Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как читать разъяснительную проповедь 301



Часто апостол Павел посреди глубоких богословских рассуждений,

, кажется, забывает свою тему и разражается одним из свойственных ему пото-.,'-, ков красноречия... Я считаю, что богословие, которое не воспламеняет, ущербно; или же человек неправильно понимает его. Проповедь — это бого­словие, пропущенное через горящего человека. Правильное понимание и опыт Истины должны вести к этому. И я снова повторяю, что человек, кото­рый может говорить об этих вещах равнодушно, вообще не имеет права выхо­дить на кафедру; его нельзя туда пускать.596

Сперджен неподражаемо высказывается о тех, кому недостает стра­сти.

Думая о проповедях некоторых добрых людей, я поражался не тому, что их аудитория так мала, а тому, что она так велика. Их слушатели, вероятно, преуспели в долготерпении, ибо у них есть великая возможность практико­ваться в нем. Некоторые проповеди и молитвы поддерживают теорию докто­ра Уильяма Хэммонда, что мозг не является необходимым для жизни. Бра­тья... да не пожелает никто из вас меньших даров и скучнейшей манерности, которую можно получить без напряжения воли... Трудитесь ради выполне­ния служения не с безжизненностью автомата, но с живостью и силой, кото­рая сделает ваше служение действительно эффективным для достижения его священных целей.597

Другое качество, которое всегда должно присутствовать в хорошей проповеди, — это авторитет. На слушателей Господа большое впечат­ление производило то, что Он говорил «как власть имеющий», а не как книжники и фарисеи (Мф. 7:29). Эффективность послания зависит от ха­рактера посланника.

Если жизнь проповедника не соответствует его словам, его послание вызовет отторжение, как хорошо бы оно ни было составлено и преподано. Поэтому Павел велит Тимофею заботиться не только о послании, но и о се­бе (1 Тим. 4:16). Однако может быть и так, что человек с безупречной ре­путацией не может проповедовать авторитетно, если небрежно относится к слову. Здесь нужен и характер, и компетентное изложение.

Авторитет основан на обязанности проповедников быть глашатаями Слова Царя (2 Тим. 4:2). Глашатай обладает властью, если точно передает Царское послание. Авторитет проповедника тоже зависит от точности пе­редачи Слова Божьего.

Использование Писания для иллюстрации и поддержки пунктов про­поведи также повышает авторитетность послания. Не бойтесь говорить во втором лице. Говорите: «Вы не можете служить Богу и деньгам», а не «Мы не можем служить Богу и деньгам».5'8 Морган выражает это так:

Lloyd-Jones, Preaching, 97.

"С. Н. Spurgeon, An All-Around Ministry (reprint, Edinburgh: Banner of Truth, 1960), 316-17. Bniiw Mawhinnnv Proarhina with Freshness fEucene. Oreer.: Harvest House. 1991), 196.

                            Возвращение к разъяснительной пропов, щ

Проповедник никогда не должен, обращаясь к толпе, забывать о том, что пос­ледний оплот, который он должен сокрушить, — это оплот человеческой во­ли... Проповедник пришел с Благой Вестью; но к тому, что он принес, нельзя относиться легкомысленно. Его послание очень важно, потому что оно исхо­дит от Царя.599

Ясность мысли и выражений, страстность и авторитет — свойства хо­рошей проповеди. Но в конце концов только одно может сделать пропо­ведь действительно преобразующей жизни — сила Духа Святого. Павел писал к коринфянам: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ва­ша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божиейо (1 Кор. 2:4-5, курсив мой).

КАК УЛУЧШИТЬ ВАШУ ПРОПОВЕДЬ

Каждый, независимо от уровня мастерства, может усовершенство­вать свое изложение, следуя нескольким практическим советам.

Даже когда толкование завершено, примеры подобраны и к разъясни­тельной проповеди добавлены последние штрихи, останавливаться на этом рано. Остается сделать еще несколько важных шагов.

Во-первых, проповедник должен выбрать метод изложения. Если он уже не раз выступал с проповедями, он, вероятно, уже выбрал свой метод или даже создал гибрид из нескольких методов, которые ему больше под­ходят.

Большинство гомилетиков выделяет четыре основных метода изло­жения.1100

1. Чтение — Проповедник берет рукопись на кафедру и читает ее.

2. Декламация — Проповедник по памяти излагает то, что записал и вы­учил.

3. Изложение по плану — Составлен план проповеди, в котором перечисле­ны все основные пункты, но сама проповедь спонтанна.

4. Свободное изложение — Проповедник, проведя тщательную подготов­ку, выходит на кафедру без заметок и плана и без заученного текста про­поведи в памяти.

Среди евангельских христиан наиболее популярным методом являет­ся изложение по плану. В нем есть достаточная свобода, чтобы позволить Духу вести себя — в отличие от чтения или декламации, — но нет риска свободного изложения, во время которого можно забыть какой-нибудь важный момент, а может быть, даже послание!

599 Morgan, Preaching, 13.

600 Например, John A. Broadus, On the Preparation and Delivery of Sermons, rev. ed. (reprint, San Francisco:

u,„.r,o„ onri Rnur ю7(п Яйй-7.ч.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь