Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ.
ВРЕМЕНА ГОДА Учимся видеть, ценить, создавать красоту
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004
Курочкина Н.А.
Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - с. 272 / Библиотека программы «Детство». 13Б^ 5-89814-104-9
В пособии представлена методика педагогической работы по ознакомлению детей 4—7 лет с пейзажной живописью, соответствующая программе развития и воспитания детей «Детство». Предлагаются формы и приемы работы с дошкольниками по развитию их эстетического и художественного восприятия живописного пейзажа, а также собственного изобразительного творчества. Разделы пособия: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Секреты художника-пейзажиста», а также сценарии праздников, связанных с традициями русского народа, литературные произведения для детей 4—7 лет. Адресовано воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей, руководителям художественных студий, родителям.
Курочкина Н.А., 2003 Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая в пособии система комплексной педагогической работы строится на единстве развития художественно-эстетического восприятия и собственной деятельности детей. Полученные малышами знания о пейзаже, его средствах выразительности сразу же закрепляются в изобразительной, игровой или музыкальной деятельности. Пейзажная живопись является одним их самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это — высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Знакомство детей с пейзажной живописью можно начинать с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. В данном пособии предлагаются методические рекомендации для проведения подготовительной работы, которая поможет детям научиться чувствовать природу, наслаждаться красотой, сформирует эмоциональный настрой для дальнейшего восприятия природы в художественных картинах. Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппаратов, формирования представлений об основных средствах изобразительного языка и параметрах изображения, воспитания серьезного отношения к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и к продуктам своего творчества, знакомства с нормами трудового поведения, правилами работы с материалами и инструментами. Кроме того, предметное изображение необходимо для перевода детей от видения эстетических качеств отдельных объектов к видению их пространственных, временных и причинно-следственных связей в пейзаже. Особая роль в педагогической технологии принадлежит методам эмоционального настроя, «педагогической драматургии», поэтапных открытий, широких ассоциаций, воображаемым экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений, художественно-развивающим играм, праздникам, участию в занятиях литературных и фольклорных героев, а при анализе результатов изобразительной деятельности детей — положительной оценке каждой детской работы. Критические замечания педагог должен высказывать очень деликатно и лишь в индивидуальной форме, не забывая при этом подчеркнуть успехи и творческие находки ребенка. После окончания занятия полезно организовать выставку детских работ. Полагая, что педагогу следует ориентироваться в вопросах теории, мы приводим некоторые сведения об истории пейзажа, его видах, специфике средств выразительности. Кроме того, в пособии представлена педагогическая система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого с детьми. И хотя в основе данной педагогической системы лежит знакомство детей с пейзажной живописью, учитывая важность их полихудожественного развития, мы постарались, используя лучшие образцы культурного наследия, представить в синтезе музыкальный и живописный образы природы для формирования более глубокого и прочувствованного понимания художественного пейзажа, постижения своеобразия и единства языка разных видов искусства. Автор выражает искреннюю благодарность за предоставленные материалы и возможность проведения эксперимента педагогам детских садов С.-Петербурга: Л.А.Агафоновой — заведующей, Н. Н. Пугачевой — методисту, Н. В. Бережной — художественному руководителю, И. А. Мусетовой — музыкальному руководителю детского сада № 65 Красногвардейского района; Л. А. Лавринович — заведующей детским садом № 55 Фрунзенского района. Дорогие взрослые! Вы открываете перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И, чтобы состоялся серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце, зрение, слух, свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни. Успехов вам в этом увлекательном и благородном деле! С уважением, Н. А. Курочкина.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы