Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свяжите отрывок с остальным Писанием



Наметив логическое течение отрывка, я показываю, как он связан с остальным Писанием. Я привожу перекрестные ссылки к каждому пунк­ту. В своих заметках я записываю все перекрестные ссылки, которые, по моему мнению, могут прояснить, просветить или расширить истину, пусть я не смогу поделиться всеми ими в момент проповеди. Этот список в моих заметках помогает мне постоянно помнить их в момент размышле­ний о конкретном пункте проповеди. Когда вы объясняете людям значе­ние основных перекрестных ссылок, поддерживающих и проясняющих ваши утверждения, это добавляет достоверности вашему толкованию и подкрепляет учение. Так становится видна гармоничная связь отрывка с другими частями Писания. Однако убедитесь, что выбранные вами стихи действительно относятся к теме, которая звучит в вашем тексте. Трайна предупреждает, что некоторые «не хотят тратить время на исследование каждого момента для поиска его уникального значения, и... часто позво­ляют себе обмануться неверными ассоциациями. В результате толкова­ние бывает ошибочным».'" Он добавляет:

Опасность, к которой я привлекаю ваше внимание, заключается в неумении истолковать каждый фрагмент в отдельности, прежде чем связывать их во­едино. Если бы каждый из отрывков сначала разъяснялся бы в его кон­текстуальной целостности, связи устанавливались бы правильно и были бы на благо. Но если материал сплавляется вместе до того, как проводится разъ­яснение каждого отрывка в его контексте, ошибки при толковании неизбеж­ны.520

Для составления перекрестных ссылок могут быть полезны коммен­тарии, словари и симфонии. Лучшим из источников, вероятно, является «Сокровищница знаний Писания» ( The Treasury of Scripture Knowledge ). Здесь приводится много перекрестных ссылок практически для каждого стиха Библии. Их формат примерно тот же, что у ссылок на полях во мно­гих Библиях, но объем гораздо больше. Книга «10 000 библейских при­меров » (10,000 Biblical Illustrations ) тоже содержит хороший подбор ссы­лок, которые помогут вам объяснять Библию с помощью самой Библии.

Подкрепляя истины фрагмента другими отрывками Писания, вы зна­комите людей с analogia Scriptura , принципом аналогии Писания. Этот

Robert A. Traina, Methodical Bible Study (Wilmore, Ky.: Author, 1952), 179-80. "Ibid., 180.

принцип герменевтики гласит, что Писание не противоречит само себе, но является последовательным в своем учении. Писание лучше всего ис­толковывает себя само. Непонятные фрагменты могут быть истолкованы с помощью понятных. Пэкер пишет:

Библия подобна симфоническому оркестру, Дух Святой — его Тосканини; ка­ждый музыкант охотно, спонтанно, творчески играет свою партию, как ве­лит ему великий дирижер, хоть никто из них и не слышит музыку в целом... Смысл каждой партии становится полностью понятен только в связи с це­лым.521

Люди любят видеть масштабные картины. Они хотят знать, как все сочетается в единое целое. Иногда им бывает трудно уловить истину, ко­торая представлена изолированно, а подкрепление ее многочисленными отрывками текста обогащает их видение истины, они могут увидеть ее в разных ракурсах. Чем больше примеров из Писания вы приведете для ил­люстрации истины, тем лучше она запечатлится в сознании слушателей. Перекрестные ссылки помогают истине проникнуть глубоко в человечес­кое сознание.

Поиск перекрестных ссылок лучше начать с той книги, в которой со­держится отрывок, затем — перейти к другим книгам того же автора, к книгам того же Завета, а потом — к Библии в целом. Не забывайте о поис­ке параллельных рассказов об одном и том же событии в разных Еванге­лиях. Ищите места, содержащие то же слово или слова, а также концеп­туальные перекрестные ссылки — места, обучающие той же доктрине.

ПОИСК СООТВЕТСТВУЮЩИХ БИБЛЕЙСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Составив основную часть проповеди, я затем уделяю внимание иллю­страциям. Сначала я возвращаюсь к примерам, которые пришли мне в го­лову и которые я записал во время работы над основной частью послания, обрабатываю их и добавляю к ним другие, где это нужно.

Иллюстрации необходимы в хорошо составленной разъяснительной проповеди. Сперджен называет их окнами здания. Они не укрепляют зда­ние, но через них входит свет. Он пишет:

Здание без окон — не дом, а тюрьма, там будет слишком темно, и никто не за­хочет жить в нем; так и речь без притчи прозаична и суха, она утомляет... На­ши прихожане с удовольствием слушают нас, если мы разнообразим свою проповедь: когда мы рассказываем анекдоты, они отдыхают, расслабляются и позволяют работать своему воображению, таким образом готовясь к более трудной работе, которая ждет их во время слушания глубокого разъясне­ния.522

'J.I. Packer, God Has Spoken (London: Hodder and Stoughton, 1965), 74.

Иллюстрации служат нескольким целям.

1. Иллюстрации делают проповедь интересной. Люди часто говорят мне после проповеди: «Какая замечательная проповедь!» — а на самом деле они имеют в виду, что в проповеди была пара хороших примеров. Примеры привлекают внимание слушателей. Сперджен указывает так­же:

У дома не должно быть толстых стен без единого отверстия, так и выступле­ние не должно состоять из прочных блоков доктрины, без единого окошка сравнения или поэтической отдушины; если оно будет таким, наши слушате­ли постепенно покинут нас и предпочтут сидеть дома и читать свои любимые книги, где есть живые обороты и яркие образы, доставляющие им удовольст­вие.523

2. Иллюстрации делают проповедь запоминающейся. Люди часто за­поминают проповедь благодаря содержащемуся в ней впечатляющему примеру. Фактически, если я использую в проповеди пример, который уже использовал раньше, мне говорят иногда, что уже слышали эту про­поведь, так сильно запоминаются примеры. Люди помнят некоторые примеры даже годы спустя.

3. Иллюстрации делают проповедь убедительной. Людей невозможно убедить тем, чего они не понимают. Иногда хороший пример, показываю­щий, как принцип работает в жизненной ситуации, убеждает людей в его истинности.

4. Иллюстрации делают проповедь ясной. Иногда людей смущает де­тальное разъяснение. Пример является отдушиной, которая облегчает восприятие фактов. Сперджен сказал:

Каждому проповеднику праведности мудрость дает приказ, подобно Ною:

« Сделай отверстие в ковчеге ». Вы можете нагромоздить множество определе­ний и объяснений, а слушатели ваши останутся в темноте, не видя их значе­ния; но хорошо подобранная метафора чудесным образом прояснит им смысл.524

5. Иллюстрации делают проповедь мотивирующей. Примеры (особен­но библейские) из жизни людей, иллюстрирующие библейский принцип, побуждают слушателей применять тот же принцип в своей собственной жизни.

Если в проповеди очень мало примеров, она будет скучной и трудной для восприятия, но, с другой стороны, слишком много примеров — это тоже плохо. Задача разъяснительной проповеди — преподать значение библейского отрывка. Если примеров будет слишком много или они бу­дут слишком длинными, то вытеснят доктринальное учение проповеди. Опять же своевременно предупреждение Сперджена.

522 С. Н. Spurgeon, Lectures to My Students: Third Series (reprint. Grand Rapids: Baker, 1977), 2.

523 Ibid., 3. '"Ibid., 2.

Приводите примеры, любые, но не превращайте всю проповедь в примеры, иначе она будет пригодна только для собрания дурачков. Иллюстрации укра­шают книгу, но книга, состоящая из одних картинок, пригодна только для маленьких детей. Наш дом должен быть построен из достаточного количества доктрин, на прочном фундаменте вдохновения; его колонны — здравые аргу­менты Писания, каждый камень истины должен занять свое место; а затем уже и окна следует разместить в нужном порядке, в три ряда, если хотите:

свет напротив света, как в доме в ливанском лесу. Но дом воздвигается не ра­ди окон, так и проповедь составляется не для того, чтобы рассказать люби­мый пример. Окно нужно лишь для удобства, оно подчинено общему дизай­ну, так и примеры.525

Я ищу в первую очередь библейские примеры. Авторы книг Нового За­вета не раз использовали примеры из Ветхого. Можно брать примеры и из других источников, но я предпочитаю библейские по двум причинам. Библейские примеры, в отличие от небиблейских, авторитетны. Приме­ры из других источников могут быть интересны и помогать слушателям лучше^уловить мысль, но они не являются богодухновенными. Другая причинами? которой я предпочитаю библейские примеры, — они не толь­ко иллюстрируют, но и учат. Они расширяют знания людей о Библии.

Лучший источник библейских примеров — «10 000 примеров из Биб­лии» (10,000 Illustrations from the Bible ). Другие полезные источники:

тематические Библии, такие как Библия Нэйва (Nave) или «Тематичес­кий каталог и дайджест Библии» ( Topical Index and Digest of the Bible ). Так как Ветхий Завет был написан для нашего наставления и как пример проявления истины в жизни других людей (1 Кор. 10:11), к нему надо об­ращаться в первую очередь. Затем я обращаюсь к Евангелиям, чтобы по­смотреть, есть ли примеры проявления доктрины, которой я учу, в жиз­ни или учении Иисуса.

Есть множество источников внебиблейских примеров, но проповед­ник должен самостоятельно их искать. Будет полезно составить картоте­ку примеров, особенно с указателем.

Для проповедника очень важно выработать «перспективу притчи» — то есть умение обнаруживать аналогии. Лучшими проповедниками ста­новятся те, кто умеет использовать аналогии для иллюстрации истин, ко­торым они учат. Они берут абстрактные понятия и делают их конкретны­ми, чтобы облегчить понимание. Когда я преподавал в семинарии гоми­летику, то просил студентов каждую неделю составлять по притче. Ассоциативное мышление позволяет вам тратить меньше времени на примеры. Однако не надо использовать аналогии как источник истины, потому что доктрина исходит из Писания, а не из аналогий. Аналогии ил­люстрируют истину, а не устанавливают ее. Этой аксиомой часто пренеб­регают, что ведет к разнообразным ошибкам.

5 Ibid., 5.

СОСТАВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ПРОПОВЕДИ

Разработав основную часть проповеди, перекрестные ссылки и биб­лейские примеры, я перехожу к составлению окончательного плана про­поведи.

Я предпочитаю простые планы. Не люблю осложнять их множеством подпунктов. Пункты плана — крючки для подвешивания мыслей. Это сигнальные огни, которые не дают слушателям сбиться с пути. Они помо­гают удерживать внимание аудитории и облегчают понимание. Если план запутанный, неясный или слишком сложный, он работает против себя.

План должен быть единообразным, то есть он должен строиться на ис­пользовании одних и тех же частей речи: существительных, глаголов или прилагательных. Это должны быть или вопросительные, или утверди­тельные предложения. Вот пример несогласованного плана к Мф. 28:19-20.52в

ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ ОБУЧЕНИЕ НАРОДОВ?

I. Идти П. Крестить III. Наставление.

Первые два ключевых слова — глаголы, а третье — существительное. Правильно было бы сформулировать пункты так:

I. Идти

II. Крестить III. Наставлять.

Подпункты, кроме единообразия, должны обладать связью с основ­ным пунктом. В приведенном ниже примере третий подпункт не только не согласован с другими, но и не связан с основным пунктом.

I. Любовь Бога к нам                                •] А. Он послал в мир Христа                        ;: <| Б. Он прощает нам наши грехи В. Грех ведет к смерти.

Во время проповеди периодически напоминайте людям о плане, что­бы они знали, в каком пункте вы находитесь. Часто они отвлекаются во время послания. Они отключаются и снова включаются. Частые напоми­нания, о каком пункте вы говорите, помогут им быстро вернуться к ваше­му ходу мыслей. Если они не смогут вернуться, то утратят нить разговора и будут потеряны до конца проповеди.

526 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

НАПИСАНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Это последний шаг подготовки разъяснительной проповеди. Только досле сведения воедино основной части проповеди вы сможете знать, что вы должны предварить и завершить. Если начать со вступления, возник­нет искушение составлять основную часть проповеди так, чтобы она по­дошла ко вступлению. Мои вступления обычно немножко длинноваты, потому что я стараюсь передать в них исторический и культурный кон­текст. Старайтесь в своих вступлениях не раскрывать слишком много из того, что собираетесь сказать, иначе остальная часть проповеди будет вы­глядеть как запись футбольного матча, счет которого уже известен. Не позволяйте вступлению помешать вам вовлечь людей в процесс исследо­вания во время изложения основной части проповеди.

Заключение должно подводить итог основных моментов послания и внушить людям желание претворить в жизнь то, что они узнали. Всегда говорите во втором лице и требуйте отклика от людей. Пусть логичность, ясность и сила вашей проповеди заставит людей принять решение, изме­няющее жизнь, основанное на том, что они услышали.527 Я хочу объяс­нить им, чего Бог ждет от них, чтобы они тоже дали понять, готовы ли подчиниться Его требованиям. Подведение итогов, пример или парал­лельный фрагмент Писания могут усилить потребность в отклике.

СЕМЬ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОПОВЕДНИКУ

После тщательной экзегетики и составления проповеди послание го­тово. Но прежде чем выйти на кафедру, запомните следующие основные требования.

Будьте подготовлены

Я не могу даже объяснить, насколько это важно. Слово Бога живого — источник наших посланий, истины его неисчерпаемы. Если человек вы­ходит на кафедру, не имея ничего глубокого, проницательного и богато­го, чтобы поделиться с людьми, это непростительно.

Мой отец — проповедник, и он с молодости внушил мне, как важна подготовка. Он повторял мне снова и снова: «Никогда не выходи на кафе-Дру неподготовленным. И если ты говоришь: „В Библии сказано...", ты Должен быть совершенно уверен, что это действительно так». Недостаток подготовки приводит к плохой проповеди, оскорбляет Бога и ослабляет, а Не укрепляет слушателей.

Люди часто спрашивают меня, волнуюсь ли я перед проповедью. Я во­лнуюсь, только когда не уверен в том, что собираюсь сказать. Если я

"Об этом важном моменте см. С. Н. Spurgeon, «The Need of Decision for the Truth», Lectures, 39-53.

знаю, что собираюсь сказать, я не волнуюсь, какой бы ни была тема. Уве­ренность зависит от подготовленности.

Слишком многие выходят на кафедру, не оформив результаты своих исследований и экзегетики в виде разъяснительного послания. В резуль­тате они не уверены в направлении своего движения, и проповеди недос­тает целенаправленности. Другие уделяют слишком мало времени иссле­дованию и подготовке послания. Убедитесь, что вы хорошо подготови­лись, прежде чем выйти на кафедру для разъяснения святого Слова Божьего.

Говорить сложно очень просто: достаточно плохо подготовиться и раз­делить свою плохую подготовленность со слушателями. Они могут поду­мать, что ваши мысли слишком глубоки для их понимания, но это будет не так. Вы сами не поняли, о чем говорите, — иначе они тоже поняли бу это. Говорить ясно очень трудно — вы должны владеть темой.

б2. Будьте интересны                                            ;

Не надо утомлять людей Библией. Проповедуйте не только то, что и так ясно, это люди могут обнаружить сами. Чтобы избежать проповедей об очевидном, надо тщательно готовиться. Убедитесь, что проникли в глубь отрывка. Пусть ваши проповеди будут для людей увлекательным открытием.                                               ,

3. Будьте верны Библии                                     •

Слово «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно I проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помыш­ления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Истории, сравнения, анекдо­ты или обсуждение текущих событий не обладают силой или авторитетом | Слова Божьего. Сила разъяснительной проповеди исходит от Слова, а не от других тем.

Молитесь

Когда все сказано и сделано, проведены тщательные исследования и подготовка, нас должен наполнить энергией Дух Святой, иначе все это напрасно. Однажды я читал о благочестивом пасторе, который повторял:

«Верую в Святого Духа, верую в Святого Духа», — всю дорогу из дома в церковь, пока не поднимался на кафедру. Он понимал, что полностью за­висит от силы Духа Святого.

Мы должны сопровождать свои проповеди молитвой. Вообще говоря, молитва — это образ жизни. Я начинаю молиться о проповеди в тот мо­мент, когда начинаю к ней готовиться, и до особой молитвы в субботу ве­чером, иногда я засыпаю с молитвой. Я молюсь в воскресенье утром, один в своем кабинете, потом с некоторыми из старейшин. Затем днем я мо­люсь непосредственно о вечернем послании. Потом, перед проповедью, я молюсь с другими пасторами.

Будьте энтузиастом

Если вас не волнует то, что вы говорите, вы не сможете взволновать этим и людей. Послание, которое дает Бог, должно пылать в нас, как огонь, который мы вынуждены проповедовать, потому что не в силах удержать его (см. Иер. 20:9). Когда я поднимаюсь в воскресенье на кафед­ру после недели исследований и подготовки, меня волнует то, что я дол­жен сказать. Люди часто спрашивают меня, готовлю ли я послания зара­нее. Я каждую неделю готовлюсь к этому воскресенью. Вот почему это так волнует меня. Восторг недавнего открытия будоражит меня.

Несколько лет назад в нашей церкви было рождественское собрание. Я спросил одного человека за столом, давно ли он ходит в церковь. «Год», — сказал он. «А как давно вы стали христианином?» — продол­жал расспрашивать я. Он ответил, что не христианин. «Почему же вы сю­да ходите?» —спросил я. «Я работаю агентом по продажам, а вы говорите с таким энтузиазмом, что заряжаете меня энергией на всю неделю». Я вежливо сказал ему, что в моих проповедях есть нечто более важное, чем энтузиазм. Однако мне было приятно узнать, что я не скучен. В пропове­ди должен быть энтузиазм, напор и вдохновение.

Будьте авторитетны

Проповедуйте с убеждением. Библия — Слово Бога, авторитет для че­ловека. Кто-то сказал: «Бог дал нам не десять предложений, а десять за­поведей». Мы можем определить нашу уверенность как «ненавязчивую властность». Если мы верим, что говорим правду, мы должны говорить ее уверенно. Эта властность ненавязчива, потому что мы не можем навязы­вать людям сухие, жесткие приказы.

Проповедуйте во втором лице. Говорите «вы», а не «мы» и не «они». Вы говорите от имени Бога, поэтому должны использовать форму «вы».

Я помню, как несколько лет назад в Лос-Анджелесе человека исклю­чили из полицейской академии, потому что у него был тонкий, слабый го­лос. Руководство решило, что таким голосом нельзя говорить людям:

«Вы арестованы!», он не звучит достаточно авторитетно. Мы должны проповедовать с убеждением, и люди должны чувствовать это. Как писал Павел Тимофею: «проповедуй слово... обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Будьте конкретны

Избегайте двусмысленностей, неясностей, педантизма или использо­вания далеких от жизни примеров. Покажите, что вневременные истины Слова Божьего затрагивают каждодневную жизнь людей.

Подлинная разъяснительная проповедь — самый эффективный спо­соб проповеди, применимой на практике. Когда Писание точно истолко­вано и преподнесено в силе. Дух берет послание и применяет его к кон­кретным нуждам каждого слушателя. Помимо общего применения основных принципов разъяснительной проповеди, проповедник не должен придумывать много вариантов конкретного их применения, чтобы про­поведь была жизненной. Это не значит, что он должен привести несколь­ко примеров, но если значение текста полностью выявлено, применений окажется больше, чем мы сможем придумать, потому что Дух Святой ис­пользует Свое Слово в жизни каждого слушателя. ,

Если на проповеди присутствуют сотни или даже тысячи человек, проповедник, говоря о конкретных применениях, может установить не­нужные ограничения и тем самым рискует отсечь прочие варианты при­менения истин к жизни слушателей. Он должен вместо этого сосредото­читься на правильном истолковании текста и ограничиться общим при­зывом. Дальше будет работать Дух Святой, Который сможет найти применение Слова для каждого сердца.

Возвышенный и торжественный призыв Бога проповедовать Его Сло­во требует от нас усердного труда и прилежного разъяснения. Духовная пища Слова Божьего помогает нашим слушателям расти в благодати, по­этому мы должны быть уверены в адекватности своей подготовки, преж­де чем служить собранию, и максимально соответствовать уникальному авторитету Слова.

Часть V


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь