Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и специфика этики как науки.Стр 1 из 19Следующая ⇒
Предмет и специфика этики как науки. Этика — это наука, изучающая мораль, нравственность, её принципы и механизмы действия. Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. Термин этика ввел Аристотель. Основные проблемы этики: · Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков; · Проблема смысла жизни и назначения человека; · Проблема свободы воли; · Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья. Предметами исследования этической науки является нравственная сторона жизни общества с идеальными требованиями морали и реальными нравами. Черты этической науки: 1)Этика наука философская К задачам философских наук относиться изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие 2) Этика гуманитарная наука Исследование человека и его проблем. 3) Внимание не на том, что есть в действительности ,а на том что должно быть с точки зрения идеальных отношение между людьми. 4) Аксиологическая наука Аксиология – это теория ценностей, которая выясняет и исследует качество свойство предметов, явлений, процессов способных удовлетворять потребности, интересы и желание людей. Ценности: материальные, духовные, социальные. Материальные ценности - выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворить его жизненно важные потребности (в пище, одежде, комфорте и т.п.) Духовные ценности - человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность: созидает художественные произведения, оценивает поведение окружающих и свое собственное и т.д. Социальные ценности - обеспечивают деятельность человека как социального существа (представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственно-политическом устройстве и т.п.) 5) Деонтологическая наука Деонтология – это учение о должном, раздел этической теории рассматриваемый источник и природу нравственного долженствования структуру и содержания формы и способы осуществление должного Согласно Канту, человек поступает морально тогда, когда следует своему долгу. 6) Центральной проблемой этической науки является проблема добра и зла. Рационально-теоретический Включает совокупность этических знаний, понятий и суждений о нормах поведения Человеческий разум образует первичный и наиболее очевидный слой в структуре нравственного сознания. Генетически он присутствует в каждом человеке, благодаря чему оказывается возможным усвоение нравственного опыта предшествующих поколений. Секрет Маугли, например, заключается именно в отсутствии возможности передать опыт старших ребенку, т.е. ввести его в русло процесса социализации, передачи социального опыта и обретения нравственных знаний. Мыслители древности придавали знанию нравственной добродетели очень большое значение, они полагали, что если человек овладел этим знанием, он вполне морален. Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания характеризует дальнейшее закрепление полученных представлений о добре и зле. Наличие нравственных чувств позволяет человеку на собственном опыте ощутить значимость существующих нравственных норм, ценностей, идеалов. Нравственные чувства не обязательно имеют положительную направленность. Когда индивид сталкивается с несоответствием провозглашаемых в обществе норм реальному состоянию дел, в его сознании и поведении могут возникнуть самые неожиданные реакции на это противоречие. Одни стремятся отстоять правду и становятся борцами за справедливость, другие, наоборот, полностью разочаровавшись в прежних идеалах, постепенно превращаются в циников, открыто игнорирующих любые моральные предписания. Наряду со сложными нравственными чувствами выделяют так называемые страсти (зависть, ненависть, подозрительность, ревность и т.д.), основание которых усматривается в различных физиологических ощущениях, реакциях, эмоциях. Они, как правило, не требуют какого-либо усилия, и в этом их коренное отличие от позитивных нравственных чувств, а их проявление носит исключительно негативный характер для самого человека и окружающих его людей. Проявление в поведении человека страстей, которые он никоим образом не ограничивает, говорит о невоспитанности человека, а возможно, и о наличии иных отрицательных нравственных качеств. Нравственные чувства задаются не только процессом воспитания, но и жизненным опытом. Убеждения составляют самый глубокий уровень в структуре нравственного сознания. Они появляются тогда, когда человек обретает способность осознанно выбирать между тем, что хочется (полезно, выгодно, удобно, способно доставить удовольствие), и тем, что он должен осуществить. Для того чтобы нравственные знания и чувства воплотились в реальности, человек должен обладать волей. Именно она движет человеком, который, поднимаясь над сиюминутными выгодами и утилитарно-гедонистическими соображениями, оказывается способным совершать определенные поступки даже вопреки господствующим нравам и общественному мнению. Наличие воли позволяет конкретным людям подавлять чувство страха и руководствоваться на практике тем, что диктуют им нравственный долг и совесть. Важную роль в формировании нравственных убеждений играет самосознание, которое дает человеку возможность разобраться в своих представлениях и чувствах. Особенно важно наличие этого свойства в тех случаях, когда возникает резкое расхождение между сущим и должным, теорией и реальностью. Душевный дискомфорт способен в этом случае подвигнуть личность на поиск того, что есть истина, а что — ложь, что случайно, а что действительно значимо. Самосознание опирается на собственный опыт человека и в силу этого оказывается наиболее глубоким структурным уровнем его нравственного мира. Структуру морального сознания можно рассматривать через ряд элементов, характеризующих степень сложности регулятивного воздействия на индивида.
В нравственных ценностях находят закрепление представления людей о моральном благе, добре и зле, справедливости, счастье; нравственной ценностью обладают те поступки индивидов, мотивы, результаты и последствия деятельности индивидов, которые имеют социальную значимость. Благодаря наличию ценностей создается основа как для формулируемых в виде нормы требований, так и для последующей нравственной оценки действий людей. Ценности морали подразделяют на высшие (достоинство, совесть, честь и т.п.), антиценности (жестокость, зависть, ревность и т.п.), а также прикладные (вежливость, исполнительность, пунктуальность и т.п.). К последним из числа названных относятся ценности, которые в зависимости от конкретной ситуации могут менять свою нравственную окраску. Нравственная норма — наиболее простая форма нравственного требования, которая определяет поведение в типичных ситуациях, повторяющихся на протяжении длительного времени в жизни многих поколений. Ее обязывающая сила для каждого отдельного человека обусловливается воздействием массового примера, силой общественного мнения; нравственная норма абсолютна и имеет универсальную общечеловеческую направленность, поскольку повелительность требований «Не убий», «Не укради» обращена ко всем и к каждому, независимо от конкретных обстоятельств. Нравственные качества характеризуют наиболее типичные положительные и отрицательные черты поведения (добродетели и пороки); они относятся к конкретным людям (группам) или же поступкам вне связи с тем, кто эти поступки совершает, и потому здесь содержится оценочная сторона (правдивый — лживый, щедрый — скупой). На практике в сознании и поведении конкретного человека нравственные качества сочетаются самым непредсказуемым образом. Нравственные принципы имеют более общий характер, чем нормы, предписывающие человеку конкретные поступки, и нравственные качества, сопряженные с отдельными сторонами поведения людей. Принципы задают чело- веку моральную ориентацию в целом, которая в дальнейшем выступает основой при отборе частных правил, норм, качеств. Таковы, например, принципы беспристрастности, независимости, справедливости, характеризующие профессиональную деятельность юристов. Какую бы сферу юриспруденции мы ни затронули (адвокатура, нотариат, прокуратура и т.д.), повсюду заметно их определяющее воздействие на все иные регулятивные элементы сознания. Нравственные идеалы выражают конечную цель, к которой направлено нравственное развитие личности. Идеал может рассматриваться в двух основных проекциях: в одном случае он ассоциируется с образом нравственно совершенной личности, в другом — служит абстрактным обозначением всего, что составляет морально высшее, наиболее достойное поведение. В содержании нравственного идеала изначально спроецировано противоречие между уровнем сущего и должного. По своей природе идеал не должен быть заземлен, легко достижим, поскольку при этом утрачивается присущий ему высокий статус: обретая идеал, человек лишает себя ориентира для дальнейшего развития. К тому же обретенный идеал вблизи может оказаться совсем иным. В то же время чрезмерная дистанцированность идеала от земных реалий не менее опасна, ибо порождает в человеке ощущение тщетности всех нравственных усилий. Нравственная практика Нравственное сознание имеет смысл тогда, когда оно воплощается в нравственной практике. Его значимость возрастает по мере перехода от чувств, знаний и убеждений к сфере реального поведения индивидов. Можно утверждать, что первое не может существовать без второго, поскольку в противном случае намерения будут оставаться лишь намерениями, сколь бы высокими они ни представлялись своим обладателям. Идеалы, принципы, нормы оказываются недействительными до той поры, пока не будут востребованы людьми. Достаточно широко распространено мнение, что непосредственная деятельность стоит выше принципов и норм. Однако при этом нельзя не увидеть наличия обратной связи, благодаря которой наше обычное действие обретает статус нравственного поступка. Дело в том, что в повседневной жизни мы совершаем массу разного рода действий, нередко не обладающих какой-либо нравственной определенностью. Действия, которые характеризуются количеством затрачиваемой человеком физической и нервной энергии либо механических усилий, принято называть операциональными. Взятые сами по себе безотносительно к смыслу и содержанию преследуемых индивидами целей, они оказываются нравственно нейтральны. Однако в силу этих же причин одно и то же действие при разных обстоятельствах может иметь неодинаковую нравственную ценность. Так, если в жаркий летний день мы купаемся в реке, то совершаем операциональное действие, не несущее нравственной нагрузки. Если же мы прыгаем в воду, спасая тонущего человека, то речь уже идет именно о поступке. Равным образом, пройдя мимо попавшего в беду и не ока- зав ему помощи, мы опять-таки совершаем поступок, но с принципиально иной окраской. Действие человека будет квалифицировано как нравственный поступок в связи с наличием мотива и мотивированности всей его деятельности. Мотив — это субъективное побуждение к действию, в котором находит выражение осознанный интерес личности в его совершении. В понимании действительных мотивов, движущих поступками людей, определяющую роль играет нравственное сознание.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с разной степенью мотивированности и осознания людьми причин своих поступков, в силу чего при этом всегда присутствует элемент стихийности. Но по мере развития нравственного сознания индивид оказывается способным к соотнесению мотивов и последствий, намерений и действий, целей и средств. Становится возможным и обратное преобразующее воздействие на сферу нравственной практики. Посредством этого же механизма осуществляются проекция моральных предписаний, исходящих от общества, на конкретные поступки индивидов, а затем и оценка этих поступков с точки зрения их соответствия предъявляемых требованиям. Поступок, следовательно, может рассматриваться с внешней стороны — как действие и с внутренней (субъективной) — как мотив. Соответствие внешней и внутренней сторон поступка никогда не бывает полным. Нравственная практика в обществе складывается из множества единичных поступков, совокупность которых образует линию морального поведения индивида.
Нравственные отношения Нравственные отношения выступают интегрирующей стороной, позволяющей рассматривать в единстве нравственное сознание и поведение индивидов. Выбор линии поведения неизбежно ставит каждого человека в определенное отношение к другим людям. Это положение тем вер- нее, чем более при этом затрагиваются взаимные интересы. Нравственные отношения многообразны. Они включают непосредственное взаимодействие между людьми в ближнем контактном окружении; отношения между личностью, различными социальными группами и обществом в целом; охватывают отношения между отдельными сторонами социальной жизни. В рамках западного (античного) мира тип нравственных отношений антропоцентричный (замкнутый на человеке). Классификация нравственных отношений: — отношения, возникающие между людьми по поводу той или иной конкретной ситуации; — устойчивые отношения, характеризующие реальное состояние морали и нравов общества, а также различных социальных групп. Устойчивость последних является формой закрепления принципов и норм, апробируемых в повседневной практике. Нравственные отношения можно различать и по содержанию, т.е. в зависимости от того, перед кем человек имеет определенные обязанности и какого они рода. Так, первейшими подлинно человеческими следует признать обязанности, возникающие из отношений родителей и детей, любви и дружбы, взаимопомощи. Особенности этих отношений состоят в их неутилитарности и бескорыстии, исключительной степени открытости и доверия человека к человеку. Более общими выступают отношения, в содержании которых находят свое выражение обязанности человека любить и беречь свое отечество и малую родину, природу и красоту земли, язык и культуру. На практике указанные отношения опосредуются рядом факторов, которые придают обязанностям реальный позитивный смысл. Значимой формой нравственных отношений выступает профессиональная мораль, складывающаяся на основе общественного разделения труда. Ее специфика обусловлена развитием отношений между представителями конкретной группы работников в процессе исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Профессиональная мораль может быть соотнесена с теми требованиями и обязанностями, которые формируются и получают последующее закрепление на уровне обыденного сознания. Будучи переосмысленными и до некоторой степени формализованными, эти требования воплощаются в нормах и ценностях профессиональной этики и соответствующих кодексах. Профессиональная этика — это теоретическая рефлексия по поводу реальных проблем, которые возникают в отношениях между людьми, объединенными по признаку профессиональной принадлежности. Наряду с профессиональной моралью можно говорить о нравственных отношениях, складывающихся применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности (например, трудовая и бытовая мораль). Моральные обязательства, которые возлагают на себя люди, вступая во взаимные отношения, находят завершение в осознании чувства долга, ответственности и совести. Вступая в эти отношения, человек вправе ожидать определенной реакции со стороны окружающих: одобрения, если его действия соответствуют требованиям морали, или осуждения — при расхождении и противоречии с ними. Виды нравственного долга В зависимости от того кому сформулированы обязанности: 1) Общественный долг (гражданский, военный, профессиональный); 2) Личный долг (перед друзьями, знакомыми, родителями). Совесть и стыд. Совесть — это понятие нравственного сознания, предполагающее способность человека критически оценивать свои намерения, мысли, желания, поступки, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному. Живущий по совести — это, прежде всего тот, кто спрашивает с себя по мерке самого высокого уровня. Эталоном здесь выступают вечные ценности морали, которые не могут быть подвергнуты сомнению ни при каких условиях. Так, требование быть человечным исходит из морального равенства людей и необходимости оценки другого как подобного себе. В силу этого оказывается невозможным смотреть на другого человека как на средство достижения своих целей. О нравственном человеке можно сказать, что он совестлив, и, наоборот, когда мы оцениваем какого-либо человека как бессовестного, то речь идет об откровенном игнорировании им общепринятых требований морали, а также о его неспособности контролировать и нести нравственную ответственность за свои поступки. Природа совести проявляется в характере ее регулятивного воздействия на поведение людей.
Боязливая совесть Ее наличие говорит о том, что человек несвободен, он все делает с оглядкой, сообразуя любое свое действие с мнением начальника, окружающих людей, инструкцией и т.д. Наличие боязливой совести есть верный признак духовного рабства, личной ограниченности в выборе линии поведения. На практике, в повседневной жизни такой человек стремится избежать любой ответственности, перекладывая ее на плечи других людей. Причина этого может корениться как в субъективном начале (психологический склад личности), так и в факторе семейного или религиозного воспитания, непосредственной социальной среде, господствующем типе отношений между людьми. Наиболее тяжелые в социальном плане последствия влечет ситуация, при которой носителем боязливой совести оказывается лицо, облаченное большими полномочиями. Фарисейская совесть Сам термин фарисеи взят из Нового Завета. Поведение фарисея может быть определено как ханжеское лицемерие. С одной стороны, это практика придания заведомо безнравственным поступкам псевдоморального возвышенного смысла. Например, в годы культа личности поощрялись всеобщая подозрительность и доносительство. С другой стороны, люди такого типа выставляют себя поборниками благонравия, требуя от окружающих формального соблюдения требований, уже утративших свое нравственное значение. Здоровая совесть Позволяет личности увидеть, усвоить, переработать прошедшие проверку временем ценности высокой морали. Благодаря этому формируется способность и потребность ответственного поведения, в основании которого лежит свободный выбор индивида. Функции совести: 1) Законодательная функция (авторитет совести) Проявляется в установлении нравственным сознанием личности абсолютных моральных запретов. В повседневной жизни эти ограничения обычно соблюдаются людьми автоматически, однако в кризисной ситуации человек обращается к голосу совести. Именно ее авторитет лежит в основании известного принципа «Не могу иначе!». Правильное воспитание совести и, соответственно, доверие, которое испытывает к ней личность, — залог моральности ее отдельных поступков и жизни индивида в целом. 2) Судебная функция (достоинство совести) Обеспечивается способностью человека подвергать свои действия нравственному сомнению, анализировать их с точки зрения соответствия элементарным началам человечности. Сиюминутные выгоды и практические соображения для человека, обладающего нравственным самосознанием, оказываются несравнимо менее ценными приобретениями, чем его принципы и убеждения. Даже по прошествии десятилетий личность может переживать сильнейшие укоры совести в том, что она совершила либо, наоборот, не совершила того, что было предписано ей нравственным долгом. 3) Исполнительная функция (свобода совести) Связана с реализацией права каждого человека свободно осуществлять выбор тех или иных нравственных ценностей. Обстоятельства могут в одних случаях способствовать, в других — препятствовать этому, однако прямой зависимости между социальными условиями и внутренней свободой личности нет. Можно быть рабом по натуре в самой свободной стране и оставаться духовно независимым даже в неволе. Речь идет, во-первых, о наличии у человека готовности исповедовать определенные взгляды и руководствоваться ими; во-вторых, о том, что потребность в свободе должна воспитываться, формироваться на протяжении всего жизненного пути. Индивид не только устанавливает себе внутренние границы (законодательная функция), судит себя в случае их нарушения (судебная функция), но таким же образом действует в соответствии со своими принципами (исполнительная функция). 4) Предупредительная функция Связана с доведением до сознания индивида сигнала о моральной недозволенности определенных поступков. Степень ее действенности определяется тем, удается или нет блокировать негативные проявления. В случае с боязливой совестью можно говорить о чрезмерности действия этой функции, тогда как больную совесть ничто не может сдержать от нарушения моральных установлений. Очевидно, что в обоих случаях не может быть достигнута главная цель — использование внутренних механизмов нравственного регулирования. Предупредительная функция совести позволяет человеку быть моральным и добродетельным, прежде всего в собственных глазах, блокируя нежелательные проявления. Это возможно, если в человеке есть определенная основа, заложенная правильным воспитанием, гармоничным сочетанием нравственных чувств и убеждений. Результат этого проявляется в наличии у индивида здоровой совести. 5) Ретроспективная функция Находит выражение в укорах и угрызениях совести по поводу уже совершенного, ее проявления, как правило, скрыты от глаз окружающих. Существуют различные оценки значения данной функции. Классическая трактовка исходит из того, что ее наличие есть показатель нравственной зрелости личности, способной руководствоваться показаниями своего самосознания. Стыд – это чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям. Действие стыда проявляется в недовольстве собой, самоосуждении или самообвинении. Испытывать стыд человек может не только по поводу собственных действий, но и действий или поведения близких ему людей. Стыд обусловлен ценностными ориентациями человека, и в зависимости от их характера различные люди обладают различными порогами стыда и степенями стыдливости. Способность стыдиться явно отличает человека от животных и выделяет его из животного мира. Стыд наполняется нравственным содержанием по мере того, как человек начинает стыдиться тех своих действий, помыслов и поступков, которые принижают и оскорбляют его личное достоинство, противоречат нравственным установкам, принципам, убеждениям. Чувство стыда может принимать коллективный характер, если определенное сообщество людей испытывает его одновременно по одному и тому же поводу. Чувство стыда начинает действовать только на определенном уровне развития индивидуального самосознания. Ребенок, например, до определенного возраста вообще ничего не стыдится. Взрослый человек испытывает чувство стыда по самым различным, подчас внеморальным поводам. Люди могут стыдиться своего происхождения, своих родителей, своей бедности, своего внешнего вида, невоспитанности, необразованности и т.п. В определенных ситуациях стыд преодолевается. Это говорит о том, что в формировании стыда социальные факторы играют немаловажную роль, хотя и не единственную. Особенности стыда : · он всецело ориентирован на мнение и оценку окружающих; сила действия стыда находится в зависимости от степени огласки совершенного индивидом, широты аудитории, достоянием которой стали сведения о его неблаговидном поведении; · исключительную роль при этом играет мнение тех, кто оценивает поступки человека — глубина испытываемого стыда будет тем заметней, чем более значимы, авторитетны для него эти лица; · чувство стыда возникает даже в связи со случайными непреднамеренными действиями индивида и их последствиями; здесь на передний план выходят внешняя форма, сам факт нарушения нравственных норм, правил поведения, тогда как подлинные причины и мотивы происшедшего не имеют столь существенного значения; · как более простая форма регуляции, ориентированная на мнение других людей, стыд оказывается действеннее на ранних стадиях, в условиях господства традиционного уклада жизни, а также в детские годы; исторически его значение уменьшается с появлением человека, способного к самосознанию и самооценке, в современном обществе — по мере социального и нравственного взросления человека. Человек постоянно находится среди других людей и естественным образом реагирует на оценки ими его поступков. Индивид составляет единое целое с традиционным коллективом, от которого он не может дистанцироваться даже в воображении. Здесь действует коллективное нравственное сознание, субъектом которого выступает род, община. Как часть этого родового коллектива человек может действовать лишь определенным образом, и по - этому мнение членов общины (родовой, соседской или же религиозной) имеет для него главенствующее значение. Впрочем, ничто не мешает ему обмануть общественное мнение, изобразив публично глубокое сожаление и раскаяние по поводу содеянного. Подобное невозможно в случае с совестью: она либо есть, либо ее нет. Человек может испытывать ложный стыд. Он связан, прежде всего, с тем, что человек может чувствовать свое несоответствие самым разным требованиям, в том числе и требованиям заведомо аморальным, но признанным в качестве положительных в той или иной субкультуре. Так, например, в подростковых коллективах нередко процветает культ силы, жестокости, показного цинизма, и тот, кто оказывается не в состоянии ударить другого, поиздеваться над ним или обмануть его, сам подвергается издевательству и осмеянию. Он испытывает в этом случае ложный стыд – стыд за свою мягкость и отсутствие агрессии, т.е. ценности переворачиваются: человек стыдится того в себе, к чему должен, согласно общечеловеческой морали, относиться позитивно. Стыд и совесть довольно близки. В стыде отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика совести иная. Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Судебный этикет. Судебный этикет — это совокупность правил, устоявшихся норм поведения и коммуникации участников судебного процесса Судебный этикет регулирует только внешние формы взаимоотношений между судом и лицами, занятыми в деле. Исполнение его требований обязательно как для профессионально участвующих в деле юристов (судьи, адвоката, прокурора, сотрудников суда), так и для людей, по разным причинам и в разной степени, оказавшимся вовлеченными в сферу деятельности суда (присяжные заседатели, истец и ответчик, свидетели и т.д.). Основы судебного этикета отражены преимущественно в нормативных правовых актах, в первую очередь в ГПК РФ и УПК РФ, федеральном законодательстве, регулирующем права и обязанности лиц, принадлежащих к некоторым юридическим профессиям. Большое внимание правилам соблюдения и поддержания судебного этикета уделяют разнообразные кодексы профессиональной и служебной этики. Основные требования к тому, как следует вести себя в зале судебного заседания лицу, председательствующему в процессе, изложены в гл. 3 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2004 г. Кодекс этики прокурорского работника РФ следующим образом определяет внешнюю линию поведения прокурора, участвующего в судебном процессе: стремиться быть образцом уважения к суду (п. 2.1.10); во время разбирательства дела судом воздерживаться от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия (п. 2.1.11); в отношениях с другими участниками судебного процесса соблюдать официальный деловой стиль, проявлять принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участниками судебного заседания (п. 2.1.12). В основе судебного этикета лежит признание высокого авторитета, которым объективно обладает правосудие в глазах людей и общества в целом. На протяжении столетий вырабатывались и получали признание определенные формы поведения в стенах суда, требования к поведению участников судопроизводства. С течением времени формируется осознание того, что эти устоявшиеся образцы поведения будут более функциональны, если получат соответствующее нормативное закрепление. Так, приветствуя входящих в зал судей, все присутствующие встают; стоя лицом к председательствующему на процессе, делают заявления, дают показания и т.п. Стоит заметить, что требования судебного этикета касаются не только непосредственно поведения участников судопроизводства, но и материальной среды, в пределах которой этот процесс протекает. Обеспечению гласности, публичности, открытости, состязательности процесса нередко мешает элементарная теснота зала судебных заседаний, когда суды размещаются в старых и недостаточно приспособленных помещениях. При таких условиях гарантированно собственный стол имеют только судья и секретарь судебного заседания. Следующий свободный стол по традиции занимает государственный обвинитель, а вот обеспечение соответствующим местом адвоката-защитника уже оказывается проблемой. В гражданских судах процессуальные противники порою вынуждены сидеть, что называется, нос к носу. Трудноразрешимым оказывается и нахождение места, где бы можно было поставить стойку для свидетелей. Количество мест для публики бывает в этом случае сведено к минимуму. Ситуация еще более усугубляется в связи с распространенной привычкой судей переносить рассмотрение дела в собственный кабинет. Комфортно в этом случае только самому судье, однако и государственный обвинитель, и адвокаты, не имея возможности разместиться за столом и разложить необходимые им документы, вынуждены испытывать немалые неудобства. Отмеченные недостатки затрагивают именно условия, при которых осуществляется правосудие. Однако будучи наглядно выражены во внешних проявлениях, они негативно влияют на содержание процесса, а в конечном счете — на его результаты. Не менее серьезно выглядит ситуация, когда на фасадной стороне суда отсутствует государственная символика — герб, флаг РФ, а также вывеска, указывающая на нахождение в данном здании суда. Конечно, центральной фигурой в суде всегда выступает судья. Это тот облеченный доверием общества человек, который «обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания» (ч. 2 ст. 243 УПК РФ). Аналогично ч. 2 ст. 12 ГПК РФ наделяет суд в лице судьи (судей) всеми необходимыми полномочиями по руководству процессом. Именно председательствующий в судебном процессе имеет право предоставлять слово или лишать его, делать замечания, вызывать и удалять участвующих в заседании, принимать иные меры. Поэтому вызывает удивление ситуация, когда судья, не следуя в полной мере процессуальным требованиям, диктует секретарю судебного заседания содержание протокола. Достаточно распространена и не вызывает особых возражений у профессиональных участников судопроизводства ситуация, когда к началу заседания судья и прокурор вместе выходят из совещательной комнаты. Парадоксален вид судьи, который, не будучи облачен в мантию, ведет заседание. Судебный этикет не менее требователен применительно к служебному поведению работников аппаратов судов. Именно с ними чаще всего и в первую очередь контактируют граждане, прибегающие к помощи судебной власти. Речь идет о поведении не только непосредственно в зале судебных заседаний, но и за его пределами. В СМИ приводились факты, когда без какого-либо объяснения причин происходил срыв графика приема и заседаний по уже назначенным к слушанию делам. Имели место случаи откровенного неуважения к посетителям со стороны сотрудников канцелярий судов, демонстративного нежелания оперативно решать возникающие у граждан вопросы. В целях формирования этических стандартов служебной деятельности сотрудников Совет судей РФ Постановлением от 27 апреля 2006 г. утвердил «Правила поведения работников аппарата суда». Во введении к документу подчеркивается, что данные правила, не только конкретизируют требования законодательства о государственной гражданской службе, но их также следует рассматривать как средство на пути к достижению целей судопроизводства. Высшим Арбитражным Судом РФ 31 марта 2011 г. введен в действие Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих арбитражных судов РФ. В ч. 4 разд. I Кодекса сказано: «Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих арбитражных судов для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, содействие укреплению авторитета гражданского служащего и доверия граждан к судебной власти и арбитражным судам, утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, а также обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения гражданских служащих арбитражных судов». Отметим, при всей справедливости известного выражения «короля играет свита» поведение судьи продолжает оставаться наиболее важным и видимым критерием при оценке общественным мнением обоснованности вынесенного решения. Равноудаленное, беспристрастное отношение ко всем участникам судебного процесса является составной частью профессионального долга судьи. Безусловной значимостью обладают лексика, тон, эмоциональная окрашенность речи, восприятие истца и ответчика, адвоката и прокурора, свидетелей защиты и обвинения. Немаловажную роль играет то, каким образом судья выстраивает линию своего поведения за пределами зала судебных заседаний. Сюда, например, можно отнести осуществляемый им прием граждан, общение с представителями СМИ, иные формы служебной деятельности. Можно говорить о процессуальном единстве формы и содержания применительно к судебному этикету. Предусматриваемые в этом случае процедуры и формы поведения отражают общую направленность и цели судопроизводства, а также его основополагающие принципы — справедливость, законность, беспристрастность, независимость. Судебный этикет распространяется на соблюдение порядка оформления всей процессуальной документации, составления протокола судебного заседания. Последнее в значительной степени зависит от технической оснащенности судов, подготовленности и грамотности секретаря судебного заседания. Распространенная практика несвоевременного составления протокола неприемлема, так как на деле ограничивает право и возможности осужденного либо лица, не удовлетворенного решением суда по гражданскому делу, на апелляционное или кассационное обжалование решения суда в установленный срок. Соблюдение требований судебного этикета — общий вопрос эффективности функционирования системы правосудия в целом, и действия требований судебной этики в частности. Структура кодекса Преамбула Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 3) Статья 1. Предмет регулирования Статья 2. Сфера применения Статья 3. Понятия, используемые в Кодексе судейской этики Глава 2. Общие требования, предъявляемые к поведению судьи (ст.ст. 4 - 7) Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики Статья 5. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса Статья 7. Требования относительно принятия званий, наград, подарков Предмет и специфика этики как науки. Этика — это наука, изучающая мораль, нравственность, её принципы и механизмы действия. Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. Термин этика ввел Аристотель. Основные проблемы этики: · Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков; · Проблема смысла жизни и назначения человека; · Проблема свободы воли; · Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья. Предметами исследования этической науки является нравственная сторона жизни общества с идеальными требованиями морали и реальными нравами. Черты этической науки: 1)Этика наука философская К задачам философских наук относиться изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие 2) Этика гуманитарная наука Исследование человека и его проблем. 3) Внимание не на том, что есть в действительности ,а на том что должно быть с точки зрения идеальных отношение между людьми. 4) Аксиологическая наука Аксиология – это теория ценностей, которая выясняет и исследует качество свойство предметов, явлений, процессов способных удовлетворять потребности, интересы и желание людей. Ценности: материальные, духовные, социальные. Материальные ценности - выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворить его жизненно важные потребности (в пище, одежде, комфорте и т.п.) Духовные ценности - человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность: созидает художественные произведения, оценивает поведение окружающих и свое собственное и т.д. Социальные ценности - обеспечивают деятельность человека как социального существа (представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственно-политическом устройстве и т.п.) 5) Деонтологическая наука Деонтология – это учение о должном, раздел этической теории рассматриваемый источник и природу нравственного долженствования структуру и содержания формы и способы осуществление должного Согласно Канту, человек поступает морально тогда, когда следует своему долгу. 6) Центральной проблемой этической науки является проблема добра и зла. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы