Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пятое ужасание – учеников Христовых



Но в Евангелии от Марка приводится беседа Господа с юно- шей и затем с его учениками. После беседы о наследовании жизни вечной Господь говорит ученикам: «Как трудно имею- щим богатство (у юноши было большое имение) войти в Цар- ство Божие. Ученики ужаснулись от слов Его. Иисус говорит им в ответ (на ужасание их): дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумились и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус говорит: человекам это невозможно, но все возможно Богу» (Мк. 10, 23–24).

Многие из нас не раз читали это место Евангелия, но я не знаю ни одного человека, который бы от этих слов Христа ужаснулся. Ученики же ужаснулись. Что-то открылось им в этих словах, от чего они пришли в ужас. Открылось потому, что слова «имеющим богатство» сказал им Господь. Все три с половиной года, пока ученики были с Ним, Он учил их тому, чтобы они были способны слыша слышать, видя видеть, тем самым приготавливая в них способность к восприятию Свя- того Духа и последующее их апостольское служение, все совершаемое в руководстве Святого Духа.

Евангелие не открывает нам причину ужаса учеников Хри- стовых. Открывают эту причину святые отцы в своих толкова- ниях. Причиной ужасания учеников было состояние юноши.

Святой Василий Великий останавливается на словах юноши, которыми он обратился ко Христу: «учитель благий».

«Ты называешь Господа учителем, а не делаешь, что должно ученику. (Раздай имение и следуй за Мною, – сказал Господь, а он опечаленный отходит от Господа). Исповедуешь благим, а пренебрегаешь даруемым от Него. (Благий Бог обещает ему

8


 

 

сокровища на небесах, но юноша этим обещаниям не придал значения). Ты спрашиваешь о вечной жизни, о спасении, а на деле оказывается, что весь предан наслаждению жизни настоя- щей». «Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, являют всякого рода благочестие, но ничего не дают нуждаю- щимся. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие. Но хотя приговор так ясен и Изрекающий (Христос) не лжив, однако ж, – заключает святи- тель Василий, – убежденных немного». Убежденных немного! Есть чему ужасаться.

 

И тем не менее, «не новость, – говорит св. Климент Алек- сандрийский, – отказаться от богатства или раздать имение бедным и нищим: так поступали и многие прежде пришествия Спасителя, или по особенной (душевно-избирательной) любви, или из мертвой мудрости (законнической, приличия ради, по собственному рассуждению), или из суетной пустой славы. Что же нового возвещает Христос, что поистине божественно и животворно в деле спасения? Он внушает нам совершенно очистить душу от страстей и с корнем исторгнуть выбросить все из нея, что рождает дурное (страстное) употребление внешних благ и вещей. В таком смысле богатство для каждого смертоносно и если оно погибает – то к спасению человека. Тем же чувством и мыслью будет руководствоваться тот, кто не будет мстителен по отношению к врагу, и тот, кто не будет любить отца и мать больше Христа».

В ответ на ужасание учеников Господь добавляет: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Он говорит ученикам, которые уже «оставили все (рыбацкие сети, лодки, родных, отца) и вслед за Ним пошли» (Мф. 19, 27), у них нет уже богатства, как есть оно у юноши, но в них есть и остается еще страсть и от нее какие-то недуги души. Если в

9


 

 

случае юноши они ужаснулись его состоянию, которое св. Ва- силий Великий назвал «безнадежным», то теперь, от вторых слов Христа о «надеющихся» на богатство, обернувшись на себя, они «чрезвычайно изумились и говорили между собою: кто же может спастись?» (Мк. 10, 26). Очевидно, как ученики выслушали, что было сказано Господом в прикровенном смыс- ле и уразумели возвышенную Его мысль. И были поражены страхом, опасаясь за самих себя и за свое наследие вечной жизни. Так как спасение предназначено только душам сво- бодным от страстей. А они до сошествия на них Святого Духа такими не были.

Блаженный Августин разъясняет, что суть не в богатстве и не в бедности, а в благочестии. В благочестии – совершенство, равно как несовершенство есть нечестие. «Поэтому Господь сказал: если хочешь войти в жизнь, сохрани заповеди закона (Ветхого), если хочешь быть совершен, поди продай имение и следуй за Мною, взяв крест».

Что следует из этого? Для нас, людей нашего времени, сле- дует одно – недостаточно знать Евангелие, но нужно знать его так, как это угодно Богу. Для этого хорошо бы научиться ис- полнять заповеди Ветхого Завета и иметь отношения с Богом такие, в какие Сам Бог ставит человека относительно Себя. Для этого, после 10–20 лет церковной жизни нужно бы заново прочесть книги Ветхого Завета, как минимум Второзаконие и Бытие. Достичь исполнения этих книг в своей жизни. Тогда Евангелие будет открываться с его прикровенной стороны. До встречи с Ветхим Заветом (не прочтения только, а встречи) человек и не подозревает, что именно содержит в себе Еван- гелие. Содержит относительно устроения самого человека, т. е. устроения в нем его внутреннего нравственного и затем внутреннего духовно-нравственного человека.  Оставаясь

10


 

 

человеком падшего естества, может ли он вмещать Евангелие, им, и через Него преобразуясь в христианина? Как он будет тем, который угодно Богу живет по Евангелию?

 

Чтобы не беспечно отнестись к только что сказанному, следует прочесть святого Илария, который в богатом юноше видит образ целого народа иудейского. Св. Иларий описывает трагедию народа, который, получив в наследие закон Моисе- ев, до того пленился и возгордился этим духовно-нравствен- ным богатством, что перестал предполагать чего-либо более лучшего и совершеннейшего, чем является свыше даруемая вера Христова. Народ иудейский, пристрастившись к закону, не мог и подумать о расставании со своим богатством, к кото- рому было привязано сердце его, и потому, предпочитая оста- ваться с ним, отрекся от Господа.

Но в том же состоянии может оказаться множество нас с вами, современных христиан. В горделивом надмении над Ветхим Заветом, не зная его лицом к лицу и не подозревая о его великости. А ведь его назначение – быть поводырем к Евангелию, Новому Завету. Прочтите Второзаконие. Оно зна- чительно уменьшит заносчивость. И, может быть, войдет в свое значение – быть поводырем. Если нет, тогда изумление учеников Христовых: «Кто же сможет спастись?» будет отно- ситься и к вам. Как оно относится вообще ко всем нам, нынеш- ним христианам.

Потому что Сам Господь ответил: «Человекам это невоз- можно». То есть, на вопрос: кто же? Он ответил: никто. Тут и Новый Завет не может спасти.

Далее Иисус сказал: «Нет никого, кто оставил бы все ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, среди гонений, во сто крат более, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, а последние первыми» (Мк. 10, 29–31).

 

11


 

 

Не удивительно, что после этой беседы ученики шли в Иерусалим за Иисусом и «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10, 32).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь