Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа первая. Эстрада. Что это такое?
Как и всякое искусство, эстрада есть художественное отражение реальной действительностии утверждение определенной идеи в'опре"1 деленнойПфор1йеГЕстественно, что она, как и все другие виды искусства, "эмоционально воздействуя на человека, обращается к его духовному началу. Ведь, как правило, эстрадное произведение несет в себе мощный заряд прогрессивных идей и мыслей. О происхождении русской эстрады в российском театроведении существуют две точки зрения. Сторонники одной утверждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скоморошьих игрищах. Другие же, что русская эстрада родилась в первой четверти XX века под непосредственным влиянием западной эстрады, в частности, французской. Мне представляется, что истина лежит где-то посередине. Конечно, русская эстрада испытывала и испытывает огромное влияние западной. Но еще с середины X века в России на ярмарках и во время народных гуляний широкое распространение получили выступления скоморохов и различные зрелища, преимущественно комического характера (например, балаганы). Было бы неправильным отрицать влияние последних (в частности, их репертуара) на многие стороны русской эстрады, как и влияние скоморохов. Вот почему с первых же дней своего существования эстрада сформировалась как близкое и понятное народу демократическое искусство. Ведь возникла-то она в недрах народа. Скоморохи, острословы, балаганные деды-зазывалы, народные гуляния, празднества с хороводами, частушками, плясками - вот та почва, на которой стремительно развивалось и выросло искусство русской эстрады. Собственно, именно в нем, в народном творчестве, лежат ее демократические корни. Здесь же истоки и ее зрелищности, занимательности, сочности и яркости красок (при целомудренности ее грубоватых забав, игр, шуток). Здесь же и приемы народной игры, иду- Слово «эстрада» (исп.) - «настил» (помост, возвышенная площадка). В русском толковании слово, «эстрада» "означает искусство малых фо^мГЪ^асть зрелищ, концертов. На Западе же слово «эстрада» означает только специальные^ подмостки. 8 щие от стихии празднеств и балаганов; здесь и корни одной из основных особенностей эстрады: непосредственный, прямой контакт исполнителя с аудиторией, со зрителями. Именно здесь родились открытость, доверительность и откровенность манеры исполнения, открытость актерского мастерства. Как известно, еще скоморохи, петрушечники, бродячие музыканты строили свои выступления с учетом настроения и реакции окружающих их зрителей, которые не только ждали от них чего-то нового, интересного, но и становились активными участниками действия. Можно говорить и о том, что именно тогда родилось и принципиальное отличие эстрады от театра: почти полное отсутствие отделения сцены (подчеркнутое рампой) от зрительного зала. Для_эстрадного действия нет нужды ^оборудованной занавесом, кулисами, штанкетами, софитами и пр. сцене-коробке.__, Исторически сложилась и многожанровость эстрады. Родилась она еще в старинных народных гуляниях, скоморошьих игрищах, где наряду с плясками, песнями, игрой на различных инструментах (дудках, домрах, гудках, гуслях), наряду с вождением медведей, которые показывали, как пьяный барин или купец в луже валяется, звучали частушки, а Петрушка торговал у цыгана-барышника беззубую клячу, расплачиваясь с ним тумаками или же расправлялся с квартальным надзирателем. ^Разнообразие форм, жанров и тем, множество исполняемых номеров, их^жнтез (сочетание в одном концерте) - не колич^11е1шая7а~ка-чественная особенность, определяющая^ природу эстрады, ее специфи-ческая черта. При этом следует заметить, что некоторые теоретики, основываясь на расцвете в последние годы сольных шоу-концертов, считают, что отсутствие сборных концертов - признак коренных изменений, произошедших ныне в эстрадном искусстве. Я не могу согласиться с таким мнением, которое, как мне представляется, есть дань моде, влияние шоу-бизнеса. Да, сегодня действительно на центральных подмостках (прежде всего Москвы и Петербурга) царствуют грандиозные эстрадные феерии. Но если обратить внимание на жизнь эстрады вообще, и в частности, в провинции, то можно увидеть, что в своей массе жизнь сборных концертов продолжается. Конечно, эстрада, как и любое искусство, находится в непрерывном развитии. Что-то рождается, что-то отмирает, что-то возрождается вновь, что-то видоизменяется, что-то обогащается. Идет постоянный процесс поиска новых форм, стремление к оригинальности, к самобытности. Но глубинная суть искусства эстрады - многожанровость, мно- 9 голикость и разнообразие - остается неизменной. Да, сегодня наиболее распространенная форма эстрадной программы - сольный концерт. Но и при этом именно многожанровость не исчезла. Она сохраняется в различного рода ревю (обозрениях), в мюзик-холльных и шоу-программах. В отличие от театра, в эстраде в одном концерте, представлении может быть показано все: и песня, и танец, и интермедия, и акробатика, и вентрология (чревовещание), и мнемотехника, и иллюзии, и куклы, и игра на самых различных музыкальных и не только музыкальных инструментах (бутылках, пиле, поленнице дров, стиральной доске, колокольчиках и т.п.). Словом, по своей сути эстрадное искусство - есть своеобразное соединение всех видов временных и пространственно-временных искусств. Ммето1Гсинтетичности эстрадного искусства, объединяющего различные, казалось бы, несоединимые формы и стили художественного творчества, заключается ег^существенное отличие от_ театра] ~~~ Несмотря на то, что большинству эстрадных жанров, как и театру, присущи зрелищная природа и лицедейство, все же отождествлять эстраду с театром было бы неверно. Более того, в последние годы мы становимся свидетелями того, что театр заимствует у эстрады ее способность к острому, броскому репризному характеру творчества, ее афористическую яркость, открыто включая ее в ткань драматургии (в этом, например, одна из особенностей пьес Г. Горина). Заимствование можно проследить во многих спектакля Марка Захарова в Ленкоме, в спектаклях Марка Розовского в театре «У Никитских ворот», да и в спектаклях многих других театров. В свою очередь, и эстрада испытывает очевидную тягу к^^еатрализации, доверительн^^тнпшшции, к пси-^хо^югичёской точности и тонкости. Влияние театра проявляется и в том, что сегодня все больше и больше появляется эстрадных преставлений, объединен]ньгх^сш^й-дибо единой темой, забавным, сюжетным^ ходом^. Скажем, эстрадные спектакли Е. Шифрина (не случайно в наши дни существует «Шифрин-театр», театры Е. Петросяна, В. Винокура, В. Толкуновой и других). В этом же ряду и представление «Моя Одесса» М. Жванецкого в исполнении Р. Карцева. Можно вспомнить и М. Миронову с А. Менакером, которые, по выражению Б. Поюровско-го, «явились родоначальниками «Театра двух актеров». Если Л. Миров и М. Новицкий, Ю. Тимошенко и Е. Березин всегда выступали в образах персонажей, не меняющих не только своего внешнего облика, но и характеров, то М. Миронова и А. Менакер, выходя на сцену, каждый раз создавали совершенно разные образы в зависимости от драматургии исполняемого произведения. В этих спектаклях они действовали по за-10 конам театра, как по этим же законам жил и творил легендарный Аркадий Исаакович Райкин. Было бы ошибкой не заметить, пройти мимо этого явления в эстрадном искусстве. Вот почему, когда я говорю о зре-' лищности искусства эстрады, то я имею в виду не измену строгим вкусам, а то, что открытое и сформулированное К.С. Станиславским учение о сверхзадаче и сквозном действии, о жизни на сцене «человеческого духа», как основе зрелищного искусства, не чужды и эстрадному искусству. Только используются они не школярски, а творчески. Эстраде весьма близка вахтанговская школа с ее игровым началом, ироническим отношением к создаваемым сценическим образам. Причина этой общности в одних и тех же истоках театра и эстрады. Ведь то и другое искусство родились на площади. Затем, в зависимости от «условий игры» (о последних - дальше), их дороги принципиально разошлись не только в общественном сознании, в восприятии зрителей, но и в особенностях приемов игры*. Зсииетки на полях. . О зрелшцности Сразу хочу оговориться , для меня зрелище - это не только то , что видят глаза , что «представляется взору» . Это и чувственное восприятие разворачивающегося перед человеком в данный момент какого - то действия . Или , иначе говоря , подлинное зрелище - есть «вос принимаемое человеком выражение вн утренней сути происходящего в~его зрим ом образе» , которое дает возможность зрителю п одсознательно оценивать~Ъмь1с1Г и _ ^ значение происходящего перед глазами. - Зрелище - активная сила Зрелищность и выразительность, их взаимосвязь - непременное с~войство худ ожественного образа. Для режиссера "~1 шишание сказанного очень вашоГИбо Шряду с темо й и идеей худож е -. ственного произведения зрелищность является решающей. На в ^^< щштие . зрелища влияет всеТмизансцены, п ластическая форма действия, сцено-т графия во взаимосвязи , в конкретной совокупности щ ех ^выразительных _ ж средств во времени и пространстве . Поэтому - то художественно - действенный образ в нашем случае эстрадного произведения - есть результат слияния его формы и содержания . * Почему это произошло - не предмет наших бесед. " Чтобы не нарушать логику содержания наших с вами бесед, какие-то возникающие по ходу разговора побочные темы я буду выносить, условно говоря, «па поля». 11 К специфике эстрадного искусства следует отнести и то, что на эстраде все в какой-то степени преувеличивается. Для эстрадного искусства использование гиперболы, эксцентрики, шаржа, броских приемов является еще одним важным выразительным средством. Ибо оно, как увеличительное стекло, дает увидеть смешное даже там, где в действительности оно мало заметно. Вынесенное на сценические подмостки действие становится особенно наглядным в результате преувеличения, сгущения красок, экспрессивности и эмоциональности. Диапазон интонаций и чувств на эстраде простирается от высокой патетики до мягкого юмора. Причем чувства эти обычно открыты, обнажены. В то же время русской^ эстраде свойственно соединение патетики и сатиры, пафоса и веселой шутки и злободневности. Вообще, следует заметить, что при всем богатстве и разнообразии жанров эстрада отдает предпочтение сатире и юмору. И дело здесь не в субъективных пристрастиях артистов, а в самой природе искусства эстрады. Конечно, если мы имеем дело с юмористическим отношением к высмеиваемому явлению, то степень преувеличения не должна переходить границы. Иначе это явление для зрителей становится порочным. В быту трусливые люди могут быть комичны, но на войне это качество человека становится бедой и для него и для окружающих. Вообще же галерея комических персонажей весьма разнообразна, как разнообразна сама жизнь, сам человек. Прибегая к сатире и юмору, выражая свое отношение к отрицательным явлениям и фактам через юмор и сатиру, эстрада тем самым утверждает нравственный идеал общества. Юмор, сатира, смех - выражение его силы, частицей которого является зал. Заметки на полях.. О смехе Вообще же , хочу заметить , что используя многообразие форм и оттенков комического , важнейшими формами которого являются сатира и юмор , эстрадное искусство не толь ко , «развлекая и поучает» зрителя , но и уд овлетворяет его естественную потребность в сме хе . Можно смело сказать , что смех - одна из самых главных , если не главная реакция зрителей на эстрадном концерте хорошего эстрадного номера - его остроумие ). «Если в зрительном зале царит лишь вежливое внимание или тем более скука , то независимо от Для создания комического персонажа, комического характера берется одна какая-либо отрицательная черта персонажа, (скажем, глупость, трусость, угодливость) и в зависимости от отношения к явлению определенным образом преувеличивается, тем самым обращая на нее внимание зрителей. 12 того , какие мысли звучат со сцены , искусство эстрады не достигает цели , лишается смысла» ' Не только многие эстрадные номера, но и эстрадные представления наряду с добрым юмором пронизаны глубоким лиризмом. Я вообще считаю, что юмор на эстраде, как правило, в своей основе лиричен. Правота моих слов - в творчестве, как прошлых выдающихся артистов эстрады: А. Райкина, Р. Зеленой, М. Мироновой, М. Кристалинской и других, так и нынешних артистов, как Е. Шифрин, М. Евдокимов, В. Полунин, Р. Карцев и многих других (не говоря уже об эстрадных певцах). Ведь содержание исполняемых ими номеров не только выражает переживания героя, но и само их исполнение окрашено собственным миром чувств, собственным эмоциональным лирическим отношением. Вспомните такие спектакли А. Райкина, как «Мир дому твоему» (автор - С. Альтов), монопьесу «Человек остался один», одну из последних исполненных им песенок «Добрый зритель в девятом ряду» (музыка Яна Френкеля, стихи Игоря Шаферана), или спектакль «Моя Одесса» в исполнении Романа Карцева (автор - М. Жванецкий), или, например, программы Ефима Шифрина. Эстрада - искусство озорное. С первых же шагов своего становления она несла радость слушателям, зрителям. Эстрадному искусству присущи оптимизм, жизнерадостность, веселость, отсутствие рефлексии,, яркость, непосредственность в_обшении с публикой, легкость_восприятия - все, что, в конечном счете, можно назвать словом развлекательность. Именно развлекательность является одним из главных в эстрады, и это в первую очередь привлекает публику. «Кто же ходит на эстрадные концерты, как на лекцию, с целью просвещаться или поучиться? - писал еще в 1977 году один из крупнейших знатоков эстрадного искусства Юрий Арсеньевич Дмитриев.- Ходят развлечься...» - Да, но развлекательность, особенно озорство, ведь не чужды и театру? - спросите вы. При этом вспомните спектакли «Принцесса Турандот» в театре имени Вахтангова, «Горячее сердце» во МХАТе, «Голый король» в «Современнике», «Ханума» в Ленинградском Большом драматическом театре и многие другие. Но, как я уже говорил, - это только подтверждает правоту моих только что сказанных слов: в этих спектаклях ярко выражено влияние на них эстрады. Русская советская эстрада. 1917- 1929. М.: Искусство, 1976. Очерки истории. 13 И все же главное не в этом. Озорство эстрады - свойство, присущее этому виду сценического искусства. Озорство театра - свойство, присущее только тому или другому определенному спектаклю. Озорство эстрады - это взгляд на жизнь, это жизненная философия, объединяющая автора, актера и режиссера, выраженная в их творчестве. Но озорство, легкость, общедоступность, развлекательность эстрады отнюдь не исключает ее содержательности. А именно в отсутствии содержательности долгие годы обвиняли эстраду. Особенно это ярко проявилось в 40-е годы XX века, когда слово «развлекательность» было синонимом «пустопорожнего зубоскальства». В какой-то степени отзвуки такого отношения к развлекательности, правда, в весьма измененном виде, сказываются и в наши дни, когда утверждается, что эта одна из существенных сторон эстрадного искусства потеряла свое значение. Мол, в наши дни общество предельно политизировано и самыми популярными передачами стали «Последние известия», «Вести», «Новости», что, мол, «развлечением» стала затопившая газетные полосы и экраны телевизоров волна компроматов. На самом же деле, развлекательность не сдает своих позиций. Меняются ориентиры. Я имею в виду не то, чем потчуют публику в различных казино, на различных презентациях, а популярность и успех концертов В. Винокура, Е. Шифрина, М. Евдокимова, Л. Лещенко, Л. Долиной, Л. Вайкуле, 41. Аллегровой, А. Розенбаума, О. Газманова, М. Жванецкого, групп «Доктор Ватсон», «Любэ» и других. Эстрада, может быть, больше, чем другие виды искусства, сочетает в себе развлечение с нравственными и эстетическими задачами. Ее век? питательная роль, которая зиждется на принципе «развлекая - поучай», неотрывна от веселого и радостного зрелища. Именно через него эстрада присущими ей средствами художественной выразительности утверждает правду жизни, справедливость и добро, способствует духовному развитию человека. Само понятие «развлекательность» чрезвычайно емко и многообразно: она может быть и в публицистическом эстрадном фельетоне, и в «монологе в образе», и в интермедиях и т.д., исполняемых и в весьма скромных по постановочным средствам, и в очень пышных концертах. Нет нужды говорить, что все зависит от содержательного начала номера, концерта. Эстрада, будучи искусством, развлекающим людей, в то же время оказывает огромное влияние на формирование эстетических вкусов. И эти две ее грани, две ипостаси неразрывны. Наглядным примером огромной эстетической, этической роли и общественного значения эстрадного искусства является творчество Аркадия Исааковича Райкина. Подлинное искусство эстрады - это задиристое, иногда иронически улыбающееся, иногда насмехающееся, а иногда и саркастическое искусство. Оно всегда облечено в броскую увлекательную форму, рожденную образным восприятием драматургических и музыкальных произведений, авторской, режиссерской и актерской индивидуальностями. «Хорошая песня, веселая шутка, острая пародия, мастерство тренированного тела, радость ритма, - говорил СВ. Образцов, - это и есть эстрада!». Одним из отличительных свойств эстрады является ее публицистичность, стремление активно участвовать в жизни страны, а иногда (особенно в разговорных жанрах) и прямая связь с политическим моментом, с политикой. Отмечая это свойство искусства эстрады, считаю необходимым расшифровать мое понимание связи эстрады «с политическим моментом». Говоря это, я имею в виду не безропотное подчинение содержательной стороны эстрады требованиям власти, не угодничество перед ней, что, к великому сожалению, можно было наблюдать еще не так давно, и даже не точное воспроизведение того, что в данный момент происходит в жизни общества, а (соответственно жанру номера, его стилю и характеру) творческое опосредованное осмысление явлений действительности с гражданских позиций художника. При этом, как справедливо отмечает Е.Д. Уварова, «понятие публицистики в современном искусстве достаточно широко. Но так или иначе... политическая и публицистическая эстрада призвана откликаться на конкретные, происходящие в мире события». И далее: «Политическая эстрада будет действенной только в том случае, если она пройдет через душу, сердце художника». Одна из немаловажных особенностей эстрады, отличающая ее от театра - ее злободневность, острота затрагиваемых тем, выражающих то, чем живет в данный момент страна, что волнует людей, тем поданных в остроумной, чаще всего в сатирической форме. «По своей живости, по возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности, - писал еще в 1930 году А.В. Луначарский, - эстрада имеет большое преимущество перед театром, кино, серьезной литературой». Уварова Е.Д. Аркадий Райкин. - М.: Искусство, 1992. С. 219-220. Это качество, проявившееся еще в первые годы после революции, в годы становления советской эстрады, в выступлениях «Живой газеты», «Синей блузы», а затем в выступлениях фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны, очень точно выразившееся во фразе «утром в газете, вечером - в куплете», сегодня при перенасыщенности звучащей каждый час с утра до ночи по радио и с телеэкранов информации, потеряло свое буквальное значение. Действительно, как еще когда-то в 60-е годы говорил В.Е. Ардов: «Нельзя преподносить зрителю вечером на концерте за два рубля то же самое, что он утром за две копейки прочел в газете». По моему разумению, эта фраза и сегодня не утратила заложенного в ней глубинного смысла. Когда я говорю об актуальности, злободневности эстрады, я имею в виду не столько сиюминутные факты дня, факты жизни (связь с современностью не только в злободневности), сколько реакцию на происходящие в жизни события, на острые проблемы, волнующие в наши дни общество. В этом отличие ее от театра с его неизбежной замедленностью отражения в спектаклях быстро текущей жизни в силу известных объективных причин. В отличие от театра эстрада, пожалуй, самый мобильный вид сценического искусства. Под этим качеством следует понимать не только то, что она обладает способностью мгновенно улавливать и отвечать на «потребность времени», т.е. социальную мобильность, но и то, что артисты эстрады выступают одинаково успешно в любых условиях: и на сцене огромного концертного зала, и на небольшом возвышении (а иногда и без него) в цеху, на высокогорном пастбище, на палубе корабля и т.д., то есть всюду, где есть люди. Ибо специфика эстрады заключается еще и в том, что для эстрадного выступления, как заметили, не требуется какая-либо декорация, громоздкий реквизит, грим и т.п. Вся художественная смысловая нагрузка ложится непосредственно на актера, успех выступления которого целиком зависит от его профессиональных качеств, от умения мгновенно реагировать на реакцию публики, так как эстрадное искусство, как никакое другое, полагает единоличную ответственность артиста за то, что он творит на глазах у зрителей. Правда, в последние годы, как я уже говорил, с расцветом шоу-бизнеса, различных эстрадных программ, где упор делается на зрелищность, это качество - выступление в любых сценических условиях, постепенно утрачивается. У исполнителей появляется больше реквизита, костюмов. Концерты обставляются громоздким оформлением, различной аппаратурой, весящей порой несколько тонн. Все это требует стационарной сценической площадки и длительной подготовки. Огромной эстетической, этической роли и общественного значения эстрадного искусства является творчество Аркадия Исааковича Райкина. Подлинное искусство эстрады - это задиристое, иногда иронически улыбающееся, иногда насмехающееся, а иногда и саркастическое искусство. Оно всегда облечено в броскую увлекательную форму, рожденную образным восприятием драматургических и музыкальных произведений, авторской, режиссерской и актерской индивидуальностями. «Хорошая песня, веселая шутка, острая пародия, мастерство тренированного тела, радость ритма, - говорил С. В. Образцов, - это и есть эстрада!». Одним из отличительных свойств эстрады является ее публицистичность, стремление активно участвовать в жизни страны, а иногда (особенно в разговорных жанрах) и прямая связь с политическим моментом, с политикой. Отмечая это свойство искусства эстрады, считаю необходимым расшифровать мое понимание связи эстрады «с политическим моментом». Говоря это, я имею в виду не безропотное подчинение содержательной стороны эстрады требованиям власти, не угодничество перед ней, что, к великому сожалению, можно было наблюдать еще не так давно, и даже не точное воспроизведение того, что в данный момент происходит в жизни общества, а (соответственно жанру номера, его стилю и характеру) творческое опосредованное осмысление явлений действительности с гражданских позиций художника. При этом, как справедливо отмечает Е.Д. Уварова, «понятие публицистики в современном искусстве достаточно широко. Но так или иначе... политическая и публицистическая эстрада призвана откликаться на конкретные, происходящие в мире события». И далее: «Политическая эстрада будет действенной только в том случае, если она пройдет через душу, сердце художника». Когда я говорю об актуальности, злободневности эстрады, я имею в виду не столько сиюминутные факты дня, факты жизни (связь с современностью не только в злободневности), сколько реакцию на происходящие в жизни события, на острые проблемы, волнующие в наши дни общество. В этом отличие ее от театра с его неизбежной замедленностью отражения в спектаклях быстро текущей жизни в силу известных объективных причин. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы