Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕЛИГИОЗНОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ



О личности и индивиде

По образу и подобию Своему сотворил Бог человека. Не природу, не естество только сотворил Бог, но личность – в живое, от лица к лицу общение с Собою. Сотворил нечто для нас нынешних таинственное, прикровенное. Личность, кото- рую мы не ведаем в себе. Личность, которая не определяется своей природой. В то время, как мы в себе самих знаем только свою падшую природу. Личность, которая не существует без природы. Той, которая была у Адама и Евы до грехопадения. Не определяясь ею, она в ней осуществляется. Будучи творе- нием Божиим и «образом Божиим» (Вл. Лосский), она не знает себя вне Бога. Быть с Богом и пред Богом – это ее жизненное осуществление. Такими были Адам и Ева в Раю.

Грехопадение привело к катастрофе. Личность поглотилась человеческой природой, и человек стал индивидом. Т. е. тем, кто определяется теперь падшей природой и падшим есте- ством. Падшим, то есть тем, в котором отношения составов естества перевернулись: тело начало довлеть над душой, душа, влачась за телом, стала центром жизни человеческого духа. Духа не свободного, плененного. Человек сделался существом душевным. Увы, мы сейчас все таковы. Духовным стать после такого грехопадения сам по себе человек уже не может. Т. е. из индивида в личность восстать человек не может. Об этом Господь сказал: «Человекам это невозможно» (Мк. 10, 27).

24


 

 

Сила поглощения падшим естеством столь глубока, что необратима. Человеку не дано преодолеть ее. Потому что Дух его схвачен узами (их три), душа находится под мощными покровами, которых, по свт. Феофану Затворнику, пять. Ха- рактер заключен в обойму коренных возбудителей греха (их четыре) и запечатан труднопреодолимыми закрепителями ха- рактера (их тоже четыре).

В таком-то состоянии человек живет страстями и полон не- раскаянных и полураскаянных грехов.

Как индивид он имеет сознание и самосознание, но пад-

шее; имеет обширное мировоззрение, но устроенное по сти- хиям мира сего, имеет религиозность, но человеческую и внешнюю, имеет немало нравственных задатков, но все они исполнены суеты и корысти; имеет таланты и дарования, но все ради устроения земной жизни и стяжания богатства, сла- вы и власти, одинаково – что в обществе, что в Церкви (что на приходе, что в монастыре).

За таковыми дьявол и устраивает облаву во все время со дней изгнания Адама и Евы из Рая.

Допотопные люди все были заключены в индивидное цар- ство дьявола – царство широчайшего разлива падшего есте- ства, разврата и разгула страстей.

К пришествию Христа такие страны, как Индия, Китай, Япония и малые страны вокруг них – во всем составе, по причине индивидного своего устроения, были обращены в поклонение демонам и дракону. Они такими остаются и до сих пор.

Иудейский народ в большинстве своем пришел в крайне апостасийное состояние, не узнал своего Спасителя и распял Его. Теперь все человечество, включая и весь христианский мир, приготавливается к поклонению антихристу. Т. е. все земное царство индивидов.

 

25


 

 



Число 666

Владимир Лосский пишет: «После грехопадения челове- ческая природа разделяется, раздробляется, расторгается на множество индивидов». (Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 176). Но эта же падшая природа, а в ней – религиозность (вместо веры свыше, веры по благодати) составит основу для единства всего человечества.

К этой греховной основе и обращаются все современные технологии мира, имеющие целью единство людей на земле. Символом этого единства и является число 666. Это «чис- ло, – говорит Апокалипсис, – человеческое», т. е. придуман- ное индивидами и обозначающее их всемирное собрание, их единство. Есть цифры 6, 7, 8. В отличие от цифры 6 (шесть), цифра 8 (восемь) символизирует сверхъестественное Царство Небесное и обозначает собрание личностей в Жизни Вечной. Между ними цифра 7 (семь) обозначает таинства Церкви, посредством которых человек извлекается из индивидного состояния в личность, т. е. из падшего естества в вышеестест- венную жизнь по благодати, из религиозности в веру свыше. Таким образом, остающаяся цифра 6, как человеческое, зовет к собиранию глобального царства антихриста. Цифра 7 соби- рает Церковь. Цифра 8 – будущее царство Жизни Вечной.

Почему же не одна цифра 6, а число 666? Потому что цифра говорит о человеке, а число говорит о множестве людей. Почему же Церковь никогда не называет себя числом 777? По- тому, что реальность таинств не цифрами выражается. Коли- чество таинств – 7, но сами таинства не есть цифра и не есть число. Подобным же образом и Царство будущего века есть реальная слава Господа, не выражаемая никакими цифрами. Символ этого Царства может быть цифрой 8, но само оно цифрой не может быть.

26


 

 

Совсем другое, противоположное, предлагается нам сегод- ня. Интернетное пространство изначально разрабатывается как пространство цифровое и числовое. В нем предметы представлены не сами собой, но числом. Поэтому число 666 в интернетном пространстве цифровых реалий и цифровой государственности есть само по себе очевидная реальность. Двойственная реальность. С одной стороны, это реальность символа, а с другой – это вещь, предмет, которые названы этим числом.

То же и по отношению к человеку. Цифровое обозначение его будет таким же идентификатором, но уже человека. Вместе с тем в пространстве цифровых реалий оно будет и им самим. Это будет (и есть) идентификатор со множеством цифр, имею- щих уникальный, т. е. не повторяющийся состав.

Но во всем великом множестве идентификаторов как бы присутствует одно и то же единое число 666. Это число «чело- веческое», т. е. индивидное. Оно обозначает единство людей, их принадлежность одному царству, царству глобальному – глобальному человечеству. Люди будут гордиться своей при- надлежностью этому царству. И будут подтверждать свою принадлежность поклонением духу этого царства – духу гор- дому, духу лести, духу времени, духу мира.

Зная все это, мы можем предупредить друг друга, что в обо- рот купли-продажи в новой системе устройства мира входит уже не сам человек, но введен его идентификатор. Он и явля- ется владельцем его богатств, его персональных данных, среди них есть и те, которые имеют ту или иную самостоятельную ценность, например, должность, право распоряжаться имуще- ством и др.

Цифровой идентификатор как носитель должности или права распоряжаться чем-либо может это делать самостоя- тельно, вне связи с хозяином, в тех случаях, когда вместо

27


 

 

хозяина им будет пользоваться мошенник или государствен- ная система, которая арестует, заблокирует идентификатор для возможности пользоваться им со стороны хозяина.

Но для себя государственная система оставляет право пользоваться нашим идентификатором и подвязанными к нему нашими персональными данными. Наложение штрафов и изъятие денег с нашего счета, конфискация средств и иму- ществ в судебном порядке, принудительное изъятие средств в пользу государственных проектов и программ. Мы же, будучи хозяином средств и имуществ, ничего возразить не сможем. Потому что давно уже дали согласие на пользование своими персональными данными в любых оборотах земного потреб- ления. В итоге государственная система получает беспреце- дентные возможности управлять своими гражданами, полу- чив в свое распоряжение все права на материальные блага их пользователей.

Как многие утверждают, все манипуляции с цифрами и числами, средствами и имуществами к делу нашего спасенияиквечнойжизникакбудтоотношениянеимеют. Тогдаоткудатакаяозабоченность Богаонас,выраженная в Апокалипсисе грозными предупреждениями, в которых прямо указывается на цифровой идентификатор? Нельзя оставаться спокойными, не разобравшись в этом. Нужно разбираться.

Помимо предметов и условий потребления, которыми определяется земная жизнь человека, есть еще и сам человек, его жизнь и муки за гробом. Муки грешников, которые не дали себе труда разбираться в Евангельских призывах и пред- упреждениях. Поэтому много важнее та сторона цифрового идентификатора, которая влияет на участь человека в веч­ ности. Земная жизнь вся обусловлена телесностью человека.

28


 

 

Но жизнь вечная не телу свойственна – тому, какое оно сейчас, а душе. Поэтому и начинается она после похорон человека. В вечность жить или мучаться душою идет сам человек, бу- дучи личностью или индивидом. Личностью, чтобы вечно жить. Индивидом, чтобы вечно мучаться.

Для этой вечной участи имеет значение, кем человек уходит из земной жизни; это значит, кем он сознает себя и как себя идентифицирует. Церковь говорит: в Жизнь Вечную он вой­ дет сыном. Будучи на земле сыном отца – сначала кровного, потом крестного, потом духовного. После смерти Господь ждет его сыном Отца Небесного. Здесь, на земле, он будет сы- ном семьи, потом Отечества, потом Церкви, а после смерти его примут во Христе Иисусе сыном Царства Небесного.

1. Возрастать в самосознании себя сыном невозможно без реального становления им. Ложно называть себя сыном, доче- рью и не подкреплять это поступками, поведением и жизнью, а если и возможно, то недолго. Тем более невозможно будет лгать после смерти. Осознание себя сыном, дочерью Царства Небесного, относится к личности. И возрастает личность, ког- да поведение ее, поступки и жизнь соответствуют самосозна- нию себя сыном, дочерью сначала земного Отечества, потом Отечества Небесного. Такое сыновство подтверждают жизнью. Жизнью земной, в которой уже есть начало жизни небесной. Это первое.

2. За сознанием себя идет и идентификация себя. Это второе. В наше время, пока еще переходное, государственная система позволяет каждому человеку идентифицировать себя именем, а ради принадлежности своему народу называть свою нацио- нальность и свою религиозность. Когда человек согласится на новые идентификаторы, тогда начнутся с ним необратимые психологические процессы. С течением времени он освоится в цифровом пространстве и постепенно фактически  забудет

29


 

 

о своем имени, своей национальности и религиозности. Пото- му что ничто из этого не будет востребовано. Все три выйдут из оборота общения, отношений, и в целом – жизни.

Пыль, соринки на одежде, даже капли дождя, будучи реаль- ностью сами по себе, для нас, и тем более для нашей жизни, не имеют никакого значения. Мы отряхиваемся от них и больше о них не помним. Тем более – не сознаем себя ими и не иденти- фицируем ими себя.

Немного пройдет времени, и люди, многие, великое боль- шинство, будут идентифицировать себя числом. И число это, по сути, будет 666. Т. е. реальная и больше чем реальная при- надлежность царству глобального потребления. Реальная при- надлежность царству земной жизни. Это будет много более глубокое чувство принадлежности, чем то, которое дает нам сегодня паспорт гражданина России. Сейчас пока через па- спорт такой глубины чувства принадлежности себя России нет. Разве что те, кто какое-то время проводит за границей. Но пройдет время, и идентификация себя числом и чувство принадлежности земному царству через него войдут в плоть и кровь. Так будет с каждым, для кого потребление чего­либо земного – есть жизнь...





Что же есть личность?

Личность тоже идентифицирует себя и тем идентифици- рует свою принадлежность. Она не в цифровом пространстве живет, и даже не в пространстве вещей и земных реалий. Она живет в пространстве благословений Божиих. В непрерыв- ном общении с Ним. И в Нем, в Боге, во Святом Духе пребы- вает уже сегодня в составе верных – единою Церковью, а в будущем – единым Царством Небесным.

30


 

 

Во Святом Духе, Им извлекаемый из индивидной своей реальности, каждый верный входит в собрание личностей, то есть единую Церковь, в которой личность живет принадлеж- ностью Христу, главе Церкви, испытывает радость и жизнь в благословениях и божественной любви Христа к ней, в благо- сти Церкви имеет полноту жизни. «Вся внутренняя моя – Имя святое Христа» – вот ее идентификация. Эта идентификация дается

– причастием Тела и Крови,

– преображением естества в добродетели,

– исполнением жизни благостью и благодатью. Причастием, добродетелями и жизнью, исполненной  благо-

датию и благостию.

Но нужно знать, что одно только причастие, как это сло- жилось сейчас в христианском народе как поверье, усвоения Царству Божию внутри нас не дает. Мы видим, как тысячи причащаются, и православные, и католики, и протестанты, а Божиего Царства в них нет. Правда, в массе те, кто вот так причащаются, о Царстве Божием в себе не помышляют и силь- но от отсутствия его не огорчаются. Не огорчаются и от того, что характер их не меняется на добродетельный и что сами они святыми не становятся. Святыми, т. е. исполненными бла- годати и благости.

Хуже того, утвердилась всеобщая отмашка от святости из-за ложного и предательского возвышения святых над со- бою. Говорят: где уж нам до святых. Если началом святости является покаяние, тогда такая отмашка – где уж нам – ведет к отмашке и от покаяния. Не удивительно, что, имея в сознании такую враждебную Христу отмашку, человек с годами совсем высыхает для покаяния. Поражает и ужасает, что при этом живет в церковной жизни радостно, очень деятельно и порой дисциплинированно. Об одном только даже и не думает –

31


 

 

о ч аянии жизни будущего века. Давно уже нет в современных людях страха Божия, ушла из сознания память смертная, а о Страшном суде если вспоминает человек, то один раз в год – за неделю до Великого поста.

«Вся внутренняя моя Имя святое Его – Христа». Иметь та- кую идентификацию принадлежности Царству Божию мож- но, если человек живет в церковном укладе. В таком укладе, суть которого складывается воедино из трех составов: чаяния будущего века или вечной жизни, таинства жизни и христи- анского лада. Чаянием он принимает Причастие, ибо нечем больше сохранять в себе благодать Святого Духа и благость Тела и Крови Христа. Чаянием же он хранит себя в святости, когда вся жизнь его – будни, посты и праздники – делаются жизнью таинства. Тогда и в отношениях с близкими начинает быть лад. Он от святости. Святость же от покаяния, смирения и кротости. Последние три – все от веры. Тогда лад – это по- стоянное исполнение заповедей и ради них – труд над добро- детелями.

Причастием, добродетелями и жизнью по благодати и благости внутренне идентифицируется человек хри- стианином.

В это же самое время Бог такую личность для Себя, как единственно способную быть верной Ему, идентифицирует именами. Прежде всего, именем, записанным в книге жизни (Откр. 3, 5). Затем говорит: «Напишу на нем (т. е. на верном) имя Бога Моего и имя града Бога Моего и имя Мое новое» (Откр. 3, 12). «И на камне (белом) написанное новое имя, кото- рого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И в последней главе Апокалипсиса извещается: в Царство Вечной Жизни будут введены «рабы Его – Бога и Агнца – и Имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 4).

32


 

 

На челах их – Имя Бога, а не число 666. Так на Небе Бог выделяет тех, кому скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25, 34). Так Бог незримо для нас отпечатлевает верных Своих именами, данными от Него. А пока мы здесь, на земле, каждый, кто непосредственно носит имя Христа в звании «христианин», имеет еще в земной жизни и личное имя, людьми нарекаемое – тезоименитое имени святого. Лич- ное имя по мере восхождения по духовной лестнице меняет- ся. Сначала имя мирянина, затем имя монаха (малой схимы) и имя схимника (великой схимы). Прообразуя будущие имена на небе.

Но не с ним, не с личным именем связана у Бога иденти- фикация личностей. Личностей, а не индивидов. Богом совер- шаемая идентификация личности именами начинается с имени, записанном в книге жизни.

 




Восьмой день по рождении

Каждого младенца на восьмой день после рождения долж- но приносить в храм, чтобы священник совершил над ним чин назнаменования младенца крестом Господним с упоминанием его личного имени. В названии чина сказано: «Отроча, прием- лющее имя во осьмый день рождения своего». Не наречение имени, как это сейчас сложилось называть в обрядовой прак- тике Церкви этот чин, а назнаменование крестом. Не нарече- ние имени, а упоминание его, как уже нареченное родителями или священником. Восьмой день прообразует Царство Вечной Жизни. В этот именно день младенец в молитве, которую про- износит священник, называется своим личным именем: «Да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем, имярек». То есть по ходу прошений просто произносится принимаемое

33


 

 

младенцем имя. Принимаемое по чину, а на деле уже данное родителями или священником, или взятое из месяцеслова, близкое по дате к дню рождения.И дальше, совсем не имею- щие отношения к имени, звучат слова: «Да знаменается крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира». Сердце – это чувства, помышления – это ум, бегати мирской суеты – это сила креста Господня, вхо- дящая в волю и дух младенца. Чтобы этою силою младенец мог

«последовати повелениям Твоим», т. е. заповедям и «бегати от всякого лукавого навета вражия».

А дальше вновь об имени произносится нечто совсем при- кровенное. «И даждь, Господи, не отреченну пребыти Имени Твоему святому на нем». Вся молитва от начала и до конца – это обращение не ко Христу, а к Отцу Небесному. И Имя свя- тое Твое – это имя Отца Небесного, но не личное имя младен- ца. Имя ли собственно Отца, как это сказано в Апокалипсисе –

«напишу на нем Имя Бога Моего», или имя младенца, которое Отец Небесный напишет в книге жизни?

Имя Бога – Господь наш, Иисус Христос, напишет на «по- беждающем» (Откр. 3, 12). Т. е. после победоносной христиан- ской жизни, прожитой на земле. А здесь младенец. При рожде- нии его, на восьмой день, в книгу жизни вписывается Отцом Небесным имя его, прикровенное для всех, кто на земле, и для него самого. Об этом имени молится священник: «И даждь, Господи, неотреченному быти». Об этом имени Сам Господь говорит в Апокалипсисе: «Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3, 5). Но «того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их». (Исх. 32, 32–35).

И далее молится священник:

 

34


 

 

«И даждь, Господи, неотреченному быти», т. е. убе­ реги его от греха, «совокупив в крещении святой Твоей Церкви» и тем дав ему силу Твоего участия в нем, силу благодати и благости Твоей, которая будет обновлять­ ся и «совершаться страшными Тайнами Христа Твоего» на протяжении всей его жизни, чтобы ему «по заповедям Твоим жительствовав и, сохранив печать нерушиму,

«печать дара Духа Святого», полагаемую в таинстве миропомазания, – получить «блаженство избранных во Царстве Твоем».

В этой удивительной молитве священник, испрашивая «не- отреченному быти имени», вместе с этим дерзновенно просит о благословении Божием на всю жизнь младенца, не только земную, но и жизнь за гробом, после смерти, до самого Страш- ного Суда Божия и последующей за ним Вечной Жизни в Цар- ствии Небесном. Той Вечной Жизни, о которой Апокалипсис извещает, что верные «рабы Его – Бога и Агнца узрят лице Его, и Имя Его (т. е. Христа) будет на челах их» (Откр. 22, 3–4). На это протоиерей Геннадий Фаст пишет: «Не то важно, что- бы человек написал на себе имя Бога (например, в анкетах – христианин), а то, чтобы написал его Христос» (Толкование на Апокалипсис. М., 2009. С. 53).

 

И протоиерей Сергий Булгаков в своем величественном труде «Философия Имени» пишет: «Господь, дающий Себя Са- мого, Свое Тело и Кровь в таинстве Евхаристии, неужели ли- шит нас благодатной силы Святого Своего Имени? Да не будет. И как Господь принял на Себя все человеческое (кроме греха), то в Нем, в Его Святейшем Имени соединены все личные чело- веческие имена. И Имя Христа есть истинное имя всего чело- вечества, разумеется, насколько оно находит себя в существе

 

35


 

 

своем (т. е. в личности) и в Боге. Оно, т. е. истинное челове- чество, и образует Церковь, или и есть собственно Церковь. Такое человечество находит свои имена в Имени Иисусовом» (Репринт. С. 206). «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Имя это – христианин.

«Узрят лице Его», и через то исполнятся «белых одежд» до- бродетелей. Их будет «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков. Это те, которые пришли от великой скорби; они омы- ли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. И си- дящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 9, 14).

И священник молится о младенце: «Да знаменуется образ креста Твоего в сердце и помышлениях его. Чтобы по запо- ведям Твоим жительствовав сподобиться Царствия Твоего». А сподобившись, он «получит блаженство избранных Твоих». Блаженство избранных невозможно без креста страданий и вместе креста, исполняющего страдальца милостью к своим распинателям; креста мученичества для одних, креста под- вижничества для других, креста неприязни со всех сторон за праведную жизнь для третьих. Этот-то крест и делает христи- анина подлинным носителем имени Христа – Бога и Агнца, о чем и говорит 22-я глава Апокалипсиса.

 




Об Имени Иисусовом

Тогда, пишет прот. Сергий Булгаков, «Имя Иисусово всех приемлет как свое царственное священство, делается всем до- ступно по человеческой близости своей, имманентно челове- ку, но поскольку оно божественно, есть Имя Божие, оно есть страшный попаляющий огнь присутствия Божия, сила и слава

36


 

 

Божия» (Философия Имени. С. 211). И если человек не научит- ся здесь, в земной жизни, в таинстве креста и  крестоношения

«зрить лице Его», и в таинстве причастия Тела и Крови «омы- ваться в одеждах и убеливаться» в них, тогда и Имя Христа не будет «отнесено к своему Носителю, не будет исполняться Его силой и Его энергией» (Там же. С. 211). Это будет имя, носи- мое «всуе». «Как нельзя спастись силою человеческою, так и нельзя помолиться Богу силою человеческою же, если Господь не склоняется к этой молитве раньше, чем мы отверзли уста, если не присутствует в ней своей силой, заключенной в Имени Своем» (Там же. С. 212).

Особенно это присуще богослужению, «где вообще не дано места психологизму (и душевности): что говорится, то и совер- шается и достигает преднебесный и мысленный жертвенник; здесь ничего нет только как настроения, но все действительно происходит (как и будет происходить в вечной жизни Царства Небесного), освещается присутствием Божиим в Имени Бо- жием, которое стоит в центре богослужения. Все совершается

«во Имя Божие», во Имя Святой Троицы» (Там же. С. 214).

«И хвально и прославлено Имя Твое во веки» (Тов. 3, 11).

«Славьте Господа, провозглашайте Имя Его» (1 Прп. 16, 8).

«Пусть призывают (священники) Имя Мое на сынов Израи- левых (на народ Божий), и Я, Господь, благословлю их» (Числ. 6, 27). «Свято будут чтить Имя Мое» (Ис. 29, 23), потому  что

«Имя Твое велико могуществом» (Иер. 10, 17). «Твори, Гос- поди, с нами ради Имени Твоего» (Иер. 14, 7). «Имя Твое наре- чено над нами» (Иер. 14, 9). «Будет велико Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему, чистую жертву… Имя Мое страшно для народов» (Малах. 1, 11–14) «Не предай нас навсегда ради Имени Твоего и не разруши завета Твоего» (Дан. 3, 34) «Ибо вот придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие

37


 

 

нечестиво будут как солома, и опалит их грядущий день, гово- рит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малах. 4, 1–2). И «Имя Его (Христа, Бога и Агнца) будет на челах их» (Откр. 22, 4).

Так будет. Потому, что есть на то обетование – обещание Бога верным Его. Верные в Евангелии – это блудный сын, про- будившийся личностью от индивидного сна; это мудрые девы из десяти дев, подвижнической жизнью верно следовавшие за Христом, это и жены-мироносицы, до конца верные своему учителю; это и мытарь, и благоразумный разбойник, очнув- шиеся от своего падшего состояния, и Лазарь в притче о бога- че и Лазаре, это и званые на вечерю, те, кто пришли в брачных одеждах, это и овцы, знающие голос своего Пастыря.

Им Господь говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам», «Я возлюбил вас. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15, 9–14, 14). «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали» (Ин. 16, 27). «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Отче, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24).

Но мы, тем более в наше время, совсем не таковы. Огляды- ваясь вокруг и всерьез вглядываясь в самих себя, мы видим глубоко падшее индивидное состояние во всех нас. Не полу- чается ли так, что при «назнаменовании креста Господня и по- лучении личного имени» младенцем на восьмой день если и по верности Господа слову Своему в книгу жизни на Небесах впи- сывается имя младенца (мы не знаем, какое оно, Бог и ангелы знают), но по характеру жизни младенца – непослушного, ка- призного, своевольного, и всего окружения его , т. е. его семьи, имя это изглаживается из книги, не успев утвердиться в  ней.

38


 

 

Иначе откуда такое бессилие к церковной жизни как у взрослых, так и особенно у их детей, и совсем уж противо- божное бессилие у современных подростков. Воинственно настроенных против всякого призывания в ограду Церкви.

 




В ограде Церкви

В ограде Церкви сегодня четыре рода людей: внешние, средние, внутренние нравственные, внутренние нравственно- духовные. Есть еще пятый род – внутренние духовные. Но это уже тайна Божия.

Внешние люди живут содержанием – знаниями, органи- зацией своей жизни и дисциплиной. С ревностью относятся они к православным знаниям, произносимым или пишемым в Церкви, блюдят за тем, чтобы кто-нибудь что-нибудь не из- менил. Не допускают ошибок в том чине богослужений или жизни христианской, какой кем-нибудь научены. Строги в стоянии в дисциплине, какую когда-либо усвоили. Так как они не имеют духа Церкви и не распознают его, но в Церк- ви находятся своей человеческой религиозностью, поэтому они нуждаются в том, чтобы все три области их жизни были устроены для них. Церковь это и делает. Обильно насыщает их религиозным содержанием (книги, фильмы, религиозные школы, рождественские чтения на разном уровне, семинары, онлайн-обучение и прочее), устраивает их религиозную жизнь (богослужения по годовому календарю, церковные послуша- ния, паломничества); удерживает их в дисциплине, в послу- шании Евангелию, святым отцам, духовникам, священникам, священников – епископам. Для этого есть священники, духов- ники и все чиноначалие, особенно архиереи, которые  хранят

39


 

 

дисциплину, организацию и содержание Церкви. При этом священство и епископы, независимо от своего сана, тоже мо- гут относиться к внешним людям. Но равно могут быть сред- ними и внутренними людьми.

Вторые – средние люди, это преимущественно творческие

натуры. Деятельные, душевные, одаренные прикладными спо- собностями. Они исполняют почти все творческие служения в Церкви. В наше время именно им дана пальма первенства, обширная палитра деятельного и инициативного служения, обеспеченная религиозным образованием.

Третьи – внутренние религиозно-нравственные, трудо-

вые люди. Нравственное в них – это совесть, добро (честное, правдивое, искреннее пребывание в Церкви) и жизненные призвания любви: сыновство, супружество, родительство, им образуется семья, и отечественное призвание, любовь к Оте- честву, ими образуется Отечество. Трудовая сила подвигается всегда жизненными призваниями, и имеющие ее трудятся в заботе о семье и ради Отечества. В отличие от трудовой, дея- тельная сила средних людей направлена внешне на украшение, великолепие религиозной жизни и внутренне на самореали- зацию – благодаря прикладным дарованиям и в разную меру богатой душевности.

Четвертые – внутренние нравственно-духовные, это те, в

ком пробудилась личность и начался и происходит труд, под- вижничество и борьба за высвобождение из плена падшего естества. Это люди веры, которая свыше, не от людей. Благо- даря вере свыше только и возможен выход из индивидного со- стояния.

Первые три состава людей живут в согласии со своим падшим естеством и о его наличии могут даже и не подозре- вать. «Грех столь усвоился нам, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – что обратился в естество, в самую  душу

40


 

 

нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души» (Творе- ния. Т. 4. М., 1993. С. 169). Но именно этого не разумеет, не знает ни средний, ни тем более внешний человек.

Поглощение естеством обратило человека из личности в индивид. Все перевернулось в нем, все отложилось от Бога, как бывает, отлагается беспризорник от своих родителей. Три следствия этого отложения, отступления от Бога или апоста- сии явились тут как тут и составили все внутреннее индивида. Это самореализация, тирания и влечение друг к другу, мимо Святого Духа. Которое в крайних и масштабных формах выра- жается как стадность, толпа, кучкование, потребность в ком- паниях разного рода. Социальные формы этого сближения – союз, партия, движение (например, молодежное), класс.

Влечением этим образуется и семья, но изначально по- врежденная, помраченная в своих отношениях падшим есте- ством. Из-за чего так трудно сегодня или так неискренно, лож- но удерживаются члены семей друг с другом. «Свет, который в тебе, есть тьма» (Мф. 6, 23).

Другой масштаб, кучкование целого народа, собирало лю- дей, ослепленных падшим естеством и зараженных духом времени, в грандиозные собрания, в которых они совершали разные исторические перевороты, следуя за своими вождями, например, за Гитлером, Лениным, Сталиным, Мао Цзедуном. Второе свойство – тирания лежит в основании каждого ин- дивида и проявляется в отстаивании им своего взгляда, пози- ции, характера, образа жизни, больше того – в настаивании на любом из них, еще больше – на властном утверждении, вне- дрении, завоевании. Увы, это свойство индивида есть причина всех ссор, конфликтов, недопониманий. Разладов, разводов.

 

41


 

 




Религиозный упадок

В книге «Загробная жизнь или последняя участь человека» (Репринт. М., 1999. С. 325) автор-составитель Е.Тихомиров на основании трудов святых отцов выделяет два признака по- следних времен. Первый: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф. 24, 14), в Церковь войдет полнота язычников и затем народ израильский. Второй – произойдет великое отпадение от Христа в силу обширного нравствен- ного и религиозного упадка. Во многих охладеет христианская любовь.

Как же совместятся эти два признака – с одной стороны, проповедь Евангелия, а с другой, охладеет любовь? Совме- стятся, когда проповедью будут заняты внешний и средний человек. Но именно они же и не имеют любви, свойственной человеку внутреннему. «Сын Человеческий, пришедши найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). И Е.Тихомиров пишет: «Несчаст- ная часть человечества не останется, однако же, без всякой веры: потерявшим силу благочестия (отрекшиеся этой силы свыше), она сохранит некоторый его вид» (Там же. С. 333).

Это и будет и есть та человеческая религиозность, которая свойственна всем народам земли и которая, хотя и называется верою, не есть вера свыше, не есть вера по благодати.

Это естественная вера или религиозность, которая не имеет силы. Средний человек душевен и одарен прикладными спо- собностями, т. е. талантами и дарованиями. Как индивид он живет самореализацией. Плюс он очень деятелен. Поэтому религиозную деятельность он развернет как душевно-твор- ческую с привлечением всех своих талантов, дарований  и

42


 

 

прикладных (профессиональных) способностей. Средние люди будут заняты в Церкви и за ее оградой самыми разными ви- дами религиозной деятельности – концертами, фестивалями, театральными постановками, фильмами, книгами, газетами, интернетными формами общения, воскресными школами, иконописью, клиросным служением, социальным служением и многим другим. С нарастающим размахом и все большим профессионализмом. В этом религиозном вдохновении будет жить самореализация средних индивидов.

Их душевное богатство и деятельная инициатива заменят внутреннего нравственно-трудового человека, отодвинут при- звания любви, подменят их. При этом средний человек, погло- щенный своей душевностью и деятельной творческой актив- ностью, знать об этом не будет. Успешность, профессионализм, массовый религиозный энтузиазм, кино-, фото- и журнальная отчетность, аплодисменты и одобрения со всех сторон будут увлекать, доставлять радость и восторг и некоторое чувство торжества православия.

А на деле это «скользкий путь нравственного упадка и раст- ления внутреннего, которое, – пишет Е.Тихомиров, – доведет до совершенного отпадения от истинной веры Христовой. И даже если очень многим и всем возвещено будет слово Еван- гельское, далеко не всеми оно будет принято, далеко не  все

«окажутся в числе истинных последователей Христа» (Там же. С. 332).

Но и внутренний нравственный человек, хотя и близок к православному подвижничеству, однако опирается на свое падшее естество и им живет в своих нравственных посылах.

«Самое естественное добро, поврежденное грехом, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – (превращается) в испове- дание достоинств падшего естества. Таким смешением (с пад- шим) уничтожается исповедание Христа. Для освобождения

43


 

 

от порабощения падшему естеству Господь заповедует распя- тие естества, то есть отвержение его разума и его воли. «Иже Христовы суть», они распяли плотское мудрование и волю падшего естества, на которых основываются греховные влече- ния души и тела, греховная жизнь» (Творения. Т. 4. М., 1993. С. 179).

В таком случае (распятие естества, отвержение его разума и его воли) это будет переход от внутреннего нравственного человека к внутренне-духовно-нравственному и далее к ду- ховному человеку.

Но в последние времена именно этого перехода при повсе- местности Евангельской проповеди как раз и не будет.

Потому что десятками миллионов будет исчисляться чис- ленность средних людей и сотнями миллионов – численность людей внешних. Которые будут считать себя христианами только потому, что они крещены в православии, что они что- то читали о нем. 2% от них будут регулярно стоять и служить в храмах. Кто-то будет много читать православной литературы, закончит и духовные учебные заведения, получит хорошее ре- лигиозное образование, но останется внешним, хорошо знаю- щим и применяющим практику храмово-обрядовой богослу- жебной церковной жизни.

Внешний индивид реализует свою религиозность в обшир- ных знаниях, в ревности за организованную церковную жизнь, за организацию этой жизни. Он самореализуется в церковной дисциплине: миряне – в почитании священства, предлагаемо- го по духу времени строя церковной жизни, священники – в почитании епископов, епископы – в почитании патриарха и епископского собрания, и все вместе – в почитании сана, зва- ний и должностей.

Разумеется, что в Церкви-организации всему этому

должно быть.

 

44


 

 

Но есть еще Церковь-организм. И у части внешних хрис- тиан, пусть малой, но есть принадлежность Церкви-орга- низму. В отличие от них большинство из внешних индивидов не имеет в себе внутреннего духовно-нравственного человека. Отсюда особенность внешних людей: их раздражает разговор о церковном укладе, который начинается чаянием жизни бу- дущего века, продолжается благодатным таинством жизни и заканчивается христианским ладом, т. е. заповедями и добро- детелями, обо всем этом им будет невыносимо скучно слушать. Своею христианскою учееностью, видимостью христиан- ской жизни и даже монашеским уставом и распорядком они будут прикрывать реальную жизнь, преданную падшему есте- ству. Такой человек «смотрит на себя как на самобытное суще- ство, а не как на создание Божие, земная жизнь представляет- ся ему бесконечною, смерть и вечность – несуществующими. Промысла Божия нет для него, он признает правителем мира разум человеческий, и на земле ему хотелось бы учредить не- престанное наслаждение грехом» (Свт. Игнатий. С. 172–173). Мы добавим к этому, опираясь на события уже нашего вре- мени: такой человек, отдавая пальму первенства разуму чело- веческому и видя его реализацию в интернетных усоверша- ющихся возможностях, легко войдет в жизнь в интернетном пространстве и начнет часами сидеть у экрана компьютера, доверяя интернету свое внимание, время и в конечном итоге – всего себя. Всего себя – это все свои житейские, а в итоге и религиозные потребности, отдавая их в интернетные механиз-

мы обслуживания.

При этом не отдавая никакого отчета и не придавая ника- кого значения тому, что в интернетном пространстве он сам со временем исчезает, вместо него остается и действует его виртуальный образ, собираемый, воплощаемый в интернет- ный личный идентификатор. Это со стороны формальной.  А

45


 

 

с реальной стороны – вся его интернетная, удобно устроенная жизнь, в том числе и жизнь религиозная, – сами по себе будут идентификатором его принадлежности глобальному царству. Но и это он не будет сознавать, а указания на это будут вызы- вать только его раздражение.

Для образованного, плотского и душевно-чувственного человека отсутствие благодатного таинства в жизни, а в ком- пьютерно-интернетной жизни этого таинства нет и не может быть, т. е. для внешнего и среднего человека жизнь вне таин- ства вполне принимается нормой. Он считает, что достаточно таинство принять в храме, а носить его в себе между богослу- жениями необязательно и даже неведомо. Между богослуже- ниями он будет жить «как все живут».

Другие, подобные устроением, будут ужасаться от известий о чипизации, о биопаспортах, и у некоторых хватит решимо- сти писать отказ и не брать ни номер, ни паспорт, но сил и решимости на восстановление церковной жизни в должное угождение Богу у них не будет. Ужасание, которым они сде- лают казалось бы столь решительные действия, будет такой природы, что они и не подумают об исправлении своей цер- ковной жизни.

Об этом говорит апостол Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни злоречи- вые – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас,; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 9–11). И в дальнейшем опять говорит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. К стыду ваше- му скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15, 33–34). Именно таковые и будут прежде всего ужасаться животными страхами. Отказываясь, казалось бы, от номеров и биометрии, чтобы не попасть в царство антихриста, разогретые в этот

46


 

 

ужас, который описан во множестве сегодняшних панических материалов об ИНН, биопаспорте и прочем, не отдают себе отчета, что другого разогрева у них при этом не происходит – не умножилась ревность духовная, не разогрелось желание церковной покаянной жизни, тем более желание церковного уклада.

«Но скажу вам, братия, – продолжает апостол, – что плоть и кровь (это и есть средний содержательный и душевный че- ловек) не могут наследовать Царствия Божия, и тление не на- следует нетление. Когда же тленное сие облечется в нетленное и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (Ис. 25, 8). (1 Кор.

15, 50, 54).

То есть недостаточно отказаться от внешней идентифика- ции и полагать, что спаслись. Действительно, от царства ан- тихриста получится спастись и даже умереть от голода, или застудиться на морозе, потому что не будет жилья. Но душа, не обретенная Христу, не воскрыленная Святым Духом, куда после смерти пойдет? На частном суде какое определение ус- лышит и на Страшном суде какой приговор получит? Если юродивые девы, это монахи и монахини, сохранив девство и прожив внешне церковно, да еще в ограде монастырей, ус- лышат: «Не знаю вас». Что услышит душа такого мирянина? Хотя он и будет говорить: я ИНН не принял, от биопаспор- та отказался. Господь скажет: ты хорошо сделал, но ответь – ради чего? И он вынужден будет обнаружить, что из страха перед антихристовым пленом он бежал от него, выбрасывая все, что принадлежит ему. Но в тяжких мучениях оставив зем- ную жизнь, ничем не будет принадлежать жизни небесной. Не прозвучат ли слова апостола Павла: «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет» (1 Кор. 15, 36). То есть тот, кто не во Христа живет и не Христа ради умирает, а умирает, только чтобы  не

47


 

 

попасть в ужас антихристова царства, спасаясь от земных мук, попадет в муки вечные, геенские. Потому что не позаботился о том, чтобы от внешнего и среднего человека перейти, углу- биться в себе самом к человеку внутреннему нравственному и внутреннему нравственно-духовному.

В итоге все такие люди, а это миллионы средних и внешних людей, доброхотно примут число 666. Найдя этому много раз- ных житейских оправданий. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13, 8).

 







Индивидное состояние

И действительно, жизнь личности, для которой жизнью является Христос, в индивиде вся заменилась жизненностью естества, т. е. человеческой природой. Притом заменилось естеством падшим. И в наше время скатилось до природной живости уже откровенно животного и откровенно чувствен- ного характера. Тело стало седалищем животных потребно- стей и, поглощенное ими, стало восприниматься только как чувства потребностей, просто как потребность. Из сознания людей тело как тело, совсем выпало. Оно появляется только в болезнях, ранах да ушибах. Остальное время оно как будто не существует. Вместо него в нас живут и действуют одни теле- сные потребности.

Душа тоже исчезла в самосознании человека. Вместо нее мы живем душевной чувственностью да деятельностью во- круг земных приоритетов. У всех разных – от низменных (раз- бой, воровство, бандитизм, проституция), до самых, казалось бы, высоких (образование, наука, техника, политика, парла- ментская деятельность, предпринимательство,  банковская

48


 

 

активность, торговля, туризм, культура широкого потребле- ния или ширпотреб, православная религиозность).


Каков итог?

1. Исчезла семья в ее богозданном виде, религиозность за- менилась безбожием, а там, где религиозность сохранилась, там она по падшим основаниям в человеке сделалась враждеб- ной Христу. И прогресс во всех сферах земной жизни расцвел, как чертополох на мусорной куче, увлекая всю жизненность человека на свою сторону.

2. В этой атмосфере хаоса ценностей и приоритетов жизнь индивидов переместилась в зрелища (телевизор, интернет, кино, театр, книги, газеты, рекламные журналы, что толку, что православно-религиозное, но зрелище же), захвачена ново- стями, с их ежедневной порцией жгучих событий и взрывных наводящих страх сообщений – от единичного случая, разду- того до одновременной трескотни сразу на 60 каналах инфор- мации, до массовых явлений типа войн, ураганов, землетрясе- ний. Наконец, у немалой части индивидов жизнь ввержена в массовый психоз и ажиотаж вокруг спорта и спортивных со- бытий. В том числе и событий общецерковного значения.

3. При утраченных сознании и самосознании личности у современного индивида действующим остается один мозг, а в нем биология, физиология и животность. В таком положении человек окончательно распадается и разлагается легко доби- рающимися до него четырьмя развратителями, имеющими сегодня беспрецедентный размах. Это секс, современная му- зыка, алкоголь и наркотики. В итоге даже от индивида ниче- го не остается. Только услаждения телесные в разных формах и видах, и от безудержной эротики – полная утрата чувства нравственной красоты. Только ритмы страстей и потеря все- го нравственного от музыки. Только белая горячка и бред  от

49


 

 

алкоголя. Только галлюцинации и смерть от наркотиков. Сло- ва «нетленная красота кроткого и молчаливого духа» человек не может даже уловить, не может запомнить. Где уж возжелать так жить.

И тем не менее к нам, таким, приходит Христос, со­ вершенная Личность – Бог и совершенный Человек, и зо­ вет: «Следуйте за Мною. Идите за Мною, живите, как Я, будьте во Мне, и Я в вас, как Я в Отце и Отец во Мне, и Я выведу вас из индивидного мрака и тлена. Но для этого все индивидное сочтите за ничто.

Как это делать? Начните жить, как Я на земле жил, буду- чи по человечеству таким же, как и вы». И дальше начинается повествование о Его жизни, совсем уж сначала удивительное для человека нашего времени, когда он впервые или внешне с ним знакомится. Затем, если отнестись к жизни всерьез, вслу- шаться как в пример жизни, оно приводит в разочарование и растерянность. Как? И нам предлагается так жить? А после этого следует рассказ совсем уж возмутительный для совре- менных внешних и особенно средних людей, или очевидно непривлекательный и неисполнимый. Когда рассказывается о предательстве Иуды, криках толпы «Распни, распни», оплева- нии, бичевании, распятии, смерти. Нет, мы так не можем, так не хотим. Мы не из таковых и не из тех.

Конечно, хотим быть своими Христу, но не через то, через что Он прошел.

Конечно, ужасаемся перед ИНН, СНИЛС, биопаспортом, чипами. Хотим как-то обойтись без них, но при этом сохра- нить жизнь с теми удобствами и довольствами, какие сейчас у нас уже есть. То есть, как богатый юноша из Евангелия. Он ведь действительно думал, что можно спастись, сохранив при себе свое богатство.

50


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.171 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь