Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Контроль своего эмоционального состояния



На уровне С главенствует «Я хочу», все запреты только внешние.

На уровне D появляются внутренние запреты на действия и даже на мысли и чувства. «Значит, есть запрет на какие-то вещи, которые тебе приходят в голову относительно другого человека. Даже если они тебе пришли в голову, ты не должен их выражать или давать почувствовать. Запрет!» [71].

С уровня D мы можем сдерживать двигательное выражение искренних эмоций, которые не соответствуют усвоенным схемам поведения: мальчики не плачут, нельзя сердиться на сестру или на маму, нельзя прыгать и кричать при радости и т. п. С этого уровня мы изо всех сил стараемся загнать себя в «надо».

«В определенном возрасте стихийное проявление радости, которое так естественно для малышей (подпрыгивание, хлопанье в ладоши), начинает смущать детей, поскольку такие проявления считаются «детскими». Однако бурное выражение своих эмоций даже взрослыми, солидными людьми во время спортивных состязаний не вызывают осуждения со стороны. Может быть, возможностью такого свободного проявления своих эмоций спорт и привлекает многих людей» [56].

 

На наш взгляд, именно этот уровень, обладающий возможностью «оттормаживать» охватившие нас чувства, формирует многочисленные мышечные блоки и зажимы [103]. В результате формируются люди не чувствующие, а делающие «как надо». И эти люди тоже становятся родителями.

Эмоции в общении

На уровне D общение происходит внутри схемы определенной ситуации и опирается на принятые в данном обществе знаки общения.

Общение может быть искренним, а может быть формальным (например, «нужно» здороваться со всеми соседями).

Начиная с этого уровня, становится возможным общение и без эмоционального слияния, эмоционального объединения.

 

Появляется возможность внутри общения спланировать, спровоцировать, вызвать непосредственную эмоцию другого.

 

Характерные особенности поведения на уровне D

Хотя поведение на уровне D, на уровне бытового интеллекта,  полностью социально и определяется правилами и нормами той группы, в которой человек находится в настоящее время, формирование поведения идет с опорой на многие врожденные свойства нашей психики – такие, как запечатление, эмоциональная оценка поведения, мифологичность и т.п.

В данной работе мы разберем только некоторые особенности поведения уровня действий D, которые, на наш взгляд, необходимо принимать во внимание, выстраивая коррекционную работу с особыми детьми.

 

Основа группового поведения на уровне Д – это объединение людей в одной определенной ситуации, имеющей общую цель.

Примеры слушателей.

 

Культура

Взрослый человек живет, погруженный в привычную для него культуру, опираясь на бытовой интеллект. И только для решения более сложных проблем он вырывается из бытового интеллекта, уровня D, в более высокие уровни построения – Е.

«…социальный слой культуры: система правил, норм, ролей, моральных ценностей, которые в обобщенном виде отражают суть принятых в обществе правил поведения. Они задают ритуал произвольной организации индивидуального поведения, вводят механизмы жертвы, долга, терпения. Нормы и ценности регулируют взаимодействие внутри сообщества, то есть среди тех, кого сообщество признает своими (это может быть семья, род, класс, нация, мир всех людей, общность человека и природы), в отношении чужих они могут совершенно не действовать» [82].

Мифы. Сказка

Человеческое сознание на уровне Д развивается внутри представлений, объединенных в мифологические схемы поведения.

 

«Мифологическая структура особенно характерна для обыденного сознания, а в эмоционально значимых сферах человеку свойственно мыслить в большей степени мифологично, нежели рационально. На мой взгляд, психология вообще гипертрофирует рациональное познание (в чистом виде реально наблюдаемое лишь в специальных лабораторных условиях или в специфической научной деятельности), не замечая того, что в обыденной жизни человек есть существо далеко не рациональное». Тхостов А. Психология телесности)

Вспоминаем эмоциональные метки мифических ситуаций.

 

Врожденны для человека архитипические, мифологические сюжеты сказок. Каждая сказка – образ определенной ситуации или определенной схемы поведения [98, 121].

Например, «Колобок»: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…», - вот так и бегает, пока Лиса его «Ам!» - и съела. Очень частый в жизни сюжет про человека, которому не сидится на месте.

«Теремок» – в неадаптированном варианте это накопительство (людей, богатств, знаний) до полного разрушения.

Вспоминаем мифы и сказки, как основы человеческого поведения. Роли.

Составление сказки.

«В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы». (Мамардашвили, 2002).

 

Мифологичность нашего сознания определяет те или иные формы нашего поведения в определенных ситуациях.

" Наши чувства и реакции (кроме самых базовых, обусловленных инстинктами) непосредственно связаны с нашими убеждениями и представлениями, сформированными в процессе воспитания. Мы убеждены, что в одних обстоятельствах имеем право испытывать радость, а в других обязаны досадовать, негодовать или скорбеть. Согласно представлениям, вложенным в нас обществом, мы делим предметы, события и явления на "хорошие" и "дурные" и считаем необходимым испытывать положительные эмоции по поводу "хороших" вещей и отрицательные-по поводу "дурных". (Кауфман) 

В каких ситуациях «положено» быть грустными? Негодовать?

Как изменится наше «положенное поведение», если мы попадем в другой сказочный сюжет?

 

Мало того, попав в определенную ситуацию, мы будем ожидать от окружающих людей определенного, «положенного» поведения - адекватного поведения. Дети и взрослые, плохо владеющие уровнем Д, часто ведут себя не адекватно.

Роли

Внутри сказочной, архитипической ситуации выделяются определенные роли [98, 121]. Например, Герой-спаситель, Мудрец, Советник, Царь, Послушница (Золушка), Мать, Мачеха, Ругачая бабка (Баба-Яга) и т. п.

 

Каждая роль требует определенного поведения.

«...например, частное лицо может без зазрения совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор нашли бы такой поступок несовместимым с их понятием чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умереть при обстоятельствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасном месте или бежать, не налагая на свое социальное Я позорного пятна» {Джемс, 1901, с. 137 по Тхостов, 2002)

 

 Так Царевна Несмеяна – всегда грустная, сама не знает, что хочет, все не по ней.

Емеля – дурак, но себе на уме, ждет случая, и тут уж не упустит свою щуку (очень он нам напоминает многих современных подростков, только вместо печи у них – компьютер, а образ – тот же).

Баба-Яга – всем недовольна, всегда ворчит, всем угрожает, но напоит, накормит, в бане выпарит.

Возьмем, к примеру, ситуацию, когда кто-то нам нагрубил. Какие чувства будет испытывать и как поведет себя Золушка, Королева, Гадкий утенок, Солдат…

 

Какие роли играют мамы особых детей? А папы? В какой они сказке?

 

Взрослые люди неосознанно входят в архитипическую ситуацию и принимают на себя определенную роль. И как бы плохо и неудобно не было бы человеку в этой роли, увидеть свою роль или освободиться от нее самому практически не удается [98, 121].

Нам, как педагогам, особенно трудно работать с родителями, которые находятся в роли «Я хорошая мама». «Хорошая мама» делает по роли все «как надо». Но телесное бессознательное общение нижних уровней построения у нее, как правило, выключено. Поскольку у «хорошей мамы» все должно быть продумано и осознано.

 

«Субъект, идентифицировавшийся с отцом, солдатом и пр., должен совершать поступки, не вытекающие из его воли, но предписанные избранной ролью. Гражданин античного полиса, совершая суицид, предписанный ему понятием о благе полиса, не совершал свободного поступка. Его свобода заканчивалась выбором своей социальной идентификации». (Тхостов, 2002)

Говорим одни и те же слова, как разные сказочные герои – Царевна Несмеяна, Баба-Яга, Мария-царевна, Домовой и т.п.

Обратите внимание, как роль диктует интонацию фразы.

Хорошие исполнение роли всегда сопровождается положительными эмоциональными переживаниями, например, гордостью: хороший Солдат, хорошая заботливая Мама, хорошая Послушница…

Варианты слушателей.

Отсюда же - тревога, что мы не ведем себя «как надо», боязнь осуждения. Как результат, формируются многочисленные мышечные блоки и зажимы, которые тормозят «неправильные» движения.

 

Во второй позиции, Ты-позиции, мы оцениваем поведение, роли других людей. Здесь оценка будет четко зависеть от ситуации – реальной или мифической: шпион и разведчик; скрытный, себе на уме, и партизан; притворщица и актриса….

Примеры слушателей.

 

Вожак – забота о близких

Мы писали, что на уровне С выделяется лидер. Лидер – наиболее сильная особь, подчиняющая себе всех остальных.

На уровне действий D доминирование имеет более сложную природу – здесь появляется Вожак. Вожак не только подчиняет себе других, но об этих других – заботится. «Мне хорошо, если хорошо моим подчиненным».

«Высшие жизненные достижения лежат не на стороне грубого эгоизма, ибо на пути эгоизма человек никогда не достигает высшей ступени жизни, потому что по существу своему он создан так, что радость ближнего, вызванная им, остается для него незаменимым удовлетворением». (Юнг, 1995)

 

Вожак выделяется в каждой группе людей – семье, рабочей группе, компании друзей и т.п. При этом часто группе может быть и Вожак, и Лидер.

В современном обществе достаточно часто можно услышать фразу: все люди – звери. Мне бы не хотелось вступать в полемику, но примеры заботы у зверей не только о своем потомстве, но и о других особях, встречаются, на мой взгляд, достаточно часто.

Лет тридцать пять назад на Можайском водохранилище у меня была одна знакомая такса, которая опекала двух годовалых детей хозяина. Когда дети слишком близко подходили к воде, она хватала их за штанишки и оттаскивала в сторону. Если дети не слушались, сообщала об их непослушании громким лаем.

У этой таксы была любимая игрушка, которую она не давала даже хозяевам. Однажды, когда у меня было большое горе, я сидела на берегу и плакала. Такса подошла ко мне, стала меня утешать, слизывать мои слезы. Когда это не помогло, она вздохнула и положила на мои колени свою любимую игрушку.

 

С другой стороны – появление вождя, снимает с каждого члена необходимость принимать самостоятельные решения. Например, лозунг «Партия – наш рулевой» или законы древнего общества, говорящие, что за поведение раба отвечает его хозяин.

 

Обман

Представить можно практически все что угодно – потом двигательно изобразить представленное – отсюда не только игра, но и все возможности обмана. Можно представить для себя. А можно и для другого.

 

Схемы бытового поведения

Бытовое поведение – это набор привычных схем-ситуаций. Бытовые автоматизмы объединяются в общую последовательность во времени, в схему привычного поведения.

Мы можем отметить, что те же, по названиям, схемы-ситуации существуют практически у всех наций и народов (сон, умывание, завтрак, сбор на работу и т. п.), а вот автоматизмы, наполняющие эти схемы, могут сильно различаться; они зависят от запечатленного в детстве, от воспитания, от культуры того или иного народа.

Ребенок в своем развитии запечатлевает эти схемы поведения от взрослых и отыгрывает их в своих играх.

«Как все»

На уровне С – идет постоянное соперничество за статус в группе. Поэтому человек на уровне С всегда хочет выделиться. Продемонстрировать себя.

На уровне D человек инстинктивно стремиться подстроиться под требования группы, быть «как все». Именно такое поведение подкрепляется положительными эмоциями – и собственными, и эмоциями окружающих.

Наказанием в мире животных часто выступает – лишение общения, удаление из стаи [99].

Игра

На каждом уровне построения в игре тренируются, присущие именно данному уровню функции: действия и правила поведения.

 

На уровне А – игра с крепкими объятиями: ребенок крепко-крепко прижмется к взрослому или другому ребенку, а потом вдруг радостно засмеется и отпрянет, убежит.

На уровне В – телесные контактные игры, отрабатываются движения объятий, движения борьбы, сопротивления, удержания и т. п.

На уровне С – целевые действия охоты (догонялки), подкрадывание, окружение, игры с установлением и нарушением границ, игры с едой, игры в строительство гнезда, устраивание постели и т. п.

 

Игра уровня D отличается появлением на ней целостных схем – ситуаций игры: дочки-матери, в доктора, в магазин и т. п. Это игра с представлениями, объединенными в целостные сюжеты.

Отыгрываются разнообразные схемы поведения.

Отыгрываются схемы эмоционального реагирования.

Игра предполагает согласованные действия партнеров – совместные действия внутри общей предполагаемой схемы, представления.

Внутри игры появляются отчетливые роли и людей, и предметов (предметы-заместители, предметы-знаки).

Игра имеет определенные границы: в нее можно войти и из нее выйти.

 «Если мы сравним игру ребенка с игрой тигра… и учтем не только сходство, но и различие их, мы откроем их общий биологический смысл, заключенный именно в их различии (тигр играет в охоту тигров; ребенок – во взрослого человека; оба упражняют для будущей жизни нужные функции» [29].

 

Очень интересно наблюдать, как ребенок на консультативном приеме разворачивает игру. Ребенок всегда проигрывает то, что его особенно волнует, что еще им не освоено. Очень часто – это конфликтные ситуации, запечатленные им дома или на улице. Проигрывая разные варианты развития событий, дети, как правило, сами находят правильные пути выходов из конфликтов.

 

Но здесь есть одно очень важное замечание. Если ребенок доверяет родителю или взрослому, при котором разворачивается игра, то играет он искренне. Во время искренней игры ребенок полностью погружается в нее и не обращает внимания на окружающее.

Если ребенок взрослому не доверяет, то появляется притворство в игре, игра начинает разворачиваться «как вам будет угодно», «как положено»; при этом ребенок все время оглядывается на взрослого, считывая его реакцию. Если же взрослый, подкрепляющий притворство, неожиданно уходит, то ребенок может начать демонстрировать совсем другую игру.

 

Дети, в своих играх, отыгрывают разнообразные роли. Ребенок с удовольствием отыграет все роли, если взрослый не будет ему мешать, загоняя в свое видение того, как играть надо. Например, мальчику навязывается игра только в машинки, девочке – только с Барби. В результате – у мальчика остается не отыгранной роль Отца, у девочки – Матери.

 

В игре отыгрываются и правильные схемы поведения, соответствующие роли: мужчины не плачут, нельзя сердиться на сестру или на маму, нельзя прыгать и кричать при радости и т.п. дети учатся оттормаживать свои искренние эмоции, учатся вести себя «как надо».

Поскольку эмоции - это оценка нашего восприятия, то затормозить появление эмоционального реагирования нельзя, - можно затормозить только собственное восприятие.

 

Детский рисунок – это вариант игры на бумаге. Детский рисунок – это целостная ситуация: что не нарисовано, то додумано до целостности внутри ситуации [49].

Каждое детское изображение – топологично. Образ (схема) ситуации включает в себя схематическое пространство и схематические тела. Размеры предметов зависят от их значимости. На этом же свойстве восприятия мира, на выделении наиболее для ребенка существенного (топологически важного) построены пробы «дом–дерево–человек», «моя семья» и другие.

Рисуем ситуацию настоящего семинара..

Предлагается нарисовать схему тела стоящего человека. Бегущего человека. Какие важные детали, метки  здесь появились.

Каждая ситуация погружена в собственное настроение и по рисунку, по используемым цветам – это считывается.

Знаки в поведении

Знаки в поведении – это метки определенных поведенческих схем.

«Например, пища служит для еды — но она также служит и для значения (обозначая различные социальные положения, обстоятельства, вкусы); то есть пища образует знаковую систему, и в таком плане ее еще предстоит рассмотреть. В числе знаковых систем, кроме языка как такового, можно назвать пищу, одежду, различные изображения, кино, моду, литературу». (Барт, 1989).

 

Такими же метками служат слова, называющие ситуацию: «Кушать» или «Молоко», «Спать» или «Постель» и т.п.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь