Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сосредоточение без использования объектов
45. При применении второго метода сосредоточения сознания, именно сосредоточения, при котором не используется ни один объект, различаются три процесса: пресекание мысли в самом корне в тот самый момент, когда, как при вспышке, она возникает; оставление неоформившимся любое представление или идею и искусство предоставления сознанию принимать свое естественное состояние (абсолютного покоя, не движимого нарушающим процессом мысли)1. Примечание: 1 Этими тремя процессами являются: мгновенное пресекание мысли; предоставление идеям протекать по желанию неограниченно и предоставление сознанию покоиться в совершенном спокойствии (недвижимости). Подавление процесса мышления 46. Пресекание мысли в самом корне в тот самый момент, когда, как при вспышке, она возникает, выполняется следующим образом: При медитировании способом, выше описанным, человек обнаруживает, что вследствие реакции сознания на стимулы мысли постоянно неожиданно возникают. Зная, что зарождение даже единственной идеи должно быть предотвращено, человек должен постараться подавить это непрерывное внезапное возникновение мыслей путем упражнения умственной настороженности (бдительности). Таким образом, как только мысль пускает ростки, старайся срубить ее в корне полностью и продолжай медитацию. 47. Благодаря увеличению в течение медитации продолжительности периода времени, в котором делается усилие предотвратить возникновение мыслей, человек в конечном счете приходит к тому, что отдает себе полный отчет в мыслях, следующих по пятам одна за другой и настолько многочисленных, что они кажутся бесконечны ми. Это есть распознавание мыслей, которое эквивалент но знанию врага. Это называется «Первое Состояние Покоя», первая стадия умственного спокойствия, которая достигается. Нереагирование на мысли 49. При следующем упражнении, оставлении неоформившимся любого представления или идеи, которые возникают, метод состоит в следующем. Пребывать индифферентным (безразличным) к мысли, позволяя ей действовать как она хочет, ни подпадая под ее влияние, ни пытаясь препятствовать ей1. 50. Пусть сознание действует, как ее пастух (или наблюдатель), и следует продолжать медитацию. Тем самым мысли начнут переставать возникать и сознание будет достигать состояния пассивного спокойствия и однонаправленности. 50. Все же мысли склонны иметь движение, подобное движению метеорита, вспыхивающего следом мгновенно в небесах, и все же еще несдержанны2. 51. Благодаря медитации, как и раньше, продолжительность состояния спокойствия увеличивается. Это называется «Среднее Состояние Покоя», подобное по своему ненарушимому спокойствию спокойному течению реки. 52. Упражнение удерживания сознания в этом расслабленном состоянии ускоряет выпадение осадка в сознании3. 53. Мастер Учений4 сказал: «Если сознание остается расслабленным, оно обретает спокойствие». «Если вода остается недвижимой, она обретает чистоту». А Великий Господин ЙОГИНОВ (Миларепа) сказал: «Когда сознание остается в изначальном неизменяемом состоянии, Знание пробуждается». «Когда это состояние сохраняется, сопоставимое по своему спокойствию с течением спокойной реки, Знание обретается в его полноте». «Полностью оставь всякое направление и оформление мыслей, Всегда сохраняй спокойствие сознания» О, Йогин». 55. Великий Сараха подытожил сущность наставлений относительно этого дуального процесса, который является сопутствующим с медитацией, в следующих строфах: «Когда оно сковано (или не расслаблено), сознание пытается склониться в каждом из десяти направлений. Когда же оно свободно, сознание сохраняет устойчивость и недвижимость. Я пришел к пониманию, что оно является упрямым, подобно верблюду». Примечания: 1 Это диаметрально противоположно процессу, изложенному в выдержках выше, пронумерованных от п. 46 до п. 48. Здесь нет, однако, никакого несоответствия, поскольку одно свойственно подготовительным ЙОГИЧЕСКИМ упражнениям, все из которых представляют основные средства для окончательного дисциплинирования сознания, неким образом тем же, чем является изучение латыни для школьника. Благодаря первым упражнениям, ЙОГИН приходит к ясному осознанию, что формирование мысли является настолько же естественным, насколько естественно дыхание, и может не в большей степени быть оставлено, при условии, что тело является биологически нормальным в сознание активно, чем это возможно по отношению к любому- другому из процессов, сопутствующих воплощенному состоянию. Последнее упражнение, теперь обсуждаемое, приводит к истинной цели, при которой Узнающий, наслаждаясь сверхземным сознанием, стоит в стороне и смотрит без привязанности на механическое протекание мыслей. 2 По тексту КХЬУР-КХЬУР, звукоподражательное словообразование, выражающее движение, как у метеорита, вспыхивающего следом в небесах, или как у стрелы, пересекающей воздух, или как у струйки дыма, движимой легким ветерком. 3 Осадок — это суть мысли, как цитата, которая следует в качестве усиления. 4 Текст не содержит соответствующего имени для этого Мудреца, но им был или Гампопа или Тоонг-Кхапа, оба из которых были выдающимися апостолами Белой Династии ГУРУ, от которых, как указано в Посвящении, наш трактат получил зарождение (см. Книгу I). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы