисовать графически. Кульминация каждой сюжетной линии окажется самой высокой точкой на рисунке, а промежуточные важные события обозначатся более низкими пиками.

28.1. В классе дети обсуждают результаты домашней работы и останавливаются на каком-то наиболее точном, с их точки зрения варианте.

28.2. Затем класс делится на малые рабочие группы. Каждая группа получает текст одного из уже знакомых детям мифов, связанных с Баст. Каждая группа должна попытаться отыскать аналогии между доставшимся ей мифом и сюжетными линиями “Томасины”. Каждая группа рассказывает классу о результатах своих изысканий.

28.3. В свободной дискуссии дети решают, какие сюжетные линии повести должны войти в спектакль, а какие можно оставить за пределами сценического повествования.

       Работа нужна для того, чтобы вспомнить всю повесть. В процессе работы дети осваивают элементы литературного анализа, учатся некоторым навыкам сценарного искусства.

 

Игра 29. Класс делится на малые рабочие группы. Задача каждой группы составить сценарный план будущего спектакля. Следует решить, какова основная тема нашего спектакля, о чем мы хотим поговорить со зрителями. Какие сюжетные линии повести “Томасина” и мифов о Баст дают нам больше всего возможностей, чтобы раскрыть эту тему. Какой конфликт поможет лучше всего раскрыть эту тему, и каковы основные участники этого конфликта. Как соединятся в единый сюжет повесть и “Египетская часть”. Где в нашей истории будет завязка, кульминация и развязка. Решив все эти проблемы, группа должна перечислить основные эпизоды сценария, указав действующих лиц каждого эпизода и его краткое содержание.

29.1. Каждая группа защищает свою версию сценария, а затем класс решает на какой версии остановится, или какие из них следует соединить.

 

Игра 30. Класс делится на рабочие группы по три человека. Двое в группе - актеры. Желательно, чтобы это были мальчик и девочка. Они будут читать тексты за богиню Баст и бога Тота. Третий член команды - режиссер.

30.1. Каждая команда получает два текста: короткие реплики-монологи Баст и Тота.

       “Имя мое - Баст. Я богиня, царившая в Бубасте. Зовусь я владычицей Востока и звездой утренних небес. Я сокрушила змея Апопа под священной сикоморой.

       Отец мой - Ра-Солнце, мать моя Хатор-Луна; Нут, богиня небес, - сестра мне, а брат мой - Хонсу, изгоняющий злых духов.

       Мне поклонялись в храме за 1957 лет до того, как пришел на землю Бог Христос. Я жила, умерла и воскресла.” (“Томасина”, стр. 151)

       “Не трогай меня, Нубийская Кошка! Я знаю, что ты - самая прекрасная и самая могущественная из богинь. Ты можешь меня растерзать. Но любое злодеяние неминуемо карается возмездием, исходящим от великого Ра. Хочешь, я расскажу тебе, как Владыка Всего Сущего наказал коршуна за то, что он нарушил клятву и совершил убийство?” (“Мифы Древнего Египта”, стр. 69 - 70.)

       К текстам прилагаются задания. Монологи нужно прочитать с выполнением различных актерских задач. У Баст-Томасины: удивить, успокоить, напугать. У Тота : устыдить, ободрить, восхвалить. Каждая рабочая группа должна создать хотя бы два варианта диалога, где каждый персонаж подает свою реплику, выполняя одну из поставленных задач. Порядок реплик - по усмотрению режиссера. Например: первая реплика Тота с задачей устыдить, вторая реплика Баст с задачей напугать; или первая реплика Баст с задачей успокоить, вторая реплика Тота с задачей восхвалить. Варианты могут быть любые.

       Группы готовятся к чтению. При этом режиссер следит за тем, чтобы актерские задачи выполнялись, и смонтированный диалог звучал логично, чтобы партнеры точно реагировали на интонацию друг друга.

30.2. Затем команды в порядке жеребьевки предъявляют свои работы. Слушающие группы должны отгадать, какие актерские задачи пытались реализовать участники работающей группы.

30.3. В конце урока проводится обсуждение, где определяется, чьи работы были наиболее точны и выразительны.

       Работа рассчитана на помощь детям в овладении разнообразием интонирования и речевого воздействия, на развитие партнерского внимания, на отработку художественной выразительности, на углубление личностных отношений с героями Египетской мифологии. Кроме того, эта работа предшествует распределению ролей в будущем спектакле или открытом уроке. Важно, чтобы распределение ролей было объективным и принималось группой, чтобы это было подготовленное, обоснованное и совместно принятое решение.

 

Игра 31. Класс делится на количество групп по числу утвержденных драматических эпизодов. Каждая группа получает для работы один эпизод и необходимую литературу. Каждый участник группы индивидуально создает свою версию сценического диалога для данного эпизода. Потом группа обсуждает получившиеся работы и монтирует единый текст эпизода. При этом ученики должны помнить, что в каждой сцене, как и в пьесе в целом есть борющиеся стороны, конфликт и предмет борьбы, а композиционно - завязка, кульминация и развязка.

31.1. Каждая группа читает свой текст. Он обсуждается всем классом. При этом учитывается: понятно ли слушателям, что происходит в эпизоде; выделена ли в нем главная мысль и главная тема; какие реплики являются лишними, дублирующими действие и ничего не добавляющими к смыслу; какие реплики звучат ярко, соответствуют индивидуальности персонажа, а какие нет; какие действия персонажей выглядят логично и убедительно, а какие нет.

31.2. Каждая группа дорабатывает свой вариант текста, с учетом прозвучавших замечаний, после чего тексты читаются снова. Тексты могут быть отданы домой на доработку детям, которых класс признает в качестве лидеров литературной работы. Репетиционный вариант инсценировки может быть затем упорядочен учителем. Но итог всех доработок обязательно обсуждается в классе.

 

Игра 32. Класс разбивается на две или три рабочие группы. Каждая группа получает текст “Песни семи Хатхор”. Ученики выбирают в каждой группе руководителя хора. Желательно, чтобы это был человек с музыкальным образованием, по крайней мере с хорошим чувством ритма. Группа под руководством хорега старается прочитать текст вслух от начала до конца, сопровождая чтение ритмическими постукиваниями. Чтение происходит шепотом, постукивания тихие, поскольку в классе работает не одна группа. Если есть возможность, детей надо развести в разные помещения. В итоге первого этапа работы каждая группа должна осуществить хоровое прочтение гимна в четком ритмическом рисунке, сопровождаемое хлопками, притоптываниями или постукиваниями.

32.1. На втором этапе работы каждая группа внутри наиболее интересного и выразительного ритмического рисунка должна предложить варианты наиболее выразительной мелодекламации, небытового, полураспевного интонирования.

32.2. После прослушивания всех хоров выбирается наиболее удачный вариант, который ляжет в основу репетиционной работы.

       Ритм - один из важнейших языков для любого вида искусства. На умение считывать ритм и пользоваться им, как средством художественной выразительности рассчитана работа.

 

Игра 33. Класс делится на 5-6 рабочих групп. При делении учитываются пожелания учеников, поскольку им предстоит серьезная творческая работа, в ходе которой важно не только взаимопонимание, но и общие художественные взгляды и пристрастия. Следовательно, детей и нужно попросить положить в основу создания групп принцип общности эстетических ценностей.

33.1. Ученикам предлагается рассмотреть изображение храмовых залов Луксора и Карнака, а так же заупокойных храмов и внешний вид храмов Абу-Симбела и Хатшепсут, а затем создать проект декораций египетской части будущего спектакля.

33.2. Когда эта работа окончена, ученики выдвигают из каждой группы одного представителя, который будет защищать проект. Остальные дети образуют новую творческую группу - художественный совет. Каждый из детей получает роль и установку. Все роли - парные: Актер - позитив и Актер - негатив, режиссер - позитив и режиссер - негатив. Так же парными являются роли директора театра, художника по свету, художника - изготовителя декораций, рабочего сцены - монтировщика, историка-консультанта, школьного учителя и ученика - членов зрительского клуба театра и т. д. Роли и установки дети вытягивают из “шляпы” с завязанными глазами. Получив свою роль, они должны в суждениях о предложенных проектах декораций исходить из интересов своего персонажа. Актера интересует, удобно ли ему будет играть в предложенных декорациях, режиссера интересует соответствие декорации основному замыслу спектакля, директора - экономические затраты на производство, художника по свету - возможные световые эффекты, изготовителя - сложности изготовления, монтировщика - сложности установки и смены декораций, историка - соответствие исторической действительности, учителя - воспитательно-образовательный эффект, ученика - увлекательность замысла. Если установка “позитив” - задача найти все хорошее в рамках ролевых интересов. Если установка “негатив” - задача найти все плохое. Кроме того выбираются трое протоколистов, которые по-очереди записывают ход “художественного совета”.

33.3. “Авторы” по очереди, в порядке жеребьевки выставляют проекты. Все высказываются от имени своих персонажей. Затем “автор” отвечает сразу на все вопросы и претензии. Затем показывает проект следующий.

33.4. Когда все проекты показаны, все дети садятся в круг, протоколисты напоминают основные позиции разговора, если это требуется, и дети уже от своего лица решают, какой проект выбирается к производству, или элементы каких проектов совмещаются.

       Игра в “художественный совет” позволяет реально осмыслить все сложности, которые ждут группу в практической работе по оформлению спектакля и принять наиболее целесообразное и художественно обоснованное решение.

 

Игра 34. По иллюстрациям и описаниям в книге “История костюма”, а так же “Ранние цивилизации” (стр. 36) можно изучить особенности древнеегипетских костюмов, а затем устроить конкурс проектов костюмов.

 

Игра 35. Класс разбивается на группы мастеров: скульпторов, художников, столяров, портных. Естественно, при разбивке учитываются конкретные способности каждого. Группы не равные. Количество человек в группе определяется объемом и видом работ. Между рабочими группами распределяются обязанности: кто изготавливает костюмы, кто реквизит (сценические вещи: щиты, оружия, украшения, сосуды, атрибуты жрецов и т. д.), кто сценических кукол, наголовные маски, крупные детали интерьера (например, трон и ритуальную ладью), кто расписывает сами декорации.

35.1. Каждая группа выбирает “бригадира”, который получает у учителя соответствующую справочную литературу и обращается к учителю за консультациями. На этом этапе работы очень полезно сотрудничество с учительями изобразительного искусства и труда, а так же с родителями, обладающими соответствующими навыками. Важно однако, чтобы дети под руководством специалистов выполняли работу сами, только тогда они овладеют навыками претворения замысла в реальный художественный продукт, и это позволит им приблизиться к авторской позиции.

 

Игра 36. Попробуйте воспроизвести на собственном лице грим, пользуясь образцами: головки статуй Тутмеса 3 и царицы Хатшепсут (“Искусство Древнего Египта”, стр. 104 - 105). Учтите, что египтяне накладывали в качестве основы желтоватый тон, веки довольно ярко подкрашивали зеленым и красили губы в темные тона. Так поступали и мужчины и женщины.

           

Игра 37. Ученики разбиваются на несколько творческих групп. Они одевают заготовки костюмов, и вспоминают текст “Песни семи Хатхор” (в идеале к этому моменту все должны знать его наизусть) и фигуры древнеегипетских танцев. Учитель ставит им различные композиции африканской этнической музыки, и они пробуют соединить движение, чтение и ритм музыки. Хорошо, если у групп есть возможность работать с разными кассетами в разных помещениях.

       Во время этой работы выбирается удобное музыкальное сопровождение, отрабатываются элементы хореографии и проверяется удобство сценического костюма.

 

Игра 38. Дальше начинается собственно репетиционная работа. Как она будет построена зависит от конкретной труппы и конкретных руководителей, но в ней при желании можно применять многие из тех методических приемов, которые были описаны нами ранее.

 

Библиография:

М. Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Искусство. Москва. 1970.

М. Э. Матье. Во времена Нефертити. Искусство. Л. - М. 1965.

М. Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. “Восточная литература” РАН. 1996.

Пьер Монтэ. Египет Рамсесов. Наука. М. 1989.

И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. Петро-Риф. С.-П. 1993.

А. И. Немеровский. Мифы и Легенды Древнего Востока. Просвещение. М. 1994.

Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации. Москва. 1994.

Вольфган Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. ЭКСМО и ОКО. М. 1996.

Пол Гэллико. “Дженни. Томасина. Ослиное чудо.” Семья и Школа. М. 1995.

 

Глава 3

Сны Томасины

(инсценировка по мотивам повести Пола Гэлико “Томасина” и египетских мифов


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.256 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь