Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В социологии повседневности Ирвина Гофмана



 

Интерес к миру повседневности в современной социальной теории возрождается под знаком «практического поворота»[489] На данном этапе одной из главных проблем является определение связи между субъектом исполнения повседневных практик и полем деятельности, в котором данные практики реализуются. В связи с этим возникает вопрос, что будет определяющим для характерных действий индивида: его непосредственные личные волевые качества или те социально сконструированные модели поведения, под которые подстраивается субъект деятельности.

В данном контексте представляется перспективным обратиться к работам одного из самых известных американских социологов - Ирвина Гофмана и его драматургическому подходу, согласно которому индивид на протяжении всей жизни находится под влиянием определяемых социумом обстоятельств и вынужден постоянно лавировать между желанием и необходимостью. В концепции Гофмана жизнь соотносится с театральным спектаклем, а личность примеряет соответствующие роли под воздействием «фреймов»[490]: «Фрейм определяется им и как синоним ‘ситуации’, и как синоним ‘определения ситуации’; это одновременно и «матрица возможных событий», которую таковой делает «расстановка ролей», и «схема интерпретации», присутствующая в любом восприятии»[491].

Драматургическая подход Гофмана находится на стыке интеракционизма и структурализма[492]. В основе данной теории находится некий образ общества как чего-то созидаемого по ходу дела, так сказать, ситуативно. Социальная реальность представляется продуктом, творимым с помощью непрерывных повседневных взаимодействий, смысловых интерпретаций и переинтерпретаций.

Таким образом, все индивиды, выступающие частью подобных взаимодействий, должны выполнять определенные роли, закрепленные их статусом. «Правила поведения влияют на индивида двояко: прямо, как обязанности, устанавливающие для его поведения моральные ограничения, и косвенно, как ожидания, предусматривающие моральную обязанность других вести себя определенным образом по отношению к нему»[493]. Постоянная ориентация индивида на одобряемые сообществом качества, сравнимо с собственным «тюремным заключением», так как становится существенным социальным ограничением, хотя некоторым может нравиться подобная «тюремная камера».

 Кроме повседневных фреймов существуют так называемые «судьбоносные деятельности», которые не налагают на индивида обязанность их выполнения. Активность в данном направлении определяется как проявление воли, так как может привести к непредвиденным последствиям и требует определенного риска. «Действие оказывается более выраженным, когда четыре фазы игры - приготовление, детерминация, раскрытие и завершение - происходят в течение достаточно короткого периода времени, чтобы они попали в промежуток непрерывного внимания и переживания. Именно тогда индивид отдается текущему моменту, ставя на кон свое будущее, которое должно определиться в ближайшие секунды»[494]. Многие люди сознательно избегают судьбоносных ситуаций и, в принципе, могут не столкнуться с ними вообще.

Наличие (или отсутствие) способности держаться, когда обстоятельства оказывают давление на индивида, определяет свойства его характера. Отсутствие решимости поступать эффективно и правильноперед лицом судьбоносности являются признаком слабогохарактера, при этом наличие способности удерживать полный самоконтроль, в отношении моральных соблазнов или выполнения задачи, - являются признаками сильного характера.

Гофман выделяет несколько присущих сильному характеру качеств – храбрость, выдержка, честность, самообладание. Эти свойства могут совмещаться и дополнять друг друга, становясь подлинным украшением моральной жизни сообщества.

Особое внимание в представленном перечне исследователь уделяет самообладанию. При этом Гофман подчеркивает:«Самообладание имеет и телесную сторону, называемую иногда достоинством, то есть способность поддерживать телесную благопристойность перед лицом расходов, трудностей и настоятельных потребностей»[495]. Самообладание как способность подавлять и скрывать любые проявления замешательства при контакте с другими людьми почти буквально «написано на лице». Поэтому следует быть эмоционально сдержанным, чтобы не обнаружить отсутствие самоконтроля и достоинства.

По мнению Гофмана, данные черты характера проявляются как признак маскулинности и свойственны именно мужчине. Вместе с тем существуют и качества традиционно ассоциирующиеся с женщиной. Они заставляют женщину избегать всяких столкновений, чтобы сохранить ее чистоту, гарантируя, что даже ее чувства останутся незапятнанными.

Раскрывая данный подход, исследователь считает, что любое общество должно уметь социализировать своих членовв качестве самостоятельно регулирующих свое поведение участников общественных контактов. Одним из способов подобной социализации выступает ритуал, - он учит индивида выражать собственное Я посредством физико-мимического контроля: само тело (и особенно лицо) должны демонстрировать честь, такт, осмотрительность, самообладание и чувство собственного достоинства.

Как считает Гофман, способность сохранять самоконтроль в тяжелых обстоятельствах, а также обладать хладнокровием и моральной решимостью очень важно как для реализации себя в повседневности, так и в судьбоносной деятельности: индивид должен быть достаточно разумен, чтобы оценить серьезность риска и при этом не стать дезорганизованным и деморализованным. Только так он привнесет стабильность и целостность, требующиеся для поддержания социальной организации. Общество приписывает сильный характер тем, кто демонстрирует самоконтроль, и слабый характер тому, кого легко отвлечь от намеченной цели. Даже если «сильный» индивид совершит нечто аморальное, он по-прежнему может вызывать восхищение. Его характер могут считать плохим, но никто не будет считать слабым.

Интересно, что понятие «достоинства» не соотносится с нормативным статусом «настоящего мужчины», что И. Гофман неоднократно подчеркивает. В работе «Представление себя другим в повседневной жизни» он приводит пример подобной ситуации: «На островах есть мужчины, которые давно расстались с традиционным жребием островитянина — фермерством ради пропитания и суровым образом жизни с нескончаемой работой, минимумом удобств и рыбно-картофельной диетой. И все-таки эти люди на публике часто носят кожаную куртку на шерстяной подкладке и резиновые сапоги, что воспринимается как общеизвестный статусный символ фермера-арендатора. Они представляют себя местному обществу как ‘настоящих мужиков’, которые верны социальному статусу своих собратьев-островитян»[496]. В данном контексте речь не идет об обладании сильным характером, так как демонстрация социально ожидаемого поведения не подвергает опасности действующего субъекта и его ресурсы. Мужество к концепции Гофмана характеризуется наличием сильного характера, а не легко имитируемым набором традиционных знаков маскулинности.

Таким образом, концепт достоинства в социологии повседневности И. Гофмана представляет собой сложный набор гетерогенных качеств, таких как мужество, выдержка, самообладание, честность перед собой и обществом. Но только в повседневных практиках, участвуя в деятельности, которая находится в прямой зависимости от конкретных жизненных обстоятельств, можно определить обладает индивид достоинством или нет.


Дружкин С.М. (НГПУ им. К. Минина)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь