Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уничтожение микроба зависти в сердце



Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) в своей книге «Кимья саадат» писал:

«Сколько бы ты ни старался, все равно в твоем сердце в большинстве случаев не будет одинаковой любви к человеку, обидевшему тебя, и человеку, любящему тебя. Ты не будешь одинаково относиться к их желаниям и заботам. Быть может, тебе не нравится, когда твой враг живет в достатке и благополучии. Ты не можешь сразу изменить свою природу, потому что это не в твоих силах. Но ты отвечаешь за две вещи:

во-первых, ты не должен проявлять это ни на словах, ни в делах;

во-вторых, ты не должен одобрять это качество в себе, а должен хотеть избавиться от этой плохой черты, называемой завистью.

Если сделаешь так, то освободишься от греха зависти, потому что зависть запретна и является деянием сердца, а не тела.

Каждый, кто радуется чужому горю и огорчается чужому счастью, ответит за это. Но если ты не одобряешь и стараешься искоренить в себе эту плохую черту, ты не будешь отвечать за нее. Тот, кто изжил из себя зависть, – обладатель совершенной веры. У него нет ни друзей, ни врагов. Он на всех смотрит как на рабов Аллаха».

В книге «Риядун-насыхин» сказано, что зависть – это горечь от того, что кто-то что-то имеет, и желание того, чтобы он этого лишился. Завистник никогда не будет пребывать в умиротворении и счастье.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) об этом сказал:

«Завистник никогда не бывает умиротворенным».

Ученые сказали, что эту болезнь не может излечить никакой врач. Есть три подобные болезни, худшая из которых зависть.

Поэтому Шейх Шибли (рахматуллахи алейхи) обращался к Всевышнему Аллаху:

«О, мой Господь! Не дай мне быть из числа завистников».

Потому что завистник видит в том, кому завидует, такие совершенные качества, которых он не видит в себе.

Один из ученых сказал:

«Завистник – человек без чести. Зависть в человеке подобна льву».

В тафсире «Мугни» сказано:

«Алчный и ничтожный вредитель-завистник всегда в горести. Потому что он не осознает, что средства к существованию предопределены».

В тафсире «Мадарик» сказано:

«Первый грех на земле был совершен из-за зависти. Кабиль от зависти убил Хабиля. Тем самым он впал в большой грех и стал отверженным. И вне земли первый грех также произошел из-за зависти. Иблис отказался поклониться Адаму (алейхис салям). По этой причине он стал проклятым».

В тафсире Суры «Аль-Фаляк» сказано, что если бы было что-либо худшее зависти, то в этой суре говорилось бы именно об этом. Однако в последнем аяте Суры «Аль-Фаляк» сказано:

وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

«(Ищу защиты у Господа рассвета) от зла зависти завистника». (Аль-Фаляк, 5)

 

 

ВРАТА ПОКАЯНИЯ

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человека, служащего Ему, Аллах наделяет знанием о Себе – Марифатуллах. Если же он оставляет служение, Аллах не лишает его этого знания, но в Судный день спросит с него:

«Я одарил тебя знанием о Себе и осчастливил тебя им. Почему ты не действовал в соответствии с ним?»

«Один человек прожил свою жизнь, следуя за пустыми желаниями, а на старости лет, сожалея о содеянном, совершил покаяние.

На что ангелы сказали ему:

– О старец! Ты лишился сил, у тебя уже не осталось никаких желаний, а ты только сейчас совершаешь покаяние.

На это Аллах повелел:

 – О ангелы! Оставьте Моего старого раба, не осуждайте его. Клянусь Своим Величием! Если бы он обратился ко Мне спустя сто лет, он получил бы Мою милость, щедрость и прощение. О ангелы! Будьте свидетелями! Я принял покаяние, простил его и пожаловал ему Рай, в котором он будет лицезреть Меня».

Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Иблис в момент своего изгнания воскликнул:

– Клянусь Твоим Величием! Я не покину сердца людей, пока в их теле есть душа!

В ответ на это Аллах Всевышний сказал:

– Клянусь Своим Величием! Пока в их теле есть душа, Я не закрою для них врата покаяния».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Есть люди, которые войдут в Рай из-за своих грехов.

Его спросили:

– Как же это может быть?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Человек, совершив грех, сожалеет о нем, и, все время раскаиваясь, воспроизводит его перед своими глазами. В конце концов он входит в Рай, а шайтан говорит себе: «Лучше бы я не науськивал его на совершение этого греха».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил своих сподвижников:

– Сообщить вам о самом большом вашем несчастье?

Сподвижники спросили:

– Какое же наше самое большое несчастье?

Пророк ответил:

– Это грехи.

Они спросили:

– Есть ли лекарство от них?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Ночная мольба языка о прощении содеянного греха Всевышним Аллахом.

Муса эфенди (рахматуллахи алейхи) пишет:

«О, наш Господь! У нас так много грехов, что их не сосчитать, но Твое прощение и милость бесконечны и безграничны. Не лишай нас раскаяния, сделай так, чтобы мы не повторяли содеянных грехов, и сохрани нас от них».

Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Праведник смотрит на свой грех как на гору и боится, что она обрушится ему на голову. Грешник же смотрит на свой грех как на муху, которая, сев ему на нос, тут же улетела».

Абу Бакр Сыддык (радыйаллаху анху) попросил почтеннейшего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

– О Посланник Аллаха! Научи меня мольбе после намаза.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

اللهُمَّ اِنِّى ظَلَمْتُ نَفْسِى ظُلْمًا كثيرًا وَلاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ فَاغْفِرْلىِ مَغْفِرْةً مِنْ عِنْدَكَ وَارْحَمْنِى اِنَّكَ اَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيم

– О Аллах! Несомненно, что я поступил несправедливо и много угнетал себя (грешил). Только Ты можешь простить мои грехи и помиловать меня. Прости меня. Я каюсь Тебе. И помилуй меня. Воистину, Ты Прощающий, Милостивый (прощаешь и награждаешь тем, чего Твои рабы не заслужили). (Бухари)

Великие люди говорили, что эта мольба, с которой можно обращаться как в намазе (после «Ат-Тахийята»), так и после него, является одной из самых красивейших и все охватывающих.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил, и сам же ответил на свой вопрос:

«Сказать вам, что является вашей болезнью, а что ее исцелением? Ваша болезнь – это ваши грехи, а избавление от нее – ваше раскаяние».

 

ПОСТ В МЕСЯЦ РАМАДАН

Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) делит пост на три вида: пост-авама, хаваса, ахасуль-хаваса.

1. Пост-авама – это когда постящийся сдерживает свой желудок и половые органы, то есть воздержание от еды, питья и половой близости. Это пост обычного мусульманина.

2. Пост-хаваса – это когда постящийся сдерживает свой желудок, половые органы, а также оберегает глаза, уши, язык, ноги, руки и другие свои органы от совершения греха.

3. Пост ахасуль-хаваса – это когда постящийся воздерживается от всего вышеперечисленного и, кроме этого, очищает свое сердце и разум от мирских желаний и помыслов. Очищает свое сердце и разум от всего, кроме Аллаха. Всем своим существом желает приблизиться к Аллаху, думает только о Нем. Если в сердца и головы таких людей заходит что-либо, кроме стремления к Аллаху и мыслей о Нем и жизни вечной, то они считают, что это наносит урон их посту. Однако если они задумываются о мирском, которое принесет им пользу в вечной жизни, то это не причиняет вреда их посту. Когда же они подумают о том, чем будут сегодня разговляться (совершать ифтар), то это они засчитывают себе как грех. Почему? Потому что это указывает на недостаток в вере, ведь Аллах обещал каждого наделить пропитанием (ризык).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Пост – это щит от огня Ада. Когда один из вас держит пост, пусть он не будет небрежным, произнося плохие слова. А если кто-то хочет втянуть его в спор или ссору или вызвать в нем гнев, то пусть он скажет в ответ: «Я держу пост»».

В хадисе-кудси также сказано, что Всевышний Аллах сказал:

«Все действия и поступки человека принадлежат ему самому, однако его пост принадлежит Мне. (Потому что Я не ем, не пью и превыше всех качеств созданных, потому что в посте нет места неискренности). Поэтому Я вознагражу постящегося сполна».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Сколько же существует людей, которые не получают от поста ничего, кроме голода и жажды!»

Этот хадис призывает нас обратить внимание на следующие вещи:

1. Намерение должно быть только одно – ради Аллаха.

2. Во время поста необходимо оберегать от грехов свои органы: глаза, уши, живот, руки и т.д.

3. Желательно по мере возможности как можно больше и сильнее быть связанным с Аллахом своим разумом и сердцем.

4. Так как Рамадан является месяцем прощения (Гуфран), то по мере возможности желательно более тщательно выполнять духовные задания (вирд), увеличить количество поминаний Аллаха (зикр) и меньше спать.

5. Чтобы сохранить состояние смирения и благоговения перед Аллахом и почувствовать возвышенное таинство проявления поста, необходимо от заката и до рассвета (во время ифтара и имсака) не наедаться досыта, а есть умеренно.

6. Нужно стремиться приглашать постящихся мусульман на разговенье (ифтар), чтобы получить от этого благодать (баракят).

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел домой к Абдуллаху ибн Омару (радыйаллаху анху) и сказал:

– О Абдуллах! Ты что, думаешь, я не знаю, что ты ночами напролет совершаешь богослужение и ежедневно держишь пост? Это причиняет тебе много неудобств.

Но он ответил, что не испытывает никаких неудобств и затруднений.

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил: 

– Тебе будет достаточно держать каждый месяц три дня поста, ведь каждое благое деяние вознаграждается десятикратно. Поэтому три дня поста подобны посту в течение целого месяца.

Польза поста

Пост несет в себе много пользы, как человеку, его здоровью и нравственности, так и всему обществу в целом. Но самое главное заключается в том, что он является религиозной заповедью, исполнение которой принесет пользу в жизни вечной.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«За каждую вещь дается обязательное пожертвование (закят), пожертвованием тела является пост. Пост – это половина терпеливости». (Ибн Маджа)  

Во время поста предрассветная трапеза (сухур) очень желательна (мустахаб), поэтому надо не лениться вставать, чтобы хорошо поесть, а на разговенье (ифтар), наоборот, не стоит переполнять свой желудок. Во время поста желательно днем и ночью читать Коран, совершать зикр и салават (возвеличивание Пророка), а до ифтара произнести соответствующую мольбу (дуа).

 

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ
بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ

«Знайте же! (те, кто обольщается этой жизнью) Воистину! Земная жизнь – лишь (бесполезная) игра и забава, мишура (отвлекающая человека от полезного ему), хвастовство и состязание в приобретении…

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا اِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ

…Ведь жизнь в этом мире — лишь обольщение благами преходящими». (Аль-Хадид, 57/20)

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«О те, кто придает значение этой быстротечной жизни! О те, кто говорит о себе, что они умные и расчетливые! Не слышали ли вы вышеизложенный аят из Священного Корана? Игры, развлечения и мишура не для обладающих разумом, а для несведущих детей. Я даю знать вам, я предупреждаю вас, что вы созданы Всевышним Аллахом не для забавы. Тот, кто забывает о Всевышнем Аллахе и занимается только делами этой бренной жизни, играет. Кто занят накоплением и сбережением материальных благ этого мира и забывает о мире вечном и об Аллахе, тот занят сбережением того, что ему не принадлежит. Потому что завтра, когда он умрет, он ничего не унесет с собой из этого мира, из этой жизни. Занимайтесь будущей вечной жизнью! Направьте свои сердца к Аллаху и будьте заняты Им. И берите тот надел, который Он дает вам Своей щедростью и милостью. Эта жизнь бренная, проходящая. Это мир бед и несчастий. Жизнь в нем ни для кого не бывает в полном смысле сладкой и приятной, без горестей и печалей, даже если человек обладает мудростью (пророки и праведники). Сказано, что у обладателей мудрости в этой жизни глаза наполнены слезами, потому что их глаза постоянно видят смерть».

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ وَعْدَ اللهِ حَقٌّ فَلاَ تَغُرَّنَّكُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَلاَ يَغُرَّنَّكُم بِاللهِ الْغَرُورُ

«О люди! Воистину, обещанное Аллахом (воскрешение, вознаграждение, наказание) – истина. Пусть суета земной жизни не обманывает вас, и пусть не обманывает вас обманщик (шайтан) относительно Аллаха».  (Фатыр, 35/5)

Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) после того, как прочитал этот аят, спросил:

– Чьи это слова: «Пусть суета земной жизни не обманывает вас»?

И сам же ответил:

«Это слова Того, Кто создал эту земную жизнь! Кто знает ее лучше Того, Кто ее создал?! О люди! Остерегайтесь, избегайте обмана земной жизни! В этой жизни много обманчивых занятий. Если кто-то начинает заниматься одним занятием, оно приносит ему еще десять. Насколько же неразумен сын человеческий, который предпочитает эту жизнь, за которую он будет отвечать, отчитываться за дозволенное и нести наказание за запретное! Он не задумывается о последующей вечной жизни. Не задумывается о том, что завтра он предстанет перед Аллахом Всевышним с отчетом за содеянное. Он не совершает свои деяния только ради Аллаха. Он не вмешивается, когда наносится вред основам религии. Но когда наносится вред его мирским интересам, он сразу же начинает стонать и причитать».

Ибрахим Матбули (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Оставь высокомерие, и будешь великим. Очисти свое сердце от любви к мирскому, чтобы не препятствовать притоку веры в сердце. Если сердце человека не очистилось от этой любви, вера не вольется в его сердце».

У Шейха Шамсутдина Ханафи (рахматуллахи алейхи) спросили:

– Какого человека называют благочестивым (салих)?

Он ответил:

– Благочестивый – это тот, кто достиг того, чтобы предстать перед Аллахом. А предстать перед Ним достоин лишь тот, кто уберег себя от бренной жизни для жизни вечной.

Благочестивый Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Аллах не любит эту бренную жизнь и тех, кто к ней привязан. Поэтому благоразумным людям не следует быть привязанными к ней. Аллах считает врагом эту жизнь, потому что она обманывает и вводит в заблуждение Его рабов, уводя их от поклонения Ему.

Те, кто в этой жизни суетятся для того, чтобы обладать мирскими благами, не отличают запретное от дозволенного при накоплении имущества, подвергнутся различным наказаниям под землей и, стоная, будут просить:

– О наш Господь! Если бы Ты вернул нас обратно в бренный мир хотя бы на короткое время, чтобы мы, не отличая день от ночи, поклонялись Тебе, чтобы заслужить Твое довольство нами.

На эти их мольбы последует такой ответ:

– Вы в этом мире пребывали немало. Однако вы сознательно растратили свою жизнь на любовь к мирскому. Вам было дано несчитанное количество советов. Вам было неоднократно разъяснено об ожидающих вас мучениях, которые вас сейчас и настигли. И после всего этого у вас нет никакого права на просьбы. Земная жизнь была дана вам для служения, а здесь место отчета за содеянное.

Они поймут суть деяний земной жизни только после погребения их в землю, но от этого им уже не будет никакой пользы».

Благочестивый Руми (рахматуллахи алейхи) продолжает:

«О дорогой мой! Если кто-то отдался всей своей душой этой жизни, в конце ее он будет сожалеть об этом, пребывая в раскаянии, но это позднее раскаяние не принесет пользы. Сегодня, когда у тебя есть возможность вырваться из сетей погони за имуществом, постарайся спасти себя. Посещай кладбища, обрати взор на печальный конец тех, кто копил мирские блага, гонялся за ними, не отличая запретное от дозволенного, и на то, как накопленное перешло к их наследникам».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупредил нас:

«Продолжительность этой жизни – один час».

Этот час, эту краткую жизнь постарайся провести в поклонении. И одним из путей избавления сердца от любви к мирскому и выходу из плена этого мира является щедрость. В Судный день щедрые люди, давая отчет за приобретенное ими в жизни имущество, не будут испытывать трудностей (т.к. они давали закят, садака и т.д.). Щедрость это черта характера, которая ведет человека в Рай. Скупость же ведет человека в Ад.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Несомненно, когда духовный свет (Нур) вольется в сердце человека, его сердце становится щедрым и вкушающим радость.

Его спросили:

– О Посланник Аллаха! Существуют ли признаки этого?

На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Признаком этого является то, что человек отдаляется от обманчивой мирской жизни и устремляется к жизни вечной, подготавливаясь к ней еще до наступления смерти.    

До нас в этот мир приходило много Пророков. Они имели в своем распоряжении много материальных благ и мирских богатств, но они не оставили их себе, утопая в роскоши. Они расходовали дары Аллаха на пути служения Ему. Сами же ели ржаной хлеб и носили простую одежду.

Пророк Сулейман (алейхис салям) управлял целым миром. Джинны, дикие животные и птицы подчинялись ему. Он понимал язык каждого. Однако он сам плел корзины и этим зарабатывал себе на пропитание.

Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) принадлежащие ему трофеи сразу же раздавал бедным и нуждающимся. А у него были такие времена, что в течение девяти дней он лишь один раз ел ржаной хлеб.

Тех, кто в этой жизни идет за желаниями своего низменного эго (нафса), после смерти ждут такие злоключения, где они подвергнутся мучениям, избавиться от которых будет очень трудно, а может, даже и невозможно. Тех же, кто в этой жизни много трудился, пребывал в бедности и нищете, не мог найти себе пропитание, чтобы наесться досыта, ждет нескончаемое благоденствие.      

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у Абу Хурейры (радыйаллаху анху):

– О Абу Хурайра! Показать тебе этот мир, со всем, что в нем есть?

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) ответил:

– Покажи, о Посланник Аллаха!

Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял его за руку и привел к оврагу, служившему городской свалкой. Там валялись черепа людей, человеческие испражнения, обрывки одежды и кости. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), указав на это, сказал:

– Это черепа тех, кто, как и вы, приютили в себе сильные желания и большие мечты, а сейчас они лежат здесь в виде костей, которые в скором времени превратятся в пыль. Эти испражнения это вкусные блюда, которые они вкушали, стремясь приобрести их любым способом. Они наполняли ими свои желудки, а сейчас все сторонятся и избегают их. Эти тряпки были их красивыми одеждами, а сейчас ветер рвет их на части. А это кости животных, на которых они путешествовали из края в край. Это и есть наш мир и его конец! А теперь тот, кто хочет гоняться за ним, пусть гоняется.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– В Судный день перед Всевышним Аллахом предстанут люди с огромным количеством деяний. И последует приказ, чтобы они вошли в Ад.

У Пророка спросили:

– Эти люди совершали намаз?

Он ответил:

– Да. Они совершали намаз, держали пост. Они поклонялись даже ночью. Но как только им представлялась возможность овладеть каким-либо имуществом, они, не отличая запретного от дозволенного, налетали на него и жадно поглощали.

Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) различал людей по их благоразумию. Так давайте же будем благоразумны. Давайте в этом временном гостином дворе посвятим наше время самым полезным вещам. Всем известно описание тасаввуфа. Это использование своего времени на самые полезные вещи. Вместе с ниспосланными дарами от Всевышнего нам достались и обязанности – это быть внимательными (отличать запретное от дозволенного) и не забывать до конца наших дней о благодарности Аллаху. Самые ценные дары Аллаха – это вера и здоровье. Насколько же почетно быть рабом Аллаха и быть членом общины Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)! Насколько почетно быть мусульманином, стремящимся быть рабом, которым доволен Аллах! Это великий дар. После того, как мы все это поняли, нам остается только быть чистыми душой, чистыми от грехов, и в таком состоянии прожить эту жизнь. И во главе всего этого – не гоняться за мирскими благами, и быть очень внимательными к запретному и дозволенному. По достоинству оценивать свои действия для этой жизни и для жизни будущей. Целиком и полностью предаться служению Аллаху. 

 

 


РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЕРТИ

Каждый день мы узнаем о смерти близкого нам человека, соседа, родственника, друга или просто постороннего. Неся умершего на кладбище на своих плечах, берем ли мы из этого поучительный урок, одумываемся ли, и открывает ли это наши глаза? Становится ли это причиной того, чтобы мы начали готовить себя к будущей вечной жизни и совершать свои действия ради Всевышнего Аллаха? Помним ли мы, что и нам предстоит вкусить смерть? Для зрящих смерть – это действительно ясный и поучительный урок. Как жаль, что люди беспечны. Зная, что эта жизнь временна, они работают изо всех сил ради нее, как будто никогда не умрут. Но пусть знают: как бы человек не прятался и не избегал смерти, все равно он, в конце концов, будет погребен в черную землю.

Пророк Мухаммад ِ(саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к сподвижникам, спросил:

– Ответьте откровенно, разве нам не предписана смерть? Ответьте, те люди, которых мы похоронили, не странники ли они, быстро возвращающиеся? Мы хороним их в землю и используем то, что они оставили (наследство), но не задумываемся о том, что и мы будем на их месте.

Воспоминания и размышления о смерти уменьшают в сердце любовь и привязанность к бренной жизни. Размышляющий о смерти понимает временность и отсутствие всякой ценности этой жизни. Как только это знание укрепится в нем, он отдает ей ровно столько, сколько она стоит. Он со всем своим старанием посвящает себя подготовке к вечной жизни.

Мы используем свое время и усилия для того, чтобы добиться результатов в этой жизни. Так почему же нам не приложить все свое старание для жизни вечной? Мы должны отдавать предпочтение вечному, а не бренному. Эти слова не означают, что мы должны пренебрегать этой жизнью. Каждый верующий должен жить здесь так, как будто будет жить вечно, и готовиться к вечной жизни так, как будто умрет завтра. Для того чтобы подготовиться к будущей жизни, необходимо очищать свое сердце, воспитывать эго (нафс), искренне совершать богослужения ради того, чтобы заслужить довольство Аллаха, и, совершая благие дела, приносить пользу мусульманской общине. Когда мы осознаем, что, сколько бы ни возвеличивали бренную жизнь, она является лишь почвой для жизни вечной, то свои усилия и время мы будем посвящать более полезным вещам. В таком случае мы не будем из числа обманутых бренной жизнью, а будем из числа тех, кто использует ее и видит, что она работает на него.

Передано от Абу Зарра (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Посещайте кладбища, ибо это напоминает о жизни вечной. Обмывайте умерших, ибо это занятие является наставлением для живущего. Выполняйте погребальный намаз – джаназа – может быть, он даст вашим сердцам печаль. Люди, находящиеся в печали, находятся под покровительством Аллаха».

Передала Айша (радыйаллаху анха), что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если кто-то придет на могилу к своему брату (мусульманину) и сядет у его изголовья, то умерший будет слышать его, пока он будет там находиться. А когда он будет уходить, умерший напутствует его добрым словом».

Передано от Ибн Малика и Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Навещайте своих умерших и желайте им мира и спокойствия, потому что это является назиданием для вас».

Айша (радыйаллаху анха) передает, что Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Вспоминайте своих умерших только добрым словом, чтобы не впасть в грехи, говоря о них плохо. Ведь, быть может, они попадут в Рай, а если они предназначены для Ада, то этого им достаточно».

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда вы хвалите кого-то, он вправе попасть в Рай. А когда вы порицаете кого-то другого, он вправе попасть в Ад. Потому что вы являетесь свидетелями Аллаха на земле». (Бухари и Муслим)

Также Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал от нашего любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) следующий хадис:

«Один человек умирает, и Аллах знает, что он был плохим. Но если община мусульман свидетельствует о том, что он был хорошим, то Аллах говорит:

– О Мои Ангелы! Будьте свидетелями! Я принял свидетельство Моих рабов об этом человеке, отстранив Мое Знание о нем».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Оказавшись в своей могиле, человек услышит звук удаляющихся шагов хоронивших его людей. После этого с ним будет разговаривать только его могила. Она скажет:

– О человек! Мне жаль тебя. Разве тебя не пугали мной? Разве тебе не рассказывали о моей тесноте, запахе, червях и жуках, о моей суровости? Что ты приготовил для меня?»

 Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

«Явились вы к Нам, лишенные всего. Такими, как Мы сотворили вас с самого начала. Вы оставили позади себя то, чем Мы вас наделили».

Перед смертью Абу Бакр Сыддык (радыйаллаху анху), отзываясь на просьбу Салмана Фариси (радыйаллаху анху) о наставлении, сказал:

«Аллах Всевышний откроет перед вами двери. Вы не берите более того, что вам необходимо. Знай! Кто выполнял утренний намаз, тот под покровительством Аллаха. Не пренебрегай же Его повелениями, ибо Он может бросить тебя в Ад за эту провинность».

Омар бин Абдуль-Азиз, лежа на смертном одре, заплакал. Окружающие спросили его:

– Что за причина вызвала твои слезы, ведь столько дел было совершено Аллахом через тебя, справедливость при тебе достигла наивысших вершин?

Он же, плача, сказал:

– Разве я не предстану перед Всевышним Аллахом, чтобы отчитаться за весь мой народ? Я не уверен, что был справедлив к каждому, а, помимо этого, еще и мои недостатки. Из-за всего этого стоит бояться и плакать.

Сказав это, он через некоторое время умер.

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Смерть – это великое дело и великая опасность. Люди этого не осознают, а если они и вспоминают о ней, то это сильно не влияет на их сердца. Потому что их сердца настолько заполнены мирскими делами и заботами, что в них не осталось места ни для чего другого. Спасением же от этого является лишь уединение, хотя бы на час, от мирских забот. Такое же, как у человека, блуждающего по пустыне, ни от кого не ожидающего помощи, самостоятельно ищущего выход из своего положения. Сначала он должен принять все необходимые меры и, пребывая в уединении, должен сказать себе: «Приближается моя смерть, быть может, она придет сегодня».

Если человеку скажут: «Иди. Войди в незнакомую темную пещеру». А он не знает, что там может ожидать его. Быть может, там внутри скрывается колодец, ядовитые гады или хищные животные. От такого ужаса у него могут затрястись коленки.

После смерти положение в могиле не легче, чем перед пещерой. Те же вопросы мы должны задать себе сами. Не задумываться о том, что нас ожидает в могиле, – какая же это беспечность и глупое безрассудство! Самое лучшее решение этого вопроса – вспомнить умерших друзей и поразмышлять о них. Задуматься о положении каждого в этой жизни, об их богатствах и делах, тяготах и радостях. О том, чего они достигли в этой жизни, как они старались не помнить о смерти и отвлекали себя от этой мысли. О том, как они, не подготовившись к жизни вечной, с пустыми руками, не имея ничего для нее, неожиданно были настигнуты смертью. Думая об этом, представляй, каково их положение в могиле, как сейчас разлагаются органы их тела. Как черви и насекомые едят их мясо, кожу, глаза, язык. Как в это время, когда они находятся в таком положении в могиле, их наследники, разделив их имущество, с удовольствием расходуют его. Этим способом вспомни о каждом из ушедших друзей. Ты такой же, как и они. Поэтому откажись от хохота, беспечности и бесполезных дел, которыми они занимались день и ночь. Осознав это, извлекая из их смерти урок, ты можешь получить счастливое спасение. Люди не учитывают, что наступит день, когда их самих положат на погребальные носилки. А если они и задумываются, то им кажется, что это будет в далеком будущем. Они не понимают, что точно так же думали и те, кого сейчас несут на погребальных носилках. Насколько пусты их предположения! Когда человек видит похоронную процессию, самое лучшее для него представить себя на месте умершего, потому что все без исключения пройдут через это. Земная жизнь коротка и лжива. Однако мы много отдаем ей. Так давайте помнить о смерти, для того чтобы подготовить себя для жизни вечной».

 

ДЕНЬ ПЕЧАЛИ И ТОСКИ

Рассказывается, что Тамим Дари (рахматуллахи алейхи) читал 21-ый аят из суры «Аль-Джасийя» всю ночь до утра и плакал. В этом аяте сказано:

أًمْ حَسِبَ الَّذِينَ اجْتَرَحُوا السَّيِّئَاتِ أّن نَّجْعَلَهُمْ كَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَوَاء مَّحْيَاهُم وَمَمَاتُهُمْ سَاء مَا يَحْكُمُونَ

«Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, что их жизнь (на земле) и (после) смерти будет одинакова? Скверны же их суждения!» (Аль-Джасийя, 45/21)

Яхья Рази бин Муаз (рахматуллахи алейхи) сказал:

«О люди! Не забывайте, что завтра вы группами с разных сторон будете собраны к месту отчета (махшар) и будете отвечать перед Всевышним Аллахом даже за крупицу из содеянного вами. Те грешники, которые не смогли пройти отчет, группами в удручающем состоянии будут отправляться в Ад. А любимые рабы Аллаха после достойного отчета за содеянное радостными будут отправлены в Рай.

О, мои братья! День сбора и отчета – это День печали и тоски. Это великий День, не поддающийся описанию! В этот День будут взвешены все деяния, раскрыто все хорошее и плохое из содеянного. Это День криков и стонов. В этот День раскроется, кто был лицемером и занимался показухой. И станет ясно, кто есть кто.

В этот День лица одних будут сиять, а у других они будут чернее черного.

Это День, когда никто не сможет помочь другому, не сможет никакой хитростью помочь самому себе. Это День, когда мать и отец убегут от своих детей, а дети от своих родителей, не в силах помочь друг другу.

В этот День не будет пользы угнетателям от их стонов и просьб. В этот День каждая душа думает о себе».

Отчет

Муаз бин Джабаль (радыйаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человек в Судный день не сдвинется с места отчета, пока не ответит на четыре вопроса:

1) Как провел свою жизнь?

2) Как использовал свое тело?

3) Как применял свои религиозные знания?

4) Как зарабатывал и расходовал свое имущество?»

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

حَتَّى إِذَا جَاء أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُون .لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا وَمِن وَرَائِهِم بَرْزَخٌ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ. فَإِذَا نُفِخَ فِي الصُّورِ فَلَا أَنسَابَ بَيْنَهُمْ يَوْمَئِذٍ وَلاَ يَتَسَاءلُونَ.فَمَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ. وَمَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَئِكَ الَّذِينَ خَسِرُوا أَنفُسَهُمْ فِي جَهَنَّمَ خَالِدُونَ .تَلْفَحُ وُجُوهَهُمُ النَّارُ وَهُمْ فِيهَا كَالِحُونَ .أَلَمْ تَكُنْ آيَاتِي تُتْلَى عَلَيْكُمْ فَكُنتُم بِهَا تُكَذِّبُونَ.قَالُوا رَبَّنَا غَلَبَتْ عَلَيْنَا شِقْوَتُنَا وَكُنَّا قَوْمًا ضَالِّينَ .رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْهَا فَإِنْ عُدْنَا فَإِنَّا ظَالِمُونَ.قَالَ اخْسَؤُوا فِيهَا وَلَا تُكَلِّمُونِ .إِنَّهُ كَانَ فَرِيقٌ مِّنْ عِبَادِي يَقُولُونَ رَبَّنَا آمَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ .فَاتَّخَذْتُمُوهُمْ سِخْرِيًّا حَتَّى أَنسَوْكُمْ ذِكْرِي وَكُنتُم مِّنْهُمْ تَضْحَكُونَ .إِنِّي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَائِزُونَ.

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: «Господи, верни меня в этот мир, быть может, я свершу праведные дела, которыми я пренебрегал». Так нет же! То, что он говорит, всего лишь пустые слова. Позади тех, кто уходит из этого мира, встанет преграда до их воскрешения. Когда же затрубят в Сур, в тот День не будут видеть родственных уз и не будут расспрашивать друг друга ни о чем. И у кого на весах перевесит чаша благих деяний, те и будут спасены от Ада. А у кого на весах чаша благих деяний окажется легкой, те сами себе навредили и потому пребудут вечно в Аду. Их лица будет сжигать Адский огонь, и они будут корчиться в нем. (Им скажет Аллах): «Разве не были возвещены вам Наши знамения и разве вы не отвергли их?» Они взмолятся: «О Господи! Наше злосчастье оказалось сильнее нас, и стали мы заблудшими. Господи! Выведи нас из Ада, если мы вновь станем грешить, то будем творящими беззаконие».

Аллах ответит: «Прочь! Ступайте с позором в Ад и не говорите со Мной! Воистину, говорили же некоторые из моих рабов: «Господи! Мы уверовали, так прости же нас и помилуй, ибо Ты – лучший из тех, кто милует». Но вы насмехались над ними так, что даже забыли Меня, в то время как осмеивали их. Воистину, в этот День Я вознаградил их за то, что они терпели, и поэтому они преуспели». (Аль-Муминун, 23/99-111)

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلاَ أَوْلَادُكُمْ عَن ذِكْرِ اللهِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ. وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلاَ أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ. وَلَن يُؤَخِّرَ اللهُ نَفْسًا إِذَا جَاء أَجَلُهَا

وَاللهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ.

«О вы, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, кто обманут этим, они и есть потерпевшие урон. Расходуйте из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть, и вы не скажете: «Господи, если бы Ты дал мне отсрочку на кроткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных». Но никогда Аллах не дает отсрочки человеку, чей смертный час настал, ведь Аллах ведает о том, что вы творите». (Аль-Мунафикун, 63/9-11)

Верующий и печаль

Абу Зарр Аль-Гифари (радыйаллаху анху) передает хадис-кудси от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который сообщил, что Аллах Всевышний сказал:

«О мои рабы! Я никого не угнетаю, и Я запретил вам угнетать друг друга.

О мои рабы! Все вы в заблуждении, кроме тех, кому Я даровал истинный путь. Поэтому просите у Меня, чтобы Я даровал вам истинный путь и направил вас по нему.

О мои рабы! Все вы голодные, кроме тех, кого Я накормил. Поэтому просите у меня удел, чтобы Я накормил вас.

О мои рабы! Все вы раздеты, кроме тех, кого Я одел. Поэтому просите у Меня одежду, чтобы Я одел вас.

О мои рабы! Вы днем и ночью совершаете ошибки и грехи, а Я прощаю вас. Поэтому просите у Меня прощения до того, как Я прощу ваши грехи.

О мои рабы! Если все люди и джинны, начиная с первого человека на земле, станут богобоязненными, как самый богобоязненный из вас, это не прибавит ничего к тому, чем владею Я.

О мои рабы! Если все люди и джинны соберутся вместе, и каждый будет просить Меня, что хочет, и Я выполню просьбу каждого из них, то это не убавит ничего из того, чем владею Я, а будет всего лишь каплей в море.

О мои рабы! Я знаю каждое из ваших деяний. В Судный день Я воздам за каждое из них. Кто в этот день получит благо, пусть восхваляет Аллаха, а кто не получит блага, пусть никого не винит, кроме самого себя. Ведь, воистину, каждый получит в Судный день то, что он уготовил для себя, находясь в жизни».

Ибрахим Тайми (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Есть опасение, что тот верующий, который не пребывал в печали и страхе, не будет обитателем Рая. Потому что обитатели Рая, войдя в него, скажут:

قَالُوا إِنَّا كُنَّا قَبْلُ فِي أَهْلِنَا مُشْفِقِينَ

«Воистину, мы были в кругу своей семьи и страшились (недовольства и наказания) Аллаха». (Ат-Тур, 52/26)

Здесь плакать бесполезно

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил об Аде у Ангела Джабраиля (алейхис салям), и тот подробно о нем рассказал. Выслушав рассказ, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не выдержал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, он спросил:

– О Джабраиль! Кто-нибудь из моей общины попадет в это страшное мерзкое место?

– Да, – ответил Джабраиль. – Туда из твоей общины попадут те, кто совершил большие грехи.

Получив такой ответ, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно заплакал и удалился в свою комнату, а после он выходил только для совершения намазов и ни с кем не общался.

Спустя три дня Абу Бакр (радыйаллаху анху) подошел к двери Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:

– Можно увидеть Посланника Аллаха?

Но ответа не последовало, он заплакал и ушел.

Затем пришел Омар (радыйаллаху анху) и сказал те же слова, но ответа не последовало, и он также со слезами на глазах удалился.

Затем пришел Салман Фариси, он поведал обо всем Али (радыйаллаху анхума). 

Фатима (радыйаллаху анха), услышав это, побежала к благословенному дому своего отца. У дверей она сказала:

– О Посланник Аллаха! Это ваша дочь Фатима.

В это время Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в земном поклоне и плакал о своей общине. Когда, наконец-то, открылась дверь, Фатима увидела, что лицо отца пожелтело от печали и слез, а щеки его ввалились. Она спросила:

– О мой отец! Что с вами случилось?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– О Фатима! Ко мне приходил Ангел Джабраиль и рассказал об уровнях Ада. Он сказал, что большие грешники из моей общины попадут туда. Это причина моей печали и слез.

Фатима (радыйаллаху анха) спросила:

– Как же это произойдет?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поведал ей следующее:

– Когда возьмут грешников и поведут в Ад, они станут кричать, ища моей защиты: «О Мухаммад! О Мухаммад!» Но когда они приблизятся к Аду и увидят Ангелов наказания, они забудут обо мне. Ангелы спросят их:

– Кто вы такие?

Они ответят:

– Мы – люди, которым был ниспослан Коран, и мы держали пост в месяц Рамадан.

Ангелы скажут:

– Коран был ниспослан общине Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Услышав это, они сразу вспомнят обо мне и скажут:

– Мы из его общины.

Ангелы спросят:

– Вы что, не слышали, что случается с теми, кто пошел против повелений Аллаха, не читали об этом в Коране?

Они ответят:

– Мы читали об этом в аятах Корана, но пребывали в беспечности и последовали за шайтаном.

Они очень сильно будут сожалеть о содеянном и будут рыдать, пока не останется слез, и из их глаз потечет кровь.

Ангелы скажут им:

– Здесь плакать бесполезно. Если бы вы так плакали в жизни, то вам была бы от этого польза, и вы бы сейчас не плакали.

И последует приказ Ангелам бросить их Ад.

Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Баран восприимчивее человека. Потому что, когда его окликает пастух, он тут же оставляет пищу и обращает на него внимание. Что можно сказать о человеке, который из этой истины не извлекает поучительного урока и не откликается на призыв своего Господа?»

 

ЗИКР – ЭТАЛОН ВЕРЫ

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

«А тому, кто не будет помнить обо Мне (совершать зикр), воистину предстоит провести жизнь в тяготах. И Мы воскресим его в день воскрешения слепым. И он воскликнет: «Господи, почему Ты воскресил меня слепым, ведь я был зрячим»? Аллах скажет, что подобно тому, как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что между тем, кто поминает Аллаха, и тем, кто не поминает Его, разница как между живым и мертвым.

Наш духовный наставник Сами эфенди (рахматуллахи алейхи) в своих беседах уделял большое внимание поминанию Аллаха – зикру, и каждый день в своих наставлениях он упоминал этот аят и хадис.

Из вышеприведенного аята видно, как сурово Аллах отнесется к тем, кто не постигает Его Величия и не вспоминает о Нем, неблагодарно забывая о своем Творце.

В хадисе же указывается на то, что дух совершающих зикр жив, а дух не совершающих его мертв. Различие между этими типами людей очевидно.

Зикр – это самый великий дар, который дал Всевышний Аллах своим любимым рабам. Невозможно представить что-либо величественнее его.

Зикр – это важное мерило любви и веры. Любящий постоянно помнит о своем любимом днем и ночью, каждый час, каждый миг, и никак не может его забыть. Все любящие находятся в таком состоянии.

Например, любовь Зулейхи к Пророку Юсуфу (алейхис салям). Когда она была изгнана из дворца, ее благосостояние составляло семь верблюдов, нагруженных драгоценностями. Но оно не обольщало ее. Каждого, кто приносил ей весть о Юсуфе (алейхис салям), она одаривала драгоценностями. Она дошла до такого состояния, что везде и во всем видела своего возлюбленного, и в каждом звуке слышала «Юсуф, Юсуф…». Она раздала все, что у нее было, но ее любовь от этого только возросла.

Спустя время они поженились, и по Воле Всевышнего она родила двоих детей. Они были очень счастливы. Затем ей была дарована любовь к Аллаху, и Зулейха целиком отдала себя Его поминанию. Эта любовь до такой степени овладела ею, что она забыла обо всем, кроме Него. Даже Юсуф (алейхис салям) был скрыт от ее взора. Если он звал её к себе утром, она откладывала это на вечер, если вечером, то на утро.

Если в сердце войдет любовь к Аллаху, то из него исчезает все, кроме Его поминания, даже предшествующая любовь к кому-либо. Разве можно, являясь рабами Аллаха, не думать о своем Господе и забыть Его хотя бы на мгновение, и от всей души и сердца не восхвалять и не благодарить Его за те несметные дары, преподнесенные Им – Истинным Дарителем благ – Ар-Разаком?!

Человек обязан везде и всегда постоянно помнить Всевышнего Аллаха. Ему дана такая достойная способность, и он ответственен за это. Он должен оценивать свой язык и сердце по поминанию Аллаха – зикру. Человек – это почетное создание Аллаха. Какое же достоинство делает его таким? И подобно ли оно достоинству овцы, которая только ест, пьет и спит? Нет! Аллах возвысил человека тем, что наделил его духом (человеческой душой) и сделал наместником на Земле (халифом). Благоразумный человек за свой дух должен постоянно восхвалять и благодарить Аллаха и, соблюдая достойную Его Величия этику, добросовестно исполнять свои обязанности раба. Ему необходимо стремиться ни один миг не пребывать без зикра. Он должен стремиться ко всему, что способствует зикру, и отталкивать от себя все, что препятствует ему. Кто достиг степени Зикруллах – постоянного зикра, тот достиг милости Аллаха. А кто не вкусил этого дара, тот не сумел понять его сути. Постоянно поминающий Аллаха обладает крепкой верой. Он полюбил Всевышнего Аллаха сильной любовью. Когда человек пребывает в состоянии постоянного зикра, перед ним открываются духовные пути, с которых убираются все преграды.

Зикруллах – это сияние сердца, покой души, хорошее настроение и мерило разума. У того, кто совершает зикр, сердце становится послушным, поступки и нравственность улучшаются, а душа радуется. Совершающий зикр становится жизнерадостным. И никакая беда не может приютиться в нем. Пребывающий в состоянии Зикруллах не общается долго с людьми, занятыми только мирскими заботами, потому что пребывание с беспечными наводит тоску и печаль.

Упоминание зикра в Священном Коране
и хадисах

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ

«Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас. Будьте благодарны Мне и не впадайте в неверие». (Аль-Бакара, 2/152)

وَاذْكُر رَّبَّكَ كَثِيرًا وَسَبِّحْ بِالْعَشِيِّ وَالإِبْكَارِ

«Поминай своего Господа усердно, славь Его и вечером и утром». (Али Имран, 3/41)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) передал в хадисе-кудси, что Всевышний Аллах сказал:

«О потомок Адама! Совершай зикр языком, Я с похвалой буду поминать тебя. Совершай зикр сердцем, Я буду поминать тебя. Восхваляй Меня, принижая себя, Я буду поминать тебя, возвеличивая.

О потомок Адама! Восхваляй Меня, и тебе откроются несметные дары, и ты будешь пребывать в довольстве вместе со Мной. И распахнется грудь твоя».

В другом хадисе-кудси Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передал, что Всевышний Аллах сказал:

«О потомок Адама! Меня найдет лишь тот, кто хочет и ищет Меня. А кто находит Меня, тот служит Мне. А кто служит Мне, тот восхваляет Меня. Я буду помнить его и буду его Любимым».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Аллах любит того, кто любит восхвалять Его .

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

– Шайтан уходит из сердец тех, кто восхваляет Аллаха, и заходит в сердца тех, кто не восхваляет Его.

Еще наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

– Нет поклонения величественней восхваления Аллаха.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в своем хадисе:

– С сердца повторяющего «Ля иляха илляллах» (Нет Бога кроме Аллаха) снимается завеса.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды обратился к своим сподвижникам:

– О моя община! Сказать вам, что лучше ваших благих дел и чище деяний, совершаемых ради Аллаха? О том, что увеличивает вашу степень, о том, что лучше вашей битвы с врагами, когда вы убиваете их и гибнете сами?

 Сподвижники спросили:

– Что же это такое, о Посланник Аллаха?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Это постоянное совершение зикра Аллаху Всевышнему.

Аллах помогает своему рабу стать любимым, как этого добиться, Он объясняет в Коране. Любому человеку приятно знать, что его кто-то любит. Он сделает все, чтобы понравиться и стать любимым. Так и перед Аллахом. Его любовь важнее всего на свете. Чтобы добиться ее, нужно воспитывать себя, совершать зикр. Человеку для совершения зикра не нужны драгоценности и богатства, имущество и дети. Ему нужны язык и сердце, покорность и искренность. Как же приятно осознавать, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) – самое лучшее создание. Он учит нас быть любимыми рабами Аллаха. Хвала и благодарность Аллаху за то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) оставил нам в наследство тех, кто передает его заветы, наставления и зикр.

В Судный день человек будет отчитываться, и в этом будут участвовать все органы его тела: сердце, язык, руки, ноги и т.д. Они будут свидетельствовать о том, чем они занимались в этой жизни. Если человек много размышляет и говорит об Аллахе, совершает зикр и восхваляет Его, то в Судный день его органы будут свидетельствовать об этом, говоря «Аллах, Аллах, Аллах…Астагфируллах…».

Даже если от страха в Судный день человек все забудет, его сердце скажет: «Аллах, Аллах…», и руки, и язык, и глаза и ноги будут указывать на его восхваления Господа во время пребывания в бренном мире.

 

 


САЛАВАТ

Передано от Абдуллаха ибн Омара (радыйаллаху анху), что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Когда вы слышите призыв на молитву, повторите его вслед за муэдзином, а затем читайте для меня Салават (просьба о возвеличивании степени Пророка). Потому что каждому, кто прочитает для меня один Салават, тому Аллах даст десять Салаватов (милостей). Затем просите Аллаха о том, что хотите, чтобы я дал вам путь к спасению. Потому что Салават ведет к такой степени Рая, которая предназначена только для благочестивых рабов и для тех, кто удостоился высокой степени. И потому что тому, кто просит Аллаха о том, чтобы я дал ему путь к спасению, будет дано мое заступничество». (Имам Насаи)

Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху) передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Я встретился с Джабраилем. Он сказал мне:

– Я обрадую тебя вестью от Всевышнего Аллаха. Он велел передать:

«Кто пожелает тебе Салям (мира и спокойствия, благоденствия и умиротворения), тому Я дам Салям. А тому, кто передаст тебе Салават, тому Моя милость». (Имам Суюти)

Убай бин Кааб (радыйаллаху анху) спросил:

– О Посланник Аллаха! Я читаю для тебя много Салаватов. Какую часть времени мольбы для себя мне уделить прошению для тебя?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Сколько хочешь.

Убай бин Кааб спросил:

– Четверть?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Сколько хочешь, но если уделишь больше времени, это будет лучше для тебя.

Убай бин Кааб опять спросил:

– Треть?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Сколько хочешь, но если уделишь больше времени, это будет лучше для тебя.

Убай бин Кааб еще раз спросил:

– Половину?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал тот же ответ:

– Сколько хочешь, но если уделишь больше времени, это будет лучше для тебя.

На это Убай бин Кааб сказал:

– В таком случае, о Посланник Аллаха, я посвящу все время моей мольбы чтению для тебя Салавата.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Этого тебе достаточно, твои грехи будут прощены. (Тирмизи)

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّ اللهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا
صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его Ангелы возвеличивают степень Пророка. О вы, которые уверовали! Молите возвеличить его степень и искренне желайте ему благоденствия и умиротворения». (Аль-Ахзаб, 33/56)

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел на меджлис радостным, с улыбкой на лице, и сказал:

«Придя ко мне, Джабраиль (алейхис салям) сказал:

– О Мухаммад! Доволен ли ты тем, что каждому из твоей общины, кто прочтет тебе Салават, будет десять Салаватов, а тому, кто передаст один Салям, будет десять Салямов?» (Насаи и Ибн Хиббан)   

Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Кто прочтет для меня один Салават, за того Ангелы десять раз будут просить прощения. Зная об этом, кто хочет, увеличит (салаваты), а кто хочет, уменьшит». (Ибн Маджа от Амира бин Рабиа)

Так же Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Каждому, кто читает для меня Салават, записывается десять вознаграждений и стирается десять грехов».

И еще:

«Кто в своей книге при упоминании моего имени пишет Салават, за того Ангелы будут просить прощение до тех пор, пока мое имя будет оставаться там».

Передано от Джабира (радыйаллаху анху), что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если мусульмане, собравшись, разойдутся, не прочитав Салават Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то от них будет исходить запах хуже зловонья мертвечины».  (Имам Суюти)

Абу Мусса Ат-Тирмизи передает от некоторых ученых:

«Если кто-либо на меджлисе один раз прочитает нашему Пророку Салават, то этого меджлиса ему будет достаточно».

Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху) рассказывал, что однажды Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) зашел в свою комнату, обратился в сторону киблы и совершил земной поклон (саджда). Он так долго находился в нем, что Абдуррахман подумал: «Наверное, Аллах забрал его душу». Он подошел к Пророку и сел рядом. Вскоре Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднял голову и спросил:

– Ты кто?

– Абдуррахман.

Он снова спросил:

– Что случилось?

Абдуррахман ответил:

– О Посланник Аллаха! Вы так долго находились в земном поклоне, что я испугался и подумал, что Аллах забрал вашу душу.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Ко мне явился Ангел Джабраиль (алейхис салям) и поведал радостную весть, которую Всевышний Аллах повелел ему передать мне:

«Каждому, кто передаст тебе Салават и Салям, будет Моя милость».

И за это я в благодарность Аллаху сделал земной поклон. (Ахмад бин Ханбаль, Муснад)

Абуль Мавахиб (рахматуллахи алейхи) рассказывал:

«Однажды во сне я видел Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Он сказал мне:

– Ты будешь совершать заступничество за сто тысяч человек.

Я удивился и спросил:

– За что же я получил это право, о Посланник Аллаха?

Он ответил:

– За то, что ты передавал мне вознаграждения за прочитанные для меня Салаваты».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть трется носом о землю тот, возле кого упоминается мое имя, а он не произносит Салават для меня. Пусть трется о землю тот, кто во время Рамадана не просил прощения, и Рамадан закончился. И пусть трется о землю носом тот, возле кого постарели родители, а его не впустят в Рай». (Тирмизи)

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) также передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), поднявшись на ступень минбара, сказал: «Аминь». Затем на следующей ступени опять сказал: «Аминь». Еще раз, поднявшись, сказал: «Аминь». Тогда Муаз спросил Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Почему ты трижды сказал «Аминь»?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Джабраиль (алейхис салям), придя ко мне, сказал:

«Пусть не войдет в Рай тот, кто, когда слышал твое имя, не произносил Салават, и умер таким. И пусть Аллах лишит его Своей милости и прощения, скажи: «Аминь»», – и я сказал.

«Пусть войдет в Ад тот, у кого в месяц Рамадан не был принят пост, и он умер с этим. И пусть Аллах лишит его своей милости и прощения, скажи: «Аминь»», – я сказал.

«Пусть войдет в Ад и будет лишен милости и прощения Аллаха тот, кто находился рядом со своей матерью и отцом, или с одним из них, и не ухаживал за ними, и умер таким, скажи: «Аминь»», – и я снова сказал: «Аминь». (Имам Суюти, Манахим, 70)

Али бин Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если рядом с человеком упоминается мое имя, а он не произносит Салават, то он самый скупой из скупых».

Передал Катада (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если возле человека произносится мое имя, а он не произносит Салават, то он притесняет меня». (Суюти)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.344 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь