Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ



(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ В.)

Буржуазные реформы в России второй половины XIX века затронули все сферы жизни российского общества. Капитализм объективно требовал более высокого уровня развития общества, предполагавшего наличие не только элементарной грамотности, но и качественно более глубокой его образованности.

Интеллигенция – врачи, учителя, агрономы, инженеры, духовенство избирают одним из главных направлений своей общественной деятельности широкое народное просвещение. Население страны, большей частью неграмотное, также приходит к осознанию реальной пользы образования.

На примере работы «Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии». Можно определить роль просветительных организаций в культурно-просветительной деятельности в России конца XIX-начала ХХ века. Также можно определение формы и методов работы Общества данного общества и реконструировать историческую картину практической деятельности Общества.

Основными источниками исследования стали отчеты «Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии».

Общество возникло в Нижнем Новгороде в 1872 году, правда вначале оно называлось «Общество распространения грамотности», и лишь в 1887 году после реорганизации стало «Обществом распространения начального образования в Нижегородской губернии».

В сферу интересов «Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии» первоначально были включены бедные сельские школы. По Уставу (1872 года) главной задачей Общества являлось: «снабжать школы лучшими учебниками и статьями по сельскому хозяйству…и выписывать новейшие руководства по обучению грамоте, книги, прописи и другие учебные пособия»[456]. С этой целью Общество предложило открыть в Балахнинском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии книжные склады, которые занимались бы продажей книг. Однако правительство эту меру не одобрило. Тогда члены Общества предложили провести собрание учителей начальных школ, на котором обсудить проблемы народного образования и пути их решения. Однако директор народных училищ М.В. Овсянников посчитал что члены Общества желают устроить «трибунал по делу народного образования»[457]. Мнение нижегородских чиновников было доведено до Управляющего Министерством народного просвещения князя Мещерского. Существование Общества было поставлено под угрозу. Его спасло от закрытия увольнение наиболее активных участников и изменение рода деятельности: на протяжении нескольких лет на собраниях обсуждались теоретические вопросы педагогики.

В 1884 году среди членов Общества началась работа по пересмотру его Устава. В разработке которого активное участие принял известный нижегородский ученый-краевед, писатель и общественный деятель Александр Серафимович Гациский. По его инициативе было проведено первое исследование начального образования в Нижегородской губернии, послужившее материалом для выбора направлений деятельности Общества[458].

Средства Общества складывались из ежегодных членских взносов (3рубля в год), пожертвований и пособий от частных лиц и учреждений.

Важным направлением деятельности Общества стала организация народных чтений в Нижнем Новгороде и уездах Нижегородской губернии.

Народные чтения начали свою историю в России с 1871 года. В Нижнем Новгороде первые народные чтения прошли лишь в 1883 году[459].

Они возникли как средство отвлечения народа от пьянства. Неграмотность и необразованность населения России предполагали специфические средства отдыха. «В деревне – кабак или, вернее говоря – водка – сивуха, «кулачки», т. е. кулачные бои, игра в орлянку. В городе – трактиры, веселые дома. Нужно ли говорить о том, какой яд, вносят в нравы и привычки народа подобные «развлечения»[460]. Вскоре народные чтения стали мощным инструментом воспитания и образования самых широких слоев населения.

Лекторами бесплатно работали действительные члены Общества.

В губернском центре чтения велись в здании Всесословного клуба, в Городской думе, в здании военного манежа в Кремле. Часть мест на посещение чтений было зарезервировано для бесплатных посетителей: учеников городских начальных училищ, детей из приютов, солдат местного гарнизона, рабочих. Они получали билеты на фабриках, заводах мельницах, мастерских; билеты раздавались в ночлежном приюте имени Н.А. Бугрова и бесплатных библиотеках-читальнях Общество. Количество таких посетителей составляло примерно четверть всех посетителей. А в 1897 году составило 20 000 человек[461].

С 1900 года Общество стало проводить воскресные чтения в помещении Пушкинской читальни. Их слушателями стали клиенты находящегося неподалеку ночлежного приюта и близлежащих трущоб. Из 277 посетителей 30% опрошенных посетители все 19 чтений в год, 90% слушателей понравился граммофон, и лишь три человека остались недовольны[462]. Подобные результаты убедили членов Общества в необходимости проведения чтений среди этой категории обитателей городского «дна», отрицающих дисциплину и порядок. Во время чтений в аудитории «царила мертвая тишина, полное внимание и уважение к лектору»[463]. Такой аудитории читали отрывки из литературных произведений, сопровождая чтения показом картин «волшебного фонаря», граммофоном, а позже – синематографом.

Духовно-нравственные и исторические темы чтений особенно успешно подходили для чтения в тюрьмах. Они велись один-два раза в неделю, ими заведовал действительный член Общества В.Н. Домашнев. Эти чтения преследовали больше образовательно-нравственные цели: «Слушали со вниманием, с жадностью…при произнесении некоторых чтений многие плачут. Словом…семя падает не на почву бесплодную»[464].

Во всех аудиториях использовался «волшебный фонарь» и комплект картин. В 1890-е гг. собственных картин у Общества не было: их брали напрокат из художественной мастерской Кельсиевой в Москве или выписывали из столичной Комиссии народных чтений. К началу ХХ века Общество закупило свои картины.

Как правило, чтения состояли из двух отделений: серьезного, первого (исторического, научного или духовно-нравственного) и легкого, второго (повести, рассказы, стихотворения). На чтения приглашались оркестр, хор певчих.

Через несколько лет проведения чтений, когда народная аудитория была уже должным образом подготовлена, Общество стало проводить систематические чтения по истории России, сельскому хозяйству, медицине, биологии. Каталог книг, по которым можно было проводить чтения, издавало Министерство народного просвещения.

Народные чтения расширяли кругозор слушателей, приучали их пользоваться печатными сведениями, изменяли взгляд на книгу:

«Живая речь, с которой обращается священник или учитель к собравшемуся народу, понятна и доступна каждому: грамотному и неграмотному, убеленному сединами старику и малому дитяти, особенно, когда это живое слово сопровождают картины, демонстрирующие рассказ лектора»[465].

Другим методом работы «Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии» стало проведение общедоступных праздников и «утр». В 1899 году в новом здании Нижегородской биржи состоялся Пушкинский праздник к столетию со дня рождения поэта. На нем читали стихи, ставили сцены из трагедий А.С. Пушкина, в городском саду играл оркестр. Зрители посетили праздник бесплатно. В1902 году в здании военного манежа прошел бесплатный спектакль, посвященный 50-летию со дня смерти Н.В. Гоголя.

С начала ХХ века в городском театре стали проходить общедоступные спектакли, поэтому потребность в проведении «утр» исчезла.

Удачным методом просветительной деятельности стала организация книжных складов в Нижегородской губернии и открытие бесплатных библиотек-читален. Первый книжный склад открылся в Нижнем Новгороде на Тихоновской улице в доме Уездного училища. Главным поставщиком книг являлся московский издатель Сытин[466]. С центрального книжного склада книги рассылались по все губернии. Он занимался и продажей книг в розницу по цене от 1 копейки. Цена книг не должна была превышать 10 копеек: такая книга считалась «дорогою и очень часто не имела сбыта»[467].

В первую очередь, сельские читатели требовали беллетристику, затем шли книги исторического и духовного содержания. На четвертом месте были издания по сельскому хозяйству. Такие книги покупали помещики, учителя, священники и крестьяне. Книги привлекали внимание покупателей большим форматом и крупной печатью. Отмечалось, что «сельский покупатель при покупке книги обращает внимание на ее внешность: красивая обложка и сравнительная толщина книга в большинстве случаев ценятся дороже, нежели ее содержание»[468].

В Нижегородской губернии вначале чтения проходили в 100 населенных пунктах. Через 9 лет чтения уже в 4204 пунктах Нижегородской губернии. «Идут на чтение грамотные и неграмотные, старики, юноши, дети, и все находят в чтениях для себя интерес. Задолго до начала чтений помещение наполняется слушателями. Появляется чтец – и вся толпа прекращаетразговоры, превращается в слух и внимание»[469].

Народная библиотека – еще один метод культурно-просветительной работы обществ. Для наблюдения за библиотекой назначался священник, который тщательно проверял «отсутствие подпольных изданий»[470].Кроме того просветительные общества оказывали помощь ученикам нижегородских гимназий.

 

Федоров И.Д. (НГПУ им. К. Минина)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь