Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идентичность через квалиа



 

Другое не менее мощное определение идентичности: я – это всё множество состояний наблюдателя, которое имеет те же самые квалиа (радуга квалиа).

 

Напомню, что квалиа – это качественный аспект любого опыта (красность в восприятии красного цвета). Мы ничего не можем сказать о том, идентичны ли квалиа у разных людей, однако весь наш внутренний опыт говорит нам о том, что они были идентичны у нас в течение всей жизни (хотя это может быть и не так).

Таким образом, естественно признать за «радугой квалиа» роль субстракта идентичности – то есть то неизменное, что есть в любом моём состоянии наблюдателя.

Это определение идентичности через «радугу квалиа» не функционально – им нельзя воспользоваться. Кроме того, неизвестно, могут ли появляться новые квалиа в опыте. И можно предположить, что да – например, в случае необычного переживания, или просто в детстве какой-то опыт должен был быть первым (например, красного, а потом к нему добавился опыт зелёного).

Отметим при этом, что философский зомби (гипотетическое существо без квалий) или существо с похожим поведением, но полностью другими квалиа – не может быть мной – то есть моим следующим состоянием. Даже если поведение этих существ детерминировано мной. То есть наличие и хотя бы частичное совпадение радуги квалиа – необходимое условие, чтобы некая копия была мной.

 

Необходимо некоторое разъяснение по поводу квалиа – они могут быть открытыми – то есть те переживания, которые я переживаю сейчас, и «закрытыми» – это те квалиа, которые гипотетически переживают другие люди или переживал я в прошлом или будущем, но которых нет в моём непосредственном опыте сейчас. (Например, зеленый цвет, когда я его не вижу.)

 

Квалиа, в отличие от атомов, не существуют сами по себе, а являются свойствами воспринимающего субъекта.

«Здесь и сейчас» имеет определённую временную длительность (порядка секунды), и воспринимающий субъект может сравнивать квалиа, вплывающие в это «здесь и сейчас». Иначе говоря, все квалиа существуют одновременно.

Из одинаковости квалиа следует тождество субъекта – поскольку только субъект может квалиа сравнивать. Таким образом, это определение идентичности через квалиа – тавтологично.

Некоторые методы достижения бессмертия обеспечивают тождество квалиа (предоставляя возможность сравнить их) – за счёт постепенности переноса. Например, постепенная замена нейронов на нанороботов.

Постепенность обеспечивает двухстороннее взаимодействие между новой и старой частью мозга, и здесь возникает ситуация, описанная Чалмерсом в парадоксе про fading qualia. http://consc.net/papers/qualia.html Где он показывает, что невозможно плавное угасание квалий при переходе от человека к роботу, и следовательно, квалиа не зависят от элементной базы. Рассуждение Чалмерса как раз строится на мысленном эксперименте, где между человеком и роботом выстраивается все множество промежуточных существ, каждое из которых отличается от другого только на один логический элемент.

Постепенность переноса означает невозможность создания нескольких разных копий и избавляет от соответствующих парадоксов.

Постепенность означает мощный двухсторонний поток информации от меня к копии и обратно. Очевидно, что этому определению не удовлетворяет рассылка копий по одностороннему каналу (например, как средство межзвёздных путешествий.)

 

Поскольку мозг большой, а сигналы в нём распространяются относительно медленно, некоторые части мозга всегда находятся в будущем по отношению к другим. Это обеспечивает постепенность перехода в следующий момент времени.

Поскольку рамка настоящего непрерывно сдвигается во времени, то получается цепочка связанных с собой через квалиа состояний.

Итак, мы можем быть уверены в идентичности, когда выполнены оба условия:

А) причинная связь нынешнего и будущего состояния сознания,

Б) тождество квалиа

Эти определения в целом взаимно эквивалентны, поскольку квалиа возникают в результате причинных связей в мозгу.

Однако эти определения идентичности являются минимальными требованиями. А вовсе не необходимыми. То есть, вполне вероятно, что идентичность возникает и тогда, когда эти требования не выполняются.

 

Невозможно окончательно ответить на вопрос о природе копий, не ответив на вопрос о природе квалиа.

 

«Перенос чувства я» как гипотетический метод достижения бессмертия

 

В докладах Федоровских чтений за 1990 год была статья, в которой предлагалось достичь бессмертия за счет переноса «чувства я» от одного субъекта к другому. Эта идея возникает в той или иной форме, как замаскированная идея о душе, и стоит ее разобрать.

 

С рациональной точки зрения такое предложение не может не вызывать критики, так как нет никакого «чувства я». Просто потому что оно бесполезно – чувство имеет смысл, только если оно имеет много разных градаций. Например, глаз может видеть много разных цветов и форм, и таким образом производить прирост информации. «Чувство я» должно быть, по определению, неизменно, так как если оно постоянно меняется, то оно не может служить «субстратом идентичности». И я могу чувствовать только себя, но не других людей – хотя я могу, конечно, ощущать свои представления о них – но не могу влезть в их голову – и поэтому чувство я не может информировать меня о том, что происходит с другими, и каково чувство себя у дяди Васи.

Конечно, у каждого есть образ самого себя, и есть самоощущения по поводу себя: например, «я – большой, теплый, любимый». Но в этих ощущениях нет ничего уникального, и они могут меняться вместе с перепадами настроения.

 

Единственным способом сохранить «чувство я» является предположение, что оно есть некая квалиа. То есть что у каждого есть качественное ощущение себя собой, что оно уникально у каждого и неизменно, и всегда присутствует в виде фонового состояния сознания. По описанным только что причинам доказать это будет трудно, так как не ясно, зачем это ощущение возникло (если его не создал господь бог) и как доказать само его существование и его разницу у всех(!) людей. Не говоря о том, как его куда-то переносить. То есть это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

 

Социальное соглашение

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь