Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гимн Баст-Хатхор и реконструкция обряда



       В книге И. В. Рака мы находим гимн, посвященный Хатхор (одно из воплощений Баст). Значит, расшифровав его смысловой код, мы сможем догадаться о том, что происходило в обряде.

       Мерные наши удары для тебя, Баст.

    Мы пляшем для величества твоего,

    До высот неба

    Мы воздаем хвалу тебе.

       Что происходит в храме при чтении первой строфы? На этот вопрос легко находят ответ все ученики: жрецы бьют в ритуальные барабаны, танцоры исполняют танец с воздеванием рук или подпрыгиванием. Как узнать, каковы были фигуры египетского танца? Разумеется, без фантазии в реконструкции танца не обойдешься. Но у нас есть важный источник для создания образа египетского танца - египетские росписи, изображающие танцовщиков. Вспомогательный источник - живые восточные ритуальные и народные танцы. Многое могла бы нам рассказать музыка, но она не сохранилась.

       Читаем гимн дальше.

       Ведь ты владычица скипетров,

    Владычица ожерелья и систра,

    Владычица музыки,

    Которая звучит для тебя.

       Скипетр, систр, ожерелье - священные предметы богини. Скипетр - символ власти. Это понятно. А ожерелье? Просто украшение? Или оно что-то означает? И какое оно это ожерелье? Можно оставить разгадку этого вопроса на потом. Но вот что такое "систр" мы не знаем. Обращаемся к словарям.

       Ответ находится в словаре музыкальных терминов. Оказалось, что систр - это погремушка: рамочка, к которой приделана ручка, из которой свободно торчат полые тростиночки. При ударе о рамочку они издают треск и слабое гудение. Интересно узнать, в каких случаях древние пользовались трещотками и погремушками. Мы вспомнили все, что уже проходили по архаической, первобытной культуре. Оказывается, с помощью трещоток изображались голоса умерших прапредков, тотемов. Значит Баст была когда-то тотемным божеством. Где и у какого народа? Мы искали ответ в мифах. Там Баст часто называют "Нубийской кошкой". Разгневавшись, она уходит в пустыню Нубии и не желает возвращаться оттуда в Египет. В исследованиях М. Э. Матье рассказывается о том, как близки погребальные культы нубийцев и египтян. При этом доказывается, что нубийские культы древнее. Не оттуда ли родом наша кошечка?

       И тут рождается догадка о том, что за музыка звучит в ее храме. Ведь древне-египетской музыки не сохранилось. Зато есть этническая африканская. И там звучат систры, кимвалы, а так же всякие другие древние ритуальные инструменты. Значит, нубийская версия поможет нам в подборе музыкального оформления.

        Однако, вернемся к гимну. Почему именно во второй строфе упоминаются священные предметы богини? Какие действия совершают участники обряда? Ответ ищем снова в исследовании мистерий. Оказывается, во время обряда выносили статую божества, или выводили жреца, принимавшего на себя роль бога, и происходило торжественное облачение: на божество одевали праздничные одежды, вручали ему знаки власти. Видимо, именно эти действия производятся, когда звучит вторая строфа.

       Читаем дальше.

       Мы воздаем хвалу величеству твоему каждый день,

    С вечера до той поры, когда заря встает над землей,

    Мы ликуем перед ликом твоим, повелительница Бубаста,

    Мы чествуем тебя песнопениями.

       Строки, если вдуматься, загадочные. Почему чествование происходит "каждый день"? Почему "с вечера до той поры, когда заря встает над землей", то есть ночью, а не днем? Необходимо побольше узнать о Баст, чтобы понять это.

       Оказывается, Баст почитается и под другими именами: Тефнут, Хатхор, Сохмет. С этой кошачьей богиней связано несколько мифов, которые по-разному изложены в различных источниках. И мы читали эти мифы в изложении А. Немеровского, М. Матье, И. Рака. Мы уже знали из повести Пола Гэллико, что Баст может воплощаться в солнечное божество Баст-Ра. И мифы указывают на связь Баст с солнечными божествами. (Заметим, что солнечное происхождение Баст, возможно укажет нам, какое ожерелье носила богиня. Ведь солнечные боги изображаются с золотыми ожерельями, напоминающими солнечный диск.) Но вернемся к мифам. В одном из них говорится, что священный рыжий кот, воплощение Солнца, убил змея Апопа под священной сикоморой. Какое отношение это имеет к нашей истории? И что это за змей Апоп, о котором, кстати, упоминала и Томасина?

       Оказывается, это чудовище, которое проживает в Дуате, в Царстве Мертвых, в Реке Тьмы или в Подземном течении Нила. Именно туда, свершив свой дневной путь по небесам, опускается Солнечная Ладья Ра. И тогда Апоп, дух тьмы, нападает на Ладью. Он выпивает воды подземного Нила. Ладья не может плыть. И змей хочет проглотить ее, чтобы никогда больше Солнце не взошло над землей. Между Апопом и Ра происходит бой. Ра в образе рыжего кота (Баст-Ра?) отсекает голову змею, и воды возвращаются в свое русло. Ладья продолжает свой путь. А на следующую ночь все повторяется. Ведь время у древних, а в особенности время мифологическое, циклично.

       Поможет ли миф о плавании Солнечной Ладьи разгадать третью строфу гимна? ("Мы воздаем хвалу величеству твоему каждый день, с вечера до той поры, когда заря встает над землей".) Очень может быть, если к результатам исследования египетской мифологии добавить знания по архаической культуре. Зачем наши предки жгли по ночам ритуальные костры? Зачем в день зимнего солнцестояния зажигали огонь до небес? Зачем плясали возле этих костров до изнеможения, а потом катались по земле? Для того, чтобы помочь Солнцу в борьбе со мраком. Тепло и свет костра, энергию движения и жар собственных тел они отдавали солнечному божеству, что бы ему легче было справиться с темными подземными божествами. Наши далекие предки верили, что если люди не будут помогать Солнцу, темные силы одолеют его и не наступит утро после ночи, а весна после зимы.

       В третьей строфе речь, скорее всего идет о дневном цикле: "мы воздаем хвалу величеству твоему каждый день". А что же происходит в обряде? Теперь ответ на этот вопрос представляется нам довольно простым. Что такое мистерия? История "жизни" божества. Значит, скорее всего эта строфа сопровождается разыгрыванием сюжета о суточном странствовании Солнечной Ладьи.

       Читаем дальше.

       Ведь ты владычица ликованья, повелительница пляски,

    Ты владычица музыки, повелительница игры на арфе,

    Ты владычица хороводов, повелительница плетения венков,

    Ты владычица благовоний, повелительница танцев.

       И снова нам на помощь прийдет знание архаической культуры. Когда и почему древние народы плели венки, водили хороводы и жгли пахучие травы? Как правило, это происходило в праздник летнего солнцестояния. Так осуществлялось благословение нового цветения и нового урожая. В эти же дни, как правило, проходили сговоры и предварительные испытания женихов и невест. Можно предположить, что во время пения этой строфы, девушки и юноши, участники праздника, увенчивали друг друга цветочными венками и гирляндами.

       Строфа дает нам представление и о том, когда происходил главный годовой праздник Баст. Вероятно, это именно летнее солнцестояние, потому что в противном случае, трудно понять, откуда могут взяться цветочные венки.

       Читаем дальше.

    Мы славим величество твое,

    Мы воздаем хвалу тебе,

    Мы возносим твою славу

    Над всеми богами и богинями.

       Тут загадка в последних строках. Почему слава Баст возносится "над всеми богами и богинями"? Ведь она не Ра, не "отец вселенной, создатель всего сущего". Мы снова обращаемся к мифам и находим такой, где сам Ра вынужден был умолять Баст о снисхождении. Это миф о том, как Баст, поссорившись со своим отцом Ра, удалилась в Нубийскую пустыню и не захотела возвращаться. Тогда высох Нил, засохли посевы, мгла опустилась над Египтом. Какие природные явления описывает миф догадаться нетрудно. Это засуха, а иначе - египетская зима, неплодородный сезон. Значит Баст - олицетворение весны и плодородия. (И еще одна версия ожерелья. Если Баст - богиня плодородия, значит она - одно из воплощений Исиды. Не случайно в некоторых мифах она считается дочерью именно этой богини. Значит и ожерелье у нее может быть такое же, как у Исиды. Стоит посмотреть картинки, изображающие одеяние богини.)

       Однако, вернемся к мифу. Когда Кошка покинула Египет, Ра собрал всех богов в зале совета, чтобы они помогли ему вернуть возлюбленную дочь и спасти Египет от гибели. В нубийскую пустыню отправился сам Тот - бог мудрости. И ему удалось умиротворить и вернуть разгневанную богиню в Египет.

       Значит можно предположить, что во время пятой строфы начинает разыгрываться сюжет именно этого мифа. Тем более, что в следующей строфе содержатся слова, очень похожие на намек относительно посланничества Тота.

       Ведь ты владычица гимнов,

    Повелительница книг,

    Великая обладательница знаний,

    Хозяйка дома писцов.

       Все приведенные здесь эпитеты являются традиционными вовсе не для Баст, а именно для Тота. Это его всегда называют "повелителем книг", "хозяином дома писцов". Он бог мудрости, бог писцов и папирусов. Однако, в мифе, где описывается посланничество Тота, он беззастенчиво льстит Кошке, награждая ее самыми пышными титулами и всячески умаляя свое достоинство. Есть намек на другую версию того же мифа и строфой ниже, где говорится, что Баст "владычица беспредельного опьянения".

       Удалившись в пустыню, Баст убивала людей и пила кровь, которая текла рекой. Хитроумный Тот научил людей сварить красное пиво, и дать его Кошке вместо крови. Она опьянела, уснула, а проснулась в мирном и сговорчивом настроении.

       Две последние строфы не содержат ничего существенно нового, если не считать того, что в них вдруг меняются местами наблюдатель и действующие лица. До этого речь шла о том, что участники обряда "свершают" для богини: "пляшут", "чествуют", "возносят хвалу" и т. д. То же происходит и в предпоследней строфе. А в последней вдруг происходит смещение: "ты внимаешь нашим песням", "мы радуемся, глядя на тебя". Может быть, здесь нет никакого особого смысла. А может быть, в апофеоз праздника жрица, исполняющая роль Баст, включается в общий танец. И теперь хор только поет гимн, а танцует сама богиня, и все "радуются, глядя на нее". Вариант вполне возможный, если учесть, что любой обряд мыслился как диалог с богами, где жрецы были посредниками и теми или иными знаками передавали волю и настроение божества.

       Прочитаем две последние строфы.

    Ты владычица венков, повелительница хороводов,

    Владычица беспредельного опъянения,

    Мы ликуем перед тобой, мы играем тебе,

    И твое сердце радуется тому, что совершаем мы для тебя.

 

    Мы радуемся величеству твоему каждый день,

    Сердце твое ликует, когда внимаешь ты нашим песням.

    Мы радуемся, глядя на тебя каждый день, каждый день,

    И наши сердца ликуют при виде тебя.

    Получается довольно стройная картинка:

- торжественный выход и облачение богини;

- разыгрывание мифа о Солнечной Ладье;

- традиционные игры праздника Летнего Солнцестояния;

- разыгрывание мифа о бегстве Баст в Нубию;

- возвращение богини и апофеоз праздника.

 

5. Сюжетная канва мифа и повести,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь