Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сосредоточение на Дордже декламирования
36. Первый способ применения ДОРДЖЕ декламирования состоит в следующем: одновременно сохраняя телесное и умственное спокойствие, сосредоточь сознание на каждом вдыхании и выдыхании исключительно, и ни на чем другом. Считай про себя от одной и двух до двадцати одной тысячи шестьсот дыханий. Это дает возможность достичь опытности в знании числа вдыханий и выдыханий за день1. 37. Следующий способ: обрати внимание, когда дыхание начинается (сколько секунд прошло после выдоха) и каким образом входит вдыхаемый воздух. И отмечай, входит ли он (вдох) в более, чем одну часть тела. 38. В силу этих упражнений сознание следует за входом и выходом вдыхаемого воздуха и, подобно самому дыханию, становится ритмически настроенным. Таким образом, человек становится хорошо знакомым с природой процесса дыхания2. 39. Затем, удерживая сознание сосредоточенным на процессе дыхания, наблюдай, как вдох проходит от кончика носа (сквозь носовые отверстия) к Нижней части легких, как он берет начало (или входит), как долго он удерживается перед осуществлением выдоха3. 40. Благодаря этому упражнению человек приходит к знанию, чем в точности они являются реально - оттенки продолжительности и периода задержки каждого дыхания 4. 41. Затем путем наблюдения состояния пяти основных элементов в теле, именно земли, воды, огня, воздуха и эфира, каждого самого по себе, не смешанного с другими, следует отмечать увеличение или уменьшение числа вдыханий и выдыханий5. 42. Наконец, путем визуализации каждого выдыхания в виде слога АУМ или ОМ белого цвета и каждого вдыхания в виде слога ХУМ голубого цвета и периода задержки дыхания в виде слога АХ красного цвета человек приходит к знанию (интуитивно, или без умственного процесса) времени требуемого для каждой части дыхательного процесса6. Примечания: 1 Тибетцы, которые пребывают в высокогорных районах Тибета от 12000 до 15000 футов (3600—4500 м) над уровнем моря, говорят, обладают значительно большей емкостью легких, чем средний европеец. Поскольку воздух на больших высотах содержит пропорционально меньше кислорода. Тибетцы вдыхают больший объем воздуха, чем мы, для того, чтобы поглотить достаточное количество кислорода. Природа приспособила их к окружающим условиям. Следовало бы провести проверку, чтобы определить, является ли число их дыханий в любой данный период времени обычно большим или меньшим, чем у нас. Во всяком случае. Тибетские ГУРУ допускают, подобно Индийским ГУРУ, что при нормальных условиях должно быть около 21 600 дыханий в день (за одно дыхание принимается один вдох плюс один выдох); в дне 24 часа, т. е. это составляет 900 за час и 15 — за минуту. Цель подсчета дыханий состоит в том, чтобы сделать дыхание регулярным и ритмичным и в конечном счете осуществить ЙОГИЧЕСКУЮ настройку тела. 2 Тибетский ученик обычно не имеет ясного понимания как раз о том, как осуществляется дыхательный процесс, и поэтому перед ним ставится задача его анализирования. 3 Полезно для изучающего вспомнить, что согласно ЙОГЕ дающая жизнь часть вдыхаемого воздуха не является главным образом кислородом, который поглощается кровью посредством функционирования легких, а ПРАНА, на которую указывалось выше как на существенную для всей психофизической активности тела. 4 Входящий воздух при вдыхании является чистым и прозрачным, его цвет, как утверждают, чистый; выходящий воздух при выдыхании является нечистым и не прозрачным, его цвет, как говорят, нечистый. 5 Обычное обдумывание будет приводить человека, к распознаванию строения и функционирования различных телесных органов, а в проявлениях и средоточии ПРАНИЧЕСКОЙ и других жизненных сил в теле — действия пяти элементов. Чисто физические составляющие представляют элемент земля; телесные жидкости — элемент вода; животное тепло — элемент огонь; газовые составляющие — элемент воздух и более тонкая психическая (или праническая) жизнеспособность — элемент эфира. В этом упражнении истин должен быть живо сознающим циркуляцию крови и праны, функционирование каждого телесного органа и возникновение и исчезновение каждой мысли. Даже из элементарных упражнений, которые излагались до сих пор, западный читатель узнает, что Йога является наукой, требующей для мастерства в ней не просто силы, ума и духа, но также глубокого знания тела, что имеет целью возможность искусного упражнения и правильного пользования всеми частями и функциями человеческого организма. 6 Точно так, как сердце или легкие функционируют бессознательно, должна осуществляться автоматически ЙОГИЧЕСКАЯ синхронизация дыхания (определение времени вдоха, задержки и выдоха). Вплоть до конца п. 40, как и выше, эти указания относятся к подготовке или в меньшей степени к методам, все из которых, однако, являются необходимыми, чтобы подготовить начинающего к этому повышенного типа процессу. Здесь и далее, АУМ представляет символ Духовной Силы Будды. Его белизна символизирует чистоту. Таким образом, путем осуществляемого превращения в мистический звук АУМ и ставшее чистым выдыхание посылается в мир физически заряженными факторами (воздействиями) осуществления сострадания и доброты. Кроме того, как тибетцы обычно верят, исцеляются болезни и наступает освобождение от дурной КАРМЫ благодаря вдыханию воздуха, выдохнутого Великим ЙОГИНОМ. ХУМ символ воплощения жизненной силы Божественных Существ, таких как Будды и БОДХИСАТТВЫ, следует визуализировать как являющимся жизненной силой Будды, Гаутама. Когда вдыхание, превращенное в слог ХУМ, окончилось, и длится период задержки, ХУМ следует преобразовать в слог АХ, символическое обозначение принципа звучания Голоса или принципа Речи Будды, как всеобщего Божественного Звука или Вибрации. Тогда любые слова, произнесенные ЙОГИНОМ, будут доставлять любому, слышащему их, духовную пользу и силу Истины. Голубой цвет слога ХУМ, подобный голубизне бесконечного пространства неба, символизирует постоянство и вечность, а красный цвет слога АХ — Божественную Любовь. Сосредоточение на «Образовании формы горшка» 43. Затем, при применении «Образования формы Горшка», метод состоит в том, чтобы выдохнуть изнутри полностью отработанный воздух, делая три усилия при его выдыханий. Вдохнуть осторожно внешний воздух через ноздри. Втянуть вверх, в «форме горшка» вдыхаемый воздух и удерживать его как можно дольше. 44. В силу этих упражнений то, что называется сознанием, трудное для управления вследствие его неспособности обычно функционировать отдельно от дыхательного процесса, который вынуждает его постоянно переходить от одной мысли к другой,— дисциплинируется и становится свободным от этой зависимости—от вдоха1. Примечание: 1 Этот отрывок в Тибетском оригинале совершенно непонятен. Смысл его можно по-другому установить следующим: обычная продолжительность мысли равна продолжительности одного дыхания. Сопутствующим с изменением дыхания является изменение мысли. Но когда самая трудная задача дисциплинирования сознания осуществлена путем успешного применения этих упражнений, эта зависимость сознания от дыхания преодолевается. Однако как бы сильно не пытался человек удержать мысль неизменной, изменение дыхания обычно вносит некоторое изменение, хотя оно и может быть небольшим, в мысли, или полностью новая мысль может заменить ее. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы натренировать сознание функционировать независимо от дыханий и тем самым не затрагивать процессы мышления. Понятия и представления возникают в сознании вследствие стимулов. Устрани или нейтрализуй эти стимулы—и процессы мышления прекратятся, и сознание достигнет Естественного Состояния. В Упанишадах значительное место отводится этой взаимосвязи сознания и дыхания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы