Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственность возвратить – возможно ли?



Обратили ли вы внимание на то, что святитель Игнатий нравственную жизнь ставит вперед, а потом религиозную? Иудеи делали наоборот. Они религиозную жизнь ставили впе- ред, через это и на этом делались вождями народа или ближай- шего окружения, а в нравственном все больше скатывались  в

«гробы повапленные» (скрытые от взоров), а внутренность их была исполнена хищения и лукавства» (Лк. 11, 39). Это особен- ность средних и внешних людей, водимых ду хом времени – вовлекать в свои ценности всех подряд, тем более, думают они, в религиозные ценности. При этом, вовлекая, они применяют все свои дарования, образованность и умения, какие сегод- ня имеют много людей, не отдавая себе отчета, что за всей их инициативной околоцерковной деятельностью стоит нечув- ствие благодати, стоит самообольщение, т. е. духовная слепота и стоит беспечность о реальном, действительном спасении. Им невдомек, и никак не скажешь им об этом, что спасают не знания и даже не внешняя церковная жизнь, но начало

191


 

 

спасения лежит в живой нравственности человека, без кото- рой человеку нечем входить в дыхание святости.

Сегодня очень много внешних и особенно средних лю- дей, наделенных щедрой душевностью. Одни из них живут отображением в ней нравственных свойств. Не самой нрав- ственностью, но ее душевным отображением, которое люди принимают за реальность. Разница в том, что нравственное бескорыстно и жертвенно по естеству, а за душевным уподо- блением нравственному скрыта всегда корысть, которая при случае, когда ее заденут, может вылезти в самом неприглядном виде. Другие откровенно разыгрывают душевными умениями в зависимости от ситуации то или иное добро. Поэтому перед разными людьми ведут себя по-разному. Вплоть до ярости и ненависти после только что перед другими услужливости и радушия. Есть и третьи, сегодня их сотни тысяч, это профес- сиональные и самодеятельные артисты, которые одновремен- но и параллельно в одном спектакле или кино могут играть злодея, а в другом добрейшего человека. Где из этих двух геро- ев они сами – поди разберись.

Такие внешние и средние душевные люди в своей душевной широте позволяют дома, домашним, особенно детям, жить, как они хотят жить, тем создают обильные условия для раз- вития всех составов падшего естества, так что падшее торже- ствует и, как мощный сорняк на грядке, забивает все лучшие на ней насаждения.

Средние и внешние люди не только в семье так делают, но особенно стараются вне семьи для детей, подростков и моло- дежи развернуть все условия для развития успешности и всег- да успеха. В активном мажорном соревновании между собою, в разнообразных полурелигиозных, полусветских образова- тельных и культурных мероприятиях зовут, влекут занимать- ся околоцерковной жизнью. Мол, чем богаты, тем и рады, и в

192


 

 

тот же нрав и образ жизни ввергают следующее за ними поко- ление. Зато жизненности со всеми ее душевными проявления- ми во всех трех совершителях полуцерковного нрава хоть от- бавляй, «Ели, пили, (веселились), женились, выходили замуж, покупали, продавали, садили, строили» (Лк. 17, 27–28).

В таком, полном инициативы и жизненности состоянии находятся уже сейчас люди последних времен. Все внешние, средние и в наше время преимущественное большинство нравственных внутренних, хотя их самих не так и много, все они вместе, по словам святителя Игнатия, «смотрят на себя как на самобытное существо, а не как на создание Божие; земная жизнь представляется им бесконечною, смерть и вечность не- существующими. Промысла Божия нет для них, они призна- ют правителем мира разум человеческий. Все помышления их пресмыкаются по земле. На которой хотелось бы им учредить непрестанное наслаждение грехом» (Свт. Игнатий. Там же. С. 172) Все это – по причине индивида с его тремя свойства- ми – самореализацией, тиранией и сближением, сбиванием в людскую массовость. Яркие картины жизни выдающихся ин-

дивидов, вершителей истории и судеб народов изобразил Лев Гумилёв в своей книге «Конец и вновь начало», где развернул

на примере историй многих этносов (народов) движение пас- сионарности, или страстности, гордых, тщеславных, честолю- бивых индивидов.

«Уверовавшие же во Христа, когда увидели, что вой­ ско римское окружало Иерусалим (а потом они разруши­ ли его до основания, погубив почти два миллиона его жи­ телей), тогда, по завещанию Господа, вышли из города, обреченного на погибель. (свт. Игнатий. Творения. Т. 4. С. 223).

 

193


 

 

Уверовавшие заблаговременно вышли из города.

Чем может быть этот выход из города для нас, в наше вре- мя? Возвращением к древним. К лучшим предкам своего рода. К их заветам. Заветам дедов, прадедов, прапрадедов. Праба- бушек, прапрабабушек. Они завещали в семье – патриархаль- ность, в Отечестве – верноподданность, во всём церковность и святость.

Патриархальность семьи имеет в себе все три причины крепости характера человека, его нрава: он всегда в себе – в нравственно-религиозных, трудовых свойствах; он всегда в своем – в обычаях, традициях и порядках семейной жизни, ценит их, любит их, живет ими; и он всегда со своими, т. е. с домашними, одно с ними в их стремлении, в их движении и в их уповании на жизнь будущего века.

Сохранилась видимая патриархальность и в разных наро- дах, но она далека от патриархальности православной. Право- славная – от святости, и вне святости скоро делается подме- ной. Индивид не отпускает своих позиций и в падшей патри- архальности у разных народов уживается с грехами и потвор- ствует разным грехам. Например, у цыган кочевых – одним, у мусульман – другим, в малых африканских народах – третьим. Природе, естеству младенческой и детской души до 12 лет особенно близка патриархальность. Если только ее не переби- вать зрелищами (мультиками, телевизором, интернетом, теле- фонами), праздной активностью (играми, потехами, развлече- ниями, поездками), детскими садами и особенно школой (с ее духом успешности и всегда успеха, прямо противоположным

и враждебным патриархальным свойствам сыновства:

1) почитанию старших семьи;

2) преемственности – желанию перенимать и хранить обы- чаи, традиции, наставления семьи, рода, старших в них и жить ими;

194


 

 

3) принадлежности семье единой, троичной, святой; еди- ной – ладной между всеми, троичной, когда принадлежность отцу хранит его заветы и не позволяет ссориться между брать- ями и сестрами и через отца чтит мать; святой, когда принад- лежность семье в ее святости хранится в глубине души как принадлежность Царству Божию сейчас и после смерти;

4) заботе о родителях, о младших со стороны старших, о це- ломудрии сестер и братьев друг ко другу;

5) пребыванию на жизненном пути, с младенчества совер- шающемуся восхождению к праведной старости, а для этого в каждом возрасте и во всех призваниях жизненных, начиная от сыновства и последующих за ним супружестве, родительстве, гражданстве – растить и хранить в себе «мирный плод правед- ности» (Евр. 12, 11).

Школа всему этому враждебна. Она враждебна и разру- шительна для патриархальности особенно тем, что в ней во- царился сегодня матриархат с выраженными его тремя свой- ствами торжествующего индивида – женской самореализации в различных дарованиях, женской тирании, самыми разными способами настаивания на своем, и третье, под водительством учителей, как вождей народа, собирании школьников в толпу, классы, массовые мероприятия. Это прямо противоположные по духу события, которые школа устраивает с детьми.

Четвертому свойству сыновства в школе просто нет места – заботе о родителях и всех домашних. Школа, особенно совре- менная, не позволяет быть и пятому свойству сыновства – вслед за старшими в семье и роде сызмальства быть готовыми, знать и уметь стоять на жизненном пути, приготавливая себя к пути Господнему.

Чтобы настроиться на нравственное возрождение, нужно решительное изменение приоритетов. Семья с ее обращен- ностью к Царству Небесному – прежде всего и выше всего.

195


 

 

Отечество ради сохранности в нем драгоценной жемчужины и сердца Отечества – Малого стада Христова. Церковь, а вовсе не школа и тем более не церковная школа, как лютая подме- на воцерковления детей, должна войти в свои права главной наставницы и воспитательницы спасения. Церковь и в ней семья. Все вместе – в Отечестве, в церковном укладе, с его чаянием жизни будущего века, таинством жизни и добро- детельным ладом.

Очевидно, что такая перестройка всего государства и Церк- ви в наше время невозможна без государственной силы, т. е. без царя. Нужен царь. Единодержавный, не коллегиальный. Нужна в стране верноподданность, в семье патриархальность, во всем подлинная церковность и святость. Вся перестройка в Отечестве и Церкви – ради семьи и Малого стада. Не ради структуры церковной власти. Но власть церковная ради Ма- лого стада. Не ради массового православия, о чем печется третье свойство индивида и дух времени, питающий его.

Разумеется, это такая власть, для которой Малое стадо есть жемчужина и драгоценность. Возможно, что такую власть еще нужно выращивать.

 






Религиозность

Духовное устроение человека прямо связано и отражается в характере религиозности. Религиозность – это мера зрения себя, Бога, ближнего и мира природы. Есть два вида религиоз- ности. Религиозность, пробужденная Богом, это вера свыше, являющаяся в человеке действием благодати Святого Духа. Ею Дух Святой открывает человеку Христа. И есть религиозность природная, как часть падшего естества человека. Она смешана с ним, падшим естеством, и поэтому слепа и Бога видеть не может, но, будучи религиозностью, влечет человека к чему-то

196


 

 

большему, чем он сам, и в это большее верит. Верит для того, чтобы самому человеку иметь утешение, чтобы было от кого искать помощи в безвыходных обстоятельствах и чтобы иметь принадлежность к обществу духов, высших, чем общество че- ловеческое, и потому более могущественных.

Второе, религиозность, как часть падшего естества челове- ка, всегда корыстна и потому дает человеку зреть себя самого лишь отчасти. Самые глубины греха, корни страстей, погло- щенность падшим естеством и состояние бессознательного она открыть человеку не может. Он знает о себе грешнике лишь отчасти, в меру, насколько может отложиться от само- любия, самоугодия и влечения к миру. Религиозность эта ко- рыстна, потому всегда рядом с нею человек носит в себе тон- кое услаждение собою, довольство своими делами и жизнью, тонкое мнение о себе или противоположную уязвимость. И

«праведник гибнет в праведности своей. (Потому что) нет че- ловека праведного на земле, который делал бы добро и не гре- шил бы» (Ек. 7, 15, 20).

Такая религиозность поражена всегда нечувствием сердца. Это-то нечувствие сердца, при котором «тщетно собирает ум помышления о смерти, о суде Божием, о множестве согреше- ний своих, о муках ада, о наслаждении рая; тщетно старается ум ударять в сердце этими помышлениями, оно пребывает без сочувствия к ним, как бы и ад, и рай, и суд Божий, и согреше- ния, и состояния падения и погибели не имели к сердцу ни- какого отношения. Оно спит глубоким сном, сном смертным, напоённое предшествовавшей нерадивою жизнью (и многими забытыми нераскаянными грехами, равно как грехами, ко- торые человек не принимает за грех)» (Свт. Игнатий. Там же. С. 155). Даже об учениках Христовых, будущих апостолах, Евангелие говорит: «Потому что сердце их было окаменено» (Мк. 6, 52).

 

197


 

 

Третье, религиозность, как часть падшего естества, всегда самодеятельна. Поэтому в разных народах она создала множе- ство разных и непохожих друг на друга культов и религиоз- ных практик. В христианском народе сочинила католический культ, протестантский и множество христианских сект. Сре- ди православных она учинила множество ересей и расколов. В современном православии она постоянно придумывает либо самодеятельное подвижничество, либо столь же самоде- ятельное послабление личной, приходской или монастырской жизни, наполняет религиозную жизнь разного вида деятель- ной активностью, инициативностью, а сегодня и того хуже – вводит в жизнь православного содержания зрелища, кон- церты, книги, картины, ярмарки, фестивали, конкурсы, смот- ры, активно умножающиеся интернетные формы. Это та ре- лигиозность, через которую в последние времена всё удобнее и обширнее будут действовать и уже действуют все три духа злобы – мира, времени и лести.

Четвертое, религиозность, как часть падшего естества, яв- ляется обширным полем для осуществления всех трех свойств индивида. Здесь и религиозная самореализация, и религиозная тирания, и религиозное стремление к массовости. Самореали- зация – это разнообразие культов и религиозных культур, это жизнь дарованиями и талантами внешнего, среднего и нрав- ственного человека без предваряющего очищения, по одной только начитанности и религиозной ревности. Тирания – это множество войн на религиозной основе, это все, что происхо- дит сейчас на Украине. Вместе с тем это раздоры в семьях из-за того, что кто-то не хочет воцерковляться, это соперничество в приходах, епархиях, монастырях, особенно в женских. Третье свойство индивида – стремление к массовости православия – через него реализуется постепенно возрастающее во  всем

198


 

 

мире насаждение религиозности во всех народах. Всемирная религиозность – это грандиозный замысел предшественников антихриста. Замысел этот движется и наполняется силою од- ного из трех духов злобы – духом времени.

В России в наше время им инициированы три мощных дви- жения в Церкви:

Массовое крещение людей, из которых 90% от числа кре- щеных даже на первое причастие в храм не пришли и со дня крещения в церковную жизнь входить не собираются, но к православным христианам теперь себя причисляют. В бессоз- нательном ожидании антихриста они удерживают сами себя и удерживаются духом времени вдали от православной цер- ковной жизни. До времени. Казалось бы, понятно, что такая практика крещения должна быть прекращена. Но какой крик и возмущение поднимаются сразу, стоит только заговорить о серьезной подготовке людей к крещению. И крик этот не при- водит никаких доводов в пользу спасения людей. Он просто кричит и возмущается, как будто задели за что-то самое жи- вое. Очевидно, что к духу времени, которому нужно как мож- но больше людей привести к пробудившейся религиозности, здесь крепко приставлен еще и дух мира, который сильно по- догревает меркантильные интересы и горделивое, честолюби- вое или тщеславное в делах крещения.

– Второе движение, инициированное духом времени, – это масштабное развитие христианской культуры, образования и потребления. В последнее входит невиданный доныне поток христианской литературы, обилие и разнообразие икон, пред- назначенных для широкого потребления, разной религиозной утвари и символики, наносимой без всякого разбора на любые предметы домашнего обихода. Это то современное «свое», в котором занято множество людей, в самообольщении и само- обмане полагающих, что в чтении, образовании и культуре

199


 

 

заключается православная жизнь, жизнь как будто посвящен- ная Богу.

– Третье движение – это наполнение храмов религиозными людьми. В ограду Церкви входят новые массы людей. Мож- но бы радоваться, что к Церкви «прилагаются» (Деян. 2, 47), как во времена апостолов тысячи людей. Но входить в огра- ду Церкви и прилагаться к Церкви – действия крайне далекие друг от друга. Входящие в ограду Церкви не поймут, что в их

«по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила. Они встретятся с напыщенной ученостью и христианским знанием. Но ученость эта и это знание будут заключаться единственно в изучении Закона Божия по убива- ющей букве, при жизни противоположной заповедям Божи- им. Люди эти не будут видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях. Но напротив, (под- вигаемые требованиями о церковной отчетности), будут тру- бить о своем преуспеянии, (при этом) отвергнув христианское развитие для духа, для вечности, для Бога» (Свт. Игнатий. Там же. С. 273).

Во всех этих трех движениях, утвердившихся в современ- ной Церкви, человек «непонятным и неприметным образом для себя развивает падшее естество, свою невещественную душу соделывает как бы вещественною; становится весь – грех, весь – плоть; отвергается Богом, как совершенно уничто- живший в себе цель, с которою он воззван Творцом в бытие из небытия» (Там же. С. 272).

Отсюда святитель Игнатий с великой скорбью продолжает упреждать верных, которые готовы соблазниться:

«Кто не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста (как не узнает эти три движения в Церкви как противные Христу); тот непременно, непонятным для себя

200


 

 

образом, соделается его последователем. Второе пришествие Христово застанет его неготовым» (Там же. С. 271).

«Господь сказал ученикам своим, что признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необык- новенное вещественное развитие. (Вместе с тем) своего пол- ного развития достигнет грех, и тем он будет страшнее, и тем владычество его будет тверже, (чем более видимым и уверен- ным) сохранится в народе церковном личина благочестия. В это время люди забудут Бога, забудут Небо, забудут вечность, и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, всё внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенней- шего и неизменного благосостояния. Что может быть безум- нее этого направления» (Там же. С. 271, 273).

Такова человеческая религиозность, смешанная с падшим естеством, которая получает участием духа времени обшир- ное развитие по всему лицу земли. В итоге она овладеет всем человечеством.

Иная религиозность, та, что подвигаема верою свыше, рож- дается не просто таинством крещения или последующими таинствами, но есть удел избранных Богом. У какой-то малой части человечества в глубинах индивида жива личность. Она может быть вызвана навстречу Христу, вызвана Духом Свя- тым. Вы «живете по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8, 9). И поэтому «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16), «Немощное мира и ничего не значащее избрал Бог»(1 Кор. 1, 27–28), «избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2, 13),

«Израиль, чего искал, того не получил; избранные же полу- чили, а прочие ожесточились» (Рим. 11, 7). «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие» (Кол. 3, 12). Ибо «те, которые с Господом, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17,  14).

«Званых много, но мало избранных» (Лк. 14, 24). «В те дни

 

201


 

 

будет такая скорбь, какой не было от начала творения; но ради избранных, которых Он избрал, Господь сократил те дни» (Мк. 13, 19–20). Это те, кто «куплены дорогой ценою» (1 Кор. 6, 20).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь