Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Святитель Игнатий о современном человеке
Еще в 19-м веке святитель Игнатий (Брянчанинов) задолго до революции 17-го года скорбит о состоянии народа русского. «Требованиям семейным, – пишет он, – помогает закон есте- ственный (т. е. нравственное устроение человека в его жиз- ненных призваниях супружества, родительства, сыновства), и, когда эти требования согласны с законом Божиим, помогает им самый закон Божий» (Творения. Правило веры. Т. 4. 1993. С. 178). Но при этом соотношение между ними Господь ясно выразил. И святитель слова Господа перелагает так: «Кто пред- почитает Моей воле волю родителей или каких бы то ни было сродников по плоти, кто предпочитает их образ мыслей и их умствование Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня» (Там же). И далее святитель пишет о затруднениях и препятствиях к исповеданию Христа. Есть внешние, есть внутренние. Внеш- ние – это окружение наше, в одних – с их безбожием, в других – с их внешней религиозностью, которой сейчас обширно на- полняется Церковь. К внутренним относится «грех, живущий в уме, сердце, теле, он прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением заповедей Его, грех упор- но противодействует этому исполнению. Естественное добро (которому сегодня так много доверяют люди), поврежденное грехом, усиливается смесить (смешать) с ним исповедание (деятельное проявление) достоинств падшего естества. (До- стоинства – это во внутреннем человеке все те дарования, 188
таланты и способности, которые есть в нем от среднего и внешнего человека.) Таким исповеданием уничтожается исповедание Христа, которое, как всесовершенное, не терпит примеси. Уклониться от либерально-христианского общества чело- веческого, от родственников (воинственно-земных и рели- гиозно-суеверных) – еще возможно, но куда уйти от самого себя? Как избавиться от падшего в себе?» (С. 179). «В нем люди подвергаются разнообразному мучительству греха, и в себе и извне с исступленною злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие духи (злобы); действует против них с увлечением большинство че- ловеков, произвольно поработившиеся падшим духам, и слу- жащие для них слепым, несчастным орудием (и это большая часть родственников); действуют против них собственные страсти и пристрастия» (С. 180). «Причины ослепления, ожесточения, упорства достойны тщательного исследования. Как глубоко ниспал человек! К какому он способен омрачению! К какому он способен заблу- ждению и греховному увлечению, к каким он способен пре- ступлениям! Тем более все это заслуживает внимания, глубо- кого размышления и исследования» (С. 219). Чуть ниже святитель опять задает тот же вопрос: «Отчего бы могло произойти такое (свойственное нашему времени) невероятное ослепление, такое непонятное омрачение, такое чуждое смысла упорство и ожесточение? – отвечаем, (пишет он): от Б Е З Н Р А В С Т В Е Н Н О Й жизни» (С. 219). Так же, как «причиною отречения иудеев от Спасителя была их безнравственная жизнь, и частная, и общественная» (С. 223). «Постоянная греховная жизнь есть постоянное отречение от Христа, если б оно и не произносилось языком и устами. Но оно произносится, произносится различными учениями, 189
истекшими из падшего разума человеческого, выдающими себя за свет и устраняющими истинный свет – Христа; произ- несено оно и произносится не только развратной жизнью, но и жизнью невнимательною к Божиим заповедям. К концу времен отступление от Спасителя примет обшир- ное развитие, и как следствие «откроется человек беззакония, сын погибели» (2 Сол. 2, 3), который потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным (бессознательным и беспечным) отступлением от Христа. Греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное мно- жество людей. Вера во Христа едва будет существовать, (за- мененная внешнею, торжествующею великолепием, всеобщею религиозностью) , иссякнет любовь. Вещественные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание челове- чества. Обильное земное преуспеяние (успехи) и огромные земные предприятия (всемирного интернет- масштаба) есть признак последнего времени и созревшей греховности чело- вечества. Человечество постоянно стремится выказать себя добро- детельным. И тогда наиболее лицемерствует, с бесстыдством и дерзостию начинает провозглашать о своем совершенстве и добродетели. Привязанность к вещественному может объять весь ум человека, его сердце, похитить у него все время и все силы (что сегодня и делает телевизор, интернет и весь совре- менный образ жизни человека, ориентированный только на одно – добывание денег всеми способами, на какие каждый способен – или одним махом миллионы, или кропотливой предприимчивостью десятки тысяч, или, вцепившись в место работы, получать по тысяче в день или того меньше и волно- ваться страхами, что завтра уволят. Другой жизни как будто у человека нет). 190
Такая привязанность к веществу отвлекает человека от Слова Божия, от помышлений о смерти и вечности, от Богопо- знания» С. 224–225). ( Делает его даже злым на любой разговор об этом). Закрывает и память о «божественной благодати, (ко- торая) сопутствует в загробную область стяжавшему ее здесь. (Изгоняет мысль о том, что) если человек свергнет с себя, как оковы, тело, – благодать, как бы стесняемая доселе плотию, в посмертной жизни развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия» (С. 181). Мы же добавим, что будет залогом записанности его имени в Книге Жизней.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы