Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпилог Обязанности слушателя



325

ющий к духовному росту. Не будет преувеличением сказать, что пропо­ведь должна быть главным средством распространения укрепляющей благодати в жизни верующего. Таким образом, духовное совершенство­вание зависит от того, насколько христианин готов прийти на собрание когда провозглашается Слово Божье (см. Евр. 10:25). Адаме говорит:

Проповедь — одно из главных средств, которые Бог использует, чтобы посе­ять семена и способствовать росту плодов; это орошение и удобрение посевов. Но вы должны разрыхлить твердый слой почвы над вашей душой, удалить сорняки и приготовить землю для посева.618

Пуританин Иеремия Барроугс писал:

Слушая Слово Божье, мы исповедуем наше упование на Него, либо узнаем Его замыслы и путь к вечной жизни... Помните, вы приходите, чтобы поч­тить Бога, посидеть у Его ног и выразить таким образом ваше послушание. Это одна из причин, по которой вы ходите слушать проповеди.6"

Бог призвал, вооружил и наделил дарами талантливых пасторов и учителей, чтобы они преданно проповедовали Его Слово. Он сделал это, поэтому мы должны выполнять свои обязанности и собираться послу­шать, что Он хочет нам сказать через Своих служителей.

Отношение

Исповедь во всех известных грехах удаляет препятствия и открыва­ет сердце человека для восприятия истины (см. 1 Пет. 2:1-2). Разъясне­ние вдохновенного «меча» Слова (Евр. 4:12) позволяет Духу Святому обличить нас в нашей греховности и привести к искреннему покаянию. Покаяние неизбежно ведет к возрастающему желанию слушать истину Божию и к духовному росту. Рост, следовательно, напрямую зависит от того, насколько верующий позволяет Богу учить его через Его глаша­тая.

Адаме пишет: «Люди не хотят слушать, как капризные дети. Даже ве­рующие, привыкшие к неповиновению, с трудом слушают Бога... Греш­никам стало легче обвинять проповедников, чем признаваться в своем не­желании слушать»."20

Моисей так говорил своим современникам в Израиле о необходимости послушания: «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались испол­нять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» (Вт. 32:46-47). Неспособность слушателей осознать свои обязанности не­избежно ведет к неумению слушать.

Adams, Consumer's Guide, 24-25. Jeremiah Burroughs, Gospel Worship (reprint, Ugonier, Penna.: Sola Deo Gloria, 1990), 195, 197.

Возвращение к разъяснительной проповеди

Действия

Недостаточно хотеть услышать проповедь Слова; мы должны регу­лярно осуществлять это желание на практике. Ничто не может заменить еженедельной службы в поместной церквд. Хоть автор Послания к евре­ям и подчеркивает взаимное ободрение верующих, он также предупреж­дает их, что не следует пренебрегать их общими собраниями для поклоне­ния и проповеди: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматри­ваете приближение дня оного» (Евр. 10:24-25).

ПРИМЕНЕНИЕ

Многие современные критики жалуются, что разъяснительная про­поведь недостаточно жизненна, и ее личное применение на практике не­ясно. Такая критика отражает непонимание или неспособность поверить в силу, присущую Слову Божьему. Так как основная забота проповедни­ка — это объяснение значения текста, преимуществом разъяснительной проповеди, в отличие от тематической, является возможность не погру­жаться во множество различных примеров и способов применения. Про­поведник полагается на силу самого текста, которая, при условии пра­вильного объяснения, гарантирует личное и индивидуальное примене­ние его истин слушателем, при участии Духа Святого, конечно.

Лейт замечает: «Кальвин пытался сделать библейское послание яс­ным, чтобы под действием Духа Святого оно позволило слушателям ро­диться заново в присутствии Бога».621 Насколько лучше позволить Богу Духу Святому преобразовывать нас по образу и подобию Христа, чем ог­раничивать применение Писания человеческой изобретательностью! Адаме говорит, что слушатели должны «постоянно пытаться открыть для себя послание Бога в стихе или стихах проповеди, формулируя его в одном предложении... Если вы можете это сделать, вы, без сомнения, вос­приняли послание».622 Если слушатель не может уловить принципы, ко­торым учит проповедь, он не сможет найти им применения в своей жиз­ни. Если же он понимает их, наставляемый Духом Святым, он обязатель­но найдет им применение.

Когда Иисус заявил своим ученикам: «Имеющий уши да услышит» (см. также Отк. 2—3), Он сформулировал общий принцип. Лейт писал:

«Кальвин, так же как и Лютер, считал, что „уши — самый важный орган христианина". Только человек, слушающий Слово Божье, достоин назы-

621 John Leith, «Calvin's Doctrine of the Proclamation of the Word and Its Significance for Today in the Light of Recent Research», Review and Expositor 86 (1989): 38.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь