Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурные и типологические особенности телевизионной речи



Телевидение – 1. Преобразование изображения и звука в последовательность электрических сигналов и передача их на расстояние в виде электрических волн в пункт приема, где осуществляется обратное преобразование; 2. Область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние любых изображений при помощи радиоэлектронных устройств; 3. Наиболее массовое и влиятельное СМИ.

Сочетание движущегося изображения и звука, богатство изобразительной структуры позволяют телевидению наиболее полно по сравнению с другими средствами массовой коммуникации, информировать о событиях, происходящих в мире, о явлениях во всех сферах жизни общества.

Проблемы телевизионной речи нашли отражение во многих работах, наиболее интересными представляются изыскания С.В. Светаны (1976), А.А. Леонтьева (1974), О.А. Лаптевой (2001) и ряда других исследователей.

С.В. Светана в книге «Телевизионная речь. Функции и структура» пишет о необходимости руководствоваться в телевыступлении общими законами устной речи, формулирует требования к телевизионной речи: совпадать с повседневным языком масс. При этом телевизионная речь рассматривается как часть общенационального литературного языка в пределах одной языковой системы, представляет в основном два типа диалогов: убеждающий и сообщающий, выполняет две главные функции: сообщения и воздействия [Светана 1976:35].

А.А. Леонтьев в книге «Психологические проблемы массовой коммуникации» исследовал не столько собственно лингвистическую, сколько психолингвистическую проблематику массовой коммуникации и охарактеризовал радио- и телеречь как вид общения. Он пишет об особой манере общения с телеаудиторией – не призывно-митинговой, не официально-деловой, а доверительно-интимной: «… на радио и телевидении внимание осуществляется через индивидуальное, личностное доверие зрителя (слушателя) к выступающему» [Леонтьев 1974: 51-53].

В книге «Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте» (2001) О.А. Лаптева рассматривает телевизионную речь как коммуникативно-структурное образование, которое входит в состав литературного языка и является частью его устно-литературной разновидности, располагает всем спектром его средств.

Стремительная перестройка стиля телевизионных передач и возникновение новых передач «разговорного « жанра приводят к тому, что телевизионная речь все более поляризуется на собственно дикторскую, неспонтанную, и живую, спонтанную. Промежуточной при этом является речь корреспондентов и комментаторов, которая опирается на письменный текст, но также включает в себя много элементов живой речи. Дикторская речь сама претерпевает в настоящее время значительные изменения.

Для телевизионной речи нашего времени характерен стилистический динамизм, вариантность, в ней представлены книжно-письменные, общелитературные, устно-разговорные и другие средства. Такая неоднородность определяет разные типы норм телевизионной речи (нормы книжно-письменные, общелитературные и устно-разговорные). О.А. Лаптева, анализируя состояние нормы в телевизионной речи , обращает внимание на следующее: 1) отклонение от нормы может быть обусловлено тем, что в современных СМИ представлено все говорящее общество, имеющее разную степень образованности, разное территориальное происхождение и т.д.; 2) отклонения от общелитературной нормы и колебания ее определены во многом потребностями устной формы речи; 3) большую роль в соблюдении нормативности играет степень автоматического владения кодифицированной нормой: чем она выше, тем меньше вероятность возникновения ошибки, и наоборот [Лаптева 2001: 63].

 

Список литературы

1.Агеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // Русская речь. -1996. - № 1.

2. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 224 с.

3. Жильцова Т.П., Бебриш Н.Н. Варианты нормы в речи красноярских теле- и радиодикторов // Русский язык в географической проекции. – Красноярск, 2000.

4.Коньков В.В. СМИ как речевая система // Мир русского слова. – 2000. - № 5.

5.Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в информативном аспекте. – М., 2001.

6. Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.

7. Платонова О.В., Виноградов С.И. Средства массовой информации и культура речи // Культура русской речи.- М., 2000.

8. Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура. – М., 1976.

9. Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи. – М., 1997.

10. Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. – Вып. 7.- Красноярск – Ачинск, 1998.

 

III . Практикум

Задания по теме «Локальные явления в речи жителей Красноярска»

Задание 1

Запишите на диктофон следующий текст.

Было уже поздно, когда мы въехали в село Архангельское. Здесь нас ожидал проводник экспедиции Петр Антонович. Ему известна вся окружающая местность. Скучно ему без дела, вот он и взялся вести нашу группу. Помощник проводника, Матвей, - отличный наездник.

Рассвет чуть забрезжил, в избе темно, но нам пора выезжать. Матвей положил на лошадей две тяжелые корзины с консервами, а сам почти спит на ходу. На всех он натыкается, злясь спросонья, лошади шарахаются от него. И конечно, Антонович начинает сердиться: «Легче, легче! Жалеть надо лошадей». В избе все суетятся. Благодарим хозяйку и расстаемся. Последнее ее напутствие: №Ну, дай, господи, чтобы все благополучно!»

Дождь ливмя льет. Только ночью подъехали. Из-за затяжного дождя река разлилась. Это нас задержало.

 

Задание 2

Прослушайте запись, заполните таблицы слуховых наблюдений в соответствии с выбранной темой сообщения.

Информанты

Слова для анализа и варианты произношения

Скучно

 

 

 

 

 

[ч`н] [шн]                    
№ 1 +                    
№ 2 +                    
№ 3 +                    
№ 4 +                    

 

Темы сообщений

1. Произношение гласных в 1-м предударном слоге после мягких согласных (слова для анализа: село, экспедиция, ему, без дела, вести, темно, сердиться, суетятся, река, задержало).

2. Произношение гласных в 1-м предударном слоге после шипящих (слова для анализа: шарахаются, жалеть, лошадей, лошади).

3. Произношение сочетаний согласных (слова для анализа: поздно, наездник, известна, местность).

4. Произношение сочетаний зубных согласных (слова для анализа: проводник, вести, наездник, с консервами, злясь, последнее, здесь).

5. Произношение сочетаний зубных и губных согласных (слова для анализа: взялся, Матвей, рассвет, Матвей, спит, всех, в избе, все).

6. Произношение сочетаний согласных чн, чт (слова для анализа: скучно, отличный, конечно, чтобы, благополучно).

7. Произношение сочетаний согласных зж, жд (слова для анализа: забрезжил, выезжать, дождь, дождя).

8. Произношение сочетаний согласных тс (слова для анализа: натыкается, шарахаются, сердиться, суетятся).

 

Задание 3

Обобщите материал и подготовьте сообщение по выбранной теме в соответствии с планом:1) история вопроса; 2) таблица наблюдений; 3) выводы.

Задание 4

Прослушайте запись, проанализируйте чтение диктора, обратите внимание, есть ли в речи диктора черты локального произношения:

1) реализация гласных на месте орфографических я, е после мягких согласных в 1-м предударном слоге (в деревне, негодность, печурка, светлее, немного, Сергеем, Петровичем, бегуньей, сегодня, стеснения);

2) гласные на месте орфографических я, е после мягких согласных в заударном положении в основе слова (хозяйничает, витязей, учителем, родителей);

3) гласные на месте орфографического е после мягких согласных во флексиях винительного и именительного падежей имен существительных среднего рода (море, общение, своеобразие, поле, платье);

4) ассимилятивная мягкость согласных (в деревне, негодность, листьями, вкуснее, шестилетняя, стеснение, днем);

5) произношение гласного 1-го предударного слога в слове жалеет

Об особенностях произношения красноярцев см.: Жильцова Т.П. Об одной «орфоэпической позиции» // Фонетика-орфоэпия-письмо в теории и практике. – Вып. 1. – Красноярск, 1997.

Летом я отдыхала на даче в деревне. Избушка, громко называемая дачей, была старой баней, давно пришедшей в негодность… Печурка из необделанного камня часто дымила. В комнате пахло листьями, плесенью и еще чем-то. Зато на улице было море свежего воздуха, синего неба, солнца. А хрустальнее, светлее и вкуснее воды я еще не пивала.

На Ближнем хуторе (так называется наша улица) жителей немного. Я подружилась с бабулей Соней, школьной уборщицей, учителем Сергеем Петровичем и девочкой Алей, маленькой болтуньей и бегуньей.

Сегодня у меня гостья – шестилетняя шалунья Аля. Она знает, что я ей рада. Поэтому без стеснения хозяйничает в моем жилище. Аля – единственная дочка моих соседей, пекаря Ирины и слесаря Ивана. Родителей днем не бывает дома, и девочка часто посещает меня и учителя Сергея Петровича. Разнообразное общение формирует своеобразие мышления ребенка. Аля неплохо читает, считает, сочиняет сказки про героев витязей и злых карликов.

Нетерпеливо подпрыгивая на стуле, Аля требует, чтобы я рассказала, как живут в городе, что нового у меня на работе, правда, что синее море – синего цвета, а Черное – черного, куда девается солнце, когда небо покрыто тучами. Сообщает, что бабуля Соня, когда была маленькая, пахала поле на корове, а в магазине продают голубое платье, которое ей обязательно купит мама, что за дальней рощей есть поле с большими и вкусными дынями. Наблюдая за голубем, сидящим на карнизе, жалеет, что у нее нет крыльев, и, увидев что-то за окнами, убегает.

Через некоторое время раздается Алин крик и сердитое гусиное гоготание. Аля с плачем бросается ко мне.

- Алечка, почему мы плачем?

Слезы крупными каплями катятся по щечкам:

- Гусыня..Перья..Крылья..

-Сейчас накаплем по каплям лекарство.

- От всех болезней лучше лечиться чаем.

- Чаем, так чаем.

 

 3.2. Задания по теме «Телевизионная речь»

Задание 1

Проанализируйте расшифрованный фрагмент передачи «Русские вечера» (1995 г.). Определите особенности устной публичной речи в области лексики, синтаксиса.

Я (в)от не знаю как / наши телезрители/ как вы/ может быть вы с этим и не согласитесь/ но лично я / испытываю какое-то чувство унижения / что в братскую / славянскую страну / вводятся войска НАТО// И вот под дулами натовских танков / будет устанавливаться режим / демократии / который / считается / будет ли это демократия / я не знаю / но во всяком случае тот режим / который считается кому-то наиболее приемлемым / в том числе/ и вот для нашей братской славянской /республики //

Мне все-таки кажется / что Россия / утеряв там свои .. позиции / не защищая свои национальные интересы и интересы своих союзников …// Сербы / и русские / они ведь / не вчера и даже не одно десятилетие и столетие назад стали тем / кем они стали // И поэтому отдавать на откуп заокеанским миротворцам / с позволения сказать установление вот этого мира / в республике / я не думаю / что это лучший вариант миротворчества / тем более / мы с вами уже становимся свидетелями того / какую реакцию вызывает у населения этой страны / вот ввод туда натовских войск / поэтому / мне кажется / что государству-то российскому / его государственным деятелям / надо хорошо знать и историю/ и не наступать постоянно на одни и те же грабли / не лучший это способ / приобретения / навыков / и какого-то опыта///

Задание 2

Каковы основные функции публицистического стиля? Как они решаются в анализируемом тексте? Как проявляется здесь позиция автора?

Задание 3

Проанализируйте запись – фрагмент передачи «Выбираем..» А. – ведущий, Б. – гость студии). Какие особенности современного интервью иллюстрирует этот фрагмент? Укажите признаки устной публичной речи в области фонетики, лексики, синтаксиса, представленные в данном тексте.

А. - Ну и первый вопрос / это вопрос / о качествах / о моральных человеческих качествах депутатов / очень актуальный в связи с последними событиями / вы помните / в Думе//

Б. – Да..а.. эти сцены / конечно не украшают / парламентариев / в Государственной думе / моя точка зрения здесь / однозначна / они должны быть очень сдержанны / принципиальны в своем поведении / ну более того / они должны быть очень добропорядочными и честными //

А. – Вопрос о декларации доходов очень актуальный / и здесь он тоже задается //

Б. – К сожалению эээ вопрос о декларации доходов депутатов / да и не только депутатов / очевидно и многих чиновников нашего государства / стоял давно / я считаю / что депутаты в первую очередь обязаны декларировать свои доходы //

А. – Депутатская неприкосновенность / еще один такой очень важный вопрос / и здесь он тоже есть //

Б. – В отношении депутатской неприкосновенности у меня точка зрения однозначная / она должна присутствовать лишь тогда, когда депутат выполняет депутатские полномочия / а вне депутатских / эээ… дел/ в свободное время / я думаю / что вопрос неприкосновенности должен отсутствовать / вообще не стоять ///

 

Об особенностях устной публичной речи, современного интервью см.: Голанова Г.И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995 ). – М.,1996.

Морозова Т.С. Особенности литературной устной публичной речи (в сфере синтаксиса и построения текста) // Разновидности городской устной речи. – М., 1988.

Задание 4

Проанализируйте фрагменты телепередач программы «Север» ГТРК «Норильск» (2002 г.), «Новости» ГТРК «Таймыр» с точки зрения соблюдения структурно-языковых, коммуникативно-прагматических и этико-речевых норм.

· Сегодня в Управлении пожарной безопасности ГМК прошло торжественное собрание // Его виновниками стали люди / посвятившие предприятию не один десяток лет / и заслужившие достойный отдых//

· 15 самых достойных работников / получили возможность выйти на достойный отдых по действующим льготным программам // … Добрая и дружеская атмосфера царила на встрече до последней минуты // В адрес новоявленных пенсионеров / звучали теплые слова благодарности и пожелания достойно устроиться на новом месте //

· Средства массовой информации сообщали уже о том / что в Эвенкии и Якутии сложилась пожароопасная ситуация // Дымовая из этих регионов / уже дошла до Таймыра // Аэропорт «Норильск» работает по фактической погоде / туман // А в Хатанге пришлось на время даже останавливать технику // Материал оттуда мы получили от наших коллег //

· В Хатанге почти нулевая видимость // Дымовая завеса мешает работе авиаторов и портовиков // Видимость всего пятьдесят метров // … Все авиарейсы задержаны // Авиалинии закрыты / в морском порту приостановлены работы по разгрузке судов // Если на улицах районного центра туман понемногу уходит / то на реке / не было видно даже противоположного берега // По сообщению авиаторов / на сопредельной с Таймыром территории / всюду дымовая завеса // Юго-восточные ветра несут этот дым и на Таймыр //

· [с`од`н`а] (сегодня) мы / взяли / сняли карту с интернета / и здесь ясно и четко видно / сколько очагов / ээ / на территории Якутии / этого огня / пожаров //

· Итак / изменить ситуацию может только активно синоптический процесс // Пока не активизируется северный ветер / смог от Хатанги не уйдет ///

Задание 5

Подготовьте анализ любой теле- или радиопередачи (на выбор) по предлагаемой схеме.

Примерная схема анализа теле- и радиопрограммы

 

1. Жанр передачи, характер передаваемой информации.

2. Тема и цель программы.

3. Ситуация и условия общения (включая оформление студии).

4. Адресат передачи.

5. Структурно-композиционные особенности передачи.

6. Характер вещания (монологический/диалогический; в кадре/за кадром),

тип передачи (подготовленная/неподготовленная).

7. Имидж ведущего, его речевая характеристика (на разных языковых      уровнях).

8. Наличие/отсутствие нарушений структурно-языковых, коммуникативно-прагматических и этико-речевых норм.

 

Задания по теме «Разговорная речь»

Задание 1

Выделите и охарактеризуйте особенности разговорной речи в данных ниже фрагментах.

В пятьдесят восьмом галерею открывали / в пятьдесят седьмом году я после института сразу значит / вот когда была зачислена туда / на работу // Фонды нам передавались из Краевого музея // Основа-то была / собрание Краевого музея / они.. там негде.. / там не было площадей / там залов не было / где расположить эту экспозицию // И у них в запасниках лежало огромное количество прекрасных работ / которые потом / мы вызывали реставратора из Иркутска…// Здесь долгое время работал реставратор из иркутского музея / Там же старый музей очень в Иркутске / и в общем вот прекрасные были фонды // Мы открыли галерею на базе красноярских фондов / а потом уже / стали поступать / уже поступления были новые / уже там Русский музей уже там что-то подбросил / там что-то из других приобретений ///

 

Ой / время было хорошее / все друг дружку знали // Но я вам хочу сказать / вот интересное дело / вот я сейчас прихожу допустим на концерт / ну я не очень часто хожу / на концерты / или там в филармонию // Ну просто времени нет / работа достаточно тяжелая // И понимаете какая вещь / в залах почти те же самые люди / которых я знаю по своей молодости // В общем-то и на премьерах / в общем-то и на гастрольных… // Вот люди / которых я знаю по старому Красноярску ///

 

Задание 2

Перестройте приведенные выше фрагменты в соответствии с нормами кодифицированного литературного языка.

Задание 3

Проанализируйте приведенные ниже диалоги ,обратите внимание на реализацию фонетических, лексических и синтаксических норм, определите особенности разговорной речи молодого поколения.

А. – Ну расскажи / как ты отдыхаешь летом //

Б. – Ну как / как все люди отдыхаю // А ты знаешь/ тут я встретила Золотухину / и она мне рассказала / что наши девчонки/ вот с курса / ездили на Иссык-Куль / вожатыми//

А. – Какие ?

Б. – Короче / мы же сдали зарубежную литературу / а я не знаю / ты же последняя сдавала //

А. – Нет / не самая последняя //

Б. – Вот короче/ ты [нэнъ] (наверное) ушла/ потом Золотухина там осталась / а декан пришла и [гвр`ит] (говорит) мол / девочки кто хочет поехать / на Иссык-Куль / там то ли спортивный лагерь какой-то / то ли [ч`о] вожатыми //

А. – Классно//

Б. – Я [ът] (вот) знаю / что Лобастова поехала// Золотухина ее встретила / [г^р`ит] (говорит)такая загорелая приехала / [в^ш`э] (вообще) так понравилось сильно//

А. – [н`ич`о] (ничего) себе / блин / с [дноJ] (одной) стороны хотелось бы конечно туда / так чисто отдохнуть / но с другой стороны дети / опять //

Б. – Там [в^ш`э] (вообще) Алька [гъ^р`илъ]/ она ездила два раза / там [в^ш`э] (вообще) [гыт] (говорит) лучше / даже чем Черное море / там вообще так здорово / вот Ольга [гъит] (говорит) вот тоже / уезжать не хотели / в [^ръп^рту] сидели плакали / все загоревшие [т^к`и] (такие) / отдохнувшие / ну понравилось / в общем//

А. – Блин / классно/ а тут блин прокиснуть в этом городе дурацком / должен //

 

А. и Б. сидят в кафе.

А. – Посмотри/ все губы съела?

Б. - Нет/ еще осталось // Пойдем //

А. – Сейчас шапку надену //

Б. – А я сегодня без головы//

 

Преподаватель обращается к завкабинетом:

П. – Наталья Александровна / дайте мне пожалуйста Розенталя / практикум//

Н.А. – Белого или желтого?

П. – Все равно / нет/ лучше желтого//

 

Преподаватель заходит в аудиторию:

- Здравствуйте / французы?

- Немцы //

- Не мои //

 

На кухне разговаривают мать и дочь:

- Это тот мальчик / который../

- А аа этот (корчит неприятную мину) //

- Да//

В автобусе кондуктор обращается к пассажирам:

- Задняя площадочка/ передаем на проезд//

 

Задание 4

Проанализируйте разговорные стереотипы с точки зрения протекания ситуации общения. Какие признаки разговорной речи (доминанты, компоненты) здесь представлены? В чем состоит своеобразие норм разговорной речи?

· В автобусе пассажир подает деньги кондуктору, кондуктор отдает билет: «Пожалуйста».

· На улице:

- Девушка / вы время не подскажете//

- 17.45.

· У автобусной кассы:

- Один на два по студенческому //

Кассир молча подает билет.

· В автобусе кондуктор подходит к молодым людям:

- У вас что?

Те показывают студенческие билеты.

· На улице:

- Мужчина / как пройти «Квант»//

·  В автобусе кондуктор:

- Кто-нибудь выходит на «Цирке»//

- Нет/ летим дальше //

Задание 5

Найдите примеры разговорности в публицистических текстах. С какой целью они употребляются?

Задания по теме «Сценическая речь»

Задание 1

Прослушайте запись – фрагмент телеспектакля «Ручьи, где плещется форель» по рассказу К. Паустовского (читает В. Стеклов). Определите, какие произносительные нормы (традиционные или современные) использует актер. Выполните орфоэпическую разметку текста.

Проанализируйте запись:

1) произношение гласных первого предударного слога после мягких согласных;

2) произношение гласных предударных и заударных слогов после твердых шипящих и Ц;

3) ассимилятивная мягкость согласных;

4) произношение возвратных частиц –ся, -сь глаголов;

5) произношение на месте сочетания –сж-.

Как вы считаете, какое произношение больше соответствует именно этому спектаклю?

· На двенадцатый день корпус стал на ночлег в маленьком немецком городке. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. Буковые леса простирались вокруг, и одни только звезды мерцали в небе среди всеобщей неподвижности.

    Маршал остановился в гостинице. После скромного ужина он сел у камина в маленьком зале и отослал подчиненных. Он устал, ему хотелось остаться одному. Молчание городка, засыпанного по уши снегом, напомнило ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было. Маршал знал, что на днях император даст решительный бой, и успокаивал себя тем, что непривычное желание тишины нужно сейчас ему, маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

 

Задание 2

Ответьте на вопросы:

1.Должна ли отличаться сценическая речь от повседневной речи только большей выдержанностью и дикционной безупречностью или также и особыми произносительными нормами?

2. Можно ли и нужно ли установить на сцене две орфоэпические нормы: одну, ориентированную на старомосковское произношение, - для классических пьес XIX века, и другую, отражающую современные произносительные нормы, - для пьес из современной жизни?

3.Возможно ли полное усвоение этих двух норм артистами так, чтобы при игре эта двойственность не мешала?

4. Какое произношение вам чаще всего приходится слышать на современной сцене?

5. Как вы считаете, насколько современный зритель подготовлен для восприятия старомосковских произносительных норм?

6. Как вы думаете, играет ли сейчас театр роль учителя правильного произношения, хранителя традиционных норм?

 

Задание 3

Выступите в роли режиссера: сделайте фонетическую разбивку текста и подготовьте рекомендации по использованию произносительных норм в классической пьесе XIX века (возьмите на выбор 1-2 сцены), обоснуйте свое решение.

Задание 4

Проанализируйте произношение актеров в постановке классической пьесы XIX века в одном из театров вашего город: какие произносительные нормы используют актеры, насколько правомерен выбор этих норм.

Задания по теме «Просторечие»

Задание 1

Найдите в отрывках из рассказов М. Зощенко просторечную лексику, охарактеризуйте ее с точки зрения классификации А.А. Юнаковской.

А сам тут хитро перевожу дело на исторические вещички.

Испытываю, что за есть такой Пипин Короткий.

 Тут и высказал ваше сиятельство всю свою высокую образованность.

Хорошо-с…

К ночи, скажем, уснула наипоследняя собака… Беру лопату – и в гусиный сарай.

Место ощупал. Рою.

И только берет меня будто жуть какая. Всякая то есть гнусь и невидаль в воспоминанье лезет. (М. Зощенко “Великосветская история” 1921 год).

----------------------------------------------------------------------------------------------------

А очень мы любили эту пушечку и завсегда ставили ее в свой окоп.

Тут, скажем, пулемет, а тут небольшое насаждение из елок и – пушечка.

Германии она очень досаждала. В польский костел она била по кумполу, потому был там германский наблюдатель.

По пулеметам тоже била.

И прямо немцам она не давала никакого спасения.

Так вот вышел случай.

Выкрали немцы в ночное время у ней главную часть – затвор. И притом унесли пулемет. И как это случилось – удивительно подумать. (М. Зощенко “Виктория Казимировна” 1921 год).

 

Задание 2

В пьесах Н.А. Островского найдите примеры просторечной лексики. Используя статьи в сборнике «Городское просторечие. Проблемы изучения», определите приметы просторечия на разных языковых уровнях.

С какой целью Н.А. Островский использует просторечную лексику в своих пьесах.

Задание 3

Понаблюдайте за речью окружающих, определите, употребляют ли они просторечие, с какой целью, какие просторечные черты встречаются наиболее часто.

 

Задания по теме «Подсистемы национального языка»

Прочитайте фрагменты текстов. Определите их принадлежность

- к литературному языку;

- к просторечию;

- к диалекту.

Какие особенности речи используют авторы текстов: на уровне фонетики, лексики, грамматики, словообразования?

Текст 1.

Сидели у Дарьи, самой старой из старух; лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, - концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

- Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. – Это Дарья Настасье. – Я уж в памяти находилась, помню.

- Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.

- Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишшо без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить.

- Я помню.

- Ну дак от. Куды тебе ровняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.

                                                   (В. Распутин «Прощание с Матёрой».)

Текст 2.

- Ежели, - говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси, - говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюдцу и цоп с кремом и жрет. <…>

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берет третье.

Я говорю:

- Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет, - говорит. – Мы привыкшие.

И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи, - говорю, - взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи, - говорю, - к чертовой матери!

                                                   (М.Зощенко «Аристократка».)

 

Текст 3.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают пред нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Помните пушкинское: «лесов таинственная сень»?

Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

Но главное не в этом. Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

                                                             (По К.Паустовскому.)

 

Задания по теме «Нормы литературного языка»

Задание 1

Выпишите а) примеры нарушения орфоэпической нормы, б) лексической нормы, в) грамматической нормы, г) стилистической нормы.

Отредактируйте предложения.

· Эта номинация занимает большое и важное значение. (РТР, 2 канал).

· Лучшие крема в магазине «Бурда-Авангард». (НТВ, 4 канал).

· Президент попросил доложить все, что делается в стране сейчас. (ОРТ «Останкино, 1 канал).

· Кузбасс, он всегда был политический барометр России. (Радио России. Авторский канал «От первого лица»).

· Наши оконные рамы обладают неукоснительным качеством. (Телеканал «2х2», 3 канал, рекламный ролик).

· Виктор Степанович в этот день только что прилетел с Лиссабона… (НТВ, 4 канал).

· В Германии Ельцину врУчат премию «Человек года». (НТВ, 4 канал).

· Пришла зима, надо одевать другую обувь… (ОРТ, 1 канал).

· Многие утверждают о том, что черные лучше белых танцуют степ. (СТС, 28 канал АМТВ).

· Япончик садится в американскую тюрьму на 115 месяцев, или по российскому летосчислению – на 9 лет. (НТВ, 4 канал).

· Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил… (ОРТ, 1 канал).

· К восемьсотпятидесятилетию Москвы…(Радиостанция «Москва»).

· Это – коммунисты. И одна партия, и одно ЦК у них было… (НТВ, 4 канал).

· Все претензии пусть предъявляют к Аркадию Арканову… (ОРТ, 1 канал).

· Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю праздника… (НТВ, 4 канал).

· Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым мартом. (МТК, программа «На огонек»).

· Сразу по приезду Чубайс сказал…(НТВ, 4 канал).

· Народу внушена мысль: А на кой хрен этот парламент? (РТР, 2 канал).

· А потом мы вклЮчим наш телефон… (Радио «Эхо Москвы»).

· По Кремлю и Белому дому ходит новый анекдот: «Борис Абрамович обосрался, но в его дерьме утонут все. (Газета «Московский комсомолец»).

· Фильм «Армагеддон» состоится в кинотеатре «Под куполом…» (Р/с «На семи холмах»).

· Доллар падает, дерьмо всплывает. (Газета «Московский комсомолец»).

· Я очень большую роль возлагал на эту встречу. (Б. Ельцин, Президент РФ).

· Наши обязательства, которые мы дали перед москвичами… (Ю.Лужков, мэр Москвы).

· Согласно многолетних наблюдений, в России зима холодная. (А.Лебедь, губернатор, губернатор Красноярского края).

· Когда задница мерзнет, удовольствие получаешь колоссальное. (Радиостанция «Эхо Москвы»).

· Я вас, жидов, с собой на тот свет минимум десять человек по списку возьму. (А.Макашов, генерал, депутат Госдумы).

· Голодать по этому направлению (речь шла о заготовке овощей), думаю, не придется. (Ю.Лужков, мэр Москвы).

· Инвесторы, держатели ГКО не хотят иметь дело с людьми, которые их обули или кинули… (А.Шохин, руководитель фракции НДР в Госдуме).

· Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь. (М.Малахов, телеведущий).

· Этот вопрос, связанный вчистую с регионами… (А. Прохорова, телеведущая).

· Вы бы расталкивались друг от друга, как одноименные заряды. (Ю.Меньшова, телеведущая).

 

Задание 2

Прочтите отрывок из Предисловия к книге Горбаневского М.В., Караулова Ю.Н., Шаклеина В.М. «Не говори шершавым языком». – М., 1999. Какие нарушения норм литературного языка считаются мотивированными? Приведите примеры таких нарушений (из художественной литературы, из СМИ и т.п.). В каких направлениях, по мнению авторов, должно вестись обучение нормам русского языка в школе? Каково ваше мнение по этому вопросу?

Но вот парадокс, понятие нормы не существует без ее нарушения. Нарушение языковых норм – процесс объективный, обусловленный развитием языка, человека, общества. Писатель – публицист преступает их для речевой характеристики персонажей, добиваясь усиления воздействия своих произведений. В повседневной речи мы делаем это, достигая определенного эффекта, например, комического. Иногда уклонение от стандарта используется как своего рода пароль, речевой сигнал принадлежности говорящего и слушающего к одной и той же социальной или профессиональной группе. Все это случаи целенаправленных и осознаваемых нарушений. Естественно, они могут быть и неосознанными – как следствие имитации, а также низкой культуры говорящего!

Из сказанного становится ясным, чему надо учить. Учить надо, во-первых, фактическому знанию культурно-речевых норм, потому что только их утверждение и распространение в обществе способствует адекватному развитию языка. Во-вторых, надо учить каждого человека активной позиции в своем языковом воспитании. Необходимо содействовать выработке контроля и оценки собственной речи, формированию внутренних санкций как против эмоционально обедненной, нелитературной речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными «красивостями» стиля.

И конечно же, необходимо, чтобы в старших классах школы и средних специальных учебных заведениях велось преподавание практической стилистики или риторики (решение о введении занятий по русскому языку в 10-11 классах московских школ начиная с 1999-2000 учебного года, наконец принято…). Оно решало бы задачу научить юношей и девушек целенаправленно строить речевые произведения, создавать устные и письменные тексты, максимально точно и полно достигающие заданного эффекта и т.д. В этом и состоит смысл нормы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.17 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь