Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Создание сказок и историй⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Сами действия создания сказок и историй строятся на более высоких уровнях Е, но они дают чудесные возможности по введению ребенка в ситуации и отрабатывание всевозможных способов поведения. Сказка всегда имеет вход (начало) и выход (конец). Она начинается с «жил-был», а заканчивается «возвращением», «едой», «пиром» – «и я там был, мед-пиво пил», «пир на весь мир» или «несчастьем», «гибелью». Ребенок сам предлагает варианты проблем и их решений. Задача взрослого – удержать ребенка внутри предполагаемой ситуации, довести ситуацию до разрешения. Если ребенок незнаком с архитипическими сюжетами, варианты развития ситуаций предлагает педагог, а ребенок выбирает то, что ему ближе. Педагог или сам ребенок прорисовывают развивающийся сюжет, выделяя узловые и наиболее эмоционально значимые места. Коррекция Работа со страхами - Введение страха в знакомую положительную ситуацию – например, разобрать и починить урчащий кран; - Перемена минуса на плюс – перезаражение страха положительной эмоцией близких; - Сделать страх смешным. - Помочь в преодолении страха. - Проиграть ситуацию, вызывающую страх.
Мы уже говорили, что на уровне С страхи условно рефлекторно связываются с предметами в пространстве. На уровне D воспринимается целостная ситуация. Можно, конечно, заразить страхом и целостную ситуацию, как, например, это бывает у школьников, когда страх быть неуспешным связывается со школой. При работе с особыми детьми ситуативные страхи мы встречали крайне редко. Чаше нам удается, работая с целостной ситуацией, снять отрицательный эмоциональный заряд с тех или иных объектов, получивших его на уровне С.
Здесь есть несколько вариантов работы. · Перевести восприятие страшного в называемую ситуацию. «…Когда ребенок сможет вместе со взрослым уложить этот отдельный наиболее яркий знак в целостный смысловой контекст ситуации, он начинает проговаривать происходящее, помечая его, отграничивая от себя и, тем самым, подтверждая свою защищенность: "бабушка ста-а-ренькая", "у дяди ножка больная", "сейчас вся грязная водичка убежит"» [7]. · Ввести страшный объект в план, схему: «Вот здесь дорога, здесь дом, здесь дети играют, а тут собака встречается, которая тебе так не нравится. Так, мы мимо собаки не пойдем, а обойдем ее вот тут, мимо дома…» Главное, чтобы ребенок заранее увидел ту дорожку, по которой он пойдет по улице. · Обложить страшный объект массой очень приятных деталей. В нашем опыте работы один «очень страшный коридор» мы украсили рисунками самого ребенка. Для одной «очень страшной собаки» ребенок с мамой купили очень вкусную косточку. · Проиграть целостную ситуацию, вызывающую страх. Мы для этого часто используем маленькие игрушки, изображающие насекомых. Сначала проигрываем с насекомыми давно знакомые ребенку сказки. Например, «Теремок». Дети, как правило, очень веселятся, когда Теремок разрушит какая-нибудь каракатица, а оса при этом недовольно жужжит. Затем те же знакомые насекомые вводятся в ситуацию, пугающую ребенка. Дети обычно сами находят выход, а то и разные выходы из пугающей ситуации. При затруднениях мы им помогаем. Если ребенок начинает проигрывать свои страхи, свою агрессию, мы осторожно включаемся в его игру, чуть усиливая его переживания. Если игра застревает, предлагаем несколько, обычно разнообразных по возможностям, продолжений. Принимаем все варианты, предложенные ребенком. Проговоренные, проигранные страхи, проигранная агрессия становятся знакомыми, знаемыми. Вот как раз от раза развивалась игра в рисунках у Вади (основной диагноз – сенсомоторная алалия): · Акула нападает на других рыб, грызет их до крови, съедает. · Акула нападает на другую рыбу, грызет ее, но рыба спасается и, со временем, залечивает свои раны. · Акула нападает на рыбу, но рыбе удается убежать. · Акула плавает среди водорослей, заплывает в грот, застревает в нем и гибнет («совсем-совсем»). · Акула плавает среди водорослей, встречает другую рыбку и играет с ней в прятки. · Появляется краб, который играет с рыбкой в прятки и защищает ее от злой акулы. Заряжаем положительной эмоцией будущую ситуацию: «Вот мы пойдем в магазин, а там будет такая веселая тетя…».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы