Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отличия укладов и людей в них
Чем же ученики Иосифа Исихаста и сам прп. Иосиф отли- чаются от всех остальных, здесь перечисленных? Убегая к себе, они в себе хранят веру, ревность духовную и драгоценную жемчужину, которую Дух Святой положил им в сердце, – это любовь ко Христу. Это дарование Бога, Бога-От- ца, Который тем и так собирает ко Христу стадо Его и во Хри- сте – чад Себе в Царство Сына Своего. Они убегают к себе, чтобы прийти в радость Господа, когда «вся внутренняя моя имя святое Его». Убегая в своё, они убегают в уединение и дорожат им боль- ше всего на свете. 182
Убегая к своим, они убегают в духовную семью с ее духов- ной патриархальностью, т. е. верностью духовному отцу, а че- рез него во Христе верностью Богу-Отцу, духовной вернопод- данностью, т. е. верностью Царю Царства Божия – Христу, и святостью, т. е. исполненностью благодати Святого Духа. Они живут в уединении исихией – безмолвием, восхищени- ем к Богу и преображением. В уединении все человеческое приходит к безмолвию – иси- хии. В ней личность восхищается к Богу и естество человека преображается. Как это происходит? В уединении человек делается недоступным для стихий мира. Все действия трех духов злобы в их внешне видимых обстоятельствах не добираются до него и не имеют никакого влияния. Дух мира со своими богатством, властью, славою не востребован. Дух времени со своими творчеством, прогрессом и праздностью оставлен и изгнан навсегда. Дух лести со сво- ими стремлениями – идеями к воссоединению человечества, а для этого к преодолению когда-то Богом совершенного вави- лонского рассеяния, а теперь к восстановлению вавилонского всемирного строительства – этот дух отвергнут. Во внешнем все сделано, чтобы идти дальше – к воссоеди- нению с Богом. Для этого во всем внутреннем человеку пред- стоит прийти к безмолвию – исихии, когда внутреннее все, очищенное в жестоких подвигах аскетики, проникнуто будет благодатью. Ради этого человек положит подвижнический труд, преодолеет и отрясется от падшего своего во всем есте- стве. И на вершине крестного пути – восхождения придет к преображению. Символ этого восхождения – гора Афон. На вершине ее храм Преображения Господня. Без какого-либо цивилизован- ного великолепия, простотой своего устройства, пренебрегая им. Все земное отрицая.
183
Исихия, безмолвие – это облагодатствованное молчание, через благодать безмолвие. И достигается оно в облагодат- ственном подвижничестве. Подвижничестве, в котором чело- веку содействует Дух Святой, и закваской, по которой вскиса- ет все тесто естества, является благодать. Такой жизнью в себе, в своем и среди своих исихасты-под- вижники умерщвляют в себе индивида, уничижая в себе все три его свойства – самореализацию, тиранию и влечение к человеческим объединениям и сообществам, к вавилонскому собранию или сборищу.
Вместо самореализации они имеют в себе помышления, о которых пишет прп. Григорий Синаит: «Смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя сми ренно о себе мудрствовать и не поносит себя, смиряясь. Хотя все такое – начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше». Вместо тирании, слепого и глупого самомнения о своих достоинствах, в том числе духовных, они имеют убеждения, что, из того же слова прп. Григория Синаита, «они грешнее всех людей, что они срамнее всех тварей в своем состоянии неестественном, что они окаяннее бесов, как рабы бесов, уже отсюда (в земной жизни) во тьму кромешную заключенные и потому с ними наследующие бездну, называя себя окаянней- шими». Вместо влечения к разным сборищам и вместо стрем- ления быть участником всемирной массовости считать себя «в преисподней, во аде, в бездне прежде смерти обитающим», и ругать себя «как в самопрельщении дерзаешь называть себя праведным, сделав себя злыми делами грешником непотреб- ным и бесом?» (Там же). 184
При таком самосознании и таком характере и образе жизни может ли что остаться в человеке от его индивида. В то же вре- мя на этом примере мы видим, каких усилий человеческих и Божиих стоит высвобождение и восстановление из индивида в человеке личности. Того человека, предназначением которо- го является жизнь в Царстве Божием, а призванием во время земной жизни – семь призваний христианина: 1. Быть на пути, в истине и жизни, которые все есть Христос (Ин. 14, 6). 2. Взяв крест и душу свою положив за други своя и тем входя в тайну Его (Кол. 1, 27), следовать за Господом (Мф. 16, 24; Ин. 15, 13). 3. Страдая и терпя (созданы во Христе на это – Еф. 2, 10) делать добро. 4. В дарованиях и плодах Святого Духа проводить земную жизнь ( 1 Кор. 12, 7–13; Гал. 5, 22). 5. В Боге пребывать, в мире и любви (Рим. 12, 3–21). 6. В добродетелях блаженными быть (Мф. 5, 3–11). 7. В нового человека облечься, созданного по Богу (Еф. 4, 24). Об этих призваниях христианина Господь говорит: «Я пришел призвать грешников на покаяние (Мф. 9, 13). «Одно тело, один дух, вы призваны к одной надежде… для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4, 4, 12–13). «Чтобы призванные к вечному наследию получили обето- ванное» (Евр. 9, 15). «Бог Отец избрал нас, предопределив усыновить Себе через Иисуса Христа. В Нем мы предназначены... в похвалу слова Его» (Еф. 1, 4, 11–12). «Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового чело- века (семью, Церковь)» (Еф. 2, 15) Предназначение наше – Рай и Царство Небесное.
185
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы