Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шестое ужасание – ужасание Христа



Но в Евангелии есть еще одно, шестое ужасание – ужасание Самого Христа. «И начал ужасаться и тосковать. И сказал им (ученикам): душа Моя скорбит смертельно». И молился: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня» (Мк. 14, 33, 36).

Святая душа Иисуса Христа, не терпящая никакой скверны, видела (зрила) все грехи всех человек во всей наготе их. Ощу- щала невместимую бездну мучений, какие нужно будет ему претерпеть во искупление всего человечества. Бог ли страдал во Христе? Нет. Бог не может страдать. Человек ли страдал? Да, человек, но будучи Богом. Страдание началось здесь, в Гефси- манском саду, и закончится на кресте возгласом «свершилось».

 

«Чаша, которую подает Ему Отец Его, – говорит св. Фила- рет Московский, – есть чаша беззаконий, нами содеянных (от начала и до конца мира), которая потопила бы весь мир, если бы Он един не восприял, удержал, иссушил ее. Эта чаша на- полнена и соблазнами в самом христианстве – разделениями единого стада, мудрованиями лжеучителей, оскудением веры и любви, возрождением безбожия в недрах самого православ- ного благочестия.

Присовокупим к сему все то, что мы стараемся скрыть от своей совести и под ухищренным наименованием слабостей: легкомыслие и законопреступные утехи юности, закоснение старости, забвение Промысла (Божия), когда счастье, ропот в несчастиях, тщеславие в благотворении, корыстолюбие в тру- долюбии, медленность в исправлении, многократные падения после восстания, беспечность и бездействие от владычества роскоши, своеволие века, вызванное просвещением (читай – образованием) – все сии потоки беззакония сливались для

19


 

 

Иисуса в единую чашу скорби и страдания, и дивно ли, что она была «прискорбна даже до смерти» (Св. Филарет. Из слова на Великий Пяток).

Кто из нас, христиан, может хотя бы намеком приблизиться к этой скорби Христа, даже и те из нас, кто искренне стоит на службах Страстной седмицы или сам читает, поет и совершает их в храме, особенно в Великую Пятницу?

И если мы не можем этого сделать на службах, не можем сделать, читая или слушая проповеди святых, не можем даже и тогда, когда остаемся один на один с самими собою, размыш- ляя о страданиях Христовых, тогда – ради нашего спасения – Господь открывает нам события последних времен и вводит нас в них. Тогда в них, в этих временах, гонения властей дела- ются для нас крестом Господним, вслед за ними – неприязнь окружающих нас, сначала близких – родных, домашних, по- том ближних – собратьев по христианской вере и, долго не за- медляясь, дальше попускает гнушение всех, кто знал или знает нас или слышит о нас всякую всячину и напраслину – все это подается как условия нашего спасения.

Это «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» – то же, что недавно пережили православные люди в дни советских гонений – не только от безбожных властей, но и от родных, близких, от соседей, друзей, сотрудников по работе, от прихо- жан, работников храмов и от сослужащих членов клира.

Старец отец Кирилл (Павлов) вспоминал: «Во время войны, в минуты смертельной опасности особенно, – как самые лучшие, так и самые низменные человеческие качества резко выявляются. Это и предательство, и сотрудничество с орга- нами, подленькие переходы с передовой в тыловые службы… И это особенно угнетало, обессиливало» (В кн. Помощник прп. Сергия. Духовное преображение. М., 2017. С. 15).  Разве

20


 

 

возможно уйти от всего этого расстройства и разделения, если оно свойственно человеческой религиозности, внешне, по со- держанию и обрядовости, – христианской, а внутренне, по глубине повреждения падшей природы человека, – враждеб- ной Христу? Это предательское дремание и сон учеников Хри- стовых в то самое время, когда близился час предания Спаси- теля в руки ожесточенных против него грешников. То самое время, когда Он молился до кровавого пота об их и всего мира спасении. «Вы все еще спите и почиваете; не могли вы один час бодрствовать со Мною; вот приблизился час, и Сын Человече- ский предается в руки грешников» (Мф. 26, 40, 45).

Предстоящим ли страданиям ужасался Господь? Нет. Иду- щий на «вольную страсть» может ли ужасаться тому, что пред- стоит Ему. Тем более, если не человек, но Сын Божий идет на это страдание. Здесь совершается единственное событие в жизни Христа, когда Он совокупно обозревает всю бездну греха человечества, которую оно накопило и накапливает в преступном беспамятстве своей земной жизни. «Он грехи наши носит и о нас болезнует» (Ис. 53, 3–4). «Он скорбит не собственною, но нашею скорбию» (свт. Филарет Московский).

«Не о Нем слова о чаше, но о тех, которые имели согрешить против Него» (св. Василий Великий). Болезнует незримым сте- нанием всего человечества и всего тварного мира.

Скорбит за нас тою скорбию, какую мы должны были бы иметь за себя самих. Ужасается бездною человеческого не- чувствия к своему падению – «бедственному и невозвратно- му» (Свт. Филарет). Бедственному, потому что из поколения в поколение сами влечемся к нему. Невозвратному, потому что впадаем в тиски диавольские, выхода из которых сам человек уже не знает и не может знать.

Впадая в тиски диавольские, человек начинает ими жить. Смыслом этой жизни делается для него устроение внешних

21


 

 

условий его земного довольства и сама земная жизнь вместо жизни вечной.

Не был таким человек. Не создавал его таким Господь. Сам себя человек таким сделал, согрешая в одном поколении и умножая этот грех в последующих.

Через великие скорби и страдания проходили все люди и в прежние времена, и сегодня миллионы страдающих, тем бо- лее миллиарды будут во времена последние. Но одни в этих страданиях верою свыше соединятся с искупительными стра- даниями Господа, ими и Его Кровию оправдаются и омоются. А другие, пройдя через невиданные прежде скорби и стра- дания, что «будут искать смерти, но не найдут ее, пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9, 6), а в итоге все же умрут в этих страданиях, но не соединятся с искупитель- ными страданиями Господа, которые Он уже положил за них, и много больше положил страданий, чем выпадет на их че- ловеческую долю. И эта бездна страданий всемилосердству- ющего Господа останется для этих миллиардов людей втуне. При этом, люто страдая, они еще будут ругаться на Него, на свою судьбу, на всех людей вокруг, не ведая в своем слепом ожесточении, что тем самым умножают и делают свои муки вечными.

Таковыми будут и есть несметное число людей. Не от этого ли до кровавого пота великая скорбь Господа за них? Скорбь и ужасание Господа. Не за бездну страданий, которую Ему нужно претерпеть. Сказав: «Не Моя воля, но Твоя да бу- дет», сказал тем, что для искупления всех людей страдания- ми Своими – для этого только и пришел на землю. И теперь, в Гефсиманском саду, страдания Его до кровавого пота не за Себя, а за людей, которые, будучи уже искупленные Его кро- вью, не захотят и не примут и уже сейчас по всему лицу земли в несчетном числе не принимают этого искупления.

22


 

 

Одни, пребывающие в религиях неправославных, даже и смотреть в сторону Тела и Крови Христовых не будут.

Другие в христианской и православной религиозности бу- дут в память смерти и воскресения причащаться и при этом оставаться приверженцами мира сего. С его удобствами, со- временными средствами обеспечения жизни, телефоном, ин- тернетом, евроуровнем жилья, одежды, средств передвиже- ния.

Третьи и вообще будут причащаться в осуждение, и близ- ких своих, особенно детей, настойчиво причащать в осужде- ние. То, что в осуждение, видно будет по сугубой скандаль- ности, которая будет наступать каждый раз после причастия. Или в детях, например, умножающаяся одержимость страст- ными увлечениями, праздностью, деятельной активностью, беганием вокруг храма, или, наоборот, апатией, леностью, унынием, капризностью, что сегодня свойственно многим де- тям, не только причастникам, но и с какой-то особенной силой именно им.

Несчетное число тех, других и третьих людей, для кото- рых, даже при том, что они причащаются, крестные страдания Христа будут безразличны, а преданность жизни мира сего, и в том верность себе и своему падшему, в чем они искуплены страданиями Христа, будут столь необратимыми и устойчи- выми, что Кровь, напрасно проливаемая за них, и, хуже того, проливаемая в их ожесточение против Нее и против Христа – сделалась причиной ужасании Господа в Гефсиманском саду. Но самое неодолимое даже в вечности и до крови скорбное во всем этом – то, что люди, о ком идет речь, даже не узнают, что о них ужасался Господь...


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь