Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура



 

Разумному человеку следует со всем тщанием изучить принцип слуги и принимающего служение, чтобы понять Сверхдушу, пребывающую во всех внешних проявлениях материального мира. Но если у человека нет понимания различий между слугой и принимающим служение, он будет склонен считать Сверхдушу неким единым безличным началом, заполняющим вечную пустоту. Однако, единая реальность включает в себя разнообразие, которое указывает на различия существующих в ней энергий. Те же, кто отрицают это и стремятся к освобождению от заблуждений, порождённых внешними проявлениями мира, зачастую приходят к выводу, что разнообразия лишена как сама высшая реальность, так и то, что тождественно ей или от неё отлично. Люди, ограниченные материальным существованием, пытаются применять научные методы к исследованию Сверхдуши, говоря о Ней как о непроявленном, как о том, что лежит за пределами эмпирического знания, как об адхокшадже – реальности вне чувственного восприятия. Такие люди заблуждаются, считая разнообразные проявления духовного плана атрибутами мира материи. По этой причине они считают преданное служение временным, имеющим материальную природу. Проявления Кришны и Его преданных в мире адхокшаджи, порождают разнообразные вечные расы, но на внешнем, материальном уровне, они кажутся временными. Эмпирические познания падших душ искажают расы, превращая их в формы удовлетворения чувств. Эмпирики разрушают подлинное знание и приписывают Сверхдуше все несовершенства материального мира. Эмпирические выводы не находят подтверждения в писаниях шрути, и не находят поддержки у разумных людей.

Когда эмпирики пытаются понять бытие Сверхдуши, они, считая любую деятельность и любое разнообразие проявлением материи, обращаются к понятию авьякты, «непроявленного». Изучая концепцию чистого и неизменного духовного начала, они, находясь под влиянием иллюзии, считают, что личностные черты Сверхдуши – всего лишь порождение материальных ощущений. Такие тенденции в среде эмпириков – общеизвестны.

Подобно тому, как видные учёные вроде Спинозы, Шопенгауэра и Гегеля в своих материалистических методах познания лишили Сверхдушу присущего Ей разнообразия, так и с давних пор ревностные последовали философских школ таких уважаемых учителей, как Шанкарачарья и других, придерживаются той же позиции. Все эти мыслители считают, что разнообразие присуще только внешним формам материального мира, душа же остается неизменной. Хотя они допускают наличие разнообразия в том, что касается Верховной Личности Бога, тем не менее, недостаточное понимание вопроса, приводит их к представлениям о неизменности даже в мире Сверхдуши. Шрути-мантры, такие, как, например, два супарна

(в которой душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами, сидящими на древе материального тела) объясняют природу Сверхдуши и дают внутреннее понимание этой концепции тем, кто сбит с толку внешними материальными проявлениями. Когда разнообразие, как неотъемлемая часть концепции вечной души, подменяется простым отречением, рождается ложное понимание. Истина, как она есть, без погрешностей, возможна лишь в теории, на практике же люди на каждом шагу ошибаются и поэтому несовершенные материальные представления продолжают своё победное шествие. Когда в изучении концепции Верховной

Личности Бога основной акцент делается на освобождении, разнообразие и многообразие в Сверхдуше отвергается. Но если положение Верховной Личности Бога не ограничивать лишь объяснениями о нейтральности Абсолютной Истины, тогда и материя, и Верховная Личность и всё остальное может быть рассмотрено в свете духовного разнообразия. В этом случае понимание духовных и материальных энергий справедливо развенчивает идею о инертной природе высшего начала, лишённого энергий, а непостоянство отчетливо проявляется лишь как аспект материального существования. Реальность Сверхдуши - это Шри Шри Лакшми-Нараяна, Их слуги, Их трон и другие принадлежности поклонения. Они проявляются в определённом образе, принимая форму божеств, которые внешне выглядят материальными. Возникает теория, согласно которой идею Верховной Личности Бога можно воспринять на внешнем уровне – уровне великолепия и изобилия. Это проявленное великолепие со временем позволяет правильно понять концепцию Абсолютной Истины и Верховной личности Бога в том, что касается Сверхдуши и вьюх – экспансий Господа. Такое восприятие Верховной Истины строго научно. Оно позитивно и не является простым эмпирическим отрицанием низших, материальных проявлений Высшего начала.

Вопрошая об Абсолютной Истине, мы не способны прийти к определенным выводам, поскольку постоянно слышим множество противоречивых утверждений из уст различных ачарьев, садху и учёных. Видя скептицизм и неподготовленность слушателей, некоторые ачарьи, не имея возможности раскрыть глубокие вопросы, стремятся к синтезу разных концепций и практикуют путь марьяды, или путь благоговейного трепета и почитания, пренебрегая путем мадхурьи, божественной сладости.

Когда Абсолютная Истина милостиво приоткрывает нам часть своего наивысшего великолепия, представая в облике Всемогущего, подавляющее большинство людей, которые не могут понять эти качества, склоняются к материалистическим представлениям. Уровень мадхурьи находится выше уровня айшварьи – и те, кто не способен понять этого, следуют по пути марьяды. Но когда Абсолютная Истина, на которой основываются и айшварья, и мадхурья, проявляет Свою аударью, или великодушие, тогда души, лишённые двойственности, свободные от материальных концепций и не привязанные к наслаждениям и освобождению, начинают понимать различия между лилами на уровне мадхурьи, айшварьи и аударьи, и достигают осознания себя, обретая своё изначальное положение. Обладая чистым восприятием, они способны видеть вечные разнообразные лилы Господа.

В современной литературе и в трудах мыслителей, посвящённых теме зависимости и свободы, концепция аударьи полностью отсутствует, а это величайшая потеря для всех, кто идёт по пути самопознания. Поэтому изучение маха-кавьи, великого поэтического труда под названием «Шри Чайтанья Бхагавата», написанного на древнем языке бенгали, имеет такую большую важность. Если бы кто-нибудь смог насладиться хотя бы крупицей великодушия Господа, рассказывая о Его айшварья и мадхурья лилах на благо тех, кто бесцельно скитается по вселенной, он несомненно обрёл бы славу.

Так как «Чайтанья Бхагавата» – один из древних текстов бенгальской литературы, то к автору некоторое время обращались как к ади-кави, изначальному поэту, но до него Шри Лочана даса Тхакура написал поэму на бенгали в форме панчали, и назвал её «Шри Чайтанья- мангала». Еще ранее, Шри Гунараджа Кхан или Маладхара Васу написал свою книгу на бенгали и озаглавил её «Шри Кришна-виджая». В ней описываются лилы Господа Кришны. Но хотя «Чайтанья Бхагавата» появилась третьей, она является первой кавьей, написанной на бенгали. Она не относится ни к мирским сочинениям, ни к литературе удовлетворяющей чувства.

Пока высокомерное сообщество недальновидных литераторов не обретёт всех качеств, необходимых для понимания смысла этой книги, оно не сможет по заслугам оценить её содержания. До тех пор, пока глаза их застилает тьма невежества, мудрецы ставят под сомнение их готовность принять милость судьбы. Не занимаясь преданным служением Господу, человек будет культивировать вкус к себялюбию и материальным наслаждениям, которые закрывают ему путь к совершенству. Если человек считает себя освобождённым чистым слугой Кришны, он несомненно, будет служить Шри Чайтанье. Поэтому, пока человек не примет прибежище у лотосных стоп освобождённых преданных Гауры, он не сможет постичь всей глубины «Шри Чайтанья Бхагаваты». Порабощённые иллюзией живые существа не желают слушать об именах, достояниях, деяниях и спутниках Гауры.

Шри Кришнадаса Кавираджа Госвами чтит Шрилу Вриндавана даса Тхакура, как Шри Вьясу, и одного из первых ачарьев линии гаура-бхакти, где поклоняются Господу в настроении аударьи. Если обитатели этого мира желают войти в духовное царство, им следует принять прибежище Верховного Господа в этом Его проявлении. Шлоки из «Шри Чайтанья Бхагаваты», написанные талантливой рукой Шри Вриндавана даса, безусловно, помогут им в достижении желаемой цели.

Это произведение настолько просто и доступно, что даже не наделённые острым разумом люди способны освятить свою жизнь, понять высочайшие истины о преданном служении, и увидеть чудесную красоту великих вайшнавов этого проявленного мира, которые отвергли все виды освобождения, включая салокью и саришти, то есть возможность проживать на одной планете с Господом и возможность обладать всеми Его богатствами. Нет сомнений в том, что узость взглядов отдельных людей обрекает их на вечный круговорот рождений и смертей, ибо они испытывают отвращение и неприятие по отношению к Господу и Его преданным, занимающим высшее положение в мире – парамахамса вайшнавов. Те же, кто останется верен идеям, описанным Шри Вриндаваном даса Тхакуром в своей книге, оставив мирское знание и несостоятельные аргументы, войдут в царство преданного служения и будут вечно заняты служением в аударья лилах Шри Враджендра-нанданы, источника трансцендентного нектара. Так они получат наивысшее благословение и вечное служение в лилах Шри Кришны Чайтаньи.

Люди, жаждущие материальных наслаждений, чьи духовные чувства еще не пробудились, не испытывающие привязанности и не развившие вкус к лотосным стопам Шри Чайтаньи – не обладают достаточным стремлением к постижению Абсолютной Истины, вечно исполненной знания и блаженства. Лишённые служения Верховному Господу, они используют свои ништху (веру), ручи (вкус), ашакти (привязанность) и бхаву (экстаз) для чувственного наслаждения, создавая себе препятствия на пути обретения благостных качеств. В жажде преходящих материальных утех, живые существа предают забвению божественные начала сач-чид-ананды и навлекают на себя всё неблагоприятное. Под влиянием своего ума, ищущего чувственных наслаждений, лишённые стойкой веры, эти люди гоняются за призрачными блуждающими огоньками. Постепенно они начинают испытывать отвращение к лотосным стопам Шри Чайтаньи и с жадностью набрасываются на непристойные увлечения. Видя этих людей, сердца которых покрыты скверной материальных наслаждений и мыслями об освобождении, Шрила Вриндавана даса Тхакура принял прибежище у Святого Имени Господа Кришны, и раскрыл учение олицетворения любви – Шри Чайтаньядевы, людям этого мира. Подобно игре на барабанах, оглашающих победное шествие шри-кришна-киртаны, он избавил слух людей от материальных тем.

Душа, лишённая высшей удачи, шреи, всегда найдёт себе оправдание, и с важным видом будет заниматься материальной деятельностью. Разум человека напоминает задымленное зеркало, и подобен мотыльку, летящему на огонь. Привлекательные объекты материального мира разжигают огонь его желания. По своему невежеству материалисты не знают, что пробудив своё сознание к служению Шри Чайтанье, они погасят огонь материальных желаний. По словам Шри Гауры, всепожирающий огонь мирских желаний не будет иметь власти над теми, кто примет святые имена Кришны, наивысшего объекта поклонения. Под воздействием кришна-киртана, Господь Кришна, источник трансцендентных вкусов, проявится в уме человека, раскрыв ему всю бесполезность его материальных привязанностей. Тот, кто понимает, что нет никаких причин терпеть палящие лучи солнца, и что слушание умиротворяющих своей прохладой луноподобных святых имён, есть наивысшая деятельность, обретёт свою вечную удачу в освежающем сиянии луны. Тот, кто служит знанию – идёт навстречу трансцендентному, а кто руководствуется невежеством – погибнет. Проявляющий уважение к Святому Имени, находящий утешение в этом знании и в Его энергиях, как неотличных от Него Самого, может воспевая имена Кришны, обрести служение Шри Чайтанье. Любовь Господа разрушает три варги – религиозность, экономическое процветание и чувственное удовлетворение, но апаварга, или освобождение, всегда в распоряжении того, кто обрёл это возвышенное знание.

Если Шри Чайтанья пробудит сердце живого существа, оно сможет слушать и петь славу святым именам Кришны. Это не что иное, как помощь хладини-шакти. С помощью энергии хладини-шакти, преданный способен понять несовершенства шести материальных чувств и броситься в волны океана блаженства, источника всех духовных сокровищ. Сердце человека, наслаждающегося нектаром океана преданного служения, с каждым ударом будет приближаться к заветной цели. Отказавшись от мирских наслаждений, он забудет себя, погасив огонь своих желаний в океане блаженства. Когда адхи-рудха-бхава, или симптомы экстаза, такие как мадана или мохана (встреча и разлука), становятся объектами памятования, то тогда благодаря воспеванию святых имён, человек вовлекается в наслаждение наслаждающимся, то есть Кришной, и сможет погрузиться в нектарный океан любви к Кришне в своей изначальной чистой форме, без примесей духовной пыли и песка. В этом состоянии человек становится безразличным к содержанию Мундака-упанишад (3.1.2) и Шветашватара-упанишад (анишая шочати мухьяманах), и не последует за джуштам яда пашьяти аньям ишам, иными словами, он станет равнодушным к привязанностям и не будет стремиться к освобождению. Шри-кришна-сан-киртана это победоносный флаг слуг Шри Чайтаньи. Пусть Господь Шри Кришна-Чайтанья, вечно исполненный славы, восседая в сердах живых существ займёт их разнообразными лилами Шри Вриндавана и в служении Шри Враджендра-нандане, источнику трансцендентного нектара. Слава Шри Вриндавану Тхакуру, который отбросил далеко за Тихий океан теории легкомысленных искателей чувственных удовольствий, жадных стяжателей и праздных строителей гипотез, прославив сладостные песни о нектарных лилах Шри Чайтаньи!

Из этого труда Шри Вриндавана даса Тхакура мы сможем понять, что причина всех причин, бесконечный, изначальный Господь Говинда в своей форме блаженства и знания, может проявиться на земле рождений и смертей, хотя Сам Он вечный и нерождённый. Он проявляется как Шри Чайтанья и справедливо вселяет божественную любовь в сердца живых существ. Как же велик Шри Вриндавана даса Тхакура, описавший, как Шри Гаурасундара учил в детстве тому, что грязные глиняные кухонные горшки, сродни самому дорогому, для тех, кто тешатся чувственными наслаждениями и придерживаются двойственных принципов добра и зла! Он также описал как Шри Чайтаньядева, который учил истинному отречению, устами своей матери объяснил идею духовного многообразия. Её слова надлежит принять к сведению всем читателям. Когда человек забывает об истинном предназначении гун благости, страсти и невежества, он под влиянием сочетания этих гун, порождает вивартаваду, которая в конце концов приводит к философии маявады, выражающейся в форме самопоклонения или аханграхопасаны. Для того, чтобы опровергнуть ограниченность материальных объектов, люди, испытывающие тройственные страдания, и жаждущие освобождения, штурмуют Вайкунтху, убивая свою индивидуальность и, в конечном счете, полностью погружаются в имперсонализм. Лучшее лекарство от их глупости, это знание, которое Шачинандана открыл Своей матери, как объекту ватсалья-расы. Он вдохновил свою мать уничтожить страсть и невежество и заменить их поклонением сыну Васудевы, олицетворению чистой благости, и подтвердил, что поклонение Ему неотлично от поклонении Господу (об этом также упоминается в этой книге).

Чтобы объяснить никчемность знаний и положения материалистов, Шри Гаурасундара, возвратившись из Гайи, учил своих подопечных в доме Пурушоттамы Санджаи тому, что с разумной точки зрения, каждое слово связано с Кришной, и в каждом слове нужно видеть Кришну. Этим учением Гаурасундара подтверждает, что Он – Сваям-рупа, или изначальная Верховная Личность Бога. Глубочайшие знания, полученные людьми в мирских учебных заведениях, не могут сравниться даже с крупицей описания Вриндавана даса Тхакура, когда он говорит о том, как Шри Гаурасундара побеждал в спорах величайших образованных учёных, которые лишились разума от мирских знаний. Это произведение проверяет на прочность влияние преходящего мирского знания. Если невежественную и бесполезную деятельность ради плодов, вместе с высшей мирской моралью сравнить с любовью Кришны, вся их ценность не будет стоить и ломанного гроша. Ни один человек в здравом уме не возьмётся оспаривать это утверждение. Шри Чайтаньядева не нарушал общественную мораль, не пытался ее разрушить и не выступал против неё, выдвигая какие-либо ложные аргументы. Он никогда не выступал против предписаний Вед и смрити. Больше того, когда Он обнаружил, что этим предписаниям следуют лишь для удовлетворения материальных потребностей, Он направил эти устремления на поклонение Кришне, и при этом Его популярность среди людей не только не пострадала, а наоборот, их любовь к Нему лишь возросла. Шри Чайтанья неотличен от объекта поклонения. Обретя преданность по милости Шри Чайтаньи, вечно беспокойные умы философов достигли состояния наивысшего умиротворения. Неубедительные доводы узколобых материалистов, претендующих называться философами, отражают лишь их глубокое невежество в понимании Кришны. В своих наставлениях они призывают лишь к тому, чтобы очистить ум от желаний чувственных наслаждений, чтобы избежать тройственных страданий этого материального мира. И хотя все планы, как жаждущих удовольствий материалистов, так и отрёкшихся от этого мира, кажутся довольно привлекательными, учение Шри Чайтаньядевы вскрыло всю бесплодность таких намерений. Шри Гаурасундара отчетливо дал понять, что материальный комфорт и освобождение, показная религиозность и экономическое процветание, чувственные удовольствия, вместо служения Враджендра-нандане – источнику трансцендентной сладости, приводят к тому, что люди, подстрекаемые материальными желаниями и привязанностями, служат иллюзорной энергии. По этой причине, вознося молитвы Шри Кришне-Чайтанье, Шри Васудева Сарвабхаума пропел:

 

vairagya-vidya-nija-bhakti-yoga-

siksartham ekah purusah puranah sri-krsna-caitanya-sarira-dhari krpambudhir у as tam aham prapadye

 

«Позволь мне принять прибежище у Верховной Личности Господа, Шри Кришны, который явился в облике Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать нам истинное знание, научить преданному служению Себе и отказаться от всего неблагоприятного для сознания Кришны. Он явился по Своей трансцендентной милости, безбрежной как океан. Позволь мне предаться Его лотосным стопам».

kalan nastam bhakti-yogam nijam yah

praduskartum krsna-caitanya-nama

avirbhutas tasya padaravinde

gadham gadham Iiyatam citta-bhrngah

 

«Так пусть моё сознание, подобно пчеле, найдёт прибежище у благоухающих лотосных стоп Верховной Личности Бога, который прямо сейчас явился как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, чтобы научить нас древнейшему способу преданного служения Ему, который с течением времени был практически утрачен».

(Шри Чайтаня-чандродая натака 6.43

- 44).

Эти стихи послужат заключением к вводной части книги.

«Шри Чайтанья Бхагавата» охватывает первую половину всех деяний Шри Чайтаньи, а «Шри Чайтанья Чаритамрита» - вторую половину. Мы призываем всех читателей внимательно и беспристрастно изучить «Шри Чайтанья Бхагавату», а по окончании, они несомненно захотят услышать и прочитать о славе Шри Чайтаньи, описанной Шрилой Кавираджей Госвами. Изучение этих великих книг, несомненно поможет живому существу достичь духовного совершенства – такова мольба моей падшей души.

Акинчана,

Шри Сиддханта Сарасвати

Уткаманда Шайла, Ассам,

Экадаши, 5

июня 1932

года.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ С БЕНГАЛИ НА АНГЛИЙСКИЙ.

 

С огромным удовольствием мы предлагаем вниманию преданных английский перевод “Шри Чайтанья Бхагаваты”, Шрилы Вриндавана даса Тхакура. Мы молимся, чтобы это подношение было воспринято как наша искренняя попытка прославить Верховного Господа, Шри Чайтанью Махапрабху.

Описание, приведённое здесь, повествует о безбожном умонастроении подавляющей части общества, незадолго до прихода Господа Чайтаньи и напоминает нам о жизни, которую вели преданные ИСККОН до того, как встретились с сознанием Кришны. Подобные условия жизни удручающи. Благодаря писаниям и личному опыту мы знаем, что лишь искреннее прославление преданных Верховного Господа может стать средством противодействия безбожным качествам, преобладающим в эту эпоху Кали.

В своих книгах Шрила Прабхупада каждый раз напоминает нам, что описания деяний Верховной Личности Господа – это бхава-аушадхи, лекарство, необходимое для излечения больных материализмом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обычно говорил: “В этом мире нет недостатка ни в чём. Единственное, чего здесь не хватает – это сознания Кришны”. Поэтому нет сомнения в том, что никто не обретёт блага, если по социальным, политическим или экономическим причинам не примет проповедь сознания Кришны. Шрила Вриндавана даса Тхакура разделил свою книгу на три части – Ади-кханда, Мадхья-кханда и Антья-кханда. Хотя автор назвал последнюю часть книги Шеша-кхандой, мы последовали примеру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны – Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, воспользовавшись для описания завершающих игр Господа словом “антья”.

Этот перевод с языка бенгали на английский язык, основан на первом издании Шри Чайтанья Гаудия Матха, опубликованном в 1987

году. Мы сделали всё от нас зависящее, чтобы представить комментарии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в полном объёме.

Множество преданных вдохновляли нас взяться за перевод “Шри Чаитанья-бхагаваты”. Мы хотим поблагодарить их всех и надеемся, что эта книга удовлетворит их ожидания. В частности, мы хотели поблагодарить Его Милость Рупу Рагхунатху – за помощь в корректорской работе, Его Святейшество Бану Свами – за перевод некоторых санскритских стихов, Шримад Ананду Гопалу Ведантатиртху Пандита – за перевод санскритских текстов, и Его Милость Гопипаранадхану за его помощь в переводе части вступления – “Гаудиябхашьи”. Также мы хотим выразить особую признательность Его Святейшеству Баллабхе Пури Махараджу за его пожертвования, благодаря которым мы смогли издать эту книгу.

 

Бхумипати даса, Пундарика Видьянидхи даса, 11

сентября 2000, День явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

 

 

Предисловие к переводу с английского на русский язык

«Чайтанья Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура – одно из самых известных и почитаемых произведений вайшнавской литературы. Русскоязычному читателю предоставляется возможность познакомиться с подробным описанием жизни и деяний Господа Чайтаньи Махапрабху, а также с основами Его учения.

Учение Господа Чайтаньи, изложенное в этой книге, не отличается от учения Господа Кришны в «Бхагавад-гите». Господь Чайтанья просто показал, как применять учение Шри Кришны на практике.

Все Свои наставления в «Бхагавад-гите» Господь Кришна сводит к тому, что каждый должен предаться Ему, Господу Кришне, и Он обещает позаботиться о такой предавшейся душе. Господь, Верховная Личность Бога, и так поддерживает всех и вся в этом творении, но не лично, а посредством Своей полной экспансии, Кширодакашайи Вишну. Однако, когда Господь говорит, что позаботится о Своём чистом преданном, Он имеет в виду личную, непосредственную заботу. Чистый преданный — это душа, которая всегда и во всём полагается на Господа, как ребенок полагается на своих родителей, а животное — на своего хозяина. Вступив на путь вручения себя Господу, следует: 1) принимать всё, что благоприятно для преданного служения, 2) отвергать всё, что неблагоприятно для него, 3) твердо верить в защиту Господа, 4) чувствовать полную зависимость от милости Господа, 5) не иметь интересов, не связанных с Господом, 6) всегда быть кротким и смиренным.

Господь Чайтанья учит поклоняться Самому Шри Кришне, который явился как приёмный сын царя Враджи. Он раскрывает, что местность под названием Вриндаван так же благословенна, как и Сам Господь Кришна, ибо между именами, качествами, образами, деяниями, окружением Господа Кришны и Самим Кришной нет никакой разницы. Такова абсолютная природа Верховной Личности Бога. Кроме того, Господь Чайтанья поведал, что высшей и самой совершенной формой поклонения Богу является служение девушек Враджи. Эти девушки (гопи, или пастушки) любили Кришну без всякого стремления к материальной или духовной выгоде. Говоря о «Шримад-Бхагаватам», Господь Чайтанья называл его безупречным повествованием, раскрывающим духовную науку, а высшей целью человеческой жизни Он провозгласил чистую любовь к Кришне, Верховной Личности Бога.

До того, как Господь Чайтанья принял санньясу (отрекся от мира), Он носил имя Вишвамбхара. Вишвамбхарой называют того, кто поддерживает и хранит всю вселенную, а также возглавляет всех живых существ. Хранитель и повелитель всех живых существ пришёл как Господь Шри Кришна Чайтанья, чтобы раскрыть людям Свое возвышенное учение. Господь Чайтанья — идеальный учитель, дарующий людям то, в чём они больше всего нуждаются. Он щедрее всех раздаёт любовь к Кришне. Он — вместилище благости и удачи. Как подтверждается в «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гите», «Махабхарате» и Упанишадах, Он — Верховная Личность Бога, Сам Кришна, и в этот век разногласий, все люди должны поклоняться Ему. Любой может присоединиться к Его движению санкиртаны, ибо для этого не нужно обладать какими-то особыми качествами. Просто следуя Его учению, человек может сделать свою жизнь совершенной. Тот, кому посчастливилось ощутить привлекательность Господа Чайтаньи, непременно достигнет успеха и исполнит своё предназначение. Иначе говоря, по милости Господа Чайтаньи все, кто жаждет обрести духовное бытие, могут легко освободиться из когтей майи. Учение, представленное в этой книге, неотлично от Самого Господа.

Пусть эта книга доставит Вам истинную радость и поможет глубже осознать самого себя и свои взаимоотношения с Богом.

 

 

- Перевод с английского на русский язык

- Компоновка текстов на бенгали - Общая компоновка книги Кавираджа даса (Задорожнюк А.Г.)

- Редактирование

Кавираджа даси (Музыря С.Д.)

 

Стих 17

ноября 2016

года



Глава тринадцатая

Освобождение Джагая и Мадхая

В этой главе описывается, как Махапрабху с помощью Нитьянанды и Харидаса распространял славу, почитание и учение о Кришне, посещая каждый дом, их проповедь для Джагая и Мадхая, нападение Мадхая на Нитьянанду, появление Махапрабху на месте происшествия и призвание Сударшана-чакры, предание двух братьев лотосным стопам Гауры, служение полубогов Гауре и последствия совершения вайшнава-апарадхи.

Поскольку игры Шри Гаурасундары воспринимаются только глазами полными любви, обычные люди, которые были её лишены, считали Его обычным человеком по имени Нимай. Только удачливые души могли видеть Его проявления, в соответствии с их уровнем преданности. Однажды Махапрабху поручил Нитьянанде и Харидасу следовать от дома к дому, и просить всех поклоняться Кришне, повторять имена Кришны и практиковать учение Кришны, а в конце дня, сообщать Ему о результатах. Хотя поначалу такие призывы вызывали у людей смех, Нитьянанда и Харидаса помня о данном им указании, продолжали просить жителей поклоняться Кришне, обходя все дворы и дома. Когда домовладельцы почтительно предлагали двум санньяси принять подаяние, те просили их повторять имена Кришны, поклоняться Кришне и практиковать учение Кришны, исполняя указание Махапрабху, после чего следовали дальше. Несмотря на то, что благочестивые люди были рады видеть их интересный способ сбора подаяния и обещали исполнить их просьбу, некоторые ругали Господа Чайтанью и принимали двух преданных за безумцев. Некоторые из тех, кто не могли попасть в дом Шривасы на киртан, яростно нападали на них и угрожали пожаловаться царю, но уполномоченные Шри Чайтаньей Нитьянанда и Харидаса, не обращали на них ни малейшего внимания и бесстрашно выполняли своё поручение.

Однажды, двое Прабху увидели самых грешных из пьяниц – Джагая и Мадхая. Их жалкое состояние вызвало сердечное сочувствие у милосердных спасителей падших душ – Нитьянанды и Харидасы. Глядя на братьев, как на яркий пример падших, которых Своими играми освобождал Махапрабху, они решили дать им самые благоприятных наставления, невзирая на то, что их смелые намерения могли закончиться трагически. Таким образом, они стали громко умолять их поклоняться Кришне. Несмотря на множество совершённых греховных поступков, к счастью для Джагая и Мадхая, они не наносили оскорбления вайшнавам. Благодаря этому, удача улыбнулась им и пробудившись, они обрели милость Гаура-Нитьянанды. Оскорбление вайшнавов является тяжким преступлением, которое убивает остатки благочестия и становится причиной деградации. Без милости вайшнава, даже святые имена Кришны, которые являются лучшей формой искупления, не могут уничтожить последствия оскорбления, нанесённого вайшнаву. Все священные писания смело оглашая эту истину взывают к каждому. Услышав призывы Нитьянанды и Харидаса, два негодяя решили, что эти санньяси нарушают их мир и покой, и начали их преследовать. После того как оба прабху спаслись бегством, они рассказали об этом происшествии у стоп Гаурасундары, который находился в обществе преданных, и попросили Его спасти тех грешников, подтвердив тем суть одного из имён Господа – ПатитаПавана. Когда собравшиеся вайшнавы поняли, что эти два грешника уже удостоились милосердного взгляда Нитьянанды, они в экстазе стали повторять имя Хари. Когда Харидаса Тхакура описал Адвайте Ачарье все беспокойства, которые причинял ему Нитьянанда и трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, Адвайта, как бы отчитывая Нитьянанду, прославил Его. После этого Джагай и Мадхай пришли на берег Ганги и расположились неподалёку от того места, где Махапрабху совершал омовение. Многих людей напугало такое соседство. Услышав ночью звуки киртана Махапрабху, эти двое пьяниц приняли киртан за прославление Мангалачанди, которое сопровождается пьянством и дикими танцами и когда увидели Махапрабху, то высказали своё восхищение киртаном. Однажды вечером, когда Нитьянанда Прабху подошёл к ним с желанием освободить, Мадхай ударил Его по голове. Увидев это, Джагай стал сокрушаться, и удерживать Мадхая, отчитывая его за греховный поступок. Когда эта новость достигла слуха Махапрабху, Он тут же со Своими спутниками отправился на место происшествия. Увидев залитое кровью тело Нитьянанды, Господь призвал сударшану, чтобы наказать обоих грешников. Джагай и Мадхай своими собственными глазами увидели Сударшана-чакру. Милосердный Нитьянанда сказал Господу, что Джагай защитил Его, и попросил пощадить братьев. Когда Махапрабху услышал, что Джагай защитил Нитьянанду, Он милостиво наделил его экстатической любовью. Увидев удачу Джагая, сердце Мадхая тоже пробудилось, и он упав к лотосным стопам Махапрабху, попросил прощения. Тем не менее, Махапрабху не стал дарить ему Свою милость, но приказал Мадхаю принять прибежище у стоп Нитьянанды, которого попросил даровать милость Мадхаю. По поручению Шри Гауры, Мадхай упал в ноги Нитьянанде, которого Махапрабху попросил наделить Мадхая всем Своим благочестием. По указанию Махапрабху, Нитьянанда крепко обнял Мадхая и вошёл в его сердце.

Таким образом, Джагай и Мадхай освободились, и начали предлагать молитвы Нитьянанде и Махапрабху. Махапрабху запретил им впредь вести греховный образ жизни. Когда они приняли Его требование, Махапрабху снял с них бремя грехов, накопленных за миллионы жизней. Получив милость Махапрабху, Джагай и Мадхай в экстазе лишились сознания и упали на землю. После, Махапрабху с преданными перенесли братьев, потерявших сознание в дом и заперли двери от посторонних глаз. В экстазе любви, оба брата начали кататься по земле. Когда по воле Гаурасундары, Шуддха Сарасвати проявилась на языках братьев, они начали предлагать Шри Шри Гаура-Нитьянанде возвышенные молитвы. Когда преданные услышали молитвы из уст бывших пьяниц, их изумлению не было границ и все оценили беспричинную милость Господа. Начиная с этого дня, Махапрабху принял Джагая и Мадхая в Своё окружение и попросил всех вайшнавов простить им грехи и даровать свою милость. После того, как Джагай и Мадхай припали к стопам всех преданных и получили их благословения, они освободились от всех оскорблений. Их греховные реакции перешли к ненавистникам вайшнавов. Затем, по распоряжению Махапрабху, все преданные начали грандиозный киртан, в котором Он танцевал вместе с двумя братьями. Когда киртан закончился и покрытые пылью преданные уселись, Махапрабху объявил, что в прежних воплощениях Джагай и Мадхай были " махабхагаватами". После, Он дал указание всем почитать их как маха-бхагават, и предупредил, что тот, кто не последует указанию или будет критиковать братьев, лишится всех благоприятных качеств по причине вайшнава-апарадхи.

После, Шри Махапрабху повёл всех к Ганге, где преданные с радостью занялись играми в воде. В этих играх Махапрабху превзошёл всех. Шри Адвайта соревнуясь с Нитьянандой, и как бы критикуя Его, проявил Себя, как Господь Вишну. В конце водных развлечений, Махапрабху вручил Свою цветочную гирлянду Джагаю и Мадхаю и отправил всех обедать. Всё это время полубоги каждый день наслаждались играми Чайтаньи и предлагали Ему своё служение, но для всех кроме Господа, они оставались неузнанными.

После этого автор заканчивает главу описанием грозных последствий вайшнаваапарадхи.

 

 

Стих 1

 

ajanu-lambita-bhujau kanakavadatau

sankirtanaika-pitarau kamalayataksau

visvambharau dvija-varau yuga-dharma-palau vande jagat priya-karau karunavatarau

 

Я в почтении склоняюсь перед Шри Чайтаньей Махапрабху. Его прекрасные руки достигают колен. У Него золотистый цвет тела и Он открыто воспевает Свои святые имена. Его глаза напоминают лепестки лотоса. Он поддерживает всех живых существ, Он лучший из брахманов, защитник религиозных принципов этой эпохи, благодетель вселенной, и это Его самое милосердное воплощение из всех.

 

 

Стих 2

 

jaya jaya mahaprabhu sri-gaurasundara

jaya nityananda sarva-sevya-kalevara

 

Слава, слава Шри Гаурасундаре Махапрабху! Вся слава Нитьянанде, тело которого является объектом поклонения каждого!

 

Словосочетание сарва-севйа-калевара можно объяснить так: Шриман Нитьянанда Прабху – сваям-пракаша или личностное проявление Верховного Господа. Поэтому Он является объектом поклонения, Господом, которому поклоняются все, и сообща и Каждый в отдельности. Из Него исходят Каранодакашайи Маха-Вишну, который является причиной всех причин, Гарбходакашайи, который является Сверхдушой всех живых и неподвижных существ и Анируддха, локализованный аспект Вишну. Высший объект поклонения, Господь Кришна, принимает служение Нитьянанды, который является воплощением всего преданного служения. Нитьянанде служат все объекты, исходящие из источника всех энергий – Кришны.

 

 

Стих 3

 

hena-mate navadvipe prabhu visvambhara

krida kare, — nahe sarva-nayana-gocara

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь